Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.15 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» для специальности СПО 40.02.01«Право и организация социального обеспечения» Форма обучения - очная Срок обучения - 2 года 10 мес. на базе основного общего образования Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический Камышлов, 2023 г. Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» (Приказ МОН РФ от 12.05.2014 г. N 508 «Об утверждении ФГОС СПО по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения»). Разработчик: Сухов Олег Борисович - преподаватель первой квалифицированной катего рии ГАПОУ СО «КГТТ». Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников про фессиональных дисниплйн ГАПОУ СО «КГТТ» СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УПР СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УМР Мадыгина Т.А. 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 14 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 15 5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ 17 3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 1.1 Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является частью программы подготовки специалистов среднего звена, составленной в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения». Рабочая программа может быть использована в образовательных программах при подготовке, переподготовке и повышении квалификации рабочих кадров профессий социальноэкономического профиля. 1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл. 1.3 Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негатив ных воздействий чрезвычайных ситуаций; - предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; - использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового по ражения; применять первичные средства пожаротушения; - ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии; - применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией; - владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельно сти и экстремальных условиях военной службы; - оказывать первую помощь пострадавшим; В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития со бытий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явле ниях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе нацио нальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятель ности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; - задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в доб ровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. Действующее законодательство предусматривает обязательную подготовку по основам во енной службы для лиц мужского пола, которая должна проводиться во всех профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего - 4 образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования. В связи с этим, программой предусмотрено проведение в конце учебного года, для обучающихся муж ского пола, пятидневных учебных сборов(35 часов), сочетающих разнообразные формы органи зации теоретических и практических занятий. В итоге у юношей формируется адекватное пред ставление о военной службе, развиваются качества личности, необходимые для ее прохожде ния. 1.4 Результатом освоения дисциплины является определенный этап сформированности следу ющих профессиональных и общих компетенций: OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выпол нения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответ ственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного вы полнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной дея тельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, по требителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат вы полнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, зани маться самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы. ОК 10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда. OK 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и пра вила поведения. ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению. ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реали зации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты. ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной за щиты. ПК 1.3. Рассматривать пакет документов для назначения пенсий, пособий, компенсаций, других выплат, а также мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите ПК 1.4. Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и коррек тировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии. ПК 1.5. Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других со циальных выплат. ПК 1.6. Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионно го обеспечения и социальной защиты. ПК 2.1. Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других соци альных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии. ПК 2.2. Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите и осуществлять их учет, используя информационно-компьютерные технологии. ПК 2.3. Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категори ями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите. 5 1.6 Количество часов на освоение программы дисциплины: в максимальной учебной нагрузки обучающегося -102 часа, в том числе: - обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -68 часов, - самостоятельной работы обучающегося - 34 часа. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: теоретические занятия практические занятия Самостоятельная работа обучающегося (всего) Итоговая аттестация в форме зачета Объем часов 102 68 48 20 34 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся 2 Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и организация защиты населения Содержание Общая характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характе Тема 1.1 1 Чрезвычайные ситуации ра, источники их возникновения. природного, техногенного Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабам их распространения и тяжести 2 и военного характера последствий. Чрезвычайные ситуации военного характера, которые могут возникнуть на террито 3 рии России в случае локальных вооруженных конфликтов или ведения широкомас штабных боевых действий. Основные источники чрезвычайных ситуаций военного характера - современные 4 средства поражения. Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся на темы: -Прогнозирование чрезвычайных ситуаций. -Теоретические основы прогнозирования чрезвычайных ситуаций. -Прогнозирование природных и техногенных катастроф. -Порядок выявления признаков чрезвычайной ситуации и оценки обстановки. (Исследовательская работа с проектом-презентацией) Содержание Тема 1.2 МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения и тер 1 Организационные основы риторий от чрезвычайных ситуаций. Основные задачи МЧС России в области граж по защите населения от данской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 1 Раздел 1 Объ ем часов Уро вень осво ения 3 4 28 2 2 Фор миру емые ПК, ОК 5 ОК 112; ПК. 1.11.6, 2.1-2.3, 2\4 2\6 2\8 3 8 2 2\10 7 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситу аций (РСЧС). Основная цель создания этой системы, основные задачи РСЧС по за щите населения от чрезвычайных ситуаций, силы и средства ликвидации чрезвычай ных ситуаций. Гражданская оборона, ее структура и задачи по защите населения от опасностей, воз 3 никающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся на тему: Деятельность государства в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций. (Сообщение с проектом-презентацией) Содержание чрезвычайных ситуаций мирного и военного време ни 2 Основные принципы и нормативно-правовая база защиты населения от чрезвычай ных ситуаций. Федеральные законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности. Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций. Порядок использования 2 инженерных сооружений для защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Тема 1.3 Организация и выполнение эвакуационных мероприятий. Основные положения по Организация защиты насе эвакуации населения в мирное и военное время. Организация эвакумероприятий при ления от чрезвычайных си стихийных бедствиях, авариях и катастрофах. туаций мирного и военного Назначение и порядок применения средств индивидуальной защиты органов дыха времени ния, кожи и средств медицинской защиты в чрезвычайных ситуациях. Практические занятия Планирование и организационные вопросы выполнения эвакуационных мероприя 1 тий. Действия при получении сигнала о ЧС. Применение средств индивидуальной защиты в чрезвычайных ситуациях. Выполне 2 ние нормативов по надеванию респиратора, противогазов ГП-5 и ИП-5, ОЗК и ко стюма Л-1. Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся на темы: -Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций (АСДНР). -Основа организации АСДНР. -Особенности проведения АСДНР на территории, зараженной (загрязненной) радиоактивными и отравляющими (аварий но-химически опасными) веществами, а также при стихийных бедствиях. (Работа над подготовкой группового реферата с проектом- презентацией.) 1 Тема 1.4 2\12 2\14 2\10 3 2\16 2 2\18 2\20 3 4\24 4\14 3 Содержание 8 Общие понятия об устойчивости объектов экономики в чрезвычайных ситуациях. Обеспечение надежной защиты рабочих и служащих, повышение надежности инже нерно-технического комплекса, обеспечение надежности и оперативности управле ния производством, подготовка объектов к переводу на аварийный режим работы, подготовка к восстановлению нарушенного производства. Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся на тему:. Основные мероприятия, обеспечивающие повышение устойчивости объектов экономики. (Сообщение с проектомпрезентацией) Основы военной службы Раздел 2 Обеспечение устойчивости функционирования объек тов экономики 1 2 1 Тема 2.1 Основы обороны государ ства 2 3 4 Содержание Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Национальные ин тересы России. Основные угрозы национальной безопасности Российской Федера ции. 2\26 2\28 2 3\17 3 ОК 112; ПК.1.11.6, 2.1-2.3 32 2\30 Военная доктрина Российской Федерации. Обеспечение военной безопасности Рос сийской Федерации, военная организация государства, руководство военной органи зацией государства. 2\32 Вооруженные Силы Российской Федерации - основа обороны Российской Федера ции. Другие войска, их состав и предназначение. Виды Вооруженных Сил, рода войск и их предназначение. 2\34 2 2\36 Практические занятия 3 Экскурсия в войсковую часть 75485 г. Камышлов Самостоятельная внеаудиторная работа студентов на темы: -Терроризм как серьезная угроза национальной безопасности России. -Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль в системе обеспечения национальной без опасности страны. (Подготовка реферата с проектом-презентацией) 2\38 4Y21 2 3 9 Содержание Тема 2.2 Военная служба - особый вид федеральной государ ственной службы 1 Правовые основы военной службы. Воинская обязанность, ее основные составляю щие. 1\39 2 Прохождение военной службы по призыву и по контракту. 1\40 3 Общие должностные и специальные обязанности военнослужащих. 2\42 4 Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Уголовная ответственность военно служащих за преступления против военной службы. 2\44 2 Практические занятия 4 Отработка строевых приемов в строю и в движении 2\46 5 Выполнение нормативов по разборке и сборке АК-74, снаряжению магазина к АК. 4\50 Выполнение нормативов ГТО. Практическая стрельба из пневматической винтовки, метание гранаты. Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся на тему: Требования воинской деятельности, предъявляемые к физическим, психологическим и профессиональным качествам во еннослужащего.(Исследовательская мини-работа по изучению перечня военно-учетных специальностей и определению среди них родственных полученной профессии; анализу профессиональной деятельности и изучению возможностей при менения профессиональных знаний в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответ ствии с полученной профессией.) 6 3 2\52 6V27 3 Содержание 1 Тема 2.3 Основы военнопатриоти ческого воспитания 2 Боевые традиции Вооруженных Сил России. Символы воинской чести. Боевое знамя воинской части - символ воинской чести, доблести и славы. Патриотизм и верность воинскому долгу - основные качества защитника Отечества. Дружба, войсковое товарищество - основы боевой готовности частей и подразделе ний. Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся на темы: -Ордена, почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. -Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. (Подготовка реферата с проектом-презентацией) 2\54 2 2\56 4\31 3 10 Раздел 3 ОК 112; ПК.1.11.6, 2.1-2.3, Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Содержание Здоровье человека и здоровый образ жизни. Здоровье - одна из основных жизненных 1 ценностей человека. Факторы, формирующие здоровье, и факторы, разрушающие здоровье. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. Правовые основы оказания первой медицинской помощи. Ситуации, при которых че 2 ловек нуждается в оказании первой медицинской помощи. Первая медицинская по Тема 3.1 мощь при ранениях. Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помо Здоровый образ жизни как щи. Первая медицинская помощь при травмах. необходимое условие со Практические занятия хранения и укрепления здоровья человека и обще 1. Отработка навыков оказания первой медицинской помощи при кровотечениях. 7 ства 2. Отработка навыков оказания первой медицинской помощи при травмах опорно двигательного аппарата. 2\58 2 4\62 2\64 3 1. Отработка навыков оказания первой медицинской помощи при отравлении ава рийно-химически опасными веществами (АХОВ). 2. Оказание первой медицинской помощи при ожогах. Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся на темы: -Здоровье физическое и духовное, их взаимосвязь и влияние на жизнедеятельность человека. - Общественное здоровье. -Вредные привычки и их влияние на здоровье. (Подготовка реферата с проектом-презентацией) Зачет Всего аудиторная работа Всего самостоятельная работа ИТОГО максимальная учебная нагрузка 8 2\66 3\34 3 2 68 34 102 11 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач Тематический план проведения учебных сборов (для юношей) № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Тема занятия Тактическая подготовка Огневая подготовка Радиационная, химическая и биологическая защита Общевоинские уставы Строевая подготовка Физическая подготовка Военно-медицинская подготовка Основы безопасности военной службы Итого 1-й день Количество часов 2-й 3-й 4-й день день день 2 1 3 2 5-й день 1 4 2 2 4 1 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 1 1 7 Общее количество часов 4 9 8 4 5 2 1 7 7 7 7 35 Действующее законодательство предусматривает обязательную подготовку по основам военной службы для лиц мужского пола, которая должна проводиться во всех профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования. В связи с этим, программой предусмотрено проведение в конце учебного года, для обучающихся мужского пола, пятидневных учебных сборов(35 часов), сочетающих разнообразные формы организа ции теоретических и практических занятий. В итоге у юношей формируется адекватное представление о военной службе, развиваются качества личности, необходимые для ее прохождения. 12 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Безопас ность жизнедеятельности». Оборудование учебного кабинета: • многофункциональный комплекс преподавателя; • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, стендов, схем, плакатов, портретов выдаю щихся ученых в области обеспечения безопасной жизнедеятельности населения и др.); • информационно-коммуникативные средства; • экранно-звуковые пособия; • тренажеры для отработки навыков оказания сердечно-легочной и мозговой реанимации с ин дикацией правильности выполнения действий на экране компьютера и пульте контроля управ ления — роботы-тренажеры типа «Гоша» и др.; • тренажер для отработки действий при оказании помощи в воде; • имитаторы ранений и поражений; • образцы аварийно-спасательных инструментов и оборудования (АСИО), средств индивиду альной защиты (СИЗ): противогаз ГП-7, респиратор Р-2, защитный костюм Л-1, общевойсковой защитный костюм, общевойсковой прибор химической разведки, компас-азимут; дозиметр бытовой (индикатор радиоактивности); • учебно-методический комплект «Факторы радиационной и химической опасности» для изуче ния факторов радиационной и химической опасности; • образцы средств первой медицинской помощи: индивидуальный перевязочныйпакет ИПП-1; жгут кровоостанавливающий; аптечка индивидуальнаяАИ-2; комплект противоожоговый; ин дивидуальный противохимический пакет ИПП-11; сумка санитарная; носилки плащевые; • образцы средств пожаротушения (СП); • макеты: встроенного убежища, быстровозводимого убежища, противорадиационного укры тия, а также макеты местности, зданий и муляжи; • макет автомата Калашникова; • электронный стрелковый тренажер; • обучающие и контролирующие программы по темам дисциплины; • комплекты технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструк ции по их использованию и технике безопасности; • библиотечный фонд. (Письмо Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием») 3.2 Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: Ястребов, Г.С. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф: уч. пособие для студен тов СПО. - Ростов н/Д: Феникс ,2015 Дополнительные источники: Арустамов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов СПО. - М.: Акаде мия, 2005 Сапронов, Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие для студентов СПО. - М. : Академия, 2002 13 Хван, Т.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие для студентов СПО. М.: Академия, 2005 1. Армия государства Российского и защита Отечества / Под ред. В.В.Смирнова. - М., 2015. 2. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности. М.: Академия, 2014 3. Васнев В.А.Основы подготовки к военной службе. — М., 2012. 4. Дуров В.А.Отечественные награды. — М.: Просвещение, 2015. 5. Дуров В.А. Русские награды XVIII — начала XX в. - М., 2013. 6. Конституция Российской Федерации (действующая редакция). 7. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Вестник военной инфор мации. - 2020. - № 2. 8. Мугин О.Г. Безопасность жизнедеятельности. Чрезвычайные ситуации М.:МИР, 2013 9. Петров С.В.Первая помощь в экстремальных ситуациях: практическое пособие / С.В.Петров, В.Г.Бубнов. - М., 2020. 10. Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности: учеб.пособие для СПО. - М.: Академия, 2012 . 11. Федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинскойобязанности и военной службе», «Об альтернативной гражданской службе», «О внесении изменений в Федераль ный закон «О воинской обязанности и военной службе». 12. Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция). Интернет-ресурсы: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Официальный сайт МЧС России: http://www.mchs.gov.ru. Портал Правительства России: http://govemment.ru. Портал Президента России: http://kremlin.ru. http://www.obzh.info/ -всё, что необходимо знать о личной безопасности жизни и безопас ном поведении http://army.armor.kiev.ua/ - На сайте показаны униформа и знаки отличия, рассказано о во инских званиях, много материалов из военной истории, науки и практики http://www.bti.secna.ru/bgd/azbuka.html - Полнотекстовой учебник: Ю. Г. Афанасьев, А. Г. Овчаренко, С. JI. Раско, JI. И. Трутнева. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения при чрезвычайных ситуациях в условиях мирного и военного времени. http://www.obzh.ru/ - на данном веб-сайте представлены уникальные учебные материалы, авторские программы, а также методические пособия, нормативные документы, статьи и публикации как для обучающихся и педагогов, так и для родителей и всех кто интересуется проблемами безопасности жизнедеятельности http ://www. spas-extreme.ru/ - здесь вы найдете ответы на все вопросы, касающиеся обучения детей основам безопасности в самых разных ситуациях. На сайте размещены обучающие сервисы, викторины, игры, конкурсы, методическая литература. http://www.school-obz.org/ - сайт журнала ОБЖ 14 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в про цессе проведения практических занятий и выполнения обучающимися индивидуальных зада ний самостоятельной работы. Результаты обучения Освоенные умения - организовывать и проводить мероприятия по защите ра ботающих и населения от негативных воздействий чрез вычайных ситуаций; - предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; - использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; - ориентироваться в перечне военно-учетных специаль ностей и самостоятельно определять среди них род ственные полученной профессии; - применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией; - владеть способами бесконфликтного общения и саморе гуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; - оказывать первую помощь пострадавшим; Усвоенные знания - принципы обеспечения устойчивости объектов эконо мики, прогнозирования развития событий и оценки по следствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противо действия терроризму как серьезной угрозе националь ной безопасности России; - основные виды потенциальных опасностей и их послед ствия в профессиональной деятельности и быту, прин ципы снижения вероятности их реализации; - основы военной службы и обороны государства; - задачи и основные мероприятия гражданской обороны; - способы защиты населения от оружия массового пора жения; меры пожарной безопасности и правила без опасного поведения при пожарах; - организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; - основные виды вооружения, военной техники и специ ального снаряжения, состоящих на вооружении (осна щении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные професси ям СПО; - область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Наблюдение и анализ результатов Тестирование, собеседование Устная, письменная оценка зна ний, умений по результатам про межуточного контроля Наблюдение и анализ результатов Тестирование, собеседование Устная, письменная оценка зна ний, умений по результатам про межуточного контроля 15 - порядок и правила оказания первой помощи пострадав шим. Общие компетенции (ОК) ОК 1-12 Наблюдение и анализ результатов Тестирование, собеседование Устная, письменная оценка зна ний, умений по результатам про межуточного контроля Профессиональные компетенции (ПК) ПК.1.1-1.6; 2.1-2.3 Наблюдение и анализ результатов Тестирование, собеседование Устная, письменная оценка зна ний, умений по результатам про межуточного контроля 16 5 .ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ № п\п № пункта ра Дата внесе До внесения После изме бочей про ния измене изменений и нений и до граммы ний и до дополнений полнений полнений Дата и № Дата и № протокол рас протокола рассмотрения смотрения методическим цикловой комиссии советом 17