М инистерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
УТВЕРЖДАЮ:
ГАПОУ СО
жур: 1 ••:«Кам&шловский
«Камьгы.ьчовский гумаь
гуманитарно•гехно|10 ЕИчесйий техникум»
/ Е.Е. Бочкарева
isM
Шг п; [Уг-^н ^7Прика^;?;^ 9 4 а - ОД
' 'o -'o ’> 7O t :;0 1 .0 6 .2 D 2 2 г
'О
П
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЕ
ОП.ОЗ «Материаловедение»
для профессии СПО
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
Форма обучения - очная
Срок обучения - 2 года 10 мес. на базе основного общего образования
Профиль получаемого профессионального образования:
технологический
Камышлов, 2022
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО)
по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей (утвержден приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 декабря 2016 года № 1581),
примерной основной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих,
служащ их 23.01.17 М астер по ремонту и обслуживанию автомобилей (per. в государственном
реестре примерных основных образовательных про-грамм 31.05.2017 № 23.01.17 - 170531,
организация
разработчик
дополнительного
-
Ф едеральное
профессионального
государственное
образования
бю джетное
«У чебно-методический
учреждение
центр
по
образованию на железнодорож ном транспорте» (ФГБУ ДПО «УМ Ц Ж ДТ»).
Разработчик: Бронских Евгений Михайлович - преподаватель высшей квалификационной
категории ГАПОУ СО «Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
Рассмотрена на заседании предметно (цикловой)
профессионального щ
*^ ^ У СО «КГТТ»
Председатель ПЦК
77
А.Т. Чуркина
СОГЛАСОВАНО:
СОГЛАСОВАНО:
[ести
Заместитель
директора по УМР
Л/и
Т.А. Мадыгина
Л-<и7/_____
СОГЛАСОВАНО
2
комиссии
педагогических
работников
СОДЕРЖАНИЕ
1.
2.
3.
4.
5.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ
ПРОГРАММУ
3
4
6
9
11
12
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03. «Материаловедение»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» является обязательной
частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию
автомобилей.
Учебная дисциплина «Материаловедение» наряду с учебными дисциплинами
общепрофессионального цикла обеспечивает формирование общих и профессиональных
компетенций для дальнейшего освоения профессиональных модулей.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
Код
ПК, ОК
Умения
Знания
использовать
материалы
в
ОК 1-10
профессиональной деятельности;
ПК 2.1
- определять основные свойства
ПК 3.1 - 3.5 материалов по маркам;
- выбирать материалы на основе
анализа их свойств для конкретного
применения.
основные
свойства,
классификация,
характеристики
применяемых в профессиональной
деятельности материалов;
- физические и химические свойства
горючих и смазочных материалов;
- области применения материалов;
- характеристики лакокрасочных
покрытий автомобильных кузовов;
требования
к
состоянию
лакокрасочных покрытий.
В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно
к различным контекстам
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с
учетом особенностей социального и культурного контекста
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей; применять стандарты
антикоррупционного поведения
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
4
иностранном языках
ПК 2.1. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных двигателей.
ПК 3.1. Производить текущий ремонт автомобильных двигателей.
ПК 3.2. Производить текущий ремонт узлов и элементов электрических и электронных
систем автомобилей.
ПК 3.3. Производить текущий ремонт автомобильных трансмиссий.
ПК 3.4. Производить текущий ремонт ходовой части и механизмов управления
автомобилей.
ПК 3.5. Производить ремонт и окраску кузовов
Личностные результаты
ЛР 13 Готовность обучающегося соответствовать ожиданиям работодателей:
ответственный сотрудник, дисциплинированный, трудолюбивый, нацеленный на
достижение поставленных задач, эффективно взаимодействующий с членами команды,
сотрудничающий с другими людьми, проектно мыслящий.
ЛР 20 Ценностное отношение обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих,
ЗОЖ и здоровой окружающей среде и т.д.
5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в
часах
Объем образовательной нагрузки
45
Объем учебной дисциплины
40
в том числе:
теоретическое обучение
24
лабораторные занятия
4
практические занятия:
12
Консультации
5
Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименова
Содержание учебного материала и
ние
Объем
формы организации деятельности
разделов и
в часах
обучающихся
тем
1
2
3
Раздел 1. Металлы и сплавы
28
Тема 1.1.
Содержание учебного материала:
4
Строение и 1. Понятие о металлах и сплавах.
свойства
Кристаллические решетки металлов.
2
металлов Аллотропические превращения металлов
2
2. Типы связей. Кристаллизация металлов.
Строение слитка. Основы теории сплавов
Уровен
ь
освоени
я
Коды компетенций,
формированию
которых
способствует элемент
программы
4
2
ОК 01. – ОК 10.
ПК 3.1. – ПК 3.3
ЛР 13, 20
ОК 01. – ОК 10.
ПК 3.1; ПК 3.3 –
ПК 3.5
Лабораторные работы:
1. Изучение микроструктуры металлов и
сплавов
4
2
2. Определение твердости, пластичности,
ударной вязкости металлов
Практические занятия:
3. Построение диаграммы состояния
сплавов первого рода
Тема 1.2.
Содержание учебного материала:
Железоугле 1. Технология термической обработки
родистые сталей: отжиг, нормализация, закалка,
сплавы
отпуск, старение
2. Классификация сталей. Углеродистые
стали. Легированные стали, их свойства.
Инструментальные стали. Маркировка
сталей
3. Классификация чугунов. Структура и
свойства чугунов. Белые, серые, ковкие,
высокопрочные, легированные,
антифрикционные чугуны
2
ОК 01. – ОК 10.
ПК 3.1; ПК 3.3 –
3.5 ЛР 13, 20
ОК 01. – ОК 10.
2
2
ОК 01. – ОК 10.
Практические занятия:
1. Анализ диаграммы «железо - углерод»
2. Сравнение свойств стали до и после
закалки
3.Определение состава легированных
сталей и чугуна
Содержание учебного материала:
1. Сплавы на основе меди, алюминия,
титана: свойства, применение
Практические занятия:
1. Изучение состава сплавов цветных
металлов
4
1
1
Тема 1.3.
Цветные
металлы и
сплавы
7
6
2
2
2
ОК 01. – ОК 10.
ПК 3.1
2
ОК 01. – ОК 10.
ПК 3.3; ПК 3.4
2
ОК 01. – ОК 10.
ПК 3.1
2
ОК 01. – ОК 10.
ОК 01. – ОК 10.
ПК 3.3 – ПК 3.4
ОК 01. – ОК 10.
ПК 3.3 – ПК 3.5
2
6
6
2
2
2
2
ОК 01. – ОК 10.
ПК 3.1
ОК 01. – ОК 10.
Раздел 2. Неметаллические материалы
Тема 2.1
Полимерн
ые
материалы
12
Содержание учебного материала:
1. Состав и строение полимеров.
Пластические массы
8
2
2. Резины. Клеящие материалы.
2
3.Лакокрасочные материалы
Практические занятия:
1. Технологические свойства пластических
масс
4
4
1
2.Определение качества бензина
1
Дифференцированный зачет
Промежуточная аттестация: дифференцированный
зачет
Консультации
2
Всего:
45
8
5
2
ОК 01. – ОК 10.
ПК 3.1; ПК 3.5
ЛР 13, 20
ОК 01. – ОК 10.
ПК 3.5
2
ОК 01. – ОК 10.
ПК 3.5
ЛР 13, 20
ОК 01. – ОК 10.
ПК 2.1
ЛР 13, 20
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие
специальные помещения:
Кабинет «Материаловедение», оснащенный
оборудованием:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий (электронные) «Материаловедение»;
- объемные модели металлической кристаллической решетки;
- стенд;
- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
- образцы неметаллических материалов;
- твердомеры;
- микроскопы металлографические
и техническими средствами обучения:
- программное обеспечение общего и профессионального назначения, комплект учебнометодической документации.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемых для использования в образовательном процессе
В техникуме имеются электронные библиотеки:
Электронная библиотека BOOK.RU
https://www.book.ru/
Электронная библиотека Издательский центр "Академия"
http://academia-moscow.ru/
Электронная библиотека Юрайт
https://www.biblio-online.ru/
Печатные издания
Для студентов:
Виноградов, В.М. Технологические процессы ремонта автомобилей: учебное
пособие для СПО.- М.: Академия,2020 (электронная библ-ка)
Геленов, А.А. Автомобильные эксплуатационные материалы: учебное пособие для СПО.М.: Академия, 2020 (электронная библ-ка)
Для преподавателя:
1.
Виноградов, В.М. Технологические процессы ремонта автомобилей: учебное
пособие для СПО.- М.: Академия,2020(электронная библ-ка)
2.
Геленов, А.А. Автомобильные эксплуатационные материалы: учебное пособие для
СПО.- М.: Академия, 2020(электронная библ-ка)
9
3.
Материаловедение и слесарное дело : учебник / Ю.Т. Чумаченко, Г.В. Чумаченко. —
Москва : КноРус, 2016(электронная библ-ка)
4.
Адаскин, А.М. Материаловедение (металлообработка): учебник для СПО. - М.:
Академия, 2014
5.
Адаскин, А.М. Материаловедение (металлообработка): учебник для СПО. - М.:
Академия, 2002
6.
Моряков, О.С. Материаловедение: учебник для СПО. – М.: академия, 2015
7.
Моряков, О.С. Материаловедение: учебник для СПО. – М.: академия,
2017(электронная библ-ка)
8.
Геленов, А.А. Автомобильные эксплуатационные материалы: учебное пособие для
СПО.- М.: Академия,2015
9.
Геленов, А.А. Автомобильные эксплуатационные материалы: учебное пособие для
СПО.- М.: Академия, 2012
10. Виноградов, В.М. Технологические процессы ремонта автомобилей: учебное
пособие для СПО.- М.: Академия,2012
11. Картошкин, А.П. Топливо для автотракторнов техники: справочник: учеб. пособ. –
М.: Академия,2013
Электронные издания (электронные ресурсы)
https://ru/wiripedia.org/wiki/
Электронный учебник: techliter.ru/load/uchebnirki_posobya_lekcii/materialovedenie/43
Дополнительные источники
1. Кириченко, Н.Б. Автомобильные эксплуатационные материалы: учебное пособие/ Н.
Б. Кириченко. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 208 с.
2. Черепахин, А.А. Материаловедение: учебное пособие/ А.А. Черепахин, И.И.
Колтунов, В.А. Кузнецов. – М.: Издательство Кнорус, 2016г. – 240 с.
3. Электронные учебники: For-students/ru.
10
4. КОНТРОЛЬ
ДИСЦИПЛИНЫ
И
ОЦЕНКА
Результаты обучения
знать:
- основные свойства, классификацию,
характеристики применяемых в
профессиональной
деятельности
материалов;
- физические и химические свойства
горючих и смазочных материалов;
- области применения материалов;
- марки и модели автомобилей, их
технические
характеристики
и
особенности конструкции;
- характеристики лакокрасочных
покрытий автомобильных кузовов;
- оборудование и материалы для
ремонта кузова;
требования
к
состоянию
лакокрасочных покрытий.
уметь:
- использовать эксплуатационные
материалы в профессиональной
деятельности;
- определять основные свойства
материалов по маркам;
- выбирать материалы на основе
анализа их свойств, для конкретного
применения
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
Критерии оценки
УЧЕБНОЙ
Формы и методы оценки
Демонстрировать
- Оценка
знание
основных тестирования
свойств,
классификации,
характеристик
применяемых
в
профессиональной
деятельности
материалов;
физических
и
химических
свойств
горючих и смазочных
материалов;
- области применения
материалов
Использование
эксплуатационных
материалов
в
соответствии
с
поставленной задачей, и
основными свойствами.
11
результатов
Экспертная
оценка
результатов
деятельности
студентов при выполнении и
защите
лабораторных
и
практических занятий
5.ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№
п/п
№ пункта
Дата
рабочей
внесения
программы изменений
и
дополнений
До
внесения
изменений и
дополнений
После
изменений и
дополнений
1
2
12
Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией
Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом