Альтернативная коммуникация 5-12 классы, 2 вариант, 2025

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦ ИЯ
М инистерство образования Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рассмотрено:
на заседании ШМО
старших классов
протокол № 3
от 17.06.2025 г.

Рассмотрено:
на заседании педсовета
протокол № 4
от 19.06.2025 г.

Утверждено:
приказом директора № 339-од
от 26.06.2025 г.

Рабочая программа
коррекционного курса
«Альтернативная коммуникация»
для обучающихся 5-12 классов
(АООП У О 2 вариант)

Составитель:
Ламерт
Инна
Викторовна,
учитель,
I. кв. категории

Камышлов, 2025

Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» разработана
с целью организации получения качественного образования обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), имеющими заключения психолого-медикопедагогической комиссии, сохранения и совершенствования единого образовательного процесса в
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» разработана
в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1599, на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы образования
обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 24.12.2022г. № 1026.
Цель обучения - формирование коммуникативно-речевых умений, владение которыми в
дальнейшем поможет выпускникам максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять
адекватное социальное положение в обществе.
Задачи:
1) сформировать способность пользоваться доступными средствами коммуникации и
общения - вербальными и невербальными
2) научить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной
и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач.
3) развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира,
личным опытом ребенка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты
рукотворного мира и деятельность человека. Умение использовать усвоенный словарный и
фразовый материал в коммуникативных ситуациях.
4) глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого
слова. Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо
известных предметов и действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства
коммуникации.
5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму
У обучающегося с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не
владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и
искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение обучающегося речи
с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является
необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные
средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная)
или ее замены, в случае ее отсутствия.
Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства
невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его
для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Техническое оснащение включает: предметы, графические изображения, знаковые системы,
таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и
коммуникативные тетради, записывающие и воспроизводящие устройства.
Общая характеристика коррекционного курса

Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.
Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие
(прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия
(неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за
помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим
предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом;
обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с
использованием звучащего предмета.
Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие
(прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия
(несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие
(прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием
графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний,
приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с
использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия),
удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание),
обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих
желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание
вопросов с использованием технических устройств. Привлечение внимания, выражение согласия
(несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы,
задавание вопросов, приветствие (прощание) с использованием коммуникативной кнопки.
Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание),
обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших
событиях с использованием пошагового коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия
(несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы,
задавание вопросов, рассказывание с использованием коммуникатора. Выражение своих желаний,
согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на
вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием компьютера (планшетного
компьютера).
Развитие речи средствами невербальной коммуникации.
Импрессивная речь. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя).
Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, обучающихся
класса, педагогических работников. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель,
игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель,
игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы).
Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать,
рисовать, играть, гулять). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина,
форма). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро,
медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Понимание слов, указывающих на предмет, его
признак (я, он, мой, твой). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять,
второй). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за).
Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания
текста.
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.

Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного
устройства). Сообщение имён членов семьи (обучающихся класса, педагогических работников
класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения
предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты,
бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения
действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения
признака предмета (цвет, величина, форма). Использование графического изображения
(электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки,
одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности,
продукты, транспорт, птицы).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения
признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно).
Использование напечатанного слова (электронного устройства) для обозначения слова,
указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Использование электронного устройства
для обозначения числа и количества предметов (пять, второй).
Составление простых предложений с использованием графического изображения
(электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием
графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по последовательно
продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного
устройства). Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического
изображения (электронного устройства).
Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического
изображения (электронного устройства). Составление рассказа о прошедших, планируемых
событиях с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление
рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства).
Чтение и письмо.
Глобальное чтение. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена
людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как
средства коммуникации.
Описание места коррекционного курса в учебном плане
Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» относится к части, формируемой
участниками образовательных отношений, учебного плана образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) количество часов в неделю, отводимых на изучение
коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» в 5-9 классах 1 час в неделю, по 34 чачса,
в 10-12 классах 2 часа в неделю, по 68 часов.
Личностные результаты
Определяет свою половую принадлежность (без обоснования). Узнает себя, свое отражение
в зеркале на фото.
Будет узнавать членов семьи на фотографиях, относиться к членам семьи доброжелательно.
Будут сформированы представления об этических нормах и правилах поведения.
Ориентируется в собственном теле, узнает, находит и показывает на себе части тела.
Управляет своими эмоциями в различных ситуациях, в процессе взаимодействия.
Способствовать формированию элементарной коммуникации с помощью невербальных
средств.
Расширен и обогащен опыт реального взаимодействия ребенка с миром природных явлений.

Формируются эстетические чувства при рассматривании иллюстрации к стихам.
С помощью педагога умеет устанавливать и поддерживать контакт.
Подражает действиям, выполняемым педагогом. Обогащается опыт реального
взаимодействия с окружающими предметами в процессе дидактических игр.
Развивается артикуляционная основа звукопроизношения.
Развитие понимания речи.
Управляет своими эмоциями в различных ситуациях, в процессе взаимодействия. Понимает
эмоциональные состояния других людей. Формируется умение сопереживать герою сказки,
радоваться вместе с ним и т.д.
Развитие слухового восприятие, расширится эмоциональный опыт.
Предметные результаты
Понимание смысла рисунка. Будет с помощью учителя развивать понимание речи,
формировать активный словарь.
Будет иметь возможность познакомиться с голосами птиц, подражать голосом пению птиц.
Знает особенности домашнего животного: чем питаются, как передвигаются, какую пользу
приносят людям, различает их по внешнему виду, узнает животное по картинке, пиктограмме.
Формируется учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Личностные результаты
Осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к
определенному полу, как «Я»
Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной
деятельности Владение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
социуме Оценка своих поступков по принципу «хорошо»/«плохо», личная ответственность за свои
поступки на основе представлений о базовых нравственных нормах, общепринятых правилах;
Владение правилами поведения в учебной ситуации Уважительное отношение к окружающим:
взрослым, детям; Доброжелательность, эмоциональная отзывчивость по отношению к другим,
понимание и сопереживание чувствам других Владение навыками сотрудничества со взрослыми и
детьми в разных социальных ситуациях доступным образом; Владение алгоритмом действий в
игровой, учебной, бытовой ситуации Владение доступными знаниями, умениями, навыками,
отражающими индивидуальный вариант содержания образования.
Предметные результаты Умение воспринимать обращения через тактильные, зрительные,
слуховые раздражители.
Умение обращать внимание на другого человека и получение ответа на внимание Умение
согласиться на контакт и отказаться от контакта.
Установление ребенком контакта доступным способом.
Способность поддерживать контакт.
Умение распознавать, что поступает сообщение.
Умение высказываться (вербально или невербально).
Умение воспринимать речевое обращение и реагировать на него.
Умение различать голос и прочие шумы.
Умение реагировать на имя, просьбу, запрет.
Умение понимать похвалу и простые формы вежливости.
Коммуникация с использованием вербальных средств: Умение привлечь к себе внимание,
приветствовать и прощаться с собеседником предложением.
Коммуникация с использованием невербальных средств
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.
Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие
(прощание) с использованием мимики.Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия
(неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за

помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Выражение своих желаний, благодарности,
обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением
предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия),
благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на
вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная
картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).Выражение согласия (несогласия), удовольствия
(неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за
помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными
словами.Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих
желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание
вопросов с использованием таблицы букв. Понимание и выполнение поручений, умение выразить
просьбу, побуждение. Умение выполнять поручения и обращаться к товарищу или другому лицу.
Умение выразить просьбу.
Понимание и употребление форм выражения запрещения и предупреждения. Умение
обратиться к товарищу по собственной инициативе. Умение выразить (не-)понимание
высказывания.
Развитие речи средствами невербальной коммуникации.
Импрессивная речь
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного
устройства). Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством
напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического изображения
(электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки,
одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности,
продукты, транспорт, птицы и др.).Использование графического изображения (электронного
устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать,
играть, гулять и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для
обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Использование графического
изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель,
игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения
(электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро,
медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).Использование напечатанного слова
(электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он,
мой, твой и др.). Использование электронного устройства для обозначения числа и количества
предметов (пять, второй и др.). Составление простых предложений с использованием
графического изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с
использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по
последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения
(электронного устройства). Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием
графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по серии сюжетных
картинок с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление
рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения
(электронного устройства).
Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного
устройства). Сообщение о деятельности по заданию учителя. Сообщение о собственной
деятельности. Сообщение о совместной деятельности. Сообщение о деятельности товарища.
Сообщение о прочитанном. Ответ на вопрос. О деятельности и в связи с совместной
деятельностью. Вопросы познавательного характера. О невидимом объекте. О событиях. О себе
или другом лице. О семье. О прочитанном произведении.

Глобальное чтение Узнавание звука в слоге. Соотнесение звука с буквой. Узнавание
графического изображения буквы в слоге. Чтение слогов с гласными звуками.
Коммуникация с использованием невербальных средств Указание взглядом на объект
при выражении своих желаний, ответе на вопрос.
Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие
(прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия
(неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за
помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Выражение своих желаний, благодарности,
обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением
предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия),
благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на
вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная
картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).Выражение согласия (несогласия), удовольствия
(неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за
помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными
словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих
желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание
вопросов с использованием таблицы букв. Понимание и выполнение поручений, умение выразить
просьбу, побуждение. Умение выполнять поручения и обращаться к товарищу или другому лицу.
Умение выразить просьбу.
Понимание и употребление форм выражения запрещения и предупреждения. Умение
обратиться к товарищу по собственной инициативе. Умение выразить (не-)понимание
высказывания.
Развитие речи средствами невербальной коммуникации.
Импрессивная речь
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного
устройства). Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством
напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического изображения
(электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки,
одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности,
продукты, транспорт, птицы и др.).Использование графического изображения (электронного
устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать,
играть, гулять и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для
обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Использование графического
изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель,
игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения
(электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро,
медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).Использование напечатанного слова
(электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он,
мой, твой и др.). Использование электронного устройства для обозначения числа и количества
предметов (пять, второй и др.). Составление простых предложений с использованием
графического изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с
использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по
последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения
(электронного устройства). Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием
графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по серии сюжетных
картинок с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление
рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения
(электронного устройства).

Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного
устройства). Сообщение о деятельности по заданию учителя. Сообщение о собственной
деятельности. Сообщение о совместной деятельности. Сообщение о деятельности товарища.
Сообщение о прочитанном. Ответ на вопрос. О деятельности и в связи с совместной
деятельностью. Вопросы познавательного характера. О невидимом объекте. О событиях. О себе
или другом лице. О семье. О прочитанном произведении.
Глобальное чтение Узнавание звука в слоге. Соотнесение звука с буквой. Узнавание
графического изображения буквы в слоге. Чтение слогов с гласными звуками.Написание буквы
(слоги, слова, предложения)
Учебно - методическая литература (логопедическое обследование, наглядно - иллюстративный
материал)
- Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда
при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к
продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). М.:«Когито-Центр»;
- Забрамная С.Д. Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого­
педагогического обследования детей: Пособие для психолого- педагогической комиссии. - М.:
Гуманитарный издательский центр Владос;
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. - М.: Гуманитарный издательский центр Владос;
- Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования фонетико- фонематической системы
речи: Наглядно-методическое пособие. - СПб.-М.: Детство- Пресс. И.Д. Карапуз, ТЦ Сфера.
- Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико- грамматического строя и
связной речи: Наглядно- методическое пособие. - СПб.- М.: Детство-Пресс. И.Д. Карапуз, ТЦ
Сфера
- Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования способности к чтению и письму:
Наглядно - методическое пособие. - СПб.- М.: Детство-Пресс.
- Логопедическая экспресс - диагностика- М.: ООО «Мерсибо», 2014.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация звуков у детей: комплект из четырех
альбомов. - М.: Издательство ГНОМ и Д.
- Дурова Н.В. Ступеньки грамоты: комплект - 28 таблиц иллюстративно- дидактического
материала, методическое руководство. - М.: Школьная Пресса.
- Левина А. Обучаемся грамоте. - М.: Олма - Пресс Экслибрис.
- Шалаева Г.П. Русский язык. Первый учебник вашего малыша. - М.: Филологическое общество
«Слово»: Эксмо.
- Новикова Е.В. Логопедическая азбука. В 2-х книгах. От звука к букве. От слова к предложению. М.: Издательство ГНОМ и Д.
- Жукова Н.С. Букварь: Учебное пособие. - М.: ЗАО Издательство ЭКСМО-Пресс, 2001г.; Е.:
Издательство АРД ЛТД.
- Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я. Тесты для детей (Готов ли Ваш ребенок к школе?)
- СПб.- «Дельта».
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: ВЛАДОС.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М.:
Просвещение.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.:
ВЛАДОС.
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. - М.: ТЦ Сфера.и
др.
- Презентации по темам разделов программы.
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

Таблицы букв, текстовый материал по автоматизации и дифференциации звуков, карточки с
изображениями объектов, людей, действий, наборы букв,предметные и сюжетные картинки с
различной тематикой для развития речи; альбом по развитию речи, слоговые таблицы, схемы
слогов, слов, наглядный дидактический материал,букварь, счётные палочки, шнуровки (для
развития мелкой моторики), вертушки (для дыхательной гимнастики) и т.д

Тематическое планирование
«Альтернативная коммуникация» 5 класс
Количество часов

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Тема урока
Импрессивная речь
Импрессивная речь.
Слова, обозначающие объекты/субъекты. Игрушки.
Слова, обозначающие функциональное назначение
объектов и субъектов, действия. Игрушки.
Слова, обозначающие функциональное назначение
объектов и субъектов, действия. Овощи.
Слова, обозначающие свойства (признаки) объектов и
субъектов. Фрукты.
Слова, обозначающие состояния, свойства (признаки)
действий.
Слова, обозначающие признаки предметов.
Слова, обозначающие признаки предметов. Цвет
предметов
Слова, обозначающие признаки предметов. Цвет
предметов, форма.
Слова «на, около, за, под и т.д.» Жесты.
Слова «я, ты, свой, мой, это и т.д.». Жесты.
Слова «я, ты, свой, мой, это и т.д.».
Словосочетания, простые и сложные предложения.
Игрушки.
Словосочетания, простые и сложные предложения.
Овощи.

14
15

16
17
18
19

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Словосочетания, простые и сложные предложения.
Школьные принадлежности.
Экспрессивная речь
Экспрессивная речь. Звуки, звукоподражания, звуковые
комплексы. Времена года.
Экспрессивная речь. Звуки, звукоподражания, звуковые
комплексы. Еда. Продукты.
Слова, обозначающие функциональное назначение
объектов и субъектов, действия. Еда. Продукты
Слова, обозначающие функциональное назначение
объектов
и
субъектов,
действия.
Школьные
принадлежности.

1
1
1
1
1
1

20
21
22
23
24
25

26

27
28
29
30
31
32
33
34

Слова, обозначающие свойства (признаки) объектов и
субъектов. Игрушки.
Слова, обозначающие свойства (признаки) объектов и
субъектов. Книги.
Слова, обозначающие свойства (признаки) объектов и
субъектов. Овощи.
Звук и буква А Слова, обозначающие количество
объектов/субъектов.
Звук и буква А. Слова, обозначающие количество
объектов/субъектов.
Звук и буква А. Слова, обозначающие места
расположения объектов/субъектов («на столе», «около
дома», «на верхней полке» и т.д.).
Звук и буква У. Слова, обозначающие места
расположения объектов/субъектов («на столе», «около
дома», «на верхней полке» и т.д.).
Звук
и
буква
У.
Слова,
указывающие
на
объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.).
Звук
и
буква
У.
Слова,
указывающие
на
объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.).
Звук
и
буква
У.
Слова,
указывающие
на
объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.).
Звук и буква М. Словосочетания, простые и сложные
предложения.
Звук и буква М Словосочетания, простые и сложные
предложения.
Повторение. Экспрессивная речь. Звуки, звуковые
комплексы. Времена года.
Повторение. Экспрессивная речь. Звуки, звуковые
комплексы. Времена года.
Слова обозначающие функциональное назначение
объектов
и
субъектов
действий.
Школьные
принадлежности.

1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование
«Альтернативная коммуникация» 6 класс
Количество часов

1
2

3
4

Тема урока
Импрессивная речь
Импрессивная
речь. Слова, обозначающие
объекты/субъекты. Игрушки.
Слова,
обозначающие
функциональное
назначение объектов и субъектов, действия.
Игрушки.
Слова,
обозначающие
функциональное
назначение объектов и субъектов, действия. Овощи.
Слова, обозначающие свойства (признаки)
объектов и субъектов. Овощи.

1
1

1
1

5
7
8
9
Ю
П
Т2
В
Т4
Т5
Т6
И

Т8
Т9
20
2Т
22
23
24
25
26
27

28

29
30

Слова, обозначающие свойства (признаки)
объектов и субъектов. Фрукты.
Слова, обозначающие состояния, свойства
(признаки) действий.
Слова обозначающие признаки предметов.
Слова
обозначающие признаки предметов.
Цвет предметов.
Слова
обозначающие признаки предметов.
Цвет предметов
Слова «на, около, за, под и т.д.» Жесты.
Слова «я, ты, свой, мой, это и т.д.». Жесты.
Слова «я, ты, свой, мой, это и т.д.».
Словосочетания,
простые
и
сложные
предложения.Игрушки.
Словосочетания,
простые
и
сложные
предложения.
Словосочетания,
простые
и
сложные
предложения.
Словосочетания,
простые
и
сложные
предложения
Экспрессивная речь
Экспрессивная речь. Звуки, звукоподражания,
звуковые комплексы. Времена года.
Экспрессивная речь. Звуки, звукоподражания,
звуковые комплексы. Еда, продукты.
Экспрессивная речь. Звуки, звукоподражания,
звуковые комплексы. Еда. Продукты.
Слова,
обозначающие
функциональное
назначение объектов и субъектов, действия.
Слова, обозначающие свойства (признаки)
объектов и субъектов.
Слова, обозначающие свойства (признаки)
объектов и субъектов.
Слова, обозначающие свойства (признаки)
объектов и субъектов.
Звук и буква А Слова, обозначающие
количество объектов/субъектов.
Звук и буква А. Слова, обозначающие
количество объектов/субъектов.
Звук и буква А. Слова, обозначающие места
расположения объектов/субъектов («на столе»,
«около дома», «на верхней полке» и т.д.).
Звук и буква У. Слова, обозначающие места
расположения объектов/субъектов («на столе»,
«около дома», «на верхней полке» и т.д.).
Звук и буква У. Слова,
указывающие на
объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.).
Звук и буква У. Слова,
указывающие на
объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.).

Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т

Т

Т
Т

31
32
33
34

Звук и буква М. Словосочетания, простые и
сложные предложения.
Звук и буква М Словосочетания, простые и
сложные предложения.
Экспрессивная речь. Звуки, звукоподражания,
звуковые комплексы.
Повторение
.Словосочетания
простые
и
сложные.

1
1
1
1

Тематическое планирование
«Альтернативная коммуникация» 7 класс
№
1
2

3

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Количество часов
Тема урока
Импрессивная речь
Импрессивная речь. Слова, обозначающие
объекты/субъекты. Игрушки.
Слова,
обозначающие функциональное
назначение объектов и субъектов, действия.
Посуда.
Слова,
обозначающие функциональное
назначение объектов и субъектов, действия.
Мебель
Слова, обозначающие свойства (признаки)
объектов и субъектов. Одежда
Слова, обозначающие свойства (признаки)
объектов и субъектов. Цвет предметов.
Слова, обозначающие состояния, свойства
(признаки) действий. Прогулка.
Слова, обозначающие состояния, свойства
(признаки) действий. Цвет предметов.
Слова обозначающие признаки предметов.
Размер предметов.
Слова,
обозначающие
количество
объектов/субъектов.
Слова «на, около, за, под и т.д.»
Слова «я, ты, свой, мой, это и т.д.».
Словосочетания, простые и сложные
предложения. Игрушки.
Словосочетания, простые и сложные
предложения.
Обобщающие понятия. Еда. Продукты.
Экспрессивная речь
Экспрессивная
речь.
Звуки,
звукоподражания, звуковые комплексы.

1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

18
19
20
2Т
22

23

24

25
26
27
28
29
30
зТ
32
зз
34

"

Слова,
обозначающие функциональное
назначение
объектов
и
субъектов,
действия.Бытовые приборы.
Слова,
обозначающие функциональное
назначение объектов и субъектов, действия.
Школьные принадлежности.
Слова, обозначающие свойства (признаки)
объектов и субъектов._______________________
Звук и буква А Слова, обозначающие
количество объектов/субъектов.____________
Звук и буква А Слова, обозначающие
количество объектов/субъектов.
Звук и буква А Слова, обозначающие
количество объектов/субъектов.
Звук и буква А. Слова, обозначающие места
расположения объектов/субъектов («на столе»,
«около дома», «на верхней полке» и
т.д.)._______________________________________
Звук и буква У. Слова, обозначающие места
расположения объектов/субъектов («на
столе», «около дома», «на верхней полке» и
т.д.)._____________________________________
Звук и буква У. Слова, обозначающие места
расположения объектов/субъектов («на столе»,
«около дома», «на верхней полке» и
т.д.)._______________________________________
Звук и буква У.Слова, указывающие на
объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.).
Звук и буква У.Слова, указывающие на
объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.).
Звук и буква У.Слова, указывающие на
объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.).
Звук и буква М. Словосочетания, простые
и сложные предложения.
Звук и буква М. Словосочетания, простые
и сложные предложения.
Звук и буква О.Слова, указывающие на
объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.).
Звук и буква О.Слова, указывающие на
объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.).
Звук и буква О.Слова, указывающие на
объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.).
Звук и буква О.Слова, указывающие на
объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.).
Повторение.
Слова
обозначающие
признаки.

1

1

1
1
1

1
1

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование
«Альтернативная коммуникация» 8 класс
Тема урока

Количество часов

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

13

14
15
16
17
18
19
20

21
22
23

24
25
26

Импрессивная речь.
Слова, обозначающие объекты.
Слова, обозначающие объекты и субъекы.
Игрушки
Слова, обозначающие объекты и субъекы.
Портфель
Слова, обозначающие объекты и субъекы.
Овощи.
Слова, обозначающие объекты и субъекы.
Овощи
Слова, обозначающие объекты и субъекы.
Фрукты.
Слова, обозначающие объекты и субъекы.
Фрукты
Слова, обозначающие объекты и субъекы
.Деревья.
Слова, обозначающие объекты и субъекы.
Домашние животные.
Слова, обозначающие объекты и субъекы.
Дикие животные.
Слова, обозначающие функциональное
назначение объектов и субъектов, действия.
Посуда.
Слова, обозначающие функциональное
назначение объектов и субъектов, действия.
Мебель.
Слова, обозначающие свойства (признаки)
объектов и . Цвет предметов.
Слова,
обозначающие
признаки
предметов.Форма.Жесты
Слова, обозначающие состояния свойства
(признаки)действий. Жесты
Слова,
обозначающие
количество
объектов/субъектов.Жесты.
Слова «на, около,за,под и т.д.»
Слова я, ты, свой, мой, это и т.д..
Словосочетания, простые и сложные
предложения.
Времена года.
Обобщающие понятия.Еда.Продукты.
Экспрессивная речь
Слова, обозначающие функциональное
назначение объектов и субъектов, действия
Слова, обозначающие свойства (признаки)
объектов и субъектов..
Звук и буква А. Слова, обозначающие
количество объектов/субъектов).
Звук и буква И. Слова, обозначающие
количество объектов/субъектов.
Звук и буква О. Слова, обозначающие
места
расположения
объектов
объектов/субъектов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

27
28
29
30
31
32
33
34

Звук и буква А,У Слова, обозначающие
количество объектов/субъектов.
Звук и буква Ш.Слова, указывающие на
объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.).
Звук и буква П. Слова, указывающие на
объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.).
Звук и буква П. Словосочетания, простые
и сложные предложения.
Звук и буква М. Словосочетания, простые
и сложные предложения..
Звук и буква М. Словосочетания, простые
и сложные предложения..
Повторение. Словосочетания простые и
сложные
Повторение. Словосочетания простые и
сложные

1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование
«Альтернативная коммуникация» 9 класс
Количество часов

№

Тема урока

1
2

3
4
5
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Импрессивная речь
Импрессивная речь. Слова, обозначающие
объекты/субъекты. Игрушки.
Слова,
обозначающие
функциональное
назначение объектов и субъектов, действия.
Игрушки.
Слова,
обозначающие
функциональное
назначение объектов и субъектов, действия. Овощи.
Слова, обозначающие свойства (признаки)
объектов и субъектов. Овощи.
Слова, обозначающие свойства (признаки)
объектов и субъектов. Фрукты.
Слова, обозначающие состояния, свойства
(признаки) действий.
Слова обозначающие признаки предметов.
Слова
обозначающие признаки предметов.
Цвет предметов.
Слова
обозначающие признаки предметов.
Цвет предметов
Слова «на, около, за, под и т.д.» Жесты.
Слова «я, ты, свой, мой, это и т.д.». Жесты.
Слова «я, ты, свой, мой, это и т.д.».
Словосочетания,
1
и
сложные
предложения.Игрушки.
Словосочетания,
1
и
сложные
предложения.

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

16
17

Словосочетания,
предложения.
Словосочетания,
предложения
Экспрессивная речь

1

и

сложные

1

1

и

сложные

1
1

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

28

29
30
31
32
33

Экспрессивная речь. Звуки, звукоподражания,
звуковые комплексы. Времена года.
Экспрессивная речь. Звуки, звукоподражания,
звуковые комплексы. Еда, продукты.
Экспрессивная речь. Звуки, звукоподражания,
звуковые комплексы. Еда. Продукты.
Слова,
обозначающие
функциональное
назначение объектов и субъектов, действия.
Слова, обозначающие свойства (признаки)
объектов и субъектов.
Слова, обозначающие свойства (признаки)
объектов и субъектов.
Слова, обозначающие свойства (признаки)
объектов и субъектов.
Звук и буква А Слова, обозначающие
количество объектов/субъектов.
Звук и буква А. Слова, обозначающие
количество объектов/субъектов.
Звук и буква А. Слова, обозначающие места
расположения объектов/субъектов («на столе»,
«около дома», «на верхней полке» и т.д.).
Звук и буква У. Слова, обозначающие места
расположения объектов/субъектов («на столе»,
«около дома», «на верхней полке» и т.д.).
Звук и буква У. Слова,
указывающие на
объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.).
Звук и буква У. Слова,
указывающие на
объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.).
Звук и буква М. Словосочетания, простые и
сложные предложения.
Звук и буква М Словосочетания, простые и
сложные предложения.
Экспрессивная речь. Звуки, звукоподражания,
звуковые комплексы. Повторение. Словосочетания
простые и сложные.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1

Тематическое планирование 10 класс
Тема
«Я слушаю». «Я отвечаю» ( учимся слушать и отвечать на вопросы).
«Слушай и делай вместе со мной» «Я могу» ( выполнение простых поручений, обращение к
учителю).
«Давай дружить». Учимся общаться с друзьями, одноклассниками (Приветствие, прощание,
благодарность, умение выразить просьбу, побуждение).
«Пойми меня». Ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического
изображения: фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пикограммы
Понимание форм выражения запрещения и предупреждения (Не надо! Делай без ошибок!).
Умение выразить (не-) понимание высказывания
Времена года.
Времена года
Времена года
Времена года
«Ягоды». «Грибы».
«Ягоды». «Грибы».
«Деревья». «Кустарники»

К-во
часов

«Деревья». «Кустарники»
«Дикие птицы». «Домашние птицы».
«Дикие птицы». «Домашние птицы».
«Дикие птицы». «Домашние птицы».
«Дикие птицы». «Домашние птицы».
«Дикие животные и их детеныши. «Домашние животные и их детеныши»
«Дикие животные и их детеныши. «Домашние животные и их детеныши»
«Дикие животные и их детеныши. «Домашние животные и их детеныши»
«Дикие животные и их детеныши. «Домашние животные и их детеныши»
«Дом». «Семья»
«Дом». «Семья»
«Мебель». «Посуда»
«Мебель». «Посуда»
«Животные жарких стран»
«Животные жарких стран»
«Животные севера»
«Животные севера»
«Рыбы»
«Рыбы»
«Профессии»
«Профессии»
«Профессии»
«Профессии»
«Материалы и инструменты»
«Материалы и инструменты»
«Человек. Эмоции»
«Человек. Эмоции»
«Цветы»
«Цветы»
«Насекомые»
«Насекомые»
Рассказ о прошедших, планируемых событиях с использованием графического
изображения (электронного устройства).
Рассказ о прошедших, планируемых событиях с использованием графического
изображения (электронного устройства).
Рассказ о себе, члене семьи, друге по мнемотаблице, картинному плану. Рассказ о
прочитанном произведении
Рассказ о себе, члене семьи, друге по мнемотаблице, картинному плану. Рассказ о
прочитанном произведении
Рассказ о себе, члене семьи, друге по мнемотаблице, картинному плану. Рассказ о
прочитанном произведении
Рассказ о себе, члене семьи, друге по мнемотаблице, картинному плану. Рассказ о
прочитанном произведении
Моё имя. Имена моих близких
Моё имя. Имена моих близких
Графическое изображение слов.
Графическое изображение слов.
Узнавание

(различение) напечатанных слов, Чтение

Звуки и буквы: -шипящие согласные -Ь знак на конце
-Звонкие и глухие согласные Имена собственные.
Чтение слогов и слов с буквами: Л,О,У,И,Ы,М,П,Т,И,
Чтение слогов и слов с буквами: Л,О,У,И,Ы,М,П,Т,И,
Чтение слогов и слов с буквами: Л,О,У,И,Ы,М,П,Т,И,
Чтение слогов и слов с буквами: Л,О,У,И,Ы,М,П,Т,И,

по

карточкам словам.

слова -парные согласные;
З,
З,
З,
З,

В,
В,
В,
В,

Ж,
Ж,
Ж,
Ж,

Б, Г,
Б, Г,
Б, Г,
Б, Г,

Д,
Д,
Д,
Д,

Й,
Й,
Й,
Й,

Ь, Е,
Ь, Е,
Ь, Е,
Ь, Е,

Ё, Я,
Ё, Я,
Ё, Я,
Ё, Я,

Ю, Ц
Ю, Ц
Ю, Ц
Ю, Ц

Звук и буква: Ч, Щ, Ф, Э, Ъ
Звук и буква: Ч, Щ, Ф, Э, Ъ
Звук и буква: Ч, Щ, Ф, Э, Ъ
Учимся различать: Дифференциация звуков и букв Ч-Щ
Учимся различать: Дифференциация звуков и букв Ч-Щ
Учимся различать: Дифференциация звуков и букв В-Ф
Учимся различать: Дифференциация звуков и букв В-Ф
Учимся различать: Дифференциация звуков и букв Ь-Ъ
Учимся различать: Дифференциация звуков и букв Ь-Ъ
68ч
Тематическое планирование 11 класс
Тема
«Я слушаю».«Я отвечаю» ( учимся слушать и отвечать на вопросы).
«Слушай и делай вместе со мной»
«Я могу» (выполнение простых поручений, обращение к учителю).
«Давай дружить». Учимся общаться с друзьями, одноклассниками (Приветствие, прощание,
благодарность, умение выразить просьбу. побуждение).
«Пойми меня». Ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического
изображения: фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пикограммы
Понимание форм выражения запрещения и предупреждения (Не надо!Делай без ошибок!). Умение
выразить (не-) понимание высказывания
Времена года.
«Ягоды». «Грибы».
«Деревья». «Кустарники»
«Дикие птицы». «Домашние птицы».
«Дикие животные и их детеныши.
«Домашние животные и их детеныши»
«Дом». «Семья»
«Мебель». «Посуда»
«Животные жарких стран»
«Животные севера»
«Рыбы»
«Профессии»
«Материалы и инструменты»
«Человек. Эмоции»
«Цветы»
«Насекомые»
Рассказ о прошедших, планируемых событиях с использованием графического
изображения
(электронного устройства).
Рассказ о себе, члене семьи, друге по мнемотаблице, картинному плану. Рассказ о
прочитанном произведении
Моё имя. Имена моих близких
Графическое изображение слов.
Узнавание (различение) напечатанных слов,
Чтение
по
карточкам словам. Звуки и буквы:
-шипящие согласные
-Ь знак на конце слова
-парные согласные;
-Звонкие и глухие согласные Имена собственные.

К-во
часов
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
4ч
2ч
2ч
4ч
4ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
4ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч

4ч
2ч
2ч
3ч

Чтение слов, предложений, рассказов,
текстов, стихотворений.
Звук и буква:
- гласные-согласные ( условное обозначение);
-Слог. Слово;
-Парные согласные
Гласные 1 и 2 ряда.

4ч
2ч
2ч
2ч
2ч
68ч

Тематическое планирование 12 класс
Тема
«Я слушаю». «Я отвечаю» ( учимся слушать и отвечать на вопросы).
«Слушай и делай вместе со мной»
«Я могу» ( выполнение простых поручений, обращение к учителю).
«Давай дружить». Учимся общаться с друзьями, одноклассниками (Приветствие, прощание,
благодарность, умение выразить просьбу. побуждение).
«Пойми меня». Ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического
изображения: фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пикограммы
Понимание форм выражения запрещения и предупреждения (Не надо! Делай без ошибок!). Умение
выразить (не-) понимание высказывания
Времена года.
«Ягоды». «Грибы».
«Деревья». «Кустарники»
«Дикие птицы». «Домашние птицы».
«Дикие животные и их детеныши.
«Домашние животные и их детеныши»
«Дом». «Семья»
«Мебель». «Посуда»
«Животные жарких стран»

К-во
часов
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
4ч
2ч
2ч
4ч
4ч
2ч
2ч
2ч

«Животные севера»
«Рыбы»
«Профессии»
«Материалы и инструменты»
«Человек. Эмоции»
«Цветы»
«Насекомые»
Рассказ о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения
(электронного устройства).

2ч
2ч
4ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч

Рассказ о себе, члене семьи, друге по мнемотаблице, картинному плану. Рассказ о
прочитанном произведении

4ч

Моё имя. Имена моих близких
Графическое изображение слов.

2ч
2ч

Узнавание
(различение) напечатанных слов,
Чтение
по
карточкам словам. Звуки и буквы:
-шипящие согласные
-Ь знак на конце слова
-парные согласные;
-Звонкие и глухие согласные Имена собственные.

3ч

Чтение слов, предложений, рассказов,
Письмо слов, предложений.
Графическая схема предложения.

4ч

текстов, стихотворений.

Алфавит:
- гласные-согласные ( условное обозначение); -парные согласные

Письмо по памяти.

2ч
2ч
2ч
2ч
68ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».