Пояснительная записка к учебному плану для обучающихся с умственной отсталостью 9 класса на 2023-2024 учебный год Учебно-воспитательный процесс, строится с учетом требований охранительного педагогического режима и санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Режим организации учебно-воспитательного процесса непрерывный. В школе – интернате 9 - летний срок обучения. Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливается календарным учебным графиком школы, утвержденным директором образовательного учреждения. В целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся устанавливается продолжительность учебной недели – 5 дней (при соблюдении гигиенических требований к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки согласно действующему СанПиН 2.4.2.3648-20 от 28.09.2020 г. № 28). Продолжительность урока в 9 классе - 40 минут, перемен 10минут. Ежедневное количество, последовательность учебных и коррекционных занятий определяется расписанием, утвержденным директором. При составлении учебного плана учитывались следующие принципы: доступности образования; непрерывности и преемственности; индивидуализации и дифференциации; адаптивности к особенностям и потребностямобучающихся; вариативности; интеграции; коррекционной направленности. Учебный план составлен на основе Федерального Базисного учебного плана для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, который предусматривает обязательный срок обучения - 9 лет, как наиболее оптимальный для получения образования обучающимися с интеллектуальными нарушениями общего образования и профессиональнотрудовой подготовки, необходимой для социальной адаптации и реабилитации выпускников. Данный документ определяет основные образовательные направления, перечень учебных предметов, содержание которых доступно для детей с умственной отсталостью, их распределение по годам с учетом специфики обучения детей с умственной отсталостью. Планируемое количество обязательных занятий, факультативов, индивидуальных и групповых коррекционных занятий, занятий внеурочной деятельности не выходит за пределы максимально допустимой нагрузки. Обучение имеет коррекционно-развивающий характер и является максимально индивидуализированным. Коррекционное обучение направлено на создание адекватных для каждого учебного предмета особых условий в овладении умений и навыков детьми. На индивидуальные и групповые коррекционные занятия логопедии, развитие психомоторики и сенсорных процессов по расписанию отводятся часы, как в первую, так и во вторую половину дня. Их продолжительность не более 20-25 минут. Группы на коррекционные занятия комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений. Учебным планом предусмотрено деление классов на группы по ряду предметов, таких как: социально-бытовая ориентировка, профессиональнотрудовое обучение. Обучающиеся 9 класса делятся на подгруппы при условии, что в классе не менее 12 человек. Комплектование групп осуществляется с учетом профиля трудового обучения для девочек и мальчиков, а также вида реализуемых адаптированных основных общеобразовательных программ. Учебный процесс оснащен необходимыми учебниками и дидактическим материалом. Учебный план школы состоит из следующих образовательных областей: общеобразовательные курсы; трудовая подготовка; коррекционная подготовка; индивидуальные и групповые коррекционные занятия; факультативные занятия; внеурочная деятельность. Каждая образовательная область учебного плана реализуется системой предметов, неразрывных по своему содержанию и преемственно продолжающихся от начального общего до основного общего образования, что позволяет практически осуществить системную, комплексную работу по развитию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, средствами образования с учетом их возрастной динамики. В 8, 9 классах рабочие программы педагогов составлены на основании программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Бгажноковой И.М., Воронковой В.В., Щербаковой А.М. Обучение в 8-9 классах является преемственным продолжением обучения в начальных классах, в ходе которого в старших классах расширяется и углубляется понятийная и практическая основа учебных предметов, закрепляются навыки самостоятельной учебной деятельности, завершается подготовка по общеобразовательным предметам в соответствии с индивидуальными особенностями, учебными возможностями обучающихся. В учебном плане данных классов, представлены учебные предметы всех образовательных областей, в объеме часов не ниже того количества, которое представлено в Базисном учебном плане. Часы коррекционной подготовки направлены на проведения коррекционно-развивающих занятий. Коррекцию сенсорных и двигательных недостатков воспитанников осуществляет педагог-психолог в тесном сотрудничестве с воспитателями, учителем ЛФК. Коррекцию речевых недостатков и формирование речевых средств коммуникации осуществляет учитель-логопед в тесном сотрудничестве с учителями письма и чтения. Образовательная область «Родной язык и литература» представлена учебными предметами:«чтение и развитие речи»,«письмо и развитие речи».Данные предметы являются значимыми, так как от их усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Задачами обучения по данным предметам являются: развитие устной и письменной речи обучающихся; грамотного письма, повышение уровня общего и речевого развития обучающихся, умения последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Расширение разговорной, литературной, деловой, книжной лексики на уроках. Образовательная область «Математика» представлена учебным предметом «математика». Задачи этого предмета, дать детям доступные количественные, пространственные и временные, геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем в успешно социализироваться в обществе. Математика вносит существенный вклад в развитие и коррекцию мышления и речи. Математические знания реализуются и при изучении других дисциплин.Математика имеет выраженную практическую направленность с целью обеспечения жизненно важных умений по ведению домашнего хозяйства, в доступной профессиональной деятельности. В 8-9 классах из числа уроков математики 1 час в неделю отводится на изучение элементов геометрии. Большое внимание уделяется практическим упражнениям в измерении, черчении и моделировании, как на уроках математики, так и на факультативе «Черчение» в 8-9 классах. Образовательная область «Природа» представлена учебными предметами: «Биология», «География». «Биология» (с 6 по 9 классы). Естественнонаучное образование обучающихся с умственной отсталостью строится на основе психологических особенностей восприятия и анализа окружающего мира. Естествоведческие знания, помогают осмыслению единства свойств живой и неживой природы, формируют у обучающихся практические навыки взаимодействия с объектами природы, ее явлениями. «География» (с 6 по 9 классы)позволяет на основе межпредметных связей сформировать доступные представления о физической, социальноэкономической географии, ее природных и климатических ресурсах, влияющих на образ жизни, хозяйственную деятельность человека на земле. Особое место в курсе географии отводится изучению родного края, природоохранной деятельности, что существенно дополняет систему воспитательной работы по гражданскому, нравственно-эстетическому воспитанию. Изучение географии имеет большое коррекционное значение. Географический материал обладает возможностями для развития наиболее слабых сторон познавательной деятельности детей: внимания, наблюдательности, умения сравнивать и анализировать наблюдаемые предметы и явления, понимания их причинно-следственной зависимости. Образовательная область "Обществознание"представлена учебными предметами:«история Отечества»,«обществознание». "История Отечества"(с 7 по 9 классы) формирует систему знаний о самых значительных исторических событиях в становлении и развитии основ Российской государственности с древнейших времен до новейшей истории. «Обществознание» (8-9 классы) - изучение данного предмета направлено для социальной адаптации обучающихся путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребенка через знание гражданских обязанностей и умения пользоваться своими правами. «Физическая культура» имеет большое значение для укрепления здоровья школьников, развития и коррекции их моторики, способствует формированию культуры движения, выполняет общеобразовательную функцию, включает элементы спортивной подготовки. Ежедневно в школе-интернате используются следующие формы физической культуры: утренняя зарядка, физкультминутки, подвижные игры, организованные во второй половине дня воспитателями школыинтерната, спортивные часы, секции. Ежемесячно сектор «Спорт и здоровье» проводит «Дни здоровья». Все вышеперечисленное способствует решению задач укрепления здоровья, увеличение объема двигательной активности, привития навыков ЗОЖ Наибольший объем в учебном плане отводится трудовому обучению. Основная задача общеобразовательных предметов и трудового обучения заключается в обеспечении обучающимся таким уровнем знаний, умений и навыков, которые необходимы им для успешной социальной адаптации и интеграции выпускников в общество. Профессиональное трудовое обучение в старших классах имеет общетехнический характер, проводится на базе учебных мастерских, рассматривается как пропедевтический период для формирования некоторых новых организационных умений и навыков поведения, характерных дляопределение индивидуальных профессиональных возможностей обучающихся в овладении тем или иным видом профессионального труда. В 2023-2024 учебном году профессионально-трудовое обучение осуществляется по профилям: «слесарное дело», «швейное дело». Трудовое обучение осуществляется в учебных мастерских, кабинетах. В 9 классе девочки занимаются по профилю трудового обучения: «швейное дело», мальчики посещают уроки «слесарного дела». Учебный материал по слесарному делу знакомит обучающихся с основами слесарной обработки металлов. Ставится задача – научиться выполнять задания точно по образцу (чертежу) и техническим требованиям. Программа «Швейное дело» предусматривает подготовку девушек к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и легкого платья со специализацией по профессии швея-мотористка женской и детской легкой одежды. Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту. Коррекционный курс «Социально-бытовая ориентировка» обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Уроки СБО способствуют усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса. Занятия по выбору и факультативные занятия Курс «Черчение» (1 ч. в неделю) имеет прикладной характер, помогает лучше усваивать программный материал на уроках математики, профессионально-трудового обучения, содействует коррекции умственного развития, содействует развитию пространственной ориентировки. За основу взята программа по черчению из сборника №1 «Программы общеобразовательных школ для умственно отсталых детей» 1990года. В 9 классе введен факультативный курс «Ищу работу». Цель данного курса состоит в создании условий для осознанного и адекватного выбора профессии и дальнейшего самоопределения обучающихся школы – интерната. Внеурочная деятельность представлена двумя программами внеурочной деятельности. «Разговоры о важном» Развитие у обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью. «Мой любимый край» Привитие интереса к истории и культуре родного края, воспитание уважения и любви к своей Родине. Таким образом, содержание обучения по всем предметам имеет практическую направленность, в сочетании с принципом коррекционной направленности обучения, который является ведущим. Учебные предметы образовательных областей, включенных в учебный план, учитывают особенности познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью и обеспечивают обучающимся школы-интерната потенциально возможный уровень образованности, без чего не может быть достигнута основная цель: социальная реабилитация и интеграция детей с проблемами развития в современное общество. Образование на дому является формой получения образования и организовано по программе: общеобразовательные программы обучающихся с умственной отсталостью. Образование детей на дому осуществляется в отношении детей, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать образовательное учреждение. Основанием для организации образования на дому является заявление родителей (законных представителей) и заключение клинико - экспертной комиссии лечебно-профилактического учреждения (больницы, поликлиники). С целью реализации Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» в части обеспечения права каждого человека на образование и недопустимости дискриминации в сфере образования необходимо при определении учебной нагрузки детям, находящимся на индивидуальном обучении на дому, в том числе детяминвалидам, обучающимся дистанционно, руководствоваться Федеральными государственными образовательными стандартами, постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Нормативно-правовой основой организации индивидуального обучения на дому является постановление Правительства Свердловской области от 23 апреля 2015 года N 270-ПП «Об утверждении порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области». Для обучающихся разрабатывается адаптированная образовательная программа по всем предметам обязательной части учебного плана и коррекционным курсам. Индивидуальный учебный план составляется с учетом индивидуальных особенностей и состоянием здоровья обучающихся. Промежуточная аттестация проводится два раза год по окончании первого полугодия и учебного года. Промежуточная аттестация проводится со второго по девятый класс. В 9 классе промежуточная аттестация проводится по предметам: письмо и развитие речи, математика. По письму и развитию речи, математике в форме административных контрольных работ. Промежуточная аттестация по трудовому обучению проводится в форме тестирования. Сроки проведения промежуточной аттестации: для 9 класс – 18- 22 декабря 2023 года; Итоговая аттестация обучающихся 9 класса по трудовому обучению проводится 30 мая 2024 года и регламентируется «Положением об итоговой аттестации обучающихся структурного подразделения школа – интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы». Недельный учебный план для обучающихся с умственной отсталостью 9 класс на 2023-2024 учебный год Предметные области Классы Учебные предметы Количество часов в неделю 9 Общеобразовательные курсы I. Родной язык и литература Чтение и развитие речи Математика Математика Природа Биология Письмо и развитие речи География Обществознание Физическая культура История Отечества 3 3 3 2 2 Обществознание 2 1 Физкультура 3 II. Трудовая подготовка Трудовая подготовка Коррекционные курсы Профессионально-трудовое обучение: Швейное дело 10 Слесарное дело 10 III. Коррекционная подготовка Социально бытовая ориентировка (СБО) 2 Аудиторная учебная нагрузка обучающихся при 5 – дневной учебной неделе 10 31 Занятия по выбору и факультативные занятия Черчение 1 Ищу работу 1 Внеурочная деятельность «Разговоры о важном» 1 «Мой любимый край» 1 Общее количество часов в неделю 35