РО С С И Й С К А Я Ф ЕД Е РА Ц И Я
М инистерство образования С вердловской области
Г осударствен н ое автоном пос п роф ессиональное образовательное учреж дение С вердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы
Рассмотрено:
на заседании ШМО
начальных классов
протокол № 2
от 18.06.2025 г.
Рассмотрено:
на заседании педсовета
протокол № 4
от 19.06.2025 г.
Утверждено:
приказом директора № 339-од
от 26.06.2025 г.
Рабочая программа
коррекционного курса
«Предметно-практические действия»
для обучающихся 4 класса
(АООП У О 2 вариант)
Составитель:
Баданина
Елена
Сергеевна,
учитель,
в. кв. категории
Камышлов, 2025
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Предметно-практические действия» для
обучающихся 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного
стандарта
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1599, на основе Федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 24.12.2022 г. № 1026.
Дети с глубокими интеллектуальными нарушениями обладают потенциальными
способностями к накоплению сенсорного опыта, т.к. у многих нет тяжелых
нарушений слуха и зрения. Вместе с тем, общая инертность психики, нарушения
движений и речи, препятствуют формированию целостных восприятий предметов и
явлений окружающей их среды.
Одной из задач коррекционной работы по обогащению сенсорной сферы является:
развитие ощущений и восприятий на основе предметной деятельности. Воспитание
детей организуется как разнообразная практическая, в своем роде исследовательская
деятельность с предметами.
Программа по предмету «Предметно-практическая деятельность» предназначена
для обучающихся 4 класса, является первым этапом системы трудового обучения
обучающихся.
Целью курса предметно - практической деятельности является: формирование
целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Вследствие органического поражения ЦНС у обучающихся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти,
мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому
формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У
многих обучающихся с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с
предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи
ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на
формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности.
Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций,
которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с
различными предметами и материалами.
Уроки предметно - практической деятельности создают базу в виде общего и
речевого развития обучающихся и готовят их к усвоению материала по другим
учебным предметам. Многие виды работ, которые вводятся и отрабатываются на этих
уроках, затем закрепляются и вводятся в самостоятельную деятельность детей на
различных уроках.
Уроки ППД способствуют формированию мотивационной готовности к трудовому
обучению, развитию произвольности (формированию умений подражать действиям
взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои
действия заданному правилу), развитию общетрудовых умений (ориентироваться в
задании, планировать ход работы и контролировать ее выполнение).
Описание места коррекционного курса в учебном плане
Количество часов по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» в
4 классе: 1 час в неделю; 34 часов в год.
Содержание коррекционного курса
Программно-методический материал включает 2 раздела: "Действия с
материалами", "Действия с предметами". В процессе обучения обучающиеся
знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними.
Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как:
захват, удержание, перекладывание, которые в дальнейшем используются в разных
видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой
деятельности, самообслуживании.
Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета,
цветная, папиросная бумага, калька) двумя руками (одной рукой, пальцами).
Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя
руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от
себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя).
Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу).
Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками
(одной рукой). Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя
руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик). Переливание материала
(вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка).
Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур).
Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки,
шишки). Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или
крупой). Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь).
Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик). Вращение предмета
(завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и
гайками). Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор)
всей кистью (пальцем). Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных
материалов, прищепки, губки) двумя руками (одной рукой, пальцами). Вынимание
предметов из емкости. Складывание предметов в емкость. Перекладывание
предметов из одной емкости в другую. Вставление предметов в отверстия
(одинаковые стаканчики, мозаика). Нанизывание предметов (шары, кольца,
крупные и мелкие бусины) на стержень (нить).
Учебная программа построена по концентрическому принципу. Содержание
учебного материала в рамках определенного раздела уточняется, углубляется,
усложняется, обобщается, усиливается практическая направленность по годам
обучения. Учебную работу на уроках необходимо строить так, чтобы ранее
пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и
вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках и в различных
жизненных ситуациях.
Учителю необходимо учитывать познавательные возможности каждого ребенка и
востребованность формируемых умений и знаний в его самостоятельной повсе
дневной жизни.
Материально-техническое
оснащение
учебного
предмета
"Предметно
практические действия" включает: предметы для нанизывания на стержень, шнур,
нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для
сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики
одинаковой величины).
Учебно-методическое обеспечение
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /мин-во образования и
науки РФ.- М.: Просвещение, 2019
Воспитание и обучение детей с умеренной и тяжёлой интеллектуальной
недостаточностью/ А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. - М.: Просвещение, 2003.
Тематическое планирование
Тема урока
Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета,
цветная бумага) двумя руками (одной рукой, пальцами)
Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя
руками, пальцами обеих рук
Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу)
Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса)
двумя руками (одной рукой).
Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя
руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик
Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием
инструмента (стаканчик, ложка)
Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки,
шнур).
Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики,
мелкие игрушки, шишки).
Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или
крупой).
Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная
дверь).
Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик).
Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках,
детали конструктора с болтами и гайками).
Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор)
всей кистью (пальцем).
Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов,
прищепки, губки) двумя руками (одной рукой, пальцами).
Вынимание предметов из емкости.
Складывание предметов в емкость
Перекладывание предметов из одной емкости в другую.
Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика).
Нанизывание (шары, кольца, крупные и мелкие бусины) на нить.
Количество
часов
1
1
2
1
2
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2