Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» ^^?Р ^Ж ВЕРЖДАЮ: ' ; ' ' Директор ГАПОУ СО /fS W (. ~щ ,х<Кам|щшо не кмй гуманитарнотехникум» |;Щ', > f Е.Е. Бочкарева %Ш.* ^ 'Й ^ Р и Й Щ з ^ - О Д от 19.05.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.Ю «Основы безопасности жизнедеятельности» основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего профессионального образования 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» профиль обучения: социально-экономический уровень образования: базовый г. Камышлов, 2023 Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников — " Т " Т Т>> СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УПР СОГЛАСОВАНО: ль директора по УМР _____ Т.А. Мадыгина Составитель: Сухов О.Б., преподаватель- организатор ОБЖ, первая квалификационная категория. Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной образовательной программы с получением среднего общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СОО, а также с учётом требований ФГОС СПО. СОДЕРЖАНИЕ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.............................................................................................................. 2. ОБЪЕМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ............... 3. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ............................................................................................................................................ 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ............................................................. 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ............................................................................................................................................ 6. ЛИСТ ИЗМЕНЕИЙ ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа общеобразовательной дисциплины ОУД.07 «Основ безопасности жизнедеятельности» разработана на основе: федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утверждённый приказом Минобразования и науки РФ от 17.05. 2012 г. № 413 с изменениями и дополнениями 12.08.2022г.); примерной основной образовательной программы среднего общего образования (далее – ПООП СОО); федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»; примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины ОУД.07 «Основы безопасности жизнедеятельности»(для профессиональных образовательных организаций); учебного плана по специальности/профессии 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»; Методическими материалами по обязательной общеобразовательной дисциплине ОУД.07 «Основы безопасности жизнедеятельности». Программа общеобразовательной дисциплины ОУД.07 «Основы безопасности разработана в соответствии с Концепцией преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 30.04.2021 № Р-98, на основании письма Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации от 30.08.2021 № 05-1136 «О направлении методик преподавания». Содержание рабочей программы по общеобразовательной дисциплине дисциплины ОУД.07 «Основы безопасности жизнедеятельности» разработано с учётом: синхронизации образовательных результатов ФГОС СОО (личностных, предметных, метапредметных) и ФГОС СПО (ОК, ПК) с учетом профессионализации. Целью изучения учебного предмета ОБЖ на уровне среднего общего образования является достижение выпускниками базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с актуальными потребностями личности, общества и государства, что предполагает: - обеспечение профилактики асоциального поведения обучающихся. - понимание необходимости следовать правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; - формирование принципов и навыков антиэкстремистского и антитеррористического поведения, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для общества; - формирование отрицательного отношения к вредным привычкам, другим проявлениям асоциального поведения; формирование умения безопасно для себя и окружающих поль зоваться источниками информации, критически относиться к источникам информации и их содержанию; формирование умения принимать решения, анализировать ситуации с целью предупреждения опасных ситуаций или избежание риска попасть в подобные ситуации; - способность применять принципы и правила безопасного поведения в повседневной жизни на основе понимания необходимости ведения здорового образа жизни, причин и механизмов возникновения и развития различных опасных и чрезвычайных ситуаций, готовности к применению необходимых средств и действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций; жизнедеятельности» -сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного и группового безопасного поведения в интересах благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства; - знание и понимание роли личности, общества и государства в решении задач обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Место общеобразовательной дисциплине в структуре основной образовательной программы: Общеобразовательная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» является обязательной частью общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии/специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»; 1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины: Содержание общеобразовательной дисциплины ОУД.07 «Основы безопасности жизнедеятельности» (базовый уровень) направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных (далее – Пр) результатов обучения, регламентированных ФГОС СОО и с учетом федеральной основной рабочей программой по ОУД.07 «Основы безопасности жизнедеятельности». Личностные результаты освоения основной образовательной программы обучающимися должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентации, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: гражданского воспитания: сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях; умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности; патриотического воспитания: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде; идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу; духовно-нравственного воспитания: осознание духовных ценностей российского народа; сформированность нравственного сознания, этического поведения; способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России; эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности; физического воспитания: сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью; потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью; трудового воспитания: готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; экологического воспитания: сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; расширение опыта деятельности экологической направленности; ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; развивать креативное мышление при решении жизненных проблем; б) базовые исследовательские действия: владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт; разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду; уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения; в) работа с информацией: владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности. Овладение универсальными коммуникативными действиями: а) общение: осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств; б) совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной: работы; оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным. Овладение универсальными регулятивными действиями: а) самоорганизация: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; давать оценку новым ситуациям; расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение; оценивать приобретенный опыт; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень; б) самоконтроль: давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе; саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому; внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты; г) принятие себя и других людей: принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; признавать свое право и право других людей на ошибки; развивать способность понимать мир с позиции другого человека. Код и наименование формируемых компетенций Планируемые результаты освоения дисциплины Общие Дисциплинарные (предметные)1 ОК 01. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде; идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу; ОК 03. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность - владеть навыками учебно-исследовательской и - сформировать представления о возможных источниках проектной деятельности, навыками разрешения опасности в проблем; различных ситуациях (в быту, транспорте, - способность и готовность к самостоятельному поиску общественных местах, в природной методов решения практических задач, применению среде, в социуме, в цифровой среде); владение различных методов познания; основными способами - владеть видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и предупреждения опасных и экстремальных ситуаций; применению в различных учебных ситуациях, в том - знать порядок действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях; числе при создании учебных и социальных проектов; - формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; - ставить и формулировать собственные задачи в 1 Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО от 17.05.2012г. № 413 (в последней редакции от 12.08.2022) образовательной деятельности и жизненных ситуациях; выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт; - разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; - осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; - ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения; ОК 04. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК 06. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями - владеть навыками получения информации из - проявить нетерпимость к проявлениям насилия в источников разных типов, самостоятельно социальном взаимодействии; осуществлять поиск, анализ, систематизацию и - знать о способах безопасного поведения в цифровой интерпретацию информации различных видов и форм среде; представления; - уметь применять их на практике; - создавать тексты в различных форматах с учетом - уметь распознавать опасности в цифровой назначения информации и целевой аудитории, выбирая среде (в том числе криминального характера, опасности оптимальную форму представления и визуализации; вовлечения в деструктивную деятельность) и - оценивать достоверность, легитимность информации, противодействовать им; ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности. - осознать ценности научной деятельности, готовность знать основы безопасного, конструктивного общения, осуществлять проектную и исследовательскую - уметь различать опасные явления в социальном деятельность индивидуально и в группе; взаимодействии, в том числе криминального характера; - сформировать социальные навыки, включающие - уметь предупреждать опасные явления и способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать противодействовать им; конфликты; ОК 08. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации проявить интерес к различным сферам профессиональной деятельности, уметь совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; - самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; - давать оценку новым ситуациям; - расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; - делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение; - оценивать приобретенный опыт; ОК 10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требование охраны труда. - осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; - распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; - владеть различными способами общения и - сформировать представления о ценности безопасного поведения для личности, общества, государства; знание правил безопасного поведения и способов их применения в собственном поведении; - владеть основами медицинских знаний: владеть приемами оказания первой помощи при неотложных состояниях; знать меры профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний, сохранения психического здоровья; сформировать представления о здоровом образе жизни и его роли в сохранении психического и физического здоровья, негативного отношения к вредным привычкам; знать о необходимых действиях при чрезвычайных ситуациях биолого-социального характера; - сформировать представления о роли России в современном мире; угрозах военного характера; роли Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении мира; знать основы обороны государства и воинской службы; прав и обязанностей гражданина в области гражданской обороны; знать действия при сигналах гражданской обороны; - проявить нетерпимость к проявлениям насилия в социальном взаимодействии; - знать о способах безопасного поведения в цифровой среде; - уметь применять их на практике; - уметь распознавать опасности в цифровой среде (в том числе криминального характера, опасности взаимодействия; вовлечения в деструктивную деятельность) и - аргументированно вести диалог, уметь противодействовать им; смягчать конфликтные ситуации; - владеть основами медицинских знаний: владеть - развернуто и логично излагать свою точку приемами оказания первой помощи при неотложных зрения с использованием языковых средств; состояниях; знать меры профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний, сохранения психического здоровья; сформировать представления о здоровом образе жизни и его роли в сохранении психического и физического здоровья, негативного отношения к вредным привычкам; знать о необходимых действиях при чрезвычайных ситуациях биолого-социального характера; ПК1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты. ПК1.6. Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты. ПК 2.2. Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите, и осуществлять их учет, используя информационнокомпьютерные технологии. Примерные темы монологических выступлений (докладов), индивидуальных проектов 1. Основные понятия безопасности жизнедеятельности. 2. Обеспечение безопасности населения в чрезвычайных ситуациях и во время стихийных бедствий. 3. Массовые средства безопасности. 4. Организация мероприятий по перемещению и эвакуации населения. 5. Обеспечение мер безопасности во время пожаров. 6. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим от стихийных бедствий. 7. Правила поведения в случае попадания в дорожно-транспортные происшествия. 8. Оказание первой помощи в случае ожога, утопления, обморожения, кровотечения. 9. Страхование рисков возникновения чрезвычайных ситуаций. 10. Обеспечение безопасности жизнедеятельности на промышленных предприятиях. 11. Безопасность жизнедеятельности несовершеннолетнего поколения. 12. Терроризм: предотвращение и обеспечение мер безопасности. Перечень мероприятий (в соответствие с календарем памятных и знаменательных дат) 3 сентября – День солидарности в борьбе с терроризмом. Эта самая новая памятная дата России, установленная федеральным законом «О днях воинской славы России» от 6 июля 2005 года. Она связана с трагическими событиями в Беслане... 11 сентября (дата для 2022 года) - День памяти жертв фашизма - международная дата, которая отмечается ежегодно, во второе воскресение сентября и посвящена десяткам миллионов жертв фашизма. 21 сентября – Международный день мира. В 1982 году в своей резолюции Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Международный день мира как день всеобщего прекращения огня и отказа от насилия. . Структура и содержание общеобразовательной дисциплины 2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем образовательной программы дисциплины Объем в часах 68 в т.ч. Основное содержание 56 в т. ч.: теоретическое обучение 20 практические занятия 36 Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) 10 в т. ч.: практические занятия 10 Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) 2 2.2. Тематический план и содержание дисциплины Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) 2 Основное содержание Раздел 1. Мир опасностей современной молодежи Наименование разделов и тем Объем часов Формируемые компетенции 1 3 4 12 ОК 01; ОК 03, ОК 04; ОК 06; ОК 08 ОК 01; ОК 03, ОК 06; ОК 08 Тема 1.1 В чем особенности картины опасностей современной молодежи Содержание учебного материала Комбинированное занятие Понятие: - опасность , это способность явлений, процессов, объектов в системе «человек – среда обитания» в определенных условиях причинять вред людям, природной среде и материальным ресурсам; - опасность как система – «объект защиты - источник опасности негативное воздействие»; - опасность как процесс, 1) накопления отклонений от нормального состояния или процесса; 2) инициирование негативной способности/чрезвычайного события; 3) актуализация негативных факторов; 4) локализация/прекращение действия негативных факторов. Предметное действие: - моделирование поля опасностей на примере современной молодежи. Правило действия : - чтобы выявить и описать опасности нужно определить условия, при которых элемент системы человек – среда обитания становится причиной нанесения вреда человеку. Алгоритм выявления и классификации опасностей (по происхождению, по кругам опасностей). 2 2 Тема 1.2 Как выявить развития опасности Тема 1.3 Как выявить и описать опасности на дорогах Тема 1.4. Как выявить и описать Содержание учебного материала Практическое занятие Понятие: опасности развития - это способность явлений, процессов, объектов в системе «человек/общество – Жизнь» в определенных условиях препятствовать/нарушать закон сохранения Жизни. Предметное действие: целеи ценностное полагание в ситуации конфликта в развитии между требованием сохранения Жизни и дефицитами в развитии. Правило действия: чтобы выявить, что является опасным фактором/препятствием на пути к прогрессу общества/самореализации человека (мечте/цели), необходимо соотнести требование закона сохранения Жизни как общественного и человеческого смысла/ нормы развития с внутренними и внешними условиями его нарушения. Алгоритм целеи ценностного полагания в ситуации конфликта в развитии. Содержание учебного материала Практическое занятие Понятие: опасности на дорогах - это способность явлений, процессов, объектов в системе «человек-участник дорожного движения – среда дорожного движения» в определенных условиях причинять вред людям, среде и материальным ресурсам. Предметное действие: выявлять и описывать опасности для разных участников дорожного движения (пешеход, электросамокатчик/райдер, мотоциклист); Правило действия: чтобы выявить и описать опасности на дорогах нужно определить условия, при которых элемент системы «человек-участник дорожного движения – среда дорожного движения» становится причиной нанесения вреда человеку; Алгоритм выявления и описания опасностей на дорогах Содержание учебного материала Практическое занятие 2 2 ОК 01; ОК 03, ОК 04; ОК 06; ОК 08 2 ОК 01; ОК 03, ОК 04; ОК 06; ОК 08 2 2 ОК 01; ОК 03, опасности пожара в месте в ситуации общественном Тема 1.5 Как выявить и описать опасности в ситуации захвата заложников в общественном месте (ЧС) Тема 1.6 По выбору студентов Понятие: опасность пожара в общественном месте – это способность явлений, процессов горения, горючих материалов и объектов причинять вред людям и материальным ресурсам. Предметное действие: выявлять и описывать опасности в ситуации пожара в общественном месте. Правило действия: чтобы выявить и описать опасности пожара нужно определить условия пожара, при которых элемент системы «человек – общественное место» становится причиной нанесения вреда человеку. Алгоритм выявления и описание опасностей в ситуации пожара в общественном месте (на примере торгового центра, кинотеатра, клуба). Содержание учебного материала Практическое занятие Понятие: опасности ситуации захвата заложников в общественном месте. Предметное действие: выявить и описать опасности в ситуации захвата заложников в общественном месте. Правило действия: чтобы выявить и описать опасности нужно определить условия, при которых заложнику может быть нанесен вред. Алгоритм выявления и описания опасностей в ситуации захвата заложников террористами, стрельбе в общественных местах (колледже, публичном мероприятии). Содержание учебного материала Комбинированное занятие Понятие: опасности Предметное действие: выявлять и описывать опасности в окружающей среде для предупреждения и защиты от них, в том числе в чрезвычайных ситуациях; Правило действия: Алгоритм Раздел 2. Методы оценки риска ОК 04; ОК 06; ОК 08 2 2 2 ОК 01; ОК 03, ОК 04; ОК 06; ОК 08 2 2 12 ОК 01; ОК 03, ОК 04; ОК 06; ОК 08 ОК 01; ОК 03, ОК 04; ОК 06; ОК 08 Тема 2.1 Как измерять опасности Содержание учебного материала 2 ОК 01; ОК 03, ОК 06; ОК 08 Тема 2.2 Как оценить дорогах Комбинированное занятие Понятие: - риск, это количественная мера опасности, сочетание 1) вероятности (или частоты) нанесения ущерба и 2) тяжести этого ущерба для объекта защиты; - приемлемый риск, это уровень опасности, который на данном этапе социально-экономического и научно-технического развития общество считает допустимым. Предметное действие: определение вероятности осуществления риска и масштаба последствий воздействия вредных и опасных факторов среды для разработки/выбора мер по профилактике и защите. Правило действия: чтобы оценить риск, нужно рассчитать вероятность наступления негативного события и определить тяжесть его последствий. Алгоритм расчета риска по формуле. Содержание учебного материала риски 2 2 на Практическое занятие Понятие: - риски на дорогах, это количественная мера опасности для участника дорожного движения, сочетающая риск 1) вероятности (или частоты) негативного события/ДТП и 2) тяжести его ущерба жизни и здоровью; Предметное действие: определение вероятности осуществления риска (по формуле) и масштаба последствий воздействия опасных факторов дорожного движения в отношении различных его участников для разработки/выбора мер по профилактике и защите. Правило действия: чтобы оценить риск негативного события/ДТП для участника дорожного движения, нужно рассчитать вероятность 2 ОК 01; ОК 03, ОК 04; ОК 06; ОК 08 Тема 2.3 Как оценить риски в ситуации пожара в общественном месте (ЧС) Тема 2.4 Как оценить риск реализации ситуации захвата заложников/стрельбы в общественном месте (ЧС) наступления негативного события и определить тяжесть его последствий для участника дорожного движения. Алгоритм оценки риска для разных участников дорожного движения (пешеход, электросамокатчик/райдер, мотоциклист). Содержание учебного материала Практическое занятие Понятие: - риски в ситуации пожара в общественном месте, это количественная мера опасности для посетителя, сочетающая риск 1) вероятности (или частоты) пожара и 2) тяжести его ущерба жизни и здоровью от опасных факторов пожара (ожоги, отравление угарным газом, гибель). Предметное действие: определение вероятности осуществления риска пожара в общественном месте (по формуле) и масштаба последствий воздействия опасных факторов пожара на посетителей для разработки/выбора мер по профилактике и защите. Правило действия: чтобы оценить риск негативного события - пожара в общественном месте, нужно рассчитать вероятность его наступления (по формуле) и определить тяжесть его последствий для посетителей Алгоритм оценки рисков опасных факторов пожара в общественном месте (торговом центре, клубе, интернате для престарелых). Содержание учебного материала Практическое занятие Понятие: - риск захвата заложников в общественном месте, это количественная мера опасности для посетителя, сочетающая риск 1) вероятности (или частоты) захвата заложников/стрельбы и 2) тяжести его ущерба жизни и здоровью (травмы, в т.ч. психологическая, 2 ОК 01; ОК 03, ОК 04; ОК 06; ОК 08 2 2 2 ОК 01; ОК 03, ОК 04; ОК 06; ОК 08 Тема 2.5 Как оценить риски для здоровья в подростковом возрасте Тема 2.6 Как оценить риск ранения, гибель). Предметное действие: определение вероятности осуществления риска (по формуле) и масштаба/тяжести последствий воздействия опасных факторов захвата заложников/стрельбы в общественном месте для разработки/выбора мер по профилактике и защите посетителей. Правило действия: чтобы оценить риск захвата заложников/стрельбы в общественном месте, нужно рассчитать вероятность наступления негативного события и определить тяжесть его последствий для посетителей. Алгоритм оценки рисков в ситуации захвата заложников/стрельбы в общественном месте. Содержание учебного материала Практическое занятие Понятие: - риски для здоровья, это количественная мера опасности заболеваний (в т.ч. смертельно опасных, инфекционных, нервно-психологических) и смерти от других факторов, сочетающая риск 1) вероятности (или частоты) негативного события и 2) тяжести его ущерба жизни и здоровью (заболевания, травмы, гибель). Предметное действие: определение вероятности осуществления опасных и вредных факторов риска для жизни и здоровья подростков (по формуле) и тяжести последствий их воздействия для разработки/выбора мер по профилактике и защите. Правило действия: чтобы оценить риск опасных и вредных факторов для жизни и здоровья в подростковом возрасте, нужно рассчитать вероятность наступления негативного события и определить тяжесть его последствий. Алгоритм оценки рисков для жизни и здоровья подростков. Содержание учебного материала 2 ОК 01; ОК 03, ОК 04; ОК 06; ОК 08 2 2 ОК 01; ОК 03, ОК 04; реализации актуальной обучающихся Тема 3.1 Понятие о опасности ситуации, для ОК 06; ОК 08 Комбинированное занятие Понятие: риск в… Предметное действие: определение вероятности осуществления риска и масштаба последствий воздействия вредных и опасных факторов среды для разработки/выбора мер по профилактике и защите. Правило действия: Алгоритм… Раздел 3. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Содержание учебного материала защите 2 12 ОК 01; ОК 03, ОК 04; ОК 06; ОК 08; ОК 10 2 ОК 01; ОК 03, ОК 06; ОК 08 от Комбинированное занятие Понятие: Защита от опасностей – это способы и методы снижения уровня и продолжительности действия опасностей на человека (природу). Правило: чтобы защитить объект от опасностей, необходимо снизить негативное влияние источников опасности (сокращением значения риска и размеров опасных зон), его выведением из опасной зоны; применением экобиозащитной техники и средств индивидуальной защиты. Предметное действие: выбор мер (способы, методы, средства, модели поведения) для защиты от опасностей окружающей среды, в том числе в чрезвычайной ситуации. Правило действия: чтобы выбрать меры для защиты объекта от опасностей окружающей среды, в том числе в чрезвычайной ситуации, необходимо подобрать согласно нормативным требованиям оптимальные/ доступность+функциональность/ средства индивидуальной защиты, модели безопасного поведения, обозначить пути выхода из 2 Тема 3.2 Как снизить риски для здоровья. Профилактика заболеваний. Здоровый образ жизни. Тема 3.3 Как защититься опасностей на дорогах опасной зоны, сформулировать правила поведения/техники безопасности. Алгоритм выбора способа защиты на основе нормативных документов. Содержание учебного материала Практическое занятие Понятие: защита жизни и здоровья - способы и методы снижения уровня действия вредных и опасных факторов для физического и психического здоровья. Предметное действие: выбор мер (способов, методов, средств, образа жизни) для защиты жизни и здоровья от опасностей окружающей среды. Правило действия: чтобы выбрать меры снижения уровня действия вредных и опасных факторов для здоровья от опасностей окружающей, необходимо подобрать согласно гигиеническим нормам/требованиям оптимальные средства профилактики заболевания, модели безопасного поведения, в т.ч. в пандемию. Алгоритм выбора способа профилактики типичных/смертельно опасных для подростков заболеваний (инфекционных, психологических). Содержание учебного материала 2 2 2 от Практическое занятие Понятие: защита жизни и здоровья участников дорожного движения способы и методы снижения уровня действия опасных факторов дорожного движения. Предметное действие: выбор мер (средств индивидуальной защиты, правил, моделей поведения) для защиты жизни и здоровья участников дорожного движения. Правило действия: чтобы выбрать меры защиты жизни и здоровья участников дорожного движения, необходимо подобрать средства индивидуальной защиты, правила и модели поведения на основе ПДД и иных нормативных документов. ОК 01; ОК 03, ОК 04; ОК 06; ОК 08; ОК10 2 ОК 01; ОК 03, ОК 04; ОК 06; ОК 08 Тема 3.4 Как безопасно вести себя в ситуации пожара в общественном месте Тема 3.5 Как безопасно вести себя в ситуации захвата заложников в общественном месте (ЧС) Алгоритм выбора мер защиты жизни и здоровья участников дорожного движения (на выбор) . Содержание учебного материала Практическое занятие Понятие: защита жизни и здоровья в условиях пожара - способы и методы снижения уровня действия опасных факторов пожара за счет выведения объекта защиты из опасной зоны, применения средств пожаротушения и индивидуальной защиты. Предметное действие: выбор мер (средств пожаротушения, индивидуальной защиты, правил, моделей поведения) для защиты жизни и здоровья в условиях пожара в общественном месте. Правило действия: чтобы выбрать меры защиты жизни и здоровья в условиях пожара, необходимо подобрать доступные средства пожаротушения индивидуальной защиты и модель поведения адекватно ситуации пожара. Алгоритм выбора мер защиты жизни и здоровья при пожаре (в своем жилище, в колледже, в торговом центре, на рабочем месте) в разных условиях (задымления, активного огня, затруднений эвакуации). Содержание учебного материала Практическое занятие Понятие: защита жизни и здоровья в ситуации захвата заложников в общественном месте - способы и методы снижения уровня действия опасных факторов теракта за счет выведения объекта защиты из опасной зоны, применения моделей безопасного поведения, включая способы психологической защиты. Предметное действие: выбор мер (средств индивидуальной защиты, правил, моделей поведения) для защиты жизни и здоровья в ситуации захвата заложников/стрельбы в общественном месте. 2 ОК 01; ОК 03, ОК 04; ОК 06; ОК 08 2 2 2 ОК 01; ОК 03, ОК 04; ОК 06; ОК 08 Тема 4.1 История создания Вооруженных Сил России Правило действия: чтобы выбрать меры защиты жизни и здоровья в ситуации захвата заложников в общественном месте, необходимо подобрать способы и методы снижения уровня действия опасных факторов теракта/стрельбы за счет выведения объекта защиты из опасной зоны, применения моделей безопасного поведения. Алгоритм… Раздел 4. Основы военной службы 12 Содержание учебного материала 2 ОК 06; ОК 08 Комбинированное занятие Понятие о Вооруженных Сил России, обеспечении безопасности нашей страны. Предназначение Вооруженных Сил РФ. Реформирование Армии и Флота. Тема 4.2 Основные понятия воинской обязанности 2 2 о Тема 4.3 Основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета). ОК 01; ОК 03, ОК 04; ОК 06; ОК 08 ОК 01; ОК 03, ОК 01; ОК 03, Содержание учебного материала ОК 06; ОК 08 Комбинированное занятие Понятие о воинском учете, обязательной подготовке к военной службе, призыве на военную службу, прохождении военной службы по призыву, пребывании в запасе, призыве на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе, а также воинская обязанность в период военного времени, военного положения и в период мобилизации. Содержание учебного материала 2 2 ОК 01; ОК 03, ОК 06; ОК 08 Практическое занятие Понятие о психологических основах взаимодействия военнослужащих в 2 Тренинг бесконфликтного общения и саморегуляции Тема 4.4 Как стать офицером РА. Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования Тема 4.5 Строевая подготовка коллективе, совместной жизнедеятельности военнослужащих. Понятие конфликта и его влияние на уровень боеспособности и боеготовности отделения, экипажа, расчета. Понятие о способах бесконфликтного общения в условиях военной службы. Содержание учебного материала 2 ОК 01; ОК 03, ОК 06; ОК 08 Комбинированное занятие Понятие об офицерском составе, порядке поступления и обучения в военных образовательных учреждениях, требованиях, предъявляемых к подготовке офицеров. Кодексе чести Российского офицера, требованиях общества, предъявляемых к офицеру. Содержание учебного материала Практическое занятие Понятия об одиночной строевой подготовке и слаживания подразделений. Правила и алгоритмы предметных действий: Строевой стойки. Выполнение команд «Становись, Равняйсь, Смирно, Вольно, Заправиться". Повороты на месте. Перестроение из одно шереножного строя в двух шереножный строй и обратно. Движение строевым шагом. Повороты в движении. Прохождение в составе подразделения торжественным маршем и в 2 2 2 ОК 01; ОК 03, ОК 04; ОК 06; ОК 08 Тема 4.6 Огневая подготовка. Порядок неполной сборки и разборки ММГ АК-74 Тема 5.1 Помощь при состояниях вызванных нарушением сознания Тема 5.2 Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок оказания. Алгоритм помощи пострадавшим при ДТП и ЧС составе подразделения с песней. Приветствие в движении. Содержание учебного материала 2 Практическое занятие Понятие о назначении и боевых свойствах оружия, его устройстве, мерах безопасности при обращении с оружием и патронами, о неполной и полной разборке автомата, назначении частей, узлов и механизмов автомата. Правило и алгоритмы предметных действий: неполной разборки, сборки автомата Правила и приемы стрельбы, способов поиска целей и управления огнем, действиях по командам руководителя стрельб Раздел 5. Основы медицинских знаний 12 Содержание учебного материала 2 Комбинированное занятие Понятие об эпилепсии, инсульте, обмороке, инфаркте, диабете, токсикологическом опьянении. Правила и алгоритмы поведения и оказания первой помощи при этих состояниях. Содержание учебного материала Практическое занятие Понятие о неотложных состояниях в УК РФ Статья 124, Статья 125. Правила проведения диагностики и помощи в неотложных состояниях. Алгоритм Оказание первой помощи при остановке сердца, искусственная ОК 01; ОК 03, ОК 04; ОК 06; ОК 08 2 ОК 01; ОК 03, ОК 04; ОК 06; ОК 08; ОК 01; ОК 03, ОК 06; ОК 08; 2 2 2 ОК 01; ОК 03, ОК 04; ОК 06; ОК 08 Тема 5.3 Алгоритм помощи при кровотечениях и ранениях вентиляция легких. Понятие об ДТП и ЧС на транспорте. Правила помощи при травмах рук, ног, головы, при переломах, вывихах, ушибах и т.д. Алгоритмы оказание первой помощи при травмах, ранениях, переломах. Отработка моделей поведения при ЧС на транспорте. Содержание учебного материала 2 ОК 01; ОК 03, ОК 04; ОК 06; ОК 08 Практическое занятие Тема 5.4 Оказание помощи подручными средствами в природных условиях Понятие о видах кровотечений, средствах обеззараживания и дезинфекции. Правило остановки кровотечений способом наложение жгута и закрутки. Алгоритмы оказания первой помощи при кровотечениях. Содержание учебного материала Практическое занятие Понятие об экстремальных ситуациях в природных условиях. Способы и особенности фиксации конечностей. Способы транспортировки пострадавших. Способы согревания на открытой местности, Вынужденное автономное существование. Правило добычи: воды, пищи, огня. Временное жилище. 2 2 2 ОК 01; ОК 03, ОК 04; ОК 06; ОК 08 Тема 5.5 Помощь при воздействии температур на организм человека. Способы самоспасения. Содержание учебного материала Комбинированное занятие Понятие об ожогах и их видах (термические, химические, кислотные, щелочные). Правило алгоритм помощи при ожогах различных видов. Способы самоспасения. Первая помощь пострадавшем на производстве. Алгоритм поведения при ЧС. *Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) Содержание Прикладной модуль: Раздел 1. Тема. Как выявить и описать опасности на рабочем месте 2 ОК 01; ОК 03, ОК 06; ОК 08; 2 2 ОК 01; ОК 03, ОК 04; ОК 06; ОК 08; ПК-1.2, ПК-1.6, ПК-2.2 Практическое занятие Экскурсия, фронтальное. Классификация опасностей: по видам профессиональной деятельности, по причинам возникновения на рабочем месте, по опасным событиям вследствие воздействия опасностей. Источники опасностей и вредностей, факторы риска, условия возникновения и развития нежелательных событий. Порядок проведения идентификации опасностей на рабочем месте. Прикладной модуль: Раздел 2. Тема. Оценка рисков на рабочем месте Содержание 2 ОК 01; ОК 03, ОК 04; ОК 06; ОК 08; ПК-1.2, ПК-1.6, ПК-2.2 Практическое занятие Возможные последствия опасностей по степени тяжести: гибель, травма, профессиональное заболевание. Статистические данные по несчастным случаям на производстве. Определение вероятности наступления опасностей. Прикладной модуль: Раздел 3. Тема. Определение методов защиты от опасностей на рабочем месте Содержание 2 Практическое занятие Основные причины травматизма и профессиональных заболеваний: технические, организационные, санитарно-гигиенические, психофизиологические. Методы уменьшения опасностей на рабочем месте, выбор средств индивидуальной и коллективной защиты. Типовые отраслевые нормы выдачи средств индивидуальной защиты. Прикладной модуль: Раздел 4. Тема. Знакомство с повседневным бытом военнослужащих Содержание ОК 01; ОК 03, ОК 04; ОК 06; ОК 08; ОК 10 ПК-1.2, ПК-1.6, ПК-2.2 2 2 ОК 01; ОК 03, ОК 04; ОК 06; ОК 08; ПК-1.2, ПК-1.6, ПК-2.2 Практическое занятие Тематическая экскурсия с показом учебных классов, специальной военной техники, посещение музея части. Прикладной модуль: Раздел 5. 2 Содержание 2 казармы, 2 ОК 01; ОК 03, ОК 04; Тема. Методы оказания первой помощи гражданам при ЧС и автомобильных катастрофах ОК 06; ОК 08; ПК-1.2, ПК-1.6, ПК-2.2 Практическое занятие Тематическая экскурсия в Центр медицины и катастроф, с применением практических навыков по отработке неотложных состояний на тренажере для реанимационных действий. Выявление причин травмирования на производстве, в транспорте и в общественных местах. Самостоятельный выбор методов и средств помощи пострадавшим в ДТП, на производстве. 2 Промежуточная аттестация по дисциплине (дифференцированный зачёт) 2 Всего: 68 По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ, практических и иных занятий. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3. *Профессионально-ориентированное содержание может быть распределено по разделам (темам) или сконцентрировано в разделе Прикладной модуль 3 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета основ безопасности жизнедеятельности. Эффективность преподавания курса ОБЖ зависит от наличия соответствующего материально-технического оснащения. Это объясняется особенностями курса, в первую очередь его многопрофильностью и практической направленностью. Оборудование учебного кабинета: ● наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, стендов, схем, плакатов, портретов выдающихся ученых в области обеспечения безопасной жизнедеятельности населения и др.); ● тренажеры для отработки навыков оказания сердечно-легочной и мозговой реанимации с индикацией правильности выполнения действий на экране компьютера и пульте контроля управления — роботы-тренажеры типа «Гоша», «Максим» и др.; ● тренажер - манекен взрослого для отработки приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей; ● имитаторы ранений и поражений; ● образцы средств первой медицинской помощи: индивидуальный перевязочный пакет ИПП-1; жгут кровоостанавливающий; аптечка индивидуальная АИ-2; комплект противоожоговый; индивидуальный противохимический пакет ИПП-11; сумка санитарная; носилки плащевые; ● образцы средств индивидуальной защиты (СИЗ): противогаз ГП-7, респиратор Р-2, защитный костюм Л-1, общевойсковой защитный костюм и оборудования: общевойсковой прибор химической разведки, компас-азимут; дозиметр бытовой (индикатор радиоактивности); ● макеты: встроенного убежища, быстровозводимого убежища, противорадиационного укрытия, а также макеты местности, зданий и муляжи; ● образцы средств пожаротушения (СП); ● макет автомата Калашникова; ● электронный стрелковый тренажер Технические средства обучения: ● персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением; ● мультимедийный проектор; ● интерактивная доска ● Выход в локальную сеть. 4.2 Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий согласно федеральному перечню учебников https://fpu.edu.ru , Интернет-ресурсов, дополнительной литературы) Основные источники 1. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2021. – 368 c. 2. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник 1011 класс. – М.: Издательство «Просвещение», 2021. – 253 с. Дополнительные источники для преподавателей 1. Безопасность жизнедеятельности. Практикум: учебное пособие для среднего профессионального образования / Я. Д. Вишняков [и др.] ; под общей редакцией Я. Д. Вишнякова. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 249 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5534-01577-5. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/43460 2. Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. В. Абрамова [и др.] ; под общей редакцией В. П. Соломина. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 399 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-02041-0. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/45078 3. Бочарова, Н. И. Педагогика дополнительного образования. Обучение выживанию: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. И. Бочарова, Е. А. Бочаров. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 174 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-08521-1. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454510 4. Долгов, В. С. Основы безопасности жизнедеятельности : учебник / В. С. Долгов. – СанктПетербург : Лань, 2020. – 188 с. – ISBN 978-5-8114-3928-7. – Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/133903 5. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования/Н.В.Косолапова, Н.А. Прокопенко, Побежимова Е.Л — М.: Издательский центр «Академия», 2017. -368 с. 6. Пантелеева, Е. В. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / Е. В. Пантелеева, Д. В. Альжев. – 2-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2019. – 287 с. – ISBN 978-5-9765-1727-1. – Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/119416 Дополнительные источники для студентов 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) 2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 3. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 04.03.2013, с изм. от 21.03.1013) // СЗ РФ. — 1998. — № 13. — Ст. 1475. 4. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от 11.02.2013) // СЗ РФ. — 1994. — № 35. — Ст. 3648. 5. Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных прозводственных объектов» (в ред. от 04.03.2013) // СЗ РФ. — 1997. — № 30. — Ст. 3588. 6. Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (в ред. от 30.11.2011) // СЗ РФ. — 2002. — № 30. — Ст. 3030. 7. Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 05.04.2013) // СЗ РФ. — 1996. — № 23. — Ст. 2750. 8. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133. 9. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 25.06.2012) // СЗ РФ. — 2011. — N 48. — Ст. 6724. 10. Указ Президента РФ от 05.02.2010 № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2010. — № 7. — Ст. 724. 11. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в ред. от 18.04.2012) // СЗ РФ. — 2004. — № 2. — Ст. 121. 12. Приказ министра обороны РФ от 03.09.2011 № 1500 «О Правилах ношения военной формы одежды и знаков различия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, ведомственных знаков отличия и иных геральдических знаков и особой церемониальной парадной военной формы одежды военнослужащих почетного караула Вооруженных Сил Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте РФ 25.10.2011 № 22124) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2011. — № 47. 13. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.05.2012 № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» (в ред. от 07.11.2012) (зарегистрирован в Минюсте РФ 16.05.2012 № 24183) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2012. 14. Айзман Р.И., Омельченко И.В. Основы медицинских знаний: учеб. пособие для бакалавров. — М., 2013. 15. Кобяков Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни. — М., 2012. 16. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. Безопасность жизнедеятельности: практикум: учеб. пособие для учреждений нач. проф. образования. — М., 2013. 17. Микрюков В.Ю. Основы военной службы: учебник для учащихся старших классов сред. образовательных учреждений и студентов сред. спец. учеб. заведений, а также преподавателей этого курса. — М., 2014 18. Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М., 2013. 19. Общевойсковые уставы Вооруженных Сил РФ (ред. 2013 г.) — Ростов н/Д, 2013http://antycrim.boxmail.biz Искусство выживания 20. http://www.hsea.ru Первая медицинская помощь 21. http://www.meduhod.ru Портал детской безопасности 22. http://www.spas-extreme.ru Россия без наркотиков 23. http://www.obzh.info информационный веб-сайт (обучение и воспитание основам безопасности жизнедеятельности). 24. http://www.school-obz.org/ Информационно-методическое издание по основам безопасности жизнедеятельности 25. http://kombat.com.ua/stat.html Статьи по выживанию в различных экстремальных условиях 26. http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1132/index.htm Автономное существование в природе – детям 27. http://www.mnr.gov.ru Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) 28. https://www.gosnadzor.ru Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) 29. http://www.mchs.gov.ru Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) 30. http://www.mzsrrf.ru Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) 31. http://www.rostrud.info Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) 32. http://www.gsen.ru Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) 33. http://www.safety.ru ОАО НТЦ «Промышленная безопасность». 34. http://www.risot.safework.ru Российская Информационная Система Охраны Труда (РИСОТ) 35. http://www.mspbsng.org Межгосударственный совет по промышленной безопасности 36. http://www.ilo.org Международная организация труда (МОТ) 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Общая/профессиональная Раздел/Тема Тип оценочных мероприятий компетенция ОК 01, ОК 03, ОК 04, Р 1, Темы 1.1.,1.2, 1.3, 1.4, 1.5, Устный опрос Практическая работа (объектовая ОК 06, ОК 08 1.6, тренировка Выполнение экзаменационного теста ОК 01, ОК 03, ОК 04, Р 2, Темы 2.1.,2.2, 2.3, .2.4, Устный опрос Работа в группах ОК 06, ОК 08 2.5, 2.6, Выполнение экзаменационного теста ОК 01, ОК 03, ОК 04, Р 3, Темы 3.1, 3.2,3.3,3.4,3.5 Устный опрос Практические работы ОК 06, ОК 08; ОК 10 Контрольная работа Выполнение экзаменационного теста ОК 01, ОК 03, ОК 04, Р 4, Темы 4.1, 4.2, 4.3, Устный опрос Индивидуальный контроль ОК 06, ОК 08 4.4,4.5,4.6 Тренинг Практическая работа Контрольная работа Выполнение экзаменационного теста Р-5, Темы 5.1, 5.2, 5.3, 5.4, 5.5 ОК 01, ОК 03, ОК 04, ОК 06, ОК 08; ОК10 Устный опрос Индивидуальный контроль Практическая работа Контрольная работа Выполнение экзаменационного теста ПК 1.2, ПК 1.6, ПК 2.2 Разделы 1-5, прикладной модуль Устный опрос Индивидуальный контроль Практические работы 6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ № п/п 1 2 № пункта Дата рабочей внесения программы изменений и дополнений До внесения изменений и дополнений После изменений и дополнений Дата и № протокола рассмотрения цикловой комиссией Дата и № протокола рассмотрения методическим советом/ педагогическим советом