Содержание
1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной
дисциплины ....................................................................................................... 2
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины .................. 10
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины ..... 20
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины ..................................................................................................... 23
5. Лист изменений и дополнений, внесённых в рабочую учебную
программу ....................................................................................................... 26
1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной
дисциплины
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО:
Общеобразовательная
дисциплина
«Физика»
является
обязательной
частью
общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
профессии 08.01.28 "Мастер отделочных строительных и декоративных работ"
1.2 Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цели дисциплины:
Содержание программы общеобразовательной дисциплины «Физика» направлено на
достижение следующих целей:
формирование
у
обучающихся
уверенности
в
ценности
образования,значимостифизическихзнанийдлясовременногоквалифицированногоспециалистапр
иосуществленииегопрофессиональнойдеятельности;
формирование естественно-научной грамотности;
овладение специфической системой физических понятий, терминологией и
символикой;
освоение основных физических теорий, законов, закономерностей;
овладение основными методами научного познания природы, используемыми в
физике (наблюдение, описание, измерение, выдвижение гипотез, проведение эксперимента);
овладение умениями обрабатывать данные эксперимента, объяснять полученные
результаты, устанавливать зависимости между физическими величинами в наблюдаемом
явлении, делать выводы;
формирование умения решать физические задачи разных уровней сложности;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе приобретения знаний с использованием различных источников информации и
современных информационных технологий; умений формулировать и обосновывать
собственную позицию по отношению к физической информации, получаемой из разных
источников;
воспитание чувства гордости за российскую физическую науку.
2
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО
и на основе ФГОС СОО
Код
Планируемые результаты освоения программы по дисциплине
и наименование
формируемых
Общие
Дисциплинарные
компетенций
Личностные результаты должны отражать в части ПРб 1.Сформированность представлений о роли
трудового воспитания:
и месте физики и астрономии в современной научной
ОК 01. Выбирать
- готовность к труду, осознание ценности мастерства, картине мира, о системообразующей роли физики
способы решения задач трудолюбие;
в развитии естественных наук, техники и современных
профессиональной
готовность
к
активной
деятельности технологий, о вкладе российских и зарубежных
деятельности
технологической
ученых-физиков в развитие науки; понимание
применительно
и
социальной
направленности,
способность физической
сущности
наблюдаемых
явлений
к различным
инициировать,
планировать
и
самостоятельно микромира, макромира и мегамира; понимание роли
контекстам
выполнять такую деятельность;
астрономии
- интерес к различным сферам профессиональной в практической деятельности человека и дальнейшем
деятельности,
научно-техническом
развитии,
роли
физики
- готовность и способность к образованию в формировании кругозора и функциональной
и самообразованию на протяжении всей жизни;
грамотности человека для решения практических
Метапредметные результаты должны отражать:
задач;
Овладение
универсальными
учебными ПРб 2.Сформированность умений распознавать
познавательными действиями:
физические явления (процессы) и объяснять
а) базовые логические действия:
их на основе изученных законов, равномерное
самостоятельно формулировать и актуализировать и
равноускоренное
прямолинейное
движение,
проблему,
рассматривать
ее
всесторонне; свободное падение тел, движение по окружности,
устанавливать существенный признак или основания инерция,
взаимодействие
тел,
колебательное
для сравнения, классификации и обобщения; движение, резонанс, волновое движение; диффузия,
определять цели деятельности, задавать параметры и броуновское движение, строение жидкостей и твердых
критерии
тел, изменение объема тел при нагревании
их достижения; выявлять закономерности и (охлаждении), тепловое равновесие, испарение,
противоречия
конденсация, плавление, кристаллизация, кипение,
в рассматриваемых явлениях
влажность воздуха, связь средней кинетической
б) базовые исследовательские действия:
энергии теплового движения молекул с абсолютной
3
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
выявлять
причинно-следственные
связи
и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения, находить аргументы для доказательства
своих утверждений, задавать параметры и критерии
решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую части жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
подходы и решения;
проявлять способность их использования в
познавательной и социальной практике
4
температурой, повышение давления газа при его
нагревании
в закрытом сосуде, связь между параметрами
состояния газа в изопроцессах; электризация тел,
взаимодействие зарядов, нагревание проводника с
током, взаимодействие магнитов, электромагнитная
индукция, действие магнитного поля на проводник с
током
и движущийся заряд, электромагнитные колебания
и волны, прямолинейное распространение света,
отражение, преломление, интерференция, дифракция
и
поляризация
света,
дисперсия
света;
фотоэлектрический эффект, световое давление,
возникновение линейчатого спектра атома водорода,
естественная и искусственная радиоактивность;
ПРб 3.Владение основополагающими физическими
понятиями
и
величинами,
характеризующими
физические процессы (связанными с механическим
движением, взаимодействием тел, механическими
колебаниями и волнами; атомно-молекулярным
строением
вещества,
тепловыми
процессами;
электрическим и магнитным полями, электрическим
током, электромагнитными колебаниями и волнами;
оптическими явлениями; квантовыми явлениями,
строением атома и атомного ядра, радиоактивностью);
владение основополагающими астрономическими
понятиями, позволяющими характеризовать процессы,
происходящие на звездах, в звездных системах,
в межгалактической среде; движение небесных тел,
эволюцию звезд и Вселенной;
ПРб
4.Владение
закономерностями,
законами
и теориями (закон всемирного тяготения, I, II и III
законы Ньютона, закон сохранения механической
энергии, закон сохранения импульса, принцип
суперпозиции
сил,
принцип
равноправности
инерциальных
систем
отсчета;
молекулярнокинетическую теорию строения вещества, газовые
законы, первый закон термодинамики; закон
сохранения электрического заряда, закон Кулона,
закон Ома для участка цепи, закон Ома для полной
электрической цепи, закон Джоуля - Ленца, закон
электромагнитной индукции, закон сохранения
энергии, закон прямолинейного распространения
света, закон отражения света, закон преломления
света; закон сохранения энергии, закон сохранения
импульса, закон сохранения электрического заряда,
закон сохранения массового числа, постулаты Бора,
закон
радиоактивного
распада);
уверенное
использование законов и закономерностей при анализе
физических явлений и процессов;
ПРб 6. Владение основными методами научного
познания, используемыми в физике: проводить
прямые и косвенные измерения физических величин,
выбирая оптимальный способ измерения и используя
известные методы оценки погрешностей измерений,
проводить исследование зависимостей физических
величин
с использованием прямых измерений, объяснять
полученные результаты, используя физические
теории, законы и понятия, и делать выводы;
соблюдать правила безопасного труда при проведении
исследований
в рамках учебного эксперимента и учебноисследовательской деятельности с использованием
цифровых измерительных устройств и лабораторного
оборудования; сформированность представлений
о методах получения научных астрономических
знаний;
ПРб 7. Сформированность умения решать расчетные
задачи с явно заданной физической моделью,
5
ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа
и интерпретации
информации
и информационные
технологии
для выполнения задач
профессиональной
деятельности
Личностные результаты должны отражать в части
ценности научного познания:
сформированность
мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, способствующего осознанию своего
места
в поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской
культуры как средства взаимодействия между людьми
и познания мира;
Метапредметные результаты должны отражать:
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из
источников
разных
типов,
самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм
представления;
использовать
средства
информационных
и коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых
6
используя физические законы и принципы; на основе
анализа условия задачи выбирать физическую модель,
выделять физические величины и формулы,
необходимые
для ее решения, проводить расчеты и оценивать
реальность
полученного
значения
физической
величины; решать качественные задачи, выстраивая
логически непротиворечивую цепочку рассуждений
с опорой на изученные законы, закономерности
и физические явления
ПРб 5.Умение учитывать границы применения
изученных физических моделей: материальная точка,
инерциальная система отсчета, идеальный газ; модели
строения газов, жидкостей и твердых тел, точечный
электрический заряд, ядерная модель атома,
нуклонная модель атомного ядра при решении
физических задач;
ПРб 9. Сформированность собственной позиции
по отношению к физической информации, получаемой
из разных источников, умений использовать цифровые
технологии
для
поиска,
структурирования,
интерпретации и представления учебной и научнопопулярной
информации;
развитие
умений
критического анализа получаемой информации
ОК 03. Планировать
и реализовывать
собственное
профессиональное
и личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность
в профессиональной
сфере, использовать
знания по правовой
и финансовой
грамотности
в различных
жизненных ситуациях
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать
и работать
в коллективе
и команде
и
этических
норм,
норм
информационной
безопасности
Личностные результаты должны отражать в части
духовно-нравственного воспитания:
- способность оценивать ситуацию и принимать
осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные
нормы
и ценности;
-осознание личного вклад в построение устойчивого
будущего;
Метапредметные результаты должны отражать:
Овладение
универсальными
регулятивными
действиями:
а)самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять познавательную
деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности
и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы
с учетом имеющихся ресурсов, собственных
возможностей и предпочтений;
б)самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации,
выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно принимать
решения по их снижению
Личностные результаты должны отражать в части
ценности научного познания:
- овладевание навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;
Метапредметные результаты должны отражать:
Овладение
универсальными
коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
7
ПРб 9. Сформированность собственной позиции
по отношению к физической информации, получаемой
из разных источников, умений использовать цифровые
технологии
для
поиска,
структурирования,
интерпретации и представления учебной и научнопопулярной
информации;
развитие
умений
критического анализа получаемой информации
ПРб 10. Овладение умениями работать в группе
с выполнением различных социальных ролей,
планировать
работу
группы,
рационально
распределять
деятельность
в
нестандартных
ситуациях, адекватно оценивать вклад каждого из
участников
группы
в решение рассматриваемой проблемы
ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации
с учетом особенностей
социального и
культурного контекста
- понимать и использовать преимущества командной
и индивидуальной работы;
- выбирать тематику и методы совместных действий
с учетом общих интересов и возможностей каждого
члена коллектива;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников, обсуждать
результаты совместной работы;
-оценивать качество своего вклада и каждого
участника команды в общий результат по
разработанным критериям;
Овладение
универсальными
регулятивными
действиями:
г)принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности
Личностные результаты должны отражать в части
эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику
быта, научного и технического творчества, спорта,
труда
и общественных отношений;
в области патриотического воспитания проявлять:
-ценностное отношение к государственным символам,
историческому и природному наследию, памятникам,
традициям народов России, достижениям России в
науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
Метапредметные результаты должны отражать:
Овладение
универсальными
коммуникативными
действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
- развернуто и логично излагать свою точку зрения
8
ПРб 1. Сформированность представлений о роли
и месте физики и астрономии в современной научной
картине мира, о системообразующей роли физики
в развитии естественных наук, техники и современных
технологий, о вкладе российских и зарубежных
ученых-физиков в развитие науки; понимание
физической
сущности
наблюдаемых
явлений
микромира, макромира и мегамира; понимание роли
астрономии
в практической деятельности человека и дальнейшем
научно-техническом
развитии,
роли
физики
в формировании кругозора и функциональной
грамотности человека для решения практических
задач
с использованием языковых средств
ОК 07. Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы бережливого
производства,
эффективно
действовать
в чрезвычайных
ситуациях
Личностные результаты должны отражать в части
экологического воспитания:
сформированность
экологической
культуры,
понимание
влияния
социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной
среды,
осознание
глобального
характера
экологических проблем;
- планирование и осуществление действий в
окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде
ПК 1.2. Осуществлять
техническое
обслуживание
автотранспортных
средств.
ПК 2.1. Выполнять
монтажные,
демонтажные,
регулировочные и
диагностические
работы
механических
компонентов
автотранспортных
средств.
ПРб 8. Сформированность умений: применять
полученные знания для объяснения условий
протекания физических явлений в природе и для
принятия практических решений в повседневной
жизни для обеспечения безопасности при обращении с
бытовыми приборами и техническими устройствами,
сохранения
здоровья
и
соблюдения
норм
экологического поведения в окружающей среде;
понимание необходимости применения достижений
физики
и
технологий
для
рационального
природопользования
ПРб 9. Сформированность умений: применять
полученные знания по классической механике,
основам термодинамики, электродинамики, оптики во
время технического обслуживания автотранспортных
средств
ПРб 10. Сформированность умений: применять
полученные знания по классической механике,
основам термодинамики, электродинамики, оптики во
время
выполнения
монтажных,
демонтажных,
регулировочных
и
диагностических
работ
механических
компонентов
автотранспортных
средств.
9
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в
часах
Объем образовательной программы дисциплины
110
1. Основное содержание
76
в т. ч.:
теоретическое обучение
58
лабораторные занятия
10
контрольные работы
8
2. Профессионально-ориентированное содержание
24
в т. ч.:
теоретическое обучение
18
лабораторные занятия
6
3. Консультация
2
4. Промежуточная аттестация:
- дифференцированный зачет (первый семестр)
- экзамен (второй семестр)
2
6
10
Наименование
разделов и тем
1
№ занятия
2.2. Тематический план и содержание дисциплины «Физика»
2
1-2
Тема 1.1
Введение
Содержание учебного материала, лабораторные и практические
работы, индивидуальный проект
3
Раздел 1. Физика и методы научного познания
Физика и познание мира
Содержание учебного материала:
Физика — фундаментальная наука о природе. Естественно-научный
метод познания, еговозможности и границы применимости. Эксперимент и
теория в процессе познания природы.
Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории
в процессе познания природы. Физическая величина. Физические законы. Границ
ы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Понятие о
физической картине мира. Погрешности измерений физических величин.
Значение физики при освоении специальности «Мастер по ремонту и
обслуживанию автомобилей»
Раздел 2. Механика
3-4
Тема 2.1
Кинематика
Движение тела. Прямолинейное движение. Вращательное движение.
Содержание учебного материала:
Механическое движение и его виды. Материальная точка. Относительность
механического движения. Система отсчета.
Принцип относительности Галилея. Способы описания движения. Траектория.
Путь.
Перемещение. Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Мгновенная и
средняя скорости. Ускорение. Прямолинейное движение
11
Объем
часов
4
Формируемые
общие
и профессиона
льные
компетенци
и
5
2
ОК 03
ОК 05
10
2
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 07
5-6
7-8
Тема 2.2
Динамика
9-10
Тема 2.3
Законы
сохранения
в механике
11-12
Тема 3.1
Основы
молекулярнокинетической
теории
с постоянным ускорением. Движение с постоянным ускорением свободного
падения. Равномерное движение точки по окружности, угловая скорость.
Центростремительное ускорение. Кинематика абсолютно твердого тела.
Законы механики Ньютона
Закон всемирного тяготения
Содержание учебного материала:
Основная задача динамики. Сила. Масса. Законы механики Ньютона. Силы в
природе. Сила тяжести и сила всемирного тяготения.
Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Движение планет и
малых тел Солнечной системы. Вес.Невесомость. Силы упругости.
Силы трения.
Закон сохранения импульса. Закон сохранения энергии
Содержание учебного материала:
Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное
движение.
Механическая работа и мощность. Кинетическая энергия.
Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.
Работа силы тяжести и силы упругости. Консервативные силы. Применение
законов сохранения. Использование законов механики для объяснения
движения небесных тел и для развития космических исследований, границы
применимости классической механики.
Раздел 3. Молекулярная физика и термодинамика
Основные положения молекулярно-кинетической теории
Содержание учебного материала:
Основные положения молекулярно кинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов. Броуновское
движение. Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия.
Строение газообразных, жидких и твердых тел. Идеальный газ.
Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов.
Температура и ее измерение. Термодинамическая шкала температуры.
Абсолютный нуль температуры. Температура звезд.
Скорости движения молекул и их измерение. Уравнение состояния идеального
газа. Изопроцессы и их графики. Газовые законы. Молярная газовая
постоянная
12
ПК 1.1
ПК 2.1
2
2
2
16
2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 07
13-14
15-16
17-18
Тема 3.2
Основы
термодинамики
19-20
21-22
Тема 3.3
Агрегатные
состояния
вещества и
фазовые
переходы
23-24
Тема 4.1
Электростатика
25-26
27-28
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа №1. Изучение изопроцессов на примере работы
дизельного двигателя
Внутренняя энергия системы. Первый закон термодинамики.
Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Холодильные машины.
Содержание учебного материала:
Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа.
Работа и теплота как формы передачи энергии. Теплоемкость. Удельная
теплоемкость. Количество
теплоты.
Уравнение
теплового
баланса. Первое начало
термодинамики.
Адиабатный
процесс.
Второе начало термодинамики. Принцип действия тепловой машины.
Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Холодильные машины.
Насыщенный пар. Кипение.
Кристаллические и аморфные тела. Закон Гука
Содержание учебного материала:
Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная
и относительная влажность воздуха. Приборы для определения влажности
воздуха. Точка росы. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления.
Критическое состояние вещества. Характеристика жидкого состояния вещества.
Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. Ближний
порядок. Поверхностное натяжение. Смачивание. Явления на границе жидкости
с твердым телом. Капиллярные явления. Характеристика твердого состояния
вещества. Кристаллические и аморфные тела. Упругие свойства твердых тел.
Закон Гука. Механические свойства твердых тел. Пластическая (остаточная)
деформация. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Коэффициент
линейного расширения. Коэффициент объёмного расширения. Учет расширения
в технике. Плавление. Удельная теплота плавления. Кристаллизация.
Практическое применение в повседневной жизни физических знаний о
свойствах газов, жидкостей и твердых тел
Контрольная работа №1 «Молекулярная физика и термодинамика»
Раздел 4. Электродинамика
Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Электрическое поле
Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле.
13
2
2
2
2
2
2
38
2
2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
29-30
31-32
33-34
35-36
Тема 4.2
Постоянный
электрический
ток. Токи в
различных средах
Содержание учебного материала:
Электрические заряды. Элементарный электрический заряд. Закон
сохранения заряда. Закон Кулона. Электрическая постоянная. Электрическое
поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей.
Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле.
Поляризация диэлектриков. Работа сил электростатического поля. Потенциал.
Разность потенциалов. Связь между напряженностью и разностью потенциалов
электрического
поля.
Электроемкость.
Единицы
электроемкости.
Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею. Энергия заряженного
конденсатора. Энергия электрического поля. Применение конденсаторов
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа №2
Определение электрической емкости
конденсаторов
Электрический ток. Сила тока и плотность тока.
Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.
Работа и мощность постоянного тока. Закон Ома для полной цепи.
Содержание учебного материала:
Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрическо
го тока. Сила тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи. Зависимость
электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного
сечения проводника.
Зависимость электрического сопротивления проводников от
температуры. Температурный коэффициент сопротивления.
Сверхпроводимость. Работа и мощность постоянного тока. Тепловое действие
тока. Закон Джоуля—Ленца.
ОК 04
ОК 05
ОК 07
2
2
2
2
Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Электрич
еские цепи. Параллельное и последовательное соединение проводников.
Законы Кирхгофа для узла. Соединение источников электрической энергии
в батарею.
37-38
Решение задач с профессиональной направленностью
Лабораторные занятия:
14
2
39-40
Лабораторная работа №3
Определение термического коэффициента сопротивления меди.
2
41-42
Лабораторная работа №4
Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
2
43-44
45-46
47-48
49-50
51-52
53-54
Тема 4.3
Магнитное
поле.
Электромагнитн
ая индукция
55-56
Лабораторная работа №5
Изучение законов последовательного и параллельного соединения
проводников.
Лабораторная работа №6
Исследование зависимости мощности лампы накаливания от
напряжения на её зажимах.
Контрольная работа №2 «Электрическое поле. Законы постоянного тока»
Электрический ток в металлах, в электролитах, газах, в вакууме
Электролиз. Закон электролиза Фарадея
Содержание учебного материала:
Электрический ток в металлах, в электролитах, газах, в вакууме.
Электролиз. Закон электролиза Фарадея. Электрохимический эквивалент.
Виды газовых разрядов. Термоэлектронная эмиссия. Плазма. Электрический то
к в полупроводниках. Собственная и примесная проводимости.
Р-n переход. Применение полупроводников. Полупроводниковые приборы
Магнитное поле. Сила Ампера
Содержание учебного материала:
Вектор индукции магнитного поля. Напряженность магнитного поля. Де
йствие магнитного поля на прямолинейный проводник с током.
Взаимодействие токов. Сила Ампера. Применение силы Ампера.
Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магни
тном поле. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Пр
именение силы Лоренца. Определение удельного заряда. Магнитные
свойства вещества. Магнитная проницаемость.Солнечная активность и её
влияние на Землю. Магнитные бури
Электромагнитная индукция. Самоиндукция.
Содержание учебного материала:
15
2
2
2
2
2
2
2
Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Закон
электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в
движущихся проводниках. Явление самоиндукции. Индуктивность.
Энергия магнитного поля тока.
Взаимосвязь электрических и магнитных полей. Электромагнитное поле
57-58
59-60
61-62
63-64
Тема 5.1
Механические и
электромагнитн
ые колебания
Тема 5.2
Механические и
электромагнитн
ые волны
65-66
67-68
69-70
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа №7
Изучение явления электромагнитной индукции
Контрольная работа №3 «Магнитное поле. Электромагнитная индукция»
Раздел 5. Колебания и волны
Свободные и вынужденные механические колебания
Поперечные и продольные волны. Характеристики волны
Содержание учебного материала:
Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механи
ческие колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Свобод
ные затухающие механические колебания. Математический маятник.
Пружинный маятник. Вынужденные механические колебания. Резонанс.
Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Звуковые
волны. Ультразвук и его применение
Свободные и вынужденные электромагнитные колебания
Переменный электрический ток
Производство и использование электрической энергии
Содержание учебного материала:
16
2
2
26
2
2
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 07
2
2
2
71-72
73-74
75-76
77-78
Тема 5.3
Оптика
79-80
81-82
Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в
колебательном контуре. Формула Томсона. Затухающие электромагнитные кол
ебания. Генератор незатухающих электромагнитных колебаний.
Вынужденные электрические колебания. Переменный ток. Генератор пе
ременного тока. Емкостное и индуктивное сопротивления переменного
тока. Активное сопротивление. Закон Ома для электрической цепи
переменного тока. Работа и мощность переменного тока. Резонанс в
электрической цепи. Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение,
передача и распределение электроэнергии. Электромагнитное поле
как особый вид материи. Электромагнитные волны. Свойства
электромагнитных волн. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур.
Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Принцип
радиосвязи. Применение электромагнитных волн
Решение задач с профессиональной направленностью
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа №8 Изучение работы трансформатора
Скорость распространения света. Законы отражения и преломления
света
Линзы. Формула тонкой линзы
Содержание учебного материала:
Точечный источник света. Скорость распространения света. Законы
отражения и преломления света. Солнечные
и
лунные
затмения.
Принцип Гюйгенса. Полное отражение. Линзы. Построение изображения в
линзах. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. Глаз как оптическая
система. Оптические приборы. Телескопы. Сила света. Освещённость.
Законы освещенности
Интерференция и дифракция света.
Спектры и спектральные аппараты
Содержание учебного материала:
17
2
2
2
2
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
2
2
83-84
Тема 6.1
Основы теории
относительности
85-86
87-88
Тема 7.1
Элементы
квантовой
оптики
Тема 7.2
Строение атома
Тема 7.3
89-90
91-92
Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в
тонких пленках. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и
технике. Дифракция света.
Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. По
ляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. П
оляроиды. Дисперсия света. Виды излучений. Виды спектров. Спектры испуска
ния. Спектры поглощения. Спектральный анализ. Спектральные классы звезд.
Ультрафиолетовое излучение. Инфракрасное излучение.
Рентгеновские лучи. Их природа и свойства.
Шкала электромагнитных излучений
Раздел 6. Основы специальной теории относительности
Элементы теории относительности
Содержание учебного материала:
Движение со скоростью света. Постулаты теории относительности и след
ствия из них. Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Энергия покоя.
Связь массы и энергии свободной частицы. Элементы
релятивистской динамики
Раздел 7. Квантовая физика
Квантовая гипотеза Планка
Фотоэффект
Содержание учебного материала:
Квантовая гипотеза Планка. Тепловое излучение. Корпускулярноволновой дуализм. Фотоны. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц.
Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Давление света. Химическое
действие
света. Опыты
П.Н. Лебедева и
Н.И. Вавилова. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.
Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы
фотоэлементов. Применение фотоэффекта
Строение атома. Опыты Резерфорда.
Радиоактивность. Закон радиоактивного распада.
Содержание учебного материала:
Развитие взглядов на строение вещества. Модели строения атомного
ядра. Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Оп
ыты Э. Резерфорда. Модель атома водорода по Н. Бору. Квантовые постулаты
18
2
10
2
2
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 07
2
2
Атомное ядро
Бора. Лазеры. Радиоактивность.
Закон радиоактивного распада.
Радиоактивные
превращения. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц.
Эффект Вавилова - Черенкова. Строение атомного ядра. Дефект
массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. Ядерные реакции.
Ядерная энергетика. Энергетический выход ядерных реакций.
Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакц
ия. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Термоядерный синтез.
Энергия звезд.
Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое
действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы
93-94
Контрольная работа №4 по разделу №7
Раздел 8. Элементы астрономии и астрофизики
95-96
Солнечная система
97-98
Звёзды, их основные характеристики
99-100
Планеты земной группы
Содержание учебного материала:
Вид звездного неба. Созвездия, яркие звезды, планеты, их видимое
Тема 8.1
движение.
Солнечная система. Планеты земной группы. Планеты-гиганты.
Элементы
Малые
тела
Солнечной системы. Солнце, фотосфера и атмосфера. Солнечная
астрономии и
активность. Источник энергии Солнца и звезд. Звезды, их основные
астрофизики
характеристики: масса, светимость, радиус, температура, их взаимосвязь.
Звезды главной последовательности. Зависимость "масса - светимость" для
звезд главной последовательности. Внутреннее строение звезд. Современные
представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Этапы жизни
звезд. Млечный Путь - наша Галактика. Спиральная структура Галактики,
распределение звезд, газа и пыли. Положение и движение Солнца в Галактике.
Консультация
Дифференцированный зачет
Экзамен
Всего:
2
6
2
2
2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 07
2
2
6
110
Примечание: профессионально-ориентированное содержание (теоретические и лабораторные занятия) выделены жирно и курсивом.
19
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы дисциплины предусмотрен кабинет «Физика».
Кабинет «Физика», оснащен в соответствии с п. 6 образовательной программы по
профессии 08.01.28 "Мастер отделочных строительных и декоративных работ"
Оборудование учебного кабинета:
1.
Цифровая лаборатория по физике для учителя;
2.
Цифровая лаборатория по физике для ученика;
3.
Весы технические с разновесами;
4.
Комплект для лабораторного практикума по оптике;
5.
Комплект для лабораторного практикума по механике;
6.
Комплект для лабораторного практикума по молекулярной
физике и термодинамики;
7.
Комплект для лабораторного практикума по электричеству (с генератором);
8.
Комплект для изучения возобновляемых источников энергии (солнечной, ветровой
энергии, био-, механической и термоэлектрической энергетики);
9.
Амперметр лабораторный;
10. Вольтметр лабораторный;
11. Колориметр с набором калориметрических тел;
12. Термометр лабораторный;
13. Комплект для изучения основ механики, пневматики и
возобновляемых источников энергии;
14. Барометр-анероид;
15. Блок питания регулируемый;
16. Веб-камера на подвижном штативе;
17. Видеокамера для работы с оптическими приборами;
18. Генератор звуковой;
19. Гигрометр (психрометр);
20. Груз наборный;
21. Динамометр демонстрационный;
22. Комплект посуды демонстрационной с принадлежностями;
23. Манометр жидкостной демонстрационный;
24. Метр демонстрационный;
25. Микроскоп демонстрационный;
26. Насос вакуумный Комовского;
27. Столик подъемный;
28. Штатив демонстрационный физический;
29. Электроплитка;
30. Набор демонстрационный по механическим явлениям;
31. Набор демонстрационный по динамике вращательного движения;
32. Набор демонстрационный по механическим колебаниям;
33. Набор демонстрационный волновых явлений;
34. Ведерко Архимеда;
35. Маятник Максвелла;
36. Набор тел равного объема;
20
37. Набор тел равной массы;
38. Прибор для демонстрации атмосферного давления;
39. Призма, наклоняющаяся с отвесом;
40. Рычаг демонстрационный;
41. Сосуды сообщающиеся;
42. Стакан отливной демонстрационный;
43. Трубка Ньютона;
44. Шар Паскаля;
45. Набор демонстрационный по молекулярной физике и тепловым явлениям;
46. Набор демонстрационный по газовым законам;
47. Набор капилляров;
48. Трубка для демонстрации конвекции в жидкости;
49. Цилиндры свинцовые со стругом;
50. Шар с кольцом;
51. Высоковольтный источник;
52. Генератор Ван-де-Граафа;
53. Дозиметр;
54. Камертоны на резонансных ящиках;
55. Комплект приборов и принадлежностей для демонстрации
свойств электромагнитных волн;
56. Комплект приборов для изучения принципов радиоприема и радиопередачи;
57. Комплект проводов;
58. Магнит дугообразный;
59. Магнит полосовой демонстрационный;
60. Машина электрофорная;
61. Маятник электростатический;
62. Набор по изучению магнитного поля Земли;
63. Набор демонстрационный по магнитному полю кольцевых токов;
64. Набор демонстрационный по полупроводникам;
65. Набор демонстрационный по постоянному току;
66. Набор демонстрационный по электрическому току в вакууме;
67. Набор демонстрационный по электродинамике;
68. Набор для демонстрации магнитных полей;
69. Набор для демонстрации электрических полей;
70. Трансформатор учебный;
71. Палочка стеклянная;
72. Палочка эбонитовая;
73. Прибор Ленца;
74. Стрелки магнитные на штативах;
75. Султан электростатический;
76. Штативы изолирующие;
77. Электромагнит разборный;
78. Набор демонстрационный по геометрической оптике;
79. Набор демонстрационный по волновой оптике;
80. Спектроскоп двухтрубный;
81. Набор спектральных трубок с источником питания;
82. Установка для изучения фотоэффекта;
83. Набор демонстрационный по постоянной Планка;
21
84.Комплект наглядных пособий для постоянного использования;
85. Комплект портретов для оформления кабинета;
86. Комплект демонстрационных учебных таблиц.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1 Для реализации программы библиотечный фонд имеет печатные и/или
электронные образовательные и информационные ресурсы, для использования в
образовательном процессе.
3.2.1. Основные печатные и электронные издания
Для студентов:
Основные источники
1. Пурышева Н.С. и др. Физика» базовый уровень, учебник СПО, М., Просвещение,
2025 г., 512 стр.
Дополнительные источники
1. Мякишев Г.Я. «Физика» учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных
учреждений, М., «Просвещение», 2014 г., 368 с;
2. Мякишев Г.Я. «Физика» учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных
учреждений, М., «Просвещение», 2014 г., 400 с;
Интернет-ресурсы
www. fcior. edu. ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).
wwww. dic. academic. ru (Академик. Словари и энциклопедии).
www. booksgid. com (Воокs Gid. Электронная библиотека).
www. globalteka. ru (Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов).
https://interneturok.ru/subject/physics/class/10,11
Электронные учебники:
Мякишев Г.Я. Петрова М.А. Физика, 10 класс, М., Просвещение, 2019 год, 396 стр.
Мякишев Г.Я. Петрова М.А. Физика, 11 класс, М., Просвещение, 2020 год, 409 стр.
Для преподавателей
Основные источники
1. Пурышева Н.С. и др. Физика» базовый уровень, учебник СПО, М., Просвещение,
2025 г., 512 стр.
Дополнительные источники
1. Мякишев Г.Я. «Физика» учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных
учреждений, М., «Просвещение», 2014 г., 368 с;
2. Мякишев Г.Я. «Физика» учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных
учреждений, М., «Просвещение», 2014 г., 400 с;
3. Дмитриева В. Ф., Васильев Л. И. Физика для профессий и специальностей
технического профиля: методические рекомендации: метод. пособие. — М., 2010.
Интернет- ресурсы:
www. fcior. edu. ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).
wwww. dic. academic. ru (Академик. Словарииэнциклопедии).
www. booksgid. com (Воокs Gid. Электронная библиотека).
www. globalteka. ru (Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов).
https://interneturok.ru/subject/physics/class/10,11
Электронные учебники:
Мякишев Г.Я. Петрова М.А. Физика, 10 класс, М., Просвещение, 2019 год, 396 стр.
Мякишев Г.Я. Петрова М.А. Физика, 11 класс, М., Просвещение, 2020 год, 409 стр.
22
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты,
направленные на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Код и наименование
формируемых компетенций
ОК 01. Выбирать способы решения задач
профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам
ОК 02. Использовать современные
средства поиска, анализа и интерпретации
информации, и информационные
технологии для выполнения
задач профессиональной деятельности
ОК 03. Планировать и реализовывать
собственное профессиональное
и личностное развитие,
предпринимательскую деятельность
в профессиональной сфере, использовать
знания по финансовой грамотности
в различных жизненных ситуациях
ОК 04.
Эффективно взаимодействовать и
работать в коллективе и команде
Тип оценочных
мероприятий
Раздел/Тема
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5.
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.
Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.
Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.
Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,
3.4., 3.5.
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.
Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.
Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.
Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,
3.4., 3.5.
Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,
3.4., 3.5.
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.
23
устный опрос;
фронтальный опрос;
оценка контрольных работ;
наблюдение
за ходом
выполнения лабораторных работ;
оценка выполнения лабораторных работ;
оценка практических работ
оценка тестовых заданий;
наблюдение за ходом
выполнения индивидуальных проектов и
оценка выполненных проектов;
экзамен
ОК 05. Осуществлять устную
и письменную коммуникацию на
государственном языке Российской
Федерации с учетом особенностей
социального и культурного контекста
ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать осознанное поведение
на основе традиционных общечеловеческих
ценностей, в том числе с учетом
гармонизации межнациональных
и межрелигиозных отношений, применять
стандарты антикоррупционного поведения
ОК 07. Содействовать сохранению
окружающей среды, ресурсосбережению,
применять знания об изменении
климата, принципы бережливого
производства, эффективно действовать
в чрезвычайных ситуациях
Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.
Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.
Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,
3.4., 3.5.
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.
Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.
Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.
Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
Раздел 3., Темы 3.1., 3.2., 3.3.,
3.4., 3.5.
Раздел 4., Темы 4.1., 4.2.
Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,
3.4., 3.5.
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.
Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.
Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.
24
ПК 1.2. Осуществлять техническое обслуживание
автотранспортных средств.
ПК 2.1. Выполнять монтажные, демонтажные,
регулировочные и диагностические работы
механических компонентов автотранспортных
средств.
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2.
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2. 4.3
Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3
25
устный опрос;
фронтальный опрос;
оценка контрольных работ;
наблюдение
за ходом
выполнения лабораторных работ;
оценка выполнения лабораторных работ;
оценка практических работ
оценка тестовых заданий;
наблюдение за ходом
выполнения индивидуальных проектов и
оценка выполненных проектов;
экзамен
5. Лист изменений и дополнений, внесённых в рабочую учебную
программу
№
п/п
№ пункта
рабочей
программы
Дата
внесения
изменений
и
дополнений
До
внесения
изменений
и
дополнений
После
изменений и
дополнений
26
Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией
Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом