Изобразительная деятельность, 5-7 классы,2 вариант, 2025

РО С С И Й С К А Я Ф ЕД Е РА Ц И Я
М инистерство образования С вердловской области
Г осударствен н ое автоном ное проф ессиональное образовательное учреж дение С вердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рассмотрено:
на заседании ШМО
старших классов
протокол № 3
от 17.06.2025 г.

Рассмотрено:
на заседании педсовета
протокол № 4
от 19.06.2025 г.

Утверждено:
приказом директора № 339-од
от 26.06.2025 г.

Рабочая программа
учебного курса
«Изобразительная деятельность»
для обучающихся 5-7 классов
(АООП У О 2 вариант)

Составитель:
Коровякова
Марина
Александровна,
учитель

Камышлов, 2025

Пояснительная записка
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с
ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР.
Вместе с формированием умений и навыков изобразительной
деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру,
формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная
координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети имеют
возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или
к предмету изображения, доступными для них способами осуществить выбор
изобразительных средств.
Целью обучения изобразительной деятельности является формирование
умений изображать предметы и объекты окружающей действительности
художественными средствами.
Основные задачи: развитие интереса к изобразительной деятельности,
формирование умений пользоваться инструментами, обучение доступным
приемам работы с различными материалами, обучение изображению
(изготовлению) отдельных элементов, развитие художественно-творческих
способностей.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Изобразительная деятельность» входит в
обязательную часть учебного плана в предметную область «Искусство», на
изучение предмета в 5, 6, 7 классе отведено 3 часа в неделю, за год - 102 часа.
Планируемые (возможные) результаты освоения учебного предмета
«Изобразительная деятельность»
Личностные и предметные (возможные) результаты
освоения учебного предмета.

•
•

•
•

•

•

Личностные результаты
Формирование личностных качеств: художественный вкус, аккуратность,
терпение, настойчивость, усидчивость;
Формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка;
навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению,
декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и
общественно полезной деятельности;
Развитие аналитико-синтетической деятельности, сравнения, обобщения;
Улучшение зрительно-двигательной координации путем использования
вариативных и многократно повторяющихся действий с применением
разнообразного изобразительного материала;
Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание).
Предметные результаты
обучающиеся могут научиться:
передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их строение и
пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому);

• определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя
среднюю (осевую) линию как вспомогательную;

• составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе,
квадрате и круге, применяя осевые линии;
• передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин
предметов с учетом их положения в пространстве (под углом к учащимся,
выше уровня зрения);
• ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;
• пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная
закраска, не выходящая за контуры изображения);
• самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей;
употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения
предметов и графических элементов;
• рассказывать содержание картины; знать названия рассмотренных на
уроках
произведений
изобразительного
искусства;
определять
эмоциональное состояние изображенных на картине лиц.

Содержание программы
5-7 класс
Программа по изобразительной деятельности включает три раздела:
«Лепка», «Рисование», «Аппликация».
Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у
ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и
стимулировать его творческие устремления, развивать самостоятельность.
Ребенок обучается уважительному отношению к своим работам, оформляя их в
рамы, участвуя в выставках, творческих показах. Ему важно видеть и знать, что
результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям. Это
делает жизнь ребенка интереснее и ярче, способствует его самореализации,
формирует чувство собственного достоинства. Сформированные на занятиях
изобразительной деятельности умения и навыки необходимо применять в
последующей трудовой деятельности, например, при изготовлении
полиграфических и керамических изделий, изделий в технике батик,
календарей, блокнотов и др.
Лепка
Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина.
Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с
пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп.
Разминание пластилина (теста, глины). Раскатывание теста (глины) скалкой.
Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка
материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска.
Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону
(внутри контура). Катание колбаски на доске (в руках). Катание шарика на
доске (в руках). Получение формы путем выдавливания формочкой. Вырезание
заданной формы по шаблону стекой (ножом, шилом и др.). Сгибание колбаски
в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик. Переплетение: плетение из 2-х (3-х)

колбасок. Проделывание отверстия в детали. Расплющивание материала на
доске (между ладонями, между пальцами). Скручивание колбаски (лепешки,
полоски). Защипывание краев детали. Соединение деталей изделия прижатием
(примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета из одной (нескольких)
частей.
Выполнение тиснения (пальцем, штампом, тканью и др.). Нанесение
декоративного материала на изделие. Дополнение изделия мелкими деталями.
Нанесение на изделие рисунка. Лепка изделия с нанесением растительного
(геометрического) орнамента. Лепка нескольких предметов, объединённых
сюжетом.
Аппликация
Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон,
фольга, салфетка и др. Узнавание (различение) инструментов и
приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило,
войлок, трафарет, дырокол и др. Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной
формы (размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали).
Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем.
Выкалывание шилом: прокол бумаги, выкалывание по прямой линии,
выкалывание по контуру. Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза,
разрезание листа бумаги. Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта
из нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги: заготовка
отдельных деталей, соединение деталей между собой. Соблюдение
последовательности действий при изготовлении предметной аппликации:
заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем,
приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при
изготовлении декоративной аппликации: заготовка деталей, сборка орнамента
способом чередования объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание
деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении
сюжетной аппликации: придумывание сюжета, составление эскиза сюжета
аппликации, заготовка деталей, сборка изображения, намазывание деталей
клеем, приклеивание деталей к фону.

Рисование
Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для
рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти,
емкость для воды. Оставление графического следа. Освоение приемов
рисования карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе
с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти,
обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки,
рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д. Освоение приемов
рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания
массы. Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски путем смешивания
красок других цветов.
Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных)
линий. Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал,

квадрат, прямоугольник, треугольник). Закрашивание внутри контура
(заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура точками.
Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка.
Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по
трафарету, по шаблону, по представлению). Дорисовывание части (отдельных
деталей, симметричной половины) предмета. Рисование предмета (объекта) с
натуры. Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента.
Дополнение
готового
орнамента
растительными
(геометрическими)
элементами. Рисование орнамента из растительных и геометрических форм в
полосе (в круге, в квадрате). Дополнение сюжетного рисунка отдельными
предметами (объектами), связанными между собой по смыслу. Расположение
объектов на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка. Рисование
приближенного и удаленного объекта. Подбор цвета в соответствии с сюжетом
рисунка. Рисование сюжетного рисунка по образцу (срисовывание готового
сюжетного рисунка) из предложенных объектов (по представлению). Рисование
с использованием нетрадиционных техник: монотипии, «по - сырому»,
рисования с солью, рисования шариками, граттаж, «под батик».

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Классная доска, шкафы для хранения учебников, альбомов, дидактических
материалов, пособий, краски акварельные, гуашь, кисти, карандаши цветные,
карандаш простой, ластик, природные материалы, бумага и картон, альбом.

Учебно-методического обеспечение образовательного процесса
• Федеральный государственный образовательный стандарт общего
образования для обучающихся с умственной отсталостью;
• Адаптированная
основная
образовательная
программа
общего
образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с
умственной отсталостью (вариант 2);

Дополнительная литература:
• Сайбединов А.Г. Диалоги с душой. Изобразительное искусство в школе. Томск: Изд-во «Дельтаплан», 2011.
• Дорожин Ю.Г. Жостовский букет, Искусство детям,Мозаика-синтез ,
2010
• Энциклопедия «Роспись»-М.: Владос,2011

№
п.п
1
2
3
4

Тематическое планирование
______5 класс, 102 часа______
Тема урока
Знакомство с материалами и инструментами
Лепка «Лесенка»
Аппликация «Лесенка»
Игровые графические упражнения

Кол-во
часов
1
1
2
1

_5_
6_
_ 7_
_8_
9_

10
11
12
13
11
!5
16
17
18
.19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61

Лепка на плоскости «Домик»
Аппликация «Домик для зайчат»
Упражнения на различение геометрических фигур
Лепка на плоскости «Солнышко»
Аппликация «Солнышко»______________________
Рисование предмета округлой формы по точкам
Рисование «Солнечный день»
Игровые упражнения на развитие цветовосприятия
Отрывная аппликация «Осень»
Рисование на тему «Осеннее дерево»
Рисование предметов округлой формы
Лепка «Светофор»_____________________________
Аппликация «Светофор»_______________________
Рисование светофора с помощью шаблонов
Проведение различных линий, штриховка
Рисование по клеточкам простого узора
Аппликация «Красивая скатерть»________________
Рисование геометрического узора в квадрате
Рисование узора в полосе «Коврик»_____________
Лепка «Компот»_______________________________
Аппликация «Осенние заготовки»
Рисование пальчиками «Кувшин»_______________
Аппликация «Пирамидка из шариков»
Рисование «Бусы»
Рисование елочных игрушек
Лепка на плоскости «Елочка»___________________
Аппликация «Елка»____________________________
Рисование нарядной елки
Штриховка, цветоразличение, ориентировка.
Лепка «Снеговик»
Аппликация «Снеговик и зайцы»________________
Лепка «Морковка для зайцев»
Аппликация «Зайцы в зимнем лесу»
Рисование на тему «Зимний день»
Лепка фруктов________________________________
Аппликация «Угощение для обезьянки»__________
Рисование по опорным точкам
Лепка пройденных букв и цифр
Рисование знакомых букв и цифр
Лепка по образцу «Птичка»_____________________
Лепка «Птички на дереве»______________________
Аппликация «Снегирь»
Раскрашивание «Снегирь»
Аппликация «Март»
Рисование «Цветы в подарок»___________________
Лепка «Кораблик»_____________________________
Рисование «Бегут ручьи»
Аппликация «Кораблик»
Цветоразличение, штриховка, обводка
Лепка «Весенние листики»_____________________
Аппликация «Весенняя ветка»
Украшение пасхального яйца
Лепка «Цыпленок»
Аппликация «Цыпленок»
Аппликация «Дом для цыпленка»_______________
Рисование праздничных флажков
Аппликация «Подснежники»
Рисование «Ярко светит солнышко»

Тематическое планирование
______ 6 класс, 102 часа______
Тема урока

№
п.п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Композиция «Цветочный рай»
Рисование "Натюрморт из овощей"
Рисование "Осенний букет"________________
Рисование "Осенний закат"
Лепка "Осенний закат"
Лепка "Осень!____________________________
Рисование "Узор в квадрате"_______________
Рисование "Узор в круге"__________________
Рисование "Цвета радуги"__________________
Аппликация "Лесной сюжет"
Аппликация "Осенний лес"
Рисование на тему «чудо-осень»

~13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54

Беседа по картинам об осени_______________
Рисование "Озорная дымка"
Пластилиновая аппликация________________
Аппликация из крупы
Самостоятельное рисование узора__________
Рисование по шаблону
Рисование новогодних игрушек____________
Лепка гирлянды новогодних шаров_________
Беседа по картине «Зима»
Рисование новогоднего узора
Лепка новогодних шаров
Рисование новогодних игрушек_____________
Лепка "Новогодняя цепочка"
Лепка композиции «Елка с игрушками»
Рисование "Новогодний праздник в семье"
Рисование «Елка с игрушками»
Лепка "Новогодний праздник в семье"_______
Рисование новогоднего подарка
Коллективное рисование новогодней картины
Аппликация «Зима»
Рисование по представлению_______________
Рисование "Явление природы"______________
Рисование растительного узора
Рисование узора в полосе__________________
Лепка "Снеговики"
Рисование "Забавы"_______________________
Лепка объемных фигур
Рисование «Снеговик»
Рисование "Изумрудные снежинки"
Рисование, аппликация «Зима»
Рисование «Деревья зимой».________________
Аппликация из квадратов
Аппликация из дисков
Аппликация из салфеток
Рисование "Дорожные знаки"_______________
Рисование "Служебные машины"___________
Рисование растительного узора
Лепка птицы
Рисование по точкам
Лепка рельефов цифры____________________
Аппликация из геометрических фигур_______
Рисование по представлению

55

~5б
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69

"

№
п.г
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

~

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

Рисование "Подснежник"
Аппликация «Цветок»
Лепка любимого сказочного героя
Рисование любимой сказки
Рисование «Весна»_____________________________
Самостоятельное рисование узора_______________
Аппликации из природного материала
Рисование растительного узора в полосе по образцу
Плоскостная лепка «Цветы»
Рисование «Деревья»___________________________
Аппликация из круп____________________________
Аппликация из дисков
Аппликация из семян ясеня, клена
Пластилиновая аппликация
Аппликация из ниток___________________________

Тематическое планирование
_____________________________ 7 класс, 102 часа______
Тема урока
Композиция «Цветы на нашей клумбе»
Рисование "Богатый урожай"____________________________
Рисование "Разноцветный листопад"_____________________
Рисование "Веточка рябины"
Лепка "Веточка рябины"
Лепка "Разноцветный листопад"
Рисование "Узор в квадрате"____________________________
Рисование "Узор в круге"_______________________________
Рисование "Радуга-дуга, не давай дождя!"_________________
Рисование "У леса подарков много"
Рисование "Все деревья в золото одеты"
Рисование на тему «Парк осенью»
Беседа по картинам об осени____________________________
Рисование "Озорная дымка"_____________________________
Пластилиновая аппликация______________________________
Аппликация из семян ясеня, клена
Самостоятельное рисование узора_______________________
Рисование по трафаретам_______________________________
Рисование новогодних шаров___________________________
Лепка гирлянды новогодних игрушек
Беседа по картине «Зима»
Самостоятельное рисование новогоднего узора
Лепка новогодних игрушек
Рисование новогодних шаров____________________________
Рисование "Новогодняя гирлянда"
Лепка композиции «Елка с шарами»
Новогодний праздник в городе
Рисование «Елка с шарами»_____________________________
Аппликация "Новогодний праздник в городе"_____________
Рисование новогодней открытки
Коллективное рисование новогодней картины
Аппликация «Зимняя ночь»
Аппликация "Вот зима, кругом бело"_____________________
Аппликация «Снегопад»________________________________
Рисование растительного узора
Рисование узора в полосе

37
38
39
40

Л

42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61

62
63
64
65
66
67
68
69

Аппликация "Снеговики"
Аппликация «Колокольчик, солнышко»
Лепка плоскостных фигур
Лепка «Снеговик»
Рисование "Волшебные снежинки"_______________
Рисование, аппликация «Зима»
Рисование «Деревья зимой»
Аппликация из квадратов
Аппликация из ватных дисков
Аппликация из салфеток________________________
Рисование "Дорожные знаки"
Лепка "Служебные машины на улицах города"
Рисование растительного узора
Лепка птиц____________________________________
Рисование по точкам___________________________
Лепка рельефов цифр___________________________
Аппликация из геометрических фигур
Рисование по представлению
Аппликация "Подснежник"______________________
Аппликация «Мимоза»
Лепка любимого сказочного героя
Рисование любимой сказки
Рисование «Весенний лес»
Самостоятельное рисование узора_______________
Аппликации из природного материала
Рисование растительного узора в полосе по образцу
Плоскостная лепка «Первые цветы»
Аппликация «Деревья весной»
Аппликация из круп____________________________
Аппликация из ватных дисков
Аппликация из семян ясеня, клена
Пластилиновая аппликация
Аппликация из ниток


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».