РО ССИ ЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИ Я
М инистерство образования Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы
Рассмотрено:
на заседании ШМО
старших классов
протокол № 3
от 17.06.2025 г.
Рассмотрено:
на заседании педсовета
протокол № 4
от 19.06.2025 г.
Утверждено:
приказом директора № 339-од
от 26.06.2025 г.
Рабочая программа
коррекционного курса
«Сенсорное развитие»
для обучающихся 5-9 классов
(АООП У О 2 вариант)
Составитель:
Мельникова
Наталья
Викторовна,
учитель,
в. кв. категории
Камышлов, 2025
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Сенсорное развитие» для обучающихся
5-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного
стандарта
обучающихся
с
умственной
отсталостью(интеллектуальными
нарушениями),
приказ
Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599,на основе
Федеральной адаптированной
основной
общеобразовательной программы
образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями),приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
24.12.2022 года № 1026.
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия
окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является
чувственный
опыт
человека.
Успешность умственного,
физического,
эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного
опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий
мир. У данной категории детей сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем
тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного
опыта: ощущений и восприятий.
Цель программы: обогащение чувственного опыта у обучающихся в процессе
целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.
Задачи программы:
• Совершенствование чувственного познавательного опыта, нацеленного на
развитие памяти, мышления, речи, воображения.
• Формирование на основе активизации работы всех органов чувств,
адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности
в совокупности их свойств.
• Коррекция недостатков познавательной деятельности детей в процессе
систематического и целенаправленного формирования полноценного
восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств
предметов, их положения в пространстве.
• Формирование способности воспринимать окружающий мир во всем
многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов,
ритмов).
• Совершенствование сенсорно - перцептивной деятельности.
• Обогащение словарного запаса детей на основе использования
соответствующей терминологии.
• Исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно двигательной координации.
Программа предусматривает развитие и воспитание детей в различных видах
деятельности (игра, изо-деятельность, психологические тренинги и др.),
преимущественно коллективных, что взаимно обогащает учеников, вызывает у
них положительные эмоции, учит управлять собственным поведением.
Описание места коррекционного курса в учебном плане.
Коррекционный курс входит в часть учебного плана формируемую участниками
образовательных отношений. Коррекционные занятия входят в «Коррекционно
развивающую область». На изучение курса в учебном плане отведено 1 час в
неделю с 5 - 9 класс, 34 часа в год.
Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты.
• Основные цвета и их оттенки.
• Времена года, часы, время.
• Понимание структуры материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и
др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый),
влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой).
• Вкусовые качества продуктов, запахи предметов.
Обучающиеся могут научиться:
• Определять противоположные качества и свойства предметов.
• Распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности,
продукты питания по запаху и вкусу.
• Самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам.
• Смешивать цвета, называть их.
• Моделировать расположение предметов в заданном пространстве.
• Определять возраст людей, время.
• Самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам.
• Пользоваться элементами расслабления.
Личностные результаты:
- целенаправленно выполнять действия по инструкции;
- самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
- опосредовать свою деятельность речью;
- определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила
поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя;
- развивать у ребёнка любознательность, наблюдательность, способность замечать
новое.
Содержание программы
Программа включает 5 разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое
восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие
вкуса». Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к
сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона
воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью
подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например:
эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация.
В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия.
Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать
получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в
окружающем мире.
Зрительное восприятие. Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда
на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся
игрушки). Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на
уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от
ребенка). Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным
предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад).
Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание
(различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.).
Слуховое
восприятие. Локализация
неподвижного
источника звука,
расположенного на уровне уха (плеча, талии). Прослеживание за близко
расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного
удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение
одинаковых по звучанию объектов.
Кинестетическое восприятие. Эмоционально -двигательная реакция на
прикосновения человека. Реакция на соприкосновение с материалами (дерево,
металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре
(холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой,
сыпучий). Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Реакция на давление на
поверхность тела. Реакция на горизонтальное(вертикальное) положение тела.
Реакция на положение частей тела. Реакция на соприкосновение тела с разными
видами поверхностей. Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа,
вода и др.) температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый),
влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой).
Восприятие запаха. Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по
запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.).
Восприятие вкуса. Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам
(горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий,
сыпучий). Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.).
Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий,
кислый, соленый).
Оценочные материалы.
Оценочные материалы лежат в основе мониторинга состояния моторных и
сенсорных процессов у обучающихся.
Ребенок на занятии сам оценивает свои успехи с помощью специального листарефлексии. Это создает особый положительный эмоциональный фон:
раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим,
форма подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет
сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
Уроки подразумевают безоценочную систему, что, в свою очередь, не исключает
устных комментариев педагога по той или иной учебной ситуации. Описание
учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса.
Для проведения уроков по сенсорному развитию требуется специально
организованная предметно - пространственная развивающая среда:
Электронные средства обучения.
Диски.
1. Гарфилд-малышам- «Учим цифры»
2. Гарфилд-первоклассника- «Чтение»
3. Г арфилд-второклассникам-«Чтение»
4. Гарфилд-малышам-«Развиваем мышление»
5. Г арфилд -малышам-«Учим буквы и слова»
6. Г арфилд- малышам -«Учимся считать»
7. Г арфилд-первоклассникам-«Математика»
8. Г арфилд-первоклассникам- «Грамота и письмо»
9. Гарфилд-первоклассникам- «Цвет»
Презентации.
1. Презентация №1 Графический диктант.
2. Презентация №2 Геометрические фигуры.
3. Презентация №3 Движения и жесты.
4. Презентация №4 Месяцы.
5. Презентация №5 Времена года.
6. Презентация №6 Развитие мыслительных операций.
7. Презентация №7 Цветовой спектр
8. Презентация №8 восприятие.
9. Презентация№9 Оттенки цветов.
10. Презентация №10 Мозговая гимнастика.
11. Презентация № 11Термометр.
12.Презентация№12 Время года-весна.
13.
Презентация №13 Время года-осень.
14. Презентация №14 Развитие памяти
15. Презентация №15 Ориентация в пространстве.
16. Презентация №16 Расположение в пространстве.
17. Презентация №17 Развитие памяти.
18. Презентация № 18 Времена года.
19. Презентация №19 Группировка предметов.
20. Презентация №20 Группировка предметов по признакам.
21. Презентация №21 Время по часам.
22. Презентация №22.Что мы знаем о часах.
23. Презентация №23. Сутки.
24. Презентация №24.Развитие памяти и внимания.
25. Презентация №25.Интеллектуальная игра.
26-27. Презентация № 26-27. Музыкальные инструменты.
28.Презентация №28. Ориентировка в пространстве.
Демонстрационный и раздаточный материал
(направленный на развитие когнитивной сферы)
1. Часть-целое.
2. Противоположность.
3. Числовой ряд.
4. Классификация.
5. Выделение существенных свойств предметов.
6. Развитие внимания. Таблица Шульте.
7. Исключение понятий.
8. Анаграммы.
9. Развитие внимания. Ребусы.
10. Анаграммы со слогами.
11. Часть-целое.
12. Обобщение.
13. Аналогии.
Список учебно-дидактических игр и пособий.
1.Развивающая игра «Путаница».
2.Развивающая игра «Ассоциации. Русские народные сказки»
3.Развивающее лото «Кем быть?»
4.Развивающая игра «Волшебные проволочки»
5.Развивающая игра «Хитрые слова».
6.Развивающая игра «Что? Откуда? Почему?»
7.Развивающая игра «Букашки».
8.
Развивающая игра «Детям о времени».
9. Развивающая игра «Расскажи про свой город».
10. Развивающая игра «Назови одним словом».
11. Развивающая игра «Чем отличаются слова».
12. Развивающая игра «Мозаика».
13. Развивающая игра «Пазлы»-160 штук.
14. Развивающая игра «Пазлы»-500 штук.
15. Развивающая игра «Цвет».
16.Набор красок для арттерапии.
17.
Набор пуговиц для развития мелкой моторики.
18.Набор для лепки (пластилин).
19.Набор спичек для развития моторики.
20.Пазлы- 15 штук.
21.Обьемные кубики.
22.Надувной бассейн с мячиками (25 мячей).
23.Дидактическая игра «Мой дом».
24.Деревянные пазлы-8 штук.
25.
Трафареты(набор)-1 штука.
26. Мягкие пазлы (№1,№2,№3,№4.),мягкие пазлы с буквами.
27. Деревянные головоломки-8 штук.
28. Принадлежности для арттерапии, ароматерапии.
29. Сенсорные панели-2 штуки.
30.Сухой дождь-1 штука.
31.Мягкий бассейн с мячами-(1000 мячей)-1 штука.
32 .Мягкий бассейн с мячами-(250 мячей)-1 штука.
32.
Кресла «Груша»-3 штуки.
33.Массажные коврики-3 штуки.
34.Пузырьковая колонна-1 штука.
35.
Цветной модуль из геометрических фигур-1 набор.
36.Проектор «Солнечный»-1 штука.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Галанов, А.С. Игры, которые лечат: пособие для работы с дошкольниками и
младшими школьниками/ А.С. Галанов. - М.: Просвещение,2008
2. Метиева, Л.А. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей
СКОШ VIII вида/ Л.А. Метиева - М.: Просвещение,2009.
3. Метиева, Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии:
сборник игр и игровых упражнениЙ/Л.А. Метиева.-М.: Книголюб,2008
4. Организация психопедагогической деятельности в начальной школе/ сост.
Л.И. Кононенко. - Волгоград: Корифей, 2007
5. Ермакова, Е.С. развитие гибкости мышления детей. Дошкольный и
младший школьный возраст/Е.С. Ермакова. - СПб.: Речь,2007
6. Образцова, Т.Н. Логические игры для детей/Т.Н. Образцова. - М.: ИКТЦ
ЛАДА, 2010
7. Дубовицкая, Е.Г. Увлекательные поделки из спичек/ Е.Г. Дубовицкая. Ростов н/Д: Феникс,2011
8. Истратова, О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения,
техники./ О.Н. Истратова. - Ростов н/Д: Феникс,2011
Приложение №1.
1.Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н. И.
Озерецкого, М. О. Гуревича):
Оценка статического равновесия
- сохранить равновесие в течение не менее 6-8 с (средний уровень,
удовлетворительный результат) в позе "аист": стоя на одной ноге, другую
согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги,
руки на поясе. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания
конечностей.
Оценка динамического равновесия
- преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой
носком ноги коробок спичек. Отклонение направления движения не должно
быть при этом более 50см.
2.Оценка ручной моторики:
- выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть
вперед второй и пятый пальцы ("коза"), второй и третий пальцы ("ножницы"),
сделать "кольцо" из первого и каждого следующего пальца;
- координация движений обеих рук "кулак - ладонь": руки лежат на столе,
причем одна кисть сжата в кулак, другая - с распрямленными пальцами.
Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая
другую.
Тесты зрительно-моторной координации:
- срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий,
букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;
- срисовывание фразы из 3-4 слов, написанной письменным шрифтом, с
сохранением всех элементов и размеров образца.
3.Оценка тактильных ощущений:
- узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик,
ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно;
- узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат,
треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.
4.Оценка владения сенсорными эталонами: Тесты цветоразличения
- раскладывание в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков: от
самого темного до самого светлого;
- называние и показ всех цветов спектра, называние и показ не менее 3
оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т. д.).
Различение формы.
- группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком
выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат.Необходимо подобрать к ним
соответствующие фигуры из 15 предложенных).
В зависимости от возраста детей можно усложнить данное задание:
увеличить количество предъявляемых форм (до 5) и раздаточного материала (до
24). Восприятие величины.
- раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 палочек
длиной от 2 до 20 см;
- ранжирование по величине L. ряд 1С элементов на основе абстрактного
восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую
убрал экспериментатор.
5.Оценка зрительного восприятия:
- узнавание и называние реалистичных изображений (10 изображений);
- узнавание контурных изображений (5 изображений);
- узнавание зашумленных и наложенных изображений (5 изображений);
- выделение букв и цифр (10), написанных разным шрифтом, перевернутых.
6.Оценка слухового восприятия:
- воспроизведение несложных ритмических рисунков;
- определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на
магнитофон): шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана,
стук молотка и др.;
- определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные
картинки; услышав слово, он поднимает ту картинку, которая начинается с
соответствующего звука).
7.Оценка пространственного восприятия:
- показ и называние предметов, которые на таблице изображены слева,
справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.;
- выполнение аналогичного задания в групповой комнате, определение
расположения предметов в пространстве (над - под, на - за, перед - возле, сверху
- снизу, выше -ниже и т. д.);
- конструирование по образцу из 10 счетных палочек.
8.Оценка восприятия времени:
- с ребенком проводится беседа на выяснение ориентировки в текущем
времени (часть суток, день недели, месяц, время года), прошедшем и будущем
(например: "Весна закончится, какое время года наступит?" И т. д.).
Данные мониторинга обрабатываются с периодичностью 2 раза в год
(сентябрь, май.)
Тематическое планирование, 5 класс
Раздел. Тема.
Раздел №1 Зрительное восприятие(12ч)
Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете .
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале
Тренировка памяти.
Профилактика зрения. Гимнастика для глаз
Вырезание ножницами на глаз изображений предметов
Штриховка в разных направлениях
Графический диктант с усложненными заданиями
Совершенствование точности мелких движений рук
Раздел №2 Слуховое восприятие (6ч)
Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов
Нахождение одинаковых по звучанию объектов
Развитие чувства ритма
Раздел № 3 Кинестетическое восприятие (9ч)
Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и
свойствам
Определение веса различных предметов
Работа с мелкой мозаикой
Различение материалов по температуре , фактуре , влажности , вязкости .
Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов
Цветовой спектр. Смешение оттенков. Определение постоянных цветов
Раздел №4 Восприятие запаха(4ч)
Дифференцированное восприятие ароматов .
Реакция на запахи. Узнавание объектов по запаху.
Раздел №5 Восприятие вкуса (3ч)
Развитие дифференцированных вкусовых ощущений.
Узнавание (различение) продуктов по вкусу .
Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов.
Количество
часов
1
1
2
1
2
1
2
2
2
2
2
2
1
2
2
1
1
2
2
1
1
1
Тематическое планирование, 6 класс
Раздел. Тема.
Раздел №1 Зрительное восприятие(13ч.)
Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале
Тренировка памяти.
Профилактика зрения. Гимнастика для глаз
Вырезание ножницами на глаз изображений предметов
Штриховка в разных направлениях
Штриховка в разных формах
Графический диктант с усложненными заданиями
Совершенствование точности мелких движений рук
Раздел №2 Слуховое восприятие (6 ч.)
Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов
Нахождение одинаковых по звучанию объектов
Развитие чувства ритма
Раздел № 3 Кинестетическое восприятие (6 ч.)
Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и
свойствам
Определение веса различных предметов
Работа с мелкой мозаикой
Различение материалов по температуре , фактуре , влажности , вязкости .
Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов
Цветовой спектр. Смешение оттенков. Определение постоянных цветов
Раздел №4 Восприятие запаха(3ч.)
Дифференцированное восприятие ароматов .
Реакция на запахи. Узнавание объектов по запаху.
Раздел №5 Восприятие вкуса (6 ч.)
Развитие дифференцированных вкусовых ощущений.
Узнавание (различение) продуктов по вкусу .
Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов.
Количество
часов
1
2
2
1
1
1
1
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
Тематическое планирование, 7 класс
Раздел. Тема.
Раздел №1 Зрительное восприятие(12 ч.)
Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете .
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале
Тренировка памяти.
Профилактика зрения. Гимнастика для глаз
Вырезание ножницами на глаз изображений предметов
Штриховка в разных направлениях
Графический диктант с усложненными заданиями
Совершенствование точности мелких движений рук
Раздел №2 Слуховое восприятие (6 ч.)
Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов
Нахождение одинаковых по звучанию объектов
Развитие чувства ритма
Раздел № 3 Кинестетическое восприятие (11 ч.)
Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и
свойствам
Определение веса различных предметов
Работа с мелкой мозаикой
Различение материалов по температуре , фактуре , влажности , вязкости .
Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов
Цветовой спектр. Смешение оттенков. Определение постоянных цветов
Раздел №4 Восприятие запаха(2 ч.)
Дифференцированное восприятие ароматов .
Реакция на запахи. Узнавание объектов по запаху.
Раздел №5 Восприятие вкуса (3 ч.)
Развитие дифференцированных вкусовых ощущений.
Узнавание (различение) продуктов по вкусу .
Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов.
Количество
часов
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
1
1
1
1
1
Тематическое планирование, 8 класс
Раздел. Тема.
Раздел №1 Зрительное восприятие(12 ч.)
Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете .
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале
Тренировка памяти.
Профилактика зрения. Гимнастика для глаз
Вырезание ножницами на глаз изображений предметов
Штриховка в разных направлениях
Графический диктант с усложненными заданиями
Совершенствование точности мелких движений рук
Раздел №2 Слуховое восприятие (6 ч.)
Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов
Нахождение одинаковых по звучанию объектов
Развитие чувства ритма
Раздел № 3 Кинестетическое восприятие (8 ч.)
Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и
свойствам
Определение веса различных предметов
Работа с мелкой мозаикой
Различение материалов по температуре , фактуре , влажности , вязкости .
Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов
Цветовой спектр. Смешение оттенков. Определение постоянных цветов
Раздел №4 Восприятие запаха(2 ч.)
Дифференцированное восприятие ароматов .
Реакция на запахи. Узнавание объектов по запаху.
Раздел №5 Восприятие вкуса (6 ч.)
Развитие дифференцированных вкусовых ощущений.
Узнавание (различение) продуктов по вкусу .
Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов.
Количество
часов
1
1
2
1
1
1
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
2
2
2
Тематическое планирование, 9 класс
Раздел. Тема.
Раздел №1 Зрительное восприятие(12 ч.)
Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете .
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале
Тренировка памяти.
Профилактика зрения. Гимнастика для глаз
Вырезание ножницами на глаз изображений предметов
Штриховка в разных направлениях
Графический диктант с усложненными заданиями
Совершенствование точности мелких движений рук
Раздел №2 Слуховое восприятие (3 ч.)
Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов
Нахождение одинаковых по звучанию объектов
Развитие чувства ритма
Раздел № 3 Кинестетическое восприятие (9 ч.)
Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и
свойствам
Определение веса различных предметов
Работа с мелкой мозаикой
Различение материалов по температуре , фактуре , влажности , вязкости .
Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов
Цветовой спектр. Смешение оттенков. Определение постоянных цветов
Раздел №4 Восприятие запаха(4 ч.)
Дифференцированное восприятие ароматов .
Реакция на запахи. Узнавание объектов по запаху.
Раздел №5 Восприятие вкуса (6 ч.)
Развитие дифференцированных вкусовых ощущений.
Узнавание (различение) продуктов по вкусу .
Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов.
Количество
часов
1
2
2
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2