Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» - t ' T •Т ^Т В ЕРЖ Щ Ю : Директор I А11.0У СО «Камьппловскйй гуманитарно- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ. 01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ для специальности СПО 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» Форма обучения - очная Срок обучения - 2 года 10 мес. на базе основного общего образования Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический Камышлов, 2023 г. 1 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» и примерной программы учебной дисциплины ОГСЭ.01 «Основы философии» для образовательных учреждений, реализующих образовательные программы СПО, рекомендованной ФГУ «Федеральный институт развития образования» в качестве примерной программы для использования образовательными учреждениями при разработке программы учебной дисциплины «Основы философии» (разработчик Горелов А.А., доктор философских наук, вед. н. сотр. Института философии РАН). Разработчик: - Казанцева Ольга Михайловна, преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ СО «КГТТ» Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников социа анитарных, математических и естественно-научных дисциплин ГАПОУ СО «КП Председатель___ _____ Е.В. Е.В. Чудинова Чудинова СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УМР Т.А. Мадыгина СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И ДИСЦИПЛИНЫ ПРОГРАММЫ ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ стр. 4 УЧЕБНОЙ 5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ 10 13 3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01. «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ» 1.1. Область применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения. 1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена: Дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл 1.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: S основные категории и понятия философии; S роль философии в жизни человека и общества; ■S основы философского учения о бытии; S сущность процесса познания; S основы научной, философской и религиозной картин мира; S об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; ■S о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. 1.4. Планируемы результаты освоения дисциплины Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций: OK 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации OK 11 Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения 4 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки студентов 56 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 48 часов; самостоятельной работы студента 8 часов. 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: теоретические занятия практические занятия семинарские занятия Самостоятельная работа обучающегося (всего) Итоговая аттестация в форме текущего конт роля Объем часов 56 48 48 - 6 8 5 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины № п/п Наименование разделов и тем 1 Введение 1-2 2 3 -4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 Т 42 Философия как универсальное теоретическое мировоззрение. Основной вопрос философии. Основные категории и понятия философии. Роль философии в жизни человека и общества. Раздел 1. Предмет философии и ее история Тема 1.1. Основные понятия и предмет философии Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность. Предмет и определение философии. Самостоятельная работа обучающихся: Работа с философским словарем: смысл понятий «логика», «философия», «дискурсвностъ» Тема 1.2. Философия Древнего мира и средневековая философия Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия). Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель. Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика Контрольная работа Сем. 6 С/р 8 Уровень освоени я Коды общих компетенций и личностных результатов 2 ок 01,03,06 2 ок 01,03,04, 06,08 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 «Особенности античной философии» 17-18 19-20 21-22 Самостоятельная работа обучающихся: Творческое задание «Фшософские школы и учение о первоначалах Тема 1.3. Философия Возрождения и Нового времени Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания. Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка к семинарскому занятию Тема 1.4. Современная философия 23-24 Семинар «Основные направления философии XX века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм». 25-26 Философия бессознательного. Особенности русской философии. Русская идея 27-28 3 29-30 1 2 2 2 2 2 ОК 02 2 2 2 2 ОК 01,03,04, 06,08,11 Раздел 2. Структура и основные направления философии Тема 2.1. Методы философии и ее пнутреннее строение Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, 2 2 6 31-32 33-34 35-36 37-38 39-40 41-42 XX века. Основные картины мира философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, XX век). Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный, и др. Строение философии и ее основные направления, Тема 2.2. Учение о бытии и теория познания Онтология - учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность. Гносеология - учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и научной истин. Методология научного познания. Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к семинару 2 2 2 2 2 2 Тема 2.3. Этика и социальная философия Семинар «Этика» Социальная философия Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к семинару Семинар «Философия и глобальные проблемы современности» 2 2 2 45-46 47-48 Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостной личности. Роль философии в современном мире. Будущее философии. Контрольная работа «Содержание основных разделов философии» Итого: ОК 02 2 2 Тема 2.4. Место философии в духовной культуре и ее значение 43-44 ОК 02 2 2 2 42 6 8 2.3 Содержание учебной дисциплины В разделе «Введение» изучаются предмет, структура и функции философии, специфика философского знания, основные проблемы философии, значение философии для человека. Раздел 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ И ЕЁ ИСТОРИЯ Данный раздел учебной дисциплины изучает основные вехи мировой философской мысли, особенности и специфика каждой из исторических эпох развития философии, важнейшие концепции античной философии, философии эпох Средневековвя и Возрождения, Нового времени, немецкой классической философии, русской философии и философии XX века. Раздел 2. СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ Данный раздел философии изучает проблемы философской онтологии, понятие, формы и свойства бытия и материи, проблема человека в философии, сознательное и бессознательное в жизни человека, проблемы теории познания и социальной философии, а также этические проблемы философского знания. 7 З.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЗЛ. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета общегуманитарных дисциплин. Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - комплект учебно-наглядных пособий; - комплект электронных видеоматериалов; - задания для контрольных работ; - профессионально ориентированные задания; - материалы экзамена. Технические средства обучения: - персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением; - телевизор Залы: Библиотека, класс самоподготовки с выходом в интернет 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: Горелов, А.А. Основы философии: учебник для студентов СПО/А.А. Горелов.- М.: Академия, 2019 Горелов, А.А. Основы философии: учебник для студентов СПО/А.А. Горелов,- М.: Академия, 2009 Основы философии:учебник для студентов СПО /под ред. В.П. Кохановского - Ростов н/Д: Феникс,2018 Кохановский, В.П. Основы философии: учебник для СПО.- Ростов н/Д.: Феникс, 2005 Основы философии: учебник для студентов СПО /под ред. В.П. Кохановского - М.: КНОРУС, 2019 (электронная библиотека) Дополнительные источники: Основы философии: учебник для студентов СПО /под ред. В.П. Кохановского - М.: КНОРУС, 2019 (электронная библиотека) Губин, В.Д. Основы философии: учебник для студентов СПО /В.Д.Губин.- М.: ФОРУМИНФРА-М, 2005 Канке, В.А. Основы философии: учебник для студентов СПО /В.А.Канке.- М.:Высшая школа, 1999 Дополнительная для преподавателей Горелов, А.А. Основы философии: учебник для студентов СПО/А.А. Горелов.- М.: Академия, 2015 Горелов, А.А. Основы философии: учебник для студентов СПО/А.А. Горелов,- М.: Академия, 2007 Губин, В.Д. Основы философии: учебник для студентов СПО /В.Д.Губин.- М.: ФОРУМИНФРА-М, 2005 Канке, В.А. Основы философии: учебник для студентов СПО /В.А.Канке.- М.:Высшая школа, 1999 8 Матяш, Т.П. Основы философии: учебник для студентов СПО /Т.П. Матяш, JIB. Жаров, Е.Е. Несмеянов,- Ростов н/Д: Феникс, 2015 Основы философии:учебник для студентов СПО /под ред. В.П. Кохановского - Ростов н/Д: Феникс,2006 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Уметь: • ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; • определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков; • определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей; • сформулировать представление об истине и смысле жизни. Знать: • основные категории и понятия философии; • роль философии в жизни человека и общества; • основы философского учения о бытии; • сущность процесса познания; • об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; • о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Перечень общих компетенций, формируемых в процессе обучения ОК: 1,2, 3,4, 6,7,8, 11 Формы и методы контроля и оценки результатов обучения тестирование оценка выполнения самостоятельных работ устный опрос выполнение индивидуальных заданий представление доклада с оцениванием контрольная работа текущий контроль знаний Тестирование, оценка выполнения самостоятельных работ, устный опрос, выполнение индивидуальных заданий, участие в семинарах, представление доклада с оцениванием, текущий контроль знаний 9 5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ* № п/п № пункта рабочей программы Дата внесения изменений и дополнений До внесения изменений и дополнений После изменений и дополнений Дата и № протокола рассмотрения цикловой комиссией Дата и № протокола рассмотрения методическим советом/ педагогическим советом 1 2 10