Положение о формировании фонда оценочных средств по основным образовательным программам среднего профессионального образования

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

Рассмотрено Методическим советом
ГАПОУ СО «Камышловский гуманитарно­
технологический техникум»
Протокол №55 от 19.12.2022 г.

Утверждено приказом директора ГАПОУ
СО «Камышловский гуманитарно­
технологический техникум»
пр. № 634-од от 22.11.2022 г.

Принято на заседании Педагогического совета
ГАПОУ СО «Камышловский гуманитарно­
технологический техникум»
Протокол № 39 от 21.11.2022 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о формировании фонда оценочных средств по основным
образовательным программам среднего профессионального
образования в ГАПОУ СО
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

Камышлов, 2022 г.

1. Область применения

1.1 Настоящее Положение о формировании фонда оценочных средств по
основным образовательным программам среднего профессионального
образования (далее - Положение) устанавливает порядок разработки,
требования к структуре, содержанию, оформлению, а также процедуру
утверждения Фондов оценочных средств в государственном автономном
профессиональном образовательном учреждении Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
(далее
Техникум).
2. Правовая сторона

2.1 Настоящее Положение разработано в соответствии с нормативно правовыми документами:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и
дополнениями);
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
образовательным программам среднего профессионального образования»;
- Федеральными государственными образовательными стандартами среднего
профессионального образования (с изменениями и дополнениями);
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования от 17 мая 2012 г. N 413 (с изменениями и дополнениями);
- Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся ГАПОУ СО «Камышловский гуманитарно-технологический
техникум»;
- Уставом и иными локальными нормативными актами Техникума.
3. Термины, определения и сокращения

3.1 Термины, определения и сокращения
3.1.1 ФГОС С П О - Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования.
3.1.2 Профессиональный модуль (.ПМ) - часть ОПОП, имеющая определенную
логическую завершенность по отношению к результатам образования,
заданным ФГОС, и предназначенная для освоения профессиональных
компетенций в рамках каждого вида профессиональной деятельности. Один
вид профессиональной деятельности равен одному профессиональному
модулю. Состав профессионального модуля: междисциплинарный курс
2

(МДК) (один или несколько в зависимости от количества ПК), учебная и/или
производственная практика, соответствующая ВПД.
3.1.3. Учебная дисциплина (УД) - часть ОПОП, имеющая определенную
логическую завершенность по отношению к результатам образования,
заданным ФГОС, и предназначенная для освоения умений, знаний, элементов
профессиональных и общих компетенций, представляющая совокупность
взаимосвязанных разделов информации, раскрывающих общие и
специфические свойства объекта (предмета) изучения, особенности его
строения и функционирования, методы и способы его исследования,
преобразования, создания или применения.
3.1.4. Фонд оценочных средств (далее ФОС) - комплект методических,
контрольно-оценочных средств и контрольных измерительных материалов,
предназначенных для оценивания процесса и результатов учебной
деятельности
студентов:
знаний,
умений,
практического
опыта,
профессиональных и общих компетенций (их элементов) на разных стадиях
обучения.
3.1.5. Контрольно-оценочные средства (далее КОС) - совокупность
оценочных материалов, предназначенных для оценивания достижения
студентом установленных результатов обучения по профессиональному
модулю.
3.1.6. Контрольно-измерительные материалы (далее КИМ) - совокупность
оценочных материалов, предназначенных для измерения уровня достижения
студентом установленных результатов по учебной дисциплине или элементам
профессионального модуля (учебная/производственная практика, МДК)
3.1.7. Учебно-методический комплекс (УМК) - система нормативной и
учебно-методической документации, средств обучения и контроля,
необходимых и достаточных для качественной организации реализации
основных образовательных программ, согласно учебному плану.
3.1.8. Компетенция - способность применять знания, умения и практический
опыт для успешной трудовой деятельности.
3.1.9. Общая компетенция (ОК) - способность успешно действовать на основе
практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих
видов профессиональной деятельности.
3.1.10. Профессиональная компетенция (ПК) — способность успешно
действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении
задания, решении задачи профессиональной деятельности.
3.1.11. Основная профессиональная образовательная программа (далее
ОПОП) - система документов, разработанная и утвержденная директором
колледжа с учетом требований регионального рынка труда на основе
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
специальности/профессии среднего профессионального образования (ФГОС
СПО), регламентирующая цель, ожидаемые результаты, содержание, условия
и технологии организации образовательного процесса, оценку качества
подготовки выпускника по данной специальности и включает в себя учебный
з

план, рабочие программы дисциплин, профессиональных модулей,
производственной (преддипломной) практики, программ воспитания по
специальности/профессии
и
другие
методические
материалы,
обеспечивающие качественную подготовку студентов.
3.1.12. Текущий контроль -это вид контроля, с помощью которого
определяется степень качества усвоения изученного учебного материала
теоретического и практического характера в ходе обучения.
3.1.13 Промежуточная аттестация - это установление уровня достижения
результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплины (модулей),
предусмотренных программой подготовки специалистов среднего звена
(далее - ППССЗ) и программой подготовки квалифицированных рабочих и
служащих (далее - ГТПКРС)
3.1.14 Учебные действия - конкретные способы преобразования учебного
материала в процессе выполнения учебных заданий, действия, с помощью
которых обучающиеся решают учебные задачи: постановка проблемы, общие
или конкретные способы разрешения проблемы, контроль, оценка, коррекция
4. Общие положения

4.1. ФОС входят в состав ОПОП каждой из специальностей и профессии СПО,
реализуемых в Техникуме.
4.2. В состав ФОС входят комплекты КОС и КИМ, предназначенные для
проведения текущего контроля успеваемости студентов и промежуточной
аттестации.
4.3. Цель формирования ФОС - обеспечение качества подготовки
специалистов в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
4.4. Задачи ФОС\
- контроль и управление процессом освоения учебных действий (по
общеобразовательным дисциплинам), приобретения необходимых знаний,
умений, практического опыта и уровня сформированности компетенций,
определенных в ФГОС по соответствующей специальности/профессии;
- контроль и управление достижением целей реализации ОПОП,
определенных в виде набора общих и профессиональных компетенций
выпускников;
- оценка достижений студентов в процессе изучения учебной дисциплины,
профессионального модуля, всех видов практик, промежуточной аттестации,
с выделением положительных/отрицательных результатов и планирование
предупреждающих/корректирующих мероприятий;
- обеспечение соответствия результатов обучения задачам будущей
профессиональной деятельности через совершенствование традиционных и
внедрение инновационных методов обучения в образовательный процесс.
4.5. Требования, предъявляемые к ФОС:
- интегративность;
- проблемно-деятельностный характер;
4

- актуализация в заданиях содержания профессиональной деятельности;
- связь критериев с планируемыми результатами;
- экспертиза в профессиональном сообществе (социальные партнеры).
4.6. Ответственным за формирование ФОС для оценивания освоения ОПОП
является председатели ПТУК общеобразовательных и общепрофессиональных
дисциплин.
4.7. Контроль за наличием, содержанием и своевременной актуализацией ФОС
осуществляют заместитель директора по учебно-методической работе.

5. Формирование, утверждение, содержание, хранение и актуализация
КОС/КИМ

5.1. Разработка фондов оценочных средств по преподаваемым УД, ПМ, а
также практикам, промежуточной аттестации является должностной
обязанностью каждого преподавателя.
5.2. Фонды оценочных средств разрабатываются/актуализируются и
утверждаются по мере необходимости внесения изменений, в соответствии с
изменениями требований.
5.3. За проведение промежуточной аттестации/итоговой аттестации во всех
формах без утвержденных фондов оценочных средств преподаватель
привлекается к дисциплинарной ответственности в установленном порядке.
5.4. При утверждении экзаменационных билетов преподаватель в
обязательном порядке предоставляет утвержденный ФОС.
5.5. Ответственным за своевременность разработки, качество, правильность
составления и оформления КОС/КИМ является (-ются) преподаватель (-ли),
реализующий (-е) программу ПМ/УД в целом, или отдельные его структурные
части (МДК, учебную или производственную практику), назначенный (-е)
приказом директора из числа преподавательского состава Техникума.
5.6. Комплект КОС/КИМ разрабатывается по каждому профессиональному
модулю, учебной дисциплине."'' ‘ч;' '• *
5.7. КОС/КИМ формируются на ключевых принципах оценивания:
- валидности (объекты оценки должны соответствовать поставленным целям
обучения);
- надежности (использование единообразных стандартов и критериев для
оценивания достижений);
- справедливости (обучающиеся разного уровня подготовленности должны
иметь равные возможности добиться успеха);
- своевременности (поддержание развивающей обратной связи);
- эффективности (соответствие результатов деятельности поставленным
задачам).
5.8. Все комплекты КОС/КИМ формируются и утверждаются 1 июня года
набора на образовательную программу.
5

5.9. Комплект КОС/КИМ по ПМ/УД рассматривается на заседании
предметной (цикловой) комиссии, согласуется с методистом.
5.10. Комплект КОС/КИМ по ПМ/УД утверждается заместителем директора
по учебно-методической работе Техникума.
5.11. Комплект КОС/КИМ по производственной (преддипломной) практике и
учебной практике рассматривается на заседании предметной цикловой
комиссии,
утверждается
заместителем
директора
по
учебно­
производственной работе.
5.12. Решение об изменении, аннулировании, включении новых ФОС
принимается на заседании предметной (цикловой)' комиссии, оформляется
протоколом заседания предметной (цикловой) комиссии.
5.13. Создаваемые в рамках ФОМ комплекты контрольно-оценочных средств
по профессиональному модулю, производственной (преддипломной)
практике согласуются с представителями профессионального сообщества
(работников и (или) специалистов по профилю получаемого образования,
руководителей организаций отрасли, профессиональных экспертов и др.).
Комплекты контрольно-измерительных материалов по учебным дисциплинам,
МДК не проходят экспертизу работодателей.
5.14. Председатель ПЦК утверждённые в установленном порядке комплекты
КОС/КИМ по всем элементам ОПОП предоставляет в формате Word в
методическую службу и в формате PDF (с возможностью копирования
информации) для размещения на официальном сайте Техникума.
5.15. При формировании комплекта КОС/КИМ должно быть обеспечено его
соответствие:
ФГОС СПО по соответствующему направлению подготовки
специальности/профессии;
ОПОП
и
учебному
плану
направления
подготовки
специальности/профессии;
- рабочим программам профессионального модуля/учебной дисциплины.
5.16. Содержание заданий, входящих в КОС, должно предусматривать
возможность оценивания одного, нескольких или всех нижеперечисленных
показателей:
- продукта практической деятельности;
- процесса практической деятельности;
- качественных характеристик продукта и процесса деятельности.
5.17 Для проведения текущего контроля, всех форм промежуточной
аттестации формируется пакет преподавателя (экзаменатора) с целью
установления соответствия между объектом оценивания и критериями
оценивания.
5.18. Пакет преподавателя (экзаменатора) по результатам проведения
текущего контроля, экзамена, дифференцированного зачета, зачета, экзамена
квалификационного, дифференцированного зачета по практике хранится у
преподавателя в течение срока обучения студента.
6

6. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

6.1 Оценочные средства, сопровождающие реализацию каждой основной
образовательной программы по профессии/специальности, должны быть
разработаны
для
проверки
качества
формирования
общих
и
профессиональных компетенций.
6.2 Различают следующие структурные элементы ФОС:
—КОС для проведения промежуточной аттестации по УД/МДК;
—КОС для проведения промежуточной аттестации по ПМ (экзамена
квалификационного).
ФОС формируется из комплектов контрольно-оценочных средств (далее комплекты КОС), созданных в соответствии с программами УД и ПМ
обязательной и вариативной частей ОПОП ППССЗ и ППКРС в соответствии
с учебным планом.
6.3. ФОС включает:
—титульный лист;
—лист согласования;
—содержание;
—паспорт;
—результаты освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля),
практики, подлежащие проверке;
—фонд оценочных средств.
6.4.Титульный лист ФОС оформляется в соответствии с образцами,
приведенными в Приложении 1,2, 3.
6.5 Паспорт ФОС включает:
—предназначение КОС;
— требования к результатам освоения учебной дисциплины в соответствии с
ФГОС СПО;
— практический опыт;
— формирования общих и профессиональных компетенций/знаний и умений.
Задание для экзаменующегося:
— реквизиты рассмотрения и утверждения;
— номер билета;
— инструкция по выполнению задания;
— время выполнения задания;
— задание 1 и задание 2;
— подпись преподавателя.
Пакет экзаменатора:
— условия выполнения заданий (количество вариантов экзаменационных
билетов;
время выполнения заданий; оборудование: (наглядные пособия, технические
средства обучения, литература для обучающегося и т.д.).);
— эталон ответа (номер билета, ответ на задание 1 и ответ на задание 2);
7

- критерии оценки: оценка процесса выполнения задания (обращение
студента к информационным источникам, оптимальное использование
найденной информации; рациональное распределение времени на выполнение
задания) и оценка подготовленного задания.
6.6 Стандартизированные задания текстовой формы для проведения
промежуточной аттестации оформляются с учетом следующих требований:
- текстовый процессор MS Word, формат файла, docx (допускается текст в
форматах PDF и RTF);
- текст файла с набором заданий по теме, в котором различается текст задания,
эталон ответа;
- в комплекте тестовых заданий желательно использовать все формы заданий,
а именно:
- выбор одного варианта ответа из предложенного множества;
- выбор нескольких верных вариантов ответа из предложенного
множества;
- задания на установление соответствия;
- задание на установление правильной последовательности;
- задание на заполнение пропущенного ключевого слова (открытая форма
задания), графическая форма задания;
- на каждую проверяемую дидактическую единицу по дисциплине должно
быть не менее одного тестового задания;
- в комплект входит эталоны ответа;
- критерии оценки.
6.7 Комплект других оценочных материалов (типовых заданий,
нестандартных заданий, наборы проблемных ситуаций, соответствующих
будущей профессиональной деятельности, практические задания и т.п.)
должен быть структурирован в соответствии с содержанием рабочей
программы учебного предмета, курса, дисциплины (профессионального
модуля).
6.8.В паспорт вносятся показатели оценки результата по каждому из объектов
и результатов оценивания и соответствующие им критерии. Показатель
представляет собой формализованное описание оцениваемых основных
(ключевых) параметров процесса (алгоритма) или результата деятельности.
Критерий - признак, на основании которого проводится оценка по
показателю.
Формулировка показателей и критериев осуществляется с учетом правил:
- диагностируемости;
- малых чисел;
- преимущественного использования форм отглагольных существительных
(выполнение, выбор, организация, расчет...).
6.9. Макеты КОС по учебной дисциплине общеобразовательного цикла и
учебной дисциплине общепрофессионального цикла, профессиональному
модулю представлены в Приложениях 1, 2, 3.
8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».