Учебный план школа-интернат 5-8 классы, 2 вариант (2023-2024)

Пояснительная записка
к учебному плану для обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
(вариант 2) 5-8 классы
Учебный план АООП для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), вариант 2 обеспечивает введение в
действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем
нагрузки и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав и
структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения).
Учебный план для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), вариант 2 составлен с учетом
максимальной величины недельной образовательной нагрузки при 5дневной неделе в соответствии с СанПиН 2.4.2.3648-20 от 28.09.2020 г. №
28).
Устанавливается следующая продолжительность учебного года: 5-8
классы – 34 учебных недели. Для профилактики переутомления
обучающихся в годовом календарном учебном плане предусмотрены
равномерно распределенные периоды учебного времени и каникул. Формы
организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной
деятельности в рамках реализации АООП образования определяет
образовательная организация.
Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут.
Между началом коррекционных, внеклассных, факультативных занятий,
кружков, секций и последним уроком
устраивается перерыв
продолжительностью не менее 20 минут.
Учебный план организации включает две части: обязательная часть и
часть, формируемая участниками образовательного процесса.
Обязательная часть включает в себя пять предметных областей,
представленных девятью учебными предметами и коррекционно –
развивающие занятия.
Предметные области
Язык и речевая практика
Математика
Окружающий мир
Искусство
Физическая культура
Технологии

Учебные предметы
Речь и альтернативная коммуникация
Математические представления
Окружающий природный мир
Человек
Окружающий социальный мир
Музыка и движение
Изобразительная деятельность
Адаптивная физическая культура
Ремесло

Основные задачи реализации содержания:
Речь и альтернативная коммуникация
Цель обучения - формирование коммуникативных и речевых навыков с
использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения

пользоваться ими в процессе социального взаимодействия. Смыслом
обучения социальному взаимодействию с окружающими является
индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и
повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах.
Математические представления
Формирование элементарных математических представлений о форме,
величине, количественных, пространственных и временных представлениях.
Формирование представлений о количестве, числе, знакомство с цифрами,
составом числа, счет, решение простых арифметических задач с опорой на
наглядность. Овладение способностью пользоваться математическими
знаниями при решении соответствующих возрасту задач.
Окружающий природный мир
Основными задачами программы являются: формирование представлений
об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных
представлений. Формирование представлений о растительном и животном
мире.
Человек
Представление о себе как «Я», осознание общности и различия «я»,
представление о собственном теле, отнесения себя к определенному полу,
умение сообщать сведения о себе, умение обслуживать себя, Умение
поддерживать образ жизни соответствующий своему возрасту, поддерживать
режим дня с необходимыми процедурами. Умение соблюдать режим дня,
следить за своим внешним видом.
Домоводство
Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения, связанные
с выполнением повседневных дел дома. Умения выполнять доступные
бытовые виды работ, приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка
одежды и обуви, сервировка стола. Умения пользоваться в домашних
условиях бытовой техникой, инструментами, соблюдая правила
безопасности. Данный учебный предмет вводится с 3 класса.
Окружающий социальный мир
Представление о мире, созданном руками человека, интерес к объектам,
созданным человеком. Представление о доме, школе. Умение соблюдать
элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в
транспорте, в общественных местах. Представления о социальной жизни, о
профессиональных и социальных ролях людей. Представление о
деятельности людей, окружающих их (учитель, водитель, повар,
врач).Представление о социальных ролях людей (пассажир, пешеход,
покупатель). Представление о правах и обязанностях ребенка.
Музыка и движение
Педагогическая работа с обучающимися с умственной отсталостью
направлена на его социализацию и интеграцию в общество. Одним из
важнейших средств в этом процессе является музыка. Задача педагога
состоит в том, чтобы музыкальными средствами помочь ребенку научится
воспринимать звуки окружающего его мира, сделать его отзывчивым на
музыкальный ритм, мелодику разных жанровых произведений.

Изобразительная деятельность
Обучающиеся
овладевают
элементарными
изобразительными
навыками, пространственными представлениями. Независимо от возраста
обучающихся обучение проводится в игровой форме, наиболее доступной
детям с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Работа
осуществляется на основе предметно-практической деятельности, дающей
обучающимся возможность познать объект, используя все анализаторы
(слуховые, зрительные, двигательные, тактильные). На занятиях по
аппликации, лепке, рисованию дети имеют возможность выразить себя как
личность, проявить интерес к деятельности или предмету изображения,
доступными для них способами осуществить выбор изобразительных
средств.
Адаптивная физкультура
Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья,
навыков здорового и безопасного образа жизни; соблюдение
индивидуального режима питания и сна. Воспитание интереса к физической
культуре и спорту, формирование потребности в систематических занятиях
физической культурой и доступных видах спорта. Формирование и
совершенствование основных двигательных качеств: быстроты, силы,
ловкости и др. Формирование умения следить за своим физическим
состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать.
Овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой,
гимнастикой, лыжной подготовкой и др.) в соответствии с возрастными и
психофизическими особенностями обучающихся. Коррекция недостатков
познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и
совершенствование волевой сферы.
Ремесло
Трудовое обучение содействует общему развитию детей с умеренной и
тяжелой умственной отсталостью, подготовке их к самостоятельности в
быту, активному познанию окружающей действительности.
В задачу занятий по ремеслу входит сообщение учащимся необходимых
знаний и формирование практических умений и навыков по швейному делу.
Выработать у ребёнка определённые трудовые навыки можно, если
многократно показывать ему все операции. Успех овладения навыками
детьми может быть обеспечен в том случае, если знания и умения, которые
даются на уроках, постоянно закрепляются и вводятся в их повседневную
жизнь. Большое внимание уделяется технике безопасности, эстетическому
воспитанию. Всё это способствует физическому и интеллектуальному
развитию обучающихся с ограниченными умственными способностями.
Внеурочная деятельность (10 часов) включает в себя коррекционные
курсы (4 часа) и внеурочную деятельность по направлениям (6 часов).
Коррекционные курсы: сенсорное развитие, предметно-практические
действия; двигательное развитие, альтернативная коммуникация.
Сенсорное развитие

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного
восприятия окружающей действительности. Успешность умственного,
физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от
качества сенсорного опыта детей. Обучающиеся с умственной отсталостью
наиболее чувствительны к воздействиям на сохраненные анализаторы,
поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного
воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и
физическому развитию.
Предметно – практические действия
Формирование разнообразных видов предметно – практической
деятельности. Освоение простых действий с предметами и материалами;
умение следовать определенному порядку при выполнении предметных
действий. Овладение навыками предметно-практической деятельности, как
необходимой
основой
для
самообслуживания,
коммуникации,
изобразительной, трудовой и бытовой деятельности.
Двигательное развитие
Двигательная активность является естественной потребностью человека.
Развитие
двигательных
навыков
необходимо
для
нормальной
жизнедеятельности всех систем и функций органов человека. У большинства
обучающихся с умственной отсталостью имеются нарушения опорнодвигательных функций, значительно ограничивающие возможности
самостоятельной деятельности. Поэтому работа по обогащению сенсорного
опыта, поддержанию и развитию способности к движению и
функциональному использованию двигательных навыков является целью
занятию.
Альтернативная коммуникация
У ребенка с умеренной, тяжелой, не владеющего вербальной речью,
затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает
его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение
ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных)
средств
коммуникации является необходимой частью всей системы
коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения
могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная,
смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.
Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного
ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным
средством
коммуникации
и
использование
его
для
решения
соответствующих возрасту житейских задач.
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их
количественное соотношение может осуществляться общеобразовательной
организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей
обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы
реабилитации инвалида. Время, отведенное на реализацию коррекционных
курсов, не учитывается при определении максимально допустимой
недельной нагрузки, но учитывается при определении объемов

финансирования. Индивидуальные занятия проводятся в течение учебного
дня и во внеклассное время.
Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них
часов самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в
рамках общего количества часов, предусмотренных федеральным учебным
планом (6 часов).
Внеурочная деятельность в школе осуществляется по направлениям:
коммуникативная деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность,
художественно – эстетическая творческая деятельность, деятельность по
развитию социальных навыков, «Ученье с увлечением».
Внеурочная деятельность в 5-8 классах осуществляется по программам
внеурочной деятельности: «Разговоры о важном», «Мой любимый край»,
«Подвижные игры», «Творческая мастерская», «Юный кулинар», «Учимся
играя».
Основные задачи реализации содержания:
«Разговоры о важном»
Развитие у обучающегося ценностного отношения к Родине, природе,
человеку, культуре, знаниям, здоровью.
«Мой любимый край»
Привитие интереса к истории и культуре родного края, воспитание
уважения и любви к своей Родине.
«Подвижные игры»
Сформировать у обучающихся мотивацию сохранения и приумножения
здоровья посредством подвижной игры.
«Творческая мастерская»
Формирование художественно-творческих способностей обучающихся
путём создания условий для самореализации личности, овладение навыками
декоративно - прикладного творчества.
«Юный кулинар»
Приобретение элементарных знаний о рациональном питании,
формирование привычки к здоровой пище.
«Учимся играя»
социально-эмоциональное, творческое, нравственное, познавательное,
общекультурное развитие личности в соответствии с индивидуальными
возможностями ребенка с умственной отсталостью.
Результативность внеурочной деятельности предполагает: приобретение
обучающимися с умственной отсталостью социального знания,
формирования положительного
отношения к
базовым ценностям,
приобретения опыта самостоятельного общественного действия.
Образование на дому является формой получения образования и
организовано по программе: общеобразовательные программы обучающихся
с умственнойотсталостью), вариант 2.
Образование детей на дому осуществляется в отношениидетей, которые по
состоянию
здоровья
временно
или
постоянно
не
могут
посещатьобразовательное учреждение. Основанием для организации
образования
на
домуявляется
заявление
родителей
(законных

представителей) и заключение клинико -экспертной комиссии лечебнопрофилактического учреждения (больницы,поликлиники).
С целью реализации Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273
«Обобразовании в Российской Федерации» в части обеспечения права
каждогочеловека на образование и недопустимости дискриминации в сфере
образованиянеобходимо при определении учебной нагрузки детям,
находящимся наиндивидуальном обучении на дому, в том числе детяминвалидам, обучающимсядистанционно, руководствоваться Федеральными
государственнымиобразовательными стандартами, постановлением Главного
государственногосанитарного врача Российской Федерации от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Нормативно-правовой основой организации индивидуального обучения на
дому является постановление Правительства Свердловской области от 23
апреля 2015 года N 270-ПП «Об утверждении порядка регламентации и
оформления отношений государственной и муниципальной образовательной
организации и родителей (законных представителей) обучающихся,
нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части
организации обучения по основным общеобразовательным программам на
дому или в медицинских организациях, находящихся на территории
Свердловской области».
Для обучающихся разрабатывается адаптированная образовательная
программа по всем предметам обязательной части учебного плана и
коррекционным курсам. Индивидуальный учебный план составляется с
учетом индивидуальных особенностей и состоянием здоровья обучающихся.
Промежуточная аттестация для обучающихся с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью (вариант 2) не проводится.

Недельный учебный план для обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 2) 5, 6, 7 «б», 8«б» классы на 2023-2024 учебный год
Предметные области

1. Язык и речевая
практика
2. Математика
3. Окружающий мир

4. Искусство

5. Физическая
культура
6.Технологии
итого

Класс
Учебные
предметы
1.1 Речь и альтернативная
коммуникация
2.1.Математические
представления
3.1 Окружающий
природный мир
3.2 Человек
3.3. Домоводство
3.4 Окружающий
социальный мир
4.1 Музыка и движение
4.2 Изобразительная
деятельность
5.1 Адаптивная физкультура
6.1 Ремесло

7б

8б

3

3

3

2

2

2

2

2

2

2

2

2
3
2

1
5
2

1
5
2

1
5
3

3
3

2
3

2
3

2
--

3

2

2

2

-

2

2

4

23

24

24

24

30

30

1
1
1
1
4

1
1
1
1
4

1

1

1

1

1

--

1
--

1
1

1

1

1
34

1
34

5

6

не
тарифицир
уем

не
тарифици
руем

3

Максимально допустимая недельная нагрузка
29
30
(при 5-дневной учебной неделе)
Внеурочная деятельность, в том числе
Коррекционные курсы
1. Сенсорное развитие
1
1
2. Предметно-практические действия
1
1
3. Двигательное развитие
1
1
4. Альтернативная коммуникация
1
1
Итого коррекционные курсы:
4
4
Внеурочная деятельность по направлениям
«Разговоры о важном»
1
1
Коммуникативная деятельность
«Мой любимый край»
1
1
Художественно-эстетическая творческая деятельность
Творческая мастерская
1
1
Деятельность по развитию социальных навыков
Юный кулинар
1
1
Профессиональное самоопределение
--«Ученье с увлечением»
«Учимся играя»
1
1
Спортивно-оздоровительная деятельность
«Подвижные игры»
1
1
Итого:
33
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».