Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» Рассмотрено Методическим советом ГАПОУ СО «Камышловский гуманитарно технологический техникум» Протокол №55 от 19.12.2022 г. Утверждено приказом директора ГАПОУ СО «Камышловский гуманитарно технологический техникум» пр. № 634-од от 22.11.2022 г. Принято на заседании Педагогического совета ГАПОУ СО «Камышловский гуманитарно технологический техникум» Протокол № 39 от 21.11.2022 г. ПОЛОЖЕНИЕ о формировании фонда оценочных средств по основным образовательным программам среднего профессионального образования в ГАПОУ СО «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» Камышлов, 2022 г. 1. Область применения 1.1 Настоящее Положение о формировании фонда оценочных средств по основным образовательным программам среднего профессионального образования (далее - Положение) устанавливает порядок разработки, требования к структуре, содержанию, оформлению, а также процедуру утверждения Фондов оценочных средств в государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» (далее Техникум). 2. Правовая сторона 2.1 Настоящее Положение разработано в соответствии с нормативно правовыми документами: - Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»; - Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (с изменениями и дополнениями); - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования от 17 мая 2012 г. N 413 (с изменениями и дополнениями); - Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ГАПОУ СО «Камышловский гуманитарно-технологический техникум»; - Уставом и иными локальными нормативными актами Техникума. 3. Термины, определения и сокращения 3.1 Термины, определения и сокращения 3.1.1 ФГОС С П О - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. 3.1.2 Профессиональный модуль (.ПМ) - часть ОПОП, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к результатам образования, заданным ФГОС, и предназначенная для освоения профессиональных компетенций в рамках каждого вида профессиональной деятельности. Один вид профессиональной деятельности равен одному профессиональному модулю. Состав профессионального модуля: междисциплинарный курс 2 (МДК) (один или несколько в зависимости от количества ПК), учебная и/или производственная практика, соответствующая ВПД. 3.1.3. Учебная дисциплина (УД) - часть ОПОП, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к результатам образования, заданным ФГОС, и предназначенная для освоения умений, знаний, элементов профессиональных и общих компетенций, представляющая совокупность взаимосвязанных разделов информации, раскрывающих общие и специфические свойства объекта (предмета) изучения, особенности его строения и функционирования, методы и способы его исследования, преобразования, создания или применения. 3.1.4. Фонд оценочных средств (далее ФОС) - комплект методических, контрольно-оценочных средств и контрольных измерительных материалов, предназначенных для оценивания процесса и результатов учебной деятельности студентов: знаний, умений, практического опыта, профессиональных и общих компетенций (их элементов) на разных стадиях обучения. 3.1.5. Контрольно-оценочные средства (далее КОС) - совокупность оценочных материалов, предназначенных для оценивания достижения студентом установленных результатов обучения по профессиональному модулю. 3.1.6. Контрольно-измерительные материалы (далее КИМ) - совокупность оценочных материалов, предназначенных для измерения уровня достижения студентом установленных результатов по учебной дисциплине или элементам профессионального модуля (учебная/производственная практика, МДК) 3.1.7. Учебно-методический комплекс (УМК) - система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации реализации основных образовательных программ, согласно учебному плану. 3.1.8. Компетенция - способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности. 3.1.9. Общая компетенция (ОК) - способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности. 3.1.10. Профессиональная компетенция (ПК) — способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решении задачи профессиональной деятельности. 3.1.11. Основная профессиональная образовательная программа (далее ОПОП) - система документов, разработанная и утвержденная директором колледжа с учетом требований регионального рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта специальности/профессии среднего профессионального образования (ФГОС СПО), регламентирующая цель, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии организации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данной специальности и включает в себя учебный з план, рабочие программы дисциплин, профессиональных модулей, производственной (преддипломной) практики, программ воспитания по специальности/профессии и другие методические материалы, обеспечивающие качественную подготовку студентов. 3.1.12. Текущий контроль -это вид контроля, с помощью которого определяется степень качества усвоения изученного учебного материала теоретического и практического характера в ходе обучения. 3.1.13 Промежуточная аттестация - это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплины (модулей), предусмотренных программой подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ) и программой подготовки квалифицированных рабочих и служащих (далее - ГТПКРС) 3.1.14 Учебные действия - конкретные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий, действия, с помощью которых обучающиеся решают учебные задачи: постановка проблемы, общие или конкретные способы разрешения проблемы, контроль, оценка, коррекция 4. Общие положения 4.1. ФОС входят в состав ОПОП каждой из специальностей и профессии СПО, реализуемых в Техникуме. 4.2. В состав ФОС входят комплекты КОС и КИМ, предназначенные для проведения текущего контроля успеваемости студентов и промежуточной аттестации. 4.3. Цель формирования ФОС - обеспечение качества подготовки специалистов в соответствии с требованиями ФГОС СПО. 4.4. Задачи ФОС\ - контроль и управление процессом освоения учебных действий (по общеобразовательным дисциплинам), приобретения необходимых знаний, умений, практического опыта и уровня сформированности компетенций, определенных в ФГОС по соответствующей специальности/профессии; - контроль и управление достижением целей реализации ОПОП, определенных в виде набора общих и профессиональных компетенций выпускников; - оценка достижений студентов в процессе изучения учебной дисциплины, профессионального модуля, всех видов практик, промежуточной аттестации, с выделением положительных/отрицательных результатов и планирование предупреждающих/корректирующих мероприятий; - обеспечение соответствия результатов обучения задачам будущей профессиональной деятельности через совершенствование традиционных и внедрение инновационных методов обучения в образовательный процесс. 4.5. Требования, предъявляемые к ФОС: - интегративность; - проблемно-деятельностный характер; 4 - актуализация в заданиях содержания профессиональной деятельности; - связь критериев с планируемыми результатами; - экспертиза в профессиональном сообществе (социальные партнеры). 4.6. Ответственным за формирование ФОС для оценивания освоения ОПОП является председатели ПТУК общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин. 4.7. Контроль за наличием, содержанием и своевременной актуализацией ФОС осуществляют заместитель директора по учебно-методической работе. 5. Формирование, утверждение, содержание, хранение и актуализация КОС/КИМ 5.1. Разработка фондов оценочных средств по преподаваемым УД, ПМ, а также практикам, промежуточной аттестации является должностной обязанностью каждого преподавателя. 5.2. Фонды оценочных средств разрабатываются/актуализируются и утверждаются по мере необходимости внесения изменений, в соответствии с изменениями требований. 5.3. За проведение промежуточной аттестации/итоговой аттестации во всех формах без утвержденных фондов оценочных средств преподаватель привлекается к дисциплинарной ответственности в установленном порядке. 5.4. При утверждении экзаменационных билетов преподаватель в обязательном порядке предоставляет утвержденный ФОС. 5.5. Ответственным за своевременность разработки, качество, правильность составления и оформления КОС/КИМ является (-ются) преподаватель (-ли), реализующий (-е) программу ПМ/УД в целом, или отдельные его структурные части (МДК, учебную или производственную практику), назначенный (-е) приказом директора из числа преподавательского состава Техникума. 5.6. Комплект КОС/КИМ разрабатывается по каждому профессиональному модулю, учебной дисциплине."'' ‘ч;' '• * 5.7. КОС/КИМ формируются на ключевых принципах оценивания: - валидности (объекты оценки должны соответствовать поставленным целям обучения); - надежности (использование единообразных стандартов и критериев для оценивания достижений); - справедливости (обучающиеся разного уровня подготовленности должны иметь равные возможности добиться успеха); - своевременности (поддержание развивающей обратной связи); - эффективности (соответствие результатов деятельности поставленным задачам). 5.8. Все комплекты КОС/КИМ формируются и утверждаются 1 июня года набора на образовательную программу. 5 5.9. Комплект КОС/КИМ по ПМ/УД рассматривается на заседании предметной (цикловой) комиссии, согласуется с методистом. 5.10. Комплект КОС/КИМ по ПМ/УД утверждается заместителем директора по учебно-методической работе Техникума. 5.11. Комплект КОС/КИМ по производственной (преддипломной) практике и учебной практике рассматривается на заседании предметной цикловой комиссии, утверждается заместителем директора по учебно производственной работе. 5.12. Решение об изменении, аннулировании, включении новых ФОС принимается на заседании предметной (цикловой)' комиссии, оформляется протоколом заседания предметной (цикловой) комиссии. 5.13. Создаваемые в рамках ФОМ комплекты контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю, производственной (преддипломной) практике согласуются с представителями профессионального сообщества (работников и (или) специалистов по профилю получаемого образования, руководителей организаций отрасли, профессиональных экспертов и др.). Комплекты контрольно-измерительных материалов по учебным дисциплинам, МДК не проходят экспертизу работодателей. 5.14. Председатель ПЦК утверждённые в установленном порядке комплекты КОС/КИМ по всем элементам ОПОП предоставляет в формате Word в методическую службу и в формате PDF (с возможностью копирования информации) для размещения на официальном сайте Техникума. 5.15. При формировании комплекта КОС/КИМ должно быть обеспечено его соответствие: ФГОС СПО по соответствующему направлению подготовки специальности/профессии; ОПОП и учебному плану направления подготовки специальности/профессии; - рабочим программам профессионального модуля/учебной дисциплины. 5.16. Содержание заданий, входящих в КОС, должно предусматривать возможность оценивания одного, нескольких или всех нижеперечисленных показателей: - продукта практической деятельности; - процесса практической деятельности; - качественных характеристик продукта и процесса деятельности. 5.17 Для проведения текущего контроля, всех форм промежуточной аттестации формируется пакет преподавателя (экзаменатора) с целью установления соответствия между объектом оценивания и критериями оценивания. 5.18. Пакет преподавателя (экзаменатора) по результатам проведения текущего контроля, экзамена, дифференцированного зачета, зачета, экзамена квалификационного, дифференцированного зачета по практике хранится у преподавателя в течение срока обучения студента. 6 6. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ 6.1 Оценочные средства, сопровождающие реализацию каждой основной образовательной программы по профессии/специальности, должны быть разработаны для проверки качества формирования общих и профессиональных компетенций. 6.2 Различают следующие структурные элементы ФОС: —КОС для проведения промежуточной аттестации по УД/МДК; —КОС для проведения промежуточной аттестации по ПМ (экзамена квалификационного). ФОС формируется из комплектов контрольно-оценочных средств (далее комплекты КОС), созданных в соответствии с программами УД и ПМ обязательной и вариативной частей ОПОП ППССЗ и ППКРС в соответствии с учебным планом. 6.3. ФОС включает: —титульный лист; —лист согласования; —содержание; —паспорт; —результаты освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), практики, подлежащие проверке; —фонд оценочных средств. 6.4.Титульный лист ФОС оформляется в соответствии с образцами, приведенными в Приложении 1,2, 3. 6.5 Паспорт ФОС включает: —предназначение КОС; — требования к результатам освоения учебной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО; — практический опыт; — формирования общих и профессиональных компетенций/знаний и умений. Задание для экзаменующегося: — реквизиты рассмотрения и утверждения; — номер билета; — инструкция по выполнению задания; — время выполнения задания; — задание 1 и задание 2; — подпись преподавателя. Пакет экзаменатора: — условия выполнения заданий (количество вариантов экзаменационных билетов; время выполнения заданий; оборудование: (наглядные пособия, технические средства обучения, литература для обучающегося и т.д.).); — эталон ответа (номер билета, ответ на задание 1 и ответ на задание 2); 7 - критерии оценки: оценка процесса выполнения задания (обращение студента к информационным источникам, оптимальное использование найденной информации; рациональное распределение времени на выполнение задания) и оценка подготовленного задания. 6.6 Стандартизированные задания текстовой формы для проведения промежуточной аттестации оформляются с учетом следующих требований: - текстовый процессор MS Word, формат файла, docx (допускается текст в форматах PDF и RTF); - текст файла с набором заданий по теме, в котором различается текст задания, эталон ответа; - в комплекте тестовых заданий желательно использовать все формы заданий, а именно: - выбор одного варианта ответа из предложенного множества; - выбор нескольких верных вариантов ответа из предложенного множества; - задания на установление соответствия; - задание на установление правильной последовательности; - задание на заполнение пропущенного ключевого слова (открытая форма задания), графическая форма задания; - на каждую проверяемую дидактическую единицу по дисциплине должно быть не менее одного тестового задания; - в комплект входит эталоны ответа; - критерии оценки. 6.7 Комплект других оценочных материалов (типовых заданий, нестандартных заданий, наборы проблемных ситуаций, соответствующих будущей профессиональной деятельности, практические задания и т.п.) должен быть структурирован в соответствии с содержанием рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (профессионального модуля). 6.8.В паспорт вносятся показатели оценки результата по каждому из объектов и результатов оценивания и соответствующие им критерии. Показатель представляет собой формализованное описание оцениваемых основных (ключевых) параметров процесса (алгоритма) или результата деятельности. Критерий - признак, на основании которого проводится оценка по показателю. Формулировка показателей и критериев осуществляется с учетом правил: - диагностируемости; - малых чисел; - преимущественного использования форм отглагольных существительных (выполнение, выбор, организация, расчет...). 6.9. Макеты КОС по учебной дисциплине общеобразовательного цикла и учебной дисциплине общепрофессионального цикла, профессиональному модулю представлены в Приложениях 1, 2, 3. 8