РО С С И Й С К А Я Ф Е Д Е РА Ц И Я
М инистерство образования С вердловской области
Г осударствен н ое автоном ное проф ессиональное образовательное учреж дение С вердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы
Рассмотрено:
на заседании ШМО
начальных классов
протокол № 2
от 18.06.2025 г.
Рассмотрено:
на заседании педсовета
протокол № 4
от 19.06.2025 г.
Утверждено:
приказом директора № 339-од
от 26.06.2025 г.
Рабочая программа
коррекционного курса
«Двигательное развитие»
для обучающихся 1-4 классов
(АООП У О 2 вариант)
Составитель:
Попов
Владимир
Николаевич,
учитель,
1.кв. категории
Камышлов, 2025
Пояснительная записка
Двигательная активность является естественной потребностью у обучающихся.
Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности
всех систем и функций обучающихся (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы
и других внутренних органов).
Целью программы является: является работа по обогащению сенсомоторного
опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному
использованию двигательных навыков.
Коррекционный курс направлен на решение основных задач:
•
•
•
•
мотивация двигательной активности,
поддержка и развитие имеющихся движений,
расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений,
освоение новых способов передвижения, включая передвижение с помощью
технических средств реабилитации.
Развитие двигательных умений у обучающихся тесно связано с профилактикой
возникновения патологических состояний. В ходе работы тело обучающихся
фиксируется в таких позах (горизонтальных, сидячих, вертикальных), которые
снижают активность патологических рефлексов, обеспечивая максимально
комфортное положение в пространстве и возможность реализации движений.
Обеспечение условий для придания и поддержания правильного положения тела
создает благоприятные предпосылки для обучения самостоятельным движениям,
действиям с предметами, элементарным операциям самообслуживания, способствует
развитию познавательных процессов.
Место коррекционного курса в учебном плане
Программа по двигательному развитию рассчитана в 1 классе - 1 час в неделю (33
часа за год, 1 дополнительная неделя каникул), в 2 классе - 1 час в неделю (34 часа в
год), в 3 классе - 1 час в неделю (34 часа в год), в 4 классе - 1 час в неделю (34 часа в
год).
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся
заключается в следующем:
• на коррекцию наиболее распространенных дефектов (нарушение осанки,
походки, слабость мышц брюшного пресса, туловища, конечностей);
• на развитие координационных способностей учеников, их уровень
тренированности, способов выполнения упражнений (активно, с помощью,
пассивно);
• -на коррекцию и компенсацию недостатков физического развития (нарушения
осанки, плоскостопие, отставание в росте, в массе тела, дисплазии и т. д.);
• на коррекцию нарушений в движениях (нарушение координации, ориентировки
в пространстве, точность в движении, равновесия и т. д.);
• на устранение недостатков в развитии двигательных и иных качеств (силы,
быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, прыгучести и т. д.);
• на формирование здорового образа жизни и дальнейшей социализации.
Планируемые результаты освоения обучающимися АООП:
Личностные
• освоение доступной социальной роли обучающейся,
• развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из
спорных ситуаций;
• основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определённому полу, осознание себя как «Я»;
• социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной
деятельности;
• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
Предметные
• мотивация двигательной активности;
• поддержка и развитие имеющихся движений;
• расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений;
• освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью
технических средств реабилитации).
Содержание программы
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Удержание головы в положении лежа на спине (на животе, на боку (правом,
левом), в положении сидя.
Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед в положении
лежа на спине/животе, стоя или сидя), повороты (вправо, влево в положении
лежа на спине/животе, стоя или сидя), «круговые» движения (по часовой
стрелке и против часовой стрелки).
Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые».
Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев,
сгибание пальцев в кулак /разгибание.
Выполнение движений плечами.
Опора на предплечья, на кисти рук.
Бросание мяча двумя руками (от груди, от уровня колен, из-за головы), одной
рукой (от груди, от уровня колен, из-за головы).
Отбивание мяча от пола двумя руками (одной рукой).
Ловля мяча на уровне груди (на уровне колен, над головой).
Изменение позы в положении лежа: поворот со спины на живот, поворот с
живота на спину.
Изменение позы в положении сидя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед,
назад, вправо, влево).
• Изменение позы в положении стоя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед,
назад, вправо, влево).
• Вставание на четвереньки.
• Ползание на животе (на четвереньках).
• Сидение на полу (с опорой, без опоры), на стуле, садиться из положения «лежа
на спине».
• Вставание на колени из положения «сидя на пятках».
• Стояние на коленях.
• Ходьба на коленях.
• Вставание из положения «стоя на коленях».
• Выполнение движений ногами: подъем ноги вверх, отведение ноги в сторону,
отведение ноги назад.
• Ходьба по ровной горизонтальной поверхности (с опорой, без опоры), по
наклонной поверхности (вверх, вниз; с опорой, без опоры), по лестнице (вверх,
вниз; с опорой, без опоры).
• Ходьба на носках (на пятках, высоко поднимая бедро, захлестывая голень,
приставным шагом, широким шагом, в полуприседе, в приседе).
• Бег с высоким подниманием бедра (захлестывая голень назад, приставным
шагом).
• Прыжки на двух ногах на месте, с продвижением (вперед, назад, вправо, влево).
• Прыжки на одной ноге.
• Удары по мячу ногой с места (с нескольких шагов разбега).
Перечень учебно-методического, материально-технического обеспечения
Спортивный инвентарь
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Гантели 14 шт
Мешочки с песком 14 шт
Эспандеры 7 шт
Коврики 7 шт
Коврик массажный 7 шт
Мяч фитбольный 7шт
Мяч резиновый 7шт
Палки гимнастические 7шт
Скакалки 7шт
Обруч 7 шт
Полусферы 7 шт.
Легкие мячи 10 шт.
Фитболы 5 шт.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
•
•
•
•
•
•
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными отношениями).
Гриненко М.Ф. «Целебная сила движений».
Крутецкий В.А. «Психология обучения и воспитания школьников», Москва,
«ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2006г.
Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью под редакцией Л, Б, Баряевой. Санкт-Петербург, 2011 год.
Рекомендации врача высшей квалификационной категории по спортивной
медицине Осинцевой И.П.
Халемский Г.А. Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением
осанки: М.: НЦ ЭНАС,2004.-104 с.
Тематическое планирование
1класс
Темы занятий
Количество часов
1
Вводны й инструктаж по Т.Б
1
2
Упражнения на формирование правильной осанки
1
3
Упражнения для корпуса
1
4
Упражнения для головы
1
5
Упражнения на дыхание
1
6
Развитие координации движений
1
7
Упражнения для укрепления мыш ц спины
1
8
Упражнения для гибкости мыш ц спины
1
9
Удержание головы в разных положениях
1
10
Выполнение движений руками
1
11
Выполнение движений пальцами рук
1
12
Выполнение движений плечами
1
13
О пора на предплечья, на кисти рук
1
14
Бросание мяча двумя руками
1
15
Бросание мяча одной рукой
1
16
О тбивание мяча от пола двумя руками
1
17
Ловля мяча на уровне груди
1
18
И зменение позы в положении лежа
1
19
И зменение позы в положении сидя
1
20
И зменение позы в положении стоя
1
21
Вставание на четвереньки
1
22
П олзание на животе (на четвереньках)
1
23
Сидение на полу без опоры
1
24
Сидение с опорой
1
25
Вставание на колени из положения сидя
1
26
Х одьба на коленях
1
27
Вставание из положения «стоя на коленях»
1
28
Стояние и упражнения без опоры
1
29
Выполнение движений ногами
1
30
Х одьба по ровной горизонтальной поверхности
1
31
Упражнения на внимательность
1
32
Упражнения на быстроту реакции
1
33
Игры. И тоговое занятие
1
2 класс
Темы занятий
Количество часов
1
Вводны й инструктаж по Т.Б
1
2
Упражнения на формирование правильной осанки
1
3
Упражнения для корпуса
1
4
Упражнения для головы
1
5
Упражнения на дыхание
1
6
Развитие координации движений
1
7
Упражнения для укрепления мыш ц спины
1
8
Упражнения для гибкости мыш ц спины
1
9
Удержание головы в разных положениях
1
10
Выполнение движений руками
1
11
Выполнение движений пальцами рук
1
12
Выполнение движений плечами
1
13
О пора на предплечья, на кисти рук
1
14
Бросание мяча двумя руками
1
15
Бросание мяча одной рукой
1
16
О тбивание мяча от пола двумя руками
1
17
Ловля мяча на уровне груди
1
18
И зменение позы в положении лежа
1
19
И зменение позы в положении сидя
1
20
И зменение позы в положении стоя
1
21
Вставание на четвереньки
1
22
П олзание на животе (на четвереньках)
1
23
Сидение на полу без опоры
1
24
Сидение с опорой
1
25
Вставание на колени из положения сидя
1
26
Х одьба на коленях
1
27
Вставание из положения «стоя на коленях»
1
28
Стояние и упражнения без опоры
1
29
Выполнение движений ногами
1
30
Х одьба по ровной горизонтальной поверхности
1
31
Упражнения на внимательность
1
32
Упражнения на быстроту реакций
1
33
И гры с предметами
1
34
И тоговое занятие
1
3 класс
№
Название темы
Кол-во часов
1
Вводный инструктаж по технике безопасности
1
2
У пражнения на формирование правильной осанки
1
3
У пражнения для корпуса
1
4
Упражнения для головы
1
5
У пражнения на дыхание
1
6
Развитие координации движений
1
7
У пражнения для укрепления мышц спины
1
8
У пражнения для гибкости мышц спины
1
9
Удержание головы в разных положениях
1
10
Выполнение движений руками
1
11
Выполнение движений пальцами рук
1
12
Выполнение движений плечами
1
13
О пора на предплечья, на кисти рук
1
14
Бросание мяча двумя руками
1
15
Бросание мяча одной рукой
1
16
Отбивание мяча от пола двумя руками
1
17
Ловля мяча на уровне груди
1
18
И зменение позы в положении лежа
1
19
И зменение позы в положении сидя
1
20
И зменение позы в положении стоя
1
21
Вставание на четвереньки
1
22
Ползание на животе (на четвереньках)
1
23
Сидение на полу (с опорой, без опоры)
1
24
Сидение на стуле
1
25
Вставание на колени из положения сидя
1
26
27
И гры на координацию движений
Ходьба на коленях
1
1
28
Вставание из положения «стоя на коленях»
1
29
Стояние без опоры
1
30
Выполнение движений ногами
1
31
Ходьба по ровной горизонтальной поверхности
1
32
Упражнения на внимательность
1
33
У пражнения на быстроту реакции
1
34
И тоговое занятие
1
4 класс
№
Название темы
Кол-во часов
1
Вводный инструктаж по технике безопасности
1
2
Упражнения для координации и вестибулярного аппарата
1
3
У пражнения для корпуса
1
4
У пражнения для головы
1
5
У пражнения на дыхание
1
6
Развитие координации движений
1
7
У пражнения для укрепления мышц спины
1
8
У пражнения для гибкости мышц спины
1
9
Удержание головы в разных положениях
1
10
Упражнения на формирование правильной осанки
1
11
Выполнение движений пальцами рук
1
12
Выполнение движений плечами
1
13
О пора на предплечья, на кисти рук
1
14
Бросание мяча двумя руками
1
15
Бросание мяча одной рукой
1
16
Отбивание мяча от пола двумя руками
1
17
Ловля мяча на уровне груди
1
18
И зменение позы в положении лежа
1
19
И зменение позы в положении сидя
1
20
1
21
И зменение позы в положении стоя
Упражнения и игры по ориентации в пространстве
22
Комплекс упражнений «Здоровые спинки»
1
23
Сидение на полу (с опорой, без опоры)
1
24
Сидение на стуле
1
25
Вставание на колени из положения сидя
1
26
27
И гры на координацию движений
Ходьба на коленях
1
1
28
Вставание из положения «стоя на коленях»
1
29
Стояние без опоры
1
30
Выполнение движений ногами
1
31
Ходьба по ровной горизонтальной поверхности
1
32
Упражнения на внимательность
1
33
У пражнения на быстроту реакции
1
34
И тоговое занятие
1
1