Альтернативная коммуникация 1 класс (НОО 2 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рабочая программа
коррекционного курса
«Альтернативная коммуникация»
для обучающихся 1 класса
(АООП НОО 2 вариант)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 2).
Цель курса – формирование коммуникативных и речевых навыков с
использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения
пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Общая характеристика коррекционного курса
У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не
владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом
нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи
обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств
коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционнопедагогической работы. Альтернативные средства общения (мимика, жест,
графическое изображение) могут использоваться для дополнения речи (если речь
невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.
Коррекционный курс включает следующие разделы:
*коммуникация;
*развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации;
*чтение и письмо.
Коммуникация с использованием вербальных средств
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Импрессивная речь.
Экспрессивная речь.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму.
Начальные навыки чтения и письма.
Коммуникация с использованием вербальных средств
Установление зрительного контакта с собеседником
Реагирование на собственное имя.
Приветствие собеседника звуком (словом).
Привлечение к себе внимания звуком (словом).
Выражение своих желаний звуком (словом).
Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом).

Выражение согласия (несогласия) звуком (словом).
Выражение благодарности звуком (словом).
Прощание с собеседником звуком (словом).
Коммуникация с использованием невербальных средств
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.
Выражение мимикой, жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия);
приветствие (прощание) с использованием мимики и жеста.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности,
своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы,
задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография,
цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).
Импрессивная речь (умение понимать обращенную речь)
Реагирование на собственное имя.
Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь,
животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты,
транспорт, птицы и др.).
Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь,
животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты,
транспорт, птицы и др.).
Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять,
бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).
Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро,
медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).
Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).
Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за
и др.).
Понимание простых предложений.
Понимание сложных предложений.
Понимание содержания текста.
Экспрессивная речь (умение употреблять в ходе общения слоги, слова, строить
предложения, связные высказывания)
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых
комплексов.
Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа и др.).
Называние собственного имени.
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.

Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов
(посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые
приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Использование графического изображения для обозначения действия предмета (пить,
есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
Использование графического изображения для обозначения признака предмета (цвет,
величина, форма и др.).
Использование графического изображения для обозначения признака действия,
состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
Использование карточки для обозначения числа и количества предметов (пять,
второй и др.
Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического
изображения.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму
Узнавание (различение) образов графем (букв).
Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка,
печатание букв (слов).
Начальные навыки чтения и письма
Узнавание звука в слоге.
Соотнесение звука с буквой.
Узнавание графического изображения буквы в слоге.
Называние буквы.
Чтение простого (гласного) слога.
Написание буквы.
Описание места коррекционного курса в учебном плане
Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» разработан для
обучающихся 1 класса. Количество часов в 1 классе: 1 час в неделю; 33 часа в год.
Личностные и предметные результаты
освоения программы коррекционного курса
Личностные результаты
Основы
персональной
идентичности,
осознание
определенному полу, осознание себя как «Я».

своей

принадлежности

Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности.
Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир.
Предметные результаты
Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических
знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений),
неспецифических жестов.
Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая
общепринятые правила поведения.
Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту
житейских задач.
Использование доступных средств коммуникации для передачи сообщения.
Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты
рукотворного мира и деятельность человека.
Узнавание, называние буквы; чтение простого гласного слога.
Выполнение графических действий с использованием элементов графем: обводка,
штриховка, печатание букв (слов), копирование с образца отдельных букв.
Формирование базовых учебных действий
Формирование базовых учебных действий направлено на развитие у обучающегося
готовности к овладению содержанием программы коррекционного курса
«Альтернативная коммуникация» и включает следующие задачи:
*подготовка обучающегося к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с
педагогом;
*формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего
взрослого, на задание); желание выполнять инструкции педагога; использование по
назначению учебных материалов;
*формирование умения выполнять действия по образцу и по подражанию.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1.

Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программнометодические материалы. Под редакцией кандидата психологических наук,
профессора И.М. Бгажноковой. Москва, Гуманитарный издательский центр 2012 г.
2. Зеркала для индивидуальной работы.
3. Разрезная азбука настенная.
4. Массажные мячи.
5. Наборы картинок по различным лексическим темам.

6. Комплекты развивающих игр по развитию мышления, внимания «Заселяем
домики», «Силуэты и контуры», «Что сначала, что потом» и др.
7. Игры на развитие мелкой моторики.
8. Игры на шнуровку «Грибочек», «Божья коровка», «Паучок» и др.
9. Наборы игрушек (куклы, машины, мягкие игрушки и т.д.).
10. Наборы фигур животных, людей для пальчиковой гимнастики, пальчикового
театра.
Тематическое планирование
Название раздела, темы урока
Установление зрительного контакта с взрослым. Реагирование на
собственное имя.
Культура общения: приветствие, прощание.
Умение просить о помощи.
Выражение благодарности.
Люди и имена.
Звучащие предметы.
Эмоции.
Пойми меня.
Составление композиций из деталей одного цвета.
Составление композиций из 2-3 деталей разного цвета.
Звуки вокруг нас.
Как говорят животные.
Слушание сказки «Теремок».
Понимание слов, обозначающих признак действия.
Понимание слов, обозначающих действия предмета.
Понимание слов, обозначающих предмет птицы.
Понимание слов, обозначающих предмет обувь.
Понимание слов, обозначающих предмет овощи.
Понимание слов, обозначающих предмет фрукты.
Понимание слов, обозначающих предмет продукты.
Понимание слов, обозначающих предмет транспорт.
Понимание слов, обозначающих предмет бытовые приборы.
Слушание сказки "Репка".
Слушание сказки "Маша и медведь".
Понятия высоко, далеко.
Звук и буква А.
Звук и буква О.
Звук и буква У.
Звук и буква И.
Нахождение буквы И, и.
Звук и буква Ы.
Звук и буква Е.
Звук и буква Ё, ё.
Повторение
Итого:

Количество
часов
1ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1ч.
33ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».