М инистерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» УТВНРЖДА1б:к gv/, Директор ГАПОУ СО ^ «Камышловский гуманитарнотехнолррическйй техникум» Щ, р: ШШБочкарева Приказ №317 - ОД от 19.05.2023 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02 «ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ОРГАНОВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» для специальности СПО 40.02.01 «Право и оргавизация социальвого обесвечеввя» Форма обучения - очная Срок обучения 2 года 10 месяцев Уровень освоения: базовый Камышлов, 2023 Рабочая программа ПМ. 02 разработана на основе Ф едерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» (Приказ М ОН РФ от 12.05.2014 г. N 508 «Об утверждении ФГОС СПО по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения»). Разработчики: Чудинова Елена Васильевна - преподаватель Государственного автономного профессионально го образовательного учреждения Свердловской области «Камыш ловский гуманитарно технологический техникум» Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников про фессиональных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ» П редседатель______/ p - / f ! Е.В. Чудинова СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УПР _ Н.А. Польдяева СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УМР ШсС j / т.А . М адыгина т~ СОГЛАСОВАНО заместитель руководителя клиентской службы в городе Камыщлове управления организации работы клиентских служб ОСФР по Свердловской области ...._____ Комарова Н. В СОГЛАСОВАНО: Заместитель начальник Управления социальной политики №8 IП рожерина Ю. А / i 2 СОДЕРЖ АНИЕ 1. Паспорт программы профессионального м о д у л я ...................................... 2. Результаты освоения профессионального м о д у л я ..................................... 3. Структура и содержание профессионального м о д у л я ............................... 4. Условия реализации программы профессионального м о д у л я ............... 5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля 6. Лист изменений и дополнений, внесённых в рабочую программу 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 1.1. Область применения программы. Рабочая программа профессионального модуля, является частью образовательной программы подготов ки специалистов среднего звена по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности СПО 40.02,01 «Право и организация социального обеспечения» (базовой подготовки) в части освоения вида деятельности: организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации и соответствующих профессиональных компетен ций (ПК): ПК 2.1. Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии. ПК 2.2. Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите и осуществлять их учет, используя информа ционно-компьютерные технологии. ПК 2.3. Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите. 1.2. Цели и задачи модуля - требования к результатам освоения модуля: С целью овладения указанным видом деятельности и соответствующими профессиональными компе тенциями обучающийся в результате освоения профессионального модуля должен: иметь практический опыт: - поддержания в актуальном состоянии базы данных получателей пенсии, пособий, компенсаций, услуг, льгот, и других социальных выплат с применением компьютерных технологий; - выявления и осуществления учета лиц, нуждающихся в социальной защите; - организации и координирования социальной работы с отдельными лицами, семьями и категориями граждан, нуждающимися в социальной поддержке и защите с применением компьютерных и теле коммуникационных технологий; - консультирования граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспече ния и социальной защиты населения с применением компьютерных и телекоммуникационных техно логий; - участия в организационно-управленческой работе структурных подразделений органов и учреждении социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации. уметь: - поддерживать в актуальном состоянии базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций, услуг и других социальных выплат с применением компьютерных технологий; - выявлять и осуществлять учет лиц, нуждающихся в социальной защите; - участвовать в организационно-управленческой работе структурных подразделений органов и учре ждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда РФ; - взаимодействовать в процессе работы с органами исполнительной власти, предприятиями, учрежде ниями, общественными организациями; - собирать и анализировать информацию для статистической и другой отчетности; - выявлять по базе данных лиц, нуждающихся в мерах государственной социальной поддержкиипо мощи с применением компьютерных технологий; - принимать решения об установлении опеки и попечительства; - осуществлять контроль и учет за усыновленными детьми, детьми, принятыми под опекуипопечи тельство, переданными на воспитание в приемную семью; - направлять сложные или спорные дела по пенсионным вопросам, по вопросам оказания социальной помощи вышестоящим в порядке подчиненности лицам; - разграничивать компетенцию органов социальной защиты населения, Пенсионного фонда РФ, опре делять их подчиненность, порядок функционирования: - применять приемы делового общения и правила культуры поведения в профессиональной деятельно сти; - следовать этическим правилам, нормам и принципам в профессиональной деятельности, знать: - нормативные правовые акты федерального, регионального, муниципального уровней, локальные нормативные акты организаций, регулирующие организацию работы органов Пенсионного фонда РФ и социальной защиты населения; - систему государственных органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионно го фонда РФ; 4 - организационно-управленческие функции работников органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда РФ; - передовые формы организации труда, информационно-коммуникационные технологии, применяемые в органах Пенсионного фонда РФ, органах и учреждениях социальной защиты населения; - процедуру направления сложных или спорных дел по пенсионным вопросам и вопросам оказания социальной помощи вышестоящим в порядке подчиненности лицам; - порядок ведения базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных вы плат, оказания услуг; - документооборот в системе органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсион ного фонда РФ; - федеральные, региональные, муниципальные программы в области социальной защиты населения и их ресурсное обеспечение; - Кодекс профессиональной этики специалиста органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда РФ. 1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля: Всего - 153 часов, в том числе: ■ максимальной учебной нагрузки обучающегося - 117 часов, включая: - обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 78 часов, - самостоятельной работы обучающегося - 39 часов, и учебной практики - 36 часов. 5 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимся видом деятельности: организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями, а также достижение результатов личностного развития: Код Наименование результата обучения ОК 9 Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социаль ных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите и осуществлять их учет, используя ин формационно-компьютерные технологии Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполне ния профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответствен ность Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выпол нения профессиональных задач, профессионального и личностного развития Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной дея тельности Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потре бителями Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выпол нения заданий Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы ОК 10 Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда ОК И Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения ОК 12 Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.3 ОК 1 ОК 2 ОКЗ ОК 4 ОК 5 ОК6 ОК 7 ОК 8 6 3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 3.1. Тематический план профессионального модуля. Формиру емые ПК, ОК ПК 2.1; ПК 2.2; ПК 2.3 ОК 1-12 Наименования разделов про фессионального модуля МДК 02.01. Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации Учебная практика Всего: Всего часов (макс. учебная нагрузка и практика) 117 Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса Самостоятельная Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося работа обучающегося, в т. ч. практические Всего, часов часов занятия, часов Практика Учеб ная, часов 78 36 39 36 78 36 39 36 Производственная (по профилю специаль ности), ч ас о в 36 153 - 7 3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю Наименование разделов про фессионального модуля, меж дисциплинарных курсов и тем Содержание учебного материала, лабораторные практические работы, самостоя тельная работа обучающихся МДК.02,01. Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного Фонда Рос сийской Федерации Раздел 1. Органы социальной защиты населения Тема 1.1. Общие понятия со циальной защиты населения Тема 1.2. Государственная си стема социальной защиты Тема 1.3. Система социально го обслуживания и социаль ных услуг Тема 1.4. Система государ ственной социальной помощи Тема 1,5. Законодательство в области социальной защиты Тема 1.6. Источники финан сирования социальной защи ты населения Тема 1.7. Общая характери- Объ ем часов Уро вень осво ения 117 ПК 2.1; ПК 2.2; ПК 2.3 ОК 1-12 36 Содержание учебного материала Понятия «трудная жизненная ситуация», «социальная защита», «социальное обеспечение», «социальное страхование», «социальная поддержка». Право граждан на социальную защиту, её принципы. Категории граждан, нуждающиеся в социальной защите. Социальное обеспе чение как механизм реализации социальной защиты населения. Содержание учебного материала Понятие государственной системы социальной защиты Формы, виды, финансовые источни ки, нормативно-правовые акты, органы социальной защиты. Государственная система соци альных пособий и компенсационных выплат. Содержание учебного материала Система социального обслуживания. Формы социального обслуживания. Типы учреждений социального обслуживания. Перечень социальных услуг. Содержание учебного материала Государственная социальная помощь в денежной форме, её характеристика. Государствен ная социальная помощь в натуральной форме, её характеристика. Система социальных льгот и преимуществ. Содержание учебного материала Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность системы социаль ной защиты населения в РФ. Нормативно-правовые акты федерального уровня. Нормативно правовые акты регионального уровня. Нормативно-правовые акты муниципального уровня. Нормативно-правовое регулирование социальной защиты населения в КБР. Содержание учебного материала Государственные внебюджетные социальные фонды: Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд РФ. Фонды социальной под держки населения. Содержание учебного материала Формиру емые ПК, ОК 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 стика органов социального обеспечения Тема 1.8. Министерство труда и социального развития РФ Тема 1.9. Органы исполни тельной власти субъектов РФ Тема 1.10. Организация дея тельности управления соци альной защиты населения района (города) Тема 1.11. Государственная служба медико социальной экспертизы Общая характеристика органов социального обеспечения. Основы научной организации тру да в системе социальной защиты населения. Планирование работы органов социальной защи ты населения Организация работы органов социальной защиты населения с письмами, жало бами, заявлениями и предложениями граждан. Организация работы органов социальной за щиты населения с общественностью. Организация справочно-кодификационной работы в ор ганах социальной защиты населения Содержание учебного материала Основные функции, задачи, направления деятельности, программы Министерства труда и социального развития РФ. Структура Министерства. Руководство Министерством. Содержание учебного материала Задачи и функции департаментов (управлений, отделов, комитетов, министерств) социальной защиты населения. Содержание учебного материала Организация деятельности Управления социальной защиты населения. Задачи Управления социальной защиты населения в области социального обслуживания. Функции Управления социальной защиты населения в области реабилитации инвалидов; в области социальной поддержки пожилых граждан, ветеранов и других категорий; в области социальной поддерж ки семьи, материнства, отцовства и детства; в области труда и охраны труда. Структура Управления социальной защиты населения района (города). Отдел по назначе нию и выплате государственных пособий на детей. Отдел по труду и социальным вопросам. Отдел по назначению и выплате социальных пособий, льгот и компенсаций. Информационно-коммуникационные технологии, применяемые в органах социальной защи ты населения. Базы данных получателей пособий, компенсаций, льгот и социальных выплат. Порядок поддержание базы в актуальном состоянии (внесение изменений, дополнений и др) Практические занятия Общее знакомство с территориальным управлением социальной политики Камышлова и Камышловского района (практическое занятие-экскурсия) Изучение перечня и порядка оформления документов, дающих гражданам право пользова ния льготами Изучение порядка создания и пользования базами данных получателей пособий, компенса ций, льгот и социальных выплат Содержание учебного материала Учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы, их основные задачи, функции, структура. Основания для признания лица инвалидом. Порядок проведения меди ко-социальной экспертизы. Практические занятия Оформление документов при подготовке и проведении МСЭ. 1 2 1 2 1 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 9 Содержание учебного материала Перечни документов для назначения пособий Прием документов. Участковая система прие ма документов Оформление личного дела получателя пособия Картотека личных дел полу чателей пособий. Практические занятия Оформление документов для получения различных видов пособий Оформление личного дела получателя пособия Содержание учебного материала Понятие «комплексная реабилитация инвалидов». Индивидуальная программа реабилита ции инвалидов. Профессиональная реабилитация инвалидов (профессиональная ориентация, Тема 1.13. Организация рабо профессиональное образование, рациональное трудоустройство). Социальная реабилитация ты районных (городских) ор инвалидов (организация работы по обеспечению инвалидов транспортными средствами, ор ганов социальной защиты ганизация протезно-ортопедической помощи, организация санаторно- курортного лечения и населения в области реабили тации инвалидов ДР-)Практическое занятие Ознакомление с индивидуальной программой реабилитации инвалида Содержание учебного материала Стационарные учреждения социального обслуживания. Категории граждан, направляемых в Тема 1.14. Организация рабо стационарные учреждения социального обслуживания. Порядок направления граждан по ты органов социальной защи жилого возраста и инвалидов в стационарные учреждения социального обслуживания. До ты населения по направлению говор о стационарном обслуживании. граждан в стационарные Практические занятия учреждения социального об Ознакомление с перечнем документов и порядком их оформления для направления граждан служивания в стационарные учреждения социального обслуживания Составление и оформление договоров о стационарном обслуживании Самостоятельная работа при изучении раздела 1. Самостоятельный поиск в «КонсулътантПлюс», «Гаранте» и систематическая проработка материала, изложенного в ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О социальной защите инвалидов в РФ», «Об основах со циального обслуживания населения», «О государственной социальной помощи». Систематическая проработка учебной и специальной литературы (по вопросам к учебным темам, предлагаемым преподавате лем) и составление конспекта по данной теме. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Комплексный центр социального обслуживания, характеристика деятельности. Принципы социального обслуживания. Новые социальные службы. Социальное обслуживание на дому. Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, согрюльно-правовых услуг и материальной помощи, про ведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг для граждан пожилого возраста и инвалидов, оказываемых государственны ми и муниципальными учреждениями социального обслуживания. Территориальные перечни услуг. Порядок и условия оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, в полустаТема 1.12. Организация рабо ты районных (городских) ор ганов социальной защиты населения по назначению и выплате пособий на детей 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 24 10 ционарных и стационарных условиях государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания. Порядок, методы и этапы контрольной работы министерств, областных, краевых учреждений социальной защиты населения. Раздел 2. Органы пенсионного обеспечения Тема 2.1. Пенсионный фонд РФ и его отделения в субъек тах РФ Тема 2.2. Управление Пенси онного фонда РФ в городе (районе) Тема 2.3. Общие вопросы ор ганизации работы органов пенсионного фонда РФ Тема 2.4. Организация работы органов Пенсионного фонда с обращениями граждан. Спра вочнокодификационная работа. Тема 2.5. Организация работы отделов индивидуального Содержание учебного материала Правовое положение, задачи, функции Пенсионного фонда РФ. Порядок формирования средств Пенсионного фонда РФ. Руководство Пенсионным фондом РФ. Правление Пенси онного фонда РФ. Правовое положение, задачи, функции отделений Пенсионного фонда субъектов РФ. Структура отделения. Руководство отделением. Содержание учебного материала Правовое положение, задачи, функции управления Пенсионного фонда в городе (районе). Руководство управлением. Структура управления Пенсионного фонда в городе (районе). Отдел персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и застрахованны ми лицами. Отдел персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и за страхованными лицами (с функциями МРП). Отдел оценки пенсионных прав застрахован ных лиц. Отдел назначения и перерасчета пенсий. Отдел выплаты пенсий. Содержание учебного материала Взаимодействие органов Пенсионного фонда РФ с органами Министерства по налогам и сборам, Федерального казначейства, социальной защиты населения, записи актов граждан ского состояния и другими органами. Функциональные обязанности должностных лиц управлений Пенсионного фонда РФ в городах (районах). Планирование работы органов Пенсионного фонда РФ. Информационно коммуникационные технологии, применяемые в органах пенсионного обеспечения. Базы данных получателей пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат и др. Практические занятия Общее знакомство с Управлением ПФР г. Камышлова и Камышловского района районе (практическое занятие-экскурсия) Ознакомление с должностными инструкциями работников Изучение порядка создания и пользования базами данных получателей пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат Содержание учебного материала Прием граждан. Организация работы с обращениями граждан. Работа с письмами. Органи зация справочно-кодификационной работы в органах Пенсионного фонда РФ. Содержание учебного материала Организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета. Индивидуальный ПК 2.1; ПК 2.2; ПК 2.3 ОК 1-12 42 4 2 2 2 2 2 2 2 4 2 2 2 4 2 4 2 2 2 11 (персонифицированный) учет как основа пенсионной реформы. Основные формы докумен тов для ведения работ по персонифицированному учету. Использование информационной базы персонифицированного учета для назначения (перерасчета) пенсий. Практическое занятие: Изучение порядка оформления основных форм документов по персонифицированному уче ту Содержание учебного материала Тема 2.6. Организация работы Обеспечение достоверности сведений о стаже на соответствующих видах работ застрахо отделов (групп) оценки пенси ванных лиц. Проведение документальной проверки достоверности представленных страхо онных прав застрахованных вателем индивидуальных сведений о стаже на соответствующих видах работ застрахован лиц ных лиц. Содержание учебного материала Порядок обращения за пенсией. Порядок приема и обработки документов для назначения пенсии. Порядок приема и обработки документов для перерасчета пенсий. Организация ра Тема 2.7. Организация работы боты по формированию индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, уходящих на отделов назначения, перерас пенсию. Организация работы комиссии по назначению пенсий. чета, выплаты пенсий Практические занятия Ознакомление с автоматизированными системами по назначению и выплате пенсий и посо бий Содержание учебного материала Правовое положение негосударственных пенсионных фондов. Типы НПФ. Численность Тема 2.8. Негосударственные НПФ. Деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению. Контроль за дея пенсионные фонды тельностью НПФ. Самостоятельная работа при изучении раздела 2 Самостоятельный поиск в «Консультант Плюс» и систематическая проработка материала, изложенного в ФЗ «О страховых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», «Об ин дивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Систематическая проработка учебной и специальной литературы (по вопросам к учебным темам, предлагаемым преподавате лем) и составление конспекта по данной теме. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в РФ. Участники правоотношений по обяза тельному пенсионному страхованию. Порядок формирования, управления и расходования средств пенсионного фонда РФ. зачет по МДК.02.01 Учебная практика Виды пабот: — анализ основных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы социальной защиты граждан с целью выполнения уста новленных видов работ учебной практики — определение условий оказания социальной помощи, ознакомление с видами социального обслуживания; (персон ифицированного) уче та и взаимодействия со стра хователями и застрахованны ми лицами 4 2 2 2 2 2 4 2 4 2 15 2 36 12 - приобретение первичных навыков по установлению оснований назначения пенсий, пособий, компенсаций; - приобретение первичных навыков по методике расчёта пенсий, пособий, компенсаций; - приобретение первичных навыков по оформлению документов по вопросам социальной защиты и пенсионного обеспечения. Зачет Всего: 153 13 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета юридических дисциплин и лаборатории информационных технологий в профессиональной деятельности. Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; комплект учебно-наглядных пособий, схем, макетов пенсионных дел, личных дел получателей по собий и других дел; комплект бланков документов, используемых в профессиональной деятельности; ноутбук, мультимедийный проектор, телевизор. Оборудование лаборатории «Информационных технологий в профессиональной деятельности»: компьютеры; мультимедиапроектор; программное обеспечение профессионального назначения; справочно-правовые системы «Гарант», «Консультант Плюс». 4.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет - ресурсов, дополнительной литературы Нормативные правовые акты: 1. Конституция РФ 1993 г. (с изменениями и дополнениями) 2. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). 3. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЭ «О прожиточном минимуме в Российской Фе дерации» (с изменениями и дополнениями) 4. Федеральный закон от 05.04.2003 N 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого до хода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказа ния им государственной социальной помощи» (с изменениями и дополнениями) 5. Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязатель ного медицинского страхования» (с изменениями и дополнениями) 6. Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчаст ных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изменениями и дополнениями) 7. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) 8. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (с изменениями и дополнения ми) 9. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) 10. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) 11. Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об индивидуальном (персонифици рованном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (с изменениями и дополнения ми) 12. Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 04.11.2014, с изм. от 01.12.2014) «О пенсионном обеспече нии лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной проти вопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных ве ществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) 13. Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (с изменениями и до полнениями) 14. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (с изменениями и дополнениями) 15. Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» (с изменениями и дополнениями) 14 16. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (с изменени ями и дополнениями) 17. Федеральный закон от 03.12.2012 N 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) 18. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Рос сийской Федерации» (с изменениями и дополнениями) 19. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) 20. Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (с изменениями и дополнениями) 21. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим де тей» (с изменениями и дополнениями) 22. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЭ «Об обязательном медицинском страховании в Россий ской Федерации» (с изменениями и дополнениями) 23. Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (с изменениями и дополнениями) Постановления Правительства РФ: 1. От 16 июля 2014 г. N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (с изменениями и дополнениями) 2. От 20 февраля 2006 г. N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (с изменениями и дополнениями) 3. От 12 июня 2002 г. N 407 «Об утверждении Правил учета страховых взносов, включаемых в расчет ный пенсионный капитал» 4. От 16.10.2000 N 789 «Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболева ний» (с изменениями и дополнениями) 5. От 07.09.2012 N 891 (ред. от 06.03.2015) «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходя щей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы» (с изменениями и дополнениями) 6. От 12 сентября 2008 года N 670 «О порядке предоставления легковых автомобилей и выплаты еди новременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета инвалидам, которые на 1 января 2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Россий ской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями» (с изменениями и дополнениями) 7. От 14 декабря 2005 года1чГ 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и комму нальных услуг» (с изменениями и дополнениями) 8. От 10 июля 1995 roflaN 694 «О реализации протезно-ортопедических изделий» 9. От 30 июня 2003 года N 395 «О мерах по организации управления средствами пенсионных накоп лений» 10. От 2 октября 2014 года N 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» Положения: 1. О Пенсионном фонде Российской Федерации (России) (утв. постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 2122-1) (с изменениями и дополнениями) 2. О Фонде социального страхования Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101) 3. О расследовании и учете профессиональных заболеваний (утв. постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. N 967) 4. О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государ ственными социальными службами (утв. постановлением Правительства РФ от 24 июня 1996 г. N 739) Основные источники: 15 1. Роик, В. Д. Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов пенсионного фонда Российской Федерации (П Ф Р): учебное пособие для среднего профессиональ ного образования / В. Д. Роик. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 155 с. — (Профессиональ ное образование). — ISBN 978-5-534-14142-9. — Текст : электронный // Образовательная платфор ма Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495350 2. Роик, В. Д. Пенсионное страхование и обеспечение : учебное пособие для вузов / В. Д. Роик. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 478 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12337-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/493479 Дополнительные источники: 1. Анбрехт, Т. А. Социальная защита отдельных категорий граждан : учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. А. Анбрехт. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издатель ство Юрайт, 2022. — 285 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06509-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494069 2. Воронцова, М. В. Социальная защита и социальное обслуживание населения : учебник для средне го профессионального образования / М. В. Воронцова, В. Е. Макаров ; под редакцией М. В. Ворон цовой. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 330 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13624-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/497440 Отечественные журналы: 1. «Пенсия». 2. «Социальное обеспечение». 3. «Социальная защита». 4. «Служба кадров». 5. «Трудовое право». 6. «Справочник кадровика». 7. «Кадры предприятия». 8. «Социальный мир». Информационные справочно-правовые системы: «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс» или другие. Интернет-ресурсы: 1. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации https://mintrud.gov.ru/ 2. Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) - http://www.pfrf.ru/ 3. Официальный сайт Фонда социального страхования Российской Федерации - http://www.fss.ru/ 4. Официальный сайт Федерального Фонда Обязательного Медицинского Страхования http://www.ffoms.ru/ 5. Официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации - http://www.ksrf.ru/ 6. Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации - http://www.supcourt.ru/ 7. Сайт Федеральной службы государственной статистики - http://www.gks .ru/ 8. Официальный сайт газеты «Российская газета» - http://www.rg.ru/ 9. Официальный сайт журнала «Пенсия» - http://www.rosuensia.ru/ 10. Справочная правовая система «Консультант Плюс»/ правовые ресурсы; обзор изменений законода тельства; актуализированная справочная информация - http://www.consultant.ru 11. Справочная правовая система «Гарант»/ правовые ресурсы; экспертные обзоры и оценка; правовой консалтинг - http://www.garant.ru 4.3. Общие требования к организации образовательного процесса При проведении занятий по профессиональному модулю используются различные формы обуче ния: лекции, семинары, практические занятия, в том числе с приглашением работников территориаль ных органов социальной защиты населения и Пенсионного фонда РФ, деловые игры, ознакомительные экскурсии в территориальные органы социальной защиты населения и Пенсионного фонда РФ. 4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса 16 Требование квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисципли нарному курсу: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации ». 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Образовательное учреждение, реализующее подготовку по программе профессионального модуля, обеспечивает организацию и проведение текущего контроля и итоговой аттестации. Текущий контроль проводится преподавателем в процессе обучения. Обучение по профессиональному модулю завершается квалификационным экзаменом, который проводит экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии могут входить преподаватели и представители работодателя. Формы и методы текущего и итогового контроля по профессиональному модулю самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее двух месяцев от начала обучения. Для текущего и итогового контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценоч ных средств (ФОС). ФОС включает в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений ос новным показателям результатов подготовки (таблицы). Результаты (освоенные профессиональные компетенции) ПК 2.1. Поддерживать базы дан ных получателей пенсий, посо бий, компенсаций и других соци альных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии ПК 2.2. Выявлять лиц, нуждаю щихся в социальной защите и осуществлять их учет, используя информационно-компьютерные технологии Основные показатели оценки результата - Методика формирования баз дан ных получателей пенсии, пособий и других выплат - Методика выявления лиц, нуждаю щихся в социальной защите; Разграничение лиц, нуждающихся в социальной помощи по категориям (инвалиды отечественной войны, инвалиды, ветераны труда, семьи с детьми и т.д.). Выбор и применение компьютер ных программ по базам данных лиц, нуждающихся в социальной защите Готовность к консультационной де ятельности с гражданами, нуждаю щимися в социальной поддержке в т.ч. с использованием информаци онных справочных систем; Изложение последовательности действий по приему и регистрации документов для назначения пенсий, пособий, компенсаций, других со циальных выплат, а также льгот и услуг; Демонстрация навыков работы с документами для назначения пен сий, пособий, компенсации, других социальных выплат, а также льгот и услуг, оформления пенсионных и других дел; - - - ПК 2.3. Организовывать и коор динировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающи мися в социальной поддержке и защите - - Формы и методы контроля и оценки Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполне нии работ по учебной практике Дифференцированный зачёт 17 - Изложение последовательности действий с письменными обраще ниями граждан; - Демонстрация навыков составления проектов ответов на письменные обращения граждан;______________ Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений, а также результатов личностного развития Результаты (освоенные общие компетенции, результаты лич ностного развития) ОК 1. Понимать сущность и социаль ную значимость своей будущей про фессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые ме тоды и способы выполнения профес сиональных задач, оценивать их эф фективность и качество ОК 3. Принимать решения в стан дартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность Основные показатели результатов подготовки - Ориентация в правовых пробле мах социальной защиты; - Грамотный выбор ценностных приоритетов на основе принципа гуманизма; - Проявление устойчивого интереса к содержанию и технологиям дея тельности в сфере социальной за щиты населения, к личности чело века как субъекта социальной за щиты - Знание и понимание трендов раз вития рынка труда специалистов в области права и социальной защи ты - Планирование деятельности в со ответствии с заданным способом и определение ресурсов для ее осу ществления - Выбор способов достижения цели в соответствии с заданными кри териями качества и эффективно сти - Выбор способов (технологии) ре шения задачи в соответствии с за данными условиями и имеющи мися ресурсами - Выбор оптимального способ раз решения проблемы в соответствии с самостоятельно заданными кри териями - Прогнозирование последствий принятого решения - Выбор способов разрешения про блемы - Анализ наступивших последствий принятого решения - Знание актуальных проблем в сфере реализации законодатель ства по вопросам социальной за щиты населения - Определение направлений разви тия законодательства и пути со- Формы и методы контроля Экспертное наблюдение и оценка на практиче ских занятиях, при вы полнении работ по учебной практике Экспертное наблюдение и оценка на практиче ских занятиях, при вы полнении работ по учебной практике Дифференцированный зачёт Экспертное наблюдение и оценка на практиче ских занятиях, при вы полнении работ по учебной практике Дифференцированный зачёт 18 вершенствования работы органов и учреждений в сфере социальной защиты населения OK 4. Осуществлять поиск и исполь зование информации, необходимой для эффективного выполнения про фессиональных задач, профессио нального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно коммуникационные технологии в процессе профессиональной деятель ности. ОК 6. Работать в коллективе и ко манде, эффективно обращаться с коллегами, руководством, потребите лями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчи нённых), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и лич ностного развития, заниматься само образованием, осознанно планиро вать повышение квалификации - Дифференцированное применение нормативно-правовых актов в за висимости от их юридической си лы и отраслевой принадлежности для решения конкретной профес сиональной задачи - Определение уровня правового регулирования (федеральный, ре гиональный, местный, локальный) - Обобщение и анализ информации, формулирование выводов - Изложение информации с исполь зованием профессиональной тер минологии - Осуществление профессиональ ной деятельности с использовани ем информационно коммуникационных технологий (текстовых редакторов, информа ционно-правовых порталов и си стем и т.п.) Экспертное наблюдение и оценка на практиче ских занятиях, при вы полнении работ по учебной практике Дифференцированный зачёт Экспертное наблюдение и оценка на практиче ских занятиях, при вы полнении работ по учебной практике Дифференцированный зачёт - Эффективная выработка совмест ных решений профессиональных задач в ходе деловых игр - Аргументированная трансляция своей точки зрения - Контроль своего поведения в кри тической ситуации Экспертное наблюдение и оценка на практиче ских занятиях, при вы полнении работ по учебной практике - Эффективность организации кол лективной (командной) работы в решении профессиональных задач в ходе деловых игр - Точное и своевременное выполне ние заданий преподавателя Экспертное наблюдение и оценка на практиче ских занятиях, при вы полнении работ по учебной практике - Анализ/формулирование запроса на внутренние ресурсы (знания, умения, навыки, способы деятель ности, ценности, установки, свой ства психики) для решения про фессиональной задачи - Определение и формулирование причин успехов и неудач в дея тельности - Формулирование трудностей, с которыми столкнулись при реше нии задачи, и предложение путей их преодоления/избегания в даль нейшей деятельности - Планирование дальнейшего по вышения квалификации в выбран- Экспертное наблюдение и оценка на практиче ских занятиях, при вы полнении работ по учебной практике 19 ной сфере профессиональной дея тельности OK 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой ба зы ОК 10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения - Определение действия норматив но-правового акта во времени, пространстве и по кругу лиц — Отслеживание изменений нормативно-правовой базы Дифференцированный зачёт - Отсутствие случаев нарушения требований охраны труда, нару шения правил внутреннего распо рядка учреждения в части запрета курения, употребления алкоголя, наркотических средств Экспертное наблюдение и оценка на практиче ских занятиях, при вы полнении работ по учебной практике - Экспертное наблюдение и оценка на практиче ских занятиях, при вы полнении работ по учебной практике - ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению Экспертное наблюдение и оценка на практиче ских занятиях, при вы полнении работ по учебной практике - Соблюдение норм делового обще ния и деловой этики в отношениях с преподавателем и однокурсни ками Соблюдение правил внутреннего распорядка учреждения Недопущение конфликта интере сов в отношениях с преподава тельским составом Экспертное наблюдение и оценка на практиче ских занятиях, при вы полнении работ по учебной практике 20 6 ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ* № п/п № пункта рабочей программы Дата внесения изменений и дополне ний До внесения изменений и дополнений После изменений и дополнений Дата и № протоко ла рассмотрения цикловой комисси ей Дата и № про токола рас смотрения ме тодическим со ветом/ педаго гическим сове том 21