СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
СГ.05 ОСНОВЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы бережливого производства» является обязательной
частью социально-гуманитарного цикла примерной образовательной программы
в соответствии с ФГОС СПО по профессии 08.01.28 Мастер отделочных строительных
и декоративных работ.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих
компетенций ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07, ОК 09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код
Умения
Знания
ПК, ОК
ОК 01
- проводить анализ первичной - знать
базовые
понятия,
ОК 02
информации по состоянию условия
и
инструменты
ОК 03
производственного потока в бережливого производства
ОК 04
организации;
-пользоваться
современными
ОК 05
структурировать методами
развития
ОК 06
производственные
потоки производственных
систем
на
ОК 07
создания
ценности
в основе изучаемых концепций.
ОК 09
организации;
- принципы процессного подхода и
ПК 1.1-ПК 1.4 определять
масштабы инструменты
для
принятия
ПК 2.1 – ПК
внедрения
бережливого решений в области стратегического
3.4
производства при разработке и тактического планирования и
проекта;
организации производства.
формировать
алгоритм - основные виды налогов в
внедрения
и
оценивать современных
экономических
результаты
реализации условиях.
бережливого
- организовывать рабочую группу
производства в проектах;
по выявлению, устранению и
- применять инструментарий предупреждению
потерь
в
бережливого
производства, производстве.
направленный на определение,
устранение и предупреждение
восьми видов потерь;
организовывать
рабочую
группу
по
выявлению,
устранению и предупреждению
потерь в
2
производстве;
- оценивать экономическую
эффективность
внедрения
мероприятий по бережливому
производству в проектах;
принимать
решения,
позволяющие
сформировать
требования
к
проектам
бережливого
производства,
которые соответствовали бы
целям и общей стратегии
организации,
приоритетным направлениям
ее развития и критериям
эффективности;
1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
36
в т. ч.:
Теоретическое обучение
28
Практические занятия
4
Консультации
Промежуточная аттестация – дифференцированный зачет
2
2
3
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся
Объем, ак. ч. / в том
числе в форме
практической
подготовки, ак. ч.
1
2
3
Тема 1.
Теоретические основы
бережливого
проектирования
Тема 2.
Методы и
инструменты
преобразования
организации в
бережливое
производство
Содержание учебного материала
8
1. Терминология «Бережливого производства». Вытягивающая
производная система и принцип «точно-во-время»
2. Системы бережливого производства в проектах. Производственная
система Toyota: изучение принципов и инструментов ТРS (Toyota
Production System).
3. Определение потока создания ценности (value stream). Организация
движения потока создания ценности. Вытягивающее (pull) поточное
производство вместо выталкивающего (push).
4. Основные принципы встроенного качества. Развертывание функции
качества QFD (Quality Function Deployment) или структурирование
функции качества (СФК).
Содержание учебного материала
1. Процесс преобразования организации в бережливое производство.
Определение масштабов внедрения бережливого производства на
начальном этапе разработки проекта.
2. Определение производительности бережливой линии,
соответствующей спросу на продукцию. Определение требуемых
уровней производительности процесса и такта. Документирование
4
2
2
2
Коды компетенций
и личностных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент программы
4
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09
ПК 1.1-ПК 1.4
ПК 2.1 – ПК 3.4
2
6 /2
2
2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
сочетания технологических процессов и критериев качества.
Тема 3.
Практические
аспекты бережливого
проектирования
Тема 4.
Организация
3.Защита от ошибок - покэ-ека (poka-yoke); статистическое управление
процессами SPC; анализ видов и последствий потенциальных отказов
FMEA (Potential Failure Mode and Effects Analysis); процесс
согласования производства части PPAP (Product Part Approval Process).
В том числе практических занятий
Практическое занятие 1 Определение требуемых уровней
производительности процесса и такта. Документирование сочетания
технологических процессов и критериев качества
Содержание учебного материала
1. Подходы к разработке проектов бережливого производства.
Алгоритм внедрения бережливого производства по Джеймсу Вумеку и
Деннису Хоббсу: особенности внедрения и достигаемые результаты.
2. Система целевых индикаторов для оценки результатов внедрения
бережливого производства в проектах. Комплексный показатель lean,
учитывающий различные аспекты деятельности организации в области
бережливого производства. Механизм реализации бережливых
проектов.
3. Экономический эффект и эффективность от внедрения мероприятий
по бережливому производству в организации, их оценка.
В том числе практических занятий
Практическое занятие 2. Определение требуемых уровней
производительности процесса и такта. Документирование сочетания
технологических процессов и критериев качества. Суммирование
общего времени процесса.
Содержание учебного материала
5
ОК 09
ПК 1.1-ПК 1.4
ПК 2.1 – ПК 3.4
2
2
2 /2
6/2
2
2
2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09
ПК 1.1-ПК 1.4
ПК 2.1 – ПК 3.4
2/2
2/2
6
ОК 01
ОК 02
внедрения модели
бережливого
производства на
предприятии
1. Виды моделей бережливого производства.
2
2. Создание базовых условий для реализации модели бережливого
производства
2
3. Основные проблемы внедрения моделей бережливого производства
2
Консультация
Дифференцированный зачет
2
2
36
Всего:
6
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09
ПК 1.1-ПК 1.4
ПК 2.1 – ПК 3.4
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Основ бережливого производства», оснащенный в соответствии с п.
6.1.2.1 примерной образовательной программы по профессии.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список, может быть дополнен новыми изданиями.
1.2.1. Основные печатные издания
1. Лабскер Л.Г. Вероятностное моделирование в финансово-экономической
области: учеб. пособие / Л.Г. Лабскер. М.: ИНФРА-М, 2020. 172 с.
2. Организация производства на промышленных предприятиях: Учебник / И.Н.
Иванов. - М.: НИЦ Инфра-М, 2019.- 352 с.: 60x90 1/16. . (переплет) ISBN 978-5-16-0031187.
3. Организация производства и управление предприятием: Учебник / О.Г. Туровец,
В.Б.Родионов и др.; Под ред.О.Г.Туровеца - 3-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 506 с.:
60x90 1/16. - (п)ISBN 978-5-16-004331-9.
4. Производственный менеджмент: организация производства: Учебник/Бухалков
М. И., 2-е изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 395 с.: 60x90 1/16. (Переплёт) ISBN 978-5-16009610-0.5. Бурнашева Э. П. Основы бережливого производства. Учебное пособие для СПО /
Э. П. Бурнашева. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 64 с. — ISBN 978-5-507-44560-8–
Текст : непосредственный.
1.2.2. Основные электронные издания
1. Лабскер Л.Г. Вероятностное моделирование в финансово-экономической
области: учеб. пособие / Л.Г. Лабскер. М.: ИНФРА-М, 2020. 172 с. [Электронный ресурс]
Режим доступа. - http://znanium.com/bookread2.php?book=702793.
2. Организация производства на промышленных предприятиях: Учебник / И.Н.
Иванов. - М.: НИЦ Инфра-М, 2019.- 352 с.: 60x90 1/16. . (переплет) ISBN 978-5-16-0031187. Режим доступа - http://znanium.com/bookread2.php?book=377331.
3. Организация производства и управление предприятием: Учебник / О.Г. Туровец,
В.Б.Родионов и др.; Под ред.О.Г.Туровеца - 3-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 506 с.:
60x90 1/16. - (п)ISBN 978-5-16-004331-9. Режим доступа - http://znanium.com/bookread2.php?book=472411.
4. Производственный менеджмент: организация производства: Учебник/Бухалков
М. И., 2-е изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 395 с.: 60x90 1/16. (Переплёт) ISBN 978-5-16009610-0.- Режим доступаhttp://znanium.com/bookread2.php?book=449244.
7
3.2.2. Дополнительные источники
1. Фасхутдинов, Р.А. Организация производства [Текст]: учебник/ Р.А.
Фасхутдинов. - 1-е изд., - М.: ИНФРА-М, 2019. - 672 c.
2. CD-ROM (MP3). Бережливое производство: как избавиться от потерь и добиться
процветания вашей компании (количество CD дисков: 3). - Москва: РГГУ, 2017.- 132 c.
3. CD-ROM (MP3). Инструменты бережливого производства. Мини-руководство
по внедрению методик бережливого производства (с буклетом-приложением). - Москва:
Гостехиздат, 2018. - 953 c.
1. Чтодоступа: http://www.leanzone.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1224:chtozhe-takogo-vazhnogo-vstandartnoj-rabote&catid=38&Itemid=1319.
2. Бережливое производство в контексте новейшей управленческой концепции
доступа: http://leankaizen.ru/berezhlivoe-proizvodstvo-v-kontekste-novejshej-upravlencheskojkontseptsii-uluchsheniyaproizvodstvennoj-sistemy-predpriyatiya.html.
доступа: http://xn-- h1aahjbg5b.xn--p1ai/publ/osnovnaja_ideja_berezhlivogo_proizvodstva/1-10-35.
4
-h1aahjbg5b.xn--p1ai/publ/uchet_poter_v_trm/1-1-0-325.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
Знания:
«Отлично» -теоретическое
- базовых понятий, условий содержание курса освоено
и
инструментов полностью, без пробелов,
бережливого производства умения сформированы, все
- современных методов предусмотренные
развития
программой учебные задания
производственных систем выполнены, качество их
на
основе
изучаемых выполнения оценено высоко.
концепций.
«Хорошо» - теоретическое
- принципов процессного содержание курса освоено
подхода и инструментов полностью, без пробелов,
для принятия решений в некоторые
умения
области стратегического и сформированы недостаточно,
тактического планирования все
предусмотренные
и
организации программой учебные
производства.
задания
выполнены,
- организации рабочих некоторые виды заданий
групп
по
выявлению, выполнены с ошибками.
устранению
и «Удовлетворительно»
-
Методы оценки
оценка
выполнения
практического
задания.
решение
ситуационной
задачи.
проведение
дискуссий,
мозгового
штурма,
ролевых
игр.
решение
ситуационных
задач,
казусов,
кейсов.
составление таблиц и схем.
Дифференцированный зачет
8
предупреждению потерь в теоретическое
содержание
производстве.
курса освоено частично, но
пробелы
не
носят
существенного
характера,
необходимые умения работы
с освоенным материалом в
основном
сформированы,
большинство
предусмотренных
программой обучения
учебных
заданий
выполнено, некоторые
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины
Умения:
«Отлично» -теоретическое
проводить
анализ содержание курса освоено
первичной информации по полностью, без пробелов,
состоянию
умения сформированы, все
производственного потока предусмотренные
в организации;
программой учебные задания
структурировать выполнены, качество их
производственные потоки выполнения оценено высоко.
создания
ценности
в «Хорошо» - теоретическое
организации;
содержание курса освоено
- определять масштабы полностью, без пробелов,
внедрения
бережливого некоторые
умения
производства
при сформированы недостаточно,
разработке проекта;
все
предусмотренные
- формировать алгоритм программой учебные
внедрения и оценивать задания
выполнены,
результаты
реализации некоторые виды заданий
бережливого
выполнены с ошибками.
производства в проектах;
«Удовлетворительно»
применять теоретическое
содержание
инструментарий
курса освоено частично, но
бережливого производства, пробелы
не
носят
направленный
на существенного
характера,
определение,
необходимые умения работы
устранение
и с освоенным материалом в
предупреждение
восьми основном
сформированы,
видов потерь;
большинство
- организовывать рабочую предусмотренных
группу по выявлению, программой обучения
устранению
и учебных
заданий
предупреждению потерь в
выполнено, некоторые
производстве;
тестирование. подготовка и
выступление с докладом,
сообщением, презентацией.
составление
схемы
конспекта.
подготовка
терминологического
словаря.
тренинг
по
навыкам планирования и
прогнозирования. работа в
малых группах.
9
- оценивать экономическую
эффективность внедрения
мероприятий
по
бережливому
производству в проектах;
принимать
решения,
позволяющие
сформировать требования к
проектам
бережливого
производства,
которые
соответствовали бы целям
и
общей
стратегии
организации,
приоритетным
направлениям ее развития
и
критериям
эффективности.
10