Окружающий социальный мир 5-12. 2 вариант, 2025

РОССИЙСКАЯ Ф ЕДЕРАЦИ Я
М инистерство образовании Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рассмотрено:
на заседании ШМО
старших классов
протокол № 3
от 17.06.2025 г.

Рассмотрено:
на заседании педсовета
протокол № 4
от 19.06.2025 г.

Утверждено:
приказом директора № 339-од
от 26.06.2025 г.

Рабочая программа
учебного курса
«Окружающий социальный мир»
для обучающихся 5-12 классов
(АООП УО 2 вариант)

Составитель:
Ламерт
Инна
Викторовна,
учитель,
I. кв. категории

Камышлов, 2025

Пояснительная записка
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об
окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в
социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального,
эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных
явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир»
позволяет
планомерно
формировать
осмысленное
восприятие
социальной
действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. Рабочая
программа учебного предмета, «Окружающий социальный мир» для обучающихся 10-12
классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1599, на
основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.12.2022г. № 1026.
Цель обучения - формирование представлений о человеке, его социальном
окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются:
•
знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность,
общепринятые нормы поведения);
•
формирование представлений о предметном мире, созданном человеком
(многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор»,
«Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы,
изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Окружающий социальный мир» входит в обязательную часть учебного плана
предметную область «Окружающий мир». На изучение предмета «Окружающий
социальный мир» отводится •
в 5-11 классе 102 часа, 34 учебные недели; в 12 классе
136 часов
•
в 10 классе 3 часа -102 часа, 34 учебные недели;
•
в 11 классе 3 часа - 102 часа, 34 учебные недели;
•
в 12 классе 4 часа -136 часов, 34 учебные недели;
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В процессе обучения у ребенка формируются представления о родном городе
Камышлове, в котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни.
Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей
действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в
группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о
социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и
поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми
нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать
риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и
осторожным на улице, дома, в школе.
Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для
формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная
целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей. Важно

сформировать у ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в
общественном транспорте, покупки в магазине, поведение в опасной ситуации и др.
Содержание материала по программе «Окружающий социальный мир» является основой
формирования представлений, умений и навыков по предметам «Изобразительная
деятельность», «Домоводство», «Труд» и др. Так знания, полученные ребенком в ходе
работы по разделу «Посуда», расширяются и дополняются на занятиях по домоводству,
где ребенок учится готовить, сервировать стол и т.д.
Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что
занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (парк, магазин,
кафе, вокзал и т.д.). Ребенок выходит в город (поселок), знакомится с различными
организациями, предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью
окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения. Для
реализации программы материально-техническое обеспечение предмета включает:
натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с
изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения и т.д.
Кроме того, используются аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные
фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных
местах и т.д.; рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира
для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные
программы, способствующие формированию у
детей доступных социальных
представлений. По возможности, используются технические и транспортные средства.
Необходимым оборудованием для иллюстрации социальных явлений являются: компьютер,
видеопроектор и другое мультимедийное оборудование. Оборудованное (по возможности с
подъемником) транспортное средство позволит детям (в частности, не передвигающимся
самостоятельно детям) выезжать в город для участия в занятиях в местах общего доступа
горожан и в организациях, предоставляющих услуги населению.
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел «Школа».
Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы.
Нахождение помещений школы. Соотнесение работника школы с его профессией.
Узнавание (различение) участков школьной территории. Знание назначения участков
школьной территории. Знание(соблюдение) правил поведения на территории школы.
Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Узнавание (различение) школьных
принадлежностей: школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, карандаш,
точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для
рисования. Знание назначения школьных принадлежностей. Представление о себе как
члене коллектива класса. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду.
Знание положительных качеств человека. Знание способов проявления дружеских
отношений (чувств). Умение проявлять свой интерес к другому человеку.
Ожидаемые результаты:
Предметные:
1. Знание назначения помещений в школе: класс, туалет, спортивный зал, столовая,
спальня.
2. Различение участков школьной территории: игровая площадка, дорожка в
столовую, дорога.
3. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду.

Регулятивные:
1. принятие ребенком системы общепринятых правил и требований
2. умение устанавливать коммуникативные связи и соблюдение этической и
дисциплинарной дистанции при взаимодействии с окружающими людьми;
3. формирование учебного поведения
Коммуникативные:
1. Умеет выразить свои желания и просьбы на уровне ученик-учитель.
2. Слушать и отвечать на вопросы взрослого.
Владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия.
Раздел «Квартира, дом, двор».
Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).
Узнавание (различение) помещений квартиры (комната, спальная, детская, гостиная),
прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон). Знание функционального назначения
помещений квартиры. Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома,
номер квартиры). Узнавание своего домашнего адреса (на слух, написанного). Знание
(соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе.
Ожидаемые результаты:
Предметные:
1. Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).
2.Узнавание (различение) помещений квартиры (комната, спальная, детская,
гостиная.
3.
Знание функционального назначения помещений квартиры.
Регулятивные:
1. принятие ребенком системы общепринятых правил и требований
2. умение устанавливать коммуникативные связи и соблюдение этической и
дисциплинарной дистанции при взаимодействии с окружающими людьми;
3. формирование учебного поведения
Коммуникативные:
1. умеет выразить свои желания и просьбы на уровне ученик-учитель.
2. слушать и отвечать на вопросы взрослого
3. владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия;
Раздел «Предметы быта».
Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, кресло,
кровать, табурет). Знание назначения предметов мебели.Узнавание(различение)
предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода,
чайник, ,нож).
Ожидаемые результаты:
Предметные:
1. Узнавание (различение) предметов мебели.
2. Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка,ложка, вилка,
нож).
Регулятивные:
1. принятие ребенком системы общепринятых правил и требований
2. умение устанавливать коммуникативные связи и соблюдение этической и

дисциплинарной дистанции при взаимодействии с окружающими людьми;
3.формирование учебного поведения
Коммуникативные:
1. умеет выразить свои желания и просьбы на уровне ученик-учитель.
2. слушать и отвечать на вопросы взрослого
3. владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия;
Раздел «Продукты питания».
Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, компот,) по внешнему виду, на
вкус. Узнавание упаковок с напитком. Узнавание (различение) молочных продуктов
(молоко, творог, сметана, кефир) по внешнему виду, на вкус. Узнавание (различение) муки
и мучных изделий: готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка).
Ожидаемые результаты:
Предметные:
1. Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, компот,) по внешнему виду, на
вкус.
2. Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, творог, сметана, кефир) по
внешнему виду, на вкус.
3. Узнавание (различение) муки и мучных изделий: готовых к употреблению (хлеб,
батон, пирожок, булочка).
регулятивные:
4. принятие ребенком системы общепринятых правил и требований
5. умение устанавливать коммуникативные связи и соблюдение этической и
дисциплинарной дистанции при взаимодействии с окружающими людьми;
6. формирование учебного поведения
коммуникативные:
7. умеет выразить свои желания и просьбы на уровне ученик-учитель.
8. слушать и отвечать на вопросы взрослого
9. владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия;
Раздел «Предметы и материалы, изготовленные человеком».
Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). Узнавание (различение)
видов бумаги по плотности (альбомный лист, картон и др.), по фактуре (глянцевая,
бархатная и др.). Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка,
газета, книга и др.). Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка,
деревянные игрушки, двери и др.).Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза,
стакан, оконное стекло, очкии др.).
Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами, изготовленными
из стекла.
Ожидаемые результаты:
предметные:
1. Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает).
2. Узнавание (различение) видов бумаги по плотности (альбомный лист, картон и
др.),
регулятивные:
1. принятие ребенком системы общепринятых правил и требований
2. умение устанавливать коммуникативные связи и соблюдение этической и

дисциплинарной дистанции при взаимодействии с окружающими людьми; 3.формирование
учебного поведения
коммуникативные:
1. умеет выразить свои желания и просьбы на уровне ученик-учитель.
2. слушать и отвечать на вопросы взрослого
3. владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия.
Содержание предмета
Школа.
Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы.
Нахождение помещений школы. Знание профессий людей, работающих в школе.
Соотнесение работника школы с его профессией. Узнавание (различение) участков
школьной территории. Знание назначения участков школьной территории. Знание
(соблюдение) правил поведения на территории школы. Узнавание (различение) зон класса.
Знание назначения зон класса. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Узнавание
(различение) школьных принадлежностей: школьная доска, парта, мел, ранец, учебник,
тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски,
пластилин, альбом для рисования. Знание назначения школьных принадлежностей.
Представление о себе как члене коллектива класса. Узнавание (различение) мальчика и
девочки по внешнему виду. Знание положительных качеств человека. Знание способов
проявления дружеских отношений (чувств). Умение выражать свой интерес к другому
человеку.
Квартира, дом, двор.
Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).
Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный
(деревянный), городской (сельский, дачный) дом. Узнавание (различение) мест общего
пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт).
Соблюдение правил при пользовании лифтом: ждать закрытия и открытия дверей,
нажимать кнопку с номером нужного этажа, стоять во время движения лифта и др.
Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования в доме: не
заходить в лифт с незнакомым человеком, не залезать на чердак, не трогать провода и др.
Соблюдение правил пользования мусоропроводом (домофоном, почтовым ящиком, кодовым
замком). Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская,
гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон). Знание функционального
назначения помещений квартиры. Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер
дома, номер квартиры). Узнавание своего домашнего адреса (на слух, написанного).
Написание своего домашнего адреса. Узнавание (различение) частей территории двора
(место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки
автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с
мусором, газон). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе.
Знакомство с коммунальными удобствами в квартире: отопление (батарея, вентиль, вода),
канализация (вода, унитаз, сливной бачок, трубы), водоснабжение (вода, кран, трубы
(водопровод), вентиль, раковина), электроснабжение (розетка, свет, электричество). Знание
(соблюдение) правил безопасности и поведения во время аварийной ситуации в доме.
Узнавание (различение) вредных насекомых (муравьи, тараканы), грызунов (крысы, мыши),

живущих в доме. Представление о вреде, который приносят вредные насекомые. Знание
(соблюдение) правил поведения в чрезвычайной ситуации. Узнавание (различение)
предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник,
половник. Узнавание (различение) часов (механические (наручные, настенные),
электронные (наручные, настенные). Знание строения часов (циферблат, стрелки (часовая,
минутная)). Узнавание (различение) аудио, видеотехники и средствах связи (телефон,
компьютер, планшет, магнитофон, плеер, видеоплеер). Знание назначения технического
устройства (сотовый телефон, планшет, видеоплеер и др.). Соблюдение последовательности
действий при пользовании телефоном (плеером, планшетом и др.): включение,
использование (связь, игра и т.п.), выключение.
Предметы быта.
Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа,
вентилятор, обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник,
фен, кондиционер). Знание назначения электроприборов. Знание правил техники
безопасности при пользовании электробытовым прибором. Узнавание (различение)
предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод).
Знание назначения предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная,
кабинетная и др.). Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка,
ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Знание назначение
предметов посуды. Узнавание (различение) кухонного инвентаря (терка, овощечистка,
разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка). Знание назначение кухонного
инвентаря.
Узнавание (различении) предметов интерьера (светильник, зеркало, штора,
скатерть, ваза, статуэтки, свечи). Знание назначения предметов интерьера.
Узнавание (различение) светильников (люстра, бра, настольная лампа).
Узнавание (различение) часов (наручные, настенные, механические, электронные
часы). Узнавание (различение) частей часов: стрелки, циферблат. Знание назначения часов
(частей часов).
Продукты питания.
Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе)
по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком. Узнавание (различение)
молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, морожено) по
внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с молочным продуктом. Знание правил
хранения молочных продуктов. Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к
употреблению (колбаса, ветчина), требующих обработки (приготовления) (мясо (свинина,
говядина, баранина, птица), сосиска, сарделька, котлета, фарш). Знакомство со способами
обработки (приготовления) мясных продуктов. Знание правил хранения мясных продуктов.
Узнавание (различение) рыбных продуктов: готовых к употреблению (крабовые палочки,
консервы, рыба (копченая, соленая, вяленая), требующих обработки (приготовления) мясо
(филе рыбы, краб, креветка), рыбная котлета, рыбный фарш. Знакомство со способами
обработки (приготовления) рыбных продуктов. Знание правил хранения рыбных продуктов.
Узнавание (различение) муки и мучных изделий: готовых к употреблению (хлеб, батон,
пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари), требующих обработки (приготовления)
(макаронные изделия (макароны, вермишель, рожки). Знакомство со способами обработки
(приготовления) мучных изделий. Знание правил хранения мучных изделий. Узнавание
(различение) круп и бобовых: готовых к употреблению (консервированная фасоль, кукуруза,

горошек, свежий горох), требующих обработки (приготовления) (греча, рис, пшено и др.
крупы, бобовые). Знакомство со способами обработки (приготовления) круп и бобовых.
Знание правил хранения круп и бобовых. Узнавание (различение) кондитерских изделий
(торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад). Знание правил хранения кондитерских
изделий.
Предметы и материалы, изготовленные человеком.
Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). Узнавание (различение)
видов бумаги по плотности (альбомный лист, папиросная бумага, картон и др.), по фактуре
(глянцевая, бархатная и др.). Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка,
коробка, газета, книга и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых
работают с бумагой (ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол). Знание свойств
дерева (прочность, твёрдость, плавает в воде, дает тепло, когда горит). Узнавание
предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.).
Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево (молоток,
пила, топор). Знание свойств стекла (прозрачность, хрупкость). Узнавание предметов,
изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.).
Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами, изготовленными
из стекла. Знание свойств резины (эластичность, непрозрачность, водонепроницаемость).
Узнавание предметов, изготовленных из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки и
др.). Знание свойств металла (прочность, твёрдость - трудно сломать, тонет в воде).
Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля и др.). Знание
свойств ткани (мягкая, мнется, намокает, рвётся).
Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора, покрывала,
постельное бельё, обивка мебели и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью
которых работают с тканью (ножницы, игла). Знание свойств пластмассы (лёгкость,
хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы,
предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры и т.д.).
Город.
Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры, улицы (проспекты,
переулки), площади, здания, парки). Узнавание (различение), назначение зданий: кафе,
вокзал (железнодорожный, автовокзал ), службы помощи (банк, сберкасса, больница,
поликлиника, парикмахерская, почта), магазин (супермаркет, одежда, посуда, мебель,
цветы, продукты), жилой дом. Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир,
повар, строитель, парикмахер, почтальон, работник химчистки, работник банка). Знание
особенностей деятельности людей разных профессий. Знание (соблюдение) правил
поведения в общественных местах. Узнавание (различение) частей территории улицы
(проезжая часть, тротуар). Узнавание (различение) технических средств организации
дорожного движения (дорожный знак («Пешеходный переход»), разметка («зебра»),
светофор). Знание (соблюдение) правил перехода улицы. Знание (соблюдение) правил
поведения на улице.
Транспорт.
Узнавание (различение) наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый). Знание
назначения наземного транспорта. Узнавание (различение) составных частей наземного
транспортного средства. Узнавание (различение) воздушного транспорта. Знание назначения
воздушного транспорта. Узнавание (различение) составных частей воздушного

транспортного средства. Узнавание (различение) водного транспорта. Знание назначения
водного транспорта. Узнавание (различение) составных частей водного транспортного
средства. Узнавание (различение) космического транспорта. Знание назначения
космического транспорта. Узнавание (различение) составных частей космического
транспортного средства. Знание (называние) профессий людей, работающих на транспорте.
Соотнесение деятельности с профессией. Узнавание (различение) общественного
транспорта. Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте. Узнавание
(различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская
машина). Знание назначения специального транспорта. Знание профессий людей,
работающих на специальном транспорте. Соотнесение деятельности с профессией. Знание
места посадки и высадки из автобуса. Пользование общественным транспортом (посадка в
автобус, покупка билета и др.).
Традиции, обычаи.
Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта,
Масленица, 23 февраля, Пасха). Знание школьных традиций. Знание символики и
атрибутов православной церкви (храм, икона, крест, Библия, свеча, ангел). Знание
нравственных традиций, принятых в православии.
Страна.
Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание)
государственной символики (герб, флаг, гимн). Узнавание президента РФ (на фото,
видео). Знание государственных праздников. Знание названия столицы России. Знание
(узнавание) основных достопримечательностей столицы (Кремль, Красная площадь,
Третьяковская Галерея, Большой театр) на фото, видео.
Знание названий городов России (Санкт-Петербург, Казань, Владивосток, Сочи и
др.). Знание достопримечательностей городов России. Знание прав и обязанностей
гражданина России. Знание (различение) документов, удостоверяющих личность
гражданина России (паспорт, свидетельство о рождении). Знание некоторых значимых
исторических событий России. Знание выдающихся людей России.
Описание учебно-методического и
материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Примерная адаптированная общеобразовательная программа образования учащихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и
науки Рос. Федерации. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2018.
2. Бгажнокова И. М. программы специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида. 1-4 классы. М: Просвещение,
2013 г.;
3. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью,
под редакцией Л.Б.Баряевой и Н.Н.Яковлевой.
Технические средства: компьютер, телевизор, дидактические материалы.
Формирование доступных представлений об окружающем мире и практике
взаимодействия с ним в рамках предметной области «Окружающий социальный мир»
происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением

видео, проекционного оборудования, интернет ресурсов и печатных материалов.
Тематическое планирование по предмету

«Окружающий социальный мир» 5 класс
Тема урока

Количест
во часов

Школа. Я - ученик. Представление о себе как о члене коллектива
Внешний вид: девочка, мальчик
Помещения школы: классы. Значение зон класса
Помещения школы: спортивный зал, столовая, туалет
Правила поведения в помещениях школы (класс, спортивный зал, столовая)
Правила поведения на уроке, перемене
Обобщающее занятие по теме: «Помещения школы»
Профессии работников школы: библиотекарь, охранник
Профессии работников школы: повар, уборщица
Назначение участков школьной территории. Правила поведения на школьной
территории
Распорядок школьного дня
Школьные принадлежности
Дом. Части дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол)
Типы домов: одноэтажный, многоэтажный
Типы домов: каменный - деревянный, городской - дачный дом
Места общего пользования в доме: подъезд. Правила пользования домофоном

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Места общего пользования в доме: лестничная клетка

1

Повторение пройденного материала
Обобщающее занятие по теме: «Дом. Части дома. Места общего пользования в
дом»
Квартира. Помещение квартир: комната (спальная, детская, гостиная).
Функциональное назначение комнат
Помещение квартиры: прихожая, балкон. Функциональное назначение
помещений
Помещения квартиры: кухня. Функциональное назначение
Помещения квартиры: ванная комната, санузел. Функциональное назначение
помещений
Обобщающее занятие по теме: «Помещения квартиры»
Канализация: вода, унитаз, сливной бачок, трубы
Водоснабжение: вода, кран, трубы (водопровод), раковина
Электроснабжение: розетка, свет, электричество
Аварийные ситуации в доме. Правила безопасности и поведения во время
аварийных ситуаций в доме
Домашний адрес. Узнавание на слух, письменно
Обобщающее занятие по теме: «Домашний адрес»
Двор. Части территории двора (место для отдыха, игровая площадка,
спортивная площадка)
Обобщающее занятие по теме: «Дворовая территория»
Посуда. Предметы посуды. Узнавание (различение) предметов посуды
Часы: механические (ручные, настенные), электронные (наручные, настенные).
Значение
Строение часов: циферблат, стрелки (минутная, секундная)

1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Аудио, видеотехника, средства связи (телефон, компьютер, планшет,
магнитофон, видеоплеер)
Предметы быта. Электробытовые приборы
Назначение электроприборов. Техника безопасности при использовании
электробытовыми приборами
Обобщающее занятие по теме: «Электробытовые приборы»
Мебель. Предметы мебели. Назначение предметов мебели
Различение видов мебели: кухонная, спальная, гостиная
Обобщающее занятие по теме: « Мебель»
Посуда. Предметы посуды. Назначение предметов посуды
Кухонный инвентарь. Назначение кухонного инвентаря
Техника безопасности при использовании посуды и кухонного инвентаря
Предметы интерьера. Назначение предметов интерьера
Продукты питания. Напитки. Узнавание, различение на вкус
Молочные продукты. Узнавание, различение на вкус. Узнавание упаковок по
внешнему виду
Мясные продукты. Готовые мясные продукты. Мясные продукты, требующие
обработки (приготовления)
Рыбные продукты. Рыбные продукты готовые к употреблению. Рыбные
продукты требующие обработки (приготовления)
Мука и мучные изделия. Мучные изделия готовые к употреблению
Обобщающее занятие по теме: «Продукты питания»
Бумага и её свойства. Предметы, изготовленные из бумаги. Инструменты для
работы с бумагой
Дерево. Свойства дерева. Инструменты для работы с деревом
Стекло. Свойства стекла. Предметы, изготовленные из стекла
Резина. Свойства резины. Предметы, изготовленные из резины
Металл. Свойства металла. Предметы, изготовленные из металла
Ткань. Свойства ткани. Предметы, изготовленные из ткани
Страна, в которой я живу - Россия. Город Москва. Достопримечательности
города
Символика России. Президент РФ
Улица. Светофор, пешеходный переход и их назначение
Транспорт. Виды транспорта
Наземный транспорт. Его назначение
Воздушный транспорт. Его назначение
Водный транспорт. Его назначение
Профессии людей, работающих на транспорте. Правила поведения в
общественном транспорте
Специальный транспорт. Его назначение
Повторение пройденного за год

6 КЛАСС

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Темы уроков
Школа. Я - ученик. Представление о себе как о члене коллектива
Внешний вид: девочка, мальчик
Помещения школы: классы. Значение зон класса
Помещения школы: спортивный зал, столовая, туалет
Правила поведения в помещениях школы (класс, спортивный зал)
Правила поведения на уроке, перемене
Обобщающий урок по теме: «Помещения школы»
Профессии работников школы
Назначение участков школьной территории. Правила поведения
Распорядок школьного дня
Школьные принадлежности
Дом. Части дома
Типы домов
Соблюдение правил безопасности в доме
Места общего пользования в доме: подъезд. Правила пользования домофоном
«В магазине». Профессия продавца, кассира
Повторение
Обобщающий урок «Дом. Части дома»
Квартира. Помещение квартир. Функциональное назначение комнат
Помещение квартиры: прихожая, балкон. Функциональное назначение
Помещения квартиры: кухня. Функциональное назначение
Помещения квартиры: ванная комната, санузел. Функциональное назначение
Обобщающий урок по теме: «Помещения квартиры»
Канализация: вода, унитаз, сливной бачок, трубы
Водоснабжение: вода, кран, трубы (водопровод), раковина
Электроснабжение: розетка, свет, электричество
Аварийные ситуации в доме. Правила безопасности и поведения
Домашний адрес. Узнавание на слух, письменно
Обобщающий урок по теме: «Домашний адрес»
Двор. Части территории двора (игровая площадка, спортивная площадка)
Повторение
Часы: механические (ручные, настенные), электронные (наручные, настенные).
Значение
Строение часов: циферблат, стрелки (минутная, секундная)
Средства связи (телевизор, телефон, компьютер, планшет)
Электробытовые приборы: утюг,телевизор, микроволновая печь
Обобщающий урок по теме: «Электробытовые приборы»
Мебель. Предметы мебели
Назначение предметов мебели
Различение видов мебели: кухонная, спальная, гостиная
Дидактическая игра « Мебель».
Посуда. Предметы посуды. Узнавание (различение) предметов посуды
Посуда. Предметы посуды. Назначение
Предметы интерьера. Назначение предметов интерьера
Напитки. Узнавание, различение на вкус
Молочные продукты. Узнавание, различение на вкус
Мясные продукты. Готовые мясные продукты.
Рыбные продукты. Рыбные продукты готовые к употреблению.
Мука и мучные изделия. Мучные изделия готовые к употреблению
Обобщающий урок по теме: «Продукты питания»

Кол - во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Бумага и её свойства. Предметы, изготовленные из бумаги. Инструменты для
работы с бумагой
Дерево. Свойства дерева. Инструменты для работы с деревом
Стекло. Свойства стекла. Предметы, изготовленные из стекла
Резина. Свойства резины. Предметы, изготовленные из резины
Металл. Свойства металла. Предметы, изготовленные из металла
Страна, в которой я живу - Россия. Город Москва
Символика России. Президент РФ
Улица. Светофор, пешеходный переход и их назначение
Транспорт. Виды транспорта
Наземный транспорт. Его назначение
Воздушный транспорт. Его назначение
Водный транспорт. Его назначение
Профессии людей, работающих на транспорте. Правила поведения в
общественном транспорте
Специальный транспорт. Его назначение
Повторение пройденного за год

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

7 КЛАСС

Тема урока
Правила поведения в классе. Поддержание порядка
Учебные вещи. Правила пользования, бережное отношение
Соблюдение правил поведения на территории школы
Соблюдение распорядка школьного дня
Соблюдение правил учебного поведения
Перемены в школе. Их назначение.
Порядок в классе. Дежурные и их обязанности
Люди разных профессий, работающих в школе
Мой дом
Мой дом. Помещения квартиры
Комната
Мой домашний адрес
Правила безопасности, поведения в местах общего пользования в доме
Соблюдение правил безопасности и поведения во дворе
Государство, в котором мы живем
Повторение пройденного материала
Соблюдение правил поведения на улице
Достопримечательностей своего города
Мой город. Дома, магазины
Правила поведения в общественных местах (магазинах, кафе)
Дорога из дома в школу
Правила дорожного движения
Правила дорожного движения
Соблюдение правил поведения на улице
Наземный транспорт
Правила общения с другими пассажирами
Виды наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый)

Кол - во
часов

2
1
1
1

2

Воздушный транспорт
Виды воздушного транспорта
Подземный транспорт
Водный транспорт
Виды водного транспорта
Различение водного транспорта. Знание назначения водного транспорта
Профессии людей, работающих на транспорте
Виды общественного транспорта
Соблюдение правил поведения в общественном транспорте
Виды специального транспорта
Профессии людей, работающих на специальном транспорте. Соотнесение
деятельности с профессией
Пользование общественным транспортом
Бумага. Свойства бумаги
Виды бумаги. Предметы из бумаги
Различение предметов, изготовленных из бумаги
Инструменты для работы с бумагой
Узнавание инструментов, с помощью которых работают с бумагой
Представление о стекле. Свойства стекла
Узнавание предметов, изготовленных из стекла
Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами,
изготовленными из стекла
Предметы из резины
Предметы из дерева
Инструменты при работе с деревом
Узнавание предметов, изготовленных из дерева
Предметы из ткани
Электроприборы.
Электроприборы
Предметы мебели
Предметы мебели
Предметы посуды
Напитки - вода, чай, сок, какао
Молочные продукты
Мясные продукты.
Рыбные продукты
Мучные продукты
Повторение пройденного материала
Итого

8 КЛАСС

1
68 часов

Тема урока

Количес
тво
часов

Правила поведения в школе

1

Школьные принадлежности и их назначение

2

Части суток. Признаки частей суток

1

Время. Часы. Определение времени по часам

2

Жизнь людей, животных и растений в разные части суток

1

Неделя. Дни недели

1

Времена года. Признаки времён года

1

Традиции и обычаи праздников

2

Школьные традиции

1

Семейные традиции

1

Обобщающий урок

1

Человек и семья. Близкие и дальние родственники

1

Родословная семьи

2

Магазины. Виды магазинов

2

Отделы магазинов

2

Порядок приобретения товара

2

Ассортимент товаров в различных специализированных магазинах

2

Срок годности товара

1

Транспорт. Виды транспорта

1

Автовокзал

1

Междугородный автотранспорт. Автовокзал

1

Водный транспорт

1

Железнодорожный вокзал

1

Железнодорожный транспорт

1

Железная дорога - зона повышенной опасности

2

Общественный транспорт

2

Профессии людей, работающих на транспорте

1

Узнавание (различение ) профессий

2

Специальный транспорт. Пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина

2

Профессии людей, работающих на специальном транспорте

1

Музей города. Виртуальная экскурсия в музей

1

Наша страна - Россия. Символы страны. Торжественные даты

2

Личные и учебные вещи. Гигиенические требования при обращении с вещами

1

Одежда. Дифференциация предметов одежды по группам. Уход за одеждой. Размер
одежды

2

Обувь. Дифференциация предметов обуви по группам. Уход за обувью. Размер
обуви

2

Жильё человека. Домашний адрес, телефон

2

Моя комната

1

Жильё человека. Создание уюта в доме

1

Виды комнат в квартире

1

Мебель

1

Посуда

1

Бытовые приборы. Правила безопасного использования

2

Знакомство с коммунальными удобствами в квартире

1

Знание(соблюдение) правил безопасности и поведения во время аварийной
ситуации

2

Обобщающий урок

1

Бытовые приборы. Правила безопасного использования

2

Труд людей зимой: профессии

2

Режим школьника

1

Обобщающий урок

1

Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Многообразие грибов

2

Напитки

1

Молочные продукты

1

Мясные продукты

1

Рыбные продукты

1

Мучные изделия, готовые к употреблению

1

Кондитерские изделия

1

Бумага, ее свойства. Предметы из бумаги

1

Деревья. Предметы, изготовленные из дерева

1

Стекло. Предметы, изготовленные из стекла

1

Правила безопасности при обращении со стеклом

1

Пластмасса и ее свойства

1

Узнавание предметов изготовленных из пластмассы

1

Резина и ее свойства

1

Свойства металла

1

Ткань

1

Типы населенных пунктов

1

Город

1

Элементы городской инфраструктуры

2

Различение, назначения зданий

1

Село

1

Деревня

1

Соблюдение правил поведения в общественных местах

1

Соблюдение правил перехода улицы

1

Охрана здоровья: мой организм. Человек. Части тела

2

Закаливание. Виды закаливания

2

Повторение

2

Итоговый урок

1

9 класс

Тема урока

Количес
тво
часов

Правила поведения в школе, на перемене

2

Школьные принадлежности и их назначение

1

Временные представления
Части суток. Признаки частей суток

1

Время. Часы. Определение времени по часам

2

Жизнь людей, животных и растений в разные части суток

1

Неделя. Дни недели

1

Времена года. Признаки времён года

1

Традиции и обычаи праздников

1

Школьные традиции

1

Семейные традиции

1

Обобщающий урок

1

Человек и семья. Близкие и дальние родственники

1

Родословная семьи

2

Магазины. Виды магазинов

2

Отделы магазинов

1

Порядок приобретения товара

2

Ассортимент товаров в различных специализированных магазинах

1

Срок годности товара

1

Транспорт. Виды транспорта

1

Автовокзал

1

Междугородный автотранспорт. Автовокзал

1

Водный транспорт. Основные маршруты

1

Расписание. Порядок приобретения билетов

1

Железнодорожный вокзал. Железнодорожный транспорт

1

Железная дорога - зона повышенной опасности

1

Общественный транспорт

1

Профессии людей, работающих на специальном транспорте

1

Профессии людей, работающих на транспорте

1

Узнавание (различение ) профессий

2

Музей города. Виртуальная экскурсия в музей

1

Наша страна - Россия. Символы страны. Торжественные даты

2

Представление о крупных городах России

2

Личные вещи. Гигиенические требования при обращении с вещами

1

Одежда. Дифференциация предметов одежды по группам. Уход за одеждой. Размер
одежды

2

Обувь. Дифференциация предметов обуви по группам. Уход за обувью. Размер
обуви

2

Жильё человека. Домашний адрес, телефон

1

Моя комната

1

Знакомство с коммунальными удобствами в квартире

1

Уборка кухни, санузла, уход за ванной, унитазом, раковинами

1

Уборка кухни, санузла, уход за ванной, унитазом, раковинами

1

Моющие средства, используемые при уборке кухни и санузла

1

Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во время аварийной
ситуации

2

Вызов милиции, пожарной команды, аварийных служб при утечке газа

2

Предметы мебели

1

Предметы интерьера

1

Электробытовые приборы. Правила безопасного использования
Домашняя аптечка

1

Лекарственные растения

1

Первая помощь при травмах
Обобщающий урок

1

Культура общения юноши

1

Культура общения девушки

1

Культура общения со взрослыми

1

Культура общения со сверстниками

1

Поведение в гостях

1

Поведение за столом

1

Внешний вид молодых людей

1

Обобщающий урок

1

Напитки

1

Молочные продукты

1

Мясные продукты

1

Рыбные продукты

1

Мучные изделия, готовые к употреблению

1

Кондитерские изделия

1

Предметы изготовленные из стекла

1

Правила безопасности при обращении со стеклом

1

Пластмасса и ее свойства

1

Узнавание предметов изготовленных из пластмассы

1

Резина и ее свойства

1

Свойства металла

1

Бумага, ее свойства. Предметы из бумаги

1

Деревья. Предметы, изготовленные из дерева

1

Ткань. Одежда

1

Типы населенных пунктов

1

Город

1

Элементы городской инфраструктуры
Различение, назначения зданий

1

Село, деревня

1

Соблюдение правил поведения в общественных местах
1

Соблюдение правил перехода улицы.
Основные статьи расходов
Закаливание. Виды закаливания

1

Повторение

1

Итоговый урок

1

Тематическое планирование по предмету
«Окружающий социальный мир»
10 класс

Территория и помещения школы.

Кол-во
часов
2

Профессии людей, работающих в школе.

2

Школьные принадлежности и их назначение.

2

Ученик и ученица, положительные качества обучающихся.

2

Виды жилых помещений.

2

Части дома и его помещения.

2

Тема

Мой дом.

4

Знакомство с коммунальными удобствами в квартире.

2

Правила безопасности в доме и во дворе.

2

Узнавание (различение) вредителей, представления о их вреде.

2

Технические устройства.

2

Предметы посуды.

4

Кухонный инвентарь.

4

Электробытовые приборы.

2

Предметы мебели.

4

Предметы интерьера.

2

Часы, их строение и виды.

2

Напитки.

2

Молочные продукты.

2

Мясные и рыбные продукты.

2

Крупы и бобовые.

2

Мучные изделия и макароны.

2

Кондитерские изделия.

2

Бумага, ее виды и свойства.

2

Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой.

2

Дерево, его свойства; предметы из дерева.

2

Стекло, его свойства; предметы из стекла.

2

Металл, его свойства; предметы из металла.

2

Резина, её свойства; предметы из резины.

2

Пластмасс, его свойства; предметы из пластмассы.

2

Свойства ткани; предметы, изготовленных из ткани.

2

Городская инфраструктура.

2

Профессии.

2

Улица и движение.

2

Правила поведения на улице.

1

Достопримечательности Нижнего Тагила.

2

Наземный транспорт.

2

Воздушный транспорт.

2

Водный транспорт.

1

Космический транспорт.

1

Профессии людей, работающих на транспорте.

1

Специальный транспорт (пожарная машина, скорая помощь, полицейская
машина.

1

Правила пользования и поведения в общественном транспорте.

1

Новый год.

1

23 февраля.

1

Масленица.

1

8 марта.

1

Пасха.

1

День Победы.

1

Традиции нравственного поведения.

1

Наша страна, символика и документы гражданина России.

1

Столица и ее достопримечательности.

1

Города России.

1

Значимые исторические события.

2

Выдающиеся люди России.

2

Тематическое планирование по предмету
«Окружающий социальный мир»
11 класс

Тема
Территория и помещения школы.

Колво
часов
2

Профессии людей, работающих в школе.

2

Школьные принадлежности и их назначение.

2

Ученик и ученица, положительные качества обучающихся.

2

Виды жилых помещений.

2

Части дома и его помещения.

2

Мой дом.

4

Знакомство с коммунальными удобствами в квартире.

2

Правила безопасности в доме и во дворе.

2

Узнавание (различение) вредителей, представления о их вреде.

2

Технические устройства.

2

Предметы посуды.

4

Кухонный инвентарь.

4

Электробытовые приборы.
Предметы мебели.
Предметы интерьера.

2
4
2

Часы, их строение и виды.

2

Напитки.

2

Молочные продукты.
Мясные и рыбные продукты.

2
2

Крупы и бобовые.

2

Мучные изделия и макароны.

2

Кондитерские изделия.

2

Бумага, ее виды и свойства.

2

Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с
бумагой.

2

Дерево, его свойства; предметы из дерева.

2

Стекло, его свойства; предметы из стекла.
Металл, его свойства; предметы из металла.
Резина, её свойства; предметы из резины.
Пластмасс, его свойства; предметы из пластмассы.

2
2
2
2

Свойства ткани; предметы, изготовленных из ткани.

2

Городская инфраструктура.

2

Профессии.

2

Улица и движение.

2

Правила поведения на улице.

1

Достопримечательности Нижнего Тагила.

2

Наземный транспорт.

2

Воздушный транспорт.

2

Водный транспорт.

1

Космический транспорт.

1

Профессии людей, работающих на транспорте.

1

Специальный транспорт (пожарная машина, скорая помощь, полицейская
машина.

1

Правила пользования и поведения в общественном транспорте.

1

Новый год.

1

23 февраля.

1

Масленица.

1

8 марта.

1

Пасха.

1

День Победы.

1

Традиции нравственного поведения.

1

Наша страна, символика и документы гражданина России.

1

Столица и ее достопримечательности.

1

Города России.

1

Значимые исторические события.
Выдающиеся люди России.

2
2

Тематическое планирование по предмету
«Окружающий социальный
мир» 12 класс

Территория и помещения школы.

Кол-во
часов
2

Профессии людей, работающих в школе.

2

Школьные принадлежности и их назначение.

2

Ученик и ученица, положительные качества обучающихся.

2

Виды жилых помещений.

2

Части дома и его помещения.

2

Мой дом.

4

Знакомство с коммунальными удобствами в квартире.

2

Правила безопасности в доме и во дворе.

2

Узнавание (различение) вредителей, представления о их вреде.

2

Технические устройства.

2

Предметы посуды.

4

Кухонный инвентарь.

4

Электробытовые приборы.

2

Предметы мебели.

4

Предметы интерьера.

2

Часы, их строение и виды.

2

Напитки.

2

Молочные продукты.

2

Мясные и рыбные продукты.

3

Крупы и бобовые.

2

Мучные изделия и макароны.

3

Кондитерские изделия.

2

Бумага, ее виды и свойства.

2

Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой.

2

Дерево, его свойства; предметы из дерева.

3

Стекло, его свойства; предметы из стекла.

3

Тема

Металл, его свойства; предметы из металла.

3

Резина, её свойства; предметы из резины.

3

Пластмасс, его свойства; предметы из пластмассы.

3

Свойства ткани; предметы, изготовленных из ткани.

3

Городская инфраструктура.

2

Профессии.

2

Улица и движение.

2

Правила поведения на улице.

1

Достопримечательности Нижнего Тагила.

2

Наземный транспорт.

2

Воздушный транспорт.

2

Водный транспорт.

2

Космический транспорт.

2

Профессии людей, работающих на транспорте.

2

Специальный транспорт (пожарная машина, скорая помощь, полицейская
машина.

2

Правила пользования и поведения в общественном транспорте.

2

Новый год.

2

23 февраля.

2

Масленица.

2

8 марта.

2

Пасха.

2

День Победы.

3

Традиции нравственного поведения.

3

Наша страна, символика и документы гражданина России.

3

Столица и ее достопримечательности.

3

Города России.

4

Значимые исторические события.

4

Выдающиеся люди России.

4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».