Сенсорное развитие 10-12 КЛАСС, 2 вариант, 2025

РОССИ ЙСКАЯ Ф ЕДЕРАЦИ Я
М инистерство образования Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рассмотрено:
на заседании ШМО
старших классов
протокол № 3
от 17.06.2025 г.

Рассмотрено:
на заседании педсовета
протокол № 4
от 19.06.2025 г.

Утверждено:
приказом директора № 339-од
от 26.06.2025 г.

Рабочая программа
коррекционного курса
«Сенсорное развитие»
для обучающихся 10-12 классов
(АООП УО 2 вариант)

Составитель:
Мельникова
Наталья
Викторовна,
учитель,
в. кв. категории

Камышлов, 2025

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Сенсорное развитие» для обучающихся
10-12 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного
стандарта
обучающихся
с
умственной
отсталостью(интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства образования
и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599,на основе Федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 24.12.2022 года № 1026.
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия
окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является
чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического
воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е.
от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У данной
категории детей сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения
у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и
восприятий.
Цель программы: создание условий для развития коммуникативной и сенсорно
- перцептивной сфер обучающихся.
Задачи:
• формирование умения воспринимать и представлять предметы и явления,
способствующие совершенствованию процессов рисования, лепки и развития речи,
и, выделять в них самое существенное, характерное (признаки, качества);
• обучение применению полученных знаний в практической и познавательной
деятельности;
• формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей
действительности в совокупности их свойств;
• коррекция недостатков познавательной деятельности школьников путем
систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия
цвета, звуков, особых свойств предметов;
• развитие слухоголосовых координаций;
• формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во
всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов,
звуков, ритмов);
• совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
• обогащение словарного запаса детей на основе использования
соответствующей терминологии;
• исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно­
двигательной координации;
• формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Программа предусматривает развитие и воспитание детей в различных видах
деятельности (игра, изо-деятельность, психологические тренинги и др.),
преимущественно коллективных, что взаимно обогащает учеников, вызывает у них

положительные эмоции, учит управлять собственным поведением.
Описание места коррекционного курса в учебном плане.
Коррекционный курс входит в часть учебного плана формируемую
участниками образовательных отношений. Коррекционные занятия входят в
«Коррекционно-развивающую область». На изучение курса в учебном плане
отведено 2 часа в неделю с 10 - 12 класс, 68 часов в год.
Планируемые результаты освоения курса.
Предметные результаты:
• умение следить взглядом за движущимся близко расположенным предметом
(по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад), за движущимся удаленным
объектом;
• умение узнавать и различать цвета объекта;
• следить за близко расположенным перемещающимся источником звука.
Локализация неподвижного удаленного источника звука;
• соотносить звук с его источником;
• находить объекты, одинаковых по звучанию;
• адекватное реагирование на соприкосновение с материалами (дерево, металл,
клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный,
теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий);
• адекватное реагирование на вибрацию, исходящую от объектов;
• адекватное реагирование на соприкосновение тела с разными видами
поверхностей;
• умение различать материалы по характеристикам (температура, фактура,
влажность, вязкость);
• описание признаков предметов и узнавание предметов по их признакам;
• выделение существенных признаков предметов;
• сравнение между собой предметы, явления.
Личностные результаты:
• основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определённому полу, осознание себя как «Я»;
• социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной
деятельности;
• формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в
его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
• формирование уважительного отношения к окружающим;
• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
• освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери),
пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения;
• развитие самостоятельности и лично ответственности за свои поступки на

основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально­
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Содержание программы
Программа включает 5 разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое
восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие
вкуса». Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к
сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона
воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью
подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например:
эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В
дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия.
Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать
получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в
окружающем мире.
Зрительное восприятие
Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся
предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки). Фиксация взгляда на неподвижном
предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка
(справа, слева от ребенка). Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным
предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом
за движущимся удаленным объектом. Узнавание (различение) цвета объектов (красный,
синий, зелёный, жёлтый, чёрный и др.), их формы (круг-шар, квадрат-куб,
треугольник-пирамида и др.), величины (большой - маленький, узкий - широкий,
высокий - низкий). Ориентировка в пространстве (верх-низ, стороны, вперёд-назад,
далеко-близко), на рабочем месте (центр, углы), в основных временных единицах
(времена года и др.). Понимание пространственно-временных предлогов (под, над,
около, за, в, вокруг, на и др.) и наречий (сначала, потом и др.).
Слуховое восприятие
Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча,
талии). Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука.
Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его
источником. Нахождение одинаковых по звучанию объектов. Акустическое узнавание

(различение) природных (гроза, дождь, пение птиц и др.) и бытовых явлений (сигналы
транспорта, бытовой техники и др.) по темпу, громкости (громко, тихо).
Кинестетическое восприятие
Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Реакция на
соприкосновение с материалами (дерево, металл, резина, ткань, пластмасса, бумага, вода и
др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый),
вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Реакция
на давление на поверхность тела. Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела.
Реакция на положение частей тела. Реакция на соприкосновение тела с разными видами
поверхностей. Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по
температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый,
сухой), вязкости (жидкий, густой).
Восприятие запаха
Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (цитрус, банан, хвоя,
кофе и др.).
Восприятие вкуса
Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый,
соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание (различение)
продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.). Узнавание (различение) основных вкусовых
качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к
сложному.
Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона
воспринимаемых ощущений, стимуляцию активности. Под активностью
подразумеваются психические, физические, речевые реакции например:
эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация.
В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные
действия.
Оценочные материалы.
Оценочные материалы лежат в основе мониторинга состояния моторных и
сенсорных процессов у обучающихся.
Обучающиеся на занятии сами оценивают свои успехи с помощью
специального листа-рефлексии. Это создает особый положительный эмоциональный
фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим,
форма подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать
работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
Уроки подразумевают безоценочную систему, что, в свою очередь, не
исключает устных комментариев педагога по той или иной учебной ситуации.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса.
Для проведения уроков по сенсорному развитию требуется специально
организованная предметно - пространственная развивающая среда:
Электронные средства обучения.
Презентации:
1.
Г рафический диктант.
2.
Г еометрические фигуры.
3.
Движения и жесты.
4.
Месяцы.
5.
Времена года.
6.
Развитие мыслительных операций.
7.
Цветовой спектр
8.
Восприятие.
9.
Оттенки цветов.
10. Мозговая гимнастика.
11. Термометр.
12. Время года-весна.
13. Время года-осень.
14. Развитие памяти
15. Ориентация в пространстве.
16. Расположение в пространстве.
17. Развитие памяти.
18. Времена года.
19. Г руппировка предметов.
20. Г руппировка предметов по признакам.
21. Время по часам.
22. Что мы знаем о часах.
23. Сутки.
24. Развитие памяти и внимания.
25. Интеллектуальная игра.
26. Музыкальные инструменты.
Демонстрационный и раздаточный материал
(направленный на развитие когнитивной сферы)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Часть-целое.
Противоположность.
Числовой ряд.
Классификация.
Выделение существенных свойств предметов.
Развитие внимания. Таблица Шульте.
Исключение понятий.
Анаграммы.
Развитие внимания. Ребусы.

10.
11.
12.
13.

Анаграммы со слогами.
Часть-целое.
Обобщение.
Аналогии.
Список учебно-дидактических игр и пособий.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.

Развивающая игра «Путаница».
Развивающая игра «Ассоциации. Русские народные сказки»
Развивающее лото «Кем быть?»
Развивающая игра «Волшебные проволочки»
Развивающая игра «Хитрые слова».
Развивающая игра «Что? Откуда? Почему?»
Развивающая игра «Букашки».
Развивающая игра «Детям о времени».
Развивающая игра «Расскажи про свой город».
Развивающая игра «Назови одним словом».
Развивающая игра «Чем отличаются слова».
Развивающая игра «Мозаика».
Развивающая игра «Пазлы» - 160 штук.
Развивающая игра «Пазлы» - 500 штук.
Развивающая игра «Цвет».
Набор красок для арттерапии.
Набор пуговиц для развития мелкой моторики.
Набор для лепки (пластилин).
Набор спичек для развития моторики.
Пазлы - 15 штук.
Объёмные кубики.
Надувной бассейн с мячиками (25 мячей).
Дидактическая игра «Мой дом».
Деревянные пазлы-8 штук.
Трафареты(набор)-1 штука.
Мягкие пазлы (№1, №2, №3, №4), мягкие пазлы с буквами.
Деревянные головоломки-8 штук.
Принадлежности для арттерапии, ароматерапии.
Сенсорные панели-2 штуки.
Сухой дождь-1 штука.
Мягкий бассейн с мячами - (1000 мячей) -1 штука.
Мягкий бассейн с мячами - (250 мячей) -1 штука.
Кресла «Груша» - 3 штуки.
Массажные коврики-3 штуки.
Пузырьковая колонна-1 штука.
Цветной модуль из геометрических фигур-1 набор.
Проектор «Солнечный» -1 штука.

Перечень учебно-методического обеспечения
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /мин-во
образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2019.
2.
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями приказ Министерства просвещения Российской федерации от
24.12.2022г. № 1026.
3.
Г аланов, А.С. Игры, которые лечат: пособие для работы с дошкольниками
и младшими школьниками/ А.С. Галанов. - М.: Просвещение, 2018
4.
Метиева, Л.А. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей
СКОШ VIII вида/ Л.А. Метиева - М.: Просвещение, 2019.
5.
Метиева, Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии:
сборник игр и игровых упражнениЙ/Л.А. Метиева.-М.: Книголюб, 2018
6.
Организация психопедагогической деятельности в начальной школе/
сост. Л.И. Кононенко. - Волгоград: Корифей, 2017
7.
Ермакова, Е.С. развитие гибкости мышления детей. Дошкольный и
младший школьный возраст/Е.С. Ермакова. - СПб.: Речь, 2017
8.
Образцова, Т.Н. Логические игры для детей/Т.Н. Образцова. - М.: ИКТЦ
ЛАДА, 2020
9.
Дубовицкая, Е.Г. Увлекательные поделки из спичек/ Е.Г. Дубовицкая. Ростов н/Д: Феникс, 2021
10. Истратова, О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры,
упражнения, техники./ О.Н. Истратова. - Ростов н/Д: Феникс, 2021
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет
1. ЦОС Моя Школа https://lesson.edu.ru/56/03
2. Библиотека цифрового образовательного контента https://lib.myschool.edu.ru
3. Инфоурок https://school.infourok.ru/videouroki
4. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа:
http://school-collection.edu.ru/
5. https://easyen.ru/?__cf_chl_rt_tk=1eH74Mfl6Bwj3ncR8UsdJ.QV5iOB009SXSB
Le_XMIzc-1750092715-1.0.1.1hSKEgXI2GtEJMxV iCilTc.uF8CZXm240Eqc.7F 4_sOc

Тематическое планирование
10 класс
Раздел. Тема
Констатирующее диагностическое обследование
Диагностика моторики и восприятия
Кинетическое восприятие
Уточнение представлений о смене времён года
Закрепление представлений о смене частей суток
Коррекция ориентирования во времени: актуализация личного опыта
Повторение временных эталонов (дни недели, месяца)
Обобщение временных представлений: календарь
Развитие моторно-кинестетических ощущений: позирование
Уточнение и расширения пространственных предлогов (на, под, в, за, около, вокруг и др.)
Закрепление знаний видов материалов (ткань, бумага, металл, дерево, резина и др.)
Развитие тактильного дифференцирования: сравнение
Закрепление знаний особых свойств предметов (вязкость, барические, температурные)
Зрительное восприятие
Развитие зрительного внимания: срисовывание
Развитие зрительного внимания: списывание цифр и букв
Развитие зрительного внимания: списывание чисел и слов
Развитие зрительной памяти
Развитие зрительного дифференцирования: сравнение по цвету
Развитие зрительного дифференцирования: сравнение по форме
Развитие зрительного дифференцирования: сравнение по величине
Формирование реагирования на зрительные стимулы: безопасность на дороге
Формирование реагирования на зрительные стимулы: безопасность в быту
Повторение пройденного материала
Слуховое восприятие
Закрепление представлений о звуках природных явлений (пение птиц, журчание воды, гроза,
вьюга и др.)
Закрепление представлений о звуках бытовых явлений (транспорт, бытовая техника и др.)
Тренировка реагирования на значимые звуковые сигналы окружающего мира
Формирование реагирования на акустические сигналы: безопасность на дороге
Формирование реагирования на акустические сигналы: безопасность в быту
Развитие слуховой памяти: повторение ритмов
Дифференциация звуков по громкости, высоте
Саморегуляция силы голоса
Восприятие запаха
Закрепление представлений о запахах (хвоя, кофе, банан, цитрус, мята и др.)
Дифференциация запахов по насыщенности
Восприятие вкуса
Закрепление представлений о вкусах (сладкий, горький, кислый)
Дифференциация вкусов
Контрольное диагностическое обследование
Диагностика моторики и восприятия
Итого

Кол-во
часов
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
68 ч.

Тематическое планирование
11 класс
Раздел. Тема

Кол-во
часов

Констатирующее диагностическое обследование
Диагностика моторики и восприятия

2

Кинестетическое восприятие
Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела;
вербализация собственных ощущений
Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров и т. д.)

2

Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов

2

Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы
(выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т. д.)
Нахождение на ощупь одинаковых контуров предмета из нескольких предложенных

2

Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином
Закрепление тактильных ощущений при работе с тестом
Закрепление тактильных ощущений при работе с глиной
Игры с мелкой мозаикой
Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — еще суше, влажное мокрое), их словесное обозначение
Определение веса различных предметов на глаз
Измерение веса разных предметов на весах

2
2
2
2
2

Зрительное восприятие
Формирование произвольности зрительного восприятия; дорисовывание незаконченных
изображений
Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти.
Запоминание 7-8 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной
последовательности
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (предметные или
сюжетные картинки)
Выделение нереальных элементов нелепых картинок
Профилактика зрения. Гимнастика для глаз
Определение предмета по словесному описанию
Конструирование сложных форм предметов с использованием объемных геометрических
фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из нескольких элементов
Составление целого из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном
в произвольном порядке
Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета
Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из
нескольких предметов
Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов
Смешение цветов. Определение постоянных цветов (белый снег, зеленый огурец и т. д.)
Узнавание целого по одному фрагменту
Восприятие запаха
Знакомство с характерными запахами отдельных реальных предметов и объектов живой и

2

2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

неживой природы, обозначение словом, сравнение разных запахов, ароматы (парфюмерные,
цветочные и др.)
Контрастные ароматы (резкий - мягкий, свежий - испорченный)
Ароматы (парфюмерные, цветочные и др.)
Восприятие вкуса
Вкусовые качества (сладкое - горькое, сырое - варёноё), обозначение словом вкусовых
ощущений
Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов, дифференцировка вкусовых
ощущений (сладкий — слаще, кислый — кислее)
Слуховое восприятие
Формирование чувства ритма. Различение по голосу ребенка и взрослого
Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности,
высоте тона
Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук.
Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов
Итого

2
2
2
2

1
1
1
1
68 ч.

Тематическое планирование
12 класс
Раздел. Тема

Кол-во
часов

Констатирующее диагностическое обследование
Диагностика моторики и восприятия

2

Кинестетическое восприятие
Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела;
вербализация собственных ощущений
Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров и т. д.)

2

Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов

2

Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы
(выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т. д.)
Нахождение на ощупь одинаковых контуров предмета из нескольких предложенных

2

Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином
Закрепление тактильных ощущений при работе с тестом
Закрепление тактильных ощущений при работе с глиной
Игры с мелкой мозаикой
Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — еще суше, влажное мокрое), их словесное обозначение
Определение веса различных предметов на глаз
Измерение веса разных предметов на весах

2
2
2
2
2

Зрительное восприятие
Формирование произвольности зрительного восприятия; дорисовывание незаконченных
изображений
Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти.
Запоминание 7-8 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной
последовательности
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (предметные или
сюжетные картинки)
Выделение нереальных элементов нелепых картинок
Профилактика зрения. Гимнастика для глаз
Определение предмета по словесному описанию
Конструирование сложных форм предметов с использованием объемных геометрических
фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из нескольких элементов
Составление целого из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном
в произвольном порядке
Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета
Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из
нескольких предметов
Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов
Смешение цветов. Определение постоянных цветов (белый снег, зеленый огурец и т. д.)
Узнавание целого по одному фрагменту
Восприятие запаха
Знакомство с характерными запахами отдельных реальных предметов и объектов живой и

2

2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

неживой природы, обозначение словом, сравнение разных запахов, ароматы (парфюмерные,
цветочные и др.)
Контрастные ароматы (резкий - мягкий, свежий - испорченный)
Ароматы (парфюмерные, цветочные и др.)
Восприятие вкуса
Вкусовые качества (сладкое - горькое, сырое - варёноё), обозначение словом вкусовых
ощущений
Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов, дифференцировка вкусовых
ощущений (сладкий — слаще, кислый — кислее)
Слуховое восприятие
Формирование чувства ритма. Различение по голосу ребенка и взрослого
Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности,
высоте тона
Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук.
Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов
Итого

2
2
2
2

1
1
1
1
68 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».