ОУД.03 История, 2025

Содержание
1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной
дисциплины.............................................................................................................. 2
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины ..................... 13
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины ........ 33
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины............................................................................................................ 35
5. Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу ............. 37

1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной
дисциплины
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы
СПО
Общеобразовательная дисциплина «История» является обязательной
частью общеобразовательного цикла образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по профессии 08.01.28 «Мастер отделочных
строительных и декоративных работ»

1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цель общеобразовательной дисциплины
Целью общего исторического образования является формирование и
развитие личности обучающегося, способного к самоидентификации и
определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и
освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно
и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в
учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у
обучающихся
в
образовательных
организациях,
реализующих
образовательные программы СПО, целостной картины российской и мировой
истории, понимание места и роли современной России в мире, важности
вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую
историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и
настоящему Отечества. Освоение дисциплины формирует у молодёжи
способность и готовность к защите исторической правды, сохранению
исторической памяти и противодействию фальсификации исторических
фактов.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной
дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании ОК и ПК

2

Планируемые результаты освоения дисциплины
Код и наименование формируемых
компетенций
Общие
Дисциплинарные
ОК 01. Выбирать способы решения задач В части трудового воспитания:
ПРб 06. Умение критически анализировать
профессиональной
деятельности - готовность к труду, осознание ценности для
решения
познавательной
задачи
применительно к различным контекстам
мастерства, трудолюбие;
аутентичные
исторические
источники
- готовность к активной деятельности разных типов (письменные, вещественные,
технологической
и
социальной аудиовизуальные) по истории России и
направленности, способность инициировать, зарубежных стран XX - начала XXI века,
планировать и самостоятельно выполнять оценивать их полноту и достоверность,
такую деятельность;
соотносить с историческим периодом;
интерес
к
различным
сферам выявлять общее и различия; привлекать
профессиональной деятельности,
контекстную информацию при работе с
Овладение
универсальными
учебными историческими источниками
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно
формулировать
и
актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
- устанавливать существенный признак или
основания для сравнения, классификации и
обобщения;
- определять цели деятельности, задавать
параметры и критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия
в рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при
решении жизненных проблем.
б) базовые исследовательские действия:

3

Код и наименование формируемых
компетенций

ОК 02. Использовать современные средства
поиска,
анализа
и
интерпретации
информации,
и
информационные
технологии
для
выполнения
задач
профессиональной деятельности

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
Дисциплинарные
владеть
навыками
учебноисследовательской
и
проектной
деятельности,
навыками
разрешения
проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу
ее решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения
задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную
и практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных
предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать
оригинальные подходы и решения;
- способность их использования в
познавательной и социальной практике
ПРб
07.
Умение
осуществлять
с
В области ценности научного познания:
правил
информационной
сформированность
мировоззрения, соблюдением
поиск
исторической
соответствующего современному уровню безопасности
информации
по
истории
России и
развития науки и общественной практики,
зарубежных
стран
XX
начала
XXI века в
основанного
на
диалоге
культур,
справочной литературе, сети Интернет,
способствующего осознанию своего места в
средствах массовой информации для
поликультурном мире;
решения познавательных задач; оценивать

4

Код и наименование формируемых
компетенций

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
Дисциплинарные
совершенствование
языковой
и полноту и достоверность информации с
читательской культуры как средства точки зрения ее соответствия исторической
взаимодействия между людьми и познания действительности
мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность осуществлять проектную и
исследовательскую
деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации
из
источников
разных
типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию
и
интерпретацию
информации различных видов и форм
представления;
- создавать тексты в различных форматах с
учетом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность
информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных задач с соблюдением

5

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
Дисциплинарные
требований
эргономики,
техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации,
информационной
безопасности личности
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и готовность
к
саморазвитию, ПРб 08. Приобретение опыта осуществления
проектной деятельности в форме разработки
работать в коллективе и команде
самостоятельности и самоопределению;
-овладение
навыками
учебно- и представления учебных проектов по
исследовательской, проектной и социальной новейшей истории, в том числе - на
региональном материале (с использованием
деятельности;
Овладение
универсальными ресурсов библиотек, музеев и так далее)
Код и наименование формируемых
компетенций

коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия
по ее достижению: составлять план
действий, распределять роли с учетом
мнений участников обсуждать результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в
условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое
поведение
в
различных
ситуациях,

ПРб
09.
Приобретение
опыта
взаимодействия с людьми другой культуры,
национальной
и
религиозной
принадлежности на основе ценностей
современного
российского
общества:
идеалов гуманизма, демократии, мира и
взаимопонимания между народами, людьми
разных культур; проявление уважения к
историческому наследию народов России

6

Код и наименование формируемых
компетенций

ОК 05. Осуществлять устную и письменную
коммуникацию на государственном языке
Российской
Федерации
с
учетом
особенностей социального и культурного
контекста

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
Дисциплинарные
проявлять творчество и воображение, быть
инициативным
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других
людей
при
анализе
результатов
деятельности;
- признавать свое право и право других
людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с
позиции другого человека
В области эстетического воспитания:
ПРб 03. Умение составлять описание
- эстетическое отношение к миру, включая (реконструкцию) в устной и письменной
эстетику быта, научного и технического форме исторических событий, явлений,
творчества, спорта, труда и общественных процессов истории родного края, истории
отношений;
России и всемирной истории XX - начала
- способность воспринимать различные XXI века и их участников, образа жизни
виды искусства, традиции и творчество людей и его изменения в Новейшую эпоху;
своего и других народов, ощущать формулировать
и
обосновывать
эмоциональное воздействие искусства;
собственную точку зрения (версию, оценку)
- убежденность в значимости для личности и с опорой на фактический материал, в том
общества отечественного и мирового числе используя источники разных типов
искусства, этнических культурных традиций
и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных
видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности;

7

Код и наименование формируемых
компетенций

ОК
06.
Проявлять
гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать
осознанное
поведение
на
основе
традиционных
российских
духовнонравственных ценностей, в том числе с
учетом гармонизации межнациональных и
межрелигиозных отношений, применять
стандарты антикоррупционного поведения

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
Дисциплинарные
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех
сферах жизни;
- распознавать невербальные средства
общения, понимать значение социальных
знаков,
распознавать
предпосылки
конфликтных
ситуаций
и
смягчать
конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку
зрения с использованием языковых средств
- осознание обучающимися российской ПРб 01. Понимание значимости России в
мировых политических и социальногражданской идентичности;
- целенаправленное развитие внутренней экономических процессах XX - начала XXI
позиции личности на основе духовно- века, знание достижений страны и ее народа;
характеризовать
историческое
нравственных
ценностей
народов умение
значение
Российской
революции,
Российской Федерации, исторических и
Гражданской войны, Новой экономической
национально-культурных
традиций, политики (далее - нэп), индустриализации и
формирование
системы
значимых коллективизации в Союзе Советских
ценностно-смысловых
установок, Социалистических Республик (далее антикоррупционного
мировоззрения, СССР), решающую роль СССР в Победе над
правосознания, экологической культуры, нацизмом, значение советских научноспособности ставить цели и строить технологических успехов, освоения космоса;
понимание причин и следствий распада
жизненные планы;
СССР, возрождения Российской Федерации
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и как мировой державы, воссоединения
Крыма с Россией, специальной военной
обязанностей,
уважение
закона
и
операции на Украине и других важнейших
8

Код и наименование формируемых
компетенций

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
Дисциплинарные
событий XX - начала XXI века; особенности
правопорядка;
-принятие традиционных национальных, развития культуры народов СССР (России)
общечеловеческих
гуманистических
и
ПРб 02. Знание имен героев Первой
демократических ценностей;
Гражданской,
Великой
- готовность противостоять идеологии мировой,
Отечественной
войн,
исторических
экстремизма, национализма, ксенофобии,
личностей, внесших значительный вклад в
дискриминации
по
социальным, социально-экономическое, политическое и
религиозным,
расовым,
национальным культурное развитие России в XX - начале
признакам;
XXI века
- готовность вести совместную деятельность
в интересах гражданского общества, ПРб 03. Умение составлять описание
участвовать
в
самоуправлении
в (реконструкцию) в устной и письменной
общеобразовательной организации и детско- форме исторических событий, явлений,
процессов истории родного края, истории
юношеских организациях;
- умение взаимодействовать с социальными России и всемирной истории XX - начала
XXI века и их участников, образа жизни
институтами в соответствии с их функциями
людей и его изменения в Новейшую эпоху;
и назначением;
формулировать
и
обосновывать
- готовность к гуманитарной и волонтерской собственную точку зрения (версию, оценку)
деятельности;
с опорой на фактический материал, в том
патриотического воспитания:
числе используя источники разных типов
сформированность
российской
гражданской идентичности, патриотизма, ПРб 04. Умение выявлять существенные
уважения к своему народу, чувства черты исторических событий, явлений,
ответственности перед Родиной, гордости за процессов; систематизировать историческую
свой край, свою Родину, свой язык и информацию в соответствии с заданными
критериями;
сравнивать
изученные
культуру,
прошлое
и
настоящее
исторические события, явления, процессы
многонационального народа России;
- ценностное отношение к государственным ПРб 05. Умение устанавливать причинно-

9

Код и наименование формируемых
компетенций

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
Дисциплинарные
пространственные,
символам, историческому и природному следственные,
временные
связи
исторических
событий,
наследию, памятникам, традициям народов
России, достижениям России в науке, явлений, процессов; характеризовать их
итоги; соотносить события истории родного
искусстве, спорте, технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к края и истории России в XX - начале XXI
века;
определять
современников
служению
и
защите
Отечества,
исторических событий истории России и
ответственность за его судьбу;
человечества в целом в XX - начале XXI
освоенные обучающимися межпредметные века
понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные,
познавательные, ПРб 08. Умение анализировать текстовые,
визуальные
источники
исторической
коммуникативные);
информации,
в
том
числе
исторические
- способность их использования в
познавательной и социальной практике, карты/схемы, по истории России и
готовность
к
самостоятельному зарубежных стран XX - начала XXI века;
планированию и осуществлению учебной сопоставлять информацию, представленную
деятельности,
организации
учебного в различных источниках; формализовать
сотрудничества
с
педагогическими историческую информацию в виде таблиц,
работниками и сверстниками, к участию в схем, графиков, диаграмм
построении
индивидуальной
ПРб 10. Умение защищать историческую
образовательной траектории;
овладение
навыками
учебно- правду, не допускать умаления подвига
исследовательской, проектной и социальной народа при защите Отечества, готовность
давать отпор фальсификациям российской
деятельности
истории
ПРб 11. Знание ключевых событий,
основных дат и этапов истории России и
мира в XX - начале XXI века; выдающихся
деятелей отечественной и всемирной
истории; важнейших достижений культуры,
10

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
Дисциплинарные
ценностных ориентиров
ПК 3.1. Выполнять подготовительные В части трудового воспитания:
ПРб 06. Умение критически анализировать
готовность
к
труду,
осознание
ценности
работы при производстве малярных работ
для
решения
познавательной
задачи
при отделке поверхностей зданий и мастерства, трудолюбие;
аутентичные
исторические
источники
- готовность к активной деятельности
сооружений.
технологической и социальной направленности, разных типов (письменные, вещественные,
способность инициировать, планировать и аудиовизуальные) по истории России и
самостоятельно выполнять такую деятельность; зарубежных стран XX - начала XXI века,
интерес
к
различным
сферам оценивать их полноту и достоверность,
профессиональной деятельности,
соотносить с историческим периодом;
Овладение
универсальными
учебными
выявлять общее и различия; привлекать
познавательными действиями:
контекстную информацию при работе с
а) базовые логические действия:
самостоятельно
формулировать
и историческими источниками
Код и наименование формируемых
компетенций

актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;

- устанавливать существенный признак или
основания для сравнения, классификации и
обобщения;
- определять цели деятельности, задавать
параметры и критерии их достижения;
- вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения,
находить
аргументы
для
доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения;

11

Код и наименование формируемых
компетенций

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
Дисциплинарные
- анализировать полученные в ходе решения
задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
выдвигать
новые
идеи,
предлагать
оригинальные подходы и решения.

12

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в
часах

Объем образовательной программы учебного предмета

138

Основное содержание

130

в т. ч.:
теоретическое обучение

90

лабораторные/практические занятия

30

Профессионально ориентированное содержание

10

в т. ч.:
теоретическое обучение
лабораторные/практические занятия

10

Консультации

2

Промежуточная аттестация (экзамен)

6

13

2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

1
2
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. 1914 – 1945 ГГ.
Раздел 1. Мир накануне и в годы Первой мировой войны
Тема 1.1. Мир в начале Основное содержание
ХХ в.
Понятие «Новейшее время». Хронологические рамки и периодизация Новейшей истории.
Изменения в мире в ХХ веке. Ключевые процессы и события Новейшей истории.
Тема
1.2.
Первая Объединенные Нации против нацизма и фашизма. Система международных отношений.
мировая
Россия в XX в. Развитие индустриального общества. Индустриальная цивилизация в
война. 1914–1918 гг.
начале XX века. «Пробуждение Азии». Технический прогресс. Изменение социальной
структуры общества. Рабочее движение и социализм.
Антанта и Тройственный союз. Начало и первый год войны. Переход к позиционной
войне. Борьба на истощение. Изменение соотношения сил. Капитуляция стран Четверного
союза. Компьенское перемирие. Итоги и последствия Первой мировой войны
Раздел 2. Мир в 1918-1938 гг.
Тема 2.1. Распад
Основное содержание
империй
Факторы, повлиявшие на распад империй после Первой мировой войны. Образование
и образование новых
новых национальных государств. Ноябрьская революция в Германии. Веймарская
национальных
республика. Советская власть в Венгрии. Революционное движение и образование
государств в Европе
Коммунистического интернационала. Образование Турецкой Республики
Тема 2.2. Версальско- Основное содержание
Вашингтонская система Планы послевоенного устройства мира. Территориальные изменения в мире и Европе по
международных
результатам Первой мировой войны. Парижская (Версальская) мирная конференция.
отношений
Версальская система. Учреждение Лиги Наций. Рапалльское соглашение и признание
СССР. Вашингтонская конференция и Вашингтонское соглашение 1922 года. Влияние
Версальского договора и Вашингтонского соглашения на развитие международных
отношений
Тема 2.3. Страны
Основное содержание

Формируемые
общие и
Объём
профессиональ
часов
ные
компетенции
3
4
26
4
4
2
ОК 02
ОК 05
ОК 06
2
14
2
2

ОК 02
ОК 05
ОК 06

2

2

4

ОК 02
ОК 05
ОК 06
ОК 02
14

Наименование
разделов и тем
Европы и Северной
Америки в 1920-е гг.

Формируемые
общие и
Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), Объём
профессиональ
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
часов
ные
компетенции
Послевоенная стабилизация. Факторы, способствующие изменениям в социальноОК 05
экономической сфере в странах Запада. Экономический бум. Демократизация
ОК 06
общественной жизни, возникновение массового общества. Влияние социалистических
партий и профсоюзов.
Формирование авторитарных режимов, причины их возникновения в европейских странах
в 1920-1930-е гг. Возникновение фашизма. Фашистский режим в Италии. Особенности
режима Муссолини. Начало борьбы с фашизмом.
Начало Великой депрессии, ее причины. Социально-политические последствия кризиса
2
конца 1920-1930-х гг. в США. «Новый курс» Ф. Рузвельта. Значение реформ. Роль
государства в экономике стран Европы и Латинской Америки.
Нарастание агрессии в мире. Причины возникновения нацистской диктатуры в Германии
в 1930-е гг. Установление нацистской диктатуры. Нацистский режим в Германии.
Подготовка Германии к войне. Победа Народного фронта и франкистский мятеж в
Испании. Революция в Испании. Поражение Испанской Республики. Причины и значение
гражданской войны в Испании

Практическое занятие
Международные отношения после Первой мировой войны (1920-е гг.)
Тема 2.4. Страны Азии, Основное содержание
Африки и Латинской Экспансия колониализма. Цели национально-освободительных движений в странах
Америки в 1918-1930 гг. Востока. Агрессивная внешняя политика Японии. Нестабильность в Китае в межвоенный
период. Национально-освободительная борьба в Индии. Африка. Особенности
экономического и политического развития Латинской Америки
Тема 2.5.
Основное содержание
Международные
Нарастание мировой напряженности в конце 1930-х гг. Причины Второй мировой войны.
отношения в 1930-е гг. Мюнхенский сговор. Англо-франко-советские переговоры лета 1939 г.
Тема 2.6. Развитие
Основное содержание
науки и культуры в
Влияние науки и культуры на развитие общества в межвоенный период. Новые научные
1914-1930-х гг.
открытия и технические достижения. Новые виды вооружений и военной техники.
Особенности культурного развития: архитектура, изобразительное искусство, литература,

2
2
2
2
2
2
2

ОК 02
ОК 05
ОК 06
ОК 02
ОК 05
ОК 06
ОК 02
ОК 05
ОК 06
15

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

кинематограф, музыка. Олимпийское движение
Раздел 3. Вторая мировая война 1939-1945 гг.
Тема 3.1. Начало
Основное содержание
Второй мировой войны Причины Второй мировой войны. Нападение Германии на Польшу. Начало мировой
войны в Европе. Захват Дании и Норвегии. Разгром Франции. Битва за Британию.
Агрессия Германии и ее союзников в Северной Африке и на Балканах. Борьба Китая
против японских агрессоров в 1939-1941 гг. Причины побед Германии и ее союзников в
начальный период Второй мировой войны
Нападение Германии на СССР. Нападение Японии на США. Формирование
антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз. Подписание Декларации Объединенных Наций.
Положение в оккупированных странах.
Холокост. Концентрационные лагеря. Принудительная трудовая миграция и
насильственные переселения. Коллаборационизм. Движение Сопротивления
Практическое занятие
Конференции Второй мировой войны
Тема 3.2. Коренной
Основное содержание
перелом, окончание и Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Поражение итало-германских войск в
важнейшие итоги
Северной Африке. Иностранные воинские части на территории СССР. Укрепление
Второй мировой войны антигитлеровской коалиции: Тегеранская конференция. Падение режима Муссолини в
Италии. Перелом в войне на Тихом океане.
Открытие Второго фронта. Военные операции Красной армии в 1944-1945 гг., их роль в
освобождении стран Европы. Ялтинская конференция. Разгром Германии, ее капитуляция.
Роль СССР. Потсдамская конференция. Создание ООН.
Американские атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Вступление СССР в войну
против Японии, разгром Квантунской армии. Капитуляция Японии. Нюрнбергский
трибунал, Токийский и Хабаровский процессы над немецкими и японскими военными
преступниками. Важнейшие итоги Второй мировой войны
Практическое занятие. Контрольная работа
ИСТОРИЯ РОССИИ. 1914 – 1945 ГГ.

Формируемые
общие и
Объём
профессиональ
часов
ные
компетенции
8
4

2

ОК 02
ОК 05
ОК 06

2
4

2

ОК 02
ОК 05
ОК 06

2
50
16

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

Раздел 4. Введение. Россия в начале в 1914-1922 гг.
Тема 4.1. Россия и мир Основное содержание
накануне Первой
Введение в историю России начала ХХ в. Время революционных потрясений и войн.
мировой войны
Завершение территориального раздела мира и кризис международных отношений. Новые
средства военной техники и программы перевооружений. Военно-политические блоки.
Предвоенные международные кризисы. Покушение на эрцгерцога Франца Фердинанда и
начало войны. Планы сторон
Тема 4.2. Россия в
Основное содержание
Первой мировой войне Русская армия на фронтах Первой мировой войны. Военная кампания 1914 г. Военные
действия 1915 г. Кампания 1916 г. Мужество и героизм российских воинов.
Власть, экономика и общество в годы Первой мировой войны. Патриотический подъем в
начале войны. Экономика России в годы войны. Политические партии. Причины
нарастания революционных настроений в российском обществе
Практическое занятие.
Мужество и героизм российского народа в годы Первой мировой войны
Тема 4.3. Российская
Основное содержание
революция:
Объективные и субъективные причины революционного кризиса. Падение монархии.
Февраль 1917 г.
Временное правительство и его программа. Петроградский совет рабочих и солдатских
Октябрь 1917 г.
депутатов и его декреты. Основные политические партии в 1917 г. Кризисы Временного
правительства.
Изменение общественных настроений. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Рост
влияния большевиков. Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде.
Свержение Временного правительства и взятие власти большевиками. Создание
коалиционного правительства большевиков и левых эсеров. Русская православная церковь
в условиях революции
Практическое занятие
Работа с источниками
Тема 4.4. Первые
Основное содержание
революционные
Первые декреты новой власти. Учредительное собрание. Организация власти Советов.

Формируемые
общие и
Объём
профессиональ
часов
ные
компетенции
26
4

4

ОК 02
ОК 05
ОК 06

4

2

ОК 02
ОК 05
ОК 06

2
6

4

ОК 02
ОК 05
ОК 06

2

ОК 02

2
2

ОК 02
ОК 05
17

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

Создание новой армии и спецслужбы. Брестский мир. Конституция РСФСР 1918 г.
Экономическая политика советской власти. Национализация промышленности. «Военный
коммунизм» в городе и деревне. План Государственной комиссии по электрификации
России
Профессионально ориентированное содержание
«По плану ГОЭЛРО»: становление советской энергетики. Знаменитые стройки 1918-1922 гг.
преобразования
большевиков

Формируемые
общие и
Объём
профессиональ
часов
ные
компетенции
ОК 06

2

2
Тема 4.5. Гражданская Основное содержание
война
Гражданская война: истоки и основные участники. Причины и основные этапы
Гражданской войны в России. Формирование однопартийной диктатуры. Многообразие
антибольшевистских сил, их политические установки, социальный состав. Выступление
левых эсеров.
События 1918–1919 гг. «Военспецы» и комиссары в Красной армии. Террор красный и
белый: причины и масштабы. Польско-советская война. Рижский мирный договор с
Польшей. Причины Победы Красной армии в Гражданской войне
Профессионально ориентированное содержание
«Жизнь в катастрофе»: культура повседневности и стратегии выживания в годы великих потрясений

2

2

2

2
Тема 4.6. Революция и
Гражданская война на
национальных
окраинах

Основное содержание
Национальные районы России в годы Первой мировой войны. Возникновение
национальных государств на окраинах России. Строительство Советской Федерации.
Установление советской власти на Украине, в Белоруссии и Прибалтике. Установление
советской власти в Закавказье. Победа советской власти в Средней Азии и борьба с
басмачеством

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ПК 3.1

ОК 02
ОК 05
ОК 06

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ПК 3.1.

2

2

ОК 02
ОК 05
ОК 06
18

Наименование
разделов и тем
Тема 4.7. Идеология и
культура в годы
Гражданской войны

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

Основное содержание
Идеология и культура в годы Гражданской войны. Перемены в идеологии. Политика
новой власти в области образования и науки. Власть и интеллигенция. Отношение к
Русской православной церкви.
Повседневная жизнь в период революции и Гражданской войны. Изменения в
общественных настроениях. Внешнее положение Советской России в конце Гражданской
войны
Раздел 5. Советский Союз в 1920-1930-е гг.
Тема 5.1. СССР в 20-е Основное содержание
гг.
Последствия Первой мировой войны и Российской революции для демографии и
экономики. Власть и Церковь.
Крестьянские восстания. Кронштадтское восстание. Переход от «военного коммунизма» к
новой экономической политике.
Экономическое и социальное развитие в годы нэпа. Замена продразверстки единым
продналогом. Новая экономическая политика в промышленности. Иностранные
концессии. Стимулирование кооперации. Финансовая реформа Г.Я. Сокольникова.
Создание Госплана и противоречия нэпа.
Предпосылки и значение образования СССР. Образование СССР. Конституция 1924 г.
Административно-территориальные
реформы
и
национально-государственное
строительство. Политика коренизации.
Колебания политического курса в начале 1920-х гг. Болезнь В.И. Ленина и борьба за
власть. Внутрипартийная борьба и ликвидация оппозиции внутри Всесоюзной
коммунистической партии большевиков.
Международное положение после окончания Гражданской войны в России. Советская
Россия на Генуэзской конференции. Дипломатические признания СССР – «Полоса
признания». Отношения со странами Востока. Деятельность Коминтерна.
Дипломатические конфликты с западными странами.
Контроль над интеллектуальной жизнью общества. Сменовеховство. Культура русской
эмиграции. Власть и Церковь. Развитие образования. Развитие науки и техники. Начало
«нового искусства». Перемены в повседневной жизни и общественных настроениях.

Формируемые
общие и
Объём
профессиональ
часов
ные
компетенции
2

2

ОК 02
ОК 05
ОК 06

12
6

4

ОК 02
ОК 05
ОК 06

19

Наименование
разделов и тем

Тема 5.2. Советский

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
«Великий перелом». Индустриализация. Форсированная индустриализация. Разработка и
принятие плана первой пятилетки. Ход и особенности советской индустриализации, ее
издержки. Итоги курса на индустриальное развитие.
Коллективизация сельского хозяйства. Цель и задачи коллективизации. Начало
коллективизации. Раскулачивание. Голод 1932-1933 гг. Становление колхозной системы.
Итоги коллективизации
Практическое занятие
Работа с источниками
Основное содержание

Формируемые
общие и
Объём
профессиональ
часов
ные
компетенции

2

ОК 02

6

ОК 02

20

Формируемые
общие и
Наименование
Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), Объём
профессиональ
разделов и тем
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
часов
ные
компетенции
Конституция 1936 года. Укрепление политического режима. Репрессивная политика.
ОК 05
Союз в 30-е гг.
Массовые
общественные
организации:
Всесоюзный
центральный
совет
ОК 06
профессиональных союзов, Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи,
Всесоюзная пионерская организация. Национальная политика и национальногосударственное строительство.
Культурное пространство советского общества в 1930-е гг. Формирование «нового
человека». Власть и Церковь. Культурная революция.
Достижения отечественной науки в 1930-е гг. Развитие здравоохранения и образования.
Советское искусство 1930-х гг. Власть и культура. Советская литература. Советские
кинематограф, музыка, изобразительное искусство, театр.
Повседневная жизнь населения в 1930-е гг. Общественные настроения. Русское Зарубежье
и его роль в развитии мировой культуры. Численность, состав и главные центры Русского
4
Зарубежья. Русская зарубежная Церковь. Культура Русского Зарубежья. Повседневная
жизнь эмигрантов.
СССР и мировое сообщество в 1929-1939 гг. Мировой экономический кризис 1929-1933
гг. и пути выхода из него. Борьба за создание системы коллективной безопасности.
Усиление угрозы мировой войны. Мюнхенский сговор. Укрепление безопасности на
Дальнем Востоке. Советско-германский договор о ненападении
СССР накануне Великой Отечественной войны. Вхождение в состав СССР Западной
Украины и Западной Белоруссии. Советско-финляндская война 1939-1940 гг. Вхождение в
состав СССР Прибалтики, Бессарабии и Северной Буковины. Подготовка Германии к
нападению на СССР. Меры советского руководства по укреплению обороноспособности
страны. Советские планы и расчеты накануне войны
Практическое занятие
2
ОК 02
Работа с источниками
Раздел 6. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.
12
Тема 6.1. Первый
Основное содержание
ОК 02
2

21

Наименование
разделов и тем
период войны

Тема 6.2. Коренной
перелом в ходе войны

Формируемые
общие и
Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), Объём
профессиональ
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
часов
ные
компетенции
План «Барбаросса». Вторжение врага. Чрезвычайные меры советского руководства.
ОК 05
Тяжелые бои летом – осенью 1941 г. Прорыв гитлеровцев
ОК 06
к Ленинграду. Московская битва: оборона Москвы и подготовка контрнаступления.
Блокада Ленинграда. Дорога жизни по льду Ладожского озера. Контрнаступление под
Москвой. Начало формирования антигитлеровской коалиции.
Фронт за линией фронта. Характер войны и цели гитлеровцев. Оккупационный режим.
2
Партизанское и подпольное движение. Трагедия плена. Репатриации. Пособники
оккупантов.
Единство фронта и тыла. Эвакуации. Вклад советской военной экономики в Победу.
Поставки по ленд-лизу. Обеспечение фронта и тыла продовольствием. Патриотизм
советских людей. Государство и Церковь в годы войны

Основное содержание
Боевые действия весной и в начале лета 1942 г. Начало битвы за Кавказ.
Сталинградская битва. Контрнаступление под Сталинградом. Ликвидация
окруженной группировки врага.
Наступление советских войск в январе – марте 1943 г. Прорыв блокады Ленинграда.
Освобождение Ржева. Обстановка на фронте весной 1943 г. Немецкое наступление под
Курском. Курская битва. Контрнаступление Красной Армии. Битва за Днепр. Укрепление
антигитлеровской коалиции. Тегеранская конференция 1943 г. Завершение коренного
перелома.
«Десять сталинских ударов» и изгнание врага с территории СССР. Обстановка на фронтах
к началу 1944 г. Полное снятие блокады Ленинграда. Освобождение Правобережья
Днепра. Освобождение Крыма. Поражение Финляндии. Освобождение Белорусской ССР.
Освобождение Прибалтики. Львовско-Сандомирская операция
Тема 6.3. Наука и
Основное содержание
культура в годы войны Вклад в Победу деятелей науки. Советский атомный проект. Сражающаяся культура.
Литература военных лет. Разграбление культурных ценностей на оккупированных
территориях

2

2

2
2

ОК 02
ОК 05
ОК 06

ОК 02
ОК 05
ОК 06
22

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

Тема 6.4. Окончание
Основное содержание
Второй мировой войны Освободительная миссия Красной Армии в Европе. Освобождение Румынии, Болгарии и
Югославии. Освобождение Польши. Освобождение Чехословакии, Венгрии и Австрии.
Помощь населению освобожденных стран. Крымская (Ялтинская) конференция.
Последние сражения. Битва за Берлин. Встреча на Эльбе. Взятие Берлина и капитуляция
Германии.
Окончание Второй мировой войны. Итоги и уроки. Потсдамская конференция.
Вступление СССР в войну с Японией. Освобождение Маньчжурии и Кореи.
Освобождение Южного Сахалина и Курильских островов. Образование ООН. Наказание
главных военных преступников. Токийский и Хабаровский процессы. Решающая роль
Красной Армии в разгроме агрессоров. Людские потери. Материальные потери
Практическое занятие. Контрольная работа
Профессионально ориентированное содержание
Восстановление городов после окончания Великой Отечественной войны. Трудовой героизм советского народа

Формируемые
общие и
Объём
профессиональ
часов
ные
компетенции
4

2

2
2

2
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. 1945 Г. – НАЧАЛО XXI ВЕКА
Раздел 7. Мир во второй половине XX – начале XXI в. Интересы СССР, США, Великобритании и Франции в
Европе и мире после войны
Тема 7.1. США и
Основное содержание
страны Европы во
США и страны Западной Европы во второй половине ХХ – начале XXI в. Складывание
второй половине XX – биполярного мира. План Маршалла и доктрина Трумэна. Установление просоветских
начале XXI в.
режимов в странах Восточной Европы. Раскол Германии. Советско-югославский
конфликт и политические репрессии в Восточной Европе. Причины начала холодной
войны.
США и страны Западной Европы во второй половине ХХ в. Маккартизм в США.
Возникновение «общества потребления». Проблема прав человека. Возникновение
Европейского экономического сообщества. Федеративная республика Германия.

ОК 02
ОК 05
ОК 06

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ПК 3.1.

22
4
2

2

ОК 02
ОК 05
ОК 06

23

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

Западногерманское «экономическое чудо». Франция после Второй мировой войны.
Консервативная и трудовая Великобритания. Движение против расовой дискриминации в
США. Новые течения в идеологии. Социальный кризис конца 1960-х гг. и его значение.
США и страны Западной Европы в конце ХХ – начале XXI в. Информационная
революция. Энергетический и экологический кризисы. Изменение социальной структуры
стран Запада. Рост влияния средств массовой информации и политические изменения в
Европе. Неоконсерватизм и неоглобализм. Страны Запада в начале ХХI в. Создание
Европейского союза
Тема 7.2. Страны
Основное содержание
Центральной и
Социально-экономическая система Восточной Европы в середине ХХ в. Кризисы в ряде
Восточной Европы во социалистических стран. «Пражская весна» 1968 г. Ввод войск стран Варшавского
второй половине ХХ – договора в Чехословакию. Движение «Солидарность» в Польше. Югославский социализм.
начале ХХI в.
«Бархатные революции» в Восточной Европе. Распад Югославии и войны на Балканах.
Агрессия НАТО против Югославии. Восточная Европа в 1990-х гг. и начале ХХI в.
Раздел 8. Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине ХХ – начале XXI в.
Тема 8.1. Страны Азии Основное содержание
во второй половине ХХ Гражданская война в Китае. Война в Корее. Национально-освободительные движения в
– начале ХХI в.
Юго-Восточной Азии. Возобновление войны в Индокитае. Американское вмешательство
во Вьетнаме. Победа коммунистов в Индокитае. Причины и последствия локальных войн
в Китае, Корее, Вьетнаме, Лаосе, Камбодже.
Строительство социализма в Китае. Мао Цзэдун. «Культурная революция»
в Китае. Рыночные реформы в Китае. Китай в конце 1980-х гг. Северная Корея. Режим
Пол Пота в Кампучии. Реформы в социалистических странах Азии, их последствия.
Япония после Второй мировой войны. Восстановление суверенитета Японии и проблема
Курильских островов. Японское «экономическое чудо». Кризис японского общества.
Развитие Южной Кореи. «Тихоокеанские драконы»: Южная Корея, Тайвань, Сингапур и
Гонконг. Успехи Китая. Причины экономических успехов Японии, Южной Кореи, Китая
во второй половине ХХ – начале ХХI в.
Обретение независимости странами Южной Азии. Преобразования в независимой Индии.
Индия и Пакистан. Кризис индийского общества и борьба за его преодоление.

Формируемые
общие и
Объём
профессиональ
часов
ные
компетенции

2

2

ОК 02
ОК 05
ОК 06

12
4

2

ОК 02
ОК 05
ОК 06

24

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

Капиталистическая модернизация Таиланда, Малайзии и Филиппин. Индонезия и Мьянма
Практическое занятие
Международные отношения стран Азии и Европы
Тема 8.2. Страны
Основное содержание
Ближнего и Среднего Арабские страны и возникновение государства Израиль. Антиимпериалистическое
Востока во второй
движение и Суэцкий конфликт. Арабо-израильские войны и мирное урегулирование на
половине ХХ – начале Ближнем Востоке. Модернизация в Турции. Исламская революция в Иране. Создание
ХХI в.
исламских режимов. Кризисы в Персидском заливе. Причины и последствия арабоизраильских войн, революции в Иране
Тема 8.3. Страны
Основное содержание
Тропической и Южной Освобождение от колониальной зависимости. Страны Африки южнее Сахары. Попытки
Африки
демократизации и установление диктатур. Ликвидация системы апартеида. Страны
социалистической ориентации. Конфликт в Африканском Роге. Этнические конфликты.
Пути развития стран Африки после освобождения от колониальной зависимости во
второй половине ХХ в., их причины
Тема 8.4. Страны
Основное содержание
Латинской Америки во Страны Латинской Америки в середине ХХ в. Аграрные реформы и импортозамещающая
второй половине ХХ – индустриализация. Революция на Кубе. Переход Кубы к социалистическому развитию.
начале XXI вв.
Эрнесто Че Гевара. Революции и гражданские войны в Центральной Америке. Реформы в
странах Латинской Америки в 1950–1970-х гг. Преобразования «Народного единства» в
Чили. Кризис реформ и военный переворот в Чили. Диктаторские режимы в странах
Южной Америки. Переход к демократии и усиление левых сил. Причины и последствия
революционных движений на Кубе и в Центральной Америке
Практическое занятие. Контрольная работа
Раздел 9. Международные отношения во второй половине ХХ – начале XXI вв.
Тема 9.1.
Основное содержание
Международные
Гонка вооружений СССР и США, ее последствия. Ракетно-космическое соперничество.
отношения в конце
Международные отношения в 1950-е гг. «Новые рубежи» Дж. Кеннеди и Берлинский
1940-х – конце 1980-х гг. кризис. Карибский кризис. Договор о запрещении ядерных испытаний. Советско-

Формируемые
общие и
Объём
профессиональ
часов
ные
компетенции
2
2

2

ОК 02
ОК 05
ОК 06

2

2

ОК 02
ОК 05
ОК 06

4

2

2
4
2
2

ОК 02
ОК 05
ОК 06

ОК 02
ОК 05
ОК 06
25

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

китайский конфликт. Усиление нестабильности в мире и Договор о нераспространении
ядерного оружия. Договоры ОСВ-1 и ПРО. Хельсинский акт. Договоры ОСВ-2 и ракетный
кризис. События в Афганистане и возвращение к политике холодной войны. Конец
холодной войны
Тема 9.2.
Основное содержание
Международные
Расширение НАТО на Восток. Конфликт на Балканах. Военные интервенции НАТО.
отношения в 1990-е –
Кризис глобального доминирования Запада. Обострение противостояния России и Запада.
2024 г.
Интеграционные процессы в современном мире: БРИКС, Евразийский экономический
союз, Содружество Независимых Государств, Шанхайская организация сотрудничества,
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии
Раздел 10. Развитие науки и культуры во второй половине ХХ – начале XXI вв.
Тема 10.1. Наука и
Основное содержание
культура во второй
Важнейшие направления развития науки во второй половине ХХ – начале ХХI в. Ядерная
половине ХХ в. – начале энергетика. Освоение космоса. Развитие культуры и искусства во второй половине ХХ –
ХХI в.
начале ХХI в.: литература, театральное искусство, музыка, архитектура, изобразительное
искусство. Олимпийское движение Глобальные проблемы современности
ИСТОРИЯ РОССИИ. 1945 Г. – НАЧАЛО XXI В.
Раздел 11. СССР в 1945-1991 гг.
Тема 11.1. СССР в
Основное содержание
послевоенные годы
Послевоенные годы. Влияние Победы. Потери и демографические проблемы. Социальная
адаптация фронтовиков. Репатриация. Борьба с беспризорностью
и преступностью. Восстановление и развитие экономики и социальной сферы.
Восстановление промышленности. Сельское хозяйство. Меры по улучшению жизни
населения.
Политическая система в послевоенные годы. Сталин и его окружение. Союзный центр и
национальные регионы: проблемы взаимоотношений. Послевоенные репрессии.
Идеология, наука, культура и спорт в послевоенные годы. Соперничество в высших
эшелонах власти. Усиление идеологического контроля над обществом. Основные
тенденции развития советской литературы и искусства. Развитие советской науки.
Советский спорт.

Формируемые
общие и
Объём
профессиональ
часов
ные
компетенции

2

2

ОК 02
ОК 05
ОК 06

2
2
2

ОК 02
ОК 05
ОК 06

32
22
4

4

ОК 02
ОК 05
ОК 06

26

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

Место и роль СССР в послевоенном мире. Укрепление геополитических позиций СССР.
Послевоенные договоры с побежденными противниками. Начало холодной войны, ее
причины и особенности. Раскол Европы и оформление биполярного мира. СССР и страны
Азии
Тема 11.2. СССР в 1953- Основное содержание
1964 гг.
Смерть Сталина и настроения в обществе. Борьба за власть в советском руководстве. Н.С.
Хрущев. ХХ съезд КПСС и идеологическая кампания по разоблачению культа личности
Сталина. Реабилитация жертв политических репрессий. Реорганизация государственных
органов, партийных и общественных организаций. Новая Программа КПСС и проект
Конституции СССР. Воспитание «нового человека».
Основные направления экономического и социального развития СССР в 1953-1964 гг.
Экономический курс Г.М. Маленкова. Развитие промышленности. Военный и
гражданский секторы экономики. Развитие сельского хозяйства и попытки решения
продовольственной проблемы. Социальное развитие.
Развитие науки и техники в 1953-1964 гг. Научно-техническая революция в СССР.
Развитие компьютерной техники. Организация науки. Фундаментальная наука и
производство. Развитие гуманитарных наук. Открытие новых месторождений. Освоение
Арктики и Антарктики. Самолетостроение и ракетостроение. Освоение космоса.
Культурное пространство в 1953-1964 гг. Условия развития советской культуры. Первые
признаки наступления оттепели в культурной сфере. Власть и интеллигенция. Развитие
образования. Власть и Церковь. Зарождение новых форм общественной жизни. Развитие
советского спорта.
Перемены в повседневной жизни в 1953-1964 гг. Революция благосостояния. Демография.
Изменение условий и оплаты труда. Перемены в пенсионной системе. Общественные
фонды потребления. Решение жилищной проблемы. Жизнь на селе. Популярные формы
досуга. Изменение структуры питания. Товары первой необходимости. Книги, журналы,
газеты. Туризм. Изменение общественных настроений и ожиданий.
Новый курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу. СССР и стран
Запада. Гонка вооружений. СССР и мировая социалистическая система. Распад
колониальной системы. СССР и страны третьего мира

Формируемые
общие и
Объём
профессиональ
часов
ные
компетенции

4

2

ОК 02
ОК 05
ОК 06

27

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

Практическое занятие
Новый курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу.
Тема 11.3.
Основное содержание
Политическое развитие Политическое развитие СССР в 1964-1985 гг. Итоги и значение «великого десятилетия»
СССР в 1964-1985 гг.
Н.С. Хрущева. Политический курс Л.И. Брежнева. Конституция СССР 1977 г.
Особенности социально-экономического развития СССР в 1964-1985 гг. Новые
ориентиры аграрной политики: реформа 1965 г. и ее результаты. Косыгинская реформа
промышленности. Рост социально-экономических проблем.
Развитие науки, образования, здравоохранения. Научные и технические приоритеты.
Советская космическая программа. Развитие образования. Советское здравоохранение.
Идеология и культура. Новые идеологические ориентиры. Концепция «развитого
социализма». Диссиденты и неформалы. Литература и искусство: поиски новых путей.
Достижения советского спорта.
Повседневная жизнь советского общества в 1964-1985 гг. Общественные настроения.
Национальная политика и национальные движения. Новая историческая общность.
Изменение национального состава населения СССР. Развитие республик в рамках единого
государства. Национальные движения. Эволюция национальной политики.
Внешняя политика СССР в 1964-1985 гг. Новые вызовы внешнего мира. Отношения
СССР со странами Запада. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе
(СБСЕ). СССР и развивающиеся страны. Ввод советских войск в Афганистан. СССР и
страны социализма.
СССР и мир в начале 1980-х гг. Нарастание кризисных явлений в СССР.
Ю.В. Андропов и начало формирования идеологии перемен. М.С. Горбачев и его
окружение: курс на реформы
Практическое занятие
Внешняя политика СССР в 1964-1985 гг.
Тема 11.4. СССР в 1985- Основное содержание
1991 гг.
Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991 гг. Первый этап преобразований
М.С. Горбачева: концепция ускорения социально-экономического развития. Второй этап
экономических реформ. Экономический кризис и окончательное разрушение советской

Формируемые
общие и
Объём
профессиональ
часов
ные
компетенции
2
6

4

ОК 02
ОК 05
ОК 06

2
6
4

ОК 02
ОК 05
ОК 06
28

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

модели экономики. Разработка программ перехода к рыночной экономике.
Перемены в духовной сфере в годы перестройки. Гласность и плюрализм. Литература.
Кино и театр. Реабилитация жертв политических репрессий. Новый этап в
государственно-конфессиональных отношениях. Результаты политики гласности.
Реформа политической системы СССР и ее итоги. Начало изменения советской
политической системы. Конституционная реформа 1988-1991 гг. I Съезд народных
депутатов СССР и его значение. Становление многопартийности. Кризис в КПСС и
создание Коммунистической партии РСФСР.
Новое политическое мышление и перемены во внешней политике. СССР и Запад. Начало
разоружения. Разблокирование региональных конфликтов. Распад социалистической
системы. Результаты политики нового мышления. Отношение к М.С. Горбачеву и его
внешней политике в СССР и в мире.
Национальная политика и подъем национальных движений. Кризис межнациональных
отношений. Нарастание националистических и сепаратистских настроений, обострение
межнациональных конфликтов. Противостояние между союзным центром и партийным
руководством республик. Декларация о государственном суверенитете РСФСР.
Разработка нового союзного договора. Августовский политический кризис 1991 г. Распад
СССР
Практическое занятие
Распад СССР
Профессионально ориентированное содержание
Успехи и проблемы строительства жилья в СССР. Советские строители на службе Родине

Формируемые
общие и
Объём
профессиональ
часов
ные
компетенции

2
2

2
Раздел 12. Российская Федерация в 1992 – начале 2000-х гг.
Тема 12.1. Российская Основное содержание
Федерация в 1990-е гг. Российская экономика в условиях рынка. Начало радикальных экономических
преобразований. Ваучерная приватизация. Положение в экономике России в 1992–1998 гг.

10
4
2

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ПК 3.1.
ОК 02
ОК 05
ОК 06
29

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

Корректировка курса реформ. «Олигархический капитализм» и финансовые кризисы.
Дефолт 1998 г. и его последствия. Россия после дефолта. Результаты экономических
реформ 1990-х гг. Политическое развитие Российской Федерации. Разработка новой
Конституции России. Нарастание политико-конституционного кризиса в условиях
ухудшения экономической ситуации. Трагические события осени 1993 г. в Москве.
Конституция России 1993 г. и ее значение. Российская многопартийность и становление
современного парламентаризма. Выборы Президента Российской Федерации в 1996 году.
Результаты политического развития России в 1990-е гг. Отставка Президента России Б.Н.
Ельцина.
Межнациональные отношения и национальная политика. Народы и регионы России после
распада СССР. Федеративный договор. Военно-политический кризис в Чеченской
Республике.
Повседневная
жизнь.
Изменения
в
структуре
российского
общества
и условиях жизни различных групп населения в 1990-е гг. Численность и доходы
населения. Социальное расслоение. Досуг и туризм.
Внешняя политика Российской Федерации в 1990-е гг. Новое место России в мире.
Взаимоотношения с США и странами Запада. Агрессия НАТО в Югославии и изменение
политики России в отношении Запада. Отношения со странами Азии, Африки и
Латинской Америки. Россия на постсоветском пространстве. Результаты внешней
политики страны в 1990-е гг.
Практическое занятие
Внешняя политика Российской Федерации в 1990-е гг.
Тема 12.2. Россия в ХХI Основное содержание
в.
Политические вызовы и новые приоритеты внутренней политики России
в начале ХХI в. Укрепление вертикали власти. Противодействие террористической угрозе.
Урегулирование кризиса в Чеченской Республике. Обеспечение гражданского согласия и
единства общества. Утверждение государственной символики. Военная реформа.
Стабилизация политической системы в годы президентства В.В. Путина.
Россия в 2008–2011 гг. Президент Д.А. Медведев и его программа. Военный конфликт в
Закавказье. Новый этап политической реформы. Выборы в Государственную Думу 2011 г.

Формируемые
общие и
Объём
профессиональ
часов
ные
компетенции

2
4

2

ОК 02
ОК 05
ОК 06

30

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

Социально-экономическое развитие России в начале ХХI в. Приоритетные национальные
проекты. Экономическое развитие в 2000–2007 гг. Россия в системе мировой рыночной
экономики. Мировой экономический кризис 2008 г. Социальная политика. Изменения в
структуре, занятости и численности населения.
Культура, наука, спорт и общественная жизнь в 1990-х – начале 2020-х гг. Последствия
распада СССР в сфере науки, образования и культуры. Литература. Кинематограф.
Музыка. Театр. Изобразительное и монументальное искусство. Развитие российской
культуры в ХХI в. Развитие науки. Формирование суверенной системы образования.
Средства массовой информации. Российский спорт. Государство и основные религиозные
конфессии. Повседневная жизнь.
Внешняя политика в начале ХХI в. Россия в современном мире. Становление нового
внешнеполитического курса России в 2000–2007 гг. Рост международного авторитета
России и возобновление конфронтации со странами Запада в 2008 – 2020 гг.
Россия в 2012 – начале 2020-х гг. Укрепление обороноспособности страны. Социальноэкономическое развитие. Выборы в Государственную Думу 2016 г. Выборы Президента
Российской Федерации в 2018 г. Национальные цели развития страны. Конституционная
реформа 2020 г. Выборы в Государственную Думу VIII созыва.
Россия сегодня. Специальная военная операция (далее – СВО). Отношения с Западом в
начале XXI в. Давление на Россию со стороны США. Противодействие стратегии Запада в
отношении России. Фальсификация истории. Возрождение нацизма. Украинский
неонацизм. Переворот 2014 г. на Украине. Возвращение Крыма. Судьба Донбасса.
Минские соглашения. СВО. Противостояние с Западом. Украина – неонацистское
государство. Новые регионы. СВО и российское общество. Россия – страна героев
Практическое занятие
Работа с научно-популярной литературой
Профессионально ориентированное содержание
Международное сотрудничество и противостояние в строительной.

Формируемые
общие и
Объём
профессиональ
часов
ные
компетенции

2

ОК 02

2

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

2

31

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

Промежуточная аттестация по дисциплине (экзамен)
Консультация
Всего:

Формируемые
общие и
Объём
профессиональ
часов
ные
компетенции
ПК 3.1.
6
2
136

32

3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы учебного предмета осуществляется в учебном
кабинете №2 «Общеобразовательных дисциплин»
Оборудование учебного кабинета:
• посадочные места по количеству обучающихся;
• рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
• ноутбук с лицензионным программным обеспечением,
• мультимедиа.
Наглядные пособия:
•
учебники;
•
учебные таблицы;
•
исторические карты, плакаты
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Основные источники:
1. Мединский В.Р. История. История России 1914 год -1945 годы. - М.:
Академия, 2024
2. Мединский В.Р. История. История России. 1945 год - начало XXI века.
- М.: Академия, 2024
3. Мединский В.Р. История. Всеобщая история. 1914 год - начало XXI
века. - М.: Академия, 2024
4. Артемов В.В. История: учебник. 10-11 кл. - М.: Академия, 2022
5. Измозик, В.С. История России: учебник 11 класс. - М: Вентана, 2020
6. Журавлева, О.Н. История России: учебник 10 класс - М: Академия,
Вентана, 2021
7. История: учебное пособие СПО / В.П. Семин, — Москва: КноРус,
2024(электронная библка)
Дополнительная литература:
8. Волобуев, О.В. Всеобщая история с древних времен до конца 19 века:
учебник 10 класс -М: Дрофа, 2013
9. Чудинов, А.В. История: учебник 11 класс. - М: Академия, 2009
10. Чудинов, А.В. История: учебник 10 класс - М: Академия, 2008
11. Уткин, А.В. История России 1945-2008г.г.: учебник 11 класс. - М:
Просвещение, 2009.
12. Хачатурян, В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времён
до конца 20 века:учеб. пособ. 10-11 кл.- М.: Дрофа, 2001
13. Буганов, В.И. История России, конец 17- 19 в.: учебник для 10 класса.М.: Просвещение,2001
33

14. Загладин, Н.В. Всемирная история 20 в.: учебник для 11 класса
общеобразовательных
15. учебных заведений. - М.: Русское слово - РС, 2002
16. Загладин, Н.В. Всемирная история 20 в.: учебник для 11 класса
общеобразовательных
17. учебных заведений. - М.: Русское слово - РС, 2005
18. Битнер, В.В. Словарь исторический: Личности. Общество. Политика. М.: Остожье, 1998
Основные электронные издания
1.Бугров, К. Д. История России: учебное пособие для СПО / К. Д.
Бугров, С. В. Соколов. —3-е изд. — Саратов: Профобразование, 2024 — 125
c. — ISBN 978-5-4488- 1105-0. — Текст: электронный // Электронный ресурс
цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL:
https://profspo.ru/books/139542.
2. Прядеин, В. С. История России в схемах, таблицах, терминах :
учебное пособие для среднего профессионального образования / В. С.
Прядеин ; под научной редакцией В. М. Кириллова. — Москва: Издательство
Юрайт, 2024 — 107 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-05440-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/540370.
Дополнительная для преподавателей
1. Артёмов В.В. Лубченков Ю.Н. История Отечества: с древнейших
времён до наших дней: учебник для студентов СПО. - М.: Академия,;
Мастерство, 2001.
2. Артемов,В.В. История: Учебник. - М.: Академия, 2015.
3. Артёмов, В.В. История Отечества: с древнейших времён до наших
дней: учебник для студентов СПО. - М.: Академия, Мастерство, 2001
4. История: учебник СПО / С.И. Самыгин. — М.: КноРус,
2018.(электронная библ-ка)
5. Самыгин, П.С. История: учебник для студентов СПО. - Ростов наДону: Феникс,2015

34

4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные
на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и
темам содержания учебного материала.
Код и наименование
формируемых компетенций
ОК 01. Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности применительно
к различным контекстам
ОК 02. Использовать
современные средства поиска,
анализа и интерпретации
информации, и
информационные технологии
для выполнения задач
профессиональной
деятельности

ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и работать
в коллективе и команде

ОК 05. Осуществлять устную
и письменную коммуникацию
на государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и культурного
контекста

Раздел/Тема
Р 4, П-о/с
Р 6, П-о/с
Р 11, П-о/с
Р 12, П-о/с
Р 1, Темы 1.1
Р 2, Темы 2.1 – 2.6
Р 3, Темы 3.1, 3.2
Р 4, Темы 4.1 – 4.7, П-о/с
Р 5, Темы 5.1 – 5.2
Р 6, Темы 6.1 – 6.4, П-о/с
Р 7, Темы 7.1 – 7.2
Р 8, Темы 8.1 – 8.4
Р 9, Тема 9.1 – 9.2
Р 10, Тема 10.1
Р 11, Темы 11.1 – 11.4, П-о/с
Р 12, Темы 12.1 –12.2, П-о/с
Р 4, П-о/с
Р 6, П-о/с
Р 11, П-о/с
Р 12, П-о/с

Типы оценочных
мероприятий
Устный опрос
Контрольная работа
Выступление с
презентацией
Эссе
Промежуточная
аттестация (экзамен)

Р 1, Темы 1.1
Р 2, Темы 2.1 – 2.6
Р 3, Темы 3.1 – 3.2
Р 4, Темы 4.1 – 4.7, П-о/с
Р 5, Темы 5.1 – 5.2
Р 6, Темы 6.1 – 6.4, П-о/с
Р 7, Темы 7.1 – 7.2
Р 8, Темы 8.1 – 8.4
Р 9, Тема 9.1 – 9.2
Р 10, Тема 10.1
Р 11, Темы 11.1 – 11.4, П-о/с
Р 12, Темы 12.1 – 12.2, П-о/с

35

ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать осознанное
поведение на основе
традиционных российских
духовно-нравственных
ценностей, в том числе с
учетом гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных отношений,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения
ПК 3.1.

Р 1, Темы 1.1
Р 2, Темы 2.1 – 2.6
Р 3, Темы 3.1 – 3.2
Р 4, Темы 4.1 – 4.7, П-о/с
Р 5, Темы 5.1 – 5.2
Р 6, Темы 6.1 – 6.4, П-о/с
Р 7, Темы 7.1 – 7.2
Р 8, Темы 8.1 – 8.4
Р 9, Тема 9.1 – 9.2
Р 10, Тема 10.1
Р 11, Темы 11.1 – 11.4, П-о/с
Р 12, Темы 12.1 – 12.2, П-о/с
П-о/с

36

5. Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу
№
п/п

№ пункта

Дата

рабочей
внесения
программы изменений
и
дополнений

До

После

внесения
изменений
и
дополнений

изменений и
дополнений

Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией

Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом

1
2

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».