М инистерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
УТВЕРЖДАЮ:
гуманитарнотрх^лрричеёкий техникум»
? о-, cv'/
Е.Е. Бочкарева
bfiu/ic Дрикйз №°294а-ОД
ч
„ Гу МАНИТ/: От 01.0612022 г.
£Х'^ Л О ГИ-l
"Ка;
СКИ Й
« У Л„
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЕ
ОП.01. «Электротехника»
для профессии СПО
27.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
Форма обучения - очная
Срок обучения - 2 года 10 мес. на базе основного общего образования
Профиль получаемого профессионального образования:
технологический
Камышлов, 2022
Рабочая программа общепрофессионального цикла разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС
СПО) по профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»» (утвержден
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 декабря 2016 года №
1581), примерной основной образовательной программы подготовки квалифицированных
рабочих, служащ их 23.01.17 М астер по ремонту и обслуживанию автомобилей (per. в
государственном реестре примерных основных образовательных про-грамм 31.05.2017 №
23.01.17 - 170531, организация разработчик - Ф едеральное государственное бюджетное
учреждение дополнительного профессионального образования «Учебно-методический
центр по образованию на железнодорож ном транспорте» (Ф ГБУ ДПО «УMI 1ЖДТ»).
Разработчик: Брюхов В.А. - преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский гуманитарно
технологический техникум»
Рассмотрена на заседании предметно (цикловой)
профессионального цикла ГАПОУ СО «КГТТ»
//_________ Чуркина А.Т.
Председатель ПЦК
и
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УПР
—Н.А. Польдяева
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
Т.А. Мадыгина
2
комиссии
педагогических
работников
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ДИСЦИПЛИЫ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
13
5. ЛИСТ ИЗМЕЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ РАБОЧУЮ
ПРОГРАММУ
14
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ДИСЦИПЛИНЫ «Электротехника»
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Электротехника» является обязательной
частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию
автомобилей».
Учебная дисциплина «Электротехника» наряду с учебными дисциплинами
общепрофессионального цикла обеспечивает формирование общих и профессиональных
компетенций для дальнейшего освоения профессиональных модулей.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Обучающийся должен уметь:
- измерять параметры электрических цепей автомобилей;
-пользоваться измерительными приборами.
Знать:
-устройство и принцип действия электрических машин и электрооборудования
автомобилей;
-устройство и конструктивные особенности узлов и элементов электрических и
электронных систем;
-меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными
инструментами.
В результате освоения программы обучающийся должен:
– обладать общими компетенциями:
ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно
к различным контекстам.
ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с
учетом особенностей социального и культурного контекста
ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях
ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном
языке.
- обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам
профессиональной деятельности:
ВД Определение технического состояния систем, агрегатов, деталей и механизмов
автомобиля
ПК 1.3. Определять техническое состояние автомобильных трансмиссий
ПК 2.2. Осуществлять техническое обслуживание электрических и электронных систем
автомобилей
4
ПК 3.3. Производить текущий ремонт автомобильных трансмиссий.
Личностные результаты реализации программы воспитания
ЛР 13 Готовность обучающегося соответствовать ожиданиям работодателей:
ответственный сотрудник, дисциплинированный, трудолюбивый, нацеленный на
достижение поставленных задач, эффективно взаимодействующий с членами команды,
сотрудничающий с другими людьми, проектно мыслящий.
ЛР 16 Приобретение обучающимися социально значимых знаний о правилах ведения
экологического образа жизни о нормах и традициях трудовой деятельности человека о
нормах и традициях поведения человека в многонациональном, многокультурном
обществе.
ЛР 20 Ценностное отношение обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих,
ЗОЖ и здоровой окружающей среде и т.д.
5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в
часах
Объем учебной дисциплины
46
Самостоятельная работа
–
в том числе:
теоретическое обучение
18
практические занятия/ лабораторные занятия
22
Консультации
6
Промежуточная аттестация/ дифференцированный зачет
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов
и тем
Тема 1.1
Введение
Тема 1.2
Постоянный ток
Содержание учебного материала, лабораторные и практические
работы обучающихся
Раздел 1. Электрические и магнитные цепи.
Содержание учебного материала
1 Введение в электротехнику: понятие, цель изучения, задачи,
содержание, межпредметные связи.
2 История развития электротехники.
Роль электротехники в развитии НТП.
Содержание учебного материала
1 Электрическая цепь и ее элементы.
Понятие об электрическом токе.
Плотность тока.
Электрическая цепь: понятие, классификация, обозначение и
изображение элементов электрической цепи.
Постоянный ток: понятие, характеристики, единицы измерения
2 Законы Ома.
3 Соединение проводников.
Законы Кирхгофа.
Объем
часов
28
2
1
Уровень
усвоения
Код
компетенции
1
ОК-01,03
ЛР-18
1
ОК-03
ОК 10
ЛР-18,27
4 Работа и мощность постоянного тока.
5 Короткое замыкание электрических цепей.
Понятие короткого замыкания.
Предохранители: классификация, принцип работы и применение.
Автоматические выключатели: назначение, схема, принцип работы.
Практическая работа № 1.
Составление электрических цепей.
1
1
1
2
ОК-01
ЛР-20
Практическая работа № 2.
Решение задач на закон Ома
1
2
ОК-01
ЛР-20
Практическая работа № 3.
1
2
ОК-01
7
1
10
1
1
1
Тема 1.3
Электромагнетизм
Тема 1.4
Переменный ток
Составление схем и расчет общего сопротивления цепи при смешанном
соединении проводников.
Практическая работа № 4.
Расчет работы и мощности постоянного тока.
Практическая работа № 5.
Аппаратура управления и защиты.
Содержание учебного материала
1 Магнитные цепи.
Магнитные свойства вещества.
2 Электромагнитная индукция: явления, правило Ленца.
Вихревые токи.
Самоиндукция.
Взаимоиндукция.
Практическая работа № 6.
Расчет основных характеристик магнитных цепей.
Практическая работа № 7.
Решение задач на электромагнитную индукцию.
Содержание учебного материала
1 Характеристики переменного тока.
Понятие переменного тока, его получение.
Характеристики: период, частота, фаза. Их размерность и
определение.
Действующее значение переменного тока.
2 Сопротивление в цепи переменного тока.
Сопротивление в цепи переменного тока: виды (активное,
индуктивное,
емкостное),
характеристики,
размерность
и
определение.
3 Цепи переменного тока.
Мощность переменного тока.
Резонанс.
Практическая работа № 8.
Однофазные цепи переменного тока
Практическая работа № 9.
Расчет цепи переменного тока.
8
ЛР-20
ОК-01
ЛР-20
ОК-01,09
ЛР-20
1
2
1
2
6
2
2
ОК-02
ОК 10
ЛР-18
2
2
2
2
ОК-01
ЛР-20
ОК-01
ЛР-20
6
1
1
ОК-09
ЛР-23
1
2
ОК-01
ЛР -20
2
2
ОК-01
ЛР -20
1
1
Тема 1.5
Трехфазный
переменный ток
Тема 2.1
Электрические
измерения
Тема 2.2
Производство и
потребление
электроэнергии
Параллельное соединение индуктивного и емкостного сопротивления.
Определение общего сопротивления.
Мощность переменного тока.
Коэффициент мощности.
Содержание учебного материала
1. Трехфазный переменный ток.
Получение трехфазного тока, его свойства.
Соединение в звезду.
Соединение в треугольник.
Мощность трехфазного тока.
Практическая работа № 10.
Расчет параметров цепи трехфазного тока.
Контрольная работа №1
4
1
2
ОК-04
ЛР -22
2
2
ОК-01
ЛР -20
ОК-02
ЛР -21
5
1
1
ОК-04
ЛР-18,27
2
2
ОК-01
ЛР -20
1
Раздел 2.
Электрические измерения
Содержание учебного материала
1. Электроизмерительные приборы.
Классификация электроизмерительных приборов.
Условные обозначения.
Принцип измерения электрических величин: измерение тока,
напряжения,
. сопротивления, измерение
изоляции, измерение мощности.
Практическая работа № 11.
Электрические измерения.
12
Практическая работа № 12.
Определение основных характеристик электроизмерительных приборов
по условным обозначениям на шкалах приборов.
Содержание учебного материала
1 Техника безопасности на производстве.
Действие тока на организм человека.
Предупреждающие знаки по электробезопасности.
2
7
1
ОК-01
ЛР -20
1
2
9
ОК-01
ОК 07
ЛР -18
2
Производство и потребление электроэнергии.
Электрические станции: понятие, классификация, принципы
действия, производство электроэнергии и распределение ее между
потребителями.
Практическая работа № 13.
Электробезопасность.
Контрольная работа № 2
10
1
ОК-01, ОК 06
ОК 10
ЛР -20
1
2
Дифференцированный зачет
2
Консультации
Всего:
6
46
ОК-02
ЛР -21
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие
специальные помещения:
Кабинет «Электротехника», оснащенный оборудованием:
- посадочные места по количеству обучающихся,
- рабочее место преподавателя,
- комплект плакатов или презентаций «Общая электротехника»,
- модели электрических машин,
- персональные компьютер,
- телевизор,
- учебные фильмы .
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд техникума имеет печатные и/или
электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для
использования в образовательном процессе.
В техникуме имеются электронные библиотеки:
Электронная библиотека BOOK.RU
https://www.book.ru/
Электронная библиотека Издательский центр "Академия"
http://academia-moscow.ru/
Электронная библиотека Юрайт
https://www.biblio-online.ru/
3.2.1 Печатные издания
Для студентов:
1. Электротехника: учебник / И.О. Мартынова. — Москва: КноРус, 2019 (электронная
библ-ка)
2. Аполлонский, С. М. Электротехника: практикум.— Москва: КноРус, 2020
.(электронная библ-ка)
Для преподавателя:
1. Электротехника: учебник / И.О. Мартынова. — Москва: КноРус, 2017.(электронная
библ-ка)
2. Аполлонский, С. М. Электротехника: практикум.— Москва: КноРус, 2018.(электронная
библ-ка)
3. Пехальский А.П. Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования и
электронных систем автомобилей – М.: Академия,2021(электронная библ-ка)
11
4. Морозова, Н.Ю. Электротехника и электроника: учебник для СПО. – М.: Академия,
2014
5. Набоких, В.А. Электрооборудование автомобилей и тракторов: учебник для СПО. – М.:
Академия, 2015
6. Синдеев, Ю.Г. Электротехника с основами электроники: учебное пособие.- Ростов
на/Д.: Феникс,2014
7. Электротехнические измерения. Задачи и упражнения: учебное пособие / З.А.
Хрусталева. — М.: КноРус, 2014(электронная библ-ка)
8. Бутырин, Н.А. Электротехника: учебник для профессионального образования.- М.:
Академия,2012
9. Бутырин, Н.А. Электротехника: учебник для профессионального образования.- М.:
Академия,2007
10. Новиков, П.Н. Задачник по электротехнике: практикум для профессионального
образования. – М.: Академия,2008
11. Прошин, В.М. Лабораторно-практические работы по электротехнике: учебное пособие
для профессионального образования.- М.: акаемия,2008
12. Вахламов, В.К. Автомобили: теория и конструкция автомобиля и двигателя: учебник
для студентов СПО.- М.: Академия,2012
13. Родичев, В.А. Легковой автомобиль: учебное пособ. для СПО.- М.:Академия,2007
14. Родичев, В.А. Грузовые автомобили: учебник для СПО.- М.:ПрофОбрИздат,2007
15. Нерсесян В.И. Устройство легковых автомобилей: практикум. – М.: Академия, 2009
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1.http://nashol.com/2015101786950/elektrotehnika-proshin-v-%CE%BC-2013.html
2.http://nashol.com/2015101786948/elektrotehnika-martinova-i-o-2015.html/
3.http://nashol.com/2015020282122/elektrotehnika-blohin-a-v-2014.html
Интернет-ресурсы:
1.http://window.edu.ru/window_catalog/files/r18686/Metodel3.pdf
2.http://window.edu.ru/window_catalog/files/r21723/afonin.pdf
3.http://window.edu.ru/window_catalog/files/r59696/stup407.pdf
3.2.3. Дополнительные источники
Туревский, И. С. Электрооборудование автомобилей: учебное пособие /И. С.
Туревский, В.Б. Соков, Ю.Н. Калинин. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. -368 с.
12
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
знать:
- методы расчета и измерения
основных параметров
электрических, магнитных и
электронных цепей;
- компоненты автомобильных
электронных устройств;
- методы электрических
измерений;
- устройства и принципы
действия электрических машин
Демонстрировать знания
основных методов расчета
и измерения параметров
электрических,
магнитных и электронных
цепей;
- номенклатуру
компонентов
автомобильных
электронных устройств;
- методов электрических
измерений;
- устройства и принципов
действия электрических
машин
Производить измерения с
целью проверки
состояния-электронных и
электрических элементов
автомобиля с
применением
электроизмерительных
приборов;
Осуществлять подбор
элементов электрических
и электронных схем в
соответствии с заданными
параметрами.
уметь:
- пользоваться
электроизмерительными
приборами;
- производить проверку
электронных и электрических
элементов автомобиля;
- производить подбор элементов
электрических цепей и
электронных схем
13
Формы и методы
оценки
Тестирование
Экспертная оценка
результатов
деятельности студентов
при выполнении и
защите практических и
лабораторных работ,
тестирования и
итогового зачёта
5.ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ
ПРОГРАММУ
№
п/п
№ пункта
Дата
рабочей
внесения
программы изменений
и
дополнений
До
внесения
изменений и
дополнений
После
изменений и
дополнений
1
2
14
Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией
Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом