Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» ^ « 'U r T P T f . ^ . v , ^У ТВ ЕРЖ Д А Ю : ^ ^^ •^ ^и р ек то р ГЩ Ш СО РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.Ю «СТАТИСТИКА» для специальности СПО 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» Форма обучения - очная Срок обучения - 2 года 10 мес. на базе основного общего образования Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический Г. Камышлов, 2023 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государ ственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образова ния 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» (Приказ МОН РФ от 12.05.2014 г. N 508 «Об утверждении ФГОС СПО по специальности 40.02.01 «Право и организация социаль ного обеспечения». Разработчик: Чуркина Анна Тимофеевна - преподаватель высшей квалификационной ка тегории ГАПОУ СО «КГТТ» Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников профес сиональных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ» СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УПР СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УМР 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспорт программы учебной дисциплины 4 2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины 6 3. Условия реализации программы учебной дисциплины 10 4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 11 5. Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу 12 3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной про граммы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 40.02.01 «Право и организация социального обес печения» 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дис циплина входит в общепрофессиональный цикл. 1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: У1- собирать и обрабатывать информацию, необходимую для ориентации в своей профессиональной деятельности; У2- оформлять в виде таблиц, графиков и диаграмм статистическую информацию; - УЗ - исчислять основные статистические показатели; - У4 - проводить анализ статистической информации и делать соответствующие выводы. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: 31 -законодательную базу об организации государственной статистической отчетности и ответствен ности за нарушение порядка ее представления; - 33- современную структуру органов государственной статистики; - 33- источники учета статистической информации; 34- экономико-статистические методы обработки учетно-статистической информации; 35 - статистические закономерности и динамику социально-экономических процессов, происходя щих в стране. 1.4. Результатом освоения дисциплины является определенный этап сформированности следующих профессиональных и общих компетенций: - OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ПК 1.5. Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат ПК 2.1. Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии 1.6. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: ■ максимальной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов, в том числе: - обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 32 часов; - самостоятельной работы обучающегося - 16 часов. 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: практические занятия Самостоятельная работа обучающегося (всего) Объем часов 48 32 16 16 Итоговая аттестация по текущей успеваемости 5 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся Наименование разделов и тем Объем часов Уро вень освое ния Содержание учебного материала Понятие предмета и метода статистики. Основные разделы статистики: общая теория стати стики, демографическая статистика, экономическая статистика, социальная статистика, 1 страховая статистика и т.д. Связь статистики с другими экономическими дисциплинами. Статистическая методология. Содержание учебного материала Современная структура органов государственной статистики в Российской Федерации. Гос ударственный комитет по статистике РФ, его функции. Принципы организации государ 1 ственной статистики в РФ. Республиканские, областные (краевые), комитеты статистики, межрайонные, городские отделы статистики, их функции. Тема 1.2. Организация государственной стати стики в Российской Федерации Самостоятельная работа Составление схемы органов статистики Раздел 2. Теория статистического наблюдения Тема 2.1. Статистическое наблю дение Тема 2.2. Формы статистического наблю дения Самостоятельная работа Содержание учебного материала Понятие о статистическом наблюдении. Статистическое наблюдение - первый этап стати стического исследования. Объект и единица наблюдения. Программа наблюдения. Органи 1 зационный план статистического наблюдения. Виды статистического наблюдения. Пере писи - одна из форм специально организованного статистического наблюдения, их необхо димость и значение. Регистр предприятия, его необходимость и значение. Виды статистического наблюдения в 2 зависимости от времени регистрации фактов и степени охвата единиц совокупности. Содержание учебного материала Статистическая отчетность - основная форма статистического наблюдения. Требования, предъявляемые к статистической отчетности в соответствии с Положением о порядке пред ставления государственной статистической отчетности в РФ. Проверка достоверности ста 1 тистической отчетности. Типы ошибок, встречающихся в отчетах, пути их предупреждения и способы исправления. ок,пк ОК 1,4,5 Раздел 1. Статистика как наука Тема 1.1. Предмет и метод статистики Ф ормируемые 1 1 1 2 4 3 ОК 4,5 6 1 1 1 2 2 2 6 Работа с законом РФ от 13.05.1992 N2761-1 (ред. от 30.12.2001) "Об ответственности за нарушение порядка представ ления государственной статистической отчетности". Раздел 3. Сводка и группировка статистических данных. Наглядное представление статистических данных Тема 3.1. Сводка и группировка статистических данных. Статистические таб лицы. Графики Содержание учебного материала Понятие статистической сводки и группировки. Задачи сводки, виды сводок. Группировка основа научной обработки статистической информации. Понятие группировочного при знака, виды группировок: типологические, структурные, аналитические. Статистические 1 таблицы, их значение, правила построения статистических таблиц. Графическое изображе ние статистических данных и его значение. Основные элементы статистического графика. Правила построения столбиковых, линейных, секторных; диаграмм и картодиаграмм. Гра фическое изображение рядов распределения. Практическая работа Составление диаграмм и графиков на основании статистических данных. Графическое 1 изображение рядов распределения. Раздел 4. Абсолютные и относительные величины в статистике ОК 1,4,5 6 1 2 2 2 ОК 1,4,5 4 Содержание учебного материала Тема 4.1. Статистический показатель и его виды. Исчисление различных видов относительных 1 Понятие статистического показателя и его значение для изучения социально-экономиче ских явлений. Виды статис тических показателей. Абсолютные величины в статистике, их единицы измерения. Понятие относительных величин, их сущность. Взаимосвязь абсолют ных и относительных величин. Виды относительных величин: выполнение плана, струк туры, интенсивности уровня экономического развития, сравнения. Практические занятия 1 Исчисление различных видов относительных величин Раздел 5. Ряды динамики 1 1 2 2 ОК 1,4,5 4 1 Тема 5.1. Классификация рядов, правила их построения Практическая работа Составление рядов динамики для решения задач Понятие рядов динамики, их виды: интервальный, моментный и др. Уровни ряда динамики: 1 начальный, конечный. Показатели рядов динамики: абсолютные изменения, темпы роста (снижения), средние темпы роста (снижения). Абсолютное значение одного процента прироста. Раздел 6. Средние величины и показатели вариации Тема 6.1. Содержание учебного материала 4 ОК 1,4,5 6 1 1 7 Понятие и виды средних величии. Показатели вариации Понятие средней величины и ее значение для обобщения характеристик индивидуальных величин одного и того же вида. 1 Виды средних величин и методы их расчета в зависимости от характера исходных данных. Обязательные условия для исчисления достоверной средней величины. Показатели вариа ции и их значение в статистике. Практические занятия 1 Исчисление различных видов средних величин Самостоятельная работа Применение средних величин в решении задач. Раздел 7. Экономические индексы Тема 7.1. Понятие и виды индексов Содержание учебного материала Понятие индексов, индивидуальные индексы, их виды и порядок исчисления. Понятие об индексируемой величине и соизмерителях (весах). Агрегатная форма индекса - основная 1 форма экономического индекса. Агрегатные формы индексов физического объема продук ции, цен, стоимости, товарооборота в фактически действующих ценах. Ценные и базисные индексы. Взаимосвязь индексов. Практические занятия 1 Исчисление экономических индексов. Самостоятельная работа Вычисление взаимосвязей индексов Раздел 8. Разделы статистики Тема 8.1 Статистика продукции. Издержки производства и обращения Тема 8.2. Демографическая статистика Содержание учебного материала Понятие состава продукции промышленности, сельского хозяйства, строительства, транс 1 порта и связи. Основные показатели промышленной продукции (валовая, товарная, реали зованная, нормативно-чистая). Понятие издержек производства и обращения. Содержание учебного материала Понятие предмета и метода демографии (населения), объект демографии. Определение по стоянного наличного населения. Естественное и механическое движение населения (при 1 рост или убыль). Понятие трудоспособного возраста населения. Расчет уровня жизни насе ления. Самостоятельная работа Подготовка сообщения «Демографическая статистика РФ за последние годы». Содержание учебного материала Тема 8.3. 4 2 4 3 ОК 1,4,5 6 1 1 4 2 2 3 ОК 1,4,5 ПК 1.5, 2.1 11 2 1 2 2 4 2 1 8 Статистика трудовых ресурсов Тема 8.4. Страховая статистика Показатели рынка труда и его задачи, содержание рынка труда (экономически активное население, структурная занятость по отраслям и профессиям). Показатели использования 1 рабочего времени. Показатели занятости и безработицы. Баланс трудовых ресурсов. Сред несписочная численность работников. Содержание учебного материала Значимость страхования в период развития рыночных отношений. Понятие страхового 1 фонда. Экономическая категория страхования. Личное, имущественное страхование. Риск и страхование. Всего: 2 1 48 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 9 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Статистика» Оборудование учебного кабинета: Компьютеры 13 шт Технические средства обучения: мультимедиа, аудиовизуальные, интернет, СПС «Гарант». 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1) Статистика : учебное пособие СПО / В.Н. Салин,— М. : КноРус, 2019. (электронная библ-ка) 2) Мхитарян, B.C. Статистика: учебник для СПО.- М.: Академия, 2015 3) Макарова, Н.В. Статистика в Exel. - М: Академия, 2006 Дополнительные источники: 1. Береславская, В.А. Теория статистики: Учебное пособие/ Береславская В.А., Стрельникова Н.М., Хинканина Л.А. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2008. - 136 с. 2. Ефимова, М.Р. Общая теория статистики: Учебник/ Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 416 с. 3. Рудакова, Р.П. Статистика/ Рудакова Р.П., Букин Л.Л., Гаврилов В.И. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2007 - 288 с.: ил. 1. Салин, В.Н. Система национальных счетов: Учеб. пособие./ Салин В.Н., Кудряшова С.И. М.: Финансы и статистика, 2006. - 272 с. 2. Салин, В.Н. Курс теории статистики для подготовки специалистов финансово-экономиче ского профиля: учебник/ Салин В.Н., Чурилова Э.Ю. - М.: Финансы и статистика, 2007. 480 с.: ил. 3. Социальная статистика: Учебник / Под ред. чл.-кор. РАН И.И. Елисеевой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 480 с.: ил. 4. Социально-экономическая статистика: Практикум: Учеб. пособие / Под ред. Салина В.Н., Шпаковской Е.П. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 192с. 5. Статистика: Учеб. пособие / Багат А.В., Конкина М.М., Симчера В.М. и др.; Под ред. В.М. Симчеры. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 368 с.: ил. 6. Статистика: Учеб. пособие / Харченко Л.П., Ионин В.Г., Глинский В.В. и др.; Под ред. канд. экон. наук, проф. В.Г. Ионина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 445 с. 7. Теория статистики: учебник / Шмойлова Р.А., Минашкин В.Г., Садовникова Н.А., Шувалова Е.Б.; под ред. Шмойловой Р.А. - 5-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 656 с.: ил. 8. Статистика: Учебник/ Толстик Н.В., Матегорина Н.М. -Изд.4-е, допол. и перераб.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.-344 с. Интернет-ресурсы: http:// statistika.ru/ 10 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в про цессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися ин дивидуальных заданий. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания, ПК, ОК,) У1 собирать и обрабатывать информацию, необходимую для ориентации в своей профессиональной деятельности; У2 оформлять в виде таблиц, графиков и диаграмм стати стическую информацию; УЗ исчислять основные статистические показатели; У 4 проводить анализ статистической информации и делать соответствующие выводы; 31 законодательную базу об организации государственной статистической отчетности и ответственности за наруше ние порядка ее представления; 32 современную структуру органов государственной стати стики; 33 источники учета статистической информации; 34экономико-статистические методы обработки учетно статистической информации; 35 статистические закономерности и динамику социальноэкономических процессов, происходящих в стране. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессио нальных задач, профессионального и личностного разви тия. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Оценка выполнения практиче ского занятия Решение ситуационных задач Решение ситуационных задач Оценка выполнения практиче ского занятия ПК 1.5. Осуществлять формирование и хранение дел полу чателей пенсий, пособий и других социальных выплат Решение ситуационных задач ПК 2.1. Поддерживать базы данных получателей пенсий, Оценка выполнения практиче пособий, компенсаций и других социальных выплат, а ского занятия также услуг и льгот в актуальном состоянии 11 5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ* № п/п № пункта рабочей программы Дата внесения изменений и дополне ний До внесения из менений и дополнений После изменений и дополнений Дата и № прото кола рассмотрения цикловой комис сией Дата и № про токола рас смотрения ме тодическим советом/ педа гогическим со ветом 12