Аннотации к рабочим программам учебных курсов
по реализации АООП ООО образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 вариант
Название
учебного курса
Классы
Речь и
альтернативная
коммуникация
5-9
Математические
представления
5-9
Аннотация
Учебные предметы
Цель обучения: формирование коммуникативных и
речевых навыков с использованием средств вербальной
и невербальной коммуникации, умения пользоваться
ими в процессе социального взаимодействия.
Задачи:
формировать
первичные
ценностные
представления обучающихся о книгах и
иллюстрациях, картинках и картинах;
знакомить
их
с
жестовыми,
жестовографическими, изобразительными и другими
средствами выразительности через погружение в
среду художественной литературы;
приобщать к словесному искусству в доступных
для обучающихся ситуациях;
развивать коммуникативную функцию речи
обучающихся,
удовлетворяя
их
коммуникативную потребность;
создавать условия для пробуждения речевой
активности учеников и использования усвоенного
речевого материала в процессе «чтения» в быту,
на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании
и в повседневной жизни;
расширять словарный запас обучающихся,
связанный с содержанием эмоционального,
бытового, предметного, игрового, трудового
опыта в процессе «чтения»;
учить задавать вопросы, строить простейшие
сообщения и побуждения (то есть пользоваться
различными
типами
коммуникативных
высказываний) по содержанию прочитанного или
рассказанного;
формировать
умение
обучающихся пересказывать прочитанное с
помощью педагога;
знакомить обучающихся с простыми по
содержанию рассказами, историями, сказками,
стихотворениями, разыгрывать их содержание по
ролям.
В ходе обучения чтению необходима организация
речевой среды, стимулирование речевой активности
обучающихся на основе прочитанного педагогом или
элементарного самостоятельного «чтения» (чтение
картинок, пиктограмм, букв, слогов, слов и
предложений).
Цель обучения – формирование элементарных
математических представлений и умения применять их в
повседневной жизни.
Окружающий
природный мир
5-9
Человек
5-8
Домоводство
5-9
Окружающий
социальный мир
5-9
Задачи:
формирование элементарных математических
представлений
о
форме,
величине,
количественных
(дочисловых),
пространственных, временных представлениях;
формирование представлений о количестве,
числе, знакомство с цифрами, составом числа в
доступных ребёнку пределах, счёт, решение
простых арифметических задач с опорой на
наглядность;
овладение
способностью
пользоваться
математическими
знаниями
при
решении
соответствующих возрасту житейских задач.
Цель обучения – формирование представлений о
живой и неживой природе, о взаимодействии человека с
природой, бережного отношения к природе.
Задачи:
формирование первоначальных представлений о
природе, об объектах и явлениях неживой
природы;
формирование временных представлений;
формирование представлений о растительном и
животном мире.
Цель: формирование представления о частях
собственного тела, их назначении, расположении, о
собственных возможностях и умениях.
Задачи:
формировать представления о себе как «Я»,
осознание общности и различий «Я» от других;
• формировать умение решать каждодневные
жизненные задачи, связанные с удовлетворением
первоочередных потребностей (принимать пищу
и пить, ходить в туалет и т.д.);
• развивать способность выражать свое настроение
и
потребности
с
помощью
доступных
пантомимических, мимических и других средств;
• учить устанавливать простейшие родственные
отношения между людьми (бабушка, дедушка,
папа, мама, я).
Цель образовательно-коррекционной работы с
учетом специфики учебного предмета: повышение
самостоятельности детей в выполнении хозяйственнобытовой деятельности.
Задачи:
формирование умений обращаться с инвентарем
и электроприборами;
освоение действий по приготовлению пищи,
осуществлению покупок, уборке помещения и
территории, уходу за вещами.
Цель: формирование представлений о человеке, его
социальном окружении, ориентации в социальной среде
и общепринятых правилах поведения.
Задачи:
знакомство с явлениями социальной жизни
(человек и его деятельность, общепринятые
Музыка и
движение
5-9
Изобразительная
деятельность
5-7
Адаптивная
физкультура
5-9
нормы поведения),
формирование представлений о предметном
мире, созданном человеком (многообразие,
функциональное
назначение
окружающих
предметов, действия с ними).
Цель ― приобщение к музыкальной культуре
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой
части духовной культуры.
Задачи:
накопление первоначальных впечатлений от
музыкального искусства и получение доступного
опыта (овладение элементарными музыкальными
знаниями, слушательскими и доступными
исполнительскими умениями);
приобщение к культурной среде, дающей
обучающемуся впечатления от музыкального
искусства, формирование стремления и привычки
к слушанию музыки, посещению концертов,
самостоятельной музыкальной деятельности и
др.;
развитие способности получать удовольствие от
музыкальных
произведений,
выделение
собственных предпочтений в восприятии музыки,
приобретение
опыта
самостоятельной
музыкально деятельности;
формирование
простейших
эстетических
ориентиров и их использование в организации
обыденной жизни и праздника;
развитие восприятия, в том числе восприятия
музыки, мыслительных процессов, певческого
голоса, творческих способностей обучающихся.
Целью обучения изобразительной деятельности
является формирование умений изображать предметы и
объекты
окружающей
действительности
художественными средствами.
Задачи:
развитие
интереса
к
изобразительной
деятельности;
формирование
умений
пользоваться инструментами;
обучение доступным приемам работы с
различными материалами;
обучение
изображению
(изготовлению)
отдельных элементов;
развитие
художественно-творческих
способностей.
Целью занятий по адаптивной физической культуре
является повышение двигательной активности детей и
обучение использованию полученных навыков в
повседневной жизни.
Задачи:
формирование и совершенствование основных и
прикладных двигательных навыков;
формирование туристических навыков, умения
кататься на велосипеде, ходить на лыжах,
Профильный труд
(Хозяйственнобытовой труд)
6-9
плавать, играть в спортивные игры;
укрепление и сохранение здоровья детей;
профилактика
болезней и
возникновения
вторичных заболеваний.
Цель программы: содействие общему развитию
детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью,
подготовке их к самостоятельности в быту, активному
познанию окружающей действительности.
Задачи программы:
сообщение обучающимся необходимых знаний и
формирование практических умений и навыков
по бытовому труду;
отработка трудовых операций по санитарно гигиеническим
требованиям
и
самообслуживанию;
привитие навыков самостоятельности.
Коррекционные курсы
Коррекционноразвивающие
занятия
5-9
Сенсорное
развитие
5-9
Цель: обеспечение освоения обучающимися АООП,
коррекция
речевого
развития,
активизация
познавательной деятельности, формирование навыков и
умений учебной деятельности.
Программа нацелена на исправление нарушений
письма и чтения, выразительности речи, которые
проявляются в неспособности запоминать, логически
употребить и проконтролировать на письме правила
орфографии, в нарушении словообразования и
словоизменения; в трудности осмысления написанного и
неспособность обобщить содержание написанного; в
нарушении программирования фразы, развитие навыков
связной речи.
Цель программы: обогащение чувственного опыта у
обучающихся
в
процессе
целенаправленного
систематического
воздействия
на
сохранные
анализаторы.
Задачи программы:
обогащение
чувственного
познавательного
опыта, нацеленное на развитие памяти,
мышления, речи, воображения;
формирование на основе активизации работы
всех органов чувств, адекватного восприятия
явлений
и
объектов
окружающей
действительности в совокупности их свойств;
коррекция
недостатков
познавательной
деятельности детей в процессе систематического
и
целенаправленного
формирования
полноценного восприятия формы, конструкции,
величины, цвета, особых свойств предметов, их
положения в пространстве;
формирование
способности
воспринимать
окружающий мир во всем многообразии свойств
и признаков его объектов (цветов, вкусов,
запахов, ритмов);
совершенствование сенсорно - перцептивной
деятельности;
Предметнопрактические
действия
5-9
Двигательное
развитие
5-9
Альтернативная
коммуникация
5-9
обогащение словарного запаса детей на основе
использования соответствующей терминологии;
исправление
недостатков
моторики,
совершенствование зрительно – двигательной
координации.
Цель курса - используя различные многообразные
виды деятельности (предметная деятельность, игровая,
конструирование, действия с разборными игрушками,
ручной труд и т. д.) корригировать недостатки
восприятия, внимания, зрительно - двигательной
координации,
пространственных
представлений,
наглядно-действенного, наглядно-образного мышления
детей, а также их речи и связи с практической
деятельностью
Задачи:
формирование
положительного
отношения
ребенка к занятиям;
развитие собственной активности ребенка;
формирование
устойчивой
мотивации
к
выполнению заданий;
формирование и развитие целенаправленных
действий;
развитие планирования и контроля деятельности;
развитие способности применять полученные
знания для решения новых аналогичных задач.
Цель программы является работа по обогащению
сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию
способности к движению и функциональному
использованию двигательных навыков.
Основные задачи:
мотивация двигательной активности;
поддержка и развитие имеющихся движений;
расширение диапазона движений и профилактика
возможных нарушений;
освоение
новых
способов
передвижения
(включая передвижение с помощью технических
средств реабилитации).
Цель курса – формирование коммуникативных и
речевых навыков с использованием средств вербальной
и невербальной коммуникации, умения пользоваться
ими в процессе социального взаимодействия.
Задачи:
учить пользоваться альтернативными средствами
коммуникации
для
взаимодействия
в
окружающем мире;
учить общаться, пользуясь альтернативными
средствами;
учить
аккумулировать
и
актуализировать
доречевой и речевой опыт;
формировать и развивать речевое внимание;
учить
пользоваться
мануальными
и
графическими символами.