01.09.2023
Минпросвещения утвердило новый
Порядок аттестации педагогических работников (приказ Минпросвещения от
24.03.2023 № 196). Он вступает в силу 1 сентября 2023 года и будет
действовать до 31 августа 2029 года.
Изменения в аттестации на
соответствие занимаемой должности
В аттестационной комиссии
образовательной организации теперь должно быть минимум пять работников (п.6 Порядка).
По-прежнему среди них надо определить председателя комиссии, его заместителя и
секретаря. Но руководитель образовательной организации в состав комиссии
входить не должен (п.7 Порядка).
Также обязательно надо включить
представителя выборного органа первичной профсоюзной организации, если она
есть. Если профсоюза нет – другого представительного органа работников (п.7 Порядка).
Уточнили, что в представлении на
аттестацию педагогического работника не надо писать оценку его профессиональных
и деловых качеств. Достаточно указать только результаты его профессиональной
деятельности (п.11 Порядка).
Изменения в аттестации на 1 и
высшую категории
Теперь квалификационные категории
будут бессрочными. А те категории, которые педагог получил до 1 сентября 2023
года, будут действовать в течение своего первоначального срока – пять лет.
Заявление на аттестацию педагог
теперь сможет направить через федеральный или региональный портал госуслуг (п.27 Порядка).
Работник также вправе направить в аттестационную комиссию дополнительные
сведения, которые характеризуют его профессиональную деятельность. Сделать это
можно не позднее чем за пять рабочих дней до аттестации (п.31 Порядка).
Из нового порядка убрали условие о
том, что педагог может подать заявление на аттестацию на высшую категорию
только спустя два года после установления по этой должности первой категории.
Новые квалификационные категории
Теперь педагоги могут пройти
аттестацию на новые квалификационные категории – «педагог-методист» или
«педагог-наставник».
Квалификационная категория
"педагог-методист" устанавливается педагогическим работникам на
основе следующих показателей деятельности, не входящей в должностные
обязанности по занимаемой в организации должности:
руководства методическим
объединением педагогических работников образовательной организации и активного
участия в методической работе образовательной организации;
руководства разработкой
программно-методического сопровождения образовательного процесса, в том числе
методического сопровождения реализации инновационных образовательных программ и
проектов в образовательной организации;
методической поддержки
педагогических работников образовательной организации при подготовке к участию
в профессиональных конкурсах;
участия в методической
поддержке (сопровождении) педагогических работников образовательной организации,
направленной на их профессиональное развитие, преодоление профессиональных
дефицитов;
передачи опыта по
применению в образовательной организации авторских учебных и (или)
учебно-методических разработок.
Квалификационная категория
"педагог-наставник" устанавливается педагогическим работникам на
основе следующих показателей деятельности, не входящей в должностные
обязанности по занимаемой в организации должности:
руководства практической
подготовкой студентов, обучающихся по образовательным программам среднего
профессионального образования и (или) образовательным программам высшего
образования;
наставничества в
отношении педагогических работников образовательной организации, активного
сопровождения их профессионального развития в образовательной организации;
содействия в подготовке
педагогических работников, в том числе из числа молодых специалистов, к участию
в конкурсах профессионального (педагогического) мастерства;
распространения
авторских подходов и методических разработок в области наставнической
деятельности в образовательной организации