Содержание
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5-8
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
9-10
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
11-12
5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
3
13
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Дисциплина «Охрана труда» является общепрофессиональной дисциплиной профессионального
цикла.
1.3-1.4.. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК, ОК
Умения
Знания
ПК 1.1-1.4,
выявлять опасные и вредные про законы и иные нормативные праПК 2.1-2.8,
изводственные факторы и соотвовые акты, содержащие государПК 3.1-3.6,
ветствующие им риски, связанные
ственные нормативные требоваПК 4.1-4.5,
с прошлыми, настоящими или
ния охраны труда, распространяПК 5.1-5.5
планируемыми видами профессиющиеся на деятельность органиОК 1-7, 9,10
ональной деятельности;
зации;
использовать средства коллектив обязанности работников в обланой и индивидуальной защиты в
сти охраны труда;
соответствии с характером выпол- фактические или потенциальные
няемой профессиональной деяпоследствия собственной деятельности;
тельности (или бездействия) и их
влияние на уровень безопасности
участвовать в аттестации рабочих
мест по условиям труда, в т. ч.
труда;
оценивать условия труда и уро возможные последствия несоблювень травмобезопасности;
дения технологических процессов и производственных инструк проводить вводный инструктаж
помощника повара (кондитера),
ций подчиненными работниинструктировать их по вопросам
ками (персоналом);
техники безопасности на рабочем порядок и периодичность инместе с учетом специфики выполструктажей по охране труда и
няемых работ;
технике безопасности;
вырабатывать и контролировать
порядок хранения и использованавыки, необходимые для достиния средств коллективной и инжения требуемого уровня бездивидуальной защиты
опасности труда.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем
Объем образовательной программы
в том числе:
теоретическое обучение
практические занятия
Зачет
4
Объем
часов
35
35
12
23
5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
Раздел 1. Нормативно - правовая база охраны труда
Тема 1.1. ЗаконодаСодержание учебного материала
тельство в области
Основные понятия в области охраны труда. Предмет, цели и задачи дисциплины. Роль знаний
охраны труда
по охране труда в профессиональной деятельности. Нормативно-правовая база охраны труда:
понятие, назначение.
Система стандартов по технике безопасности: назначение, объекты. Межотраслевые правила по
охране труда, назначение, содержание, порядок действия
Тематика практических работ № 1
Оформление нормативно-технических документов, в соответствии действующими Федеральными Законами в области охраны труда
Тема 1.2. ОбеспечеСодержание учебного материала
ние охраны труда
Обеспечение охраны труда: понятие, назначение. Государственное управление охраной труда
Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда. Органы
надзора и контроля за охраной труда.
Административный, общественный, личный контроль за охраной труда. Права и обязанности
профсоюзов по вопросам охраны труда. (Коллективный договор, соглашение по охране труда).
Ответственность за нарушение требований охраны труда: административная, дисциплинарная,
уголовная
Тема 1.3. ОрганизаСодержание учебного материала
ция охраны труда в
Служба охраны труда на предприятии: назначение, основные задачи, права, функциональные
организациях, на
обязанности.
предприятиях
Санитарно-бытовые и лечебно-профилактическое обслуживание работников. Обеспечение прав
работников на охрану труда.
Инструктажи по охране и технике безопасности (вводный, первичный, повторный, внеплановый, текущий).
Раздел 2. Условия труда на предприятиях общественного питания
Тема 2.1. Основы по- Содержание учебного материала
нятия условия
Вредные производственные факторы: понятие, классификация.
6
Объем
часов
6
2
Осваиваемые элементы компетенций
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5
ОК 1-7, 9, 10,
11
6
2
2
2
1
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
труда. Опасные и
вредные производственные факторы
Тема 2.2. Производственный травматизм и профессиональные заболевания
ПК 4.1-4.5
Способы и средства защиты от вредных производственных факторов
Содержание учебного материала
Производственный травматизм и профессиональные заболевания: понятия, причины и их анализ.
Несчастные случаи: понятия, классификация.
Тематика практических занятий № 2
Анализ причин производственного травматизма на предприятии.
Определение коэффициентов травматизма: общего, частоты, тяжести, оформление актов
1
8
Раздел 3. Электробезопасность и пожарная безопасность
Тема 3.1. ЭлектроСодержание учебного материала
безопасность
Электробезопасность: понятие, последствия поражения человека электрическим током.
Классификация условий работы по степени электробезопасности.
Технические и организационные мероприятия по обеспечению электробезопасности на предприятиях общественного питания
12
2
Тема 3.2. Пожарная
безопасность
2
Содержание учебного материала
Пожарная безопасность: понятие. Государственная служба пожарной безопасности: назначение,
структура, область компетенции
Противопожарный инструктаж: понятие, назначение, виды, порядок, сроки проведения и документальное оформление.
Огнетушители: назначение, типы, устройство, принцип действия, правила хранения и применения
Тематика практических занятий № 3
Изучение устройства и средств тушения пожаров, пожарной сигнализации и связи.
2
Работа с инструкциями по пожарной безопасности
Составление плана эвакуации людей при пожаре в предприятии общественного питания.
Содержание учебного материала
4
1
7
ПК 5.1-5.5
ОК 1-7, 9,
10,11
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5
ОК 1-7, 9,
10,11
Тема 3.3. Требования Нормативная база: стандарты ССБТ, правила и инструкции по технике безопасности
безопасности к производственному оборудованию
Промежуточная аттестация-Контрольная работа
Всего:
8
1
35
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные
помещения: кабинет «Безопасности жизнедеятельности и охраны труда», оснащенный
оборудованием: доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу
обучающихся), шкафами для хранения раздаточного дидактического материала и др.;
техническими средствами (компьютером, средствами аудиовизуализации, мультимедийным
проектором); наглядными пособиями (натуральными образцами продуктов, муляжами,
плакатами, DVD фильмами, мультимедийными пособиями).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет
печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых
для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1. Бурашников Ю.М. Охрана труда в пищевой промышленности, общественном
питании и торговле: учеб. пособие для нач. проф. образования / Ю.М. Бурашников, А.С.
Максимов – 3-е изд. стер. – Москва: Академия, 2020. – 270 с.
2. Харачих, Г. И. Специальная оценка условий труда : учебное пособие для спо / Г.
И. Харачих, Э. Н. Абильтарова, Ш. Ю. Абитова. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 184
с. — ISBN 978-5-8114-5879-0.
3. Бурашников, Ю. М. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда на
предприятиях пищевых производств : учебник для спо / Ю. М. Бурашников, А. С.
Максимов. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 496 с. — ISBN 978-5-8114-6480-7.
4. Широков, Ю. А. Охрана труда : учебник для спо / Ю. А. Широков. — СанктПетербург : Лань, 2020. — 372 с. — ISBN 978-5-8114-5641-3.
5. Горькова, Н. В. Охрана труда : учебное пособие для спо / Н. В. Горькова, А. Г.
Фетисов, Е. М. Мессинева. – Санкт-Петербург : Лань, 2020. – 220 с. — ISBN 978-5-81145789-2.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Бурашников, Ю. М. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда на
предприятиях пищевых производств : учебник для спо / Ю. М. Бурашников, А. С.
Максимов. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 496 с. — ISBN 978-5-8114-6480-7. —
Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/148021 (дата обращения: 14.12.2020). — Режим доступа: для
авториз. пользователей.
2. Булгаков, А. Б. Охрана труда: несчастные случаи на производстве и
профессиональные заболевания : учебное пособие для СПО / А. Б. Булгаков. — Саратов :
Профобразование, 2021. — 116 c. — ISBN 978-5-4488-1136-4. — Текст : электронный //306
3.2.3. Дополнительные источники:
1. Информационный портал «Охрана труда в России [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://www.ohranatruda.ru
2. Официальный сайт Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Росстандарт [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://www.gost.ru
3. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях».
4. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «С санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
5. Федеральный закон от 31 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях
пожарной безопасности».
9
6. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о
расследовании и учете профессиональных заболеваний» № 967 от 15.12.2000.
7. ГОСТ 30389 2013 Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания.
Классификация и общие требования
Нормативные документы:
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://www.constitution.ru/
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://base.garant.ru/10164072/
3. Трудовой кодекс Российской федерации [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://ivo.garant.ru/#/document/12125268/paragraph/6963504:1
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс] / Режим доступа:
5. Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://base.garant.ru/10108000/
6. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании
от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях».
7. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «С санитарно- эпидемиологическом благополучии населения».
8. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности»
9. Федеральный закон от 31 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях
пожарной безопасности».
10. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний», № 967 от 15.12.2000.
11. Постановление Министерства труда и социального развития РФ «Об утверждении правил
обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами
индивидуальной защиты» от 18.12.1998 г.
12. ГОСТ 30389 - 2013 Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания.
Классификация и общие требования
13. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья.
СП 2.3.6.1079-01 от 06.11.2001г (в ред. 31.03.2011г.)
10
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные уме-
ния, знания, ПК, ОК, ЛР)
Знание:
законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные
нормативные
требования
охраны труда, распространяющиеся
на деятельность организации;
обязанности работников в области
охраны труда;
фактические или потенциальные последствия собственной деятельности
(или бездействия) и их влияние на
уровень безопасности труда;
возможные последствия несоблюдения технологических процессов и
производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом);
порядок и периодичность инструктажей по охране труда и технике безопасности;
порядок хранения и использования
средств коллективной и индивидуальной защиты
Умения:
выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами профессиональной деятельности;
использовать средства коллективной
и индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой
профессиональной деятельности;
участвовать в аттестации рабочих
мест по условиям труда, в т. ч. оценивать условия труда и уровень травмобезопасности;
проводить вводный инструктаж помощника повара (кондитера), инструктировать их по вопросам техники безопасности на рабочем месте
с учетом специфики выполняемых
работ;
вырабатывать и контролировать
навыки, необходимые для достижения требуемого уровня безопасности
труда
Критерии оценки
Полнота ответов, точность формулировок, не
менее 75% правильных
ответов.
Не менее 75% правильных ответов.
Актуальность темы, адекватность результатов поставленным целям,
полнота ответов, точность формулировок,
адекватность применения профессиональной
терминологии
Правильность, полнота
выполнения заданий,
точность формулировок,
точность расчетов, соответствие требованиям
-Адекватность, оптимальность выбора способов
действий, методов, техник, последовательностей действий и т.д.
-Точность оценки
-Соответствие требованиям инструкций, регламентов
-Рациональность действий и т.д.
11
Формы и методы
оценки
Текущий контроль
при проведении:
-письменного/устного
опроса;
-тестирования;
-оценки результатов
внеаудиторной (самостоятельной) работы
(докладов, рефератов,
теоретической части
проектов, учебных исследований и т.д.)
Итоговый контроль в
форме контрольной
работы
Текущий контроль:
- защита отчетов по
практическим/ лабораторным занятиям;
- оценка заданий для
внеаудиторной (самостоятельной) работы:
презентаций
- экспертная оценка
демонстрируемых
умений, выполняемых
действий в процессе
практических/лабораторных занятий
ОК 01. Выбирать способы решения
задач профессиональной деятельности, применительно к различным
аспектам
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ
и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач
профессиональной деятельности
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное
и личностное развитие
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством,
клиентами
ОК 05. Осуществлять устную и
письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей
ОК 07. Содействовать сохранению
окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке
практические занятия по
решению задач и составлению отчетных документов
12
5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ*
№
п/п
№ пункта
рабочей
программы
Дата
внесения
изменений
и дополнений
До
После
внесения из- изменений и
менений и
дополнений
дополнений
Дата и № протокола рассмотрения
цикловой комиссией
Дата и № протокола рассмотрения методическим
советом/ педагогическим
советом
*лист изменений и дополнений, внесённых в рабочую программу, располагается на отдельном листе (с новой страницы
13