ОП.02 Основы строительного материаловедения, 2025

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ..2
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ .............................................5
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы ........................................................5
2.2Тематический план и содержание учебной дисциплины………………………………….6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ....................................................9
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ...... 11
5.ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ……………………………………………...……13

1

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 ОСНОВЫ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы строительного материаловедения» является
обязательной
частью
общепрофессионального
цикла
примерной
основной
образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 08.01.28 Мастер
отделочных строительных и декоративных работ.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих
компетенций ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07, ОК 09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код
ПК, ОК

Умения

Знания

подбирать материалы для
ПК 1.1. – ПК
выполнения штукатурных и
1.4
ПК 2.1 – ПК3.4 декоративных работ;
использовать
различные
материалы при окрашивании и
оклеивании обоями поверхностей
различными способами;
использовать
различные
материалы
при
проведении
облицовочных,
мозаичных
и
декоративных работ различными
способами.

2

виды и свойства материалов
для выполнения штукатурных и
декоративных работ;
виды, свойства и назначение
материалов при окрашивании и
оклеивании обоями поверхностей
различными способами;

ОК 01

Выбирать способы решения задач
профессиональной деятельности
применительно к различным
контекстам;

ОК 02

Использовать современные средства
поиска, анализа и интерпретации
информации, и информационные
технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности;

ОК 03

Планировать и реализовывать
собственное профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую деятельность в
профессиональной сфере,
использовать знания по финансовой
грамотности в различных жизненных
ситуациях;
Эффективно взаимодействовать и
работать в коллективе и команде;

ОК 04

ОК 05

Осуществлять устную и письменную
коммуникацию на государственном
языке Российской Федерации с учётом
особенностей социального и
культурного контекста;

3

Актуального профессионального и
социального контекста, в котором
приходится работать и жить.
Основные источники информации и
ресурсы для решения задач и проблем
в профессиональном и/или
социальном контексте.
Алгоритмы выполнения работ в
профессиональной и смежных
областях.
Методы работы в профессиональной
и смежных сферах.
Структуру плана для решения задач.
Порядок оценки результатов решения
задач профессиональной
деятельности
Современные средства и устройства
информатизации.
Порядок их применения и
программное обеспечение в
профессиональной деятельности.
Знать способ реализации
собственного профессионального и
личностного развития, знать основы
финансовой грамотности.

Знать способы коммуникации
коллективе и команде и как
эффективно их применять.
Правила построения простых и
сложных предложений на
профессиональные темы.
Основные общеупотребительные
глаголы (бытовая и
профессиональная лексика).
Лексический минимум, относящийся
к описанию предметов, средств и
процессов профессиональной
деятельности.
Особенности произношения.
Правила чтения текстов
профессиональной направленности.

ОК 06

Проявлять гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных
общечеловеческих ценностей, в том
числе с учётом гармонизации
межнациональных и межрелигиозных
отношений, применять стандарты
антикоррупционного поведения;

Знать традиционные
общечеловеческие ценности.

ОК 07

Содействовать сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению, применять знания
об изменении климата, принципы
бережливого производства,
эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях;
Пользоваться профессиональной
документацией на государственном и
иностранном языках.

Знать способы сохранения
окружающей среды.
Знать порядок действий в
чрезвычайных ситуациях.

ОК 09

4

Знать источники профессиональной
документации.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Объем
часов

Вид учебной работы
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем

50

Объем образовательной программы

42

в том числе:
теоретическое обучение

32

практические занятия (если предусмотрено)

10

Консультации

2

Промежуточная аттестация (экзамен)

6

5

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и Содержание учебного материала и формы организации
тем
деятельности обучающихся

1

2

Объем, ак. ч / в том
числе в форме
практической
подготовки, ак. ч
3

Раздел 1. Классификация строительных материалов
Тема 1.1
Содержание учебного материала
Классификация
1)
Строительные материалы по условиям эксплуатации,
строительных материалов назначению, состоянию. Классификация строительных материалов
по природе компонентов. Отделочные строительные материала в
зависимости от назначения помещения.
Практическое занятие 1.
Выбор вида отделочного материала в зависимости от назначения
помещения.
Практическое занятие 2.
Составление таблицы «Классификация строительных материалов»
Раздел 2. Основные свойства строительных материалов
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Строительно1)
Физические
свойства:
плотность,
водопоглощение,
эксплуатационные
водостойкость, влагоотдача, водопроницаемость, гидрофобность и
свойства отделочных
гидрофильность,
морозостойкость,
атмосферстойкость,
материалов
теплопроводность, теплоёмкость, огнестойкость, огнеупорность,
жаростойкость, газопроницаемость, акустические свойства,
звучание.
2) Химические свойства: адгезия, химическая стойкость.
Физико-химические свойства: степень дисперсности и удельная
поверхность измельченных материалов, пластичность.
3) Механические свойства: прочность, упругость, ползучесть,
релаксация, твердость, истираемость, сопротивление удару,
износ
6

6
2

Коды компетенций
формированию
которых
способствует элемент
программы
4
ОК 1,2,3,4,5,6,7,9 ПК
1.1. – ПК 1.4,
ПК 3.1 – ПК3.4

2

2

8
2

2

2

ОК 1,2,3,4,5,6,7,9 ПК
1.1. – ПК 1.4,
ПК 3.1 – ПК3.4

Практическое занятие 3.
Определение степени водопоглащения по объёму (по массе)
материала водой,
Раздел 3. Природные строительные материалы
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Каменные
1) Виды строительного камня, его добыча и обработка.
строительные
Материалы и изделия из горных пород. Коррозия камня и защита его от
материалы
разрушения.
Тема 3.2.
Содержание учебного материала
Древесные
1) Физические и механические свойства древесины. Породы
строительные
дерева и применение их в строительстве. Пороки в строении
материалы
ствола древесины.
2) Повреждение древесины насекомыми и грибами. Материалы
и изделия из древесины. Повышение долговечности деревянных
конструкций.
Практическое занятие 4.
Составление таблицы способов антисептирования древесины в зависимости
от вида антисептика.
Раздел 4. Искусственные строительные материалы
Тема 4.1.
Содержание учебного материала
1)
Виды керамических материалов. Сырьевые материалы:
Керамические
пластичные и отощающие. Производство керамических
строительные
материалов.
материалы
2)
Лицевые и облицовочные керамические материалы.
Плитки для облицовки внутренних стен.
Теплоизоляционные керамические материалы. Изделия с
плотным черепком.
Тема 4.2.
Содержание учебного материала
Строительные
материалы на
основе полимеров 1) Конструктивные материалы: древесно - волокнистые плиты,
древесно – стружечные плиты, древесные слоистые пластики.
7

2

2
2

ОК 1,2,3,4,5,6,7,9
ПК 1.1. – ПК 1.4,
ПК 3.1 – ПК3.4

6
2

ОК 1,2,3,4,5,6,7,9
ПК 1.1. – ПК 1.4,
ПК 3.1 – ПК3.4

2
2

4
2

ОК 1,2,3,4,5,6,7,9
ПК 1.1. – ПК 1.4,
ПК 3.1 – ПК3.4

2

6

2

ОК 1,2,3,4,5,6,7,9
ПК 1.1. – ПК 1.4,
ПК 3.1 – ПК3.4

Тема 4.3.
Строительные
растворы

Тема 4. 4.
Лакокрасочные
материалы.

2) Отделочные полимерные материалы: листовые материалы,
стеклопластики, листовые материалы, не содержащие наполнителей,
облицовочные плитки, рулонные отделочные материалы.
3) Материалы для покрытия полов: линолеумы, монолитные
покрытия полов. Погонажные изделия.

2

Содержание учебного материала
1) .Материалы для растворных смесей. Свойства строительных растворов.
Штукатурные, кладочные и монтажные растворы.
Специальные растворы: гидроизоляционные, теплоизоляционные,
акустические, декоративные, тампонажные. Сухие растворные смеси.
Содержание учебного материала
1) Классификация лакокрасочных материалов. Пигменты: неорганические и
органические. Свойства пигментов.
2) Связующие вещества и растворители: олифы, лаки, клеи, растворители. 4.
Красочные составы: водно – известковые краски, водно – клеевые краски,
масляные краски, эмульсионные краски, эмалевые краски.
3) Вспомогательные материалы: шпаклёвки, грунтовки.
4) Обои: бумажные, моющиеся, звукопоглащающие (ворсовые), виниловые,
текстильные, стекловолокнистые, обои на основе целлюлозного флизелина.
Практическое занятие 5.
Составление таблицы связующих веществ по составу и назначению

2
2

ОК 1,2,3,4,5,6,7,9
ПК 1.1. – ПК 1.4,
ПК 3.1 – ПК3.4

10
2

ОК 1,2,3,4,5,6,7,9
ПК 1.1. – ПК 1.4,
ПК 3.1 – ПК3.4

Консультация
Промежуточная аттестация –экзамен
Всего:

2

2

2
2
2
2
6
50

8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Основ строительного материаловедения», оснащенный оборудованием:
-рабочее место преподавателя; -рабочие
места для обучающихся; техническими
средствами обучения:
-компьютер с подключением к сети Internet,
-лицензионное программное обеспечение: операционные системы,
-пакет офисных программ;
-мультимедиа проектор,
-плакаты и образцы строительных материалов;
-экранно-звуковые пособия, -дидактические
материалы.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список, может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1.
Парикова, Е.Н., Фомичёва, Г. Н. Материаловедение для каркасно –
обшивных конструкций [Текст]: учебное пособие/ Е.Н.Парикова, Г.Н. Фомичёва. – 1-е изд.,
– М.: Академия, 2019. – 144 с.
2.
Черноус, Г.Г. Выполнение штукатурных и декоративных работ [Текст]:
учебник/ Г.Г.Черноус. - 4-е изд. – М.: Академия, 2020. – 240 с. 3. Прекрасная, Е.П.
Технология малярных работ [Текст]: учебник/ Е.П.Прекрасная. – 3-е изд. - М.: Академия,
2019. - 320 с. - (Профессиональное образование).
4.
Прекрасная, Е.П. Выполнение мозаичных и декоративных работ [Текст]:
учебник/
Е.П.Прекрасная. – М.: Академия, 2019. – 144 с.
5.
Прекрасная, Е.П. Технология декоративно-художественных работ [Текст]:
учебник/ Е.П.Прекрасная. – М.: Академия, 2018. – 192 с.
6.
Черноус, Г.Г. Выполнение облицовочных работ синтетическими
материалами [Текст]: учебник/ Г.Г.Черноус. – М.: Академия, 2018. – 256 с.
7.
Красовский, П.С. Строительные материалы [Текст]: учебное пособие/ П.С.
Красовский, - ИНФА – М, 2021, - 256с.

9

3.2.2. Основные электронные издания
1.
Выполнение штукатурных и декоративных работ [Электронный ресурс]:
ЭУМК. – М.: Академия, 2020 – URL: https://academia-moscow.ru/catalogue/5411/347633/
2.
Выполнение облицовочных работ плитками и плитами [Электронный
ресурс]:
ЭУМК.
–
М.:
Академия,
2020
–
URL:
https://academiamoscow.ru/catalogue/5411/478885/
3.
Сапунов, С. В. Материаловедение / С. В. Сапунов. — 3-е изд., стер. —
СанктПетербург : Лань, 2022. — 208 с. — ISBN 978-5-507-44886-9. — Текст : электронный
// Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/248963(дата
обращения: 14.07.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
4.
Степин, П. А. Сопротивление материалов : учебное пособие для спо / П. А.
Степин. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 320 с. — ISBN 978-5-8114-6768-6. — Текст :
электронный
//
Лань
:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/152479(дата обращения: 14.07.2022). — Режим доступа: для
авториз. пользователей.
3.2.3. Дополнительные источники
1. СП 71.13330.2017 «СНиП
покрытия».

3.04.01-87

Изоляционные

и

отделочные

2. СНиП 111-4-80* Техника безопасности в строительстве (с изменениями и
дополнениями от 21 января 2002г.).
3. Правила по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте,
утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 11 декабря 2020года № 883 (зарегистрировано в министерстве юстиции
Российской Федерации 24 декабря 2020 г. регистрационный № 61787).

10

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения1

Критерии оценки

Методы оценки

Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
Знания:
Знание классификации
Оценка результатов
изучения содержания
виды и свойства строительных материалов,
учебного материала.
материалов
для основных свойства
выполнения штукатурных строительных материалов,
и декоративных работ;
естественных строительных
виды, свойства и
назначение материалов для материалов, искусственных
строительных материалов;
устройства
знание видов и свойств
каркаснообшивных
конструкций;
виды, материалов для выполнения
свойства и назначение штукатурных и декоративных
материалов
при работ;
окрашивании
и
знание видов, свойств и
оклеивании
обоями
назначение материалов для
поверхностей различными
устройства каркаснообшивных
способами;
конструкций; знание видов,
виды, свойства и
свойств и назначение
назначение
материалов
материалов при окрашивании и
при
проведении
оклеивании обоями
облицовочных, мозаичных
поверхностей различными
и декоративных работ
способами
различными способами.
знание видов, свойств и
назначение материалов при
проведении облицовочных,
мозаичных и декоративных
работ различными способами;

11

Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины
Умения:
Подбор материалов для
Наблюдение за ходом
выполнения практической
подбирать
выполнения штукатурных и
работы.
материалы для выполнения декоративных работ в
штукатурных и
соответствии с
Оценка результатов
декоративных работ;
технологической картой и
выполнения практической
использовать
работы.
инструкцией;
различные материалы для
использование различных
устройство каркасноматериалов для устройства
обшивных
каркасно-обшивных
конструкций;
выполнять
конструкций в соответствии с
отделку каркасноинструкционной картой;
обшивных конструкций;
выполнение отделки
использовать
каркаснообшивных
различные материалы
конструкций в соответствии с
при окрашивании
техническим заданием;
и оклеивании
использование различных
обоями
поверхностей различными материалов при окрашивании
поверхностей различными
способами;
способами в соответствии с
использовать
технологической картой;
различные материалы при
использование различных
проведении облицовочных,
материалов при оклеивании
мозаичных и декоративных
обоями поверхностей
работ различными
различными способами в
способами.
соответствии с
технологической картой;
использование различных
материалов при проведении
облицовочных, мозаичных и
декоративных работ
различными способами в
соответствии с
технологической картой.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».