Р О С С И Й С К А Я Ф Е Д Е РА Ц И Я
М инистерство образования С вердловской области
Г осударствен н ое автопом пое проф ессиональное образовательное учреж дение С вердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы
Рассмотрено:
на заседании ШМО
старших классов
протокол № 3
от 17.06.2025 г.
Рассмотрено:
на заседании педсовета
протокол № 4
от 19.06.2025 г.
Утверждено:
приказом директора № 339-од
от 26.06.2025 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»
для обучающихся 9 «б» класса
(АООП У О 2 вариант)
Составитель:
Вахрамеева
Светлана
Владимировна,
учитель,
в. кв. категории
Камышлов, 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (далее — про
грамма) разработана в соответствии с требованиями федерального государствен
ного образовательного стандарта для обучающихся с нарушениями интеллекта и
направлена на достижение планируемых результатов федеральных основных обра
зовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего
образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов вне
урочной деятельности.
Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у обучающегося
ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью,
сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценно
стей.
Педагог помогает обучающемуся:
• в формировании его российской идентичности;
• в формировании интереса к познанию;
• в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и уважи
тельного отношения к правам и свободам других;
• в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и правовых
норм;
• в создании и мотивации для участия в социально значимой деятельности;
• в развитии у школьников общекультурной компетентности;
• в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
• в осознании своего места в обществе;
• в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
• в формировании готовности к личностному самоопределению.
Нормативно-правовую основу рабочей программы курса внеурочной деятельно
сти «Разговоры о важном» составляют следующие документы:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2.
Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации».
3.
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утвержде
нии Основ государственной политики по сохранению и укреплению тради
ционных российских духовно-нравственных ценностей».
4.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2015 № 996-р
«Об утверждении Стратегии развития воспитания на период до 2025 года».
5.
Письмо Минпросвещения России от 18.02.2025 №206-221 «О направлении ин
формации» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации цикла
внеурочных занятий «Разговоры о важном»).
Программа реализуется в работе с обучающимися 9 - б класса (умеренные и тя
желые интеллектуальные нарушения), в течение одного учебного года, если занятия
проводятся 1 раз в неделю, 32 учебных часа. Для этого адаптирована Рабочая про
грамма курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» 1-2 класс.
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих возрастным осо
бенностям обучающихся и позволяющих им вырабатывать собственную мировоз
зренческую позицию по обсуждаемым темам (например, познавательные беседы,
деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы и т. д.). Следует отметить, что
внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы образователь
ной организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию
их назначения и целей. Это позволяет на практике соединить учебную и воспита
тельную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное,
но и на нравственное, социальное развитие ребёнка.
Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания, изучаемого на
уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно добиваться точного усво
ения нового знания, запоминания и чёткого воспроизведения нового термина или
понятия. В течение учебного года обучающиеся много раз будут возвращаться к
обсуждению одних и тех же понятий, что послужит постепенному осознанному их
принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следования им.
При реализации содержания занятия, которое предлагается в сценарии, педагог учи
тывает региональные, национальные, этнокультурные особенности территории, где
функционирует данная образовательная организация. Обязательно учитывается и
уровень развития школьников, их интересы и потребности. При необходимости, ис
ходя из статуса семей обучающихся, целесообразно уточнить (изменить, скоррек
тировать) и творческие задания, выполнять которые предлагается вместе с родите
лями, другими членами семьи.
Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников совместной, инте
ресной и многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каж
дого; используя разные формы работы; устанавливая во время занятий доброжела
тельную, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным содержа
нием. Задача педагога, организуя беседы, дать возможность школьнику анализиро
вать, сравнивать и выбирать.
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается поднятием
Г осударственного флага Российской Федерации, слушанием (исполнением) Г осударственного гимна Российской Федерации. Это мероприятие проходит в общем
школьном актовом зале. Затем обучающиеся расходятся по классам, где проходит
тематическая часть занятия.
2
При подготовке к занятию учитель должен внимательно ознакомиться со сценарием
и методическими комментариями к нему. Необходимо обратить внимание на три
структурные части сценария: первая часть — мотивационная, вторая часть — ос
новная, третья часть — заключительная.
Цель мотивационной части занятия — знакомство обучающихся с темой занятия,
выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с просмотра ви
деоматериала, оценка которого является введением в дальнейшую содержательную
часть занятия.
Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности обучаю
щихся: интеллектуальной (работа с представленной информацией), коммуникатив
ной (беседы, обсуждение видеоролика), практической (выполнение разнообразных
заданий), игровой (дидактическая и ролевая игра), творческой (обсуждение вообра
жаемых ситуаций, художественное творчество).
В заключительной части подводятся итоги занятия.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Зачем человеку учиться? Обучение человека происходит на протяжении всей
жизни. Влияние цифровых технологий на приобретение знаний. Почему знания
влияют на всю жизнь человека? Развитие навыков работы в команде, уважения раз
ных мнений, разрешения конфликтов и эмпатии в ходе школьного образования.
Русский язык в эпоху цифровых технологий. Русский язык — государствен
ный язык, объединяющий многонациональную семью народов Российской Федера
ции. Современный языковой ландшафт характеризуется изменениями в устной и
письменной речи под влиянием цифровой среды. Понимание уместности употреб
ления тех или иных слов и форм. Грамотная, логичная и понятная речь — признак
образованного человека и залог успеха в будущем.
Цифровой суверенитет страны. Что такое цифровой суверенитет? Как обеспе
чивается цифровая безопасность государства и каждого человека? Возможности
3
цифрового мира: как современные технологии помогают учиться, работать и осва
ивать новые горизонты. Мир цифровых профессий: как создаются новые техноло
гии? Правила безопасного поведения в сети и угрозы цифрового мира.
Мирный атом. День работника атомной промышленности. Мирный атом —
это использование атомной энергии в мирных целях на благо человечества. Уни
кальные атомные технологии и достижения отечественной научной школы. Кон
троль распространения атомной энергии. Влияние экологически чистых и эффек
тивных источников энергии на будущее человечества.
О творчестве. Ко Дню музыки. Творчество — неотъемлемая часть жизни каждого
человека. Возможности реализации творческого потенциала взрослых и детей. Рус
ская культура — признанное мировое достояние человечества. Музыка как вид ис
кусства. Состояние современной отечественной музыки: жанры и направления.
Что такое уважение? Ко Дню учителя. Уважение — признание достоинств лич
ности. Уважение к окружающим и чужому труду как основа гармоничного развития
общества. Правила общения внутри семьи, школы и коллектива. Подготовка ко
взрослой жизни и формирование ответственности. О роли педагога в воспитании
личности. Традиции празднования Дня учителя.
Как понять друг друга разным поколениям? Семья как ценность в жизни каж
дого человека, основа любого общества. Формирование общих семейных ценностей
— залог взаимопонимания в семье. Обмен опытом между поколениями и бережное
отношение друг к другу как путь к позитивным изменениям и взрослению.
4
О городах России. Ко Дню народного единства. Г орода России: разнообра зие
культур, языков и вековых традиций. Единство народов, проживающих на терри
тории Российской Федерации. Древнейшие города России как хранители инфор
мации о наших предках и культурного кода страны. Изучение российских городов
— изучение страниц истории Отечества. Роль государства в развитии малых горо
дов. Возможности граждан в развитии своей малой родины.
Общество безграничных возможностей. Общество — совокупность разных
людей, отличных друг от друга, но имеющих единые потребности в любви, уваже
нии, дружбе, принятии и самореализации. Роль цифровых технологий в расшире
нии возможностей участия в общественных процессах. Готовность уважительно
воспринимать другого человека — основа гармоничных отношений в обществе.
Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина. Состояние науки в совре
менной России. Роль генетики и селекции в сельском хозяйстве, медицине, про
мышленности и т. д. Мировое признание достижений отечественной научной
школы. Открытия И. В. Мичурина и их влияние на развитие страны. Возможности
для подрастающего поколения в познании мира и личном развитии.
Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню психолога.
Конфликты и трудности — естественный элемент развития общества и каждого
отдельного человека. Поиск причины конфликтов как ключ к их разрешению. Сов
местные усилия и внимание друг к другу как залог преодоления трудностей. Пра
вила разрешения конфликтных ситуаций.
Профессия — жизнь спасать. Спасатели — специалисты, которые помогают
людям в опасных ситуациях. Профессия спасателя связана с повышенным риском.
Профессиональные качества и навыки спасателей. Поведение в экстремальных си
туациях. Ответственное отношение к своей и чужой жизни, правила безопасности.
Домашние питомцы. Всемирный день питомца. Роль домашних питомцев в
жизни человека. Ответственность, забота и бережное отношение к питомцам. Все
мирный день питомца объединяет людей всей планеты для укрепления ценностей
дружбы и заботы о животных. Как соблюдать безопасность при общении с живот
ными?
Россия — страна победителей. Ко Дню Героев Отечества. Герои России с
древнейших времен и до современности. Традиции героизма, мужества и реши
тельности — неотъемлемая часть российской идентичности и культурного кода.
День Героев Отечества — выражение благодарности, признательности и уважения
за самоотверженность и мужество.
Закон и справедливость. Ко Дню Конституции. Конституция Российской Фе
дерации — основной закон страны. Конституция закрепляет права и свободы че
ловека как высшую ценность. Справедливость — одна из важнейших духовно
нравственных ценностей российского общества. Знание законов страны как прямая
обязанность каждого гражданина России. Какие права и обязанности есть у детей?
5
Совесть внутри нас. Совесть — внутренний ориентир, помогающий отличить
добро от зла. Ключевая роль совести в осуществлении личного выбора. Влияние
традиционных ценностей, культуры и исторического опыта страны на формирова
ние нравственных ориентиров личности.
Календарь полезных дел. Новогоднее занятие. Зимние каникулы — это время
не только для семейного досуга и отдыха, но и добрых дел. Чем заняться на кани
кулах, чтобы провести время с пользой: составление календаря. Новогодние тра
диции народов России. Подарки, создание атмосферы новогодней сказки для своих
родных и близких.
Как создают мультфильмы? Мультипликация, анимация. Отечественная
школа мультипликации и ее достижения. Мировое признание советских и россий
ских мультипликационных фильмов. Каждый фильм — это труд большой команды
профессионалов. От идеи — до экрана: как появляются современные мультипли
кационные фильмы?
Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее. Российские музеи — храни
тели богатейшего материального и нематериального наследия страны. Сохранение
исторического и культурного наследия как направление государственной поли
тики. Изучение, реставрация и интерпретация памятников искусства. Третьяков
ская галерея — крупнейший музей русского искусства и объект всемирного досто
яния. Почему важно посещать музеи? Профессии в сфере музейного дела. Как со
здавать и развивать школьный музей?
Как создавать свой бизнес? Бизнес — ответственный выбор человека, возмож
ность реализовать свою мечту и принести пользу обществу. Современные пред
приниматели и их возможности в развитии отечественной экономики и улучшения
жизни людей. Бизнес — это не только личный успех, но и ответственная командная
работа. С чего начать свое дело? О мерах поддержки молодых предпринимателей
в нашей стране.
Есть ли у знания границы? Ко Дню науки. Богатейшее наследие российской
науки и ее выдающихся представителей.Технологическое лидерство государства и
развитие науки. Как меняются научные подходы с развитием цифровых техноло
гий? Государственная поддержка науки и молодых ученых. Как происходят совре
менные открытия? Как стать ученым?
Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты? Дипломатия
— важная сфера деятельности государства, обеспечивающая защиту интересов
государства и российских граждан. Специфика дипломатической работы. Диалог
между государствами как основа международной стабильности. Навыки для
жизни: как научиться договариваться с окружающими людьми и вести конструк
тивный диалог?
Герой с соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника Отечества.
Герой — реальный человек, живущий рядом с нами, чья жизнь является примером
6
для окружающих. В каждом регионе России живут выдающиеся герои, отважные,
мужественные и трудолюбивые. Что такое героизм? Какие качества отличают ге
роя?
День наставника. День наставника — важный государственный праздник, ко
торый позволяет закрепить статус наставников, подчеркнуть значимость этой дея
тельности и повысить ее престиж. Роль наставника в формировании и профессио
нальном развитии личности. Знаменитые россияне и их наставники.
К. Д. Ушинский как основоположник научной педагогики в России. Как найти
наставника?
Всемирный день поэзии. Поэзия как часть литературного наследия страны.
Русская литература — настоящий культурный феномен. Русских классиков любят
и читают не только на родине, но и за рубежом. Почему иностранцы любят и чи
тают русских писателей? Роль поэзии в личном развитии человека, интеллекта и
душевных качеств. О современных поэтах России. Почему люди пишут стихотво
рения, можно ли этому научиться?
Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу театраль
ных деятелей России. Российская драматургия, опера и балет — часть мирового
наследия. Театр — целая семья разных профессий: декораторы, костюмеры, режис
серы, музыканты, дирижеры, гримеры и многие другие. Почему достижения рус
ской театральной школы широко используются во многих странах мира? Как стать
актером и что для этого нужно? Развитие школьных театров в России.
Как справляться с волнением? Волнение как естественное состояние человека
перед важным событием в жизни. Контроль эмоционального состояния, забота о
своем физическом и психологическом здоровье. Какие полезные привычки поло
жительно влияют на эмоциональное состояние? Как их сформировать и придержи
ваться?
65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики. Россия — одна из ведущих космиче
ских держав. Развитие космической отрасли — приоритетное направление нацио
нальных проектов. Достижения прошлого как предмет национальной гордости и
мотивация для будущих свершений отечественной космонавтики. Как устроен со
временный космодром? Труд конструкторов, инженеров, летчиков и других спе
циалистов открывает для страны и всего человечества новые горизонты.
Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии переработки. Состояние
планеты — личная ответственность каждого человека. Почему об экологии должен
заботиться каждый человек? Неосознанное потребление как причина роста коли
чества мусора. Климатические изменения, загрязнение окружающей среды. Разви
тие системы переработки отходов и роль государства в этом процессе. Какие по
лезные привычки необходимо сформировать у себя?
Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда. Команда —
это друзья и единомышленники, где каждый вносит свой значимый вклад в общее
7
дело и помогает добиться общего успеха. Как стать частью команды? Умение слы
шать и трудиться сообща, разделять успех и вместе переживать неудачу. Примеры
коллективной работы в истории страны.
Песни о войне. Ко Дню Победы. Песни были свидетелями многих великих со
бытий. В них отразилась история нашей великой страны. Влияние песни на чувство
сопричастности истории народа, сохранение памяти о Великой Отечественной
войне последующими поколениями. Как песни передают чувства, эмоции и пере
живания создателей?
Ценности, которые нас объединяют. Занятие проходит по итогам всех занятий
года. Ценности — это ориентир, который помогает поступать правильно и ответ
ственно. Традиционные ценности помогают чувствовать себя частью народа, спо
собствуют укреплению общества и развитию страны. Следование ценностям по
могает человеку развиваться и достигать успеха. Уникальность каждого человека
и опыт разных поколений обогащают общество, но только в сочетании с един
ством, взаимопомощью и уважением друг к другу существует сильный и сплочен
ный народ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного
отношения к своей Родине — России; осознание своей этнокультурной и россий
ской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и бу
дущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам; пер
воначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответствен
ности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведе
ния и правилах межличностных отношений.
В сфере духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каж
дого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям.
В сфере эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к ху
дожественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоцио
нального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и
других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
8
В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, интерес к различным профессиям.
В сфере экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие
действий, приносящих ей вред.
В сфере понимания ценности научного познания: первоначальные представле
ния о научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициатив
ность, любознательность и самостоятельность в познании.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания пред
метных областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной дея
тельности «Разговоры о важном».
Русский язык: формирование первоначального представления о многообразии
языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из глав
ных духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основ
ного средства общения; осознание значения русского языка как государственного
языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межна
ционального общения; осознание правильной устной и письменной речи как пока
зателя общей культуры человека; овладение основными видами речевой деятель
ности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского
литературного языка; использование в речевой деятельности норм современного
русского литературного языка и речевого этикета.
Математика и информатика: развитие логического мышления; приобретение
опыта работы с информацией, представленной в графической и текстовой форме,
развитие умений извлекать, анализировать, использовать информацию и делать
выводы.
Окружающий мир: формирование уважительного отношения к своей семье и се
мейным традициям, родному краю, России, её истории и культуре, природе; фор
мирование чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; фор
мирование первоначальных представлений о природных и социальных объектах
как компонентах единого мира, о многообразии объектов и явлений природы, о
связи мира живой и неживой природы; формирование основ рационального пове
дения и обоснованного принятия решений; формирование первоначальных пред
ставлений о традициях и обычаях, хозяйственных занятиях населения и массовых
профессиях родного края, достопримечательностях столицы России и родного
края, наиболее значимых объектах всемирного культурного и природного насле
дия в России, важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и
настоящего России, основных правах и обязанностях гражданина Российской Фе
дерации; развитие умений описывать, сравнивать и группировать изученные при
родные объекты и явления, выделяя их существенные признаки и отношения
9
между объектами и явлениями; понимание простейших причинно-следственных
связей в окружающем мире (в том числе на материале о природе и культуре род
ного края); приобретение базовых умений работы с доступной информацией (тек
стовой, графической, аудиовизуальной) о природе и обществе, безопасного ис
пользования электронных ресурсов образовательной организации и сети Интернет,
получения информации из источников в современной информационной среде;
формирование навыков здорового и безопасного образа жизни на основе выполне
ния правил безопасного поведения в окружающей среде, в том числе знаний о не
безопасности разглашения личной и финансовой информации при общении с
людьми вне семьи, в сети Интернет, и опыта соблюдения правил безопасного по
ведения при использовании личных финансов; приобретение опыта положитель
ного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в
окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения.
Изобразительное искусство: выполнение творческих работ с использованием
различных материалов и средств художественной выразительности изобразитель
ного искусства; умение характеризовать виды и жанры изобразительного искус
ства; умение характеризовать отличительные особенности художественных про
мыслов России.
Музыка: знание основных жанров народной и профессиональной музыки.
Труд (технология): формирование общих представлений о мире профессий, зна
чении труда в жизни человека и общества, многообразии предметов материальной
культуры.
Физическая культура: формирование общих представлений о физической куль
туре и спорте, физической активности человека, физических качествах, жизненно
важных прикладных умениях и навыках, основных физических упражнениях; раз
витие умения взаимодействовать со сверстниками в игровых заданиях и игровой
деятельности, соблюдая правила честной игры.
поведение других людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым
и иным видам социальных норм, экономической рациональности; осознание не
приемлемости всех форм антиобщественного поведения; осознание ценности
культуры и традиций народов России.
География: освоение и применение системы знаний о размещении и основных
свойствах географических объектов, понимание роли географии в формировании
качества жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении
современных практических задач своего населённого пункта, Российской Федера
ции, мирового сообщества, в том числе задачи устойчивого развития; формирова
ние умения устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социаль
ными и экономическими явлениями и процессами, реально наблюдаемыми геогра
фическими явлениями и процессами; развитие умения оценивать характер взаимо
действия деятельности человека и компонентов природы в разных географических
условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
10
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9- б класс (обучающ иеся с уме ренной и тяжелой умственной отсталостью)
№
п/п
1
Темы занятий
Зачем человеку
учиться?
Часы
1
О сновное содержание
П риобретение знаний на протяжении всей жизни. Роль знаний в развитии лич
ности и общества. В лияние цифровых технологий на приобретение знаний.
Н еобходимость управления человеком цифровыми технологиями. Развитие
навыков работы в команде, уваж ения разных мнений, разреш ения конфликтов
и эмпатии в ходе ш кольного образования.
В иды деятельности
обучающихся
П ознавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение ин
терактивных заданий, работа с ил
лю стративным материалом
Формирующиеся ценности: жизнь, созидательный труд, патриотизм
2
Русский язы к в
эпоху цифро
вых технологий
1
Русский язы к — государственный язык, объединяю щ ий многонациональную
семью народов Российской Ф едерации. Современное разнообразие русского
языка, изменения в устной и письменной речи под влиянием цифровой среды.
П равила использования стилей речи в современной коммуникации. Грамот
ная, логичная и понятная речь — признак образованного человека и залог
успеха в будущем.
Формирующиеся ценности: высокие нравственные идеалы, патриотизм
3
Цифровой
суверенитет
страны
1
Что такое цифровой суверенитет? К ак обеспечивается цифровая безопасность
государства и каждого человека? Возможности цифрового мира: как современ
ные технологии помогаю т учиться, работать и осваивать новые горизонты.
М ир цифровых профессий: как создаются новые технологии? П равила безопас
ного поведения в сети и угрозы цифрового мира.
Формирующиеся ценности: патриотизм, права и свободы человека
П ознавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа с
текстовым и иллю стративным ма
териалом
П ознавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа с
текстовым и иллю стративным ма
териалом
4
5
6
7
М ирны й атом.
День работника
атомной про
мыш ленности
О творчестве.
Ко Дню му
зыки
Что такое ува
жение?
Ко Дню учи
теля
Как понять
друг друга раз
ным поколе
ниям?
1
М ирны й атом — это использование атомной энергии в мирных целях на благо
человечества. Уникальные атомные технологии и достижения отечественной
научной школы. Контроль распространения атомной энергии. Влияние эколо
гически чистых и эффективных источников энергии на будущее человечества.
Формирующиеся ценности: патриотизм, созидательный труд
1
1
Творчество — неотъемлемая часть ж изни каждого человека. Возможности реа
лизации творческого потенциала взрослых и детей. Русская культура — при
знанное мировое достояние человечества. М узыка как вид искусства. Форми
рующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, служение
Отечеству
У важение — признание достоинств личности. Уважение к окружаю щ им и чу
жому труду как основа гармоничного развития общества. П равила общ ения
внутри семьи, ш колы и коллектива. П одготовка к взрослой жизни и формиро
вание ответственности. О роли педагога в воспитании личности. Традиции
празднования Дня учителя.
Формирующиеся ценности: взаимоуважение, служение Отечеству и ответ
ственность за его судьбу
1
Семья как ценность в жизни каждого человека, основа лю бого общества. Ф ор
мирование общ их семейных ценностей — залог взаимопонимания в семье. О б
мен опытом между поколениями и бережное отнош ение друг к другу
Формирующиеся ценности: крепкая семья
П ознавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа с
текстовым и иллю стративным ма
териалом
П ознавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа с
текстовым и иллю стративным ма
териалом
П ознавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа с
текстовым и иллю стративным ма
териалом
П ознавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа с
текстовым и иллю стративным ма
териалом
8
О городах Р ос
сии. Ко Дню
народного
единства
1
Города России: разнообразие культур, языков и вековых традиций. Единство
народов, проживаю щ их на территории Российской Федерации. Древнейш ие
города России как хранители информации о наших предках и культурного
кода страны. И зучение российских городов — изучение страниц истории О те
чества. Роль государства в развитии малых городов. Возможности граждан в
развитии своей малой родины.
Формирующиеся ценности: единство народов России, гражданственность
9
Общество без
граничных воз
можностей
1
О бщество — совокупность разных людей, отличных друг от друга, но имею
щ их единые потребности в любви, уважении, дружбе, принятии и самореализа
ции. Роль цифровых технологий в расш ирении возможностей участия в общ е
ственных процессах. Готовность уважительно воспринимать другого человека
— основа гармоничных отнош ений в обществе.
Формирующиеся ценности: жизнь, взаимоуважение
10
11
Селекция и ге
нетика.
К 170-летию
И. В. М ичу
рина
Как реш ать
конфликты
и справляться с
трудностями.
Ко Дню психо
лога
1
Состояние науки в современной России. Роль генетики и селекции в сельском
хозяйстве, медицине, промыш ленности и т. д. М ировое признание достижений
отечественной научной школы. Открытия И. В. М ичурина и их влияние на раз
витие страны. Возможности для подрастаю щ его поколения в познании мира и
личном развитии. Формирующиеся ценности: патриотизм, высокие нрав
ственные идеалы
1
К онф ликты и трудности — естественный элемент развития общ ества и каж
дого отдельного человека. П оиск причины конфликтов как ключ к их разреш е
нию. Совместные усилия и внимание друг к другу как залог преодоления труд
ностей. П равила разреш ения конфликтных ситуаций. Формирующиеся ценно
сти: взаимопомощь, взаимоуважение, коллективизм
П ознавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение ин
терактивных заданий, работа с тек
стовым и иллю стративным матери
алом
П ознавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение ин
терактивных заданий, работа с тек
стовым и иллю стративным матери
алом
П ознавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение ин
терактивных заданий, работа с тек
стовым и иллю стративным матери
алом
П ознавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа с
текстовым и иллю стративным ма
териалом
12
Профессия —
жизнь спасать
1
Спасатели — специалисты, которые помогают лю дям в опасных ситуациях.
П ознавательная беседа, просмотр
П рофессия спасателя связана с повыш енным риском. Профессиональные каче
видеофрагментов, выполнение
ства и навыки спасателей. П оведение в экстремальны х ситуациях. Ответствен
интерактивных заданий, работа с
ное отнош ение к своей и чужой жизни, правила безопасности. Формирующиеся
текстовым и иллю стративным ма
ценности: патриотизм, служение Отечеству и ответственность за его
териалом
судьбу
13
Домаш ние пи
томцы.
Всемирный
день питомца
14
Россия —
страна победи
телей.
Ко Дню Героев
Отечества
15
Закон и спра
ведливость.
Ко Дню К он
ституции
16
Совесть внутри
нас
1
Роль домаш них питомцев в ж изни человека. Ответственность, забота и береж
ное отнош ение к питомцам. Всемирны й день питомца объединяет лю дей всей
планеты для укрепления ценностей дружбы и заботы о животных. К ак соблю
дать безопасность при общ ении с животными?
1
Герои России с древнейш их времен и до современности. Традиции героизма,
мужества и реш ительности — неотъемлемая часть российской идентичности и
культурного кода. День Героев Отечества — выраж ение благодарности, при
знательности и уважения за самоотверженность и мужество.
1
Формирующиеся ценности: милосердие
П ознавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа с
Формирующиеся ценности: патриотизм, служение Отечеству и ответствен текстовым и иллю стративным ма
териалом
ность за его судьбу
Конституция Российской Ф едерации — основной закон страны. Конституция
закрепляет права и свободы человека как высшую ценность. Справедливость
— одна из важнейш их духовно-нравственных ценностей российского общ е
ства. Знание законов страны как прямая обязанность каждого гражданина Р ос
сии. К акие права и обязанности есть у детей? Формирующиеся ценности: спра
ведливость, жизнь, достоинство, права и свободы человека
1
П ознавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа с
текстовым и иллю стративным ма
териалом
Совесть — внутренний ориентир, помогающ ий отличить добро от зла. Клю чевая
роль совести в осущ ествлении личного выбора. В лияние традиционных ценно
стей, культуры и исторического опыта страны на формирование нравственных
П ознавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа с
текстовым и иллю стративным ма
териалом
Познавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
ориентиров личности. Формирующиеся ценности: патриотизм, созидательный
труд
17
18
19
Календарь по
лезных дел.
Новогоднее за
нятие
Как создаю т
мультфильмы?
М ультиплика
ция, анимация
М узейное дело.
170 лет
Третьяковской
галерее
1
Зимние каникулы — это время не только для семейного досуга и отдыха, но и
добрых дел. Чем заняться на каникулах, чтобы провести время с пользой: состав
ление календаря. Н овогодние традиции народов России. Подарки, создание атмо
сферы новогодней сказки для своих родных и близких. Формирующиеся ценно
сти: крепкая семья, единство народов России, взаимопомощь
1
1
Отечественная ш кола мультипликации и ее достижения. М ировое признание со
ветских и российских мультипликационных фильмов. К аждый фильм — это труд
больш ой команды профессионалов. От идеи — до экрана: как появляются совре
менные мультипликационные фильмы? Формирующиеся ценности: приоритет
интерактивных заданий, работа с
текстовым и иллю стративным ма
териалом
Познавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа с
текстовым и иллю стративным ма
териалом
духовного над материальным, гуманизм
Познавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа с
текстовым и иллю стративным ма
териалом
Российские музеи — хранители богатейшего материального и нематериального
наследия страны. Сохранение исторического и культурного наследия как направ
ление государственной политики. Изучение, реставрация и интерпретация памят
ников искусства. Третьяковская галерея — крупнейш ий музей русского искус
ства и объект всемирного достояния. П очему важно посещ ать музеи? П рофессии
в сфере музейного дела. К ак создавать и развивать ш кольный музей? Формирую
Познавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа с
текстовым и иллю стративным ма
териалом
щиеся ценности: приоритет духовного над материальным
20
Как создавать
свой бизнес?
1
Бизнес — ответственный выбор человека, возможность реализовать свою мечту
и принести пользу обществу. Современные предприниматели и их возможности
в развитии отечественной экономики и улучш ении жизни людей. Бизнес — это
не только личный успех, но и ответственная командная работа. С чего начать
свое дело? О мерах поддержки для молодых предпринимателей в нашей стране.
Формирующиеся ценности: коллективизм, созидательный труд
Познавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа с
текстовым и иллю стративным ма
териалом
21
Есть ли у зна
ния границы?
Ко Дню науки
1
Богатейш ее наследие российской науки и ее выдаю щ ихся представителей. Тех
нологическое лидерство государства и развитие науки. Как меняю тся научные
подходы с развитием цифровых технологий? Государственная поддержка науки
и молодых ученых. Как происходят современные открытия? Как стать ученым?
Формирующиеся ценности: патриотизм, созидательный труд
22
23
24
Слушать, слы
шать и догова
риваться.
Кто такие ди
пломаты?
Герой с сосед
него двора.
Региональный
урок ко Дню
защ итника
Отечества
День настав
ника
1
Д ипломатия — важная сфера деятельности государства, обеспечиваю щ ая за
щиту интересов государства и российских граждан. Специфика дипломатиче
ской работы. Диалог между государствами как основа международной стабиль
ности. Н авыки для жизни: как научиться договариваться с окружающ ими
лю дьми и вести конструктивный диалог.
Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколе
ний, многонациональное единство
1
Герой — реальный человек, живущ ий рядом с нами, чья жизнь является приме
ром для окружающих. В каждом регионе России живут выдаю щ иеся герои, от
важные, мужественные и трудолюбивые. Что такое героизм? Какие качества от
личаю т героя? Формирующиеся ценности: патриотизм, единство народов Рос
сии
1
Познавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа с
текстовым и иллю стративным ма
териалом
Познавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа с
текстовым и иллю стративным ма
териалом
Познавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа с
текстовым и иллю стративным ма
териалом
День наставника — важный государственный праздник, который позволяет за
Познавательная беседа, просмотр
крепить статус наставников, подчеркнуть значимость этой деятельности и повы
видеофрагментов, выполнение
сить ее престиж. Роль наставника в формировании и профессиональном разви
интерактивных заданий, работа с
тии личности. Знаменитые россияне и их наставники. К. Д. У ш инский как осно
текстовым и иллю стративным ма
воположник научной педагогики в России. Как найти наставника?
териалом
Формирующиеся ценности: служение Отечеству, созидательный труд
25
Всемирный
день поэзии
1
П оэзия как часть литературного наследия страны. Русская литература — насто
ящ ий культурный феномен. Русских классиков лю бят и читаю т не только на
родине, но и за рубежом. П очему иностранцы лю бят и читаю т русских писате
лей? Роль поэзии в личном развитии человека, интеллекта и душ евных качеств.
О современных поэтах России. П очему люди пишут стихотворения, можно ли
этому научиться? Формирующиеся ценности: приоритет духовного над мате
Познавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа с
текстовым и иллю стративным ма
териалом
риальным
26
27
28
Большой. За
кулисами. 250
лет Больш ому
театру и 150
лет Союзу те
атральных де
ятелей России
Как справ
ляться с волне
нием?
65 лет три
умфа. Ко
Дню кос
монавтики
1
Российская драматургия, опера и балет — часть мирового наследия. Театр —
целая семья разных профессий: декораторы, костюмеры, режиссеры, музы
канты, дирижеры, гримеры и многие другие. П очему достижения русской теат
ральной ш колы ш ироко использую тся во многих странах мира? Как стать акте
ром и что для этого нужно? Развитие ш кольных театров в России.
Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным
1
1
В олнение как естественное состояние человека перед важным событием в
жизни. Контроль эмоционального состояния, забота о своем физическом и пси
хологическом здоровье. К акие полезные привычки положительно влияю т на
эмоциональное состояние? Как их сформировать и придерживаться?
Познавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа с
текстовым и иллю стративным ма
териалом
Формирующиеся ценности: жизнь
Познавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа с
текстовым и иллю стративным ма
териалом
Россия — одна из ведущих космических держав. Развитие космической отрасли
— приоритетное направление национальных проектов. Достижения прош лого
как предмет национальной гордости и мотивация для будущих свершений оте
чественной космонавтики. Как устроен современный космодром? Труд кон
структоров, инженеров, летчиков и других специалистов открывает для страны
и всего человечества новые горизонты. Формирующиеся ценности: служение
Познавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа с
текстовым и иллю стративным ма
териалом
Отечеству, историческая память
29
30
31
32
31
Как мусор по
лучает «вторую
жизнь»?
Технологии пе
реработки
Что значит ра
ботать в ко
манде? Сила
команды. Ко
Дню труда
П есни о войне.
Ко Дню
Победы
Ценности, ко
торые нас объ
единяю т
П есни о войне.
Ко Дню П о
беды
1
Состояние планеты — личная ответственность каждого человека. П очему об
экологии должен заботиться каждый человек? Неосознанное потребление как
причина роста количества мусора. Климатические изменения, загрязнение окру
жаю щ ей среды. Развитие системы переработки отходов и роль государства в
этом процессе. К акие полезные привычки необходимо сформировать у себя?
Формирующиеся ценности: созидательный труд
1
Команда — это друзья и единомыш ленники, где каждый вносит свой значимый
вклад в общее дело и помогает добиться успеха. Умение слыш ать и трудиться
сообща, разделять успех и вместе переживать неудачу. П римеры коллективной
работы в истории страны. Формирующиеся ценности: коллективизм, созида
тельный труд
1
П есни были свидетелями многих великих событий. В них отразилась история
нашей великой страны. В лияние песни на чувство сопричастности истории
народа, сохранение памяти о Великой О течественной войне последую щ ими по
колениями. К ак песни передаю т чувства, эмоции и переживания создателей?
Формирующиеся ценности: единство народов России, историческая память и
преемственность поколений
1
Занятие проходит по итогам всех занятий года. Ц енности — это ориентир, кото
рый помогает нам поступать правильно и ответственно. Традиционные ценно
сти помогают чувствовать себя частью единого народа, способствуют укрепле
нию общ ества и развитию страны.
Формирующиеся ценности: традиционные российские духовно-нравственные
ценности
1
Песня! Как она много значит в жизни каждого из нас, в судьбе своей страны.
П есня была участницей многих великих свершений. В ней отразилась история,
судьба великой страны. В лияние песни на чувство сопричастности истории
народа, сохранение памяти о Великой О течественной войне последую щ ими по
колениями. Формирующиеся ценности: единство народов России, историче
ская память и преемственность поколений
Познавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа с
текстовым и иллю стративным ма
териалом
Познавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа с
текстовым и иллю стративным ма
териалом
Познавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа с
текстовым и иллю стративным ма
териалом
Познавательная беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа с
текстовым и иллю стративным ма
териалом
Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа в
группах, выполнение творческих
заданий
32
Ценности, ко
торые нас объ
единяю т
1
Занятие проходит по итогам всех занятий года. Ц енности — это ориентир, кото
рый помогает поступать правильно и ответственно. Традиционные ценности
помогают чувствовать себя частью народа, способствую т укреплению общества
и развитию страны. Следование ценностям помогает человеку развиваться и до
стигать успеха. Уникальность каждого человека и опыт разных поколений обо
гащ аю т общество, но только в сочетании с единством, взаимопомощ ью и ува
жением друг к другу сущ ествует сильный и сплоченный народ. Формирующиеся
ценности: традиционные российские духовно-нравственные ценности
Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа в
группах, выполнение творческих
заданий