Окружающий природный мир 5-11, 2 вариант, 2025

РО С С И Й С К А Я Ф ЕД Е РА Ц И Я
М инистерство образован и я С вердловской области
Г осударствен н ое автоном ное п роф ессиональное образовательное учреж ден и е С вердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рассмотрено:
на заседании ШМО
старших классов
протокол № 3
от 17.06.2025 г.

Рассмотрено:
на заседании педсовета
протокол № 4
от 19.06.2025 г.

Утверждено:
приказом директора № 339-од
от 26.06.2025 г.

Рабочая программа
учебного курса
«Окружающий природный мир»
для обучающихся 5-11 классов
(АООП У О 2 вариант)

Составитель:
Ситникова
Наталья
Викторовна,
учитель,
в. кв. категории

Камышлов, 2025

Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир»
Цель обучения - формирование представлений о живой и неживой
природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к
природе.
Задачи:
• формирование первоначальных представлений о природе, об объектах и
явлениях неживой природы;
• формирование временных представлений;
• формирование представлений о растительном и животном мире.
Все задачи ставятся и решаются на уровне реальных возможностей детей.
Формы организации образовательного процесса
Основная форма организации учебного процесса - урок-занятие.
Используемые технологии:
Курс базируется на традиционных и инновационных технологиях обучения:
• Информационно-коммуникативные технологии.
• Технология концентрированного обучения.
• Технология дифференцированного обучения.
• Технологии личностно-ориентированного образования (игровые
технологии, разноуровнего обучения, организация ситуаций
взаимодействия).
Основные методы организации учебного процесса
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
• наглядный:
• словесный
• практический
При использовании практического метода (многократное повторение
выполнения конкретного действия) предварительно «отрабатывается» в
подводящих, подготовительных упражнениях, а затем они включаются в
работу.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Окружающий природный мир» входит в обязательную часть
учебного плана в предметную область «Окружающий мир». На изучение
предмета отведено:
•
•
•
•

в 5классе составляет - 68 часов за год (2 часа в неделю);
в 6 классе составляет - 68 часов за год (2 часа в неделю);
в 7 классе составляет - 68 часа за год (2 часа в неделю);
в 8 классе составляет - 68 часов за год (2 часа в неделю);
1

• в 9 классе составляет - 68 часов за год (2 часа в неделю);
• в 10 классе составляет - 68 часов за год (2 часа в неделю);
• в 11 классе составляет - 68 часов за год (2 часа в неделю).

2.1 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Требования к результатам освоения ФАООП
В соответствии с требованиями ФГОС к ФАООП дляобучающихся с
умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью с ТМНР(вариант 2)
результативность обучения каждого ученика оценивается с учётом особенностей
его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи
с этим требования к результатам освоения образовательной программы по
окружающему природному миру представляет собой описание возможных
результатов образования детей данной категории на весь период обучения.
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися АООП (вариант
2) по предмету является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь
максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и
физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач,
включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное
расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
Ожидаемые личностные результаты освоения АООП заносятся в специальную
индивидуальную программу развития каждого ребёнка с учетом индивидуальных
возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся.
В соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения программы
по предмету, она направлена на формирование двух групп результатов:
- личностных и предметных.
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Предполагаемые личностные _результаты освоения программы:
• основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определённому полу, осознание себя как «Я»;
• социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной
деятельности;
• формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в
его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
• формирование уважительного отношения к окружающим;
• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
• освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери),
пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения;
2

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых
правилах;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально­
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
• развитие навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
В соответствии с требованиями ФГОС ООО для обучающихся с
умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью с ТМНР (вариант 2)
предметные результаты по предмету «Окружающий природный мир»
планируются с учётом индивидуальных возможностей и специфических
образовательных потребностей обучающихся.
Предполагаемые предметные _результаты освоения программы:
Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времён
года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение
адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям:
• интерес к объектам и явлениям неживой природы;
• представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь,
лес, луг, река, водоёмы, формы земной поверхности, полезные ископаемые
и др.);
• представления о временах года, характерных признаках времён года, их
влиянии на жизнь человека;
• умение учитывать изменения в окружающей среде для охраны здоровья.
Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни
человека:
• интерес к объектам и явлениям живой природы;
• представления о животном и растительном мире (растения, животные, их
виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.);
• опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода
за ними;
• умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу).
Элементарные представления о течение времени:
• умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с
временами года;
• представления о течение времени: смена событий дня, смена частей суток,
3

дней недели, месяцев в году и др.

Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов
освоения программы по «Окружающему природному миру» в 5-11 классах
Система оценки достижений обучающимися программы по предмету
предполагает оценивание результатов освоения специальной индивидуальной
программы развития и развития жизненных компетенций обучающихся.
При
выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и
представлений каждого ученика. Оценивается динамика достижений в
коммуникации общего характера, положительное реагирование невербальными и
вербальными средствами на обращение к ним взрослого; выполнение инструкции
взрослого в знакомой ситуации, выполнения перцептивных, речевых, предметных
действий, графических работ и др.. Учитываются затруднения обучающихся в
освоении предмета, которые не рассматриваются как показатель не успешности
их обучения и развития в целом. Система оценки результатов отражает степень
выполнения
обучающимися
программы,
взаимодействие
следующих
компонентов:
• что обучающийся знает и умеет делать;
• что из полученного применяет на практике;
• насколько активно, адекватно и самостоятельно применяет.
Критерии оценивания
При оценке достижения возможных предметных результатов освоения ФАООП
по «Окружающему природному миру» в 5-11 классах, отметки не выставляются.
Программа формирования базовых учебных действий
Программа формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся с
умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)
направлена на формирование готовности у детей к овладению содержания АООП
по предмету, реализуется в процессе всего школьного обучения.
Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию
положительной мотивации пребывания в образовательной организации и
эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник,
специалист, ассистент и др.) и сверстниками:
• спокойное пребывание в новой среде;
• перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта;
• принятие контакта, инициированного взрослым;
• установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в
организации учебного процесса;
• ориентация в учебной среде (пространство, материалы, расписание) класса;
4

• планирование учебного дня;
• ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий,
очередности действий);
• следование расписанию дня.
Формирование учебного поведения:
• поддержание правильной позы;
• направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание;
• подражание простым движениям и действиям с предметами;
• выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь,
подними и др.);
• принятие помощи взрослого;
• использование по назначению учебных материалов;
• выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию);
• выполнение действий с предметами (по подражанию);
• выполнение простых действий с картинками (по подражанию);
• соотнесение одинаковых предметов (по образцу);
• соотнесение одинаковых изображений (по образцу);
• выполнение простых действий с предметами и изображениями (по образцу);
• соотнесения предмета с соответствующим изображением (по образцу);
• выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по
образцу);
• сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом
занятии;
• выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по
образцу на групповом занятии;
• выполнение речевых инструкций на групповом занятии;
• выполнение задания в течение определенного временногопромежутка на
групповом занятии;
• принятие помощи учителя на групповом занятии;
Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными
характеристиками, самостоятельно переходить от одного задания (операции,
действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия
и т.д.
• выполнение задания полностью (от начала до конца);
• выполнение задания в течение периода времени, обозначенногонаглядно
(при помощи таймера, будильника, песочных часов);
• выполнение задания с заданными качественными параметрами;
• переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с
расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который
будет отражать индивидуальные достижения обучающихся.
5

5КЛА^
Основное содержание учебного предмета
Растительный мир (22 часа)
Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Значение фруктов в жизни
человека. Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Чистка фруктов.
Узнавание способов переработки фруктов. Узнавание (различение) лесных и
садовых кустарников. Знание значения кустарников в природе и жизни человека.
Различение лесных и садовых ягод. Знание значения ягод в жизни человека.
Узнавание способов переработки ягод. Знание строения гриба. Различение
съедобных и несъедобных грибов. Знание значения грибов в природе и жизни
человека. Узнавание способов переработки грибов. Узнавание (различение)
садовых цветочно-декоративных растений (тюльпан, нарцисс, пион, астра,
гладиолус, георгин, роза, лилия, гвоздика). Строение цветов (корень, стебель,
листья, цветок). Соотнесение цветения цветочно-декоративных растений с
временем года. Знание значения цветочно-декоративных растений в природе и
жизни человека.
Животный мир (20 часов)
Группа «Домашние животные». Знание о питании домашних животных. Знание
способов передвижения домашних животных. Знание значения домашних
животных в жизни человека. Уход за домашними животными (котом, собакой и
др.). Знание значения домашних животных в жизни человека. Группа «Дикие
животные». Знание питания диких животных. Знание способов передвижения
диких животных. Знание значения диких животных в жизни человека.Узнавание
(различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый
медведь, олень, песец, тюлень, морж, пингвин).Установление связи строения
животного с его местом обитания.Знание питания животных.Знание способов
передвижения животных.Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь,
ворона, воробей, синица, дятел, снегирь, сова).Знание питания птиц.Объединение
зимующих птиц в группу «зимующие птицы».
Объекты природы (11 часов)
Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда).
Узнавание солнца, воздуха, воды. Определение месторасположения земли и неба.
Различение земли, неба. Определение месторасположения объектов на земле и
небе. Воздух. Свойства воздуха. Знание значение воздуха в природе и жизни
человека. Узнавание (различение) форм земной поверхности. Узнавание
(различение) объектов природы земной поверхности. Знание значения объектов
природы земной поверхности в жизни человека (горы, овраги, суша, водоёмы,
лес).
Временные представления (15 часов)
Определение частей суток по расположению солнца. Рассказ о погоде текущего
дня. Узнавание (различение) дней недели (рабочие, выходные). Соотнесение дней
недели с определенными видами деятельности. Узнавание (различение) времён
6

года (осень, зима, весна, лето).Узнавание (различение) времён года по
характерным признакам .Знание изменений, происходящих в жизни человека в
разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное
время года. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время
года. Узнавание (различение) месяцев. Соотнесение месяцев с временами года.
Узнавание (различение) календарей (настенный, настольный и др.). Соотнесение
месяцев с временем года и днём рождения (отметка в календаре). Узнавание
(различение) явлений природы (дождь, листопад, ветер, снегопад, гроза, радуга,
туман, гром). Соотнесение явлений природы с временем года (календарь
природы).
6 класс
Основное содержание учебного предмета
Растительный мир (12 часов)
Знание значения фруктов в жизни человека. Знание способов переработки
фруктов. Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов
переработки овощей. Знание значения ягод в жизни человека. Знание способов
переработки ягод. Знание значения грибов в природе и жизни человека. Знание
способов переработки грибов. Узнавание (различение) садовых цветочно­
декоративных растений (астра, гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс, роза, лилия,
пион, гвоздика). Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных
растений (подснежник, ландыш, ромашка, василек, фиалка, колокольчик, лютик).
Знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок). Соотнесение цветения
цветочно-декоративных растений с временем года. Знание значения цветочно­
декоративных растений в природе и жизни человека.
Животный мир (18 часов)
Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного
пояса (белый медведь, олень, песец, тюлень, морж, пингвин).Знание связи
строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание
способов передвижения животных. Узнавание (различение) животных,
обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра,
черепаха, носорог, обезьяна. бегемот, крокодил). Знание особенностей строения
животного.
Объекты природы (23 часа)
Узнавание (различение) форм земной поверхности. Изображение земной
поверхности на карте. Узнавание глобуса - модели Земли. Узнавание
изображения Земли из космоса. Знание знаменитых космонавтов. Узнавание леса.
Знание значения леса в природе и жизни человека. Различение растений
(животных) леса. Узнавание луга. Узнавание луговых цветов. Знание значения
луга в природе и жизни человека. Узнавание почвы. Знание свойств почвы. Знание
значения почвы в жизни человека. Узнавание (различение) полезных ископаемых
(уголь, нефть, торф, известняк, песок, глина, мрамор, гранит, алюминий, медь,
7

золото).Знание способов добычи полезных ископаемых.
полезных ископаемых в жизни человека.

Знание значения

Временные представления (15 часов)
Определение частей суток по расположению солнца (повторение).Соотнесение
дней недели с определенными видами деятельности. Узнавание (различение)
месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение
месяцев с временами года. Узнавание (различение) календарей (настенный,
настольный и др.).Ориентация в календаре (определение года, текущего месяца,
дней недели, предстоящей даты и т.д.). Узнавание (различение) времен года
(весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Представление о годе как о
последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в жизни человека
в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное
время года. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время
года. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза,
радуга, туман, гром, ветер).Соотнесение явлений природы с временем года.
Рассказ о погоде текущего дня.
7
КЛАСС
Основное содержание учебного предмета
Растительный мир (15 часов)
Узнавание травянистых растений. Узнавание (различение) культурных и
дикорастущих травянистых растений (петрушка, укроп, базилик, кориандр, мята,
одуванчик, подорожник, крапива). Знание значения трав в жизни человека.
Узнавание (различение) лекарственных растений (зверобой, орегано (душица),
ромашка, календула тимьян (чабрец), шалфей, лаванда). Знание значения
лекарственных растений в жизни человека. Узнавание (различение) комнатных
растений (герань, фикус, кактус, фиалка). Знание строения растения. Знание
особенностей ухода за комнатными растениями. Знание значения комнатных
растений в жизни человека.
Животный мир (16 часов)
Группа домашние птицы. Узнавание (различение) домашних птиц (курица
(петух), утка, гусь, индюк). Узнавание (различение) детенышей домашних птиц
(цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок). Знание особенностей внешнего вида
птиц. Питание домашних птиц. Знание значения домашних птиц в жизни
человека. Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь,
пеликан).Знание питания птиц. Объединение птиц в группу «водоплавающие
птицы».Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Узнавание
(различение) перелетных птиц (дикая утка, дикий гусь, аист, журавль, ласточка,
стриж, грач).Знание питания птиц. Объединение перелетных птиц в группу
«перелетные птицы».
Объекты природы (22 часа)
Знание свойств почвы. Знание значения почвы в жизни человека. Узнавание
(различение) полезных ископаемых (уголь, нефть, гранит, торф, мрамор,
8

известняк, песок, глина, алюминий, медь, золото).Знание значения полезных
ископаемых в жизни человека. Узнавание воды. Знание свойств воды. Знание
значения воды в природе и жизни человека. Узнавание реки (ручья). Знание
значения реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения
на реке (водоёме).Узнавание водоёма. Знание значения водоемов в природе и
жизни человека.
Временные представления (15 часов)
Дни недели. Знание дней недели. Соотнесение дней недели с определенными
видами деятельности: рабочие, выходные, праздничные дни. Временные
промежутки в жизни человека: рабочие дни (месяцы), отпуск. Знание изменений,
происходящих в жизни человека в разные возрастные периоды. Узнавание
(различение) собственного возраста учащегося.
8
КЛАСС
Основное содержание учебного предмета
Растительный мир (16 часов)
Знание значения комнатных растений в жизни человека. Узнавание (различение)
комнатных растений. Знание строения растения. Знание особенностей ухода за
комнатными растениями. Знание значения травянистых растений в жизни
человека. Узнавание (различение) лекарственных
растений. Узнавание
(различение) культурных и дикорастущих травянистых растений. Узнавание
(различение) зерновых и бобовых культур по внешнему виду. Зерновые и бобовые
культуры (пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы),
узнавание по внешнему виду зерна и плодов. Значения зерновых и бобовых
культур в жизни человека.
Животный мир (24 часа)
Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Узнавание (различение)
водоплавающих птиц. Узнавание (различение) перелетных птиц. Знание
особенностей внешнего вида птиц. Узнавание (различение) речных рыб (сом,
окунь, щука). Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники,
жабры).Установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни. Знание
питания рыб. Знание значения речных рыб в жизни человека, в природе.
Узнавание (различение) насекомых в природе. Знание строения тела насекомого.
Установление связи строения тела насекомого с его образом жизни. Знание
питания насекомых. Знание способов передвижения насекомых. Знание значения
насекомых в жизни человека, в природе.
Объекты природы (13 часов)
Узнавание (различение) болота, как избыточно увлажнённого участка суши.
Знание значения болот в природе и жизни человека. Правила поведения в
болотистой местности. Узнавание водоемов. Соблюдение правил поведения на
водоёмах. Знание значения водоёмов в природе и жизни человека. Знание свойств
воды. Знание значения воды в природе и жизни человека. Узнавание огня. Знание
свойств огня (полезные свойства, отрицательное). Знание значения огня в жизни
человека. Соблюдение правил обращения с огнем.
Временные представления (15 часов)
9

Узнавание (различение) возраста человека. Знание изменений, происходящих в
жизни человека в разные возрастные периоды. Узнавание (различение)
собственного возраста учащегося, отнесение его к правильной возрастной
категории. Узнавание (различение) возраста родных и близких учащегося,
отнесение его к правильной возрастной категории. Узнавание (различение)
возраста людей, отнесение его к правильной возрастной категории. Ориентация в
календаре.
9
КЛАСС
Основное содержание учебного предмета
Растительный мир (14 часов)
Знание значения комнатных растений в жизни человека. Узнавание (различение)
зерновых культур. Значение зерновых культур в жизни человека. Узнавание
(различение) растений природных зон холодного пояса (мох, карликовая
берёза).Узнавание (различение) растений природных зон жаркого пояса (кактус,
верблюжья колючка, пальма, лиана, бамбук).Знание особенностей растений
природных зон жаркого пояса.
Животный мир (21 час)
Знание основных признаков животного. Знание строения животного. Узнавание
(различение) домашних животных. Знание значения домашних животных в жизни
человека. Знание правил ухода за домашними животными. Узнавание
(различение) диких животных. Знание значения диких животных в жизни
человека. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах
холодного пояса. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных
зонах жаркого пояса. Узнавание (различение) домашних птиц. Знание значения
домашних птиц в жизни человека. Узнавание (различение) зимующих птиц.
Узнавание
(различение)
перелетных
птиц.
Узнавание
(различение)
водоплавающих птиц. Узнавание (различение) речных рыб. Узнавание
(различение) насекомых. Узнавание (различение) морских обитателей (кит,
дельфин).Узнавание (различение) морских обитателей (морская звезда, медуза,
морской конек, осьминог, креветка, морской краб).Знание строения морских
обитателей; установление связи строения тела морского обитателя с его образом
жизни. Знание питания морских обитателей. Знание значения морских обитателей
в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) животных, живущих в
квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи,
хомяки).Знание особенностей ухода (питание, содержание и др.).
Объекты природы (15 часов)
Знание значения солнца и луны в жизни человека и в природе. Узнавание
(различение) небесных тел (планета, звезда). Космос. Знание знаменитых
космонавтов. Узнавание изображения Земли из космоса. Знание свойств воздуха.
Определение месторасположения земли и неба. Определение месторасположения
объектов на земле и небе. Узнавание (различение) форм земной поверхности.
Изображение земной поверхности на карте. Узнавание (различение) суши
(водоема).Узнавание леса. Знание значения леса в природе и жизни человека.
Различение растений (животных) леса. Соблюдение правил поведения в лесу.
Узнавание луга. Знание значения луга в природе и жизни человека. Узнавание
10

почвы. Знание значения почвы в жизни человека. Знание полезных ископаемых.
Знание значения полезных ископаемых в жизни человека. Узнавание воды. Знание
свойств и значения воды в природе и жизни человека. Узнавание реки (водоёма).
Узнавание огня. Знание значения огня в жизни человека.
Временные представления (18 часов)
Узнавание (различение) частей суток. Представление о сутках как о
последовательности. Соотнесение частей суток с видами деятельности. Узнавание
(различение) дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7
дней. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с
определенными видами деятельности. Узнавание (различение) месяцев.
Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев
с временами года. Узнавание (различение) календарей (настенный, настольный и
др.).Ориентация в календаре (определение года, текущего месяца, дней недели,
предстоящей даты и т.д.).Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень,
зима) по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности
сезонов. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года
.Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года. Знание
изменений, происходящих в жизни растений в разное время года. Узнавание
(различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман,
гром, ветер).Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде
текущего дня. Узнавание (различение) возраста человека.
10 класс
Основное содержание учебного предмета
Мир природы (22 часа) Сезонные изменения в природе. Время года- осень.
Растения культурные и дикорастущие. Плоды осени. Лес. Лекарственные
растения. Растения красной книги. Парки. Растения поля. Забота о домашних
животных осенью. Жизнь диких животных осенью.
Труд людей осенью. Птицы. Воздушная оболочка земли. Состав воздуха.
Значение воздуха для жизни на Земле.
Явления природы (4 часа) Молния. Наводнение. Извержение вулкана. Северное
сияние.
Объекты природы (10 часов) Поверхность суши: равнины, холмы. Поверхность
суши: овраги, горы. Охрана почвы. Свойства почвы. Виды полезных ископаемых:
нефть, уголь, газ, торф и др. Значение и свойства полезных ископаемых. Способы
добычи. Вода- источник жизни». Источник воды. Вода в природе: осадки, воды
суши. Россия - Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие
географические объекты.
Население России. Городское и сельское население. Народы России. Города
России. Заключительное занятие-игра: «Мир, в котором мы живем».
Растительный мир (5 часов) Разнообразие растительного мира. Среда обитания
растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоёмов).
Дикорастущие и культурные растения. Деревья. Деревья лиственные и плодовые.
Хвойные деревья.
11

Животный мир (12 часов) Разнообразие животного мира. Домашние животные.
Значение домашних животных в жизни человека. Птицы. Дикие птицы.
Домашние птицы. Земноводные. Насекомые. Рыбы. Звери (млекопитающие).
Охрана животных. Заповедники. Редкие животные в красной книге.
Части суток (3 часа) Утро и день. Вечер и ночь. Полночь.
Природа и человек (12 часов) Строение человека. Части тела и внутренние
органы. Как работает (функционирует) наш организм. Мозг человека.
Когда мозг отдыхает. Взаимодействие органов. Режим дня. Здоровье человека.
Осанка (гигиена, костно-мышечная система). Комплекс упражнений для
профилактики осанки. Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика
нарушений слуха. Правила гигиены. Профилактика нарушений слуха. Правила
гигиены.
11 класс
Основное содержание учебного предмета
Временные представления (16 часов) Изготовление моделей: «Часы», «Дни
недели» «Месяцы» «Времена года» Изменения в природе в разные времена
года. Природные явления. Световой день. Заморозки. Мокрый снег. Град.
Календарь наблюдений за погодой. Дидактические задания и игры.
Обобщающие и проверочные работы.
Объекты природы (18 часов) Почва, ее свойства. Состав почвы. Строение
земной коры. Значение почвы для жизни человека. Пустыни, их виды. Климат
пустынь. Растительный мир пустынь. Животный мир пустынь. Тундра,
географическое положение. Климат тундры. Растительный мир тундры.
Животный мир тундры. Население тундры. Полярное сияние. Карта мира. Карта
России. Климатическая карта мира. Климатическая карта России. Дидактические
задания и игры. Обобщающие и проверочные работы.
Растительный мир (16 часов) Лесные деревья. Виды лесных деревьев. Лесные
кустарники. Лесные ягоды. Плодовые деревья. Виды плодовых деревьев.
Плодово- ягодные кустарники. Ягоды, их виды. Луговые травы, их виды.
Лекарственные и ядовитые травы и растения. Кормовые культуры, их виды.
Значение кормовых культур для жизни человека. Фрукты, их виды. Фрукты в
питании человека. Овощи, их виды. Овощи в питании человека. Дидактические
задания и игры. Обобщающие и проверочные работы.
Животный мир (18 часов) Обитатели лесов и степей. Лесные животные, их виды.
Степные животные, их виды. Обитатели водных объектов. Обитатели рек и озер.
Обитатели морей и океанов. Ракообразные, их виды. Места обитания
ракообразных. Моллюски, их виды. Места обитания моллюсков. Рептилии, места
их обитания. Перелетные птицы. Оседлые птицы. Дидактические задания и игры.
Обобщающие и проверочные работы.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) /мин-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2019

12

2. Федеральная адаптированная образовательная программа начального
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья. - М.: Сфера, 2023
3. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью/ под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. - Спб.: ЦДК проф.
Л.Б. Баряевой, 2011.
4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида: 5-9 классы. В 2-х частях/ Под ред. В.В. Воронковой. - М.:
ВЛАДОС, 2010.
5. Г алле, А.Г. Программа по обслуживающему труду для детей с умеренной
умственной отсталостью. 6-9 классы/ А.Г. Галле, Л.Л. Кочетова. - М.:
АРКТИ, 2009
6. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида. 5-9 классы/ И.М. Бгажнокова. - М.: Просвещение, 2008
7. Новосёлова, Н.А. Программы обучения детей с умеренной и тяжёлой
умственной отсталостью/ Н.А. Новосёлова, А.А. Шлыкова. Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2004.
8. Планета Земля: энциклопедия для детского сада/И.Н. Сергеева. - М.:
РОСМЭН, 2018
9. Птицы: детская энциклопедия/Н.С. Ляпкова. - М.: РОСМЭН, 2018
10.Живой мир: детская энциклопедия/ пер с англ. Л.П. Корзун. - М.:
РОСМЭН,1996
11.Тайны природы: пособие для учащихся 5-7 классов/ составитель Т.С.
Сухова, В.И. Строганов - М.: Вентана-Граф, 2001
12.
Природоведение 3-5 классы. Атлас для дошкольников / под ред. И.К.
Ждановой. - М.: Картография, 1998.
13.Нездолий, Т.П. Путешествуем по Свердловской области. Природа
среднего Урала/Т.П. Нездолий. - Екатеринбург: Форум-книга, 2007
14.
Млекопитающие Среднего Урала: Справочник - определитель/В.Н.
Большаков. - Екатеринбург: Сократ, 2006
15.Горбунов, П.Ю. Жуки Среднего Урала. Справочник - определитель/ П.Ю.
Горбунов, В.Н. Ольшванг. - Екатеринбург: Сократ,2008
16.Горбунов, П.Ю. Бабочки Среднего Урала. Справочник - определитель/
П.Ю. Горбунов, В.Н. Ольшванг.- Екатеринбург: Сократ,2008
17.Беркутенко, А.Н. Травянистые дикорастущие растения Среднего Урала:
Справочник- определитель,/ А.Н. Беркутенко, А.Ф. Сёмин. Екатеринбург: Сократ,2008
18.Рябцев,
В.К. Птицы Среднего Урала: Справочник-определитель/ В.К.
Рябцев.- Екатеринбург: Сократ,2008
19.Мамаев, С.А. Деревья и кустарники среднего Урала. Справочник определитель/С.А. Мамаев. - Екатеринбург: Сократ, 2006
20.Богданов, В.Д. Рыбы среднего Урала. Справочник - определитель/В.Д.
Богданов. - Екатеринбург: Сократ, 2006
21.Вершинин, В.Л. Амфибии и рептилии Среднего Урала. Справочник определитель/В.Л. Вершинин. - Екатеринбург: Сократ, 2007
13

22.Васфилова, Е.С. Лекарственные растения Среднего Урала. Справочник определитель/ Е.С.Васфилова. - Екатеринбург: Сократ, 2008
23.Большая книга «Почему»: энциклопедия/ О .Живаго - М.: Росмэн,2010
24.Большая детская энциклопедия:5000 событий, фактов, явлений/А.И. Ким .
- М.: Росмэн, 2000
25.Моя
первая энциклопедия/Л.Я. Гальперштейн. - М.: Росмэн, 2007
26.Я познаю мир. Энциклопедия. Океан.- М.: Астрель,2001

5 класс
№
п/п

ТЕМ А УРО КА

Количество
часов

Растительный мир
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Знание значения деревьев в природе и жизни человека.
Фруктовые деревья. Узнавание (различение) фруктовых
деревьев по
внешнему виду.
Значение фруктов в ж изни человека.
Сбор фруктов с дерева. Спелые (гнилые) фрукты.
Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Чистка фруктов.
У знавание способов переработки фруктов.
У знавание (различение) лесных и садовых кустарников. Знание значения
кустарников в природе и жизни человека.
Различение лесных и садовых ягод. Сбор ягод с кустарника.
Знание значения ягод в ж изни человека.
У знавание способов переработки ягод.
Знание строения гриба.
Различение съедобных и несъедобных грибов.
Знание значения грибов в природе и жизни человека.
П равила сбора грибов в природе.
У знавание способов переработки грибов.
У знавание
(различение)
садовых
цветочно-декоративны х
растений
(тюльпан, нарцисс, пион).
У знавание (различение) садовых цветочно-декоративных растений (роза,
лилия, гвоздика).
У знавание (различение) садовых цветочно-декоративных растений (астра,
гладиолус, георгин).
Строение цветов (корень, стебель, листья, цветок).
Составление карты садовых цветочно-декоративных растений (тюльпан,
нарцисс, пион, астра, гладиолус, георгин, роза, лилия, гвоздика).
Соотнесение цветения цветочно-декоративны х растений с временем года.
Знание значения цветочно-декоративных растений в природе и жизни
человека.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Животный мир
23
24
25
26

Группа «Домаш ние животные» (повторение изученного ранее).
Знание о питании домаш них животных.
Знание способов передвижения домаш них животных.
Знание значения домаш них животных в жизни человека.

1
1
1
1
14

27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42

Уход за домаш ними животными (котом, собакой и др.).
Знание значения домаш них животных в ж изни человека.
Группа «Дикие животные» (повторение изученного ранее).
Знание питания диких животных.
Знание способов передвижения диких животных.
Знание значения диких ж ивотных в ж изни человека.
У знавание (различение) животных, обитающ их в природных зонах
холодного пояса (белый медведь, олень, песец).
У знавание (различение) животных, обитающ их в природных зонах
холодного пояса (тюлень, морж).
У знавание (различение) животных, обитающ их в природных зонах
холодного пояса (пингвин).
Установление связи строения животного с его местом обитания.
Знание питания животных.
Знание способов передвижения животных.
У знавание (различение) зимую щ их птиц (голубь, ворона, воробей, синица).
У знавание (различение) зимую щ их птиц (дятел, снегирь, сова).
Знание питания птиц.
О бъединение зимую щ их птиц в группу «зимую щ ие птицы».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Объекты природы
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53

человека

1
1
1
1
1
1
1
1

человека

1

человека

1

человека

1

Определение частей суток по расположению солнца.
Рассказ о погоде текущ его дня.
У знавание (различение) дней недели (рабочие, выходные). Соотнесение
дней недели с определенными видами деятельности.
Узнавание (различение) времён года (осень, зима, весна, лето).
У знавание (различение) времён года по характерным признакам.
Знание изменений, происходящ их в ж изни человека в разное время года.
Знание изменений, происходящ их в ж изни ж ивотных в разное время года.
Знание изменений, происходящ их в ж изни растений в разное время года.
У знавание (различение) месяцев. Соотнесение месяцев с временами года.
У знавание (различение) календарей (настенный, настольный и др.).
Соотнесение месяцев с временем года и днём рождения (отметка в
календаре).
У знавание (различение) явлений природы (дождь, листопад, ветер).

1
1
1

У знавание (различение) небесных тел (планета, звезда).
Определение месторасположения земли и неба. Различение земли,
О пределение месторасположения объектов на земле и небе.
Воздух. Свойства воздуха.
Знание значение воздуха в природе и жизни человека.
У знавание (различение) форм земной поверхности.
У знавание (различение) объектов природы земной поверхности.
Знание значения объектов природы земной поверхности в жизни
(горы, овраги).
Знание значения объектов природы земной поверхности в жизни
(суша).
Знание значения объектов природы земной поверхности в жизни
(водоёмы).
Знание значения объектов природы земной поверхности в жизни
(лес).

неба.

Временные представления
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65

1
1
1
1
1
1
1
1
1
15

66
67
68

У знавание (различение) явлений природы (снегопад, ветер).
У знавание (различение) явлений природы (дождь, гроза, радуга, туман,
гром, ветер).
Соотнесение явлений природы с временем года (календарь природы).

1
1
1

6 класс
№
п/п

ТЕМ А УРО КА

Количество
часов

Растительный мир
1
2
3
4
5

6
7
8
9
10
11
12

Знание значения фруктов в ж изни человека. Знание способов переработки
фруктов.
Знание значения овощ ей в ж изни человека. Знание способов переработки
овощей.
Знание значения ягод в жизни человека. Знание способов переработки ягод.
Знание значения грибов в природе и жизни человека. Знание способов
переработки грибов.
У знавание (различение) садовых цветочно-декоративных растений (астра,
гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс, роза, лилия, пион, гвоздика)
(повторение).
У знавание (различение) дикорастущ их цветочно-декоративны х растений
(подснежник, ландыш).
У знавание (различение) дикорастущ их цветочно-декоративны х растений
(ромашка, василек).
У знавание (различение) дикорастущ их цветочно-декоративны х растений
(фиалка, колокольчик, лютик).
Составление карты дикорастущ их цветочно-декоративны х растений.
Знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок).
Соотнесение цветения цветочно-декоративны х растений с временем года.
Знание значения цветочно-декоративны х растений в природе и жизни
человека.

1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1

Животный мир
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

У знавание (различение) животных, обитающ их в природных зонах
холодного пояса (белый медведь, олень, песец, тю лень, морж, пингвин).
Знание связи строения животного с его местом обитания.
Знание питания животных. Знание способов передвижения животных.
У знавание (различение) животных, обитающ их в природных зонах жаркого
пояса (верблюд, лев). Знание особенностей строения животного.
Установление связи строения животного с его местом обитания.
Знание питания животных. Знание способов передвижения животных.
У знавание (различение) животных, обитающ их в природных зонах жаркого
пояса (слон, жираф). Знание особенностей строения животного.
Установление связи строения животного с его местом обитания.
Знание питания животных. Знание способов передвижения животных.
У знавание (различение) животных, обитающ их в природных зонах жаркого
пояса (зебра, черепаха). Знание особенностей строения животного.
Установление связи строения животного с его местом обитания.
Знание питания животных. Знание способов передвижения животных.
У знавание (различение) животных, обитающ их в природных зонах жаркого
пояса (носорог, обезьяна). Знание особенностей строения животного.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16

26
27
28
~

29
30

IT
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53

Установление связи строения животного с его местом обитания.
Знание питания животных. Знание способов передвижения животных.
У знавание (различение) животных, обитающ их в природных зонах жаркого
пояса (бегемот, крокодил). Знание особенностей строения животного.
Установление связи строения животного с его местом обитания.
Знание питания животных. Знание способов передвижения животных.

Объекты природы
У знавание (различение) форм земной поверхности.
Изображение земной поверхности на карте.
У знавание глобуса - модели Земли.
У знавание изображения Земли из космоса.
Знание знаменитых космонавтов.
У знавание леса. Знание значения леса в природе и ж изни человека.
Различение растений (животных) леса.
Соблю дение правил поведения в лесу.
У знавание луга.
У знавание луговых цветов.
Знание значения луга в природе и жизни человека.
У знавание почвы.
Знание свойств почвы.
Знание значения почвы в ж изни человека.
У знавание (различение) полезных ископаемых (известняк, песок, глина).
Знание способов добычи полезных ископаемых.
У знавание (различение) полезных ископаемых (уголь, нефть, торф).
Знание способов добычи полезных ископаемых.
У знавание (различение) полезных ископаемых (мрамор, гранит).
Знание способов добычи полезных ископаемых.
У знавание (различение) полезных ископаемых (алюминий, медь, золото).
Знание способов добычи полезных ископаемых.
Знание значения полезных ископаемых в жизни человека.

Временные представления
~

“

"

"

54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

О пределение частей суток по расположению солнца (повторение).
Соотнесение дней недели с определенны ми видами деятельности.
У знавание (различение) месяцев.
Представление о годе как о последовательности 12 месяцев.
Соотнесение месяцев с временами года.
У знавание (различение) календарей (настенный, настольный и др.).
О риентация в календаре (определение года, текущ его месяца, дней недели,
предстоящ ей даты и т.д.).
У знавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по
характерным признакам.
Представление о годе как о последовательности сезонов.
Знание изменений, происходящ их в жизни человека в разное время года.
Знание изменений, происходящ их в жизни животных в разное время года.
Знание изменений, происходящ их в жизни растений в разное время года.
У знавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад,
гроза, радуга, туман, гром, ветер).
Соотнесение явлений природы с временем года.
Рассказ о погоде текущ его дня.

7 класс
17

№
п/п

ТЕМ А УРО КА

Количество
часов

Растительный мир
1
2
3
4
5

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

У знавание травянисты х растений.
У знавание (различение) культурных и дикорастущ их травянисты х растений
(петрушка, укроп, базилик).
У знавание (различение) культурных и дикорастущ их травянисты х растений
(кориандр, мята).
У знавание (различение) культурных и дикорастущ их травянистых растений
(одуванчик, подорожник, крапива).
У знавание (различение) культурных и дикорастущ их травянисты х растений
(петрушка, укроп, базилик, кориандр, мята, одуванчик, подорожник,
крапива).
Знание значения трав в жизни человека.
У знавание (различение) лекарственных растений (зверобой, орегано
(душица).
У знавание (различение) лекарственных растений (ромашка, календула).
У знавание (различение) лекарственных растений (тимьян (чабрец), шалфей,
лаванда).
Знание значения лекарственных растений в ж изни человека.
У знавание (различение) комнатных растений (герань, фикус).
У знавание (различение) комнатных растений (кактус, фиалка).
Знание строения растения.
Знание особенностей ухода за комнатными растениями.
Знание значения комнатных растений в жизни человека.

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Животный мир
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Группа домаш ние птицы.
У знавание (различение) домаш них птиц (курица (петух), утка, гусь,
индюк).
У знавание (различение) детеныш ей домаш них птиц (цыпленок, утенок,
гусенок, индюшонок).
Знание особенностей внешнего вида птиц. Питание домаш них птиц.
Знание значения домаш них птиц в жизни человека.
У знавание (различение) водоплаваю щ их птиц (лебедь, утка, гусь).
У знавание (различение) водоплаваю щ их птиц (пеликан).
Знание питания птиц.
О бъединение птиц в группу «водоплаваю щ ие птицы».
Знание значения птиц в ж изни человека, в природе.
У знавание (различение) перелетных птиц (дикая утка, дикий гусь).
У знавание (различение) перелетных птиц (аист, журавль).
У знавание (различение) перелетных птиц (ласточка, стриж, грач).
Знание питания птиц.
О бъединение перелетных птиц в группу «перелетные птицы».
Знание значения птиц в ж изни человека, в природе.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Объекты природы
31
32
33

Знание свойств почвы (повторение).
Знание значения почвы в ж изни человека (повторение).
У знавание (различение) полезных ископаемых (уголь, нефть, гранит, торф,
мрамор, известняк, песок, глина, алюминий, медь, золото).

1
1
1

18

34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53

У знавание (различение) полезных ископаемых (уголь, нефть, гранит, торф,
мрамор, известняк, песок, глина, алюминий, медь, золото).
Знание значения полезных ископаемых в жизни человека.
У знавание воды.
Знание свойств воды.
Знание значения воды в природе и жизни человека.
У знавание реки (ручья). Равнинные реки.
У знавание реки (ручья). Горны е реки.
Знание значения реки (ручья) в природе и жизни человека.
Соблю дение правил поведения на равнинной реке.
Соблю дение правил поведения на горной реке.
У знавание водоема (озеро, пруд).
У знавание водоема (водохранилище).
У знавание водоема (бассейн).
У знавание водоема (море).
У знавание водоема (океан).
Знание значения водоемов в природе и жизни человека.
Соблю дение правил поведения на озере (пруду).
Соблю дение правил поведения на водохранилище.
Соблю дение правил поведения в бассейне.
Соблю дение правил поведения на море (океане).

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Временные представления
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Дни недели. Знание дней недели (повторение).
Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности: рабочие,
выходные, праздничные дни.
Временные промеж утки в ж изни человека: рабочие дни (месяцы), отпуск.
У знавание (различение) возраста человека: младенчество (до 1 года),
детство (1 - 13 лет).
У знавание (различение) возраста человека: подростковый возраст (13 - 19
лет).
У знавание (различение) возраста человека: ю нош ество (19 - 25 лет)..
У знавание (различение) возраста человека: молодой возраст (25 - 44 года).
У знавание (различение) возраста человека: средний возраст (44 - 60 лет).
У знавание (различение) возраста человека: пожилой возраст ( 60 - 75 лет).
У знавание (различение) возраста человека: старческий возраст ( 75 - 90
6 лет).
У знавание (различение) возраста человека: долгож ители (после 90).
Знание изменений, происходящ их в ж изни человека в разные возрастные
периоды.
Знание изменений, происходящ их в ж изни человека в разные возрастные
периоды.
Знание изменений, происходящ их в ж изни человека в разные возрастные
периоды.
У знавание (различение) собственного возраста учащегося.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

8 класс
№
п/п

ТЕМ А УРО КА

Количество
часов

Растительный мир
1

Знание значения комнатных растений в жизни человека.

1
19

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

У знавание (различение) комнатных растений (повторение).
Знание строения растения.
Знание особенностей ухода за комнатными растениями.
П ересадка комнатного растения.
Знание значения травянистых растений в ж изни человека.
У знавание (различение) лекарственных растений (повторение).
У знавание (различение) лекарственных растений (внешнему виду и запаху).
У знавание (различение) культурных и дикорастущ их травянистых растений
(повторение).
У знавание (различение) культурных и дикорастущ их травянистых растений
(внешнему виду и запаху).
У знавание (различение) зерновых культур (пшеница, рожь) по внешнему
виду.
У знавание (различение) зерновых культур (просо, ячмень) по внешнему
виду.
У знавание (различение) зерновых культур (кукуруза, горох) по внешнему
виду.
У знавание (различение) бобовых культур (фасоль, бобы) по внешнему
виду.
Зерновые и бобовые культуры (пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза,
горох, фасоль, бобы), узнавание по внешнему виду зерна и плодов.
Значение зерновых и бобовых культур в жизни человека.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Животный мир
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40

Знание значения птиц в ж изни человека, в природе.
У знавание (различение) водоплаваю щ их птиц.
У знавание (различение) перелетных птиц.
Знание особенностей внешнего вида птиц.
У знавание (различение) речных рыб (сом, окунь, щука).
Знание строения рыбы (голова, туловищ е, хвост, плавники, жабры).
Установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни. Знание питания
рыб.
Знание значения речных рыб в жизни человека, в природе.
У знавание (различение) насекомых в природе.
У знавание (различение) насекомых (жук).
У знавание (различение) насекомых (бабочка).
У знавание (различение) насекомых (стрекоза).
У знавание (различение) насекомых (муравей).
У знавание (различение) насекомых (кузнечик).
У знавание (различение) насекомых (муха).
У знавание (различение) насекомых (комар).
У знавание (различение) насекомых (оса).
У знавание (различение) насекомых (пчела).
У знавание (различение) насекомых (таракан).
Знание строения тела насекомого.
Установление связи строения тела насекомого с его образом жизни.
Знание питания насекомых.
Знание способов передвижения насекомых.
Знание значения насекомых в ж изни человека, в природе.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Объекты природы
41

У знавание (различение) болота, как избыточно увлажнённого участка суши.

1
20

42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53

Знание значения болот в природе и жизни человека.
П равила поведения в болотистой местности.
У знавание водоемов (повторение).
У знавание водоемов (повторение).
Соблю дение правил поведения на водоёмах (повторение).
Знание значения водоёмов в природе и жизни человека.
Знание свойств воды.
Знание значения воды в природе и жизни человека.
У знавание огня.
Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное).
Знание значения огня в жизни человека.
Соблю дение правил обращ ения с огнем.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Временные представления
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

У знавание (различение) возраста человека: детство -ю нош ество.
Знание изменений, происходящ их в жизни человека в разные возрастные
периоды.
У знавание (различение) возраста человека: молодость - средний возраст.
Знание изменений, происходящ их в жизни человека в разные возрастные
периоды.
У знавание (различение) возраста человека: пожилой - старческий возраст,
долгожительство.
Знание изменений, происходящ их в жизни человека в разные возрастные
периоды.
У знавание (различение) собственного возраста учащегося, отнесение его к
правильной возрастной категории.
У знавание (различение) возраста родных и близких учащегося, отнесение
его к правильной возрастной категории.
У знавание (различение) возраста людей, отнесение его к правильной
возрастной категории.
О риентация в календаре (определение дня рождения (собственного и всех
членов семьи), отметка в календаре).
О риентация в календаре (определение дня рождения предложенного
учителем, отметка в календаре).
О риентация в календаре (праздничные дни, отметка, отсчитывание дней до
грядущего события).
О риентация в календаре (определение текущ его месяца, предстоящ ей даты,
отсчитывание дней до неё).
Ориентация в календаре (печатный, перекидной, отрывной и т.п.)
Ориентация в календаре (выбор предполагаемой даты)

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

9 класс
№
п/п

ТЕМ А УРО КА

Количество
часов

Растительный мир
1
2
3
4
5
6

Знание значения комнатных растений в жизни человека.
П ересадка комнатного растения.
У знавание (различение) зерновых культур.
Значение зерновых культур в ж изни человека.
П осадка зерновых и бобовых культур.
У знавание (различение) растений природных зон холодного пояса (мох).

1
1
1
1
1
1
21

7
8
9
10
11
12
13
14

У знавание (различение) растений природных зон холодного пояса
(карликовая береза).
Знание особенностей растений природных зон холодного пояса.
У знавание (различение) растений природных зон жаркого пояса (кактус).
У знавание (различение) растений природных зон жаркого пояса (верблюжья
колючка).
У знавание (различение) растений природных зон жаркого пояса (пальма).
У знавание (различение) растений природных зон жаркого пояса (лиана).
У знавание (различение) растений природных зон жаркого пояса (бамбук).
Знание особенностей растений природных зон жаркого пояса.

1
1
1
1
1
1
1
1

Животный мир
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

Знание основных признаков животного. Знание строения животного.
У знавание (различение) домаш них животных. Знание значения домаш них
животных в жизни человека.
Знание правил ухода за домаш ними животными.
У знавание (различение) диких животных. Знание значения диких
животных в жизни человека.
У знавание (различение) животных, обитающ их в природных зонах
холодного пояса.
У знавание (различение) животных, обитающ их в природных зонах жаркого
пояса.
У знавание (различение) домаш них птиц. Знание значения домаш них птиц в
жизни человека.
У знавание (различение) зимую щ их птиц.
У знавание (различение) перелетных птиц.
У знавание (различение) водоплаваю щ их птиц.
У знавание (различение) речных рыб.
У знавание (различение) насекомых.
У знавание (различение) морских обитателей (кит, дельфин).
У знавание (различение) морских обитателей (морская звезда, медуза).
У знавание (различение) морских обитателей (морской конек, осьминог).
У знавание (различение) морских обитателей (креветка, морской краб).
Знание строения морских обитателей; установление связи строения тела
морского обитателя с его образом жизни.
Знание питания морских обитателей.
Знание значения морских обитателей в жизни человека, в природе.
У знавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака,
декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки).
Знание особенностей ухода (питание, содержание и др.).

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Объекты природы
36
37
38
39
40
41
42

Знание значения солнца и луны в жизни человека и в природе.
У знавание (различение) небесных тел (планета, звезда).
Космос. Знание знаменитых космонавтов. Узнавание изображения Земли из
космоса.
Знание свойств воздуха.
Определение месторасположения земли и неба. О пределение
месторасположения объектов на земле и небе.
У знавание (различение) форм земной поверхности. И зображение земной
поверхности на карте.
У знавание (различение) суши (водоема).

1
1
1
1
1
1
22

43
44
45
46
47
48
49
50

У знавание леса. Знание значения леса в природе и ж изни человека.
Различение растений (животных) леса. Соблю дение правил поведения в
лесу.
У знавание луга. Знание значения луга в природе и жизни человека.
У знавание почвы. Знание значения почвы в жизни человека.
Знание полезных ископаемых. Знание значения полезных ископаемых в
жизни человека.
У знавание воды. Знание свойств и значения воды в природе и жизни
человека.
У знавание реки (водоёма).
У знавание огня. Знание значения огня в жизни человека.

1
1
1
1
1
1
1
1

Временные представления
51
52
53
54
55

56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

У знавание (различение) частей суток.
Представление о сутках как о последовательности.
Соотнесение частей суток с видами деятельности.
У знавание (различение) дней недели.
Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение
выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными
видами деятельности.
У знавание (различение) месяцев. П редставление о годе как о
последовательности 12 месяцев.
Соотнесение месяцев с временами года.
У знавание (различение) календарей (настенный, настольный и др.).
Ориентация в календаре (определение года, текущ его месяца, дней недели,
предстоящ ей даты и т.д.).
У знавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по
характерным признакам.
Представление о годе как о последовательности сезонов.
Знание изменений, происходящ их в жизни человека в разное время года.
Знание изменений, происходящ их в жизни животных в разное время года.
Знание изменений, происходящ их в жизни растений в разное время года.
У знавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад,
гроза, радуга, туман, гром, ветер).
Соотнесение явлений природы с временем года.
Рассказ о погоде текущ его дня.
У знавание (различение) возраста человека.

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

10 класс
ТЕМ А УРО КА

№
п/п

Количество
часов

Мир природы
1

Сезонные изменения в природе

1

2

Время года - осень

1

3

Растения культурные и дико- растущие

1

4

П лоды осени

1

5

Лес

1

6

Лекарственные растения

1
23

7

Растения красной книги

1

8

Парки

1

9

Растения поля

1

10

Забота о домаш них животных осенью

1

11

Ж изнь диких животных осенью

1

12

Труд лю дей осенью

1

13

П тицы

1

14

Воздуш ная оболочка земли

1

15

Состав воздуха.

1

16

Значение воздуха для ж изни на Земле.

1

17

Явления природы М олния

1

18

Наводнение

1

19

И звержение вулкана
Северное сияние

1

20
21

Объекты природы П оверхность суши: равнины, холмы.

1
1

22

П оверхность суши: овраги, горы.

1

23

О храна почвы

1

24

Свойства почвы.

1

25

Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др.

1

26

Значение и свойства полезных ископаемых.

1

27

Способы добычи.

1

28

Вода- источник жизни»

1

29

И сточники воды

1

30

В ода в природе: осадки, воды суши.

1

31

Растительный мир Разнообразие растительного мира.

1

32

Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга,
водоёмов).

1

33

Дикорастущ ие и культурные растения.

1

34

Деревья. Деревья лиственные и плодовые

1

35

Х войные деревья

1

36

Животный мир Разнообразие животного мира.

1

37

Домаш ние животные

1

38

Значение домаш них животных в жизни человека

1

39

П тицы

1

40

Дикие птицы

1

41

Домаш ние птицы

1

42

Земноводные.

1

43

Насекомые.

1

44

Рыбы.

1

45

Звери (млекопитающие).

1

46

О храна животных. Заповедники.
Редкие ж ивотные в красной книге

1

47
48

Природа и человек Строение человека

1
1
24

49

К ак работает (функционирует) наш организм.

1

50

М озг человека

1

51

Когда мозг отдыхает

1

52

Взаимодействие органов.

1

53

Режим дня.

1

54

Здоровье человека.

1

55

Осанка. Комплекс упраж нений для профилактики осанки

1

56

Гигиена органов чувств

1

57

О храна зрения.

1

58

П рофилактика нарушений слуха.

1

59

Безопасное поведение
Части суток Части суток
Вечер и ночь
Полночь

1

60
61
62
63

Объекты природы Россия - Родина моя. М есто России на земном шаре.

1
1
1
1

64

Важнейш ие географические объекты.

1

65

Н аселение России. Городское и сельское население.

1

66

Н ароды России.

1

67

Г орода России.
Заклю чительное занятие-игра: «Мир, в котором мы живем»
Всего за у ч еб н ы й год

1

68

1
68 ч.

11 класс
№
п/п
1

ТЕМ А УРО КА

Количество
часов

Временные представления М одель «Часы» П рактическая работа.

1

2

Осенние изменения в природе. Экскурсия.

1

3

О сенние явления. Световой день.

1

4
5
6
7
8
9
10

Календарь наблю дений за погодой. Практическая работа.
Объекты природы Почва, ее свойства. П рактическая работа.
Состав почвы.
Строение земной коры.
Значение почвы для жизни человека.
Растительный мир Лесные деревья. Леса Урала

1
1
1
1
1
1

Виды лесных деревьев.

1

11

Лесные кустарники.

1

12

Лесные ягоды.

1

13

Животный мир О битатели лесов и степей.

1

14

Лесные животные, их виды.

1

15

Степные животные, их виды.

1

16

О бобщ аю щ ий урок за четверть.
Временные представления М одель «Дни недели» П рактическая работа.

1

17
18

И зменения в природе поздней осенью. Экскурсия.

1
1
25

19
20
21

Осенние явления. Заморозки.
Календарь наблю дений за погодой. Практическая работа.

Объекты природы П устыни, их виды.

22
23

К лимат пустынь.

24

Ж ивотный мир пустынь.
Растительный мир П лодовы е деревья. Экскурсия.

25
26
27
28
29

Растительный мир пустынь.

Виды плодовых деревьев
П лодово-ягодные кустарники.
Ягоды, их виды.

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Животный мир О битатели водных объектов.

1
1

30

О битатели рек и озер. Рыбы Урала.

1

31

О битатели морей и океанов.

1

32
33
34

О бобщ ение изученного материала.
Временные представления М одель «М есяцы» П рактическая работа.

1

И зменения в природе зимой. Экскурсия.

1
1

35

Зимние явления. М окрый снег. П рогноз погоды.

1

36

К алендарь наблю дений за погодой. Практическая работа.

1

37

Объекты природы Тундра, географическое положение.

1

38

К лимат тундры.

1

39

Растительный мир тундры.

1

40

Ж ивотный мир тундры.

1

41

Н аселение тундры

1

42

П олярное сияние.

1

43

Растительный мир Луговые травы, их виды.

1

44

Ядовиты е травы и растения.

1

45

Кормовые культуры, их виды.

1

46

Значение кормовых культур для жизни человека.
Животный мир Ракообразные, их виды.

1

47
48

М еста обитания ракообразных.

1
1

49

М оллюски, их виды.

1

50

М еста обитания моллюсков.

1

51

Рептилии, места их обитания.

1

52

О бобщ аю щ ий урок за четверть.

1

53

Временные представления М одель «Времена года» П рактическая работа.

1

54

Изменения в природе весной. Экскурсия.

1

55

Весенние явления. Град.

1

56
57
58
59
60
61
62

К алендарь наблю дений за погодой. Практическая работа.
Объекты природы Карта мира. Практическая работа.
Карта России. П рактическая работа.
Климатическая карта мира. П рактическая работа.
Климатическая карта России. П рактическая работа.
Растительный мир Фрукты, их виды.
Ф рукты в питании человека.

1
1
1
1
1
1
1
26

63

Овощи, их виды.

1

64

Овощ и в питании человека.

1

65

Животный мир П ерелетные птицы.

1

66

Оседлые птицы. П тицы нашего города.

1

67

В одоплаваю щ ие птицы.
О бобщ ение изученного за год
Всего за у ч еб н ы й год

1

68

1
68 ч.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».