Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» Рассмотрено и одобрено Советом техникума Протокол№ 1 от 25.03.2020г. Утверждено приказом директора ГАПОУ СО «Камышловский гуманитарнотехнологический техникум» от 20.04.2020г. № 199-од Рассмотрено и одобрено Педагогическим советом Протокол № 18 от 23.09.2020г. ПОЛОЖЕНИЕ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ ГАПОУ СО «КАМЫШЛОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» К амы ш лов, 2020 1.0БЩ ИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Настоящее Положение о наставничестве в ГАПОУ СО «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» (далее - Положение) разработано в соответствие с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЭ, Распоряжением Минпросвещения России от 25.12.2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися», Письмом Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 "О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися"). Положение определяет порядок организации наставничества для внедрения практико-ориентированных и гибких образовательных технологий в ГАПОУ СО «Камышовский гуманитарно- технологический техникум». 1.1 Настоящее Положение: - определяет цель и задачи наставничества в соответствие с методологией (целевой моделью) наставничества (далее - Целевая модель); - устанавливает порядок организации наставнической деятельности; - определяет права и обязанности ее участников; - определяет требования, предъявляемые к наставникам; -устанавливает способы мотивации наставников и наставляемых; -определяет требования к проведению мониторинга и оценки качества процесса реализации наставничества в техникуме и его эффективности, -регулирует отношения, связанные с функционированием и развитием программ наставничества 1.2 Участниками системы наставничества в техникуме являются: -наставник; -лицо, в отношении которого осуществляется наставничество наставляемый); (далее - директор техникума; - ответственный за внедрение целевой модели наставничества в техникуме (куратор наставнической деятельности); - административные работники и специалисты техникума (заместитель директора по СГТР, заместитель директора по УПР, заведующие отделениями, руководители предметно-цикловых комиссий; старший мастер, педагогорганизатор, педагог-психолог) - родители (законные представители) обучающихся; - выпускники техникума; - работодатели, сотрудники органов власти в сфере здравоохранения и социального развития, органов местного самоуправления и другие субъекты и организации, которые заинтересованы в реализации программ наставничества. 1.3 Термины и определения, используемые в положении: Наставничество -универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Форма наставничества способ реализации наставничества через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников. Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся». Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Куратор - сотрудник техникума, который отвечает за организацию программы наставничества. Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов. Метакомпетенции - способность формировать у себя новые навыки и компетенции самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками. Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях. Методология наставничества - система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого. Активное слушание практика, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, таких как активное выражение собственных переживаний и соображений, уточнения, паузы и т.д. Применяется, в частности, в наставничестве, чтобы установить доверительные отношения между наставником и наставляемым. Тьютор - специалист в области педагогики, который помогает обучающемуся определиться с индивидуальным образовательным маршрутом. Благодарный выпускник - выпускник техникума, который ощущает эмоциональную связь с образовательной организацией, успешный в профессиональном становлении, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, организует стажировки, принимает участие в профориентационной работе и т.д.). 2.ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА 2.1.Целью наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся техникума, педагогических работников (далее - педагоги) техникума в их профессиональном становлении, приобретении компетенций, необходимых для выполнения должностных обязанностей. 2.2. Задачами наставничества являются: -улучшение показателей в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах деятельности; -подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, содействие его профессиональной ориентации; -раскрытие личностного, творческого и профессионального потенциала обучающихся, поддержка формирования и реализации их индивидуальной образовательной траектории; -обучение наставляемых эффективным формам и методам индивидуального развития и работы в коллективе; -формирование у наставляемых способности самостоятельно преодолевать трудности, возникающие в образовательной, социокультурной и других сферах, а также при выполнении должностных обязанностей; -ускорение процесса профессионального становления и развития педагогов, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности, повышать свой профессиональный уровень; -сокращение периода профессиональной и социальной адаптации педагогов при приёме на работу, закрепление педагогических кадров в КГТТ и создание благоприятных условий для их профессионального и должностного развития; -создание условий для эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности, участвующих в наставнической деятельности; -выработка у участников системы наставничества высоких профессиональных и моральных качеств, добросовестности, ответственности, дисциплинированности, инициативности, сознательного отношения к индивидуальному развитию; -формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной организации, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения между его участниками. 2.3. Внедрение целевой модели наставничества в техникуме предполага осуществление следующих функций: -реализация мероприятий «Дорожной карты» внедрения целевой модели наставничества; - ежегодная разработка, утверждение и реализация Программ наставничества; -назначение ответственного за организацию внедрения Целевой модели в КГТТ (куратора); - привлечение наставников, обучение, мотивация и контроль их деятельности; -инфраструктурное (в том числе - материально-техническое, информационно методическое) обеспечение наставничества; -осуществление персонифицированного учёта обучающихся, молодых специалистов и педагогов, участвующих в наставнической деятельности; -проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности наставничества; -обеспечение формирования баз данных и лучших практик наставнической деятельности в техникуме; -обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования. 3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА 3.1 Планируемые результаты внедрения целевой модели наставничества: -измеримое улучшение показателей обучающихся в образовательной, культурной, спортивной и других сферах; - рост числа обучающихся, прошедших профориентационные мероприятия; -улучшение психологического климата в образовательной организации, как среди обучающихся, так и внутри педагогического коллектива, связанного с выстраиванием долгосрочных и психологически комфортных коммуникаций на основе партнерства; -практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий; -измеримое улучшение личных показателей эффективности педагогов и сотрудников региональных предприятий и организаций, связанное с развитием гибких навыков и метакомпетенций. 3.2. Внедрение целевой модели наставничества может повлиять в том числе на решение следующих проблем студентов: -низкую мотивацию к обучению, неудовлетворительные образовательные результаты, дисциплинарные нарушения; -низкую информированность о карьерных и образовательных возможностях, отсутствие осознанного выбора пути будущего профессионального развития; -трудности, связанные с невозможностью эффективно совмещать получение образования и трудовую деятельность по специальности/профессии; -низкий уровень общей культуры, неразвитость метакомпетенций, отсутствие или неразвитость навыков целеполагания, планирования и самореализации, пессимистичные ожидания от будущего и самого общества; -низкий уровень общих и профессиональных компетенций, как следствие невостребованность на рынке труда; -отсутствие мотивации и возможностей для участия в программах поддержки обучающихся и выпускников; -невозможность реализовать свой предпринимательский или профессиональный потенциал в силу отсутствия опыта и ресурсов. 3.3 Внедрение целевой модели наставничества может повлиять в том числе на решение следующих проблем территории: -трудовую неустроенность молодых специалистов и выпускников, влекущую за собой падение уровня жизни, рост неблагополучия и миграцию ценных трудовых кадров в иные регионы; -ценностную дезориентацию обучающихся, приводящую как к девиантному, так и к нейтральному в плане гражданской активности поведению; -отсутствие налаженной связи между разными уровнями образования в регионе; -устаревание рабочих резервов, приводящее к инерционному движению региональных предприятий, сокращению числа инициатив и инноваций, падению эффективности работы. 4. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТЕХНИКУМЕ 4.1 Наставническая деятельность осуществляется на основании настоящего Положения, «Дорожной карты» внедрения Целевой модели и Программы наставничества техникума. Программа наставничества разрабатывается ответственным за внедрение целевой модели наставничества в техникуме (куратором) с участием наставников и включает в себя: -реализуемые в техникуме формы наставничества («студент-студент»; «преподаватель/мастер производственного обучения-студент» «преподавательпреподаватель»; «работодатель - студент», «благодарный выпускник -студент») с учетом вариаций ролевых моделей по каждой форме, -типовые индивидуальные планы развития наставляемых под руководством наставника (далее - индивидуальные планы) по каждой форме наставничества, на основе которых наставнические пары (наставляемый с наставником) разрабатывают свои индивидуальные планы с учетом выбранной ролевой модели. 4.2 Ответственность за организацию и результаты наставнической деятельности несут руководитель техникума, куратор наставнической деятельности и наставники в рамках, возложенных на них обязанностей по осуществлению наставничества в техникуме. 4.3. Наставничество устанавливается в отношении нуждающихся в нем лиц, испытывающих потребность в развитии/освоении новых метакомпетенций и/или профессиональных компетенций. Наставничество устанавливается для следующих категорий участников образовательного процесса: -студенты, изъявившие желание в назначении наставника; -педагогические работники (молодые специалисты и вновь принятые на работу в техникум); -педагогические работники, изъявившие желание в назначении наставника. 4.4. Наставниками могут быть: -студенты; -выпускники техникума; -преподаватели, мастера производственного обучения и иные должностные лица техникума, -сотрудники предприятий и организаций, некоммерческих организаций и иных организаций любых форм собственности, изъявивших готовность принять участие в реализации Целевой модели. 4.5. Назначение наставников происходит на добровольной основе. 4.6. Наставник одновременно может осуществлять мероприятия наставнической деятельности в отношении не более двух наставляемых, исключение - групповые формы работы (обучающие, коммуникативные и иные мероприятия), по согласованию с наставником и наставляемыми. 4.7. Длительность и сроки наставничества устанавливаются индивидуально для каждой наставнической пары (но не более 1 календарного года) в зависимости от планируемых результатов, сформулированных в индивидуальном плане по итогам анализа потребности в развитии наставляемого. В случае быстрого и успешного освоения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, необходимых компетенций, наставничество по согласованию с наставником и куратором может быть завершено досрочно. Срок наставничества может быть продлен в случае временной нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного отсутствия по уважительным причинам наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество. 4.8. Замена наставника производится приказом директора техникума, основанием могут выступать следующие обстоятельства: -прекращение наставником трудовых отношений с техникумом; -психологическая несовместимость наставника и наставляемого; -систематическое неисполнение наставником своих обязанностей; -привлечение наставника к дисциплинарной ответственности; -обоснованная просьба наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество. При замене наставника период наставничества не меняется. 4.9. Этапы наставнической деятельности в техникуме осуществляются в соответствии с «Дорожной картой» внедрения Целевой модели и включают в себя семь этапов: Этап 1. Подготовка условий для запуска Целевой модели Этап 2. Формирование базы наставляемых Этап 3. Формирование базы наставников Этап 4. Отбор/выдвижение наставников Этап 5. Формирование наставнических пар/групп Этап 6. Организация и осуществление работы наставнических пар/групп Этап 7. Завершение внедрения Целевой модели 4.10. На первом этапе происходит подготовка условий для запуска наставничества в техникуме, включающая в себя информирование потенциальных участников наставнической деятельности, определение заинтересованных лиц, сбор и обработку предварительных запросов наставляемых, определение форм, ролевых моделей наставничества на ближайший год, исходя из потребностей техникума, заключение партнерских соглашений с организациями - социальными партнерами, участвующими в реализации программ наставничества. 4.11. На втором этапе составляется перечень лиц, желающих иметь наставников (по формату, приведенному в Приложении 2), проводится уточняющий анализ их потребности (например, с помощью диагностических бесед, анкетирования) На данном этапе собираются: -согласия на обработку персональных данных от тех участников Программы наставничества в техникуме, которые еще не давали такого согласия, -заявление на участие в Программе наставничества от будущих участников наставнической деятельности и их родителей (законных представителей), если участники - несовершеннолетние. 4.12. На третьем этапе проводится организационная работа по формированию базы данных потенциальных наставников с ориентацией на критерии отбора/выдвижения наставников (Приложение 1). 4.13. По итогам четвертого этапа формируется и утверждается реестр наставников (Приложение 3), прошедших выдвижение или предварительный отбор. Выдвижение наставника/ков и куратора может осуществляться как администрацией, так и коллективом сотрудников. В первом случае составляется проект приказа колледжа с приложением листа согласования, направляемый потенциальным наставникам и куратору для ознакомления и согласования. Во втором случае приказ издается на основании представления коллектива сотрудников (инициативной группы, структурного подразделения, предметно цикловой комиссии, совета техникума, и др.), составленного в произвольной форме на имя директора техникума. Предварительный отбор наставников осуществляется на основе их заявлений (формат заявления представлен в Приложении 4). Для проведения отбора приказом директора техникума создается конкурсная комиссия из 3-5 человек, которую возглавляет руководитель техникума, и в которую входит куратор. 4.14. В рамках пятого этапа происходит формирование наставнических пар (групп) и разработка индивидуальных планов. По итогам осуществления данного этапа приказом директора техникума утверждается Программа наставничества на текущий учебный год. При необходимости организуются мероприятия по развитию компетенций наставников в формате обучения наставников, которые включаются в Программу наставничества. 4.15. На шестом этапе проводится текущая работа куратора, наставников и наставляемых по осуществлению мероприятий Программ наставничества. 4.16. Седьмой этап включает в себя подведение итогов, проведение итоговых мероприятий, награждение эффективных участников наставнической деятельности, мониторинг результатов реализации Программ наставничества, включая SWOT-анализ (таблица 1) реализуемой программы наставничества. Таблица 1 Факторы SWOT Позитивные Негативные Внутренние Сильные стороны Слабые стороны Внешние Возможности Угрозы 5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОГО ЗА РЕАЛИЗАЦИЮ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА (КУРАТОРА) 5.1. На ответственного за реализацию модели наставничества (куратора) возлагаются следующие обязанности: -формирование и актуализация базы наставников и наставляемых; -разработка проекта ежегодной Программы наставничества техникума; -организация и контроль мероприятий в рамках утвержденной Программы наставничества; -подготовка проектов документов, сопровождающих наставническую деятельность и представление их на утверждение директору техникума; -оказание своевременной информационной, методической и консультационной поддержки участникам наставнической деятельности; -мониторинг и оценка качества реализованных Программ наставничества через SWOT-анализ в разрезе осуществленных форм наставничества (Приложение 7); -оценка соответствия условий организации Программ наставничества требованиям и принципам Целевой модели на основе Анкеты куратора (Приложение 8); -получение обратной связи от участников Программы наставничества и иных причастных к ее реализации лиц (через опросы, анкетирование), обработка полученных результатов; -анализ, обобщение положительного опыта осуществления наставнической деятельности в техникуме и участие в его распространении. 5.2.Ответственный за реализацию модели наставничества (куратор) имеет право: -запрашивать документы (индивидуальные планы, заявления, представления, анкеты) и информацию (для осуществления мониторинга и оценки) от участников наставнической деятельности; -организовать сбор данных о наставляемых через доступные источники (родители, классные руководители, педагоги-психологи, профориентационные тесты и др.); -вносить предложения по изменениям и дополнениям в документы техникума, сопровождающие наставническую деятельность; -инициировать мероприятия в рамках организации наставнической деятельности; -принимать участие во встречах наставников с наставляемыми; -вносить на рассмотрение директору техникума предложения о поощрении участников наставнической деятельности; организации взаимодействия наставнических пар. 6. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВНИКА 6.1 Наставник обязан: -помогать разрабатывать Индивидуальный план развития наставляемого, своевременно и оперативно вносить в него коррективы, контролировать его выполнение, оценивать фактический результат осуществления запланированных мероприятий; -в соответствии с Программой наставничества лично встречаться с наставляемым для осуществления мероприятий, контроля степени их выполнения, обсуждения, и (при необходимости), коррекции Индивидуального плана, выбора методов наставнической деятельности; -выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в деятельности наставляемого в рамках мероприятий Индивидуального плана; -передавать наставляемому накопленный опыт, обучать наиболее рациональным приемам и современным методам работы или поведения, в том числе - оказывать наставляемому помощь по принятию правильных решений в нестандартных ситуациях и пр.; -своевременно реагировать на проявления недисциплинированности наставляемого; -личным примером развивать положительные качества наставляемого, при необходимости - корректировать его поведение; -принимать участие в мероприятиях, организуемых для наставников в техникуме, в том числе - в рамках обучения наставников. 6.2. Наставник имеет право: -привлекать наставляемого к участию в мероприятиях, связанных с реализацией Программы наставничества; -участвовать в обсуждении вопросов, связанных с наставничеством в техникуме, в том числе - с деятельностью наставляемого; -выбирать формы и методы контроля деятельности наставляемого и своевременности выполнения заданий, проектов, определенных Индивидуальным планом; -требовать выполнения наставляемым Индивидуального плана; -в составе комиссий принимать участие в аттестации наставляемого (для формы наставничества «преподаватель-преподаватель») и иных оценочных или конкурсных мероприятиях; -принимать участие в оценке качества реализованных Программ наставничества, в оценке соответствия условий организации Программ наставничества требованиям и принципам Целевой модели и эффективности внедрения Целевой модели; -обращаться к куратору с предложениями по внесению изменений и дополнений в документацию и инструменты осуществления Программ наставничества; за организационно-методической поддержкой; -обращаться к директору техникума с мотивированным заявлением о сложении обязанностей наставника по причинам личного характера или успешного выполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, мероприятий индивидуального плана развития. 7.ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВЛЯЕМОГО 7.1. Наставляемый обязан: -выполнять задания, определенные в Индивидуальном плане, в установленные сроки, и периодически обсуждать с наставником вопросы, связанные с выполнением Индивидуального плана; -совместно с наставником развивать дефицитные компетенции, выявлять и устранять допущенные ошибки; -выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с выполнением Индивидуального плана, учиться у него практическому решению поставленных задач, формировать поведенческие навыки; -отчитываться перед наставником (в части выполнения касающихся его мероприятий Индивидуального плана); -сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением определенных пунктов Индивидуального плана; -проявлять дисциплинированность, организованность и ответственное отношение к учебе и всем видам деятельности в рамках наставничества; -принимать участие в мероприятиях, организованных для лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, в соответствии с Программой наставничества техникума. 7.2. Наставляемый имеет право: -пользоваться имеющейся в техникуме нормативной, информационно аналитической и учебно-методической документацией, материалами и иными ресурсами, обеспечивающими реализацию Индивидуального плана; -в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным с наставничеством; запрашивать интересующую информацию; -принимать участие в оценке качества реализованных Программ наставничества, в оценке соответствия условий организации Программ наставничества требованиям и принципам Целевой модели и эффективности внедрения Целевой модели; -при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с соответствующим ходатайством о его замене к куратору наставнической деятельности в техникуме. 8. МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММ НАСТАВНИЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ 8.1. Оценка качества процесса реализации Программ наставничества в техникуме направлена на: -изучение (оценку) качества реализованных в техникуме Программ наставничества, их сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар/групп «наставник-наставляемый» посредством проведения куратором SWOT-анализа; -выявление соответствия условий организации Программ наставничества в техникуме требованиям и принципам Целевой модели (Приложение 5); 8.2. Оценка эффективности внедрения Целевой модели осуществляется с периодичностью 1 раз в полугодие (Приложение 5). 8.3. Оценка реализации Программ наставничества также осуществляется на основе анкет удовлетворенности наставников и наставляемых организацией наставнической деятельности в техникуме (Приложения 6-10). 9.МОТИВАЦИЯ УЧАСТНИКОВ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9.1. Участники системы наставничества в техникуме, показавшие высокие результаты, могут быть представлены решением директором техникума к следующим видам поощрений: -публичное признание значимости их работы - объявление благодарности, награждение почетной грамотой техникума и др.; -размещение информации (например, фотографий, документов о поощрении, документов о достижениях наставляемых и др.) на сайте и страницах техникума в социальных сетях; -благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся; 9.2. Результаты наставнической деятельности могут учитываться при проведении аттестации педагогов-наставников, а также при определении стимулирующих выплат. 9.3. Руководство техникума вправе применять иные методы нематериальной и материальной мотивации с целью развития и пропаганды института наставничества и повышения его эффективности. Приложение 1. Критерии и показатели отбора (выдвижения) наставников (кураторов) образовательной организации Общими и обязательными критериями для отбора/выдвижения для всех категорий наставников и куратора техникума являются: -наличие личного желания стать наставником, куратором (даже при условии его выдвижения администрацией или коллективом 0 0 ) ; -авторитетность в среде коллег и обучающихся; -высокий уровень развития ключевых компетенций: о способность развивать других, о способность выстраивать отношения с окружающими, о ответственность, о умение мотивировать и вдохновлять других, о нацеленность на результат, о способность к собственному профессиональному личностному развитию. и Дополнительные критерии в разрезе форм наставничества приведены в таблице ниже: Форма наставниче ства Студент - студент Критерии - активный обучающийся старших курсов, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, не тривиальностью мышления, демонстрирующий высокие образовательные результаты, - победитель олимпиад и соревнований различного уровня, - лидер группы или курса, принимающий активное участие в жизни техникума (конкурсы, общественная деятельность, внеурочная деятельность), - возможный участник всероссийских детскоюношеских организаций или объединений. Преподаватель - препо - опытный педагог, имеющий профессиональные успехи (победитель различных профессиональных даватель конкурсов, автор методических пособий и материалов, участник или ведущий семинаров), - педагог, склонный к активной общественной работе, лояльный участник педагогического и/или сообщества техникума; - обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией. Работодатель - студент - неравнодушный профессионал с опытом работы не менее 5 лет, активной жизненной позицией, высокой квалификацией . -обладает развитыми коммуникативными навыками, гибкостью в общении, умением отнестись к студенту как к равному в диалоге и потенциально будущему коллеге - имеет стабильно высокие показатели в работе, способен и готов делиться опытом, имеет системное представление о своем участке работы, лояльный, поддерживающий стандарты и правила организации Преподаватель/ мастер - имеет успешный опыт в достижении жизненного, производственного личностного и профессионального результата, обучения - студент -готов поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого - обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией. ? техникума который ощущает Благодарный выпускник -выпускник -студент, эмоциональную связь с образовательной организацией, успешный в профессиональном становлении, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, организует стажировки, принимает участие в профориентационной работе и т.д.).