ОУД.04 обществознание, 2025

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ .............. 2
2. ОБЪЕМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ........... 16
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ..... 26
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ........................................................................................................................................ 28
5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ ................ 32

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО
Общеобразовательная дисциплина «Обществознание» является обязательной частью
общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по
профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
1.2.1. Цель общеобразовательной дисциплины
Основной
целью
изучения
обществознания
в
организациях
среднего
профессионального образования является освоение обучающимися знаний о российском
обществе и особенностях его развития в современных условиях, различных аспектах
взаимодействия людей друг с другом и с основными социальными институтами, содействие
формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей в повседневной и
профессиональной деятельности.
Ключевыми задачами изучения обществознания с учётом преемственности с
основной школой являются:
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,
основанной на идеях патриотизма, гордости за достижения страны в различных областях
жизни; приверженности демократическим ценностям, закрепленным в Конституции
Российской Федерации;
- освоение системы знаний об обществе и человеке, формирование целостной картины
общества;
овладение
умениями
получать,
анализировать,
интерпретировать
и
систематизировать социальную информацию из различных источников, преобразовывать ее
и использовать для самостоятельного решения учебно-познавательных, исследовательских и
жизненных задач;
- совершенствование опыта применения полученных знаний и умений при анализе и
оценке жизненных ситуаций, социальных фактов, поведения людей и собственных
поступков в различных областях общественной жизни с учётом профессиональной
направленности организации среднего профессионального образования;
- становление духовно-нравственных позиций и приоритетов личности в период
ранней юности, выработка интереса к освоению социальных и гуманитарных дисциплин,
развитие мотивации к предстоящему самоопределению.

2

1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в
соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО. Особое значение дисциплина имеет
при формировании и развитии общих компетенций.
Код и наименование
формируемых
компетенций
ОК 01.
Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно
к различным
контекстам

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие

Дисциплинарные

В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание
ценности мастерства, трудолюбие; У
- готовность к активной деятельности
технологической и социальной
направленности, способность
инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такую
деятельность;
- интерес к различным сферам
профессиональной деятельности,
Овладение универсальными
учебными познавательными
действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и
актуализировать проблему,
рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный
признак или основания для
сравнения, классификации и
обобщения;
- определять цели деятельности,
задавать параметры и критерии их
достижения;
- выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых
явлениях;
- вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов
целям, оценивать риски последствий
деятельности;
- развивать креативное мышление
при решении жизненных проблем
б) базовые исследовательские
действия:
- владеть навыками учебноисследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения
проблем;
- выявлять причинно-следственные
связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу ее решения,
находить аргументы для

сформировать знания об (о):
- обществе как целостной
развивающейся системе в единстве
и взаимодействии основных сфер и
институтов; основах социальной
динамики; глобальных проблемах и
вызовах современности;
перспективах развития
современного общества, в том
числе тенденций развития
Российской Федерации;
- человеке как субъекте
общественных отношений и
сознательной деятельности;
особенностях социализации
личности в современных условиях,
сознании, познании и самосознании
человека; особенностях
профессиональной деятельности в
области науки, культуры,
экономической и финансовой
сферах;
- экономике как науке и хозяйстве,
роли государства в экономике, в
том числе государственной
политики поддержки конкуренции
и импортозамещения, особенностях
рыночных отношений в
современной экономике;
- системе права и законодательства
Российской Федерации;
- владеть базовым понятийным
аппаратом социальных наук, уметь
различать существенные и
несущественные признаки понятий,
определять различные смыслы
многозначных понятий,
классифицировать используемые в
социальных науках понятия и
термины; использовать понятийный
аппарат при анализе и оценке
социальных явлений, для
ориентации в социальных науках и
при изложении собственных

3

доказательства своих утверждений,
задавать параметры и критерии
решения;
- анализировать полученные в ходе
решения задачи результаты,
критически оценивать их
достоверность, прогнозировать
изменение в новых условиях;
-- уметь переносить знания в
познавательную и практическую
области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из
разных предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать
оригинальные подходы и решения;
и способность их использования в
познавательной и социальной
практике

ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации, и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

4

суждений и построении устных и
письменных высказываний;
- владеть умениями формулировать
на основе приобретенных
социально-гуманитарных знаний
собственные суждения и аргументы
по определенным проблемам с
точки зрения социальных ценностей
и использовать ключевые понятия,
теоретические положения
социальных наук для объяснения
явлений социальной
действительности;
конкретизировать теоретические
положения фактами социальной
действительности, модельными
ситуациями, примерами из личного
социального опыта и фактами
социальной действительности, в
том числе по соблюдению правил
здорового образа жизни; умение
создавать типологии социальных
процессов и явлений на основе
предложенных критериев;
сформировать знания об (о):
- особенностях процесса
цифровизации и влиянии массовых
коммуникаций на все сферы жизни
общества;
- владеть умениями применять
полученные знания при анализе
социальной информации,
полученной из источников разного
типа, включая официальные
публикации на интернет-ресурсах
государственных органов,
нормативные правовые акты,
государственные документы
стратегического характера,
публикации в средствах массовой
информации;осуществлять поиск
социальной информации,
представленной в различных
знаковых системах, извлекать
информацию из неадаптированных
источников, вести
целенаправленный поиск
необходимых сведений, для
восполнения недостающих звеньев,
делать обоснованные выводы,
различать отдельные компоненты в
информационном сообщении,

ОК 03. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательску
ю деятельность в
профессиональной
сфере, использовать
знания по финансовой
грамотности в
различных
жизненных ситуациях

В области духовно-нравственного
воспитания:
-- сформированность нравственного
сознания, этического поведения;
- способность оценивать ситуацию и
принимать осознанные решения,
ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности;
- осознание личного вклада в
построение устойчивого будущего;
- ответственное отношение к своим
родителям и (или) другим членам
семьи, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей
семейной жизни в соответствии с
традициями народов России;
Овладение универсальными
регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять
познавательную деятельность,
выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
5

выделять факты, выводы,
оценочные суждения, мнения;
- сформированность навыков
оценивания социальной
информации, в том числе
поступающей по каналам сетевых
коммуникаций, владение умением
определять степень достоверности
информации; владение умением
соотносить различные оценки
социальных явлений, содержащиеся
в источниках информации, давать
на основе полученных знаний
правовую оценку действиям людей
в модельных ситуациях;
- уметь определять связи
социальных объектов и явлений с
помощью различных знаковых
систем; сформированность
представлений о методах изучения
социальных явлений и процессов,
включая универсальные методы
науки, а также специальные методы
социального познания, в том числе
социологические опросы,
биографический метод, социальное
прогнозирование
сформировать знания об (о):
- особенностях социализации
личности в современных условиях,
сознании, познании и самосознании
человека; особенностях
профессиональной деятельности в
области науки, культуры,
экономической и финансовой
сферах;
- отношениях, направлениях
социальной политики в Российской
Федерации, в том числе поддержки
семьи, государственной политики в
сфере межнациональных
отношений; структуре и функциях
политической системы общества,
направлениях государственной
политики Российской Федерации;
- владеть умениями проводить с
опорой на полученные знания
учебно-исследовательскую и
проектную деятельность,
представлять ее результаты в виде
завершенных проектов,
презентаций, творческих работ

- самостоятельно составлять план
решения проблемы с учетом
имеющихся ресурсов, собственных
возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и
проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний, постоянно
повышать свой образовательный и
культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для
оценки ситуации, выбора верного
решения;
- уметь оценивать риски и
своевременно принимать решения по
их снижению;
в) эмоциональный интеллект,
предполагающий сформированность:
внутренней мотивации, включающей
стремление к достижению цели и
успеху, оптимизм, инициативность,
умение действовать, исходя из своих
возможностей;
- эмпатии, включающей способность
понимать эмоциональное состояние
других, учитывать его при
осуществлении коммуникации,
способность к сочувствию и
сопереживанию;
- социальных навыков, включающих
способность выстраивать отношения
с другими людьми, заботиться,
проявлять интерес и разрешать
конфликты
- готовность к саморазвитию,
самостоятельности и
самоопределению;
-овладение навыками учебноисследовательской, проектной и
социальной деятельности;
ОК 04. Эффективно
Овладение универсальными
взаимодействовать и
коммуникативными действиями:
работать в коллективе б) совместная деятельность:
и команде
- понимать и использовать
преимущества командной и
индивидуальной работы;
- принимать цели совместной
деятельности, организовывать и
координировать действия по ее
достижению: составлять план
действий, распределять роли с
6

социальной и междисциплинарной
направленности; готовить устные
выступления и письменные работы
(развернутые ответы, сочинения) по
социальной проблематике,
составлять сложный и тезисный
план развернутых ответов,
анализировать неадаптированные
тексты на социальную тематику;
- готовность применять знания о
финансах и бюджетном
регулировании при пользовании
финансовыми услугами и
инструментами; использовать
финансовую информацию для
достижения личных финансовых
целей, обеспечивать финансовую
безопасность с учетом рисков и
способов их снижения;
сформированность гражданской
ответственности в части уплаты
налогов для развития общества и
государства

- использовать обществоведческие
знания для взаимодействия с
представителями других
национальностей и культур в целях
успешного выполнения типичных
социальных ролей, реализации прав
и осознанного выполнения
обязанностей гражданина
Российской Федерации, в том числе
правомерного налогового
поведения; ориентации в

учетом мнений участников
обсуждать результаты совместной
работы;
- координировать и выполнять
работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное
стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть
инициативным
Овладение универсальными
регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы
других людей при анализе
результатов деятельности;
- признавать свое право и право
других людей на ошибки;
- развивать способность понимать
мир с позиции другого человека
ОК 05. Осуществлять В области эстетического воспитания:
устную и письменную - эстетическое отношение к миру,
коммуникацию на
включая эстетику быта, научного и
государственном
технического творчества, спорта,
языке Российской
труда и общественных отношений;
Федерации с учетом
- способность воспринимать
особенностей
различные виды искусства, традиции
социального и
и творчество своего и других
культурного
народов, ощущать эмоциональное
контекста
воздействие искусства;
- убежденность в значимости для
личности и общества отечественного
и мирового искусства, этнических
культурных традиций и народного
творчества;
- готовность к самовыражению в
разных видах искусства, стремление
проявлять качества творческой
личности;
Овладение универсальными
коммуникативными действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во
всех сферах жизни;
- распознавать невербальные
средства общения, понимать
значение социальных знаков,
распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
7

актуальных общественных
событиях, определения личной
гражданской позиции; осознание
значимости здорового образа
жизни; роли непрерывного
образования; использовать средства
информационнокоммуникационных технологий в
решении различных задач

- владеть умениями проводить с
опорой на полученные знания
учебно-исследовательскую и
проектную деятельность,
представлять ее результаты в виде
завершенных проектов,
презентаций, творческих работ
социальной и междисциплинарной
направленности; готовить устные
выступления и письменные работы
(развернутые ответы, сочинения) по
социальной проблематике,
составлять сложный и тезисный
план развернутых ответов,
анализировать неадаптированные
тексты на социальную тематику;
- владеть умениями формулировать
на основе приобретенных
социально-гуманитарных знаний
собственные суждения и аргументы
по определенным проблемам с
точки зрения социальных ценностей
и использовать ключевые понятия,
теоретические положения
социальных наук для объяснения
явлений социальной
действительности;
конкретизировать теоретические
положения фактами социальной
действительности, модельными

- развернуто и логично излагать свою
точку зрения с использованием
языковых средств

ОК 06. Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том
числе с учетом
гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения

- осознание обучающимися
российской гражданской
идентичности;
- целенаправленное развитие
внутренней позиции личности на
основе духовно-нравственных
ценностей народов Российской
Федерации, исторических и
национально-культурных традиций,
формирование системы значимых
ценностно-смысловых установок,
антикоррупционного мировоззрения,
правосознания, экологической
культуры, способности ставить цели
и строить жизненные планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных
прав и обязанностей, уважение
закона и правопорядка;
- принятие традиционных
национальных, общечеловеческих
гуманистических и демократических
ценностей;
- готовность противостоять
идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным,
религиозным, расовым,
национальным признакам;
- готовность вести совместную
деятельность в интересах
гражданского общества, участвовать
в самоуправлении в
общеобразовательной организации и
детско-юношеских организациях;
- умение взаимодействовать с
социальными институтами в
соответствии с их функциями и
назначением;
- готовность к гуманитарной и
волонтерской деятельности;
патриотического воспитания:
- сформированность российской
гражданской идентичности,
8

ситуациями, примерами из личного
социального опыта и фактами
социальной действительности, в
том числе по соблюдению правил
здорового образа жизни; умение
создавать типологии социальных
процессов и явлений на основе
предложенных критериев
1) сформировать знания об (о):
обществе как целостной
развивающейся системе в единстве
и взаимодействии основных сфер и
институтов;
основах социальной динамики;
особенностях процесса
цифровизации и влиянии массовых
коммуникаций на все сферы жизни
общества; глобальных проблемах и
вызовах современности;
перспективах развития
современного общества, в том
числе тенденций развития
Российской Федерации;
человеке как субъекте
общественных отношений и
сознательной деятельности;
особенностях социализации
личности в современных условиях,
сознании, познании и самосознании
человека; особенностях
профессиональной деятельности в
области науки, культуры,
экономической и финансовой
сферах;
значении духовной культуры
общества и разнообразии ее видов и
форм; экономике как науке и
хозяйстве, роли государства в
экономике, в том числе
государственной политики
поддержки конкуренции и
импортозамещения, особенностях
рыночных отношений в
современной экономике;
роли государственного бюджета в
реализации полномочий органов
государственной власти, этапах
бюджетного процесса, механизмах
принятия бюджетных решений;
социальных отношениях,
направлениях социальной политики
в Российской Федерации, в том

патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности
перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, свой язык и
культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
- ценностное отношение к
государственным символам,
историческому и природному
наследию, памятникам, традициям
народов России, достижениям России
в науке, искусстве, спорте,
технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к
служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу;
освоенные обучающимися
межпредметные понятия и
универсальные учебные действия
(регулятивные, познавательные,
коммуникативные);
- способность их использования в
познавательной и социальной
практике, готовность к
самостоятельному планированию и
осуществлению учебной
деятельности, организации учебного
сотрудничества с педагогическими
работниками и сверстниками, к
участию в построении
индивидуальной образовательной
траектории;
- овладение навыками учебноисследовательской, проектной и
социальной деятельности

9

числе поддержки семьи,
государственной политики в сфере
межнациональных отношений;
структуре и функциях
политической системы общества,
направлениях государственной
политики Российской Федерации;
конституционном статусе и
полномочиях органов
государственной власти;
системе прав человека и
гражданина в Российской
Федерации, правах ребенка и
механизмах защиты прав в
Российской Федерации;
правовом регулирования
гражданских, семейных, трудовых,
налоговых, образовательных,
административных, уголовных
общественных отношений;
системе права и законодательства
Российской Федерации;
2) уметь характеризовать
российские духовно-нравственные
ценности, в том числе ценности
человеческой жизни, патриотизма и
служения Отечеству, семьи,
созидательного труда, норм морали
и нравственности, прав и свобод
человека, гуманизма, милосердия,
справедливости, коллективизма,
исторического единства народов
России, преемственности истории
нашей Родины, осознания ценности
культуры России и традиций
народов России, общественной
стабильности и целостности
государства;
3) владеть базовым понятийным
аппаратом социальных наук, уметь
различать существенные и
несущественные признаки понятий,
определять различные смыслы
многозначных понятий,
классифицировать используемые в
социальных науках понятия и
термины; использовать понятийный
аппарат при анализе и оценке
социальных явлений, для
ориентации в социальных науках и
при изложении собственных
суждений и построении устных и

письменных высказываний;
4) владеть умениями устанавливать,
выявлять, объяснять причинноследственные, функциональные,
иерархические и другие связи
социальных объектов и процессов,
включая умения характеризовать
взаимовлияние природы и
общества, приводить примеры
взаимосвязи всех сфер жизни
общества; выявлять причины и
последствия преобразований в
различных сферах жизни
российского общества;
характеризовать функции
социальных институтов;
обосновывать иерархию
нормативных правовых актов в
системе российского
законодательства;
5) связи социальных объектов и
явлений с помощью различных
знаковых систем;
сформированность представлений о
методах изучения социальных
явлений и процессов, включая
универсальные методы науки, а
также специальные методы
социального познания, в том числе
социологические опросы,
биографический метод, социальное
прогнозирование;
6) владеть умениями применять
полученные знания при анализе
социальной информации,
полученной из источников разного
типа, включая официальные
публикации на интернет-ресурсах
государственных органов,
нормативные правовые акты,
государственные документы
стратегического характера,
публикации в средствах массовой
информации;осуществлять поиск
социальной информации,
представленной в различных
знаковых системах, извлекать
информацию из неадаптированных
источников, вести
целенаправленный поиск
необходимых сведений, для
восполнения недостающих звеньев,
10

делать обоснованные выводы,
различать отдельные компоненты в
информационном сообщении,
выделять факты, выводы,
оценочные суждения, мнения;
7) владеть умениями проводить с
опорой на полученные знания
учебно-исследовательскую и
проектную деятельность,
представлять ее результаты в виде
завершенных проектов,
презентаций, творческих работ
социальной и междисциплинарной
направленности; готовить устные
выступления и письменные работы
(развернутые ответы, сочинения) по
социальной проблематике,
составлять сложный и тезисный
план развернутых ответов,
анализировать неадаптированные
тексты на социальную тематику;
8) использовать обществоведческие
знания для взаимодействия с
представителями других
национальностей и культур в целях
успешного выполнения типичных
социальных ролей, реализации прав
и осознанного выполнения
обязанностей гражданина
Российской Федерации, в том числе
правомерного налогового
поведения; ориентации в
актуальных общественных
событиях, определения личной
гражданской позиции; осознание
значимости здорового образа
жизни; роли непрерывного
образования; использовать средства
информационнокоммуникационных технологий в
решении различных задач;
9) владеть умениями
формулировать на основе
приобретенных социальногуманитарных знаний собственные
суждения и аргументы по
определенным проблемам с точки
зрения социальных ценностей и
использовать ключевые понятия,
теоретические положения
социальных наук для объяснения
явлений социальной
11

действительности;
конкретизировать теоретические
положения фактами социальной
действительности, модельными
ситуациями, примерами из личного
социального опыта и фактами
социальной действительности, в
том числе по соблюдению правил
здорового образа жизни; умение
создавать типологии социальных
процессов и явлений на основе
предложенных критериев;
10) готовность применять знания о
финансах и бюджетном
регулировании при пользовании
финансовыми услугами и
инструментами; использовать
финансовую информацию для
достижения личных финансовых
целей, обеспечивать финансовую
безопасность с учетом рисков и
способов их снижения;
сформированность гражданской
ответственности в части уплаты
налогов для развития общества и
государства;
11) сформировать навыки
оценивания социальной
информации, в том числе
поступающей по каналам сетевых
коммуникаций, владение умением
определять степень достоверности
информации; владение умением
соотносить различные оценки
социальных явлений, содержащиеся
в источниках информации, давать
на основе полученных знаний
правовую оценку действиям людей
в модельных ситуациях;
12) владеть умением
самостоятельно оценивать и
принимать решения, выявлять с
помощью полученных знаний
наиболее эффективные способы
противодействия коррупции;
определять стратегии разрешения
социальных и межличностных
конфликтов; оценивать поведение
людей и собственное поведение с
точки зрения социальных норм,
ценностей, экономической
рациональности и финансовой
12

ОК 07. Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях

ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках

грамотности; осознавать
неприемлемость
антиобщественного поведения,
осознавать опасность алкоголизма и
наркомании, необходимость мер
юридической ответственности, в
том числе для несовершеннолетних
граждан
В области экологического
- конкретизировать теоретические
воспитания:
положения фактами социальной
- сформированность экологической
действительности, модельными
культуры, понимание влияния
ситуациями, примерами из личного
социально-экономических процессов социального опыта и фактами
на состояние природной и
социальной действительности, в
социальной среды, осознание
том числе по соблюдению правил
глобального характера
здорового образа жизни; умение
экологических проблем;
создавать типологии социальных
- планирование и осуществление
процессов и явлений на основе
действий в окружающей среде на
предложенных критериев;
основе знания целей устойчивого
- владеть умениями устанавливать,
развития человечества;
выявлять, объяснять причинноактивное неприятие действий,
следственные, функциональные,
приносящих вред окружающей среде; иерархические и другие связи
- умение прогнозировать
социальных объектов и процессов,
неблагоприятные экологические
включая умения характеризовать
последствия предпринимаемых
взаимовлияние природы и
действий, предотвращать их;
общества, приводить примеры
- расширение опыта деятельности
взаимосвязи всех сфер жизни
экологической направленности;
общества; выявлять причины и
- овладение навыками учебнопоследствия преобразований в
исследовательской, проектной и
различных сферах жизни
социальной деятельности
российского обществ
- наличие мотивации к обучению и
- владеть умениями применять
личностному развитию;
полученные знания при анализе
В области ценности научного
социальной информации,
познания:
полученной из источников разного
- сформированность мировоззрения,
типа, включая официальные
соответствующего современному
публикации на интернет-ресурсах
уровню развития науки и
государственных органов,
общественной практики, основанного нормативные правовые акты,
на диалоге культур,
государственные документы
способствующего осознанию своего
стратегического характера,
места в поликультурном мире;
публикации в средствах массовой
- совершенствование языковой и
информации;
читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и
познания мира;
- осознание ценности научной
деятельности, готовность
осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность
индивидуально и в группе;
13

ПК 1.2. Осуществлять
техническое
обслуживание
автотранспортных
средств.

Овладение универсальными
учебными познавательными
действиями:
б) базовые исследовательские
действия:
- владеть навыками учебноисследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения
проблем;
- способность и готовность к
самостоятельному поиску методов
решения практических задач,
применению различных методов
познания;
- овладение видами деятельности по
получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов;
- формирование научного типа
мышления, владение научной
терминологией, ключевыми
понятиями и методами;
-осуществлять целенаправленный
поиск переноса средств и способов
действия в профессиональную среду
В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание
ценности мастерства, трудолюбие;
- готовность к активной деятельности
технологической и социальной
направленности, способность
инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такую
деятельность;
- интерес к различным сферам
профессиональной деятельности,
Овладение универсальными
учебными познавательными
действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и
актуализировать проблему,
рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный
признак или основания для
сравнения, классификации и
обобщения;
- определять цели деятельности,
задавать параметры и критерии их
достижения;
14

сформировать знания об (о):
- обществе как целостной
развивающейся системе в единстве
и взаимодействии основных сфер и
институтов;
- человеке как субъекте
общественных отношений и
сознательной деятельности;
особенностях социализации
личности в современных условиях,
сознании, познании и самосознании
человека; особенностях
профессиональной деятельности в
области науки, культуры,
экономической и финансовой
сферах;
- владеть базовым понятийным
аппаратом социальных наук, уметь
различать существенные и
несущественные признаки понятий,
определять различные смыслы
многозначных понятий,
классифицировать используемые в
социальных науках понятия и
термины; использовать понятийный

- выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых
явлениях;
- вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов
целям, оценивать риски последствий
деятельности;
б) базовые исследовательские
действия:
- выявлять причинно-следственные
связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу ее решения,
находить аргументы для
доказательства своих утверждений,
задавать параметры и критерии
решения;
- анализировать полученные в ходе
решения задачи результаты,
критически оценивать их
достоверность, прогнозировать
изменение в новых условиях;
-- уметь переносить знания в
познавательную и практическую
области жизнедеятельности;
- выдвигать новые идеи, предлагать
оригинальные подходы и решения;
и способность их использования в
познавательной и социальной
практике

15

аппарат при анализе и оценке
социальных явлений, для
ориентации в социальных науках и
при изложении собственных
суждений и построении устных и
письменных высказываний;
- владеть умениями формулировать
на основе приобретенных
социально-гуманитарных знаний
собственные суждения и аргументы
по определенным проблемам с
точки зрения социальных ценностей
и использовать ключевые понятия,
теоретические положения
социальных наук для объяснения
явлений социальной
действительности;
конкретизировать теоретические
положения фактами социальной
действительности, модельными
ситуациями, примерами из личного
социального опыта и фактами
социальной действительности, в
том числе по соблюдению правил
здорового образа жизни;

2. ОБЪЕМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ
РАБОТЫ

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебного предмета

108

Основное содержание

88

в т. ч.:
теоретическое обучение

48

лабораторные/практические занятия

40

Профессионально ориентированное содержание

18

в т. ч.:
теоретическое обучение

6

лабораторные/практические занятия

12

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2

2.2 . СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Наименование
Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
Объем
Формируемые
разделов и тем
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
часов
компетенции
1
2
Раздел 1. Человек в обществе
Тема 1.1.
Основное содержание учебного материала
Общество и
Общество как система. Общественные отношения. Связи между подсистемами и
общественные
элементами общества. Общественные потребности и социальные институты. Признаки и
отношения. Развитие функции
социальных
институтов.
Типы
обществ.
Постиндустриальное
общества
(информационное) общество и его особенности. Роль массовой коммуникации в
современном обществе
В том числе практических занятий
Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция, социальная
революция. Реформа. Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI
в. Общественный прогресс, его критерии. Противоречивый характер прогресса.
Глобализация и ее противоречивые последствия
Профессионально ориентированное содержание
Перспективы развития профессии. Направления цифровизации в профессиональной
деятельности «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей». Роль науки в решении
глобальных проблем
Основное содержание учебного материала

Тема 1.2.
Биосоциальная
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Влияние
природа человека и его
социокультурных факторов на формирование личности. Личность в современном
деятельность
обществе. Коммуникативные качества личности. Мировоззрение, его роль в
жизнедеятельности человека. Социализация личности и ее этапы. Агенты (институты)
социализации. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и социальное
поведение.
Деятельность и ее структура. Мотивация деятельности. Потребности и интересы.
Многообразие видов деятельности. Свобода и необходимость в деятельности человека
В том числе практических занятий

3
10
4

4

2

2
1

ОК 01
ОК 05
ПК 1.2

1
4

2

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ПК 1.2

2

17

Мировоззрение, его структура и типы.
Профессионально ориентированное содержание
Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.
Учет особенностей характера в профессиональной деятельности «Мастер по ремонту и
обслуживанию автомобилей». Межличностное общение и взаимодействие в
профессиональном сообществе, его особенности в сфере «Мастер по ремонту и
обслуживанию автомобилей».
Основное содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Мышление, его формы и
методы. Знание как результат познавательной деятельности, его виды. Понятие истины,
ее критерии. Абсолютная, относительная истина. Естественные, технические, точные и
социально-гуманитарные науки. Особенности, уровни и методы научного познания.
Особенности научного познания в социально-гуманитарных науках. Российское
общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.
Профессионально ориентированное содержание
Современные науки в профессиональной деятельности «Мастер по ремонту и
обслуживанию автомобилей».

1

Раздел 2. Духовная культура
Тема 2.1.
Основное содержание учебного материала
Духовная культура
Духовная деятельность человека. Духовные ценности российского общества.
личности и общества Материальная и духовная культура. Формы культуры. Народная, массовая и элитарная
культура. Молодежная субкультура. Контркультура. Функции культуры. Культурное
многообразие современного общества. Диалог культур. Вклад российской культуры в
формирование ценностей современного общества. Мораль как общечеловеческая
ценность и социальный регулятор. Категории морали. Гражданственность. Патриотизм
Профессионально ориентированное содержание
Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет в профессиональной
деятельности «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей».
Тема 2.2.
Основное содержание учебного материала
Наука и образование в Наука. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе. Направления
современном мире
научно-технологического развития и научные достижения Российской Федерации.
В том числе практических занятий

10
2

Тема 1.3.
Познавательная
деятельность
человека. Научное
познание

18

1

2
2

1

ОК 02
ОК 04
ОК 05

1

1

ОК 03
ОК 05
ОК 06
ПК 1.2

1
4
2
2

ОК 02
ОК 03
ПК 1.2

Образование в современном обществе. Российская система образования. Основные
направления развития образования в Российской Федерации.
Непрерывность образования в информационном обществе. Значение самообразования.
Цифровые образовательные ресурсы.
Профессионально ориентированное содержание
Профессиональное образование в профессии
Тема 2.3.
Основное содержание учебного материала
Религия
Религия, её роль в жизни общества и человека. Мировые и национальные религии.
Значение поддержания межконфессионального мира в Российской Федерации. Свобода
совести.
Тема 2.4.
Основное содержание учебного материала
Искусство
В том числе практических занятий
Искусство, его основные функции. Особенности искусства как формы духовной
культуры. Достижения современного российского искусства
Профессионально ориентированное содержание
Образ профессии в искусстве. Тестирование
Раздел 3. Экономическая жизнь общества
Тема 3.1.
Основное содержание учебного материала
Экономика- основа
Роль экономики в жизни общества. Макроэкономические показатели и качество жизни.
жизнедеятельности
Предмет и методы экономической науки. Ограниченность ресурсов. Кривая
общества
производственных возможностей. Типы экономических систем. Экономический рост и
пути его достижения. Факторы долгосрочного экономического роста. Понятие
экономического цикла. Фазы экономического цикла. Причины экономических циклов
Профессионально ориентированное содержание
Особенности разделения труда и специализации в профессии
Тема 3.2.
Основное содержание учебного материала
Рыночные отношения Функционирование рынков. Рынки труда, капитала, земли, информации.
в экономике.
Государственное регулирование рынков. Конкуренция и монополия. Государственная
Финансовые
политика по развитию конкуренции. Антимонопольное регулирование в Российской
институты
Федерации
Финансовый рынок. Финансовые институты. Банки. Банковская система. Центральный
банк Российской Федерации: задачи и функции. Монетарная политика Банка России.
Инфляция: причины, виды, последствия
В том числе практических занятий.
19

1

1
2
2

ОК 05
ОК 06

2
2
1

ОК 01
ОК 05

1
20
2
1
ОК 02
ОК 07
ПК 1.2
1
4
2
ОК 01
ОК 03
ОК 09

2

Тема 3.3.
Рынок труда и
безработица.
Рациональное
поведение
потребителя

Тема 3.4.
Предприятие в
экономике

Тема 3.5.
Экономика и
государство

Рыночный спрос. Закон спроса. Эластичность спроса. Рыночное предложение. Закон
предложения. Эластичность предложения.
Цифровые финансовые услуги. Финансовые технологии и финансовая безопасность.
Денежные агрегаты
Основное содержание учебного материала
Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица.
Причины и виды безработицы. Государственная политика Российской Федерации в
области занятости. Особенности труда молодежи. Деятельность профсоюзов.
Рациональное экономическое поведение. Экономическая свобода и социальная
ответственность. Экономическая деятельность и проблемы устойчивого развития
общества
В том числе практических занятий
Профессионально ориентированное содержание
Спрос на труд и его факторы в профессии. Стратегия поведения при поиске работы.
Возможности профессиональной переподготовки «Мастер по ремонту и обслуживанию
автомобилей».
Основное содержание учебного материала
Предприятие в экономике. Цели предприятия. Факторы производства. Альтернативная
стоимость, способы и источники финансирования предприятий. Издержки, их виды.
Выручка, прибыль. Поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской
Федерации. Государственная политика импортозамещения в Российской Федерации
В том числе практических занятий
Предпринимательская деятельность
Профессионально ориентированное содержание
Основы менеджмента и маркетинга в профессии
Основное содержание учебного материала
Экономика и государство. Экономические функции государства. Общественные блага.
Внешние эффекты. Государственный бюджет. Дефицит и профицит государственного
бюджета. Принцип сбалансированности государственного бюджета. Государственный
долг. Налоговая система Российской Федерации. Функции налогов. Система налогов и
сборов в Российской Федерации. Налоговые льготы и вычеты. Фискальная политика
государства.
В том числе практических занятий
20

2
4

2

2

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ПК 1.2

2
4
2

ОК 01
ОК 03

2
1
1
4

2

ОК 01
ОК 09

Тема 3.6.
Основные тенденции
развития экономики
России и
международная
экономика

Цифровизация экономики в Российской Федерации. Тестирование

2

Основное содержание учебного материала

2

Мировая экономика. Международная экономика. Международное разделение труда.
Экспорт и импорт товаров и услуг. Выгоды и убытки от участия в международной
торговле. Государственное регулирование внешней торговли
Профессионально ориентированное содержание
Направления импортозамещения в условиях современной экономической ситуации.
Собственное производство как средство устойчивого развития государства
Раздел 4. Социальная сфера
Тема 4.1.
Основное содержание учебного материала
Социальная
Социальные общности, группы, их типы. Социальная стратификация, ее критерии.
структура общества. Социальное неравенство. Социальная структура российского общества. Государственная
Положение личности поддержка социально незащищенных слоев общества в Российской Федерации.
в обществе
Положение индивида в обществе. Социальные статусы и роли. Социальная мобильность,
ее формы и каналы в современном российском обществе
В том числе практических занятий

Тема 4.2.
Семья в современном
мире
Тема 4.3.
Этнические
общности и нации

Престиж профессиональной деятельности. Социальные роли человека в трудовом
коллективе.
Профессионально ориентированное содержание
Возможности профессионального роста
Основное содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Семья и брак. Функции и типы семьи. Семья как важнейший социальный институт.
Тенденции развития семьи в современном мире. Меры социальной поддержки семьи в
Российской Федерации. Помощь государства многодетным семьям
Основное содержание учебного материала
Миграционные процессы в современном мире. Этнические общности. Нации и
межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты, способы их предотвращения
и пути разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской
Федерации

Тема 4.4.
Основное содержание учебного материала
Социальные нормы и
Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы социальных
социальный контроль. девиаций. Конформизм. Социальный контроль и самоконтроль.
21

1

ОК 06
ОК 09

1
14
4

2
ОК 01
ОК 05
2
1
1
2
2

ОК 05
ОК 06

2
2
6
2

ОК 05
ОК 06

ОК 04
ОК 05

Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения
социальных конфликтов. Особенности профессиональной деятельности социолога,
социального психолога.
В том числе практических занятий
Конфликты в трудовых коллективах и пути их преодоления.
Профессионально ориентированное содержание
Стратегии поведения в конфликтной ситуации. Тестирование
Раздел 5. Политическая сфера
Тема 5.1.
Основное содержание учебного материала
Политика и власть. Политическая власть и субъекты политики в современном обществе. Политические
Политическая
институты. Политическая деятельность.
система
Политическая система общества, ее структура и функции. Политическая система
Российской Федерации на современном этапе
Государство как основной институт политической системы. Государственный
суверенитет. Функции государства. Форма государства: форма правления, форма
государственного (территориального) устройства, политический режим Типология форм
государства
В том числе практических занятий

ПК 1.2

Социальный
конфликт и способы
его разрешения

Тема 5.2.

Федеративное устройство Российской Федерации. Субъекты государственной власти в
Российской Федерации.
Государственное управление в Российской Федерации. Государственная служба и
статус государственного служащего.
Опасность коррупции, антикоррупционная политика государства, механизмы
противодействия коррупции. Обеспечение национальной безопасности в Российской
Федерации. Государственная политика Российской Федерации по противодействию
экстремизму
Основное содержание учебного материала

22

4
2
2
20
10
2
2
2
4

ОК 05
ОК 06

2

2

8

ОК 03

Политическая
культура общества и
личности.
Политический
процесс и его
участники

Политическая культура общества и личности. Политическое поведение. Политическое
участие. Причины абсентеизма. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные
идейно-политические течения современности. Политический процесс и участие в нем
субъектов политики. Формы участия граждан в политике. Политические партии как
субъекты политики, их функции, виды. Типы партийных систем.
Избирательная
система.
Типы
избирательных
систем:
мажоритарная,
пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания. Избирательная система в
Российской Федерации. Политическая элита и политическое лидерство. Типология
лидерства
В том числе практических занятий
Роль средств массовой информации в политической жизни общества.
Интернет в современной политической коммуникации. Задания-задачи
Роль профсоюзов в формировании основ гражданского общества. Профсоюзная
деятельность в области защиты прав работника

ОК 04

2
2

6
2
2
2

Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации

32

Тема 6.1.
Право в системе
социальных норм

4

Тема 6.2.

Основное содержание учебного материала
Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации.
Право в системе социальных норм. Источники права. Нормативные правовые акты, их
виды. Законы и законодательный процесс в Российской Федерации. Система российского
права.
Правоотношения,
их
субъекты.
Особенности
правового
статуса
несовершеннолетних. Правонарушение и юридическая ответственность. Функции
правоохранительных органов Российской Федерации
В том числе практических занятий
Правовые нормы
Профессионально ориентированное содержание
Соблюдение правовых норм в профессиональной деятельности
Основное содержание учебного материала

23

2

ОК 01
ОК 05
ОК 09

2
1
1
4

ОК 02

Основы
конституционного
права Российской
Федерации

Тема 6.3.
Правовое
регулирование
гражданских,
семейных, трудовых,
образовательных
правоотношений

Тема 6.4.
Правовое
регулирование
налоговых,
административных,
уголовных
правоотношений.

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской
Федерации. Гражданство Российской Федерации. Личные (гражданские), политические,
социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина
Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской
Федерации.
Профессионально ориентированное содержание
Профессиональные обязанности гражданина Российской Федерации в организации
мероприятий ГО и защиты от ЧС в условиях мирного и военного времени
В том числе практических занятий
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени
Основное содержание учебного материала
Правовое регулирование гражданских, семейных, трудовых правоотношений.
Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права.
Организационно-правовые формы юридических лиц. Гражданская дееспособность
несовершеннолетних.
Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое
регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей
Профессионально ориентированное содержание. Трудовые правоотношения.
Особенность регулирования трудовых отношений в профессии. Порядок приема на
работу, заключения и расторжения трудового договора. Права и обязанности работников
и работодателей. Дисциплинарная ответственность. Защита трудовых прав работников.
Особенности трудовых правоотношений несовершеннолетних работников
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Порядок приема на
обучение в образовательные организации среднего профессионального и высшего
образования. Порядок оказания платных образовательных услуг
В том числе практических занятий
Коллективный договор.
Трудовые споры и порядок их разрешения

1

Основное содержание учебного материала
Правовое регулирование налоговых, административных правоотношений.
Административное право и его субъекты. Административное правонарушение и
административная ответственность
Экологическое законодательство. Экологические правонарушения. Способы защиты
права на благоприятную окружающую среду
Уголовное право. Основные принципы уголовного права. Понятие преступления и виды
24

10
2

ОК 06
ОК 07
ПК 1.2

1

2
9
1

2

ОК 02
ОК 05
ОК 06

2

3
2
1

ОК 02
ОК 06
ОК 09
2

Экологическое
законодательство

Тема 6.5.
Основы
процессуального права

преступлений. Уголовная ответственность, ее цели, виды наказаний в уголовном праве.
Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
В том числе практических занятий
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах. Участники отношений,
регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Права и обязанности налогоплательщиков. Ответственность за налоговые
правонарушения
Решение отраслевых задач. Задания-задачи
Основное содержание учебного материала
Основы процессуального права
Конституционное судопроизводство
Административный процесс. Судебное производство по делам об административных
правонарушениях Уголовный процесс, его принципы и стадии. Субъекты уголовного
процесса
В том числе практических занятий
Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные принципы гражданского
процесса. Участники гражданского процесса. Арбитражное судопроизводство

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

6
2
2
2
6

4

2
2
2

Всего

108

25

ОК 02
ОК 05
ОК 09

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебного предмета осуществляется в учебном кабинете №2
«Общеобразовательных дисциплин»
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением,
мультимедиа.



3.2 Информационное обеспечение обучения
Основные печатные издания
1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического,
естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник: Рекомендовано ФГАУ «ФИРО». — 8-е
изд., стер., - М., ОИЦ «Академия», 2019.
Дополнительные печатные издания
Боголюбов, Л.Н. Обществознание: учебник 10 класс - М: Просвещение, 2018
Боголюбов, Л.Н. Обществознание: учебник 11 класс - М: Просвещение, 2018
Боголюбов, Л.Н. Право 10 класс: учебник.- М.: Просвещение, 2018
Боголюбов, Л.Н. Право 11 класс: учебник.- М.: Просвещение, 2018
Смирнов, И.П. Введение в современное обществознание. – М.: Академия, 2010
Александрова, И.Ю. Практикум по обществознанию. – М.: Айрис – пресс,2007
Смирнов, И.П. Введение в современное обществознание: учебник. – М.: Академия, 2007
Смирнов, И.П. Хрестоматия по курсу «Введение в современное обществознание»: учебное
пособие. – М.: Академия,2000
9. Кравченко, А.И. Обществознание: учебное пособие для СПО. - М.: Академия, Мастерство,
Высшая школа, 2001
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Электронные издания (ресурсы)
1. Официальный сайт компании «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru.
2. Официальный сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru.
3. Официальный сайт Правительства РФ. URL: http://www.government.ru
4. Официальный сайт Государственной Думы РФ. URL: http://duma.gov.ru
5. Официальный сайт Совета Федерации РФ. URL: http://council.gov.ru
6. Официальный сайт Верховного суда Российской Федерации. URL: http://www.vsrf.ru.
7. Официальный сайт Правительства России. URL: http://www.government.ru
8. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL:http://festival.1september.ru/
9. Министерство просвещения Российской Федерации. URL: https://edu.gov.ru
10. Официальный сайт Национальных проектов России. URL: https://национальныепроекты.рф
11. Федеральный портал «Российское образование». URL: https://www.edu.ru
12. Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ). URL: https://fipi.ru
Дополнительные источники
1. «Конституция Российской Федерации»
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022)
26

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 14.07.2022)
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 14.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022)
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 04.08.2022)
6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 14.07.2022) (с изм. и
доп., вступ. в силу с 25.07.2022)
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 14.07.2022, с изм. от
18.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022)
8. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.06.2022) (с изм. и
доп., вступ. в силу с 01.08.2022)
9. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. — 1992. —№ 15. —
Ст. 766.
10. Закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. —2002.
11. Закон РФ от 11.02.1993 № 4462-1 «О Нотариате» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1993.
12. Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в
Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.
13. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» //СЗ
РФ. — 2012.
14. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарноэпидемиологическом благополучии
населения» // СЗ РФ. — 1999. — № 14. — Ст. 1650.
15. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. —2002.
— № 2. — Ст. 133.
16. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред.
от 14.07.2022)
17. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред.от. 28.06.2022

27

4.
КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая/профессиональная
компетенции

РЕЗУЛЬТАТОВ

Раздел/Тема

ОСВОЕНИЯ

Тип оценочных
мероприятия

Раздел 1. Человек в обществе
ОК 01
ОК 05
ПК 2.1

Тема 1.1.
Общество и общественные
отношения. Развитие общества

Познавательные задания
Вопросы проблемного
характера
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ПК 2.1

Тема 1.2.
Биосоциальная природа человека
и его деятельность

Устный опрос
Познавательные задания
Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ОК 02
ОК 04
ОК 05

Тема 1.3.
Познавательная деятельность
человека. Научное познание

Устный опрос
Познавательные задания
Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Познавательные задания
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

Раздел 2. Духовная культура
ОК 03
ОК 05
ОК 06
ПК 2.1

Тема 2.1.
Духовная культура личности и
общества

Познавательные задания
Вопросы проблемного
характера
Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ОК 02
ОК 03
ПК 2.1

Тема 2.2.
Наука и образование в
современном мире

Устный опрос
Познавательные задания
Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ОК 05
ОК 06

Тема 2.3.
Религия
28

Устный опрос
Познавательные задания

Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
ОК 01
ОК 05

Тема 2.4.
Искусство

Устный опрос
Познавательные задания
Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

Раздел 3. Экономическая жизнь общества
ОК 02
ОК 07
ПК 2.1

Тема 3.1.
Экономика - основа
жизнедеятельности общества

Устный опрос
Познавательные задания
Задания к схемам, таблицам,
диаграммам, инфографике
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ОК 01
ОК 03
ОК 09

Тема 3.2.
Рыночные отношения в
экономике. Финансовые
институты

Устный опрос
Познавательные
заданияЗадания к документам,
содержащим социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ПК 2.1

Тема 3.3.
Рынок труда и безработица.
Рациональное поведение
потребителя

Устный опрос
Познавательные задания
Задания к схемам, таблицам,
диаграммам, инфографике
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ОК 01
ОК 03

Тема 3.4.
Предприятие в экономике

Устный опрос
Познавательные задания
Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ОК 01
ОК 09

Тема 3.5.
Экономика и государство

Устный опрос
Познавательные задания
Задания к схемам, таблицам,
диаграммам, инфографике
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

29

ОК 06
ОК 09

Тема 3.6.
Основные тенденции развития
экономики России и
международная экономика

Познавательные задания
Вопросы проблемного
характера
Работа с документами,
содержащими социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

Раздел 4. Социальная сфера
ОК 01
ОК 05

Тема 4.1.
Социальная структура общества.
Положение личности в обществе

Устный опрос
Познавательные задания
Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ОК 05
ОК 06

Тема 4.2.
Семья в современном мире

Устный опрос
Познавательные задания
Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ОК 05
ОК 06

Тема 4.3.
Этнические общности и нации

Устный опрос
Познавательные задания
Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ОК 04
ОК 05
ПК 2.1

Тема 4.4.
Устный опрос
Социальные нормы и социальный Познавательные задания
контроль. Социальный конфликт Тестирование
и способы его разрешения
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
Раздел 5. Политическая сфера

ОК 05
ОК 06

Тема 5.1.
Политика и власть. Политическая
система

ОК 03
ОК 04

Тема 5.2.
Устный опрос
Политическая культура общества Познавательные задания
и личности. Политический  Задания- задачи
30

Устный опрос
Познавательные задания
Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

процесс и его участники



Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации
ОК 01
ОК 05
ОК 09

ОК 02
ОК 06
ОК 07
ПК 2.1

Тема 6.1.
Устный опрос
Право в системе социальных норм Познавательные задания
 Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Самооценка и
взаимооценказнаний /умений
обучающихся
Тема 6.2.
Основы конституционного права
Российской Федерации

Устный опрос
Познавательные задания
 Задания- задачи
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

Тема 6.3.
Правовое регулирование
гражданских, семейных,
трудовых, образовательных
правоотношений

Устный опрос
Познавательные задания
 Задания- задачи
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ОК 02
ОК 06
ОК 09

Тема 6.4.
Правовое регулирование
налоговых, административных,
уголовных правоотношений.
Экологическое законодательство

Устный опрос
Познавательные задания
 Задания- задачи
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ОК 02
ОК 05
ОК 09

Тема 6.5.
Отрасли процессуального права

Устный опрос
Познавательные задания
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ОК 02
ОК 05
ОК 06

31

5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ
ПРОГРАММУ
№
п/п

№ пункта
Дата
рабочей
внесения
программы изменений
и
дополнений

До
внесения
изменений
и
дополнений

После
изменений и
дополнений

1
2

32

Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией

Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».