Предметно-практические действия,3 класс, 2 вариант, 2025

РО С С И Й С К А Я Ф Е Д Е РА Ц И Я
М инистерство образования С вердловской области
Г осударствен н ое автоном ное п роф ессиональное образовательное учреж дение С вердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рассмотрено:
на заседании ШМО
начальных классов
протокол № 2
от 18.06.2025 г.

Рассмотрено:
на заседании педсовета
протокол № 4
от 19.06.2025 г.

Утверждено:
приказом директора № 339-од
от 26.06.2025 г.

Рабочая программа
коррекционного курса
«Предметно-практические действия»
для обучающихся 3 класса
(АООП У О 2 вариант)

Составитель:
Прозорова
Галина
Николаевна,
учитель,
1.кв. категории

Камышлов, 2025

Пояснительная записка к коррекционному курсу
«Предметно - практические действия»
Рабочая программа по для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от
19.12.2014 г №1599, на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 24.12.2022г №1026
Дети
с
глубокими
интеллектуальными
нарушениями
обладают
потенциальными способностями к накоплению сенсорного опыта, т.к. у
многих нет тяжелых нарушений слуха и зрения. Вместе с тем, общая
инертность психики, нарушения движений и речи, препятствуют
формированию целостных восприятий предметов и явлений окружающей их
среды.
Одной из задач коррекционной работы по обогащению сенсорной сферы
является: развитие ощущений и восприятий на основе предметной
деятельности. Воспитание детей организуется как разнообразная
практическая, в своем роде исследовательская деятельность с предметами.
Программа по предмету «Предметно-практическая деятельность» предна­
значена для обучающихся3 класса, является первым этапом системы
трудового обучения обучающихся.
Основным механизмом включения обучающихся в деятельность на уроке
является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах
деятельности:
совместной
(сопряженной),
полусопряженной,
самостоятельной.
Целью уроков предметно - практической деятельности является:
формирование у детей житейских понятий, способов действий, представле­
ний и знаний, минимально необходимых для овладения элементарными
операциями детского ручного труда, развитие предметных действий,
коррекция нарушений восприятия, внимания, зрительно-двигательной
координации, пространственных представлений, наглядно-действенного,
наглядно-образного мышления, речи в процессе предметной деятельности,
дидактических игр, действий с разборными игрушками, работы с мозаикой,
элементарного конструирования.
Уроки предметно - практической деятельности создают базу в виде общего и
речевого развитияобучающихся и готовят их к усвоению материала по
другим учебным предметам. Многие виды работ, которые вводятся и
отрабатываются на этих уроках, затем закрепляются и вводятся в
самостоятельную деятельность детей на различных уроках.
Занятия ППД способствуют формированию мотивационной готовности к
трудовому обучению, развитию произвольности (формированию умений
подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной
инструкции, подчинять свои действия заданному правилу), развитию

общетрудовых умений (ориентироваться в задании, планировать ход работы
и контролировать ее выполнение).

Описание места коррекционного курса в учебном плане
Коррекционный курс, входит в часть, формируемая участниками
образовательных отношений. Количество часов по коррекционному курсу
«Предметно-практические действия».
На изучение курса в 3 классе
отводится 1 час в неделю; курс рассчитан на 34 часа (34 учебных недели)

Ожидаемые результаты реализации программы ППД
по результатам диагностики
Приобретенные общетрудовые умения и навыки:
- умение подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу,
словесной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу,
- умение ориентироваться в задании, планировать ход работы и
контролировать ее выполнение.
1.
Предметно - манипуляционные действия:
- узнавание предметов и различение их: по цвету, по форме, по размеру;
- действия с предметами (захват, удержание, вынимание, складывание,
поднимание, перекладывание, встряхивание, вставление, нанизывание,
бросание, вращение, открывание, нажимание, сжимание, наполнение,
разглаживание);
- использование в наглядных ситуациях предмета как орудия действия:
доставание
предмета,
находящегося
в
труднодоступном
месте;
использование стула или скамейки для доставания предмета, находящегося
высоко.
2. Элементарное конструирование:
- складывание простейших фигур из счетных палочек (до 10-12 штук) по
показу и по образцу;
- складывание разрезных картинок из частей различных форм;
- подбор и выкладывание из объемных и плоскостных форм разного цвета и
величины различных комбинаций, учитывая форму, цвет и величину фигур.
- постройки из детских наборов строительного материала по показу и
одновременной словесной инструкцией с учителем.
3.Работа с мозаикой:
- навык правильной, аккуратной и точной работы с мозаикой.
- умение выкладывать узоры по показу и по образцу с соблюдением цвета и
пространственных отношений деталей мозаики.

Содержание программы
3 класс
Предметно-манипулятивная деятельность
Выполнение по подражанию упражнений для пальцев рук. Выполнение
действий по показу и инструкции: открывание и закрывание коробок, банок,
флаконов с завинчивающимися крышками; нанизывание более мелких

предметов с отверстиями на тонкий шнур. Действия со шнуровками,
застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок. Наполнение емкостей
(крупой, водой и т.д.), переливание (пересыпание) из одной емкости в
другую.
Цвет: синий. Выбор предметов заданных цветов (красный, синий) по
образцу. Составление чередующегося ряда через 1 элемент по подражанию.
Форма: куб. выбор геометрических форм (шар, куб) по образцу. Составление
чередующегося ряда по подражанию.
Величина: понятия «большой», «маленький», «одинаковые». Сравнение по
величине однородных предметов. Понятия «толстый», «тонкий»:
практическое знакомство.
Стереогноз: различать на ощупь величину предметов (из двух, резко
контрастных по величине). Различать на ощупь форму геометрических тел
(шар, куб).
Деятельность с разборными игрушками
Повторение и закрепление умений, полученных в предыдущем классе.
Собирание вкладных кубов (3-4 куба; разных по величине). Складывание
четырехсоставной матрешки. Собирание пирамид различной величины из 5
колец. Собирание пирамид, имеющих разный диаметр верхней и нижней
поверхности кольца.
Конструирование
Повторение и закрепление умений, полученных во 2 классе.
Складывание фигур из 2-4 палочек путем наложения и по образцу.
Складывание изображений из 2-4 плоских геометрических фигур палочек
путем наложения и по образцу. Складывание разрезных картинок из 3-4
частей. Постройки из геометрических форм и деталей конструктора: башня
из 2-3 кубов разного размера и 4-х кубов одинакового размера. Постройки из
деталей двух различных форм: дом, стол, стул (совместно с педагогом и по
образцу). Выбор деталей одной формы (цвета) из предложенных.
Обыгрывание построек.
Работа с мозаикой
Закрепление умений, приобретенных в предыдущем классе. Выкладывание
прямых рядов:
из одноцветных деталей;
из деталей двух цветов параллельными рядами;
чередующийся ряд через 1 элемент.
Выкладывание по показу, совместно с педагогом узоров с соблюдением
цвета и пространственных отношений элементов мозаики: «Курочка и
цыплята» (один белый элемент и два желтых, расположенных в ряд);
«Цветочек» (два зеленых элемента и один красный, расположенных
вертикально); «Елочка и грибочек» (три зеленых элемента, расположенных
треугольником, один красный элемент внизу) и т.д.
Дидактические игры
Игры, направленные на развитие внимания, подражания и усвоения действий
по образцу: «Ладушки», «Куда пошел мишка?», «Бабочка летит», «Возьми,
положи, брось», «Найди свою игрушку», «Мишка спрятался», «Прокати
мяч», «Спрячь матрешку», «Веселый поезд», «Машины едут по дороге» и т.д.

Игры, направленные на развитие ручной моторики: «Поймай шар»,
«Переложи игрушку», «Прокати шарики», «Покатай матрешек», «Закроем
коробки», «Баночки с пуговицами», «Теневой театр», «Бусы для кухни» и т.д.
Игры, направленные на сенсорное развитие: «Одинаковые игрушки»,
«Цветные фоны», «Разбор к фону», «Найди пару», «У кого такая картинка?»,
«Что звучит?», «Что катится, что не катится?», «Цветные шарики», «Что
лишнее?», «Далеко и близко», «Разные дорожки», «Чудесный мешочек»,
«Что убрали?», «Разложи в ряд» и т.д.
Игры с бросовыми материалами, бумагой и тканью: «Бумажные шарики»,
«Салют из конфетти», «Бумажные ленты», «Шумит и шелестит», «Что
стучит?», «Яичная скорлупка», «Разноцветные тряпочки», «Следы на
бумаге», «Что в баночке лежит?» и т.д.
Игры с бытовыми предметами - орудиями: «Накроем кастрюли крышками»,
«Разложи посуду на подносе», «Мамин стол», «Пустые и полные кастрюли»,
«Чашки и ложки», «Соберем в корзинку фрукты», «Для чего предмет?» и т.д.

Учебно - методический комплект
Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
/мин-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2019

Тематическое планирование
Темы урока

Количество
часов

Развитие координации движений кисти и пальцев.

1

Развитие координации движений рук и глаз.

1

Ш нуровка. Н аматывание ш нура на палочку.

1

Выбор по образцу инструкции «Дай такой».

1

Группировка по цвету, по форме, величине. Дидактическая игра

1

«Геометрическое лото».
«Разложи ряд», чередование предметов через один по форме, по величине,
по цвету.

1

Ф ормирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование
предметов, состоящих из 2-3 деталей)

1

«Что лишнее?». И склю чение предмета из нескольких однородных по цвету,

1

форме, величине.
О риентировка в помещении. П онятия близко-далеко. Движение в заданном
направлении.

1

Пространственная ориентировка на листе бумаги.
«Чудесный мешочек» узнавание на ощупь хорош о известного детям

1
1

предмета.
«Выкладывание из мозаики чередую щ егося ряда» через один элемент.

1

Выкладывание из мозаики геометрических фигур.

1

Собирание вкладных кубиков разных по величине.

1

Складывание 3-х, 5-ти местных матрешек. Складывание пирамиды из 8-10

1

колец
Дифференциация звуков шумовых и музыкальных инструментов

1

(погремушка, барабан, бубен, ложки).
М узыкальные инструменты и их называние. Х арактеристика звуков по
громкости

1

Выполнение сложных подраж ательных движений за учителем по инструк­

1

ции «Делай вместе»: движения рук, кистей («Замочек», «Топор»,
«М ельница» и др.).
Выбор по образцу и группировка предметов, окраш енных в контрастные и

1

в близкие по цвету.
Выбор по образцу и группировка объемных предметов: шар, куб,

1

параллелепипед и т.д.
Выбор по образцу и группировка плоскостных фигур.

1

Ф ормирование произвольности зрительного восприятия и развитие
зрительной памяти.

1

О риентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение
плоскостных предметов.

1

Располож ении предметов на картине: "Что нарисовано в середине, вверху,

1

внизу и т.д.»
П одбор и группировка одинаковых по величине предметов.

1

Н ахождение различий у двух сходных сюжетных игрушек.

1

П одбор и выкладывание плоскостных форм разного цвета и величины (не

1

более 4-5).
Н ахождение предметов по заданны м признакам.

1

О риентировка в помещ ении по инструкции педагога. Движение в заданном

1

направлении.

У знавание предметов на ощупь «Чудесный мешочек».

1

«Чередую щ иеся ряды» из деталей двух цветов через два элемента.

1

Выкладывание по показу, по образцу узоров с соблю дением цвета.

1

Собирание вкладных кубиков разных по величине. Складывание пирамиды

1

из 8-10 колец
Складывание фигур из счетных палочек по показу, образцу и словесной
инструкции (домик, снежинка, лестница).

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».