Профессиональное самоопределение, 10 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета курса «Профессиональное
обучение» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства
образования и науки Российской федерации от 19.12.2014 г. №1599, на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
24.12.2022г. №1026
Коррекционный курс «Профессиональное обучение» входит в часть
учебного плана, формируемого участниками учебного процесса, в
коррекционно-развивающую область. На изучение в 10 классе отведено в
неделю 1 час, 34 часа в год
Практика показала, что особенности психофизического развития
школьников с интеллектуальной недостаточностью затрудняют их вхождение
в социум. В настоящее время остроактуальной остается проблема
профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями
здоровья.
Трудоустройство лиц с ограниченными возможностями в развитии
всегда было сложной задачей для государства. А для людей этой категории
получение профессии, трудовая деятельность служит одним из методов
коррекции, способствует накоплению социального опыта. В соответствии с
Декларацией о правах умственно отсталых лиц, принятой Генеральной
Ассамблеей ООН 20.12.71, а также Конвенцией о правах ребенка, принятой в
1989 году, государства, подписавшие эти документы, признают право
неполноценного ребенка на особую заботу и отвечают за оказание этой заботы
о нем. Помощь, обеспечивающая доступ к услугам в области образования,
медицинского обслуживания, профессиональной подготовки и трудовой
деятельности приводят к наиболее полному вовлечению ребенка в
социальную жизнь.
Большое значение в системе трудового обучения имеет
профессиональная ориентация учащихся, влияющая на степень овладения
учащимися той или иной профессией, квалификацией. Здесь заложен
огромный потенциал скрытых возможностей, которые при поддержке
государства можно реализовать. Но для обучающихся по программам для
детей с интеллектуальной недостаточностью ограничено число доступных им
профессий и мест для трудоустройства, что затрудняет выпускникам этих
учреждений возможность быть конкурентоспособными на рынке труда.
Получив за годы учебы в школе сумму определенных знаний и трудовых
навыков, но не имея достаточного социального опыта, выпускники не всегда
могут определиться в жизни самостоятельно, они не сразу реализуют
полученные
в
школе
навыки
трудовой
подготовки,
поэтому
профориентационная работа в школе, тесная связь с близ лежащими
начальными
и
средними
профессиональными
образовательными

учреждениями, а так же и производственными предприятиями даёт
возможность выбора профессии для выпускников коррекционной школы с
ограниченными возможностями здоровья.
Создание Программы профессиональной ориентации учащихся
специального (коррекционного) образовательного учреждения 8 вида
интеграции в общество выпускников коррекционной школы обусловлено
открывшимися в последние годы возможностями включения многих из
выпускников с ограниченными возможностями здоровья в профессиональную
деятельность, в сферу общественного производства, туда, где ощущается
дефицит кадров. Повышение темпа и качества производительного труда,
неуклонное сокращение несложных видов работ в общественном
производстве, переход предприятий на новые пути хозяйствования создают
определенные трудности в социальной адаптации выпускников школы VIII
вида. Условия обучения профессиям, соответствующие возможностям таких
учащихся, в должной мере пока еще не обеспечиваются. Необходима
оптимальная занятость этой части трудоспособного населения, их
самореализация, как полноценных членов общества, возможность жить в
соответствии с социальными правами и гарантиями, а не существовать в
зависимости от социальной помощи государства.
Содержания учебного курса:
Реализация данной программы позволит сделать серьезный шаг в
направлении более полного включения лиц с ограниченными возможностями
физического развития в развитие жизни общества, сделать их более
счастливыми и востребованными.
Цель программы:
Подготовка воспитанников коррекционной школы к трудовой
самостоятельной жизни, к сознательному выбору профессии и профильному
самоопределению.
Задачи программы:
1.
Способствовать накоплению у детей определенной суммы
знаний, умений и навыков;
2.
Формировать позитивное отношение к труду, воспитание
трудолюбия, развитие трудовых навыков, создание условий
удовлетворения потребностей воспитанников в различных видах
трудовой деятельности;
3.
Воспитывать чувство ответственности за качество
выполняемой работы, уважения к людям труда, понимания значения
труда в жизни человека;
4.
Помочь овладению общей ориентировкой в мире профессий
и навыками профессионального труда;
5.
Сформировать
познавательную
любознательность, интерес, самостоятельность;

активность,

6.
Научить
самоопределению;

детей

правильному

профессиональному

7.
Ознакомить с учебными профессиональными заведениями,
с конкретной ситуацией на рынке;
8.
Сформировать ответственное отношение к своему
будущему, умение реалистически оценивать свои возможности,
представления о своих жизненных ценностях.
9.
Сформировать элементарные знания о законодательстве
трудовых отношений в обществе.
Деятельность учащихся в процессе профессиональной ориентации
нацелена на приобретение первоначального опыта в различных сферах,
познавательной и социально - профессиональной практики. Этому
способствует сама программа трудового обучения в коррекционном
образовательном учреждении.
В соответствии с профессиональной ориентацией учащихся с
ограниченными возможностями здоровья, ученик должен определиться в
понимании
своих
интересов,
под
воздействием
проводимой
профориентационной работы, определение выбора профессии.
Программа рассчитана для обучающихся 10 классов.
Срок реализации программы рассчитана на год
Формы занятий различны и многообразны:
- Беседы на различные темы.
- Игры ситуации
- Встречи с представителями различных профессий, экскурсии на
предприятия.
- Организация общественно-полезного труда школьников, как проба сил
для выбора будущей профессии.
- Психодиагностические процедуры, ролевые игры.
- Экскурсии в профессиональные учебные заведения.
Этапы программы по профориентации:
1.

Диагностический

2.

Профпросветительский (профинформационный)

3.

Профконсультационный

4.

Постконсультационная диагностика

Заключительный этап: подведение результатов
профориентации. Занятия проводятся один раз в неделю.

работы

по

Личностные и предметные результаты освоения коррекционного
курса

Учащиеся должны знать:
требования современного общества к профессиональной
деятельности человек о путях получения профессионального
образования;




правила выбора профессии;



способы поиска работы и трудоустройства,

о
собственных
психологических
профессиональных интересах и возможностях,

особенностях,



Учащиеся должны иметь представления:


о профессиях и профессиональной деятельности;



о смысле и значении труда в жизни человека и общества;



о современных формах и методах организации труда;

Учащиеся должны уметь:
соотносить
свои
индивидуальные
требованиями конкретной профессии;


пользоваться
сведениями
профессионального образования;


о

особенности

путях

с

получения

применять навыки поиска информации, принятия решений и
преодоления затруднений в процессе выбора профессий, тестирования,
собеседования при приеме на учебу и работу;


самостоятельно
жизненный путь.


планировать

свой

профессиональный

Использованная литература:
1.
Анн Л. Психологический тренинг с подростками. –СПб.:
Питер, 2003, 272
2.
Гуткин М.С., Лернер П.С., Михальченко Г.Ф. Твоя
профессиональная
карьера:
учеб.
для
8-9-ых
классов
общеобразовательных учреждений –М.: Просвещение, 2005г.
3.
Пакет психодиагностических методик /под ред. В.Г Асеева.
–И.: ИГПИ.
4.
–358 с.

Профильное обучение в условиях модернизации. –М., 2004.

5.
Е.А.Климов «Как выбирать
популярное издание. –М.: Генезис, 2002.

профессию»

Научно-

6.
Учебно-методическое
пособие
по
проведению
профконсультационной работы со старшеклассниками. Авторы:
Сорокоумова Г.В., Еделева Е.Г. –М.: АПК и ПРО, 2004. – 22 с.

Тематическое планирование 10 класс (34 часа)
№

Тема занятия

Часы

1.

Что такое профессиональная ориентация?

1

2.

Склонности и интересы в профессиональном выборе.

2

3.

Возможности личности в профессиональной деятельности. Специальные
способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей.

2

4.

Психологический тест оценки профессионально важных черт характера.

2

5.

Особенности получения среднего (полного) общего образования.

2

6.

Система образования в Российской Федерации.

2

7.

Особенности получения образования.

2

8.

Возможности получения профессии

2

9.

Пути получения профессии.

2

10.

Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах.

2

11.

Знакомство с учреждениями возможного продолжения образования.

2

12.

ОУ начального профессионального образования.

2

14.

ОУ среднего профессионального образования.

2

15.

ОУ высшего профессионального образования.

2

16.

Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе
профессии. Рекомендации по выбору профессии.

2

17.

Вариант продолжения образования. Профессиональный план.

1

18.

Мини-проект о профессиональном самоопределении.

1

19

Итоговое занятие «Как много на свете профессий хороших».

1

п\п


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».