Предметно-практические действия,2 класс, 2 вариант, 2025

РО С С И Й С К А Я Ф Е Д Е РА Ц И Я
М инистерство образования С вердловской области
Г осударствен н ое автоном ное п роф ессиональное образовательное учреж дение С вердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рассмотрено:
на заседании ШМО
начальных классов
протокол № 2
от 18.06.2025 г.

Рассмотрено:
на заседании педсовета
протокол № 4
от 19.06.2025 г.

Утверждено:
приказом директора № 339-од
от 26.06.2025 г.

Рабочая программа
коррекционного курса
«Предметно-практические действия»
для обучающихся 2 класса
(АООП У О 2 вариант)

Составитель:
Казанцева
Татьяна
Викторовна,
учитель,
в. кв. категории

Камышлов, 2025

Пояснительная записка к коррекционному курсу
«Предметно-практические действия»
Рабочая программа коррекционного курса «Предметно-практические
действия» для обучающихся 2 класса с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014г. №1599, на основе федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 24.12.2022г. № 1026.
Целью
обучения
является
формирование
целенаправленных
произвольных действий с различными предметами и материалами.
Задачи:
освоение простых действий с предметами и материалами;
- развитие умений следовать определенному порядку при выполнении
предметных действий;
- формирование элементарных общетрудовых умений и навыков.
Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти,
мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены,
поэтому формирование предметных действий происходит со значительной
задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста,
действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций.
В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь,
направленная на формирование разнообразных видов предметно­
практической деятельности. Обучение начинается с формирования
элементарных специфических манипуляций, которые со временем
преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными
предметами и материалами.

Место курса «Предметно-практические действия» в учебном плане
Коррекционный курс «Предметно-практические действия» входит в часть
изучение курса отведено 1 час в неделю, 34 часа в год.
Личностные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
-осознание себя как «Я»;
-социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной
деятельности;
-овладение первоначальными навыками адаптации в динамично

изменяющимся и развивающемся мире;
-освоение
доступных социальных ролей (обучающийся, пассажир,
покупатель);
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками в разных
социальных ситуациях.
Предметные результаты:
- освоение на элементарном уровне простых действий с предметами и
материалами;
- использование в работе доступных материалов (пластилин, природный
материал; бумага;
- уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности
педагога (с привлечением внимания голосом);
- уметь захватывать и удерживать предмет;
- уметь сминать лист бумаги;
- уметь открывать емкости для хранения;
- уметь разрывать полоски бумаги на кусочки;
- уметь пересыпать крупы с помощью
- уметь отбирать крупы (единичные представители круп);
- освоение простых действий с предметами и материалами.
Программно-методический материал включает 2 раздела: «Действия с
материалами», «Действия с предметами».
В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и
материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы
элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание,
перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах
продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и
трудовой деятельности, самообслуживании.
Действия с материалами
Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца,
газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой,
пальцами). Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя
руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну
руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к
себе, другую руку от себя). Размазывание материала руками (сверху вниз,
слева направо, по кругу). Разминание материала (тесто, пластилин, глина,
пластичная масса) двумя руками (одной рукой). Пересыпание материала
(крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием
инструмента (лопатка, стаканчик и др.). Переливание материала (вода) двумя
руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.)).
Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и
др.).
Действия с предметам.
Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие
игрушки, шишки и др.). Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки

с бусинками или крупой и др.). Толкание предмета от себя (игрушка на
колесиках, ящик, входная дверь и др.). Притягивание предмета к себе
(игрушка на колесиках, ящик и др.). Вращение предмета (завинчивающиеся
крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и
др.). Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор и др.) всей
кистью (пальцем). Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных
материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами).
Вынимание предметов из емкости. Складывание предметов в емкость.
Перекладывание предметов из одной емкости в другую. Вставление
предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.). Нанизывание
предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на стержень
(нить).

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Федеральный государственный
образовательный
стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) /мин-во образования и науки
РФ.- М.: Просвещение, 2019
2. Федеральная адаптированная
образовательная
программа
начального общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья. - М.: ТЦ Сфера,2023
3. Примерная
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)\Мин-во просвещения РФ. - М.:
Просвещение,2023
4. Примерные рабочие программы по учебным предметам и
коррекционным курсам образования обучающихся с умственной
отсталостью. Варианты 1,2. 2 класс/ М-во образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2023
5. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью/ под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. - Спб.: ЦДК проф.
Л.Б. Баряевой, 2011.
6. Воспитание и обучение детей с умеренной и тяжёлой интеллектуальной
недостаточностью/ А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. - М.: Просвещение, 2003.
7. Янушко, Е.А. Лепка с детьми раннего возраста/Е.А. Янушко. - М.,2005
Предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары,
бусины), звучащие предметы для встряхивания (погремушка), предметы для
сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра, геометрические
фигуры), вставления (стаканчики одинаковой величины, пирамидка) и др.

Оборудование:
- набор геометрических фигур;
- бумага различной фактуры
- счётные палочки;
- пирамидки; строительный материал (легоконструктор)
- мозаика (разных размеров, материала)
-пластилин
Технические средства:
- интерактивная панель;
Тематическое планирование
№
п/п

Тема урока
Развитие координации движений кисти и пальцев
Выполнение подражательных действий со сменой вида движения
«Стучим - прячем»
Развитие координации движений рук и глаз. Ш нуровка.
Наматывание ш нура на палочку.
Выбор по образцу инструкции «Дай такой»
Группировка по цвету, по форме, величине.
«Подбери по цвету» размещ ение мелких цветных предметов на
цветные круги.
«Разложи ряд» чередование предметов через один по форме, по
величине, по цвету.
Разрывание бумаги двумя руками
Разрывание бумаги пальцами
Размазывание пластилина сверху -в н и з «Зеленая травка»
Размазывание пластилина слева-направо «Г олубое небо»
Размазывание пластилина по кругу «Солнце»
П ересыпание фасоли двумя руками
П ересыпание фасоли одной рукой
П ересыпание крупы с использованием лопатки
П ересыпание песка с использованием стаканчика
Лепка знакомы х цифр
Лепка знакомы х букв
Выкладывание предметов в ряд
Н анизывание колец с чередованием цветов по образцу
Н анизывание цепочки из колец с чередованием цвета
Чередование предметов по образцу с чередованием по размеру
(больш ой- маленький)
Выкладывание предметов вряд по размеру
Различение на ощупь величины предметов
Выполнение построек из строительного материала
Выполнение построек из одноцветного материала
Складывание из счетных палочек фигур: треугольник, квадрат
Складывание из счетных палочек фигур: дом, забор
Складывание по образцу разрезных элементов пазла из 2-3 частей
Складывание по образцу разрезных элементов пазла из 4-5 частей

Количество
уроков

Работа с крупной мозайкой
Работа с мелкой мозайкой
Сминание газетной бумаги одной рукой
Сминание газетной бумаги двумя руками

Итого:


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».