Оглавление
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ............................................................... 2
2. ОБЪЕМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ........... 20
2.1. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ»........................................ 21
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ......................................................... 33
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ........................................................................................................................................ 34
5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ ................ 37
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1. Место общеобразовательной дисциплине в структуре основной образовательной
программы:
Общеобразовательная дисциплина «Основы безопасности и защиты Родины» является
обязательной частью общеобразовательного цикла основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»
1.2. Цель дисциплины:
Формирование компетенций в части овладения содержанием общеобразовательной
дисциплины «Основы безопасности и защиты Родины», формирование ценностей, освоение
знаний и умений, обеспечивающих готовность к выполнению Конституционного долга по
защите Отечества и достижение базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности.
2.3. Планируемые результаты освоения дисциплины:
Содержание общеобразовательной дисциплины «Основы безопасности и защиты Родины»
(базовый уровень) направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных (далее
– ПРб) результатов обучения, регламентированных ФГОС СОО и с учетом федеральной основной
рабочей программой по профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей».
2
Код и наименование
формируемых
компетенций
ОК 01. Выбирать
способы решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно
к различным
контекстам
Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
Дисциплинарные (предметные)
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
• базовыми логическими действиями:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему,
рассматривать ее всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для
сравнения, классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии
их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
явлениях;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие
результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
развивать креативное мышление при решении жизненных
проблем
• базовыми исследовательскими действиями:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать
задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии
решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
уметь переносить знания в познавательную и практическую
области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и
ПРб 02. Знание задач и основных
принципов организации единой системы
предупреждения и ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций, прав
и обязанностей гражданина в этой области;
прав и обязанностей гражданина в области
гражданской обороны; знание о действиях
по сигналам гражданской обороны.
ПРб 08. Сформированность представлений
о ценности безопасного поведения для
личности, общества, государства. знание
правил безопасного поведения и способов
их применения в собственном поведении.
ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации, и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
решения;
- способность
их
использования
в познавательной и
социальной практике.
В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
- готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать
и
самостоятельно
выполнять такую деятельность;
- интерес
к
различным сферам
профессиональной
деятельности.
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
• работой с информацией:
владение навыками получения информации из источников
разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных видов и
форм представления;
создание текстов в различных форматах с учетом назначения
информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
оценивание достоверности, легитимности информации, ее
соответствия правовым и морально-этическим нормам;
использование
средств
информационных и
коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
владение навыками распознавания и защиты информации,
информационной безопасности личности.
В части ценности научного познания:
сформированность
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
4
ПРб 06. Сформированность
представлений о применении
беспилотных летательных аппаратов и
морских беспилотных аппаратов;
понимание о возможностях применения
современных достижений научнотехнического прогресса в условиях
современного боя.
основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего
места в поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять проектную и исследовательскую деятельность
индивидуально и в группе.
ОК 03. Планировать и Овладение универсальными регулятивными действиями:
реализовывать
• самоорганизации:
собственное
самостоятельное
осуществление
познавательной
профессиональное и
деятельности, выявление проблемы, постановка и формулирование
личностное развитие, собственных задач в образовательной деятельности и жизненных
предпринимательску
ситуациях;
ю деятельность в
самостоятельное составление плана решения проблем с
профессиональной
учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и
сфере, использовать
предпочтений;
знания по финансовой давать оценку новым ситуациям;
грамотности в
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в
различных жизненных
разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный
ситуациях
и культурный уровень;
• самоконтроля:
- использование приемов рефлексии для оценки ситуации, выбора
верного решения;
- умение оценивать риски и своевременно принимать решения по их
снижению;
•
эмоционального
интеллекта, предполагающего
сформированность:
– внутренней мотивации, включающей стремление к достижению
цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать,
исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное
состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации,
5
ПРб 01. Знание основ законодательства
Российской Федерации, обеспечивающие
национальную безопасность и защиту
населения от внешних и внутренних угроз;
сформированность представлений о
государственной политике в области
обеспечения государственной и
общественной безопасности, защиты
населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций различного характера.
ПРб 07. Сформированность необходимого
уровня военных знаний как фактора
построения
профессиональной
траектории,
в
том
числе
в
образовательных
организациях,
осуществляющих подготовку кадров в
интересах обороны и безопасности
государства, обеспечении законности и
правопорядка.
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе
и команде
способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать
отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и
разрешать конфликты.
В части духовно-нравственного воспитания:
- сформированность нравственного сознания, этического поведения;
- способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
- ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам
семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни в соответствии с традициями народов России.
Овладение универсальными
коммуникативными действиями:
• совместной деятельностью:
- понимание и использование преимуществ командной и
индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по ее достижению: составлять план
действий, распределять роли с учетом мнений участников
обсуждать результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия; - осуществлять
позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
• принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе
результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на ошибки; развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
Готовность к
саморазвитию,
самостоятельности и
самоопределению.
Овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и
6
ПРб 14. Знание основ безопасного,
конструктивного
общения,
умение
различать опасные явления в социальном
взаимодействии,
в
том
числе
криминального
характера;
умение
предупреждать опасные явления и
противодействовать им
социальной деятельности.
ОК 06. Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том
числе с учетом
гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения
Осознание обучающимися
российской гражданской
идентичности.
Целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе
духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации,
исторических и национально-культурных традиций, формирование
системы значимых ценностно-смысловых установок,
антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической
культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы.
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение
закона и правопорядка;
- принятие традиционных национальных, общечеловеческих
гуманистических и демократических ценностей;
- готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
- готовность вести совместную деятельность в интересах
гражданского общества, участвовать в самоуправлении в
общеобразовательной
организации
и
детско-юношеских
организациях;
- умение взаимодействовать с социальными институтами в
7
ПРб 03. Сформированность
представлений о роли России в
современном мире; угрозах военного
характера; роли Вооруженных Сил
Российской Федерации в обеспечении
защиты государства; знание положений
Общевоинских уставов Вооруженных Сил
Российской Федерации.
ПРб 15. Сформированность нетерпимости
к проявлениям насилия в социальном
взаимодействии; знания о способах
безопасного поведения в цифровой среде;
умение применять их на практике; умение
распознавать опасности в цифровой среде
(в том числе криминального характера,
опасности вовлечения в деструктивную
деятельность) и противодействовать им;
ПРб 16. Сформированность представлений
об опасности и негативном влиянии на
жизнь личности, общества, государства
ОК 07.
Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы
бережливого
производства,
соответствии с их функциями и назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
патриотического воспитания:
- сформированность российской гражданской идентичности,
патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности
перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и
культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное
отношение
к
государственным
символам,
историческому и природному наследию, памятникам, традициям
народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте,
технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу;
- освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,
коммуникативные);
- способность их использования в познавательной и социальной
практике, готовность к самостоятельному планированию и
осуществлению учебной деятельности, организации учебного
сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к
участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и
социальной деятельности.
В части экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, осознание глобального характера экологических
проблем;
- планирование и осуществление действий в окружающей среде на
основе знания целей устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение прогнозировать
неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; 8
деструктивной идеологии, в том числе
экстремизма, терроризма;
- овладение знаниями о роли государства в
противодействии терроризму;
- умение различать приемы вовлечения в
деструктивные
сообщества,
экстремистскую
и
террористическую
деятельность и противодействовать им;
- знание порядка действий при объявлении
разного
уровня
террористической
опасности,
при
угрозе
совершения
террористического
акта,
совершении
террористического
акта,
проведении
контртеррористической операции.
ПРб 05. Сформированность
представлений о боевых свойствах и
поражающем действии оружия массового
поражения, а также способах защиты от
него.
ПРб 09. Сформированность
представлений о возможных источниках
опасности в различных ситуациях (в быту,
транспорте, общественных местах, в
природной среде, в социуме, в цифровой
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях мирного и
военного
времени.
расширение опыта деятельности экологической направленности;
овладение навыками учебно-исследовательской, проектной
социальной деятельности.
9
среде); владение основными способами
и предупреждения опасных ситуаций;
знание порядка действий в чрезвычайных
ситуациях.
ПРб 10. Сформированность
представлений о важности соблюдения
правил дорожного движения всеми правил
безопасного поведения на транспорте,
умение применять их на практике, знание
о порядке действий в опасных и
чрезвычайных ситуациях на транспорте.
ПРб 11. Овладение знаниями о способах
безопасного поведения в природной среде;
умением применять их на практике;
знание порядка действий при
чрезвычайных ситуациях природного
характера; сформированность
представлений об экологической
безопасности, ценности бережного
отношения к природе, разумного
природопользования.
ПРб 12. Знание основ пожарной
безопасности; умение применять их на
практике для предупреждения пожаров;
знание порядка действий при угрозе
пожара и пожаре в бы ту, общественных
местах, на транспорте, в природной среде;
знание прав и обязанностей граждан в
области пожарной безопасности.
ОК 08. Использовать
Готовность к
саморазвитию,
самостоятельности
средства физической
самоопределению.
культуры для
Наличие мотивации к обучению и личностному развитию.
сохранения и
Овладение универсальными регулятивными действиями:
укрепления здоровья в • самоорганизации:
процессе
- самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом
профессиональной
имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
деятельности и
- давать оценку новым ситуациям;
поддержания
- расширять рамки учебного предмета на основе личных
необходимого уровня
предпочтений;
физической
- делать осознанный выбор, аргументировать его, брать
подготовленности
ответственность за решение; - оценивать приобретенный опыт;
- способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный
и культурный уровень.
В части физического воспитания:
- сформированность здорового и безопасного образа жизни,
ответственного отношения к своему здоровью;
- потребность в физическом совершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью;
- активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения
вреда физическому и психическому здоровью.
ПРб 13. Владение основами медицинских
знаний: владение приемами оказания
первой помощи при неотложных
состояниях; сформированность
представлений об инфекционных и
неинфекционных заболеваниях, способах
профилактики; сформированность
представлений о здоровом образе жизни и
его роли в сохранении психического и
физического здоровья, негативного
отношения к вредным привычкам; знания
о необходимых действиях при
чрезвычайных ситуациях биологосоциального и военного характера;
умение применять табельные и
подручные средства для само- и
взаимопомощи;
ПРб 04. Сформированность знаний об
элементах начальной военной подготовки
(включая общевоинские уставы, основы
строевой, тактической, огневой,
инженерной, военномедицинской и технической подготовки),
правилах оказания первой помощи в
условиях ведения боевых действий,
овладение
знаниями
требований
безопасности
при
обращении
со
стрелковым оружием.
ПК 1.1. Проводить Демонстрация навыков:
Знать:
предпродажную
- проверки соответствия автотранспортного средства технической и - назначение, устройство и правила
подготовку
сопроводительной документации;
применения ручного слесарно-монтажного,
автотранспортных
- проверки комплектности и работоспособности автотранспортного пневматического
и
электрического
10
средств в процессе
оказания услуг по
продаже
автотранспортных
средств потребителям.
ПК 1.2. Осуществлять
техническое
обслуживание
автотранспортных
средств.
средства в соответствии с требованиями, установленными заводомизготовителем.
- подготовки автотранспортного средства в соответствии с
требованиями, установленными заводом-изготовителем.
инструмента,
универсальных
и
специальных приспособлений;
-технологии
выполнения
ручных
слесарных работ;
- технологии проведения измерений
контрольно-измерительным инструментом,
применяемым в процессе выполнения
работ по техническому обслуживанию и
ремонту автотранспортных средств и их
компонентов
- правила охраны труда и техники
безопасности
- конструктивные особенности узлов,
агрегатов и систем автотранспортных
средств
- общее устройство автотранспортных
средств;
технические
и
эксплуатационные
характеристики автотранспортных средств;
- порядок оформления и ведения
сопроводительной
документации
автотранспортных средств;
- назначение и правила работы с
бумажными и электронными версиями
технической документации организацииизготовителя автотранспортных средств.
Демонстрация навыков:
Знать:
- проверки технического состояния автотранспортных средств - наименование, назначение и маркировку
Выполнение технического обслуживания автотранспортных средств
технических жидкостей, смазок, моющих
составов, горюче-смазочных материалов и
правила
их
применения
и
взаимозаменяемости, в том числе в
зависимости от сезона;
11
технологию
выполнения
ручных
слесарных работ;
- технологию проведения измерений
контрольно-измерительным инструментом,
применяемым в процессе выполнения
работ по техническому обслуживанию и
ремонту автотранспортных средств и их
компонентов;
- правила охраны труда и техники
безопасности;
конструктивные
особенности,
технические
и
эксплуатационные
характеристики автотранспортных средств,
их агрегатов, систем, механизмов и узлов;
- общее устройство автотранспортных
средств;
- методы проверки герметичности систем
автотранспортных средств;
- назначение, устройство и правила
применения ручного слесарно-монтажного,
пневматического
и
электрического
инструмента,
универсальных
и
специальных
приспособлений,
применяемых в процессе выполнения работ
по техническому обслуживанию и ремонту
автотранспортных
средств
и
их
компонентов;
- правила работы с бумажными и
электронными
версиями
технической
документации организации-изготовителя
автотранспортных средств.
ПК 2.1. Выполнять Демонстрация навыков:
Знать:
монтажные,
- выявления неисправностей узлов, агрегатов и механических систем - общее устройство, конструктивные
12
демонтажные,
регулировочные
и
диагностические
работы механических
компонентов
автотранспортных
средств.
автотранспортных средств;
особенности и принцип действия агрегатов,
- демонтажа и монтажа узлов, агрегатов и механических систем механизмов и механических систем
автотранспортных средств;
автотранспортных
средств
и
их
- дефектовки узлов, агрегатов и механических систем компонентов;
автотранспортных средств.
- назначение и правила применения
ручного
слесарно-монтажного,
пневматического
и
электрического
инструмента,
универсальных
и
специальных
приспособлений,
применяемых в процессе выполнения работ
по диагностике, снятию и установке
агрегатов, механизмов и механических
систем автотранспортных средств и их
компонентов;
- технологию проведения измерений
контрольно- измерительным инструментом
и оборудованием, применяемым в процессе
выполнения
работ
по
диагностике
агрегатов,
механических
систем,
механизмов и узлов автотранспортных
средств и их компонентов;
- технологию проведения слесарных работ;
- правила охраны труда и техники
безопасности;
- методы проверки герметичности систем
автотранспортных
средств
и
их
компонентов;
- принцип действия и правила применения
диагностического
оборудования,
предназначенного для диагностики узлов,
агрегатов и систем автотранспортных
средств и их компонентов;
- методики проведения тестирования узлов,
13
ПК 2.2. Выполнять
ремонт
узлов,
агрегатов
и
механических систем
автотранспортных
средств.
агрегатов
и
механических
систем
автотранспортных
средств
и
их
компонентов;
- наименование, назначение и маркировку
технических жидкостей, технических газов,
смазок,
моющих
составов,
горючесмазочных материалов и правила их
применения и взаимозаменяемости, в том
числе в зависимости от сезона;
- методы дефектовки деталей узлов,
агрегатов
и
механических
систем
автотранспортных средств их компонентов;
- правила работы с бумажными и
электронными
версиями
технической
документации организации-изготовителя
автотранспортных средств.
Демонстрация навыков:
Знать:
- восстановления работоспособности или замены узлов, агрегатов и - методики проведения диагностики
механических систем автотранспортных средств и их компонентов;
состояния деталей и сборочных единиц
- регулировки узлов, агрегатов и механических систем узлов, агрегатов и механических систем
автотранспортных средств и их компонентов;
автотранспортных
средств
и
их
- обкатки узлов, агрегатов и механических систем автотранспортных компонентов;
средств и их компонентов после ремонта.
- особенности подбора и использования
диагностического оборудования в ходе
проведения диагностики состояния деталей
и сборочных единиц узлов, агрегатов и
механических систем автотранспортных
средств и их компонентов;
назначение и правила работы с
бумажными и электронными версиями
технической документации организацииизготовителя автотранспортных средств;
- устройство и особенности конструкции
14
ПК 2.3. Выполнять
установку
дополнительного
оборудования
на
автотранспортные
средства.
Демонстрация навыков:
- выполнения демонтажно-монтажных и разборочно-сборочных работ
на автотранспортных средствах и их компонентах;
- установки и подключения дополнительных механических и
мехатронных систем на автотранспортные средства и их компоненты;
- наладки, программирования и перепрограммирования мехатронных
систем, дополнительно установленных на автотранспортные средства
и их компоненты;
- наладки механических систем, дополнительно установленных на
автотранспортные средства и их компоненты;
- разработки и формализации технологии установки, подключения и
наладки дополнительных механических и мехатронных систем на
15
узлов, агрегатов и механических систем
автотранспортных
средств
и
их
компонентов;
- методику обновления программного
обеспечения электронного оборудования,
используемого
в
ходе
проведения
ремонтных работ узлов, агрегатов и
механических систем автотранспортных
средств и их компонентов;
- технологию обновления программного
обеспечения
диагностических
программных продуктов;
- применяемость масел, технических
жидкостей, технических газов и смазок в
ходе проведения ремонтных работ;
- приемы проведения ремонтных работ в
соответствии с технологией организацииизготовителя;
- методы обкатки узлов, агрегатов и
механических систем автотранспортных
средств и их компонентов.
Знать:
- технику безопасности при проведении
работ по установке дополнительных
механических и мехатронных систем на
автотранспортные
средства
и
их
компоненты;
- правила работы с измерительным,
слесарным
и
специализированным
инструментом и оборудованием;
правила
работы
с
технической
документации на бумажных и электронных
носителях
организации
изготовителя
автотранспортные средства и их компоненты.
16
автотранспортного средства и организации
изготовителя
дополнительных
механических и мехатронных систем,
устанавливаемых на автотранспортные
средства и их компоненты;
методы
соединения
элементов
электропроводки;
- принципы работы и регулировки
датчиков и исполнительных механизмов
мехатронных
систем,
дополнительно
устанавливаемых на автотранспортные
средства и их компоненты;
- технологию проведения контрольноизмерительных операций с применением
специального
диагностического
оборудования, программного обеспечения
и специальных приспособлений;
- основы электротехники;
- взаимосвязь между материалом, сечением
проводника и предельно допустимым
током через него;
электрическую
совместимость
проводников, выполненных из разных
материалов.
Примерные темы:
1. Монологические выступления (доклады):
• Взаимодействие человека и среды обитания.
• Стратегия устойчивого развития как условие выживания человечества.
• Основные пути формирования культуры безопасности жизнедеятельности в
современном обществе.
• Здоровый образ жизни — основа укрепления и сохранения личного здоровья.
• Факторы, способствующие укреплению здоровья.
• Роль физической культуры в сохранении здоровья.
• Алкоголь и его влияние на здоровье человека.
• Табакокурение и его влияние на здоровье.
• Наркотики и их пагубное воздействие на организм.
• Компьютерные игры и их влияние на организм человека.
• Характеристика ЧС природного характера, наиболее вероятных для данной местности и района
проживания.
• Характеристика ЧС техногенного характера, наиболее вероятных для данной местности и района
проживания.
• Терроризм как основная социальная опасность современности.
• Современные средства поражения и их поражающие факторы.
• Оповещение и информирование населения об опасности.
• Инженерная защита в системе обеспечения безопасности населения.
• МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных
ситуаций.
• Структура Вооруженных Сил Российской Федерации. Виды и рода войск.
• Основные виды вооружения и военной техники в Российской Федерации.
• Военная служба как особый вид федеральной государственной службы.
• Организация и порядок призыва граждан на военную службу в Российской Федерации.
• Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации.
• Символы воинской чести.
• Патриотизм и верность воинскому долгу.
• Дни воинской славы России.
• Города-герои Российской Федерации.
• Города воинской славы Российской Федерации.
• Профилактика инфекционных заболеваний.
• Оказание первой помощи при бытовых травмах.
2. Перечень мероприятий:
Торжественное мероприятие, посвящённое Дню воинской славы (2 февраля).
Торжественное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества (23 февраля).
Торжественное мероприятие, посвящённое Всемирному дню гражданской обороны (1 марта).
Торжественное мероприятие, посвящённое Дню Победы (9 мая).
Торжественное мероприятие, посвящённое Дню России (12 июня).
Торжественное мероприятие, посвящённое Дню Государственного флага Российской Федерации
(22 августа).
7. Торжественное мероприятие, посвящённое Дню народного единства (4 ноября).
1.
2.
3.
4.
5.
6.
2. ОБЪЕМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ
РАБОТЫ
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебного предмета
68
Основное содержание
56
в т. ч.:
теоретическое обучение
20
лабораторные/практические занятия
36
Профессионально ориентированное содержание
10
в т. ч.:
теоретическое обучение
-
лабораторные/практические занятия
10
индивидуальный проект (да/нет)**
-
Промежуточная аттестация (контрольная работа)
2
18
2.1. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ»
Содержание учебного материала (основное и профессиональноНаименование
Объем
Формируемые
ориентированное), лабораторные и практические занятия,
разделов и тем
часов
компетенции
прикладной модуль (при наличии)
1
2
Основное содержание
1-й семестр
Раздел 1. Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства
Тема 1.1.
Государственная и
общественная
безопасность
Содержание учебного материала
Комбинированное занятие
Российская Федерация в современном мире. Правовая основа
обеспечения национальной безопасности. Принципы обеспечения
национальной безопасности. Реализация национальных приоритетов как
условие обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития
Российской Федерации. Взаимодействие личности, государства и
общества в реализации национальных приоритетов. Государственные
службы обеспечения безопасности, их роль и сфера ответственности,
порядок взаимодействия с ними. Общественные институты и их место в
системе обеспечения безопасности жизни и здоровья населения
Тема 1.2. Роль
Содержание учебного материала
личности, общества и
Практическое занятие
государства в
Единая государственная система предупреждения и ликвидации
предупреждении и
чрезвычайных ситуаций (РСЧС), структура, режимы функционирования.
ликвидации
Территориальный и функциональный принцип организации РСЧС. Её
чрезвычайных
задачи и примеры их решения. Права и обязанности граждан в области
ситуаций
защиты от чрезвычайных ситуаций. Задачи гражданской обороны. Права
и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской
обороны
Раздел 2. Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе
Тема 2.1.
Современные
Содержание учебного материала
3
4
4
ОК 01; ОК 03, ОК 06;
ОК 07; ОК 08
ОК 03, ОК 06;
ОК 07; ОК 08
2
2
2
2
ОК 01; ОК 03; ОК 06
ОК 03; ОК 04; ОК 06;
ОК 07
ОК 03; ОК 04; ОК 06;
ОК 07
19
представления о
культуре
безопасности
Комбинированное занятие
Понятие «культура безопасности», его значение в жизни человека,
общества и государства. Соотношение понятий «опасность»,
«безопасность», «риск» (угроза). Соотношение понятий «опасная
ситуация», «чрезвычайная ситуация». Представление об уровнях
взаимодействия человека и окружающей среды. Понятие «виктимность»,
«виктимное поведение», «безопасное поведение».
Общие принципы (правила) безопасного поведения. Индивидуальный,
групповой, общественно-государственный уровень решения задачи
обеспечения безопасности. Влияние действий и поступков человека на
его безопасность и благополучие. Действия, позволяющие предвидеть
опасность. Действия, позволяющие избежать опасности. Действия в
опасной и чрезвычайной ситуации.
Раздел 3. Безопасность в быту
Тема 3.1. Источники
опасности в быту.
Профилактика и
первая
помощь при
отравлениях и травмах
Тема 3.2. Пожарная
безопасность в быту
Тема 3.3. Безопасное
поведение в местах
общего пользования
Содержание учебного материала
Комбинированное занятие
Источники опасности в быту, их классификация. Общие правила
безопасного поведения. Причины и профилактика бытовых отравлений.
Первая помощь, порядок действий в экстренных случаях в ситуациях
бытового отравления. Предупреждение бытовых травм. Правила
безопасного поведения в ситуациях, связанных с опасностью получить
травму (спортивные занятия, использование различных инструментов,
стремянок, лестниц и другое). Первая помощь при ушибах переломах,
кровотечениях.
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Основные правила пожарной безопасности в быту. Термические и
химические ожоги. Основные правила безопасного поведения при
обращении и газовыми и электрическими приборами. Последствия
электротравмы. Порядок проведения сердечно-легочной реанимации.
Первая помощь при ожогах.
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Правила безопасного поведения в местах общего пользования (подъезд,
20
2
ОК 01; ОК 04; ОК 06;
ОК 07
ОК 06; ОК 07
2
ОК 07;
2
ОК 1; ОК 04.
6
лифт, придомовая территория, детская площадка, площадка для выгула
собак и др.). Коммуникация с соседями. Меры по предупреждению
преступлений.
Правила
безопасного
поведения
в
ситуации
коммунальной аварии.
Порядок вызова аварийных служб и
взаимодействие с ними.
Раздел 4. Безопасность на транспорте
Тема 4.1.
Безопасность
дорожного движения
Содержание учебного материала
Практическое занятие
История появления правил дорожного движения и причины их
изменчивости.
Рискориентированный
подход
к
обеспечению
безопасности на транспорте. Безопасность пешехода в разных условиях
(движение по обочине; движение в тёмное время суток; движение с
использованием средств индивидуальной мобильности). Порядок
действий при дорожно-транспортных происшествиях разного характера
(при отсутствии пострадавших; с одним или несколькими
пострадавшими; при опасности возгорания; с большим количеством
участников)
Тема 4.2. Правила
Содержание учебного материала
безопасного
Практическое занятие
поведения на разных
Основные источники опасности на железнодорожном транспорте.
видах транспорта
Правила безопасного поведения. Порядок действий при возникновении
опасной или чрезвычайной ситуации. Основные источники опасности в
метро. Правила безопасного поведения. Порядок действий при
возникновении опасной или чрезвычайной ситуации. Основные
источники опасности на водном транспорте. Правила безопасного
поведения. Порядок действий при возникновении опасной или
чрезвычайной ситуации. Основные источники опасности на авиационном
транспорте. Правила безопасного поведения. Порядок действий при
возникновении опасной или чрезвычайной ситуации
Раздел 5. Безопасность в общественных местах
Тема 5.1. Опасности
Содержание учебного материала
социальноПрактическое занятие
психологического
Общественные места и их классификация. Основные источники
характера
опасности в общественных местах закрытого и открытого типа. Общие
21
2
ОК 01; ОК 04; ОК 06;
ОК 07
ОК 01; ОК 06; ОК 07;
2
ОК 04; ОК 07;
4
2
ОК 03; ОК 04; ОК 06
ОК 04; ОК 06
4
правила безопасного поведения. Опасности в общественных местах
социально-психологического характера (возникновение толпы и давки;
проявление агрессии; криминальные ситуации; случаи, когда потерялся
человек – ребенок, взрослый, пожилой человек, человек с ментальными
нарушениями и т.п.)
Тема 5.2. Действия
Содержание учебного материала
при угрозе или
Практическое занятие
совершении
Меры безопасности и порядок поведения при угрозе, в условиях
террористического
совершения террористического акта. Порядок действий при угрозе
акта, пожара в
возникновения пожара в различных общественных местах, на объектах с
общественных местах, массовым пребыванием людей (лечебные, образовательные, культурные,
обрушении
торгово-развлекательные учреждения).
конструкций
Меры безопасности и порядок действий при угрозе обрушения зданий и
отдельных конструкций
Раздел 6. Безопасность в природной среде
Тема 6.1. Основные
Содержание учебного материала
Комбинированное занятие
правила безопасного
Источники
опасности в природной среде. Основные правила безопасного
поведения в
поведения в лесу, в горах, на водоёмах. Общие правила безопасности в
природной среде
походе. Особенности обеспечения безопасности в лыжном походе.
Особенности обеспечения безопасности в водном походе. Особенности
обеспечения безопасности в горном походе.
Ориентирование на местности. Карты, традиционные и современные
средства навигации (компас, GPS). Порядок действий в случаях, когда
человек потерялся в природной среде. Сооружение убежища. Получение
воды и питания. Способы защиты от перегрева и переохлаждения в
разных природных условиях. Первая помощь при перегревании,
переохлаждении
Тема 6.2. Природные
Содержание учебного материала
чрезвычайные
Практическое занятие
ситуации
Природные чрезвычайные ситуации. Общие правила поведения в
чрезвычайных ситуациях природного характера (предвидеть; избежать
опасности; действовать: прекратить или минимизировать воздействие
опасных факторов; дождаться помощи).
Природные пожары. Возможности прогнозирования и предупреждения.
22
2
4
2
2
ОК 03; ОК 06
ОК 01; ОК 07; ОК 08
ОК 07;ОК 08
ОК 01; ОК 07
Правила безопасного поведения. Последствия природных пожаров для
людей и окружающей среды. Опасные геологические явления и
процессы: землетрясения, извержение вулканов, оползни, сели,
камнепады. Опасные гидрологические явления и процессы: наводнения,
паводки, половодья, цунами, сели, лавины. Опасные метеорологические
явления и процессы: бури, ливни, град, мороз, жара. Чрезвычайные
ситуации экологического характера, возможности прогнозирования,
предупреждение
Раздел 7. Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи
Тема 7.1. Факторы,
Содержание учебного материала
влияющие на здоровье Комбинированное занятие
человека.
Понятия «здоровье», «охрана здоровья», «здоровый образ жизни»,
«лечение», «профилактика». Биологические, социально-экономические,
Инфекционные
экологические (геофизические), психологические факторы, влияющие на
заболевания
здоровье человека. Составляющие здорового образа жизни: сон, питание,
физическая активность, психологическое благополучие. Общие
представления
об
инфекционных
заболеваниях.
Механизм
распространения и способы передачи инфекционных заболеваний.
Чрезвычайные ситуации биолого-социального характера. Меры
профилактики и защиты. Роль вакцинации. Национальный календарь
профилактических прививок. Вакцинация по эпидемиологическим
показаниям. Значение изобретения вакцины для человечества
Содержание учебного материала
Тема 7.2.
Комбинированное занятие
Неинфекционные
заболевания:
Неинфекционные заболевания. Самые распространённые
факторы риска и
неинфекционные
заболевания.
Факторы
риска
возникновения
меры профилактики
сердечнососудистых заболеваний. Факторы риска возникновения
онкологических заболеваний. Факторы риска возникновения заболеваний
дыхательной системы. Факторы риска возникновения эндокринных
заболеваний. Меры профилактики неинфекционных заболеваний. Роль
диспансеризации в профилактике неинфекционных заболеваний.
Признаки угрожающих жизни и здоровью состояний, требующие вызова
скорой медицинской помощи (инсульт, сердечный приступ, острая боль в
животе, эпилепсия, кровотечения и др.). Состояния, при которых
оказывается первая помощь. Основные правила оказания первой помощи
23
6
2
ОК 04; ОК 06; ОК 08
ОК 04; ОК 06; ОК 08
2
ОК 06; ОК 08
Содержание учебного материала
Практическое занятие-тренинг
Психическое здоровье и психологическое благополучие.
Критерии психического здоровья и психологического благополучия.
Основные факторы, влияющие на психическое здоровье и
психологическое благополучие.
Основные направления сохранения и укрепления психического здоровья
(раннее выявление психических расстройств; минимизация влияния
хронического стресса: оптимизация условий жизни, работы, учёбы;
профилактика злоупотребления алкоголя и употребления наркотических
средств; помощь людям, перенёсшим психотравмирующую ситуацию).
Меры, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья
Раздел 8. Безопасность в социуме
2
ОК 04; ОК 06; ОК 08
6
Тема 8.1. Конфликты
и способы их
разрешения
2
ОК 03; ОК 04; ОК 06; ОК
07; ОК 08
ОК 03; ОК 04; ОК 07
Тема 7.3.
Психическое
здоровье и
психологическое
благополучие
Тема 8.2.
Конструктивные и
деструктивные
способы
психологического
воздействия
Содержание учебного материала
Практическое занятие-тренинг
Понятие «конфликт». Стадии развития конфликта. Конфликты в
межличностном общении; конфликты в малой группе. Факторы
способствующие и препятствующие эскалации конфликта. Способы
поведения в конфликте. Деструктивное и агрессивное поведение.
Конструктивное поведение в конфликте. Роль регуляции эмоций при
разрешении конфликта, виды эмоциональной регуляции. Способы
разрешения конфликтных ситуаций. Основные формы участия третьей
стороны в процессе урегулирования и разрешения конфликта. Ведение
переговоров при разрешении конфликта. Опасные проявления
конфликтов. Способы противодействия проявлению насилия
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Определение понятия «общение». особенности общения людей,
принципы и показатели эффективного общения. Общие представления о
понятиях «социальная группа», «большая группа», «малая группа».
Способы психологического воздействия. Психологическое влияние в
малой группе. Положительные и отрицательные стороны конформизма.
Эмпатия и уважение к партнёру (партнёрам) по общению как основа
24
2
ОК 04; ОК 06; ОК 07;
ОК 08
коммуникации. Убеждающая коммуникация. Этапы убеждения.
Подчинение и сопротивление влиянию. Манипуляция в общении. Цели,
технологии и способы противодействия. Манипулятивное воздействие в
группе. Манипулятивные приёмы. Манипуляция и мошенничество
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Основное содержание
2-й семестр
Содержание учебного материала
Тема 8.3.
Психологические
механизмы
Практическое занятие
воздействия на
Психологическое влияние в больших группах. Способы воздействия на
большие группы
человека в большой группе (заражение; убеждение; внушение;
людей
подражание). Деструктивные и псевдопсихологические технологии.
Противодействие вовлечению молодёжи в противозаконную и
антиобщественную деятельность
Раздел 9. Безопасность в информационном пространстве
Тема 9.1.
Содержание учебного материала
Безопасность в
Практическое занятие
цифровой среде
Понятия «цифровая среда», «цифровой след». Влияние цифровой среды
на жизнь человека. Приватность, персональные данные. «Цифровая
зависимость», её признаки и последствия. Опасности и риски цифровой
среды, их источники. Правила безопасного поведения в цифровой среде.
Кража персональных данных, паролей. Мошенничество, правила защиты
от мошенников. Правила безопасного использования устройств и
программ
Тема 9.2. Опасности,
Содержание учебного материала
связанные с
Комбинированное занятие
коммуникацией в
Поведенческие риски в цифровой среде и их причины. Опасные персоны,
цифровой среде
имитация близких социальных отношений. Неосмотрительное поведение
и коммуникация в Сети как угроза для будущей жизни и карьеры. Травля
в Сети, методы защиты от травли. Деструктивные сообщества и
деструктивный контент в цифровой среде, их признаки. Механизмы
вовлечения в деструктивные сообщества. Вербовка, манипуляция,
воронки вовлечения. Радикализация деструктива. Профилактика и
противодействие вовлечению в деструктивные сообщества. Правила
коммуникации в цифровой среде
25
2
ОК 04; ОК 06; ОК 07;
ОК 08
6
2
ОК 02; ОК 03; ОК 06
ОК 02; ОК 03; ОК 06;
2
ОК 02; ОК 03; ОК 06;
ОК 2; ОК 03; ОК 06
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Достоверность информации в цифровой среде. Источники информации.
Проверка на достоверность. «Информационный пузырь», манипуляция
сознанием, пропаганда. Фальшивые аккаунты, вредные советчики,
манипуляторы. Понятие «фейк», цели и виды, распространение фейков.
Правила и инструменты для распознавания фейковых текстов и
изображений. Понятие прав человека в цифровой среде, их защита.
Ответственность за действия в Интернете. Запрещённый контент. Защита
прав в цифровом пространстве
Раздел 10. Основы противодействия экстремизму и терроризму
2
Тема 10.1.
Экстремизм и
терроризм как угроза
устойчивого развития
общества
Содержание учебного материала
2
Комбинированное занятие
Экстремизм и терроризм как угроза устойчивого развития общества.
Понятия «экстремизм» и «терроризм», их взаимосвязь. Варианты
проявления экстремизма, возможные последствия. Преступления
террористической направленности, их цель, причины, последствия.
Опасность вовлечения в экстремистскую и террористическую
деятельность: способы и признаки. Предупреждение и противодействие
вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность
Содержание учебного материала
2
ОК 03; ОК 04; ОК 06;
ОК 08
Практическое занятие
Формы совершения террористических актов. Уровни террористической
угрозы. Правила поведения и порядок действий при угрозе или
совершении террористического акта, проведении
контртеррористической операции
Содержание учебного материала
2
ОК 03; ОК 04; ОК 06;
ОК 08
Тема 9.3.
Достоверность
информации в
цифровой среде
Тема 10.2. Правила
безопасного
поведения
при угрозе и
совершении
террористического
акта
Тема 10.3.
Противодействие
экстремизму и
терроризму
Комбинированное занятие
Правовые основы противодействия экстремизму и терроризму в
Российской
Федерации.
Основы
государственной
системы
противодействия экстремизму и терроризму, ее цели, задачи, принципы.
26
6
ОК 03; ОК 04; ОК 06;
ОК 08
ОК 03; ОК 04; ОК 06;
ОК 08
Права и обязанности граждан и общественных организаций в области
противодействия экстремизму и терроризму
Раздел 11. Основы военной подготовки
Тема 11.1. Оборона
страны как
обязательное условие
благополучного
развития страны
Тема 11.2. Виды,
назначение и
характеристики
современного оружия
Тема 11.3. Виды
оружия массового
поражения и
поражающие факторы.
Средства
индивидуальной и
коллективной защиты
Тема 11.4.
Беспилотные
Содержание учебного материала
8
2
Комбинированное занятие
Роль Вооружённых Сил Российской Федерации и других войск, воинских
формирований и органов повышения мобилизационной готовности
Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности.
Воинские звания и военная форма одежды. Сущность единоначалия.
Командиры (начальники) и подчинённые. Старшие и младшие. Приказ
(приказание), порядок его отдачи и выполнения. Особенности
прохождение службы по призыву, освоение военно-учетных
специальностей. Особенности прохождение службы по контракту.
Организация подготовки офицерских кадров для ВС РФ, МВД России,
ФСБ России, МЧС России. Военно-учебные заведение и военно-учебные
центры
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Стрелковое оружие. Назначение и тактико-технические характеристики
современных видов стрелкового оружия (АК-12, ПЯ, ПЛ). Перспективы и
тенденции развития современного стрелкового оружия
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие оружия массового поражения. История его развития, примеры
применения. Его роль в современном бою. Поражающие факторы
ядерных взрывов. Отравляющие вещества, их назначение и
классификация. Внешние признаки применения бактериологического
(биологического) оружия. Основные виды средств индивидуальной и
коллективной защиты. Требования безопасности при обращении с
оружием и боеприпасами
Содержание учебного материала
Практическое занятие
27
ОК 01; ОК 02; ОК 03; ОК
04; ОК 06;ОК 07; ОК 8
ОК 03; ОК 04; ОК 06;
ОК07
2
ОК 01; ОК 06; ОК08
2
ОК 07; ОК 08
2
ОК 02
системы и радиосвязь
История возникновения и развития беспилотных авиасистем (БАС).
Виды, предназначение, тактико-технические характеристики и общее
устройство беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Способы
боевого применения БПЛА. Конструктивные особенности БПЛА
квадрокоптерного типа. Морские беспилотные аппараты (автономные
необитаемые подводные аппараты (АНПА), безэкипажные катеры (БЭК).
История возникновения и развития радиосвязи. Радиосвязь, назначение и
основные требования. Предназначение, общее устройство и тактикотехнические характеристики переносных радиостанций
*Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Прикладной модуль: Содержание
Раздел 1.
Тема: Особенности
профессиональной
деятельности в рамках Практическое занятие
получаемой
Обзорная экскурсия на предприятия или объекты экономики региона.
специальности или
Теоретическая часть обзорной экскурсии (виртуальная экскурсия):
профессии,
Изучаемая отрасль (по профессии или специальности) в России, ее
потенциальные
перспективы и развитие. Объекты экономики страны, региона, изучаемой
опасности и их
направленности. Сфера профессиональной деятельность, родственные
последствия
профессии, классификация профессии, требования к индивидуальным
особенностям специалиста, медицинские противопоказания, требования
к профессиональной подготовке, область применения, требуемое
профобразование, карьерный рост
Обзорная экскурсия на предприятия или объекты экономики региона.
Практическая часть обзорной экскурсии (место проведения):
Условия труда, профессиональные риски, опасные и вредные
производственные факторы, Методы уменьшения опасностей на рабочем
месте, выбор средств индивидуальной и коллективной защиты. Типовые
отраслевые нормы выдачи средств индивидуальной защиты
Прикладной
Содержание
модуль:
Раздел 2.
28
2
2
10
ОК 01; ОК 02, ОК 03,
ОК 04; ОК 06; ОК 07;
ПК1.1, ПК 1.2, ПК 2.1.,
ПК 2.2., ПК 2.3.
ОК 06; ОК 08;
ПК1.1, ПК 1.2, ПК 2.1.,
ПК 2.2., ПК 2.3.
Тема: Мероприятия
и алгоритм оказания
первой помощи при
возникновении
несчастного случая
на производстве
Прикладной модуль:
Раздел 3.
Тема: Знакомство с
повседневным бытом
военнослужащих
Прикладной
модуль:
Раздел 4.
Тема: Экскурсия в
музей
воинской
славы
Прикладной
модуль:
Раздел 5.
Тема:
Методы
Практическое занятие
Первая помощь, история возникновения скорой медицинской помощи и
первой помощи. Состояния, при которых оказывается первая помощь.
Оказания первой помощи в сложных случаях (травма глаза, «сложные
кровотечения», иные несчастные случаи на производстве). Первая
помощь с использованием подручных средств, первая помощь при
нескольких травмах одновременно. Действия при прибытии скорой
медицинской помощи
Содержание
2
ОК 1; ОК 02; ОК 04;
ОК 07;
ПК1.1, ПК 1.2, ПК 2.1.,
ПК 2.2., ПК 2.3.
Практическое занятие
Тематическая экскурсия с показом учебных классов, казармы,
специальной военной техники, посещение музея части. (прим: Экскурсия
в Военный комиссариат в рамках акции «Есть такая профессия - Родину
защищать», «День призывника»; организация встреч с представителями
воинских частей, участниками СВО)
Содержание
2
ОК 03; ОК 04; ОК06;
ОК 08;
ПК1.1, ПК 1.2, ПК 2.1.,
ПК 2.2., ПК 2.3.
Практическое занятие
Составление статьи-отчета об экскурсии в ВЧ (по плану);
Статья-отчёт об экскурсии в музей воинской славы (по плану);
Разработка моего распорядка дня на военных сборах в ВЧ.
Содержание
2
ОК 02; ОК 04;ОК 06;
ОК 7;
ПК1.1, ПК 1.2, ПК 2.1.,
ПК 2.2., ПК 2.3.
29
оказания
первой
помощи гражданам
при
ЧС
и
автомобильных
катастрофах
Практическое занятие
Тематическая экскурсия в Центр медицины и катастроф. С применением
практических навыков по отработке неотложных состояний на
тренажере для реанимационных действий. Выявление причин
травмирования на производстве, в транспорте и в общественных местах.
Самостоятельный выбор методов и средств помощи пострадавшим в
ДТП, на производстве
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Всего:
30
2
68
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебного предмета требует наличия учебного кабинета
«Основы безопасности и защиты Родины»
3.1. Нормативные документы:
- Конституция Российской Федерации
- Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»
- Федеральный закон «О гражданской обороне»
- Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера»
- Федеральный закон «О пожарной безопасности»
- Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»
- Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»
- Федеральный закон «О противодействии терроризму»
3.2. Плакаты/стенды:
- Стенд с изображением Государственной символики Российской Федерации;
- Комплект демонстрационных учебных таблиц по предметной области (например,
действия населения при авариях и катастрофах; гражданская оборона и защита от
чрезвычайных ситуаций; правила оказания первой помощи; правила поведения в ЧС
природного и техногенного характера; противодействие терроризму и экстремизму;
умей действовать при пожаре; действия населения при стихийных бедствиях; иные,
связанные с различными тематиками дисциплин ОБЗР/БЖ)
3.3. Технические средства обучения:
Персональный компьютер (лицензионное программное обеспечение, образовательный
контент и система защиты от вредоносной информации, программное обеспечение для
цифровой лаборатории);
- Интерактивный программно-аппаратный комплекс мобильный или стационарный
(программное обеспечение, проектор, крепление в комплекте);
- Выход в локальную сеть
-
-
3.4. Специальные технические средства. Модели
Система хранения тренажеров;
Сейф оружейный;
Цифровая лаборатория по основам безопасности жизнедеятельности;
Мини-экспресс-лаборатории радиационно-химической разведки;
Дозиметр;
Газоанализатор кислорода и токсичных газов с цифровой индикацией показателей;
Защитный костюм;
Измеритель электропроводности, кислотности и температуры;
Компас-азимут;
Противогаз взрослый, фильтрующе-поглощающий;
Самоспасатель фильтрующий и изолирующий (СПИ-20, СПФ и т.д.)
Респиратор;
Макет гранат Ф-1 и РДГ-5;
31
-
Комплект массо-габаритных моделей оружия;
Магазин к автомату Калашникова с учебными патронами;
Стрелковый тренажер;
Макет простейшего укрытия в разрезе;
Макет БПЛА;
Тренажер для оказания первой помощи на месте происшествия;
Имитаторы ранений и поражений для тренажера-менекена;
Тренажер для освоения навыков сердечно-легочной реанимации взрослого и ребенка;
Образцы первичных средств пожаротушения, огнетушителей;
Лабораторно-технологическое оборудование для оказания первой помощи
(дыхательная трубка (воздуховод), гипотермический пакет, индивидуальный
перевязочный пакет, индивидуальный противохимический пакет, бинт марлевый
медицинский нестерильный, вата медицинская компрессная, косынка медицинская
(перевязочная), повязка медицинская большая стерильная, повязка медицинская малая
стерильная, булавка безопасная, жгут кровоостанавливающий эластичный, комплект
шин складных средний, шины проволочные (лестничные) для ног и рук, носилки
санитарные, лямка медицинская носилочная, пипетка, термометр электронный для
измерения температуры тела, иное);
3.5. Площадки для практических занятий:
Военизированная полоса препятствий в соответствии с требованиями начальной
военной подготовки или элементы полосы препятствий;
- Площадка для занятий строевой подготовкой при проведении учебных сборов и в
рамках практических занятий;
-
3.6. Учебно-методическое обеспечение программы:
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные для использования в образовательном процессе СПО, не старше пяти лет с
момента издания.
Основные источники
Для студентов:
1. Марков, В.В. Основы безопасности жизнедеятельности/ учебник для 10кл. – М.: Дрофа, 2018
2. Марков ,В.В. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 11 кл. – М.: Дрофа,
2019
3. Латчук, В.М. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 10 кл. – М.: Дрофа,
2019
Для преподавателей:
1. Основы подготовки к военной службе: Кн. для учителя / В.А. Васнев, С.А. Чиненный. — М.,
2018.
2. Петров С.В. Первая помощь в экстремальных ситуациях: практическое пособие /
С.В. Петров, В.Г. Бубнов. – М., 2018.
3. Семейный кодекс Российской Федерации (действующая редакция).
4. Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: тестовый контроль
знаний старшеклассников: 10—11 кл. / А.Т. Смирнов, М.В .Маслов; под ред. А.Т.
Смирнова. – М., 2018.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
6. Федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной
службе», «Об альтернативной гражданской службе», «О внесении изменений в Федеральный
закон «О воинской обязанности и военной службе» № 61-ФЗ и статью 14 Закона РФ «Об
32
образовании», «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства Российской
Федерации: официальное издание. – М., 1993—2019.
Дополнительные источники
Для студентов:
1. Военная доктрина Российской Федерации // Вестник военной информации. – 2020.
2. Дуров В.А. Отечественные награды / В.А. Дуров. — М.: Просвещение, 2019.
3. Дуров В.А. Русские награды XVIII — начала XX в. / В.А. Дуров. – 2-е изд., доп. – М., 2019.
Для преподавателей:
1. Конституция Российской Федерации (действующая редакция).
33
4.
КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая/профессиональ
ная компетенция
ОК 01. Выбирать
способы решения задач
профессиональной
деятельности
применительно
к различным
контекстам
ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации, и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
ОК 03. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной
сфере, использовать
знания по финансовой
грамотности в
различных жизненных
ситуациях
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде
ОК 06. Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на основе
традиционных
Раздел/Тема
ОСВОЕНИЯ
Тип оценочных
мероприятий
Р 1, Тема 1.2;
Р 2, Тема 2.1;
Р 3, Тема 3.3;
Р 4, Тема 4.1;
Р 6, Тема 6.2;
Р 11, Тема 11.2;
ПМ Р1
Р 9, Тема 9.1; 9.2; 9.3
Р 11, Темы: 11.2; 11.3;
ПМ Р1
Р 1, Темы: 1.1; 1.2;
Р 2, Тема 2.1;
Р 5, Тема 5.2;
Р 8, Тема 8.1;
Р 9, Темы: 9.1; 9.2; 9.3;
Р 10, Темы: 10.1; 10.2;
10.3;
Р 11, Тема 11.1;
ПМ Р1; Р3
Р 4, Тема 4.2;
Р 5, Тема 5.1;
Р 7, Темы: 7.1; 7.3;
Р 8, Темы: 8.1; 8.2; 8.3;
Р 10, Темы: 10.1; 10.2; 10.3;
Р 11, Темы: 11.1;
ПМ Р1; Р3
Р 1, Темы:1.1;1.2;
Р 2, Тема 2.1;
Р 3, Тема 3.1;
Р 4, Тема 4.1;
Р 5, Темы: 5.1; 5.2;
Р 7, Темы: 7.1; 7.2; 7.3;
Р 8, Темы: 8.2; 8.3;
34
- Кейс-задание;
- Старт-задание;
- Заданиеэксперимент;
- Фронтальный
опрос;
- Защита алгоритма
оказания первой
помощи;
- Защита
презентаций;
- Тестирование;
- Тест-задание;
- Защита работ
прикладного модуля
- Выполнение
заданий на
контрольной работе
общечеловеческих
ценностей, в том числе
с учетом гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
ОК 07. Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы бережливого
производства,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях
ОК 08. Использовать
средства физической
культуры для
сохранения и
укрепления здоровья в
процессе
профессиональной
деятельности и
поддержания
необходимого уровня
физической
подготовленности
ПК 1.1. Проводить
предпродажную
подготовку
автотранспортных
средств в процессе
оказания услуг по
продаже
автотранспортных
средств потребителям
ПК 1.2. Осуществлять
техническое
обслуживание
автотранспортных
средств.
ПК
2.1.
Выполнять
монтажные,
демонтажные,
регулировочные
и
диагностические работы
механических
Р 9, Темы: 9.1; 9.2; 9.3;
Р 10, Темы: 10.1;10.2;10.3;
Р 11, Темы: 11.1; 11.2;
ПМ Р1; Р2; Р3
Р 1, Тема 1.1;
Р 2, Тема 2.1;
Р 3, Темы: 3.1; 3.2;
Р 4, Темы: 4.1; 4.2;
Р 6, Темы: 6.1;6.2;
Р 8, Темы: 8.2;8.3;
Р 11, Темы: 11.1; 11.3
ПМ Р1
Р 1, Тема 1.1;
Р 6, Тема 6.1;
Р 7, Темы: 7.1;7.2;7.3;
Р 8, Темы: 8.2;8.3;
Р 10, Темы: 10.1;10.2;10.3;
Р 11, Темы: 11.2;11.3
ПМ Р2; Р3
Р 1, Темы:1.3,1.6.
Р 2, Темы:2.1,2.2,2.3.
Р 3, Темы:3.1,3.2,3.3,3.4,3.5.
35
компонентов
автотранспортных
средств.
ПК
2.2.
Выполнять Р 3, Темы:3.1,3.2,3.3,3.4,3.5.
ремонт узлов, агрегатов
и механических систем
автотранспортных
средств.
ПК
2.3.
Выполнять Р 3, Темы:3.1,3.2,3.3,3.4,3.5.
установку
дополнительного
оборудования
на
автотранспортные
средства.
36
5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ
ПРОГРАММУ
№
п/п
№ пункта
Дата
рабочей
внесения
программы изменений
и
дополнений
До
внесения
изменений
и
дополнений
После
изменений и
дополнений
1
2
37
Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией
Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом