Двигательное развитие 1-4, 2 вариант, 2025

РО С С И Й С К А Я Ф Е Д Е РА Ц И Я
М инистерство образования С вердловской области
Г осударствен н ое автоном ное проф ессиональное образовательное учреж дение С вердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рассмотрено:
на заседании ШМО
начальных классов
протокол № 2
от 18.06.2025 г.

Рассмотрено:
на заседании педсовета
протокол № 4
от 19.06.2025 г.

Утверждено:
приказом директора № 339-од
от 26.06.2025 г.

Рабочая программа
коррекционного курса
«Двигательное развитие»
для обучающихся 1-4 классов
(АООП У О 2 вариант)

Составитель:
Попов
Владимир
Николаевич,
учитель,
1.кв. категории

Камышлов, 2025

Пояснительная записка
Двигательная активность является естественной потребностью у обучающихся.
Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности
всех систем и функций обучающихся (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы
и других внутренних органов).
Целью программы является: является работа по обогащению сенсомоторного
опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному
использованию двигательных навыков.
Коррекционный курс направлен на решение основных задач:
•
•
•
•

мотивация двигательной активности,
поддержка и развитие имеющихся движений,
расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений,
освоение новых способов передвижения, включая передвижение с помощью
технических средств реабилитации.
Развитие двигательных умений у обучающихся тесно связано с профилактикой
возникновения патологических состояний. В ходе работы тело обучающихся
фиксируется в таких позах (горизонтальных, сидячих, вертикальных), которые
снижают активность патологических рефлексов, обеспечивая максимально
комфортное положение в пространстве и возможность реализации движений.
Обеспечение условий для придания и поддержания правильного положения тела
создает благоприятные предпосылки для обучения самостоятельным движениям,
действиям с предметами, элементарным операциям самообслуживания, способствует
развитию познавательных процессов.
Место коррекционного курса в учебном плане
Программа по двигательному развитию рассчитана в 1 классе - 1 час в неделю (33
часа за год, 1 дополнительная неделя каникул), в 2 классе - 1 час в неделю (34 часа в
год), в 3 классе - 1 час в неделю (34 часа в год), в 4 классе - 1 час в неделю (34 часа в
год).
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся
заключается в следующем:
• на коррекцию наиболее распространенных дефектов (нарушение осанки,
походки, слабость мышц брюшного пресса, туловища, конечностей);
• на развитие координационных способностей учеников, их уровень
тренированности, способов выполнения упражнений (активно, с помощью,
пассивно);
• -на коррекцию и компенсацию недостатков физического развития (нарушения
осанки, плоскостопие, отставание в росте, в массе тела, дисплазии и т. д.);
• на коррекцию нарушений в движениях (нарушение координации, ориентировки
в пространстве, точность в движении, равновесия и т. д.);
• на устранение недостатков в развитии двигательных и иных качеств (силы,
быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, прыгучести и т. д.);
• на формирование здорового образа жизни и дальнейшей социализации.

Планируемые результаты освоения обучающимися АООП:
Личностные
• освоение доступной социальной роли обучающейся,
• развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из
спорных ситуаций;
• основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определённому полу, осознание себя как «Я»;
• социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной
деятельности;
• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
Предметные
• мотивация двигательной активности;
• поддержка и развитие имеющихся движений;
• расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений;
• освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью
технических средств реабилитации).
Содержание программы
•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•

Удержание головы в положении лежа на спине (на животе, на боку (правом,
левом), в положении сидя.
Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед в положении
лежа на спине/животе, стоя или сидя), повороты (вправо, влево в положении
лежа на спине/животе, стоя или сидя), «круговые» движения (по часовой
стрелке и против часовой стрелки).
Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые».
Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев,
сгибание пальцев в кулак /разгибание.
Выполнение движений плечами.
Опора на предплечья, на кисти рук.
Бросание мяча двумя руками (от груди, от уровня колен, из-за головы), одной
рукой (от груди, от уровня колен, из-за головы).
Отбивание мяча от пола двумя руками (одной рукой).
Ловля мяча на уровне груди (на уровне колен, над головой).
Изменение позы в положении лежа: поворот со спины на живот, поворот с
живота на спину.
Изменение позы в положении сидя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед,
назад, вправо, влево).

• Изменение позы в положении стоя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед,
назад, вправо, влево).
• Вставание на четвереньки.
• Ползание на животе (на четвереньках).
• Сидение на полу (с опорой, без опоры), на стуле, садиться из положения «лежа
на спине».
• Вставание на колени из положения «сидя на пятках».
• Стояние на коленях.
• Ходьба на коленях.
• Вставание из положения «стоя на коленях».
• Выполнение движений ногами: подъем ноги вверх, отведение ноги в сторону,
отведение ноги назад.
• Ходьба по ровной горизонтальной поверхности (с опорой, без опоры), по
наклонной поверхности (вверх, вниз; с опорой, без опоры), по лестнице (вверх,
вниз; с опорой, без опоры).
• Ходьба на носках (на пятках, высоко поднимая бедро, захлестывая голень,
приставным шагом, широким шагом, в полуприседе, в приседе).
• Бег с высоким подниманием бедра (захлестывая голень назад, приставным
шагом).
• Прыжки на двух ногах на месте, с продвижением (вперед, назад, вправо, влево).
• Прыжки на одной ноге.
• Удары по мячу ногой с места (с нескольких шагов разбега).
Перечень учебно-методического, материально-технического обеспечения

Спортивный инвентарь
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Гантели 14 шт
Мешочки с песком 14 шт
Эспандеры 7 шт
Коврики 7 шт
Коврик массажный 7 шт
Мяч фитбольный 7шт
Мяч резиновый 7шт
Палки гимнастические 7шт
Скакалки 7шт
Обруч 7 шт
Полусферы 7 шт.
Легкие мячи 10 шт.
Фитболы 5 шт.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

•
•
•
•
•
•

Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными отношениями).
Гриненко М.Ф. «Целебная сила движений».
Крутецкий В.А. «Психология обучения и воспитания школьников», Москва,
«ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2006г.
Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью под редакцией Л, Б, Баряевой. Санкт-Петербург, 2011 год.
Рекомендации врача высшей квалификационной категории по спортивной
медицине Осинцевой И.П.
Халемский Г.А. Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением
осанки: М.: НЦ ЭНАС,2004.-104 с.
Тематическое планирование
1класс
Темы занятий

Количество часов

1

Вводны й инструктаж по Т.Б

1

2

Упражнения на формирование правильной осанки

1

3

Упражнения для корпуса

1

4

Упражнения для головы

1

5

Упражнения на дыхание

1

6

Развитие координации движений

1

7

Упражнения для укрепления мыш ц спины

1

8

Упражнения для гибкости мыш ц спины

1

9

Удержание головы в разных положениях

1

10

Выполнение движений руками

1

11

Выполнение движений пальцами рук

1

12

Выполнение движений плечами

1

13

О пора на предплечья, на кисти рук

1

14

Бросание мяча двумя руками

1

15

Бросание мяча одной рукой

1

16

О тбивание мяча от пола двумя руками

1

17

Ловля мяча на уровне груди

1

18

И зменение позы в положении лежа

1

19

И зменение позы в положении сидя

1

20

И зменение позы в положении стоя

1

21

Вставание на четвереньки

1

22

П олзание на животе (на четвереньках)

1

23

Сидение на полу без опоры

1

24

Сидение с опорой

1

25

Вставание на колени из положения сидя

1

26

Х одьба на коленях

1

27

Вставание из положения «стоя на коленях»

1

28

Стояние и упражнения без опоры

1

29

Выполнение движений ногами

1

30

Х одьба по ровной горизонтальной поверхности

1

31

Упражнения на внимательность

1

32

Упражнения на быстроту реакции

1

33

Игры. И тоговое занятие

1

2 класс
Темы занятий

Количество часов

1

Вводны й инструктаж по Т.Б

1

2

Упражнения на формирование правильной осанки

1

3

Упражнения для корпуса

1

4

Упражнения для головы

1

5

Упражнения на дыхание

1

6

Развитие координации движений

1

7

Упражнения для укрепления мыш ц спины

1

8

Упражнения для гибкости мыш ц спины

1

9

Удержание головы в разных положениях

1

10

Выполнение движений руками

1

11

Выполнение движений пальцами рук

1

12

Выполнение движений плечами

1

13

О пора на предплечья, на кисти рук

1

14

Бросание мяча двумя руками

1

15

Бросание мяча одной рукой

1

16

О тбивание мяча от пола двумя руками

1

17

Ловля мяча на уровне груди

1

18

И зменение позы в положении лежа

1

19

И зменение позы в положении сидя

1

20

И зменение позы в положении стоя

1

21

Вставание на четвереньки

1

22

П олзание на животе (на четвереньках)

1

23

Сидение на полу без опоры

1

24

Сидение с опорой

1

25

Вставание на колени из положения сидя

1

26

Х одьба на коленях

1

27

Вставание из положения «стоя на коленях»

1

28

Стояние и упражнения без опоры

1

29

Выполнение движений ногами

1

30

Х одьба по ровной горизонтальной поверхности

1

31

Упражнения на внимательность

1

32

Упражнения на быстроту реакций

1

33

И гры с предметами

1

34

И тоговое занятие

1

3 класс
№

Название темы

Кол-во часов

1

Вводный инструктаж по технике безопасности

1

2

У пражнения на формирование правильной осанки

1

3

У пражнения для корпуса

1

4

Упражнения для головы

1

5

У пражнения на дыхание

1

6

Развитие координации движений

1

7

У пражнения для укрепления мышц спины

1

8

У пражнения для гибкости мышц спины

1

9

Удержание головы в разных положениях

1

10

Выполнение движений руками

1

11

Выполнение движений пальцами рук

1

12

Выполнение движений плечами

1

13

О пора на предплечья, на кисти рук

1

14

Бросание мяча двумя руками

1

15

Бросание мяча одной рукой

1

16

Отбивание мяча от пола двумя руками

1

17

Ловля мяча на уровне груди

1

18

И зменение позы в положении лежа

1

19

И зменение позы в положении сидя

1

20

И зменение позы в положении стоя

1

21

Вставание на четвереньки

1

22

Ползание на животе (на четвереньках)

1

23

Сидение на полу (с опорой, без опоры)

1

24

Сидение на стуле

1

25

Вставание на колени из положения сидя

1

26
27

И гры на координацию движений
Ходьба на коленях

1
1

28

Вставание из положения «стоя на коленях»

1

29

Стояние без опоры

1

30

Выполнение движений ногами

1

31

Ходьба по ровной горизонтальной поверхности

1

32

Упражнения на внимательность

1

33

У пражнения на быстроту реакции

1

34

И тоговое занятие

1

4 класс
№

Название темы

Кол-во часов

1

Вводный инструктаж по технике безопасности

1

2

Упражнения для координации и вестибулярного аппарата

1

3

У пражнения для корпуса

1

4

У пражнения для головы

1

5

У пражнения на дыхание

1

6

Развитие координации движений

1

7

У пражнения для укрепления мышц спины

1

8

У пражнения для гибкости мышц спины

1

9

Удержание головы в разных положениях

1

10

Упражнения на формирование правильной осанки

1

11

Выполнение движений пальцами рук

1

12

Выполнение движений плечами

1

13

О пора на предплечья, на кисти рук

1

14

Бросание мяча двумя руками

1

15

Бросание мяча одной рукой

1

16

Отбивание мяча от пола двумя руками

1

17

Ловля мяча на уровне груди

1

18

И зменение позы в положении лежа

1

19

И зменение позы в положении сидя

1

20

1

21

И зменение позы в положении стоя
Упражнения и игры по ориентации в пространстве

22

Комплекс упражнений «Здоровые спинки»

1

23

Сидение на полу (с опорой, без опоры)

1

24

Сидение на стуле

1

25

Вставание на колени из положения сидя

1

26
27

И гры на координацию движений
Ходьба на коленях

1
1

28

Вставание из положения «стоя на коленях»

1

29

Стояние без опоры

1

30

Выполнение движений ногами

1

31

Ходьба по ровной горизонтальной поверхности

1

32

Упражнения на внимательность

1

33

У пражнения на быстроту реакции

1

34

И тоговое занятие

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».