СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ 1. 1.1 ЦЕЛЕВОЙ 1.2 Цель и задачи воспитания обучающихся 1.3.Направления воспитания 1.4. Целевые ориентиры воспитания РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ 2.1 Уклад профессиональной образовательной организации 2.2. Воспитательные модули: виды, формы, содержание воспитательной деятельности РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ 3.1. Кадровое обеспечение 3.2. Нормативно-методическое обеспечение 3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями 3.4 Система поощрения профессиональной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся 3.5 Анализ воспитательного процесса КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ на 2023/2024 учебный год РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ Целевые ориентиры воспитания Цель воспитания обучающихся в техникуме: личностное развитие обучающихся по профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» и их социализация, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Задачи воспитания: ● усвоение обучающимися знаний о нормах, духовно-нравственных ценностях, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); ● формирование и развитие осознанного позитивного отношения к ценностям, нормам и правилам поведения, принятым в российском обществе (их освоение, принятие), современного научного мировоззрения, мотивации к труду, непрерывному личностному и профессиональному росту; ● приобретение социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, в том числе в профессионально ориентированной деятельности; ● подготовка к самостоятельной профессиональной деятельности с учетом получаемой квалификации (социально-значимый опыт) во благо своей семьи, народа, Родины и государства; ● подготовка к созданию семьи и рождению детей. Целевые ориентиры воспитания 1.3.1 Инвариантные целевые ориентиры Инвариантные целевые ориентиры воспитания соотносятся с общими компетенциями, формирование которых является результатом освоения программ подготовки квалифицированных рабочих в соответствии с требованиями ФГОС СПО: ● выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам (ОК 01); ● использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности (ОК 02); ● планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях (ОК 03); ● эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде (ОК 04); ● осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста (ОК 05); ● проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения (ОК 06); ● содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях (ОК 07); ● использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности (ОК 08); ● пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке (ОК 09). Направления воспитания Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности с учётом направлений воспитания: − гражданское воспитание — формирование российской идентичности, чувства принадлежности к своей Родине, ее историческому и культурному наследию, многонациональному народу России, уважения к правам и свободам гражданина России; формирование активной гражданской позиции, правовых знаний и правовой культуры; − патриотическое воспитание — формирование чувства глубокой привязанности к своей малой родине, родному краю, России, своему народу и многонациональному народу России, его традициям; чувства гордости за достижения России и ее культуру, желания защищать интересы своей Родины и своего народа; − духовно-нравственное воспитание — формирование устойчивых ценностно смысловых установок обучающихся по отношению к духовнонравственным ценностям российского общества, к культуре народов России, готовности к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства; − эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры, эстетического отношения к миру, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства; − физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — формирование осознанного отношения к здоровому и безопасному образу жизни, потребности физического самосовершенствования, неприятия вредных привычек; − профессионально-трудовое воспитание — формирование позитивного и добросовестного отношения к труду, культуры труда и трудовых отношений, трудолюбия, профессионально значимых качеств личности, умений и навыков, мотивации к творчеству и инновационной деятельности, осознанного отношения к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной деятельности, к профессиональной деятельности как средству реализации собственных жизненных планов; − экологическое воспитание — формирование потребности экологически целесообразного поведения в природе, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние окружающей среды, важности рационального природопользования, приобретение опыта экологонаправленной деятельности; − ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей. Вариативные целевые ориентиры результатов воспитания обучающихся Умеющий брать на себя ответственность за результат выполненной работы. Способный быстро адаптироваться в условиях частой смены промышленных технологий. Демонстрирующий самостоятельность, организованность в решении профессиональных задач. Проявляющий коммуникабельность при работе в коллективе, способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические конфессиональные и культурные различия. Способный оперативно принятие решение в сложившихся производственных проблемах, связанных с автоматизацией производства, выборе на основе анализа вариантов оптимального прогнозирования последствий решения. РАЗДЕЛ2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ Воспитательные модули: виды, формы и содержание воспитательной деятельности. Осуществляется сотрудничество с партнерами на принципах стратегического партнерства в целях оперативного реагирования на новые потребности в подготовке кадров: Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает взаимодействие с ГАУЗ СО «Камышловская ЦРБ» в целях профилактики социально значимых заболеваний и пропаганде здорового образа жизни. ГКУ СРЦН «Камышловского района» с данным партнером реализуется проведение областных профилактических недель, оказания помощи в процессе социализации и адаптации обучающихся «группы риска» МБУ Культуры Камышловского краеведческий музей» городского округа «Камышловский МБУ Культуры Камышловского городского округа «Камышловская централизованная библиотечная система» АНО «Путь жизни» в целях профилактики вич-инфекции; МО МВД России «Камышловский» по вопросам правового информирования и правового просвещения обучающихся техникума; И.П Несытых Алина Анатольевна И.П. Котов Виталий Борисович автосервис «Да-car» И.П. Косарев Александр Николаевич «Шиномонтаж» И.П. Романов В.В. магазин «Автозапчасти» И.П. Ширыкалов Д.А. И.П. Мироник Д.Н. «Станция ТО» Автосервис «Центр» Рассматривая образовательный процесс как взаимосвязанный процесс обучения и воспитания, техникум планомерно создает систему, обеспечивающую каждому обучающемуся возможность формирования образовательной траектории для профессионального, карьерного и личностного роста. Внедрение новых форм обучения и воспитания за счет использования возможностей цифровой образовательной среды, моделирования производственных процессов с использованием спектра цифровых каналов коммуникации позволяет готовить работников с широким спектром компетенций и навыков необходимых на рынке труда. Модуль «Аудиторные занятия» - привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на аудиторных занятиях объектов, явлений, событий и т. д., инициирование обсуждений, высказываний обучающимися своего мнения, выработки личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям; ● инициирование и поддержка исследовательской деятельности при изучении учебных дисциплин и профессиональных модулей в форме индивидуальных и групповых проектов, исследовательских работ воспитательной направленности ● организация и проведение экскурсий (в музеи, картинные галереи, технопарки, на предприятия и др.), экспедиций, походов. Модуль «Кураторство» • Планирование и проведение групповых собраний обучающихся, находящихся в ведении куратора, целевой воспитательной тематической направленности по планам работы кураторов и по необходимости • Сплочение коллектива группы через игры, тренинги на командообразование, походы, экскурсии и т.п. • Организацию и проведение регулярных родительских собраний, информирование родителей об академических успехах и проблемах обучающихся, их положении в студенческой группе, о жизни группы в целом; помощь родителям и иным членам семьи во взаимодействии с педагогическим коллективом и администрацией планирование, подготовку и проведение праздников, фестивалей, конкурсов, соревнований и т. д. с обучающимися. Модуль «Основные воспитательные мероприятия по специальности» • Проведение общих для всей образовательной организации праздников, ежегодных творческих (театрализованных, музыкальных, литературных и т. п.) мероприятий, связанных с общероссийскими, региональными, местными праздниками, памятными датами. • Проведение торжественных мероприятий, связанных с завершением образования, переходом на следующий курс, а также совместных мероприятий с организациями- партнерами, направленных на знакомство и приобщение к корпоративной культуре предприятия, организации. • Разработку и реализацию обучающимися социальных, социально-профессиональных проектов, в том числе с участием социальных партнёров образовательной организации. Модуль «Организация предметно-пространственной среды» • организация в доступных для обучающихся и посетителей местах музейно - выставочного пространства, содержащего экспозиции об истории и развитии образовательной организации с использованием исторических символов государства, региона, местности в разные периоды, о значимых исторических, культурных, природных, производственных объектах России, региона, местности • размещение, обновление художественных изображений (символических, живописных, фотографических, интерактивных) объектов природного и культурного наследия региона, местности, предметов традиционной культуры и быта • организацию и поддержание в образовательной организации звукового пространства позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической воспитательной направленности (звонки-мелодии, музыка, информационные сообщения), исполнение гимна Российской Федерации (в начале учебной недели) и в конце недели • размещение информационных справочных материалов о предприятиях профессиональной сферы, имеющих отношение к профилю образовательной организации • разработка и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и др.), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания правилах, традициях, укладе образовательной организации, актуальных вопросах профилактики и безопасности. Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)» • организацию взаимодействия между родителями обучающихся и преподавателями, администрацией в области воспитания через «Совет родителей»; • привлечение родителей к подготовке и проведению мероприятий воспитательной направленности; • проведение родительских собраний по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания. • проведение межведомственных родительских собраний. Модуль «Самоуправление» • организацию и деятельность в образовательной организации органов самоуправления обучающихся (совет обучающихся, совет общежития, РДДМ «Движение первых», «ССК», «Медиацентр» и др.) • представление органами самоуправления интересов, обучающихся в процессе управления образовательной организацией, защита законных интересов, прав обучающихся Модуль «Профилактика и безопасность» • организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в образовательной организации безопасной среды как условия успешной воспитательной деятельности • сбор информации и регулярный мониторинг семей обучающихся, находящихся в сложной жизненной ситуации, профилактическая работа с неблагополучными семьями • организация психолого-педагогической поддержки обучающихся групп риска • организацию работы по развитию у обучающихся навыков само- рефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативному воздействию, групповому давлению. Модуль «Социальное партнерство и участие работодателей» • участие представителей организаций-партнёров, предприятий (организаций) и работодателей, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных производственных практик и мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей, ярмарки вакансий, государственные, региональные праздники, торжественные мероприятия и т. п.); • участие представителей организаций-партнёров в проведении мастер-классов, аудиторных и внеаудиторных занятий, мероприятий профессиональной направленности; • проведение на базе организаций-партнёров отдельных аудиторных и внеаудиторных занятий, презентаций, лекций, акций воспитательной направленности; 2.2.10 Модуль трудоустройство» «Профессиональное развитие, адаптация и • циклы мероприятий, направленных на подготовку обучающихся к осознанному планированию своей карьеры, профессионального будущего: посещения центра содействия 60 профессиональному трудоустройству выпускников, профессиональных выставок, ярмарок вакансий, дней открытых дверей на предприятиях, в организациях высшего образования и др.; • экскурсии на предприятия, в организации, дающие углублённые представления о выбранной специальности и условиях работы; • организацию мероприятий, посвященных истории организаций/ предприятийпартнёров; встреч с представителями коллективов, с сотрудниками-стажистами, представителями трудовых династий, авторитетными специалистами, героями и ветеранами труда, представителями профессиональных династий РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ Кадровое обеспечение Управление воспитательной работой обеспечивается кадровым составом, включающим директора, который несёт ответственность за организацию воспитательной работы в профессиональной образовательной организации, заместителя директора по социально-педагогической работе, непосредственно курирующего данное направление, педагога-организатора, социального педагога, кураторов учебных групп, преподавателей, мастеров производственного обучения, воспитателей общежития, преподавателей физвоспитания, педагога-психолога, педагогов дополнительного образования, советника директора по воспитанию. Функционал работников регламентируется требованиями профессиональных стандартов. Партнерами техникума в области воспитательной работы являются образовательные организации, общественные объединения, объекты социальной и культурной сферы, здравоохранения, субъекты профилактики: ТКДН и ЗП, НПДН линейного отдела полиции на станции Камышлов, представители работодателей. Нормативно-методическое обеспечение Основным документом, задающим направления, принципы и подходы воспитательной деятельности в техникуме является рабочая программа воспитания, как обязательная часть образовательной программы и предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности. Рабочая программа воспитания в техникуме разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления организацией (в том числе педагогического совета, совета обучающихся, совета родителей), реализуется в единстве аудиторной, внеаудиторной и практической (учебные и производственные практики) деятельности, осуществляемой совместно с другими участниками образовательных отношений, социальными партнёрами. Реализуя направления профилактической работы в техникуме, рабочая программа воспитания имеет ряд проектов, размещенные на официальном сайте техникума: - Проект «Здоровье» - Проект «Зеленый росток» - Проект «Новое решение» - Проект «Первокурсник» - Проект «Профессионал» - Проект «Радуга» - Проект «Студенческое самоуправление» - Проект «Я гражданин» 3. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на принципах: − публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся); - проведение конкурса «Лучшая группа года»; − прозрачности правил поощрения; − сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование индивидуальных и коллективных наград даёт возможность стимулировать индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не получившими награды); − привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях законных представителей обучающихся, представителей родительского сообщества, сторонних организаций, их статусных представителей через Совет родителей. 4 Анализ воспитательного процесса 1. Анализ условий воспитательной деятельности определяется по следующим позициям: 2. − описание кадрового обеспечения воспитательной деятельности (наличие специалистов, − прохождение курсов повышения квалификации); 3. − наличие студенческих объединений, кружков и секций в образовательной организации, которые могут посещать обучающиеся; 4. − взаимодействие с социальными партнёрами по организации воспитательной деятельности (базами практик, учреждениями культуры, образовательными организациями и др.); 5. − оформление предметно-пространственной среды образовательной организации. 2. Анализ состояния воспитательной деятельности определяется по следующим позициям: − проводимые в образовательной организации мероприятия и реализованные проекты; − уровень вовлечённости обучающихся в образовательной организации, проекты и мероприятия на региональном и федеральном уровнях; − включённость обучающихся и преподавателей в деятельность различных объединений; − участие обучающихся в конкурсах (в том числе в конкурсах профессионального мастерства); − снижение негативных факторов в среде обучающихся (уменьшение числа обучающихся, состоящих на различных видах профилактического учета/контроля, снижение числа совершенных правонарушений; отсутствие суицидов среди обучающихся). Основным способом получения информации является педагогическое наблюдение, анкетирование и беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками, представителями совета обучающихся. Внимание педагогов сосредоточивается на вопросах: какие проблемы, затруднения в профессиональном развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный год; какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему; какие новые проблемы, трудности появились; над чем предстоит работать педагогическому коллективу. Анализ проводится заместителем директора по социально-педагогической работе, советником директора по воспитанию и другими специалистами в области воспитания. Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением которых предстоит работать педагогическому коллективу. Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого заместителем директора по социально-педагогической работе в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются педагогическим советом. Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся, контингента обучающихся и др. Основным методом анализа воспитательного процесса в общеобразовательной организации является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов, в том числе и Совета родителей. Раздел 4. Календарный план воспитательной работы по профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» ГАПОУ СО «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» на 20232024 учебный год Модуль Аудиторные занятия. Кураторство Мероприятие Курс Группа Сроки Ответственные 1 курс Сентябрь 1 курс Сентябрь Заместитель директора по СПР Кураторы групп Мастера п/о Кураторы групп КВИЗ игра посвященная дню «Автомобилиста» 1-2 курс 27.10.2023 Экскурсии в «Тойота центр» 1-2 курс Ноябрь Экскурсии на предприятия социальных партнеров, работодателей. 1-2 курс ВЕРХНЯ ПЫШМА выставка военной техники. 1-2 курс Воинская часть (пункт технического обслуживания и ремонта, мойка). 1-2 курс Май Организация учебной и производственной практик студентов 1-2 курс Привлечение обучающихся к участию во Всероссийских проектах РДДМ, «Большая перемена», «Добро.рф» и т.д. 1-2 курс В соответствии с графиком В течение учебного года Проведение презентаций профессии, специальности в группах Классный час «Профессиональная этика и культура общения» Заместитель директора по СПР Педагог-организатор Кураторы групп Мастера п/о Кураторы групп Октябрь -март Мастера п/о Преподаватель спец.дисциплин Апрель Кураторы групп Кураторы групп Мастера п/о Мастера п/о Советник по воспитанию Самоуправление Участие в организации и проведении Дня открытых дверей 1-2 курс В течение учебного года Привлечение обучающихся в «Движение первых» 1-2 курс В течение учебного года 1-2 курс 2 октября Педагог-организатор 1-2 курс 27.10.2023 Заместитель директора по СПР Педагог-организатор 1-2 курс В течение года В течение года Сентябрьоктябрь Кураторы групп Май Мастера п/о Кураторы групп Кураторы групп Мастера п/о Основные День СПО воспитательные мероприятия. Организация предметно- КВИЗ игра посвященная дню «Автомобилиста» (с приглашением команд пространственной среды школы №58) Посещение Камышловского муниципального музея. Участие в проведении профессиональных проб и мастер-классов для 1-2 курс школьников Социальное партнёрство Мастер-классы от преподавателей «Учись у профи!» 1-2 курс и участие работодателей. - мастер -классы от студентов старших курсов «Умеешь сам научи другого!» Профессиональное развитие, адаптация и трудоустройство. Конкурс профмастерства (шиномонтаж). С приглашением студентов из 1-2 курс филиала пгт. Пышма +филиал Организация учебной и производственной практик Руководитель центра 1-2 Курс трудоустройства выпускников Встречи с ведущими специалистами предприятий (организаций) социальных партнеров 1-2 курс Экскурсии на предприятия социальных партнеров, работодателей. 1-2 курс В соответствии с графиком В течение года В течение года Зам директора по СПР Зам директора по УПР Мастера п/о Преподаватели спец. дисциплин Советник по воспитанию Мастера п/о Мастера п/о Преподаватели дисциплин. спец. Зам. директора по УПР Зам.директора по СПР Мастера п/о Кураторы групп Зам. директора по УПР Зам.директора по СПР Мастера п/о Кураторы групп