РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы
Рассмотрено:
на заседании ШМО
старших классов
протокол № 3
от 17.06.2025 г.
Рассмотрено:
на заседании педсовета
протокол № 4
от 19.06.2025 г.
Утверждено:
приказом директора № 339-од
от 26.06.2025 г.
Рабочая программа
коррекционного курса
«Предметно-практические действия»
для обучающихся 5-12 классов
(АООП У О 2 вариант)
Составитель:
Горбачева
Марина
Владимировна,
учитель,
в. кв. категории
Камышлов, 2025
Пояснительная записка «Предметно-практические действия»
Программа занятий коррекционного курса составлена «Предметно
практические действия», составлена с учетом общих целей изучения курса,
определенных Федеральным государственным стандартом и отраженных в
Федеральной АООП УО в варианте 2.
Вследствие органического поражения ЦНС у обучающихся с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия,
памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или
искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со
значительной задержкой. У многих обучающихся с ТМНР, достигших
школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне
неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима
специальная обучающая помощь,
направленная на формирование
разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение
начинается с формирования элементарных специфических манипуляций,
которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные
действия с различными предметами и материалами.
Целью
обучения
является
формирование целенаправленных
произвольных действий с различными предметами и материалами.
Задачи:
• формировать и развивать интерес к манипулятивной и предметно
практической деятельности;
• способствовать
развитию
представлений о
возможности
взаимодействия с предметной средой;
• способствовать формированию и развитию представлений о свойствах
и качествах предметов;
• учить функциональным действиям с предметами на основе их свойств
и качеств.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Коррекционный курс «Предметно-практические действия» входит в часть
учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений.
На изучение курса по учебному плану в 5-9 классе отведен - 1 час в
неделю, 34 часа в год; 10-12 класс по 2 часа в неделю, за год 68 часов.
•
•
•
•
•
•
Планируемые результаты освоения курса
фиксировать взор на предметно-манипулятивной деятельности
педагога
выполнять простые подражательные движения за учителем по
инструкции, со сменой вида движения
воспроизводить по подражанию действий с предметами.
знать основные цвета
знать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник)
группировать предметы по форме, цвету, величине
• уметь правильно обращаться с мозаикой. Выкладывать простейшие
рисунки по показу и образцу
• уметь работать с бумагой: мять, разглаживать, разрывать, отрывать,
сгибать
• раскладывать готовые геометрические фигуры из цветной бумаги
(круг, квадрат, треугольник) на полоске бумаги в указанном порядке;
на листе бумаги, образуя определенный рисунок
• разбирать нитки
• наматывать нитки на катушку.
Примерное содержание предмета
Программа предполагает работу по следующим разделам: "Действия с
материалами", "Действия с предметами".
В процессе обучения обучающиеся знакомятся с различными предметами
и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы
элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание,
перекладывание, которые в дальнейшем используются в разных видах
продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и
трудовой деятельности, самообслуживании.
Действия с материалами
Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца,
газета, цветная, папиросная бумага, калька) двумя руками (одной рукой,
пальцами). Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя
руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну
руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к
себе, другую руку от себя). Размазывание материала руками (сверху вниз,
слева направо, по кругу). Разминание материала (тесто, пластилин, глина,
пластичная масса) двумя руками (одной рукой). Пересыпание материала
(крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием
инструмента (лопатка, стаканчик). Переливание материала (вода) двумя
руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка). Наматывание
материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур).
Действия с предметами
Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие
игрушки, шишки). Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с
бусинками или крупой). Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках,
ящик, входная дверь). Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках,
ящик). Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках,
детали конструктора с болтами и гайками). Нажимание на предмет (юла,
рычаг, кнопка, коммуникатор) всей кистью (пальцем). Сжимание предмета
(звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки) двумя руками
(одной рукой, пальцами). Вынимание предметов из емкости. Складывание
предметов в емкость. Перекладывание предметов из одной емкости в другую.
Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика).
Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины) на
стержень (нить).
Материально-техническое обеспечение предмета
•
•
•
•
•
•
•
•
различные по форме, величине, цвету наборы материала;
пазлы (из разного количества частей);
мозаики;
карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет;
дидактические игры;
природный материал для развития мелкой моторики;
рабочие тетради с различными графическими заданиями;
предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары,
бусины);
• звучащие предметы для встряхивания;
• предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра),
вставления (стаканчики одинаковой величины).
Методическая литература
• Федеральная
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа, вариант 2.
• Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение
и воспитание. — М.: Просвещение, 2003.
• Программа под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой,
рекомендована к использованию в образовательных учреждениях
Региональным экспертным советом Комитете по образованию РФ.
• Шаргородская Л.В. Формирование и развитие предметно-практической
деятельности на индивидуальных занятиях Л.В.Шаргородская. - М.:
Теревинф, 2006 -56 с.- (Лечебно-педагогические программы).
Тематическое планирование 5 класс
Тема уроков
Кол-во
часов
Выполнение простых подражательных движений: «делаем вместе» - движения
рук, кистей. П альчиковая гимнастика
Складывание простейш их фигур из счетных палочек по образцу
О бводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и ш триховка
Ш триховка рисунка цветными карандаш ами
Разминание в руках пластилина
Сгибание бумаги. Работа по образцу с бумагой
П еренос предмета на листе картона
Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой
О бводка геометрических фигур по контурной линии
1
1
2
2
1
1
1
2
2
О бводка геометрических фигур круг по шаблону, трафарету и ш триховка
Сборка геометрической фигуры из 2-4 - х частей
Выделение разнородных предметов по величине (больш ой-маленький)
Исклю чение «лишнего»
Выделение из разнородных предметов по длине (длинный-короткий).
Исклю чение «лишнего»
Выделение из однородных предметов по ш ирине (широкий-узкий), их
сравнение. Выбор одинаковых
Выделение из однородных предметов по высоте (высокий-низкий). Сбор
одинаковых по высоте
Выделение из разнородных предметов по толщ ине (толстый-тонкий).
Исклю чение «лишнего»
Выделение из однородных предметов по глубине (глубокий-мелкий).
Выделение однородных предметов по цвету. Выбор предмета по названию
цвета
Ш триховка заданного рисунка цветом в соответствии с цифровым
обозначение на рисунке
Н ахождение предметов по заданны м признакам
«Разложи ряд» чередование предметов через один по форме, по величине, по
цвету
Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание бус)
О пределение отнош ения порядка следования: первый, последний, крайний,
перед, после и т.д.
О риентировка на собственном теле (правая или левая рука, правая или левая
нога).
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
Тематическое планирование 6 класс
Тема урока
Выполнение простых движений: пальчиковая гимнастика
Выполнение простых движений: пальчиковая гимнастика
Сгибание бумаги. Работа по образцу
Сгибание бумаги. Работа по образцу
Выполнение аппликации из салфеток
Выполнение аппликации из салфеток
Складывание фигур из счетных палочек по образцу
Работа с деревянными палочками, выкладывание рисунка по образцу
Работа с пазлами
Работа с пазлами
Работа с пластилином, разминание, размазывание
Работа с пластилином, разминание, размазывание
П ерекладывание материала из одной емкости в другую
П ерекладывание материала из одной емкости в другую
Пересыпание разных материалов одной, двумя руками
Пересыпание разных материалов одной, двумя руками
Рисование геометрических фигур на манке
Написание цифр на манке
Выполнение аппликации из крупы
Выполнение аппликации из крупы
Переливание материала с использованием инструмента
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Переливание материала с использованием инструмента
Наматывание разных материалов
Наматывание разных материалов
Работа с конструктором (закручивание, раскручивание)
Работа с конструктором (закручивание, раскручивание)
Застегивание и расстегивание пуговиц на одежде
Застегивание и расстегивание кнопок на одежде
Дидактические игры с прищ епками
П ерекладывание предметов из одной емкости в другую
Вставление предметов в отверстия
Вставление предметов в отверстия
Нанизывание предметов на стержень или нить
Нанизывание предметов на стержень или нить
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тематическое планирование 7 класс
Тема урока
Восприятие формы: величина, цвет. Н ахождение предметов по заданным
признакам
Н ахождение предметов по заданны м признакам
Н ахождение предметов по заданны м признакам
Н ахождение предметов по заданны м признакам
Н ахождение предметов по заданны м признакам
Н ахождение предметов по заданны м признакам
Разложи ряд: чередование предметов через один по форме, цвету
Разложи ряд: чередование предметов через один по форме, величине, цвету
Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание бус)
Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание бус)
Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание бус)
О пределение отнош ения порядка следования: первый, последний, крайний,
перед, после и т.д.
О пределение отнош ения порядка следования: первый, последний, крайний,
перед, после и т.д.
О пределение отнош ения порядка следования: первый, последний, крайний,
перед, после и т.д.
О пределение отнош ения порядка следования: первый, последний, крайний,
перед, после и т.д.
О риентировка на собственном теле (правая или левая рука, правая или левая
нога)
О риентировка на собственном теле (правая или левая рука, правая или левая
нога)
Располож ение предметов на картине
Располож ение предметов на картине
Располож ение предметов на картине
Составление контуров геометрических фигур из веревки
Плетение косичек из ниток
Плетение косичек из ниток
Работа с пластилином - домик
Работа с пластилином - домик
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Работа с пластилином - цветик - семицветик
Работа с пластилином - цветик - семицветик
Работа с бумагой - аппликация елка
Работа с бумагой - аппликация елка
Работа с бумагой - «Снеговик»
Различение звуков окружаю щ ей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание)
Различение музыкальных звуков и звуков окружаю щ ей среды
Различение и сравнение разных предметов по признаку веса
1
1
1
1
1
1
1
1
Тематическое планирование 8 класс
Тема урока
Сгибание бумаги. Работа по образцу
Сгибание бумаги. Работа по образцу
Выполнение аппликации из салфеток
Выполнение аппликации из салфеток
Складывание фигур из счетных палочек по образцу
Выкладывание цифр из фасоли
Выкладывание цифр из фасоли
Работа с деревянными палочками, выкладывание рисунка по образцу
Работа с проволокой, цифры
Работа с проволокой, цифры
Работа с пазлами
Работа с пазлами
Работа с пластилином, разминание, размазывание
Работа с пластилином, разминание, размазывание
П ерекладывание материала из одной емкости в другую
Пересыпание разных материалов одной, двумя руками
Рисование геометрических фигур на манке
Написание цифр на манке
Выполнение аппликации из крупы
Выполнение аппликации из крупы
Переливание материала с использованием инструмента
Наматывание разных материалов
Наматывание разных материалов
Работа с конструктором (закручивание, раскручивание)
Работа с конструктором (закручивание, раскручивание)
Застегивание и расстегивание пуговиц на одежде
Застегивание и расстегивание пуговиц на одежде
Застегивание и расстегивание кнопок на одежде
Застегивание и расстегивание кнопок на одежде
Учимся завязывать шнурки
Учимся завязывать шнурки
Составление контуров геометрических фигур из веревки
Работа с пазлами
Работа с пазлами
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тематическое планирование 9 класс
Тема урока
А ппликация из цветной бумаги
А ппликация из цветной бумаги
Выполнение аппликации из салфеток
Выполнение аппликации из салфеток
Работа с проволокой, цифры
Работа с проволокой, цифры
Работа с проволокой, буквы
Работа с проволокой, буквы
Работа с пазлами
Работа с пазлами
Работа с пластилином, разминание, размазывание
Работа с пластилином, разминание, размазывание
П ерекладывание материала из одной емкости в другую
Пересыпание разных материалов одной, двумя руками
Рисование геометрических фигур на манке
Написание цифр на манке
Выполнение аппликации из крупы
Выполнение аппликации из крупы
Работа с конструктором «Лего»
Работа с конструктором «Лего»
Застегивание и расстегивание пуговиц на одежде
Застегивание и расстегивание пуговиц на одежде
Застегивание и расстегивание кнопок на одежде
Застегивание и расстегивание кнопок на одежде
У чимся завязывать шнурки
У чимся завязывать шнурки
Работа с пазлами
Работа с пазлами
Плетение косичек из шнурков
Работа с деревянным пинцетом, перекладывание гороха
Работа с деревянным пинцетом, перекладывание фасоли
Развиваю щ ая игра с пуговицами
И зготовление браслетов из различных материалов
У пражнения с массажными ш ариками
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тематическое планирование 10 класс
Тема урока
И зготовление аппликации из древесных опилок
И зготовление аппликации из древесных опилок
Осенняя аппликация из листьев
Осенняя аппликация из листьев
Выполнение аппликации из салфеток
Выполнение аппликации из салфеток
Работа с проволокой, цифры
Работа с проволокой, цифры
Работа с проволокой, буквы
Работа с проволокой, буквы
Работа с пазлами
Работа с пазлами
Работа с пластилином, разминание, размазывание
Работа с пластилином, разминание, размазывание
П ерекладывание материала из одной емкости в другую
Пересыпание разных материалов одной, двумя руками
Рисование геометрических фигур на манке
Написание цифр на манке
Выполнение аппликации из крупы
Выполнение аппликации из крупы
И зготовление поделок из природных материалов
И зготовление поделок из природных материалов
Работа с конструктором «Лего»
Работа с конструктором «Лего»
Застегивание и расстегивание пуговиц на одежде
Застегивание и расстегивание пуговиц на одежде
Застегивание и расстегивание кнопок на одежде
Застегивание и расстегивание кнопок на одежде
Учимся завязывать шнурки
У чимся завязывать шнурки
Работа с пазлами
Работа с пазлами
Плетение косичек из шнурков
Плетение косичек из шнурков
Работа с деревянным пинцетом, перекладывание гороха
Работа с деревянным пинцетом, перекладывание фасоли
Развиваю щ ая игра с пуговицами
Развиваю щ ая игра с пуговицами
И зготовление браслетов из различных материалов
И зготовление браслетов из различных материалов
У пражнения с массажными ш ариками
У пражнения с массажными ш ариками
Работа с металлоконструктором
Работа с металлоконструктором
Геометрический конструктор
Геометрический конструктор
И зготовление игрушки из бумажных кругов
Пластилиновые заплатки на буквах
Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Пластилиновые заплатки на цифрах
Собираем сортеры
Собираем сортеры
Волш ебная шнуровка
Волш ебная шнуровка
Раскрась рисунок по буквам
Раскрась рисунок по буквам
Нейродорожки
Нейродорожки
М озаика из палочек
М озаика из палочек
Ф игурный тетрис
Ф игурный тетрис
И гры с водой
И гры с водой
П одвижные игры «Классики»
Работа с деревянным пинцетом, перекладывание гороха
Работа с деревянным пинцетом, перекладывание фасоли
Работа с пазлами
Работа с пазлами
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тематическое планирование 11 класс
Тема урока
И зготовление аппликации из древесных опилок
И зготовление аппликации из древесных опилок
Осенняя аппликация из листьев
Осенняя аппликация из листьев
Выполнение аппликации из салфеток
Выполнение аппликации из салфеток
Работа с проволокой, цифры
Работа с проволокой, цифры
Работа с проволокой, буквы
Работа с проволокой, буквы
Работа с пазлами
Работа с пазлами
Работа с пластилином, разминание, размазывание
Работа с пластилином, разминание, размазывание
П ерекладывание материала из одной емкости в другую
Пересыпание разных материалов одной, двумя руками
Рисование геометрических фигур на манке
Написание цифр на манке
Выполнение аппликации из крупы
Выполнение аппликации из крупы
И зготовление поделок из природных материалов
И зготовление поделок из природных материалов
Работа с конструктором «Лего»
Работа с конструктором «Лего»
Застегивание и расстегивание пуговиц на одежде
Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Застегивание и расстегивание пуговиц на одежде
Застегивание и расстегивание кнопок на одежде
Застегивание и расстегивание кнопок на одежде
Учимся завязывать шнурки
У чимся завязывать шнурки
Работа с пазлами
Работа с пазлами
Плетение косичек из шнурков
Плетение косичек из шнурков
Работа с деревянным пинцетом, перекладывание гороха
Работа с деревянным пинцетом, перекладывание фасоли
Развиваю щ ая игра с пуговицами
Развиваю щ ая игра с пуговицами
И зготовление браслетов из различных материалов
И зготовление браслетов из различных материалов
У пражнения с массажными ш ариками
У пражнения с массажными ш ариками
Работа с металлоконструктором
Работа с металлоконструктором
Геометрический конструктор
Геометрический конструктор
И зготовление игрушки из бумажных кругов
Пластилиновые заплатки на буквах
Пластилиновые заплатки на цифрах
Собираем сортеры
Собираем сортеры
Волш ебная шнуровка
Волш ебная шнуровка
Раскрась рисунок по буквам
Раскрась рисунок по буквам
Нейродорожки
Нейродорожки
М озаика из палочек
М озаика из палочек
Ф игурный тетрис
Ф игурный тетрис
И гры с водой
И гры с водой
П одвижные игры «Классики»
Работа с деревянным пинцетом, перекладывание гороха
Работа с деревянным пинцетом, перекладывание фасоли
Работа с пазлами
Работа с пазлами
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тематическое планирование 12 класс
Тема урока
И зготовление аппликации из древесных опилок
И зготовление аппликации из древесных опилок
Кол-во часов
1
1
Осенняя аппликация из листьев
Осенняя аппликация из листьев
Выполнение аппликации из салфеток
Выполнение аппликации из салфеток
Работа с проволокой, цифры
Работа с проволокой, цифры
Работа с проволокой, буквы
Работа с проволокой, буквы
Работа с пазлами
Работа с пазлами
Работа с пластилином, разминание, размазывание
Работа с пластилином, разминание, размазывание
П ерекладывание материала из одной емкости в другую
Пересыпание разных материалов одной, двумя руками
Рисование геометрических фигур на манке
Написание цифр на манке
Выполнение аппликации из крупы
Выполнение аппликации из крупы
И зготовление поделок из природных материалов
И зготовление поделок из природных материалов
Работа с конструктором «Лего»
Работа с конструктором «Лего»
Застегивание и расстегивание пуговиц на одежде
Застегивание и расстегивание пуговиц на одежде
Застегивание и расстегивание кнопок на одежде
Застегивание и расстегивание кнопок на одежде
Учимся завязывать шнурки
У чимся завязывать шнурки
Работа с пазлами
Работа с пазлами
Плетение косичек из шнурков
Плетение косичек из шнурков
Работа с деревянным пинцетом, перекладывание гороха
Работа с деревянным пинцетом, перекладывание фасоли
Развиваю щ ая игра с пуговицами
Развиваю щ ая игра с пуговицами
И зготовление браслетов из различных материалов
И зготовление браслетов из различных материалов
У пражнения с массажными ш ариками
У пражнения с массажными ш ариками
Работа с металлоконструктором
Работа с металлоконструктором
Геометрический конструктор
Геометрический конструктор
И зготовление игрушки из бумажных кругов
Пластилиновые заплатки на буквах
Пластилиновые заплатки на цифрах
Собираем сортеры
Собираем сортеры
Волш ебная шнуровка
Волш ебная шнуровка
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Раскрась рисунок по буквам
Раскрась рисунок по буквам
Нейродорожки
Нейродорожки
М озаика из палочек
М озаика из палочек
Ф игурный тетрис
Ф игурный тетрис
И гры с водой
И гры с водой
П одвижные игры «Классики»
Работа с деревянным пинцетом, перекладывание гороха
Работа с деревянным пинцетом, перекладывание фасоли
Работа с пазлами
Работа с пазлами
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1