ОПД.14 Введение в профессиональную деятельность, 2022

М инистерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.14 «ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
для специальности СПО
38.02.05. «Товароведение и экспертиза качества
потребительских товаров»
Форма обучения - очная
Срок обучения 2 года 10 месяцев
Уровень освоения: базовый
Профиль получаемого профессионального
образования: естественнонаучный

Камышлов,2022

Рабочая программа дисциплины естественнонаучного цикла разработана на основе
Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного)
общего образования для специальности среднего профессионального образования 38.02.05.
«Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» (приказ М инистерства
образования и науки Российской Ф едерации № 835 от 28.07.14 г.)

Разработчик: П лотникова Татьяна А лександровна - преподаватель высш ей квалификационной
категории ГАПОУ СО «КГТТ».
Рассмотрена на заседай
профессиональных ди^ци
Председатель

W

предметной (цикловой) комиссии педагогических работников
^А П О У СО «КГТТ»
Е.В. Чудинова

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УПР
Н.А. П ольдяева
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
Т.А. М адыгина

7

СОДЕРЖ АНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБО ЧЕЙ П РО ГРА М М Ы УЧЕБНОЙ ДИ СЦ ИП ЛИ Н Ы

4

2. СТРУКТУРА И СО ДЕРЖ А Н ИЕ УЧЕБНОЙ ДИ СЦ ИП ЛИ Н Ы

6

3. УСЛОВИЯ РЕА ЛИ ЗА ЦИ И РАБОЧЕЙ ПРОГРАМ М Ы У ЧЕБН ОЙ ДИ СЦИПЛИНЫ

14

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ У ЧЕБН ОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

16

5. ЛИСТ И ЗМ ЕН ЕНИ Й И ДОПОЛНЕНИ Й , ВНЕСЕННЫ Х В РАБОЧУЮ
ПРОГРАМ М У

1. П А С П О Р Т П Р О Г Р А М М Ы У Ч Е Б Н О Й Д И С Ц И П Л И Н Ы
1.1. Область прим енения програм м ы
П рограмма учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной програм м ы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.05.
«Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров».
1.2. М есто дисциплины в структуре основной проф ессиональной образовательной
программы: програм м а учебной дисциплины входит в цикл естественнонаучных
дисциплин.
1.3. Учебный курс дисциплины «Введение в профессиональную деятельность» направлен
на решение следую щ их задач в учебно-воспитательном процессе:
психологическая помощ ь вновь

поступившим студентам

в правильности выбора

профессии в адаптационный период;
развитие

познавательной

сферы,

которая

вклю чает

в

себя

активную

учебную

деятельность, воспитание творческой активности;
развитие когнитивной сферы, которая включает в себя знания о труде и профессии, знания
о качествах личности, необходимых для профессии и наличие этих качеств у себя;
развитие профессиональной и мотивационной сферы, которая вклю чает в себя трудовые
и профессиональные интересы, готовность личности к трудовой деятельность;
развитие коммуникативной сферы, которая вклю чает в себя деловое общение, готовность
личности к самоуправлению , самоорганизации и самосоверш енствованию , профессиональную
компетентность.
Процесс изучения данной дисциплины предусматривает:
ознакомление студентов со своей будущей специальностью , квалификационной
характеристикой будущего специалиста, с основами профессиональных технологий, сферами
деятельности, определение психологических качеств, присущ их лю дям данной профессии;
- ознакомление с системой подготовки товароведа-эксперта в техникуме;
- ознакомление с библиотечно-библиографическим фондом ОУ, необходимого студенту
для профессиональной подготовки и будущей карьеры;
- ознакомление студентов с основами самоуправления и самоорганизации в техникуме;
- ознакомление студентов с учебным процессом, сроками, видами и формами аттестации,
способами активизации процесса обучения, работы с учебной литературой, с конспектом лекций,
самообразования студента и другое.
1.4. Требования к уровню усвоения дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
- сущность и социальную значимость своей будущей специальности;
- оценки социальной значимости своей будущей профессии;
- типичные и особенные требования работодателя к работнику (в соответствии с будущей
специальностью);
- права и обязанности, обучаю щихся техникума;
- этические нормы взаимоотнош ений в учебном заведении;
- основные положения стандарта специальности;
- основы самостоятельной познавательной деятельности студента;
- формы аттестации;
-алгоритм исследовательской деятельности;
- функции товароведа-эксперта, квалификационную характеристику выпускника сферы и
виды деятельности специалиста;
- профессиональные термины и определения;

-виды и типы проблем, сущ ествую щ их в различных сферах жизнедеятельности человека;
-источники информации и их особенности;
-обобщённый алгоритм реш ения проблемы;
-способы представления результатов реш ения проблемы;
-значение понятия информация;
-общую логику разреш ения любой проблемы;
-выбор необходимых источников информации при реш ении проблемы;
-выбор

оптимальных

способов

презентации

результатов

реш ения

проблемы.

Обучающийся должен уметь:
-сравнивать;
-классифицировать;
-обобщать;
-анализировать;
-выстраивать доказательства;
-подбирать аргументы;
-работать с различны ми документами;
-организовывать наблю дение с целью сбора информации;
-проводить анализ возможных источников ошибок.
- изучать самостоятельно учебный материал и дополнительную литературу;
- строить правильные деловые взаимоотнош ения с преподавателями и студентами.
Результатом
освоения
общ епрофессиональной дисциплины
является
овладение
обучающимися общ ими (ОК) компетенциями:
- OK 1. Понимать сущ ность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес.
- ОК 2. О рганизовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- ОК 3. Принимать реш ения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
- ОК 4. Осущ ествлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с
использованием информационно-коммуникационных технологий.
- ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями.
- ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат
выполнения заданий.
- ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повыш ение квалификации. I
- ОК 9. О риентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
1.5. Результатом освоения дисциплины является достижение обучаю щ имися следующих
личностных результатов:
Код
Н аименование личностного результата
JIP2. Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирую щ ий приверженность
принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в
студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества,
продуктивно взаимодействую щ ий и участвую щ ий в деятельности общ ественных организаций.

JIP4. Проявляющий и демонстрирую щ ий уважение к лю дям труда, осознающий ценность
собственного труда. Стремящ ийся к формированию в сетевой среде личностно и
профессионального конструктивного «цифрового следа».
JIP5. Демонстрирую щ ий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе
любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей
многонационального народа России.
JIP7. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважаю щ ий собственную и
чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности
JIP10. Заботящийся о защ ите окружаю щ ей среды, собственной и чужой безопасности, в том
числе цифровой.
JIP13. Соблюдающий в своей профессиональной деятельности этические принципы: честности,
независимости, профессионального скептицизма, противодействия коррупции и экстремизму,
обладающий системным мыш лением и умением принимать реш ение в условиях риска и
неопределенности
1.6. Реком ендуем ое количество часов на освоение програм м ы дисциплины :
0 м аксим альной учебной нагрузки обучаю щ егося - 81 час, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучаю щ егося - 54 часа;
- сам остоятельной работы обучаю щ егося - 27 часов.

2. С ТРУ К Т У РА И С О ДЕРЖ А Н И Е У Ч ЕБН О Й Д И С Ц И П Л И Н Ы
2.1. О бъем учебной дисциплины и виды учебной работы
В ид учебной работы

Объем часов

М аксимальная учебная нагрузка (всего)

81

О бязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

54

в том числе:
практ ические занят ия
С амостоятельная работа обучаю щ егося (всего)
Промеж уточная аттестация в форме дифференцированного зачёта

30
27

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
С одерж ание учебного м атериала, лабораторн ы е и практические
работы ,
сам остоятельная работа обучаю щ ихся, к урсовая работа

Н аименование
разделов и тем

С одерж ание учебного м атериала
Цель
и
задачи
дисциплины .
1
проф ессии/специальности
Самост оят ельная работ а обучаю щ ихся
Подготовить сообщ ение ««П очему я выбрал профессию - товаровед?»

2
П роблем а

вы бора

С одерж ание учебного м атериала

Тема 2.2.
Сущность и
содержание
профессиональной
деятельности
товароведа-эксперта

Значение исследований учёны х Катона С тарш его, Плинея, М.
Себициуса, М. Киттары.
Роль товароведения в развитии
человеческого
общ ества:
2 обеспечения безопасности для ж изни и здоровья населения, охраны
окруж аю щ ей среды, экономии всех видов ресурсов.
С одерж ание учебного м атериала
П редмет товароведения, этапы становления. Л ичны е качества
1
будущ его специалиста.
Сфера и виды деятельности товароведа. Ф ормируемые общ ие и
2
профессиональные компетенции.
1

Практическая работа
1
2

Личные и профессиональные требования к работнику. Карьера,
(встреча со специалистами торговых организаций/ предприятий
разных ОПФ)
Составление, используя различные источники, функциональных
обязанностей в соответствии с выбранной специальностью
Раздел 3. Основы товароведения

Тема 3.1.

Ф орм ируем ы е
ОК, ЛР

OKI

Со держ ание учеинсно MdicpiidJid
1 Азбука товароведа: основные термины, понятия и определения

ЛР4

1

2

3

2
8

Раздел 2. П отребительский ры нок России

Тема 2.1.
История развития
товароведения

У ровень
освоения

4

Раздел 1. Будущ ая профессия- товаровед
Тема 1.1.
Введение

О бъем
часов

; -л”-. -7

’

O K I,2,3,7
Л Р 4,5,10

2
1
1
1
6
1
1
4
2

2

2
14
1

1

U K z ,3 54 , о 5У

‘

Теоретические
аспекты курса

2

Рынок капитала, товаров и труда. Продукция и услуга.

С одерж ание учебного м атериала
Задачи товароведения. О сновные и потребительские свойства
1
товаров
Понятие и методология качества, классиф икации и фальсиф икации
2
товара
П
рактическое
занятие
Тема 3.2.
Д остоинства и недостатки м етодов определения показателей
Потребительская
1
качества (упражнение)
стоимость товара и
показатели качества
С оставление перечня вопросов к анкетированию для выявления
2
покупательских предпочтений. П равила составления анкет.
О рганолептическая оценка качества натурального образца класса
3
продовольственны х товаров
Бальная
оценка
качества
натурального
образца
класса
4
непродовольственных товаров
Самост оят ельная работ а обучаю щ ихся
Подготовить сообщ ение «П рактические проблемы товароведения и пути их реш ения»

10

Раздел 4. Общ есистемны е особенности торгового дела

24

С одерж ание учебного м атериала
1
Тема 4.1.
Товарная экспертиза

Э кономическая сущ ность экспертизы , её виды

Практическая работа
1

Значение подготовки товароведов для экономики страны (семинар)

С одерж ание учебного м атериала
Тема 4.2.
Сертификация
товаров и услуг

Тема 4.3.
Упаковка и хранение

1

Роль стандартизации и сертиф икации в сф ере торговли

Практическая работа
Ознакомление
с
реквизитами
документов,
содержанием
1
(упражнение)
С одерж ание учебного м атериала
1 Цель хран ени я и основополагаю щ ие пр и н ц и п ы
2 Роль упаковки в торгово-технологическом процессе продаж и товаров
Практическая работа

ЛР 2,7,13

1

1
1
8
2
2
2
2
2
2

5
1

3

1

4
4

2

3
1

1

2
2
6
1
1
4

2

1
2

О К 1,3,5,6
Л Р 4,7,10,13

Экскурсия на торговые предприятия, с целью выявления недостатков
в упаковке товаров и их хранении
С одерж ание учебного м атериала
Основные признаки торговых предприятий, их функционирование.
1
Торговые услуги
3 Основы санитарии и гигиены в сфере торговли
4 Нормативная документация торговых предприятий
Роль м аркетинга в повы ш ении эф ф ек ти вн о сти деятельности
5
п редп риятия
П рактическое занятие
Экскурсия на торговые предприятия, с целью ознакомления с их
1
типизацией и специализацией
Ознакомление с перечнем документов, используемых в торговле, и
2
их назначением (упражнение)
1

Тема 4.4.
Предприятия торговли

2

П онятие учебного процесса, сроки, виды и формы аттестации.
Требования к результатам освоения основны х образовательны х
программ
Исследовательская

и

творческая

1
1
1

1

1
6
4

2

2

ОК 1,3,8,9
ЛР 4,7,10,13

6

С одерж ание учебного м атериала

Тема 5.1.
Структура и
содержание учебного
процесса

10

6

Раздел 5. Система подготовки товароведа-эксперта в ОУ

1

4

работа

как

формы

учебной

1
1
1

деятельности
3
4

Приемы подготовки к экзаменам, зачетам, контрольным работам
Учебная и производственная практика: значение в подготовке
будущего специалиста, цели и характеристика

1

с

документацией

1
2

П рактическое занятие
Ознакомление
(упражнение)

1

образовательного

учреждения

2

2

Дифференцированный зачет

2

Самост оят ельная работ а обучаю щ ихся
Подготовка индивидуального проекта по темам:
1. Упаковка - фактор сохранности и конкурентоспособности товара

23

3

2. Право на информацию и защ ита прав потребителей в России
3 .Анализ ф ункционирования и развития м агазинов-дискаунтеров в У Ф О (У ральском
федеральном округе)
4.Экология и безопасность потребительских товаров.
5.Импорт и политика импортозамещ ения в Свердловской области
6.
Правонаруш ения в сфере торговли и виды ответственности за них
7. Штриховое кодирование как вид товарной и торговой информации
8. О ргализация малого бизнеса в сфере торговли, проблем ы и перспективы
9. Товарные знаки как средства идентификации товаров.
10. Современные технологии в торговле.
11. Электронная торговля в России на рубеже XXI века.
12. М аркетинг и его влияние на продвилсение товара.
13. Торговые сети: особенности, преимущества, недостатки
14. Франчайзинг розничной торговли в условиях российского рынка
15. Брэндинг: основы, особенности, перспективы.
16. Возликновение крупных торговых компаний на рубелсе XIII - XIX вв.
17. М ерчандайзинг и его роль в организации торгового пространства магазина.
18. Реклама- двигатель торговли
19. Товарные марки как метод повышения эффективности продвижения товара
20.Пиктограмма и планограмма -валсные элементы интегрированных маркетинговых коммуникаций
21.
М икромир магазина как инструмент влияния на покупателя
22. Аромамаркетинг- современный инструмент для роста продаж.
23. Цветовое реш ение как фактор стимулирования продалс
Всего:
Цля характеристики уровня освоения учебного материала использую тся следую щ ие обозначения:
I - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
I - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3-продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, реш ение проблемных задач)

81

3. У С Л О В И Я РЕ А Л И ЗА Ц И И П РО ГРА М М Ы Д И С Ц И П Л И Н Ы
При реализации
рабочей
програм м ы
для
ф орм ирования представлений
обучаю щ ихся в образовательном процессе предусмотрено использование активных
форм проведения занятий (экскурсии, кейс-м етод реш ения ситуационны х заданий,
подготовка проектов и сообщ ений) в сочетании с внеаудиторной самостоятельной
работой.
3.1.
Требования к миним альном у м атериально-техническом у обеспечению
Реализация програм м ы дисциплины требует наличия учебного кабинета
О борудование учебного кабинета:
- посадочны е м еста по количеству студентов,
- рабочее м есто преподавателя.
Технические средства обучения:
- ноутбук
- телевизор.
3.2. И нф орм ационное обеспечение обучения

I

П еречень реком ендуем ы х учебны х изданий,
И нтернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература
1. А боимова Н.Э. Организация и технология розничной торговли: учебник для СПО. - М.:
ИЦ «Академия»,2015
2. И ванов Г.Г. О рганизация ком м ерческой деятельности: учебник для СПО /
Э лектронная библиотека. - М.: ИЦ «А кадемия»,2015
3. М усалов Н.П. У правление структурным подразделением организации в сфере торговли
и коммерции: учебник для СПО. - М.: ИЦ «Академия», 2015
4. Райкова Е.Ю . Теоретические основы товароведения: учебник для СПО. - М.: ИЦ
«Академия»,2015
Дополнит ельная литература
1.Белоусова С.Н. Маркетинг: учебное пособие для студентов СПО. - Ростов н/Д:
Феникс,2012

4. К О Н ТРО Л Ь И О Ц ЕН К А РЕЗУ Л ЬТА ТО В О С В О ЕН И Я ДИ СЦ И П Л И Н Ы
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осущ ествляется преподавателем
в процессе проведения практических занятий и тестирования, контрольны х работ, а
также вы полнения студентам и дом аш них заданий.
Результаты обучения (освоенны е умения,
усвоенны е знания, сформированные ОК, ЛР)

Ф ормы и методы контроля и оценки
результатов обучения

Уметь:
V I -сравнивать;
У2-классифицировать;
УЗ-обобщать;
У4-анализировать;
У 5-выстраивать доказательства;
Уб-подбирать аргументы;
У7-работать с различными документами;
П рактические задания
У 8-организовывать наблю дение с целью сбора
Реш ение ситуационны х задач
информации;
У9-проводить анализ возможны х источников
ошибок.
У 10- изучать самостоятельно учебный материал
и дополнительную литературу;
V IIстроить
правильные
деловые
взаимоотнош ения
с
преподавателями
и
студентами

Знать:
31- сущность и социальную значимость своей
будущей специальности;
32- оценки социальной значимости своей
будущей профессии;
33типичные
и
особенные
требования
работодателя к работнику (в соответствии с
будущей специальностью );
34права
и
обязанности,
обучающихся
техникума;
У стны й опрос, тестирование
35- этические нормы взаимоотнош ений в
Защ ита проекта
учебном заведении;
Д иф ф еренцированны й зачёт
36основные
положения
стандарта
специальности;
37- основы самостоятельной познавательной
деятельности студента;
38- формы аттестации;
39-алгоритм исследовательской деятельности;
310-функции
товароведа-эксперта,
квалификационную характеристику выпускника
сферы и виды деятельности специалиста;
311профессиональные термины и определения;

312-виды и типы проблем, сущ ествую щ их в
различных сферах жизнедеятельности человека;
313-источники информации и их особенности;
314-обобщ ённый алгоритм реш ения проблемы;
315-способы
представления
результатов
решения проблемы;
316 -значение понятия информация;
317-общую
логику
разреш ения
любой
проблемы;
318-выбор
необходимых
источников
информации при реш ении проблемы;
319 -выбор оптим альны х способов
презентации результатов реш ения проблемы.
Общие компетенции:
ОК 1. П онимать сущ ность и социальную
значимость
своей
будущей
профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК
2.
О рганизовывать
собственную
деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач,
оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. П ринимать реш ения в стандартных и
нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осущ ествлять поиск и использование
информации, необходимой для эффективного
выполнения
профессиональных
задач,
профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой,
анализировать и оценивать информацию с
использованием
информационно­
коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде,
эффективно
общ аться
с
коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу
членов команды (подчиненных), результат
выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи
профессионального и личностного развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать повыш ение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены
технологий в профессиональной деятельности.
Л ичностны е результаты :
JIP2. Проявляю щ ий активную гражданскую
позицию, демонстрирую щ ий приверженность
принципам
честности,
порядочности,
открытости,
экономически
активный
и
участвую щ ий
в
студенческом
и
территориальном самоуправлении, в том числе

У стны й опрос, тестирование
П рактические задания
Реш ение ситуационны х задач
Защ ита проекта
Д иф ф еренцированны й зачёт

1

П рактические занятия
П роектная деятельность
Д иф ф еренцированны й зачёт

на условиях добровольчества, продуктивно
взаимодействую щ ий
и
участвующ ий
в
деятельности общ ественных организаций.
ЛР4.
Проявляю щ ий
и
демонстрирую щий
уважение к лю дям труда, осознаю щий ценность
собственного
труда.
Стремящийся
к
формированию в сетевой среде личностно и
профессионального
конструктивного
«цифрового следа».
ЛР5. Д емонстрирую щ ий приверженность к
родной культуре, исторической памяти на
основе любви к Родине, родному народу, малой
родине, принятию традиционных ценностей
многонационального народа России.
JIP7. Осознаю щ ий приоритетную ценность
личности человека; уважаю щ ий собственную и
чужую уникальность в различных ситуациях, во
всех формах и видах деятельности
JTP10. Заботящийся о защ ите окружающей
среды, собственной и чужой безопасности, в том
числе цифровой.
JIP13. Соблю даю щий в своей профессиональной
деятельности этические принципы: честности,
независимости,
профессионального
скептицизма, противодействия коррупции и
экстремизму,
обладаю щий
системным
мыш лением и умением принимать реш ение в
условиях риска и неопределенности____________________________________________________

5. Л И С Т И ЗМ ЕН ЕН И Й И Д О П О Л Н Е Н И Й , В Н ЕС ЁН Н Ы Х В РА БО Ч У Ю ПРОГРАМ М У*

№
п/п

№ пункта
рабочей
программы

Дата
внесения
изменений
и
дополнений

После
До
изменений и
внесения
изменений и дополнений
дополнений

Дата
и
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией

№

Дата
и
№
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом

*лист изменений и дополнений, внесённых в рабочую программу, располагается на отдельном
листе (с новой страницы)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».