Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» Директор ГАП®У СО РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 «КУЛЬТУРА РЕЧИ» для специальности СПО 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» Форма обучения - очная Срок обучения 2 года 10 месяцев на базе основного общего образования Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический Уровень освоения: базовый г. Камышлов, 2023 Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.08.2009 года. Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе типовой учебной программы Воителевой Г.Т. «Культура речи». Разработчик: Цытыркина Любовь Александровна - преподаватель ВКК, ГАПОУ СО «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников профессиональных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ» Председатель__/ J Щ № и* Е.В. Чудинова СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО: 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспорт программы учебной дисциплины 2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины 3. Условия реализации программы учебной дисциплины 4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 5. Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу 3 1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 «КУЛЬТУРА РЕЧИ» 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специа листов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения. 1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специ алистов среднего звена: дисциплина входит в общий гуманитарный и социальноэкономический цикл в состав вариативной части. 1.3. Требования к результатам освоения дисциплины: В результате изучения дисциплины студент должен знать: нормы современного русского литературного языка; основные формы речи; соотношение между языком и речью; функциональные стили русского языка; составляющие культуры речи: ясность, точность, выразительность, логич ность, эстетичность; изобразительно-выразительные возможности русского языка; основные правила оформления деловых документов. основные способы переработки текстовой информации; уметь: ориентироваться в различных языковых ситуациях, адекватно реализовы вать свои коммуникативные намерения; создавать профессионально значимые речевые произведения: владеть жан рами устной речи (вести профессиональную беседу, обмениваться информацией, вести дискуссию и т.д.) и письменной речи (составлять официальные письма, служебные запис ки, инструкции, различные юридические документы и т.п.; редактировать написанное); грамотно в орфографическом, пунктуационном и речевомотношении оформлять письменные тексты на русском языке, используя лингвистические словари и справочную литературу; соблюдать правила речевого этикета; анализировать предмет общения, организовывать обсуждение, управлять общением, использовать этикетные средства для достижения коммуникативных целей; выступать перед аудиторией. В результате освоения дисциплины у обучающихся формируются общие (ОК) компетенции: OK 1: Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, прояв лять к ней устойчивый интерес. ОК 6: Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руковод ством, потребителями. ОК 8: Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. OK 11: Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы 4 и правила поведения. 1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 84 часов, в том числе обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 56 часа; самостоятельной работы обучающегося 28 часов. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) Практические занятия Самостоятельная работа обучающегося (всего) Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 5 84 56 10 28 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.05 «Культура речи» Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Предмет, задачи, аспекты изучения курса «Культура речи». Введение Национальный язык и литературный русский язык. Современный русский литера турный язык, его признаки, характерные черты и свойства Нелитературные варианты языка. 1. РАЗДЕЛ. Нормативный аспект русского языка и культуры речи Тема 1.1. Норма в системе языка. Характерные особенности нормы. Кодификация. Структурно Языковая норма, ее языковые типы норм. роль в становлении и Нарушения норм современного литературного русского языка, пути их преодоления. функционировании Типы и причины возникновение лексических и грамматических ошибок в речи Типо литературногоязыка логия ошибок. Тема 1.2 Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение. Формы и типы Речевое взаимодей речи. Речевые жанры. Перевод письменной речи в устную. Основные единицы обще ствие. ния. Устная и письменная разновидности литературного языка. Язык и речь 2. РАЗДЕЛ. Коммуникативный аспект русского языка и культуры речи Тема Коммуникативные качества речи: правильность, точность, ясность, логичность, 2.1Коммуникативный доступность, информативность, чистота, краткость, уместность. аспект культуры речи Практическое занятие. Виды логических ошибок, средства достижения доступно сти, коммуникативные условия чистоты речи. Лексика ограниченной сферы употреб ления. Презентация. Тесты. Упражнения. Самостоятельная работа. Правильность как качество грамотной речи. Нарушения орфоэпических, лексических, морфологических, синтаксических, стилистических норм, пути их преодоления. Правка и анализ текстов. Тема 2.2. Условия создания выразительности; характеристика выразительных возможностей Богатство языка. эечи; образные средства в речи. Выразительность ре Лексическое богатство русского языка. чи. Средства речевой выразительности. Функции фигур речи и тропов. Объем часов 2 Уровень Формиру освоения емые ОК 1 8 2 2 2 2 4 2 36 2 2 2 2 6 2 2 2 2 2 2 2 ОК 1,6,8,11 ОК 1,6,8,11 Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функцио Тема 2.3. нальных стилей. Понятие стилистической нормы. Соотношение стилистических и ре Функциональные стили со- временного чевых ошибок. русского языка Практическое занятие. Функциональные разновидности литературного языка (научный, публицистический). Презентация. Тесты. Упражнения. Официально-деловой стиль. Признаки (долженствование, стандартизация, точность, Тема 2.4. Официально-деловой не допускающая инотолкования, отсутствие эмоциональности и др.), сфера функцио стиль современного нирования, жанровое разнообразие. русского языка Оформление официальных документов. Приемы унификации языка служебных доку ментов. Практическое занятие. Язык и стиль распорядительных документов. Составление протоколов, заявлений, докладных, расписок (стандартизация, отра ботка формы документа, типовой состав информации, назначение и формы предъяв ления, краткость). Презентация. Тесты. Упражнения. Самостоятельная работа. Анализ нарушений разных типов нормы официальноцеловых текстов (творческая работа). 3. РАЗДЕЛ. Этический аспект культуры речи Общение и коммуникация: сходства и различия. Основные единицы, сферы и виды Тема 3.1. Общение и общения. Ситуация общения и ее составляющие коммуникация Самостоятельная работа.Особенности коммуникаций. Законы эффективного слу шания. Приемы эффективного чтения. Факторы, затрудняющие речевое общение. Тема 3.2. Этические нормы речевой культуры. Понятие «речевой этикет». Речевой этикет и Культура устной и национальная специфика. Формула речевого этикета, его группы. письменной речи. Практическое занятие. Письменные и устные речевые жанры в профессиональ Этика общения и ре ной деятельности. Презентация.Тесты. Упражнения. чевой этикет Самостоятельная работа. История речевого этикета. Норма и традиция в этикете. Основные требования русского речевого этикета (творческая работа). Формирование языковой компетенции как главная задача культуры речи. Уровни Тема 3.3. Основные направле языковой компетенции. Языковые ошибки и способы их устранения. Словариния совершенствова- гправочники по культуре речи 4 2 2 3 4 2 2 2 2 2 6 3 22 2 2 4 2 4 2 2 2 4 2 2 2 ОК 1,6,8,11 ния навыков грамот Совершенствование орфографических, пунктуационных и речевых навыков. Работа ного письма и говоре по формированию умений практического использования словарей в процессе редак тирования текста. ния 4. РАЗДЕЛ. Основы публичного выступления Тема 4.1. Жанровая дифференциация публичных выступлений и отбор языковых средств при Ораторская речь си подготовке к выступлениям. стеме функциональ Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды ных стилей литера аргументов. турного языка Самостоятельная работа. История ораторского искусства. Ораторское искусство в профессиональной деятельности специалиста (реферат). Тема 4.2. Практическое занятие. Общие требования к публичному выступлению. Виды и Способы словесного структура публичной речи. Подготовка речи: выбор темы, цель речи. Способы сло оформления публич весного оформления публичного выступления. Понятность, информативность и выра зительность публичной речи. ного выступления. Тема 4.3. Искусство ведения спора (эристика). Сходство и различие понятий «диспут», «дис Логические и психоло куссия», «полемика», «спор». Типичные ошибки в аргументационной деятельности. гические приемы по Самостоятельная работа. Спор как форма организации человеческого бытия. лемики Споры в Древней Греции. Споры в современном обществе (творческая работа). Дифференцированный зачет Всего: Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности). 4 3 14 2 2 4 2 2 3 2 2 4 2 2 84 ОК 1,6,8,11 ЗЛ.Информационное обеспечение обучения Основные источники: Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учебник для СПО,- Ростов н/Д.: Фе никс, 2019 Антонова, Е.С. Русский язык и культура речи: учебник для СПО. - М.: Академия, 2018 Голубева, А. В. Русский язык и культура речи : учебник и практикум для СПО / А. В. Го лубева ; под ред. А. В. Голубевой. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 386 с. — (Се- рия :Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-7623-6.https://biblioonline.ru/book/043B1364-92C9-4949-9200-839FC64C49F3/russldy-yazyk-i-kultura-rechi Дополнительные источники: 1. Русский язык и культура речи : учебник и практикум для СПО / В. Д. Черняк, А. И. Ду- нев, В. А. Ефремов, Е. В. Сергеева ; под общ. ред. В. Д. Черняк. — 4-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 389 с. — (Серия : Профессиональ ное образование). — ISBN 978-5-534-00832-6.https://biblio-online.ru/book/C842573D-F2284FA8-8DE9-97D4EE07E52F/russkiy-yazyk-i-kultura-rechi 2. Боженкова, Р.К. Русский язык и культура речи: Учебник / Р.К. Боженкова. - М.: Флин- та, 2015. - 608 с. 3. Володина, Н.С. Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник- практикум. 20-е изд / Н.С. Володина и др. - М.: Флинта, 2014. - 320 с.та, 2016.-608 с. 4. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Го- луб И.Б.— Электрон, текстовые данные,— М.: Логос, 2014.— 432 с.— Ре жим доступа: http://www.iprbookshop.ru/39711.html,— ЭБС «IPRbooks» 5. Ипполитова, Н.А. Русский язык и культура речи: учебник / Н.А. Ипполито ва, О.Ю. Князева, М.Р. Савова. - М.: Проспект, 2016. - 440 с. 6. Котюрова, М.П. Культура научной речи: текст и его редактирование: Учеб ное пособие /М.П. Котюрова, Е.А. Баженова. - М.: Флинта, 2016. - 280 с. 7. Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи: учебник для вузов /Н. В. Кузнецова; - 3-е изд. - М. : Форум, 2015. - 368 с. - (Профессиональное образование). 8. Морозова С.М. Русский язык и культура речи. Часть I [Электронный ре сурс]: сборник тестов/ Морозова С.М.— Электрон, текстовые данные.— М., 2015.— 93 с.— Режим дос- тупа: http://www.iprbookshop.ru/46829.html.— ЭБС «IPRbooks» 9. Мурзинова, P.M. Русский язьж и культура речи (для СПО) / P.M. Мурзинова, В.В. Во- ропаев. - М.: КноРус, 2015. - 256 с. 10. Новикова Л.И. Правильность русской речи. Часть I [Электронный ресурс]: справоч- ник по культуре речи/ Новикова Л.И.— Электрон, текстовые данные.— М.: Рос сийский государственный университет правосудия, 2016.— 216 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/49609.html.— ЭБС «IPRbooks» 11. Черкасова, М.Н. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / М.Н. Черкасова, Л.Н. Черкасова. - М.: Дашков и К, 2015. - 352 с. 12. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи (2-е издание) [Электронный ресурс]: учебное пособие / Штрекер Н.Ю.— Электрон, текстовые данные.— М.: ЮНИТИДАНА, 2015.— 351 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52560.html.— ЭБС «IPRbooks» 13. Яцук, Н.Д. Культура речи: практикум / Н.Д. Яцук. - М.: Флинта, 2016. - 92 с. Словари и справочники 1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: Практический спра вочник / З.Е.Александрова. - 13-е изд., стер. - М.: Русский язык - Медиа, 2014. - 568, [8] с. 2. Ефремова Т.Ф. Словарь грамматических трудностей русского языка: более 2500 слов /Т.Ф. Ефремова, В.Г. Костомаров. - М.: Астрель: ACT: Хранитель, 2015. - 376 с. 9 3. Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произноше ние. Ударение.Грамматические формы. - 2-е изд., стереотип. - М.: Русский язык - Медиа, 2014.-893 с. 4. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Эксмо, 2005. - 944 с. 5. Ожегов С. И , Шведова НЮ . Толковый словарь русского языка / Россий ская академиянаук; Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополнен ное. - М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. - 944 с. 6. Русский орфографический словарь / Российская академия наук. Институт русскогоязыка им. В.В. Виноградова; О.Е. Иванова, В.В. Лопатин (отв. ред.), И.В. Нечаев, Л.К. Чельцова. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2005. - 960 с. 7. Солганик Г.Я. Толковый словарь. Язык газеты, радио, телевидения: ок. 10 000 слов и выражений. - М.: ACT: Астрель, 2014. - 749 с. 8. Толковый словарь русского языка начала XXI века. Актуальная лексика / под ред. Г.Н Скляревской. - М.: Эксмо, 2015. 1136 с. 9. Федоров А. И. Фразеологический словарь русского литературного язьпса. -М . ACT. -2008. - 880 с . - Интернет-ресурсы: 1. Электронный ресурс: Журнал, статьи, словарь. Форум, задачи по русскому языку 2. - Режим доступа: http://www. redaktor.ru. Электронный ресурс: Словари, ссылки. Грамотная речь Режим доступа: http://www. cultrechi. narod.ru. 10 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Формы и методы контроля и оценки результатов обучения освоенные умения: Знеаудиторная самостоятельная -ориентироваться в различных языковых ситуациях, забота, реферат, тестирование, адекватно реализовывать свои коммуникативные практические задания; творческие намерения; заботы, -создавать профессионально значимые речевые про изведения: владеть жанрами устной речи и письмен ной речи; -грамотно в орфографическом, пунктуационном и речевом отношении оформлять письменные тексты на русском языке, используя лингвистические словари и спра вочную литературу; -соблюдать правила речевого этикета; -анализировать предмет общения, организовывать обсуждение, управлять общением; -переводить устную информацию в письменную; -выступать перед аудиторией. Внеаудиторная самостоятельная усвоенные знания: -основные формы речи; работа, тесто-вые задания, реферат, практические задания, творческие - соотношение между языком и речью; задания - функциональные стили русского языка; - составляющие культуры речи: ясность, точность, нормированность, выразительность, логичность, эс тетичность; -изобразительно-выразительные возможности русскогоязыка; - основные правила оформления деловых докумен тов; - основные способы переработки текстовой инфор мации. Результаты (освоенные общие Основные показатели оценки Формы и методы компетенции) результата контроля и оценки ОК 1. Понимать сущность и социаль демонстрация интереса к буду Наблюдение за дея ную значимость своей будущей про щей профессии. тельностью фессии, проявлять к ней устойчивый осознает социальную значи студентов в процессе интерес. мость своей будущей профес освоения сии, обладает достаточным образовательной про уровнем профессионального граммы правосознания ОК 6. Работать в коллективе и в ко Текущий контроль в манде, эффективно общаться с колле взаимодействие с обучающи форме: гами, руководством, потребителями. мися, преподавателями в ходе защиты практических обучения, клиентами в ходе заданий с практики. использованием элементов ролевых игр Текущий контроль в ОК 8. Самостоятельно определять за дачи профессионального и личностно- самоанализ и коррекция ре форме: го развития, заниматься самообразо зультатов собственной работы; - защиты ванием, осознанно планировать по - стремится к саморазвитию, практическихзаданий; вышение квалификации. повышению своей квалифика - самостоятельных работ по темам дис ции имастерства. циплины, тестирова ния. ОК 11.Соблюдать деловой этикет, -соблюдать правила речевого Текущий контроль в форме: защиты прак культуру и психологические основы этикета; общения, нормыи правила поведения. -толерантность, умение пра тических заданий с вильно воспринимать окружа использованием эле ющих, взаимодействовать в ментов ролевых игр различных ситуациях. 12 Приложение 1 Планирование учебных занятий с использованием активных и интерактив ных форми методов обучения обучающихся Тема учебного занятия Активные и интерактивные формы и методы обучения Практическое занятие. Особенности деловой ком Разбор и решение проблемных си муникации туаций. Практическое занятие. Рекламные жанры: презен Урок-презентация тация, реклама. 5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАМ МУ* № п/п № пункта Дата рабочей внесения программы изменений и дополне ний До внесения изменений и дополнений После изменений и дополнений Дата и № протоко ла рассмотрения цикловой комисси ей Дата и № про токола рас смотрения ме тодическим советом/ педа гогическим со ветом 1 2 2