Музыка и движение 10-12 класс, 2 вариант, 2025

РО ССИ ЙСКАЯ Ф ЕДЕРАЦ И Я
М инистерство образования Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рассмотрено:
на заседании ШМО
старших классов
протокол № 3
от 17.06.2025 г.

Рассмотрено:
на заседании педсовета
протокол № 4
от 19.06.2025 г.

Утверждено:
приказом директора № 339-од
от 26.06.2025 г.

Рабочая программа
учебного курса
«Музыка и движение»
для обучающихся 10-12 классов
(АООП УО 2 вариант)

Составитель:
Пономарева
Вера
Михайловна,
учитель

Камышлов, 2025

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета "Музыка и движение" для
обучающихся 10-12 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
(приказ
Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1599), на основе
Федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями приказ Министерства просвещения Российской федерации от
24.12.2022г. № 1026.
Содержание учебного предмета «Музыка и движение» направлено на
социализацию и самореализацию обучающихся в обществе посредствами музыки и
движения. Участие обучающихся в музыкальных выступлениях способствует
формированию чувства собственного достоинства, развитию эмоциональной и
личностной сферы обучающихся. На музыкальных занятиях развивается не только
способность эмоционально воспринимать и воспроизводить музыку, но и
музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, индивидуальные
способности к пению, танцу, ритмике.
Цель - эмоциональное развитие обучающихся с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью посредством музыки и движения.
Задачи учебного предмета «Музыка и движение»:
- развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих,
хоровых умений, освоение игры на доступных музыкальных инструментах,
эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий,
игр, музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений;
- развитие интереса к различным видам музыкальной деятельности (слушание,
пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах);
- освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение
мелодии игрой на музыкальных инструментах;
- готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях.
Воспитательный компонент преподавания учебного предмета «Музыка и
движение» реализуется через модуль «Школьный урок» программы воспитания
школы предполагает:
- установление доверительных отношений между учителем и обучающимися,
способствующих позитивному восприятию обучающимися учебной информации,
активизации их познавательной деятельности;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемому
учебному материалу, выработку положительного эмоционального отношения к
творческой (музыкальной) деятельности и ее результатам.
Воспитательные возможности содержания учебного предмета «Музыка и
движение» реализуются посредством:
- игровых форм учебной деятельности (дидактические и сюжетно-ролевые
игры, использование на уроке доступного для использования обучающимися
оборудования (предметные игрушки/картинки/модели, предметы быта и др.) и
демонстрационного материала (иллюстрации, картинки, дидактические карточки,
таблицы);

- интерактивных форм работы (работа в парах, группе; игры, стимулирующие
познавательную мотивацию);
- содержания урока (игровые моменты, способствующие установлению
доброжелательной атмосферы на уроке; развивающие тематические медиа
презентации).
Отличительные особенности программы:
- содержание доступно для обучающихся с умеренной умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- программа дает возможность работы с обучающимися, имеющими
индивидуальные возможности и психофизические особенности развития;
программа
предполагает
приобретение
обучающимися
опыта
индивидуальной, групповой, коллективной деятельности.
Формы контроля:
Формой контроля обучающихся по учебному предмету «Музыка и движение»
является промежуточная аттестация, которая проводится в конце учебного года,
включает в себя анализ динамической оценки индивидуальных достижений,
обучающихся за второе полугодие и учебный год и осуществляется на основе
мониторинга
уровня
развития
жизненных
компетенций
ребенка
(практическая/творческая работа).
Преподавание учебного предмета «Музыка и движение» связано с
преподаванием других предметов учебного плана:
Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация): накопленные
на занятиях учебного предмета эмоциональные впечатления способствуют
формированию предпосылок к освоению доступных средств изобразительной
деятельности.
Речь и альтернативная коммуникация: сформированный на занятиях интерес к
доступным видам музыкального искусства служит основой для овладения умением
вступать в контакт, используя доступные средства коммуникации.
Адаптивная физическая культура: сформированные на занятиях умения
выполнять действия с музыкальными инструментами являются основой для
расширения диапазона движений, формирования функциональных двигательных
навыков.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Музыка и движение» входит в обязательную часть учебного плана,
в предметную область «Искусство». На изучение предмета «Музыка и движение» в
10-1 классе отводится по 2 часа в неделю, курс рассчитан на 68 часов (34 учебных
недели); в 12 классе по1 часу в неделю, курс рассчитан на 34 часа (34 учебных
недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
- формирование базовых навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками
в разных социальных ситуациях;
- формирование навыков коммуникации и принятых норм социального
взаимодействия;
- формирование навыков проявления доброжелательности, эмоционально­
нравственной отзывчивости и взаимопомощи.

Предметные:
Минимальный уровень:
- определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений;
- пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью
педагога);
выразительное совместное исполнение выученных песен с простейшими
элементами динамических оттенков;
- правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое
произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;
- правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;
- различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
- различение песни, танца, марша;
- различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
- различение песни, танца, марша;
- передача ритмического рисунка мелодии (хлопками, голосом);
- определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных
произведений (веселые, грустные и спокойные);
- владение элементарными представлениями о нотной грамоте;
- представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании.
Достаточный уровень:
самостоятельное исполнение разученных песен как с инструментальным
сопровождением, так и без него;
- сольное пение и пение хором с выполнением требований художественного
исполнения, с учетом средств музыкальной выразительности;
- ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;
- различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
- знание основных средств музыкальной выразительности: динамические
оттенки (форте-громко, пиано-тихо); особенности темпа (быстро, умеренно,
медленно); особенности регистра (низкий, средний, высокий) и др.;
- представления обо всех включенных в Программу музыкальных
инструментах и их звучании (рояль, пианино, балалайка, баян, гитара, труба,
маракасы, румба, бубен, треугольник, скрипка);
- владение элементами музыкальной грамоты, как средства графического
изображения музыки.
Общая характеристика предмета
Педагогическая работа с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью и с ТМНР направлена на его социализацию и интеграцию в
общество. Одним из важнейших средств в этом процессе является музыка.
Физические недостатки могут ограничивать желание и умение танцевать, но музыка
побуждает ребенка двигаться иными способами. У человека может отсутствовать
речь, но он, возможно, будет стремиться к подражанию и «пропеванию» мелодии
доступными ему средствами. Задача педагога состоит в том, чтобы музыкальными
средствами помочь ребенку научиться воспринимать звуки окружающего мира,
развить эмоциональную отзывчивость на музыкальный ритм, мелодику звучания
разных жанровых произведений.
Участие ребенка в музыкальных выступлениях способствует его
самореализации, формированию чувства собственного достоинства. Таким образом,
музыка рассматривается как средство развития эмоциональной и личностной сферы,
-

как средство социализации и самореализации ребенка. На музыкальных занятиях
развивается не только способность эмоционально воспринимать и воспроизводить
музыку, но и музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память,
индивидуальные способности к пению, танцу, ритмике.
Программно-методический материал включает 4 раздела: «Слушание
музыки», «Пение», «Движение под музыку», «Игра на музыкальных инструментах».
Примерное содержание предмета
Слушание.
Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки. Определение
начала и конца звучания музыки. Слушание (различение) быстрой, умеренной,
медленной музыки. Слушание (различение) колыбельной песни и марша. Слушание
(различение) веселой и грустной музыки. Узнавание знакомой песни. Определение
характера музыки. Узнавание знакомой мелодии, исполненной на разных
музыкальных инструментах. Слушание (различение) сольного и хорового
исполнения произведения. Определение музыкального стиля произведения.
Слушание (узнавание) оркестра (народных инструментов, симфонических и др.), в
исполнении
которого
звучит
музыкальное
произведение.
Соотнесение
музыкального образа с персонажем художественного произведения.
Пение.
Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой
песни. Подпевание отдельных или повторяющихся звуков, слогов и слов.
Подпевание повторяющихся интонаций припева песни. Пение слов песни
(отдельных фраз, всей песни). Выразительное пение с соблюдением динамических
оттенков. Пение в хоре. Различение запева, припева и вступления к песне.
Движение под музыку.
Топанье под музыку. Хлопки в ладоши под музыку. Покачивание с одной ноги
на другую. Начало движения вместе с началом звучания музыки и окончание
движения по ее окончании. Движения: ходьба, бег, прыжки, кружение, приседание
под музыку разного характера. Выполнение под музыку действия с предметами:
наклоны предмета в разные стороны, опускание/поднимание предмета,
подбрасывание/ловля предмета, взмахивание предметом и т.п. Выполнение
движений разными частями тела под музыку: «фонарики», «пружинка», наклоны
головы и др. Соблюдение последовательности простейших танцевальных движений.
Имитация движений животных. Выполнение движений, соответствующих словам
песни. Соблюдение последовательности движений в соответствии с исполняемой
ролью при инсценировке песни. Движение в хороводе. Движение под музыку в
медленном, умеренном и быстром темпе. Ритмичная ходьба под музыку. Изменение
скорости движения под музыку (ускорять, замедлять). Изменение движения при
изменении метроритма произведения, при чередовании запева и припева песни, при
изменении силы звучания. Выполнение танцевальных движений в паре с другим
танцором. Выполнение развернутых движений одного образа.
Имитация
(исполнение) игры на музыкальных инструментах.
Игра на музыкальных инструментах.
Слушание
(различение)
контрастных
по
звучанию
музыкальных
инструментов, сходных по звучанию музыкальных инструментов. Освоение
приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд. Тихая и
громкая игра на музыкальном инструменте. Сопровождение мелодии игрой на
музыкальном инструменте. Своевременное вступление и окончание игры на

музыкальном инструменте. Освоение приемов игры на музыкальных инструментах,
имеющих звукоряд.
Учебно-методическое и материально - техническое обеспечение
образовательного процесса
Перечень литературы
• Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /минво образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2019.
• Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями приказ Министерства просвещения Российской федерации от
24.12.2022г. № 1026.
• Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы: Музыка 4 класс
И.В. Евтушенко. Москва «Просвещение» 2023; Музыка 5 класс И.В. Евтушенко.
Москва «Просвещение» 2023
• Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной
отсталостью. Под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой - СанктПетербург ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.
• «Музыка и ритмика». 7 кл.: Новая модель обучения в специальных
(коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида: Новые
учебные программы и метод. Материалы. - Кн. 2 / С. А. Лосева. Под ред. А. М.
Щербаковой. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.
• «Музыка, пение, музыкально-ритмические занятия». 5, 8кл.: Новосёлова Н.
А., Шлыкова А. А. Программы обучения детей с умеренной и тяжёлой умственной
отсталостью. (Подготовительный, I - X классы). - Екатеринбург: «Учебная книга»,
2004.
• Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. М.: Академия, 2005.
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет
1. ЦОС Моя Школа https://lesson.edu.ru/56/03
2. Библиотека цифрового образовательного контента https://lib.myschool .edu.ru
3. Инфоурок https://school.infourok.ru/videouroki
4. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа:
http://school-collection.edu.ru/
5. https://easyen.ru/? cf chl rt tk=1eH74Mfl6Bwj3ncR8UsdJ.QV5iOB009SXSB
Le XMIzc-1750092715-1.0.1.1hSKEgXI2GtEJMxViCilTc.uF8CZXm240Eqc.7F4 sOc
Диски
1.
Альбомы: «Осенние песни», «Зимние композиции», «Весенние
мелодии» «Вальсы», «Русские народные мелодии», «Золотая классика», «Детских
песен».
2.
Сборник классических мультфильмов «Рождественские сказки».
3.
Мультипликационные фильмы по мотивам пьесы А.И. Островского на
музыку И.А. Римского-Корсакова

Кассеты
Сборник «Детские песенки», «Школьные песенки», «Лучшие детские
песенки».
Технические средства обучения
Компьютер, принтер, магнитофон, стеллажи для наглядных пособий,
музыкальных инструментов и др., фланелеграф, магнитная доска, аудиозаписи,
видеофильмы, презентации (записи со звучанием музыкальных инструментов и
музыкантов, играющих на различных инструментах, оркестровых коллективов;
фрагментов из оперных спектаклей, мюзиклов, балетов, концертов разной по жанру
музыки), текст песен.
Учебно-практическое оборудование
Музыкальный инструмент: фортепиано, барабаны, бубны, маракасы, ложки,
трещётки, колокольчики, треугольник, металлофон, ксилофон
Дидактический материал:
- изображения (картинки, фото, пиктограммы) музыкальных инструментов,
оркестров;
- портреты композиторов;
- альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с
тематическими линиями учебной программы;
- карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных
средств для различения высотности, громкости звуков, темпа, характера
музыкального произведения;
- карточки для определения содержания музыкального произведения;
- платки, флажки, ленты, обручи, а также игрушки-куклы, игрушки-животные и др.;
- музыкальные инструменты:
- конспекты уроков;
- раздаточный материал к урокам музыки.

Тематическое планирование
Название раздела, темы уроков

Кол-во
часов

10 класс - 68 часов
Знакомство с песней «Чудная пора». «Школьная песня», слушание.

1

Закрепление, пение песни «Чудная пора».

3

Знакомство с композитором М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».

2

Знакомство с песней «Осень ласковая сказка». Опера «Руслан и Людмила», М. И.
Глинка, слушание.
Закрепление, пение «Осень ласковая сказка».

2

Знакомство песни «Жаворонок» и «Попутная песня» на слова Н. В. Кукольника, муз.
М. И. Глинка. Слушание.
Знакомство «Песня о Москве». «Песня о герое». Греч. Песня в обраб. В. Локтева.
Слушание.
Игра на ударных инструментах.

2

Знакомство с композитором П. И. Чайковским «Детский альбом».

1

Слушание «Голоса природы».

1

П. И. Чайковский, балет «Лебединое озеро» - танец маленьких лебедей.

2

Рисование под музыку П. И. Чайковского.

1

Игра на народных инструментах.

1

Песня «Российский Дед Мороз».

2

П. И. Чайковский. Балет «Щелкунчик».

1

Драматизация «Новогодняя история», использование кукольного театра.

1

Знакомство с песней «Этот новый год».

1

Закрепление. Исполнение песен «Этот новый год», «Российский Дед Мороз».

2

Музыкально-ритмические движения «Новогодний хоровод».

2

Игра «Угадай на чем играю?»

1

Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане»; фрагменты: «Полёт
шмеля», «Три чуда».
Исполнение мелодии на музыкальных инструментах выбранной обучающимися.

2

Знакомство с песней «Колокола», муз. А. Крылатова, сл. Ю. Энтина. Пение.

1

Закрепление. Исполнение песни «Колокола».

2

Знакомство, опера «Снегурочка».

2

Рисование под музыку «Зимние мотивы».

1

Знакомство с песней «Служить России!».

1

Закрепление. Исполнение песни «Служить России!».

2

Знакомство с песней «Мама», слушание.

1

Закрепление. Исполнение песен посвящённых Дню защитника Отечества.

2

Музыкально-ритмические движения, с лентами.

1

Закрепление. Исполнение песни «Мама»

2

Музыкально-ритмические движения с тканью.

1

Итоговый урок.

1

3

2
1

1

Знакомство с композитором С. С. Прокофьевым.

1

Прокофьев, кантата «Александр Невский», слушание.

1

Игра на музыкальных инструментах (треугольник, металлофон, колокольчик).

1

Знакомство, «В землянке».

1

Закрепление. Исполнение песни «В землянке».
С. С. Прокофьев балет «Золушка», вальс. Слушание.

1

Импровизация под музыку, движения вальса.

1

Рисование под музыку С. С. Прокофьева.

1

Знакомство с песней «Дороги».

1

Импровизация под музыку «Ветер».

1

«Московские окна». Муз. Т. Хренникова, сл. М. Матусовского. Слушание.

1

Знакомство «Школьные годы», муз. Д. Кабалевского, сл. Е. Долматовского.

2

Закрепление «Школьные годы»

2

Тематическое планирование
Название раздела, темы уроков

Кол-во
часов

11 класс - 68 часов
Повсюду музыка слышна.
О чем рассказывает музыка? «Птичий дом» муз. Кабалевского-слушание произведения
Осенние мотивы. «Осень» - муз. Парцхаладзе, сл. Л. Некрасовой.
Хороводный шаг. «Русский хоровод» - русская народная песня (со сменой рук)
Танцевальные движения - плавно попеременно поднимать руки с листочками вверх-вниз.
Хороводы Осени.
Игры под музыку. «Ловишки» хор. нар. мелодия.
Что такое оркестр? Слушание аудио записи.
Попевки.
Игры со словом.
Хороводный шаг, кружение «лодочкой» в паре.
Песни Осени.
Логоритмика.
Просмотр музыкальных видео-презентаций об осени.
Симфонический оркестр, Звучание инструментов.
Осенний марафон.
Игра «Угадай мелодию».
«Природа в музыке». П.И. Чайковский «Времена года»
Три кита в музыке. Песня.
Патриотическая песня. Слушание «Родина слышит» муз.Д.Шостаковича, сл.
Е.Долматовского.
Пение «По долинам и по взгорьям». Муз. И.Атурова, сл. С.Алымова.
Танцевальное движение «вертушечка» муз. Туманян- выполнение в паре.
Пение «Ёлка» муз. Раухверга, сл. О. Высоцкой. «Новогодний хоровод».
«Бубуенцы». Сравнение характера музыки.
Музыка в сказке.
Музыка композитора Филиппенко.
Звуки музыкальные и шумовые.
Все инструменты по - разному поют.

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Музыкальные игры: «Не зевай», «Музыкальный квадрат»
Музыка советских композиторов.
Ходьба и бег с заданиями. Перестроения.
Музыкальное путешествие в страну Звукляндию.
Музыкальные добрые сказки.
Итоговый урок.

2
2
2
2
2
2

Тематическое планирование
Название раздела, темы уроков
12 класс - 34 часа
«В стране пения» Повторение правил пения.
«Лёгкая» и «серьезная» музыка.
«Лёгкая музыка». Массовая песня Затакт, муз. Фраза, дыхание, подвижность.
«Лёгкая музыка». Массовая песня Элементы джаза, ритм.
Эстрадная песня Эстрадная популярная музыка.
«В музыкальной гостиной» Особенности творчества Ж.Бизе. Понятие опера.
«В музыкальной гостиной» Сюита, аранжировка(обработка муз произведения).
«В музыкальной гостиной» Творчество Шуберта. Лёгкая классическая музыка, серенада.
«Путь к вершине творчества» Обощение пройденного материала.
«Музыкальные жанры».
«В концертном зале».
«Песня-верный друг».
«Серьёзная музыка».
«Музыкальные образы».
«В современных ритмах».
«Путь к вершине творчества».
«В стране пения».
Добрый праздник среди зимы.
«В стране пения».
«Музыка и живопись».
«Музыка и живопись».
«Времена года».
«Авторская песня».
«Музыка и кино».
«Музыка в литературе».
«Путь к вершине творчества».
«В стране пения».
«Авторская песня».
«Образ танца».
«Героические образы».
«Связь времён в музыке».
«Музыка будущего».
«Путь к вершине творчества».
Итоговый урок.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».