Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» УТВЕР/КДАЮ: £7 ДиректЬр ГА110^ ШШц ill «Камышловский туманитарнотех 11о. ю I ийес кижгсх! iикум» „. _>ЕСЕ. Бочкарева 05.07.2022 г. - у : РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02 «ИНФОРМАТИКА» для специальности СПО 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» Форма обучения - очная Срок обучения 2 года 10 месяцев на базе основного общего образования Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический 2022г. Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государ ственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образова ния 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» (Приказ МОН РФ от 12.05.2014 г. N 508 «Об утверждении ФГОС СПО по специальности 40.02.01 Право и организация социаль ного обеспечения»). Разработчик: Чуркина Анна Тимофеевна - преподаватель высшей квалификационной ка тегории ГАПОУ СО «КГТТ» Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников профессиональных дисциплин/ГАПОУ СО «КГТТ» Председатель /Ц М / _____ Е.В. Чудинова 7WT? согласовано/ Заме££й&ель директора по УПР .Н.А. Польдяева СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УМР / Т.А. Мадыгина СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспорт программы учебной дисциплины............................................................................ 4 2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины............................................... 6 3. Условия реализации программы учебной дисциплины...................................................... И 4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины....................................... 12 5. Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу 14 1 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образователь ной программы в соответствии с Федеральный государственный образовательный стандартом среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация со циального обеспечения (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. N 508) 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной про граммы: дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл. 1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины: В результате изучения дисциплины студент должен: уметь: - У 1 -использовать базовые системные программные продукты; - У2- использовать прикладное программное обеспечение общего назначения для обработки текстовой, графической, числовой информации; знать: - 31- основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и струк туру персональных электронно-вычислительных машин (далее - ЭВМ) и вычислительных систем; - 32- базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ для обра ботки текстовой, графической, числовой и табличной информации 1.4. Результатом освоения дисциплины является определенный этап сформированное™ следующих профессиональных и общих компетенций: OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, прояв лять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выпол нения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуа циях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенство вания профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение эффективно об щаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контро лировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения зада ний. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда. OK 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения. ПК 1.5. Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат ПК 2.1. Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и дру гих социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии. 1.5 Результатом освоения дисциплины является достижение обучающимися следую щих личностных результатов: JIP 2 - Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирую щ ий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономи чески активный и участвующий в студенческом и территориальном само управлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимо действующий и участвующий в деятельности общественных организаций. - JIP 7 - Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности - JIP 10 - Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой без опасности, в том числе цифровой - JTP 15 - Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятель ности как к возможности личного участия в решении общественных, госу дарственных, общенациональных проблем 1.6. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: в максимальной учебной нагрузки обучающегося - 90 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 60 часов; самостоятельной работы обучающегося - 30 часов. 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: практические занятия Самостоятельная работа обучающегося (всего) Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 90 60 50 30 2.2. Тематический плаи и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся Формируе мые ОК,ПК,ЛР O K I-7 ЛР 10 12 Раздел 1. Автоматизированная обработка информации: основные понятия и технология Содержание учебного материала Роль и значение вычислительной техники в информационном обеспечении и Тема 1.1. профессиональной деятельности. Области применения персональных компью Информация, свойства теров. Предмет и задачи информатики. Понятие информации. Носители ин информации, опера 1 формации. Виды информации. Кодирование информации. Измерение инфор цией с информацией мации. Информационные процессы. Информатизация общества, развитие вы числительной техники Содержание учебного материала Тема 1.2. Виды структур: линейная, табличная, иерархическая. Их основные характери 1 Структуры данных, стики, преимущества и недостатки структуры команд 2 Характеристики, преимущества и недостатки структур данных, структуру команд Содержание учебного материала Тема 1.3. Понятие файла. Файловая структура. Имена файлов. Типы файлов. Каталоги фай Файлы и файловая 1 лов. Понятие о полном имени файла структура Содержание учебного материала Тема 1.4 Классификация компьютеров по назначению. Классификация по уровню специа Классификация 1 лизации, классификация по типоразмерам, классификация по совместимости, по компьютеров типу используемого процессора. Самостоятельная работа обучающихся Подготовить сообщение по указанной теме Раздел 2. Общий состав и структура ПЭВМ и вычислительных систем. Программное обеспечение вычислительной техники. Тема 2.1. Содержание учебного материала Базовая конфигурация 1 Системный блок. Монитор. Клавиатура. Мышь аппаратных средств 2 Характеристика основных элементов ПК ПК Содержание учебного материала Тема 2.2. Блок питания. Материнская плата. Жесткий диск. Дисковод гибких дисков. CDВнутренние устройства 1 ROM. Видео карта (видеоадаптер). Звуковая карта системного блока Уровень освоения Объем часов •j- 1 1 1 1 1 1 1 1 3 3 20 ' ОК1-7 JIP 2, 10 , 1 1 1 1 7 2 Основные характеристики и показатели внутренних устройств компьютера Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщений Тема 2.3. Материнская плата, процессор, шины Содержание учебного материала Тема 2.4. Программное обеспе чение персонального компьютера Тема 2.5. Основные операционные системы, функции опе рационных систем Тема 2.6. Классификация программного обеспечения Содержание учебного материала 1 1 Материнская плата. Оперативная память. Процессор, его характеристики. Шины. ПЗУ и система BIOS Прикладные программы. Служебные программы. Операционные систем. Драй веры устройств 3 3 1 1 1 1 0,5 1 0,5 1 Содержание учебного материала 1 Типы операционных систем их назначение, состав, загрузка. Программы - обо лочки. Содержание учебного материала 1 Категории программного обеспечения. Основные виды прикладных программ. Основные виды служебных программ. 1 Содержание учебного материала Тема 2.7. Операционная система Windows Практические занятия - назначение элементов окна; - правила работы с меню и запросами; 1 - способы переключения между программами; - организацию и способы обмена данными между программами - работать с дисками, каталогами и файлами Раздел 3. Организация размещения, обработки, поиска, хранения и передачи информации. Защита информации от несанкционированного доступа. Антивирусные средства защиты информации 2 4 2 : ••• . OKI-7 JIP 10 • .• •- . : Содержание учебного материала Тема 3.1. 1 Защита информации от несанкционированного доступа. Необходимость защиты. Защита информации в сетях. Архивирование информации как средство защиты. Защита информации от компьютерных вирусов. Компьютерные вирусы: методы распространения, профилактика заражения. Антивирусные программы. 1 1 8 Организация размещения, обра ботки, поиска, хране ния и передачи инфор мации. Защита информации. 60 Раздел 4. Прикладные программные средства • '-.У-!-/-'-:-: ". ;■ . . V -; ■ • • : v•-...... г-:; ■■■■‘ -.>л ;Ж :> • —. .' •. -v■ . ■ ■■ ■ :-.vi O K I-7 ЛР 2,7,10,15 ПК1.54.2. 1 -т.. -ггг: : .. ... • Практические занятия Возможности графического редактора. Графические файлы и их типы. Меню гра Тема 4.1. фического редактора. Виды графики. Инструменты для создания и редактирова 1 Графические ния изображения. Преобразование изображений. Работа с фрагментами рисунка. редакторы Работа с цветом. 2 Создание рисунка, его преобразование, сохранение в файле Самостоятельная работа обучающихся Построение графического изображение по заданному образцу Практические занятия Основные функции и возможности калькулятора. Вид: обычный и инженерный. Тема 4.2. 1 Простейшие и сложные вычисления в калькуляторе Калькулятор 2 Работа в разных системах счисления. Статистика в программе калькулятор. Самостоятельная работ а обучающихся Решение задач Практические занятия Возможности текстового процессора. Основные элементы экрана. Создание, от крытие и сохранение документов. Редактирование документов; копирование и пе 1 ремещение фрагментов в пределах одного документа и в другой документ и их Тема 4.3. удаление. Текстовые редакторы Выделение фрагментов текста. Ш рифтовое оформление текста. Виды форматов абзацев. Форматирование символов и абзацев, установка межстрочных интерва 2 лов с помощью меню, панели инструментов и быстрых клавиш. Обрамление абза цев. 2 2 4 3 2 2 4 12 2 9 Вставка в документ рисунков, диаграмм и таблиц, созданных в других режимах или другими программами. Редактирование, копирование и перемещение встав ленных объектов. Связанные и внедренные объекты Подготовка документа к печати. Колонтитулы. Предварительный просмотр. 4 Установка параметров печати. Вывод документа на печать Самостоятельная работа обучающихся Выполнение заданий в текстовом редакторе Практические занятия Электронные таблицы: основные понятия и способы организации. Структура 1 электронных таблиц. Тема 4.4. Основные правила ввода данных и выполнения вычислений в таблице. Расшире Электронные таблицы 2 ние возможностей вычислений с помощью встроенных функций Построение графиков. Создание сводных таблиц. Объединение табличных и тек 3 стовых документов. Составление табличного документа и графика любого вида. Самостоятельная работа обучающихся Решение задач в табличном процессоре Практические занятия Создание формы и заполнение базы данных;. Тема 4.5. Сортировка записей. Организация запроса в базе данных. Системы управления 1 Создание отчета по информации базы данных. Копирование в другой документ и базами данных распечатка отчета. Подготовка сообщений по теме применение баз данных в своей профессиональной деятельности Практические занятия Тема 4.6. 1 Работа с типовой справочной правовой системой (“Гарант”) Информационно-поис ковые системы Подготовка к семинару: справочно-правовые системы, особенности и перспективы их развития, достоинства и недостатки 3 Дифференцированный зачет 4 3 8 2 4 3 10 2 4 3 10 2 4 3 2 Всего: O K I,2,34 5П К2.1 ЛР10 90 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 10 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Информатики и информационных технологии». Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; комплект учебно-методических материалов Технические средства обучения: персональные компьютеры с программным Windows, интегрированный пакет MS OFFICE обеспечением операционная система 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы 1. 2. 3. 4. 5. Михеева, Е.В. Информатика: учебник для СПО - М: Академия ,2017 Михеева, Е.В. Информатика: учебник для СПО. - М.: Академия, 2018 Хлебников, А.А. Информатика: учебник для СПО. - Ростов н/Д.: Феникс, 2017 Колмыкова, Е.А. Информатика: уч. пособие для СПО. - М.: Академия, 2017 Виноградов, Ю.Н. Математика и информатика: учебник для студентов СПО. - М.: Академия, 2018 6. Михеева, Е.В. Практикум по информатике: уч. пособие для СПО. - М.: Академия, 2017 7. Ляхович, В.Ф. Основы информатики: учебное пособие для студентов СПО. - Ростов н /Д : Феникс, 2018 Интернет-ресурсы 1. www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — ФЦИОР). 2. www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов). 3. www.intuit.ru/studies/courses (Открытые интернет-курсы «Интуит» по курсу «Информа тика»). 4. www.lms.iite.unesco.org (Открытые электронные курсы «ПИТО ЮНЕСКО» по информаци онным технологиям). 5. http://ru.iite.unesco.org/publications (Открытая электронная библиотека «ИИТО ЮНЕСКО» по ИКТ в образовании). 6. www.megabook.ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука / Математика.Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»). 7. www.ict.edu.ru (портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»). 8. www.digital-edu.ru (Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового образова ния»). 9. www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Федера ции). 10. www.freeschool.altlinux.ru (портал Свободного программного обеспечения). 11. www.heap.altlinux.org/issues/textbooks (учебники и пособия по Linux). 12.www.books.altlinux.ru/altlibrarv/openoffice (электронная книга «OpenOffIce.org: Теория и практика 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе про ведения практических занятий и лабораторных работ, а также выполнения обучающимися индивидуаль ных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы кон троля и оценки результатов обучения -У 1-Вводить и обрабатывать информацию, различать структуры данных, правильно задавать имена файлов -У2- использовать инструменты для создания и редактирования изобра жений, преобразовывать нарисованные объекты - УЗ- переводить числа из одной системы счисления в другую, произво дить простейшие математические и статистические вычисления - У4- Ввод, корректировка и оформление текстовых документов. Составление текстового документа любого вида. - У5- Ввод, корректировка и оформление табличных документов. Вы полнение необходимых расчетов. Построение графиков. Создание свод ных таблиц. Объединение табличных и текстовых документов У6- сортировать записи по одному и нескольким полям, выполнять по иск информации, создавать формы У7- выполнять поиск необходимой информации в типовой справочной системе. Выполнение индивиду альных заданий отчет о выполнении прак тической работы -31- Роль и значение ВТ в информационном обеспечении и профессио нальной деятельности. Области применения ПК. Предмет и задачи ин форматики - 32- Единицы измерения информации, принципы ввода и обработки ин формации, структуры команд, характеристики и преимущества структур данных, правила задания имен файлов, папок, шаблоны -33- Современный тип носителей информации, способы защиты инфор мации, способы профилактики компьютерных вирусов и борьбы с ними. 34- Назначение графического редактора, его команды и возможности. 35- Основные функции калькулятора 36- Представления о текстовых редакторах, текстовых процессорах и из дательских системах. Основные функциональные возможности процес сора Word Выполнение индивиду альных заданий отчет о выполнении прак тической работы -37- назначение элементов окна, понятие и определение ячеек, пра вила создания и заполнения таблиц, порядок применения формул и стан дартных функций, графические возможности электронной таблицы. -38- способы сортировки записей, методику выполнения запросов, пра вила применения формул запроса - 39- назначение и основные принципы построения справочных систем, правила и порядок их использования OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, опреде лять методы и способы выполнения профессиональных за дач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать ре шения в нестандартных ситуациях. Выполнение индивиду альных заданий отчет о выполнении прак тической работы - OK 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной дея тельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение эффективно общаться с коллегами, руковод ством, потребителями. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчинен ных, организовывать и контролировать их работу с приня тием на себя ответственности за результат выполнения за даний. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессиональ ного и личностного развития, заниматься самообразова нием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требо вания охраны труда. ПК 2.1. Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии. ПК 2.2. Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите и осуществлять их учет, используя информационно-компь ютерные технологии Выполнение индивиду альных заданий отчет о выполнении прак тической работы - ЛР 2 - Проявляющий активную гражданскую пози цию, демонстрирующий приверженность принци пам честности, порядочности, открытости, эконо мически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимо действующий и участвующий в деятельности обще ственных организаций. Выполнение индивиду - J1P 7 - Осознающий приоритетную ценность лич альных заданий ности человека; уважающий собственную и чужую отчет о выполнении прак тической уникальность в различных ситуациях, во всех фор работы мах и видах деятельности - ЛР 10 - Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой - JIP 15 - Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности как к возможности личного участия в решении общественных, госу дарственных, общенациональных проблем 5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ* № п/п № пункта рабочей программы Дата внесения изменений и дополне ний До внесения из менений и дополнений После изменений и дополнений Дата и № прото кола рассмотрения цикловой комис сией Дата и № про токола рас смотрения ме тодическим советом/ педа гогическим со ветом *лист изменений и дополнений, внесённых в рабочую программу, располагается на отдельном ли сте (с новой страницы)