РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы
Рабочая программа
коррекционного курса
«Сенсорное развитие»
для обучающихся 3 класса
(АООП НОО 2 вариант)
Пояснительная записка
Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» имеет следующую
цель: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта
в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное
многогранное
полифункциональное
представление
об
окружающей
действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и
более эффективной социализации его в обществе.
Задачи коррекционного курса «Сенсорное развитие»:
- формировать на основе активизации работы всех органов чувств адекватное
восприятие явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их
свойств;
- формировать у обучающихся систематическое и целенаправленное
восприятие формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их
положения в пространстве;
- формировать пространственно-временные ориентировки;
- обогащать словарный запас обучающихся на основе использования
соответствующей терминологии;
- коррекция недостатков моторики; совершенствовать зрительно-двигательной
координацию;
- коррекция точности и целенаправленности движений и действий.
Данный курс осуществляется с обучающимися, имеющими умеренную и тяжелую
интеллектуальную недостаточность и рассчитан на 34 часа, по 1 часу в неделю в
каждом классе. На каждое занятие отводится по 20-25 минут учебного времени. Все
занятия проводятся с подгруппами в 3-6 детей, что дает учителю возможность
работать с опорой на знание индивидуальных возможностей каждого ребенка. В
начале учебного года проводится первичная диагностика с целью выявления уровня
сформированности сенсомоторных умений и навыков. Промежуточная аттестация
проходит в конце года в форме динамического контроля.
Основные методы и приемы: словесные, наглядные, практические, игровые.
Основными видами деятельности обучающихся на занятиях являются:
дидактические игры;
двигательные игры;
просмотр презентаций;
прослушивание музыки и бытовых шумов;
рисование;
конструирование.
Возможные результаты:
целенаправленно выполнять действия по трех- и четырехзвенной инструкции
педагога;
2
дорисовывать незаконченные изображения;
группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или
цвета, обозначать их словом;
составлять цветовую гамму от темного до светлого тона разных оттенков;
конструировать предметы из 5-6 деталей, геометрических фигур;
Определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и
свойства предметов;
Зрительно дифференцировать 2—3 предмета по неярко выраженным качествам,
определять их словом;
Классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и
качеств;
Различать запахи и вкусовые качества, называть их;
Сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивая на руке;
Действовать по звуковому сигналу;
Адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать
пространственные отношения с помощью предлогов.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
№п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Методическое обеспечение
Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание
дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: КАРО, 2005
Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения
психолого-педагогического обследования детей. – М.: ВЛАДОС, 2005
Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. – М.:
Педагогика-Пресс, 1993
Клюева Н.В., Касаткин Ю.В. Учим детей общению. Характер,
коммуникабельность. – Ярославль: Академия развития, 1996
Клюева Н.В., Касаткин Ю.В. Учим детей общению. Характер,
коммуникабельность. – Ярославль: Академия развития, 1996
Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. – М.:
Просвещение, 2009
Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в
развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Книголюб, 2008
Метиева Л.А., Удалова Э.Я. развитие сенсомоторики детей с ограниченными
возможностями здоровья. – М.:Национальный книжный центр, 2016
Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии /
Е.А. Стребелева. – М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2005
Год
издания
2005
2005
1993
1996
1996
2009
2008
2016
2005
3
10
Сековец Л.С. Развитие психомоторики и сенсорных процессов: программа
коррекционного курса для учащихся 1-4 классов специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы VIII вида. – Н.Новгород: Издательство «Автосинтез
НН». 2005
2005
Тематическое планирование
№ п/п
Тема
Кол-во часов
1
2
Обследование детей
Развитие моторики, графомоторных функций
Упражнение на развитие меткости («Кольцеброс», дартс, «Тир»)
Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции
педагога)
Обучение целенаправленным действиям по двух- и трехзвенной инструкции
педагога
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением
Совершенствование точности мелких движений рук
Рисование бордюров по образцу
Графический диктант (зрительный)
Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений
Тактильно-двигательное восприятие
Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств
Восприятие поверхности
Игры с сюжетной мозаикой
Восприятие пространства
Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице), вербализация
пространственных отношений с использованием предлогов
Развитие пространственного праксиса, словесный отчет о выполнении
задания. Дидактическая игра «Куда пойдешь, то и найдешь»
Моделирование пространственного расположения мебели в комнате.
Дидактическая игра «Обставим комнату»
Деление листа на глаз, на две и четыре равные части
Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа
Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленного к доске
(вертикальное расположение листа)
Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты
Кинестетическое развитие
Формирование ощущений от статических и динамических поз различных
частей тела (глаз, рот, пальцы), вербализация собственных ощущений
Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование
школьных событий)
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов
Сравнение и обозначение словом формы предметов (3 – 4 предмета)
Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала
Дидактическая игра «Часть и целое»
Составление сериационных рядов по величине из 4 – 5 предметов
Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку
Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные
Составление сериационного ряда из 4 – 5 кругов разной насыщенности одного
цвета
Дидактическая игра «Цветик – семицветик»
Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных
изображений знакомых предметов
2
3
4-5
6
7
8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19
20-21
22-23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
1
1
2
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
39
9
40
41
42
43
44
45
46-47
48
49
50
51
52
53
54-55
56-57
58
59-60
61-62
63-64
65-66
67-68
Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы,
настольный «Лего» и т.п.
Развитие зрительного восприятия
Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Совершенствование
зрительно-двигательной координации рук и глаз. Рисование бордюров по
наглядному образцу
Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Нахождение
отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение двух
картинок)
Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Сравнение трех
предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами
Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Тренировка зрительной
памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?»
Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Дидактическая игра
«Повтори узор» («Сделай так же»)
Восприятие особых свойств предметов
Развитие осязания (теплее – холоднее), словесное обозначение. Определение
контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник)
Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение
Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость,
растворимость)
Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее – легче).
Взвешивание в ладони, определение на глаз
Развитие слухового восприятия
Определение направления звука в пространстве (справа – слева – спереди –
сзади). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук»
Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на
определенный звук). Дидактическая игра «Прерванная песня»
Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона
Различение мелодий по темпу, прослушивание музыкальных отрывков
Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы – барабанщики»
Восприятие времени
Определение времени по часам
Длительность временных интервалов (1с, 1 мин, 5мин, 1час)
Дидактическая игра «Успей за 1, 2, 5 мин»
1
Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год)
Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это
бывает?»
Социально-эмоциональное развитие
Маски эмоций
Динамический контроль
Как мы выражаем свои чувства
2
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
2
2
5