ПМ.04 Выполнение работ - водитель категории С, 2025

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО 12
МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ
ПРОГРАММУ

14

1

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 23.01.17 «Мастер по
ремонту и обслуживанию автомобилей».
1.2. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной вид
профессиональной деятельности «Управление транспортным средством категории «С» и
соответствующие ему профессиональные и общие компетенции:
1.2.1. Перечень профессиональных компетенций
Код
ПК 1.2.
ПК 2.1.
ПК 2.2.
ПК 2.3.

Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
Осуществлять техническое обслуживание автотранспортных средств.
Выполнять монтажные, демонтажные, регулировочные и диагностические
работы механических компонентов автотранспортных средств.
Выполнять ремонт узлов, агрегатов и механических систем автотранспортных
средств.
Выполнять установку дополнительного оборудования на автотранспортные
средства.

1.2.2. Перечень общих компетенций
Код
ОК 1
ОК 2
ОК 3

ОК 4
ОК 5
ОК 6

ОК 7
ОК 8
ОК 9

Наименование общих компетенций
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам
Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации и информационные технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности;
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере,
использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных
ситуациях
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и
культурного контекста
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе
с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений,
применять стандарты антикоррупционного поведения
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
применять знания об изменении климата, принципы бережливого
производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания
необходимого уровня физической подготовленности
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках.

2

1.2.3. В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен:
Иметь
 - управления транспортным средством.
практический
- управления транспортным средством в штатных и нештатных
опыт
ситуациях
 - первоначальных навыков вождения автомобиля
Уметь
 - пользоваться дорожными знаками и разметкой;
 - ориентироваться по сигналам регулировщика;
 - определять очередность проезда различных транспортных средств;
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим в дорожнотранспортных
происшествиях;
- управлять
своим эмоциональным состоянием при движении
транспортного средства;
 - уверенно действовать в нештатных ситуациях;
 - обеспечивать безопасное размещение и перевозку грузов;
- предвидеть возникновение опасностей при движении транспортных
средств;
- организовывать
работу водителя с соблюдением правил
безопасности дорожного движения.
Знать
 - причины дорожно-транспортных происшествий;
 зависимость дистанции от различных факторов;
- дополнительные требования к движению различных транспортных
средств и движению в колонне;
 - особенности перевозки людей и грузов;
- влияние алкоголя и наркотиков на трудоспособность водителя и
безопасность движения;
 - основы законодательства в сфере дорожного движения
1.3. Количество часов, отводимое на освоение программы профессионального модуля
Всего часов 105
Из них на освоение МДК- 77
практики, учебная -24
Промежуточная аттестация в форме экзамена -4.

3

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Наименования
разделов
профессионального
модуля

1
2
ПК 1.2.,2.1 -2.3. МДК.04.01
ОК 01-ОК 09. Теоретическая
подготовка
водителей
автомобиля
Учебная практика
Промежуточная
аттестация – экзамен
квалификационный
Всего:

Сумма
рн ый
объем
нагруз
ки
,
час.
3
77

Объем профессионального
модуля, ак. час.
Работа обучающихся во взаимодействии с
преподавателем
Обучение по МДК
Практики
В том
числе
Промежут. аттест.

Коды
профессиональ
ных, общих
компетенций

В т.ч. в форме практ.
подготовки

2.1. Структура профессионального модуля

Лабора
т. и
практ.
занятий

4
34

5
76

6
-

7
34

34

76

-

34

Всего

Курсов
ых
работ
(проек
тов
)5
8

Учебн
ая

Производстве
нная

9

10

Консу
льтации

11
1

Проме
жуточ
ная
аттест
ацияэкзаме
н
квали
фикац
ионны
й
12

24
4
105

24

1

4

4

2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля ПМ.04 «Выполнение работ по профессии водитель категории «С»
Наименование разделов
и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
профессионального
самостоятельная учебная работа обучающихся
модуля (ПМ),
междисциплинарных
курсов (МДК)
1
2
МДК. 04.01 Теоретическая подготовка водителя автомобиля
Тема 4.1 Основы
Содержание
законодательства в сфере 1-2 Законодательство, определяющее правовые основы и ответственность за нарушения в сфере
дорожного движения
дорожного движения, взаимодействия общества и природы.
3-4
Общие положения, основные понятия и термины. Обязанности участников дорожного
движения.
5-6
Дорожные знаки и разметка. Регулирование дорожного движения.
7-8
Порядок движения и расположение транспортных средств на проезжей части. Остановка и
стоянка транспортных средств.
9-10 Правила проезда регулируемых и нерегулируемых перекрестков, пешеходных переходов, мест
остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов.
11-12 Порядок использования внешних световых приборов и звуковых сигналов. Буксировка.
Перевозка людей и грузов. Требования к оборудованию и техническому состоянию
транспортных средств.
Практические занятия
13-14 Порядок движения и расположение транспортных средств на проезжей части. Остановка и
стоянка.
15-16 Проезд перекрестков, пешеходных переходов, мест остановок маршрутных транспортных
средств и железнодорожных переездов.
17-18 Решение ситуационных задач по правилам дорожного движения.
Тема 4.2
Содержание
Психофизиологические
1. Познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки
основы деятельности
2. Этические основы деятельности водителя
водителя
3. Основы эффективного общения

Объем в
часах

3
77
12
2
2
2
2
2
2
6
2
2
2
6

5

4. Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов
Тематика практических занятий
1.Саморегуляция психического состояния и поведения - психологический практикум
2.Профилактика конфликтов и общение в условиях конфликта - психологический практикум
Тема 4.3 Основы
Содержание
19-20 Дорожное движение. Профессиональная надежность водителя.
управления
транспортными
21-22 Влияние свойств транспортного средства на эффективность и безопасность управления.
средствами
Дорожные условия и безопасность движения.
Практические занятия
23-24 Принципы эффективного и безопасного управления. Обеспечение безопасности наиболее
уязвимых участников дорожного движения.
25-26 Дорожные условия и безопасность движения.
Тема 4.4 Первая помощь Содержание
при дорожно1. Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи
транспортном
2. Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения
происшествии
3. Оказание первой помощи при наружных кровотечениях и травмах
4. Оказание первой помощи при прочих состояниях, транспортировка пострадавших в дорожнотранспортном происшествии
Тематика практических занятий
1. Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения
2. Оказание первой помощи при наружных кровотечениях и травмах
3. Правила и способы извлечения пострадавшего из автомобиля. Транспортировка пострадавших
4. Первая помощь при прочих состояниях (ожогах, отморожении и переохлаждении, перегревании,
острых отравлениях)
Тема 4.5 Основы
Содержание
управления
27-28 Понятие о дорожно-транспортном происшествии. Виды ДТП.
транспортными
29-30 Управление транспортным средством в штатных и нештатных ситуациях.
средствами категории
31-32 Управление транспортным средством в штатных и нештатных ситуациях.
«С»
Практические занятия
33-34 Приемы управления транспортным средством.
35-36 Управление транспортным средством в штатных ситуациях.
37-38 Управление транспортным средством в нештатных ситуациях.

6

4
2
2
4
2
2
8

8

4
2
2
2
6
2
2
2
6

Тема 4.6 Организация и
выполнение грузовых
перевозок
автомобильным
транспортом
Тема 4.7 Организация и
выполнение
пассажирских перевозок
автомобильным
транспортом

Содержание
39-40 Нормативные правовые акты, определяющие порядок перевозки грузов автомобильным
транспортом.
41-42 Организация грузовых перевозок. Основные показатели работы грузовых автомобилей.
Практические занятия
43-44 Диспетчерское руководство работой подвижного состава.
Содержание
45-46 Нормативное правовое обеспечение пассажирских перевозок автомобильным транспортом.
Технико – эксплуатационные показатели пассажирского автотранспорта.
Практические занятия
47-48 Диспетчерское руководство работой такси на линии.
49
Консультация

Учебная практика
Виды работ
ПМ.04 «Управление транспортным средством категории «С»

4
2
2
2
2
2
2
2
2
1
24
24

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы профессионального модуля предусмотрены следующие
специальные помещения:
Лаборатория
«Безопасность
дорожного
движения»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебно-методический комплект дисциплины;
- Учебно-наглядные пособия:
1. Дорожные знаки.
2. Дорожная разметка.
3. Порядок движения.
4. Остановка и стоянка транспортных средств.
5. Особые условия движения.
6. Перевозка людей.
7. Техническое состояние и оборудование транспортных средств.
8. Проезд перекрестков.
9. Проезд пешеходных переходов, остановок маршрутных транспортных средств
и железнодорожных переездов.
10. Сигналы светофоров и регулировщика.
11. Маска для проведения вспомогательной искусственной вентиляции легких.
12. Перевязочные средства:
13. Жгут резиновый.
14. Аптечка первой помощи (автомобильная).
15. Комплект плакатов «Знаки дорожного движения»;
16. Комплект плакатов «Оказание первой медицинской помощи».
Макеты:
1. Светофор с секциями.
2. Перекрёстки.
Технические средства обучения:
1. Компьютер с лицензионным ПО.
2. Телевизор.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы в библиотечном фонде образовательной организации
печатные печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы,
используемые в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1. Правила дорожного движения по состоянию на 01.03. 2023г. – Москва: Эксмо,
2023. 96 с.: ил. (Законы и кодексы).
2. Громаковский А.А. Билеты для экзамена в ГИБДД категории CD с комментариями
(со всеми изменениями на 2023 г.).
3. Глыбочко П.В. Первая медицинская помощь: учебник для СПО. – М.: ОИЦ
«Академия», 2023.
3.2.2.Электронные издания (электронные ресурсы)
1. ПДД РФ, Правила дорожного движения Российской Федерации - http://www.pdd24.com/.
2. http://www.autoprepod.ru/pdd-samouchitel/pdd-pravila-dorozhnogo-dvizheniia-tekst.html.

8

3.2.3Дополнительные источники:
1. Вязовский А.Е., Городокин В.А. Профессионализм-основа безопасности дорожного
движения. Чел.: « Полиграф-Мастер»,2021.-130с.
2. Тен Е.Е. Основы медицинских знаний: учебник для СПО, издательство «Москва»,
2024г.- 258 с.
3. Финкель А.ПДД и штрафы. Только самое важное и необходимое. М.:Эксмо,2023.-48.
3.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Освоение программы модуля базируется на изучении профессиональных дисциплин ПДД,
ОБДД.
Обязательным условием допуска к вождению в рамках профессионального модуля
ПМ04 «Выполнение работ по профессии водитель категории «С»» является освоение
профессиональных дисциплин и наличие медицинской справки на водителя для получения
первичных профессиональных навыков в рамках данного профессионального модуля.
Медицинские ограничения регламентированы Перечнем медицинских противопоказаний
Министерства здравоохранения Российской Федерации.
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по
междисциплинарному курсу: среднее профессиональное или высшее профессиональное
образование, соответствующее профилю преподаваемого модуля.
3.5. Мастера производственного обучения наличие 4–5 квалификационного разряда с
обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в три года. Опыт
деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является
обязательным.

9

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
Код и наименование
профессиональных и
общих компетенций,
Критерии оценки
Методы оценки
формируемых в рамках
модуля
Знания: Правила дорожного
Практические
ПК 1.2., ПК 2.1-2.3
движения
занятия
и безопасного вождения автомобиля,
правила оказания первой медицинской
помощи при ДТП
Умения: Управлять автомобилем.
Экспертное
Выбирать маршрут и режим движения наблюдение за
в соответствии с дорожной
выполнением
обстановкой на основе оценки
практических
дорожных знаков, дорожной разметки, занятий
сигналов регулирования дорожного
Квалификацион-ный
движения, дорожных условий и
экзамен
требований к техническому состоянию
транспортного средства.
ОК 01. Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным контекстам
ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
ОК 03.Планировать и
реализовывать собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной сфере,
использовать знания по
финансовой грамотности в
различных жизненных
ситуациях
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и

 обоснованность постановки цели,
выбора и применения методов и
способов решения профессиональных
задач;
- адекватная оценка и самооценка
эффективности и качества выполнения
профессиональных задач
- использование различных
источников, включая электронные
ресурсы, медиа
ресурсы, Интернет-ресурсы,
периодические издания по профессии
для решения профессиональных задач

- демонстрация ответственности за
принятые решения
- обоснованность самоанализа и
коррекция результатов собственной
работы;

Интерпретация
результатов
наблюдений за
деятельностью
обучающегося в
процессе освоения
образовательной
программы
Экспертное
наблюдение и
оценка на
практических
занятиях, при
выполнении работ
по учебной практике
Экзамен
квалификационный

- взаимодействие с обучающимися,
преподавателями и мастерами в ходе
10

работать в коллективе и
команде
ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и культурного
контекста
ОК 06.Проявлять
гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на
основе традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том числе с
учетом гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
ОК 07. Содействовать
сохранению окружающей
среды, ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы бережливого
производства, эффективно
действовать в
чрезвычайных ситуациях
ОК 08. Использовать
средства физической
культуры для сохранения и
укрепления здоровья в
процессе
профессиональной
деятельности и
поддержания
необходимого уровня
физической
подготовленности
ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках

обучения, с руководителями учебной и
производственной практик;
- обоснованность анализа работы
членов команды (подчиненных)
- грамотность устной и письменной
речи,
ясность формулирования и изложения
мыслей

- соблюдение норм поведения во
время учебных занятий и прохождения
учебной практики.

- эффективность выполнения правил
ТБ во время учебных занятий, при
прохождении учебной практики;
- знание и использование
ресурсосберегающих технологий

- эффективность использования
средств физической культуры для
сохранения и укрепления здоровья в
процессе профессиональной
деятельности и поддержания
необходимого уровня физической
подготовленности;

- эффективность использования
информационно-коммуникационных
технологий в профессиональной
деятельности согласно формируемым
умениям и получаемому практическому
опыту;
11

5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

№
п/п

№
пункта
рабочей
програм
мы

Дата
внесени
я
изменен
ий и
дополне
ний

До внесения
изменений и
дополнений

После изменений и
дополнений

Дата и №
протокола
рассмотрени
я цикловой
комиссией

Дата и №
протокола
рассмотрен
ия
методическ
им советом
педагогиче
ским
советом

1
2

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».