РО С С И Й С К А Я Ф Е Д Е РА Ц И Я
М и нистерство образования С вердловской области
Г осударствен н ое автоном ное п роф ессиональное образовательное учреж дение С вердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы
Рассмотрено:
на заседании ШМО
начальных классов
протокол № 2
от 18.06.2025 г.
Рассмотрено:
на заседании педсовета
протокол № 4
от 19.06.2025 г.
Утверждено:
приказом директора № 339-од
от 26.06.2025 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»
для обучающихся 4 класса
(АООП У О 2 вариант)
Составитель:
Баданина
Елена
Сергеевна,
учитель,
в. кв. категории
Камышлов, 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»
разработана для обучающихся 4 класса II варианта с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями
Федерального образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ министерства
образования и науки российской Федерации от 19.12.2014 г. №1599.
Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у
обучающихся ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре,
знаниям, здоровью, сохранение и укрепление традиционных российских
духовно-нравственных ценностей.
Педагог помогает обучающимся:
• в формировании его российской идентичности;
• в формировании интереса к познанию;
• в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и
уважительного отношения к правам и свободам других;
•
в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и
правовых норм;
• в создании мотивации для участия в социально значимой деятельности;
• в развитии у школьников общекультурной компетентности;
• в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
• в осознании своего места в обществе;
• в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
• в формировании готовности к личностному самоопределению.
Нормативно-правовую основу рабочей программы курса внеурочной
деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации».
3. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 №
809
«Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2015 № 996- р
«Об утверждении Стратегии развития воспитания на период до 2025 года».
5. Письмо Минпросвещения России от 18.02.2025 № 06-221 «О направлении
информации» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации
цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»).
Место курса внеурочной деятельности в учебном плане
Данная программа реализуется в рамках курса внеурочной деятельности.
Количество учебных часов, отведенных на реализацию данной программы, в
соответствии с учебным планом: 4 класс - 32 часа - в год; 1 час - в неделю.
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих возрастным
особенностям обучающихся и позволяющих им вырабатывать собственную
мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам (например, познавательные
беседы, деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы и т. д.). Следует
отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной
работы образовательной организации, поэтому тематика и содержание должны
обеспечить реализацию их назначения и целей. Это позволяет на практике
соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать
её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие
ребёнка.
Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания, изучаемого на
уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно добиваться точного
усвоения нового знания, запоминания и чёткого воспроизведения нового термина
или понятия. В течение учебного года обучающиеся много раз будут
возвращаться к обсуждению одних и тех же понятий, что послужит постепенному
осознанному их принятию. Наличие сценариев внеурочных занятий не означает
формального следования им. При реализации содержания занятия, которое
предлагается в сценарии, педагог учитывает региональные, национальные,
этнокультурные особенности территории, где функционирует данная
образовательная организация. Обязательно учитывается и уровень развития
школьников, их интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса
семей обучающихся, целесообразно уточнить (изменить, скорректировать) и
творческие задания, выполнять которые предлагается вместе с родителями,
другими членами семьи.
Личностных результатов можно достичь, увлекая обучающихся совместной,
интересной и многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал
каждого; используя разные формы работы; устанавливая во время занятий
доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным
содержанием. Задача педагога, организуя беседы, дать возможность школьнику
анализировать, сравнивать и выбирать.
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается поднятием
Государственного флага Российской Федерации, слушанием (исполнением)
Государственного гимна Российской Федерации. Это мероприятие проходит в
общем школьном актовом зале. Затем обучающиеся расходятся по классам, где
проходит тематическая часть занятия. При подготовке к занятию учитель должен
внимательно ознакомиться со сценарием и методическими комментариями к
нему. Необходимо обратить внимание на три структурные части сценария: первая
часть - мотивационная, вторая часть - основная, третья часть - заключительная.
Цель мотивационной части занятия - предъявление обучающимся темы занятия,
выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с просмотра
видеоматериала, оценка которого является введением в дальнейшую
содержательную часть занятия.
Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности
обучающихся: интеллектуальной (работа с представленной информацией),
коммуникативной (беседы, обсуждение видеоролика), практической (выполнение
разнообразных заданий), игровой (дидактическая и ролевая игра), творческой
(обсуждение воображаемых ситуаций, художественное творчество). В
заключительной части подводятся итоги занятия
ПРОГРАММА ДЛЯ 1 КЛАССА
Зачем человеку учиться? Обучение человека происходит на
протяжении всей жизни. Влияние цифровых технологий на приобретение
знаний. Почему знания влияют на всю жизнь человека? Развитие навыков
работы в команде, уважения разных мнений, разрешения конфликтов и
эмпатии в ходе школьного образования.
Русский язык в эпоху цифровых технологий. Русский язык —
государственный язык, объединяющий многонациональную семью народов
Российской Федерации. Грамотная, логичная и понятная речь — признак
образованного человека и залог успеха в будущем.
Цифровой суверенитет страны. Что такое цифровой суверенитет? Как
обеспечивается цифровая безопасность государства и каждого человека?
Возможности цифрового мира: как современные технологии помогают
учиться, работать и осваивать новые горизонты. Мир цифровых профессий:
как создаются новые технологии? Правила безопасного поведения в сети и
угрозы цифрового мира.
Мирный атом. День работника атомной промышленности. Мирный атом
— это использование атомной энергии в мирных целях на благо человечества.
Уникальные атомные технологии и достижения отечественной научной школы.
Контроль распространения атомной энергии. Влияние экологически чистых и
эффективных источников энергии на будущее человечества.
О творчестве. Ко Дню музыки. Творчество — неотъемлемая часть
жизни каждого человека. Русская культура — признанное мировое
достояние человечества. Музыка как вид искусства. Состояние
современной отечественной музыки: жанры и направления.
Что такое уважение? Ко Дню учителя. Уважение — признание
достоинств личности. Уважение к окружающим и чужому труду как основа
гармоничного развития общества. Правила общения внутри семьи, школы и
коллектива. Подготовка ко взрослой жизни и формирование ответственности.
О роли педагога в воспитании личности. Традиции празднования Дня
учителя.
Как понять друг друга разным поколениям? Семья как ценность в жизни
каждого человека, основа любого общества. Формирование общих семейных
ценностей — залог взаимопонимания в семье. Обмен опытом между
поколениями и бережное отношение друг к другу как путь к позитивным
изменениям и взрослению.
О городах России. Ко Дню народного единства. Города России:
разнообразие культур, языков и вековых традиций. Единство народов,
проживающих на территории Российской Федерации. Роль государства в
развитии малых городов. Возможности граждан в развитии своей малой
родины.
Общество безграничных возможностей. Общество — совокупность разных
людей, отличных друг от друга, но имеющих единые потребности в любви,
уважении, дружбе, принятии и самореализации. Роль цифровых технологий в
расширении возможностей участия в общественных процессах. Готовность
уважительно воспринимать другого человека — основа гармоничных отношений
в обществе.
Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина. Состояние науки в
современной России. Роль генетики и селекции в сельском хозяйстве,
медицине, промышленности и т. д. Мировое признание достижений
отечественной научной школы. Открытия И. В. Мичурина и их влияние на
развитие страны. Возможности для подрастающего поколения в познании
мира и личном развитии.
Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню психолога.
Конфликты и трудности — естественный элемент развития общества и
каждого отдельного человека. Поиск причины конфликтов как ключ к их
разрешению. Совместные усилия и внимание друг к другу как залог
преодоления трудностей. Правила разрешения конфликтных ситуаций.
Профессия — жизнь спасать. Спасатели — специалисты, которые помогают
людям в опасных ситуациях. Профессия спасателя связана с повышенным
риском. Профессиональные качества и навыки спасателей. Поведение в
экстремальных ситуациях. Ответственное отношение к своей и чужой жизни,
правила безопасности.
Домашние питомцы. Всемирный день питомца. Роль домашних питомцев в
жизни человека. Ответственность, забота и бережное отношение к питомцам.
Всемирный день питомца объединяет людей всей планеты для укрепления
ценностей дружбы и заботы о животных. Как соблюдать безопасность при
общении с животными?
Россия — страна победителей. Ко Дню Г ероев Отечества. Г ерои России
с древнейших времен и до современности. Традиции героизма, мужества и
решительности — неотъемлемая часть российской идентичности и
культурного кода. День Героев Отечества — выражение благодарности,
признательности и уважения за самоотверженность и мужество.
Закон и справедливость. Ко Дню Конституции. Конституция Российской
Федерации — основной закон страны. Конституция закрепляет права и свободы
человека как высшую ценность. Справедливость — одна из важнейших духовно
нравственных ценностей российского общества. Знание законов страны как
прямая обязанность каждого гражданина России. Какие права и обязанности есть
у детей?
Совесть внутри нас. Совесть — внутренний ориентир, помогающий отличить
добро от зла. Ключевая роль совести в осуществлении личного выбора.
Влияние традиционных ценностей, культуры и исторического опыта страны на
формирование нравственных ориентиров личности.
Календарь полезных дел. Новогоднее занятие. Зимние каникулы — это
время не только для семейного досуга и отдыха, но и добрых дел. Чем заняться
на каникулах, чтобы провести время с пользой: составление календаря.
Новогодние традиции народов России. Подарки, создание атмосферы
новогодней сказки для своих родных и близких.
Как создают мультфильмы? Мультипликация, анимация. Отечественная
школа мультипликации и ее достижения. Мировое признание советских и
российских мультипликационных фильмов. Каждый фильм — это труд большой
команды профессионалов. От идеи — до экрана: как появляются современные
мультипликационные фильмы?
Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее. Российские музеи —
хранители богатейшего материального и нематериального наследия страны.
Сохранение исторического и культурного наследия как направление
государственной политики. Изучение, реставрация и интерпретация памятников
искусства. Третьяковская галерея — крупнейший музей русского искусства и
объект всемирного достояния. Почему важно посещать музеи? Профессии в
сфере музейного дела. Как создавать и развивать школьный музей?
Как создавать свой бизнес? Бизнес — ответственный выбор человека,
возможность реализовать свою мечту и принести пользу обществу. Современные
предприниматели и их возможности в развитии отечественной экономики и
улучшения жизни людей. Бизнес — это не только личный успех, но и
ответственная командная работа. С чего начать свое дело? О мерах поддержки
молодых предпринимателей в нашей стране.
Есть ли у знания границы? Ко Дню науки. Богатейшее наследие российской
науки и ее выдающихся представителей. Технологическое лидерство
государства и развитие науки. Как меняются научные подходы с развитием
цифровых технологий? Государственная поддержка науки и молодых ученых.
Как происходят современные открытия? Как стать ученым?
Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты? Дипломатия
— важная сфера деятельности государства, обеспечивающая защиту интересов
государства и российских граждан. Специфика дипломатической работы. Диалог
между государствами как основа международной стабильности. Навыки для
жизни: как научиться договариваться с окружающими людьми и вести
конструктивный диалог?
Герой с соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника
Отечества. Герой — реальный человек, живущий рядом с нами, чья жизнь
является примером для окружающих. В каждом регионе России живут
выдающиеся герои, отважные, мужественные и трудолюбивые. Что такое
героизм? Какие качества отличают героя?
День наставника. День наставника — важный государственный праздник,
который позволяет закрепить статус наставников, подчеркнуть значимость
этой деятельности и повысить ее престиж. Роль наставника в формировании и
профессиональном развитии личности. Знаменитые россияне и их
наставники. К. Д. Ушинский как основоположник научной педагогики в
России. Как найти наставника?
Всемирный день поэзии. Поэзия как часть литературного наследия страны.
Русская литература — настоящий культурный феномен. Русских классиков
любят и читают не только на родине, но и за рубежом. Почему иностранцы
любят и читают русских писателей? Роль поэзии в личном развитии человека,
интеллекта и душевных качеств. О современных поэтах России. Почему люди
пишут стихотворения, можно ли этому научиться?
Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу
театральных деятелей России. Российская драматургия, опера и балет —
часть мирового наследия. Театр — целая семья разных профессий:
декораторы, костюмеры, режиссеры, музыканты, дирижеры, гримеры и
многие другие. Почему достижения русской театральной школы широко
используются во многих странах мира? Как стать актером и что для этого
нужно? Развитие школьных театров в России.
Как справляться с волнением? Волнение как естественное состояние
человека перед важным событием в жизни. Контроль эмоционального
состояния, забота о своем физическом и психологическом здоровье. Какие
полезные привычки положительно влияют на эмоциональное состояние? Как
их сформировать и придерживаться?
65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики. Россия — одна из ведущих
космических держав. Развитие космической отрасли — приоритетное
направление национальных проектов. Как устроен современный космодром?
Труд конструкторов, инженеров, летчиков и других специалистов открывает для
страны и всего человечества новые горизонты.
Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии переработки. Состояние
планеты — личная ответственность каждого человека. Почему об экологии
должен заботиться каждый человек? Неосознанное потребление как причина
роста количества мусора. Какие полезные привычки необходимо
сформировать у себя?
Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда. Команда —
это друзья и единомышленники, где каждый вносит свой значимый вклад в
общее дело и помогает добиться общего успеха. Как стать частью команды?
Умение слышать и трудиться сообща, разделять успех и вместе переживать
неудачу.
Песни о войне. Ко Дню Победы. Песни были свидетелями многих великих
событий. В них отразилась история нашей великой страны. Влияние песни
на чувство сопричастности истории народа, сохранение памяти о Великой
Отечественной войне последующими поколениями. Как песни передают
чувства, эмоции и переживания создателей?
Ценности, которые нас объединяют. Занятие проходит по итогам всех
занятий года. Ценности — это ориентир, который помогает поступать
правильно и ответственно. Традиционные ценности помогают чувствовать
себя частью народа, способствуют укреплению общества и развитию
страны.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Темы занятий
Зачем человеку учиться?
Русский язык в эпоху цифровых технологий
Цифровой суверенитет страны
Мирный атом. День работника атомной промышленности
О творчестве. Ко Дню музыки
Что такое уважение? Ко Дню учителя
Как понять друг друга разным поколениям?
О городах России. Ко Дню народного единства
Общество безграничных возможностей
Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина
Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню психолога
Профессия — жизнь спасать
Домашние питомцы. Всемирный день питомца
Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
il
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
и
32
Россия — страна победителей. Ко Дню Героев Отечества
Закон и справедливость. Ко Дню Конституции
Совесть внутри нас
Календарь полезных дел. Новогоднее занятие
Как создают мультфильмы? Мультипликация, анимация"
Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее
Как создавать свой бизнес?
Есть ли у знания границы? Ко Дню науки
Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты?
Герой с соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника
Отечества
День наставника
Всемирный день поэзии_____________________________________
Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу
театральных деятелей России
Как справляться с волнением?
65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики
Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии переработки
Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда
Песни о войне. Ко Дню Победы
Ценности, которые нас объединяют
Всего
32