Учебный план школы-интерната 5-8 класс, 1 вариант (2023-2024)

Пояснительная записка
к учебному плану для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями),
(вариант 1) 5-8 классы
Учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее - учебный план) обеспечивает
введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий
объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся,
состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам
обучения).
Организация временного режима обучения обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствует их особым
образовательным потребностям и учитывает их индивидуальные
возможности.
Устанавливается следующая продолжительность учебного года: 5,6
классы – 34 учебных недели. Для профилактики переутомления
обучающихся в годовом календарном учебном плане предусмотрены
равномерно распределенные периоды учебного времени и каникул.
В целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся
устанавливается продолжительность учебной недели – 5 дней (при
соблюдении гигиенических требований к максимальным величинам
недельной образовательной нагрузки согласно действующему СанПиН
2.4.2.3648-20 от 28.09.2020 г. № 28).
Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут.
Между началом коррекционных, внеклассных, факультативных занятий,
кружков, секций и последним уроком
устраивается перерыв
продолжительностью не менее 20 минут.
Учебный план включает обязательную часть, включающую в себя
следующие предметные области: язык и речевая практика, математика,
естествознание, искусство, физическая культура, технологии.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений в 5 классе,
в количестве 2 часов направлена: на увеличение количества часов по
предмету обязательной части: «Адаптированная физическая культура» - 1
час; а также дополнительно с 5 класса введен предмет «Мир истории» -1 час.
Включение данного предмета в учебный план обусловлено тем, что «мир
истории проводится в качестве пропедевтических занятий, так как изучение
предмета «История Отечества» начинается с 7 класса. Введение
пропедевтического периода связано с тем, что умственно отсталым
обучающимся трудно осваивать исторические факты, события в их
временной ретроспективе, для этого необходимо уточнение имеющихся
знаний, формирование понятий об истории, ее источниках, средствах
изучения, путях эволюции человеческого общества в материальной и
духовной среде.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений в 6 классе,
в количестве 2 часов направлена: на увеличение количества часов по
предмету обязательной части: «Адаптированная физическая культура» - 1
час; а также введен предмет «Рисование» -1 час. Изучение данного предмета

по ФГОС УО завершается в пятом классе. Для всестороннего развития
личности особого ребенка
предмет «рисование» имеет огромную
коррекционно-развивающую значимость. Благодаря изобразительной
деятельности у детей совершенствуются зрительно-моторные координации,
происходит заметный сдвиг в эмоционально-волевой и двигательной сфере.
На уроках создаются условия для коррекции памяти, внимания и всех
психических функций, применяя разнообразные игровые и графические
материалы.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений в 7,8
классах, в количестве 1 часов направлена: на увеличение количества часов по
предмету обязательной части: «Профильный труд» - 1 час. Профильный
труд в старших классах имеет огромное значение для формирования прочных
навыков
профессионального
труда
и
дальнейшего
успешного
самоопределения выпускников.
Основные задачи реализации содержания предметных областей
Предметная область «Язык и речевая практика»
Учебные предметы: русский язык, чтение (Литературное чтение).
Основные задачи реализации содержания:
Русский язык. Формирование первоначальных навыков чтения и письма в
процессе овладения грамотой. Формирование элементарных представлений о
русском (родном) языке как средстве общения и источнике получения
знаний. Использование письменной коммуникации для решения практикоориентированных задач.
Чтение (Литературное чтение). Осознание значения чтения для решения
социально значимых задач, развития познавательных интересов, воспитания
чувства прекрасного, элементарных этических представлений, понятий,
чувства долга и правильных жизненных позиций. Формирование и развитие
техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту
литературных текстов. Формирование коммуникативных навыков в процессе
чтения литературных произведений.
Предметная область «Математика»
Учебный предмет: математика, информатика
Основные задачи реализации содержания:
Математика.Овладение началами математики (понятием числа,
вычислениями, решением арифметических задач и др.). Овладение
способностью пользоваться математическими знаниями при решении
соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и
использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в
различных видах практической деятельности). Развитие способности
использовать некоторые математические знания в жизни.
Информатика. Ознакомление обучающихся с умственной отсталостью с
компьютерными ресурсами и овладение техникой их практического
применения, расширение кругозора путем формирования знаний и
представлений о компьютерных технологиях и способах их практического
применения.
Предметная область «Естествознание»
Учебный предмет: природоведение (5-6 класс),

биология (7-9 класс), география (7-9 класс)
Основные задачи реализации содержания:
Природоведение. Формирование элементарных научных знаний о
живой и неживой природе. Демонстрация тесной взаимосвязи между живой и
неживой природой. Формирование специальных и общеучебных умений и
навыков. Воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам,
знакомство с основными направлениями природоохранной работы.
Воспитание социально значимых качеств личности.
Биология. Изучение элементарных сведений, доступных школьникам с
нарушениями интеллектуального развития, о живой и неживой природе, об
организме человека и охране его здоровья и применение практических
сведений в повседневной жизни учащимися с нарушением интеллекта.
География. Формирование у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) умения использовать географические
знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки
разнообразных природных, социально-экономических и экологических
процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и
обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного
поведения в окружающей среде.
Предметная область «Человек и общество»
Учебные предметы: мир истории (5-6 класс), основы социальной жизни
(5-9 класс), история Отечества (7-9 класс)
Мир истории. Формирование первоначальных представлений об
особенностях жизни, быта, труда человека на различных исторических
этапах его развития. Формирование первоначальных исторических
представлений
о
«историческом
времени»
и
«историческом
пространстве». Формирование исторических понятий: «век», «эпоха»,
«община» и некоторых других. Формирование умения работать с «лентой
времени».
Формирование умения анализировать и сопоставлять
исторические факты; делать простейшие выводы и обобщения. Воспитание
интереса к изучению истории.
Основы социальной жизни. Расширение кругозора обучающихся в
процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни.
Формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков,
связанных с ведением домашнего хозяйства. Ознакомление с основами
экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых
умений. Практическое ознакомление с деятельностью различных
учреждений
социальной
направленности.
Формирование
умений
пользоваться
услугами
учреждений
и
предприятий
социальной
направленности. Усвоение морально-этических норм поведения, выработка
навыков общения (в том числе с использованием деловых бумаг). Развитие
навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств
личности.
История Отечества. Формирование нравственного сознания
развивающейся личности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), способных к определению своих
ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей

страны; развитие умения применять исторические знания в учебной и
социальной деятельности; развитие нарушенных при умственной отсталости
высших психических функций.
Предметная область «Искусство»
Учебные предметы:
изобразительное искусство (5-6 класс), музыка (5 класс).
Основная задача реализации содержания:
Рисование. Формирование умений и навыков изобразительной деятельности,
ихприменение для решения практических задач. Развитие художественного
вкуса: умения отличать «красивое» от «некрасивого»; понимание красоты
как ценности; воспитание потребности в художественном творчестве.
Музыка.Формирование и развитие элементарных умений и навыков,
способствующих адекватному восприятию музыкальных произведений и их
исполнению. Развитие интереса к музыкальному искусству; формирование
простейших эстетических ориентиров.
Предметная область « Адаптивная физическая культура»
Учебный предмет: физическая культура.
Основные задачи реализации содержания:
Физическая культура.Формирование установки на сохранение и укрепление
здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни; соблюдение
индивидуального режима питания и сна. Воспитание интереса к физической
культуре и спорту, формирование потребности в систематических занятиях
физической культурой и доступных видах спорта. Формирование и
совершенствование основных двигательных качеств: быстроты, силы,
ловкости и др. Формирование умения следить за своим физическим
состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать.
Овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой,
гимнастикой, лыжной подготовкой и др.) в соответствии с возрастными и
психофизическими особенностями обучающихся. Коррекция недостатков
познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и
совершенствование волевой сферы. Воспитание нравственных качеств и
свойств личности.
Предметная область «Технологии»
Учебный предмет: профильный труд
Основные задачи реализации содержания:
Профильный труд. Овладение элементарными приемами ручного
труда, общетрудовыми умениями и навыками, развитие самостоятельности,
положительной мотивации к трудовой деятельности. Получение
первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и
общества, о мире профессий и важности выбора доступной профессии.
Профильный труд в старших классах имеет общетехнический характер,
проводится на базе учебных мастерских, рассматривается как
пропедевтический период для формирования некоторых новых
организационных умений и навыков поведения, характерных для
определение
индивидуальных
профессиональных
возможностей
обучающихся в овладении тем или иным видом профессионального труда.

В 5,6, классе девочки занимаются по профилям трудового обучения:
«цветоводство» и «младший обслуживающий персонал», «швейное дело», а
мальчики «Столярное дело» и «Слесарное дело».
В 7 «а» классе девочки занимаются по профилю «Швейное дело»,
мальчики по профилю «Столярное дело».
8 «а» класс весь занимается по профилю «Штукатурно-малярное дело».
В процессе обучения столярному делу школьники приобретают навыки
владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила
ухода за ними. Некоторые из инструментов и приспособлений изготовляют
сами. Кроме того, ребята учатся работать на сверлильном и токарном
станках, применять лаки, клеи, красители. Составлять и читать чертежи,
планировать последовательности выполнения трудовых операций,
оценивание результатов своей и чужой работы также входят в программу
обучения.
Учебный материал по слесарному делу знакомит обучающихся с основами
слесарной обработки металлов. Ставится задача – научиться выполнять
задания точно по образцу (чертежу) и техническим требованиям.
Программа «Швейное дело» предусматривает подготовку девушек к
самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья
и легкого платья со специализацией по профессии швея-мотористка женской
и детской легкой одежды. Обучение швейному делу развивает мышление,
способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику.
Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические
представления, благотворно сказывается на становлении их личностей,
способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной
степени самостоятельность в быту.
Программа «Цветоводство» рассчитана на подготовку обучающихся к
ручному труду на цветоводческом предприятии или в личном хозяйстве.
Обучение по программе благотворно сказывается на сообразительности и
мелкой моторики подростков с нарушением интеллекта.
Цель программы «Младший обслуживающий персонал» - это
всестороннее развитие личности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениям) старшего возраста в процессе
формирования их трудовой культуры. Изучение этого учебного предмета
способствует получению обучающимися первоначальной профильной
трудовой подготовки, предусматривающей формирование в процессе учебы
и общественно полезной работы трудовых умений и навыков; развитие
мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с
учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и
состояния здоровья.
Цель программы «Штукатурно-малярное дело» - формирование доступных
теоретических знаний и умений, которые необходимо применять в
повседневной жизни, при изучении других учебных предметов, подготовка
обучающихся к овладению трудовыми знаниями и навыками.
Обязательным элементом структуры Учебного плана является
«Коррекционно-развивающая
область»,
которая
представлена
коррекционными курсами: ритмика, основы финансовой грамотности,
психокоррекционные занятия, логопедические занятия.

Основные задачи реализации содержания:
Ритмика. Развитие умения слушать музыку, выполнять под музыку
различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым
сопровождением или пением. Развитие координации движений, чувства
ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики, пространственной
ориентировки. Привитие навыков участия в коллективной творческой
деятельности.
Основы
финансовой
грамотности.
Расширение
кругозора
обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами
повседневной жизни. Формирование и развитие навыков самообслуживания
и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства.
Ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и
формирование необходимых умений. Практическое ознакомление с
деятельностью различных учреждений социальной направленности.
Формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий
социальной направленности. Усвоение морально-этических норм поведения,
выработка навыков общения (в том числе с использованием деловых бумаг).
Развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств
личности.
Психокоррекционные занятия. Формирование учебной мотивации,
стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных
процессов. Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование
позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе,
развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля. Развитие
способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов
взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального
статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков
социального поведения.
Логопедические занятия. Формирование и развитие различных видов
устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на
основе обогащения знаний об окружающей действительности. Обогащение и
развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической
системности,
формирование
семантических
полей.
Развитие
и
совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи.
Коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).
Всего на коррекционно-развивающую область отводится 10 часов в
неделю (4 часа на коррекционные занятия и 6 часов на внеурочную
деятельность).
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых
занятий, их количественное соотношение может осуществляться
общеобразовательной
организацией
самостоятельно,
исходя
из
психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на
основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и
индивидуальной программы реабилитации инвалида. Время, отведенное на
реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при
определении максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается
при определении объемов финансирования. Индивидуальные занятия
проводятся в течение учебного дня и во внеклассное время.

Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них
часов самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в
рамках общего количества часов, предусмотренных примерным учебным
планом (4 часа).
Внеурочная деятельность в школе осуществляется по направлениям:
коммуникативная деятельность, художественно-эстетическая творческая
деятельность, деятельность по развитию социальных навыков.
Основная цель внеурочной деятельности в школе является создание
условий для достижения обучающегося необходимого для жизни в обществе
социального опыта и формирования принимаемой обществом системы
ценностей, создание условий для всестороннего развития и социализации
каждого обучающегося с умственной отсталостью, создание воспитывающей
среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов
обучающихся в свободное время.
Внеурочная деятельность в 5, 6, 7 «а», 8 «а» классах осуществляется по
программам внеурочной деятельности: «Разговоры о важном», «Мой
любимый
край»,
«Творческая
мастерская»,
«Профессиональное
самоопределение».
Основные задачи реализации содержания:
«Разговоры о важном»
Развитие у обучающегося ценностного отношения к Родине, природе,
человеку, культуре, знаниям, здоровью.
«Мой любимый край»
Привитие интереса к истории и культуре родного края, воспитание
уважения и любви к своей Родине.
«Творческая мастерская»
Формирование художественно-творческих способностей обучающихся
путём создания условий для самореализации личности, овладение навыками
декоративно - прикладного творчества.
«Профессиональное самоопределение»
Сформировать положительное отношение к труду, показать его ценность,
как для самого человека, так и для всего общества в целом.
Результативность внеурочной деятельности предполагает: приобретение
обучающимися с умственной отсталостью социального знания,
формирования положительного
отношения к
базовым ценностям,
приобретения опыта самостоятельного общественного действия.
Образование на дому является формой получения образования и
организовано по программе: общеобразовательные программы обучающихся
с умственной отсталостью.
Образование детей на дому осуществляется в отношении детей, которые
по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать
образовательное учреждение. Основанием для организации образования на
дому является заявление родителей (законных представителей) и заключение
клинико - экспертной комиссии лечебно-профилактического учреждения
(больницы, поликлиники).
С целью реализации Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273
«Об образовании в Российской Федерации» в части обеспечения права
каждого человека на образование и недопустимости дискриминации в сфере

образования необходимо при определении учебной нагрузки детям,
находящимся на индивидуальном обучении на дому, в том числе детяминвалидам, обучающимся дистанционно, руководствоваться Федеральными
государственными
образовательными
стандартами,
постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Нормативно-правовой основой организации индивидуального обучения на
дому является постановление Правительства Свердловской области от 23
апреля 2015 года N 270-ПП «Об утверждении порядка регламентации и
оформления отношений государственной и муниципальной образовательной
организации и родителей (законных представителей) обучающихся,
нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части
организации обучения по основным общеобразовательным программам на
дому или в медицинских организациях, находящихся на территории
Свердловской области».
Для обучающихся разрабатывается адаптированная образовательная
программа по всем предметам обязательной части учебного плана и
коррекционным курсам. Индивидуальный учебный план составляется с
учетом индивидуальных особенностей и состоянием здоровья обучающихся.
Промежуточная аттестация проводится два раза год по окончании
первого полугодия и учебного года. Промежуточная аттестация проводится
со второго по девятый класс.
В 5- 8 классах промежуточная аттестация проводится по предметам:
письмо и развитие речи, математика, профильный труд с 7 класса. По
письму и развитию речи, математике в форме административных
контрольных работ. Профильный труд проводится в форме тестирования.
Сроки проведения промежуточной аттестации: для 5-8 класса – 1822 декабря 2023 года; 20-24 мая 2024 года.

Недельный учебный план для обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1) 5, 6, 7 «а», 8 «а» классы на 2023-2024 учебный год
Предметные
области

Классы
Учебные
предметы

Количество часов в неделю
5
6
7а
8а

Обязательная часть
Язык и речевая
практика
Математика

Русский язык
Чтение (Литературное чтение)
Математика

4
4
4

4
4
4

Информатика
Естествознание

Природоведение

2

Человек и общество

Мир истории

2

2

2

2

2
2
2

2

2

2
2

2

+1

---

1
2+1

--2+1

--2

2

6
2

6
2

7+1
8

7+1
---

Младший обслуживающий персонал

2
2

2
2

-------

-------

Столярное дело

4

4

8

----

Слесарное дело

2
---

2
----

-------

----8

29

30

30

30

Рисование
Музыка
Адаптивная физическая культура
Профильный труд
Швейное дело
Цветоводство

Технологии

1

2

История отечества

Физическая культура

1

+1

Основы социальной жизни

Искусство

4
4
3

2

Биология
География

4
4
3

Штукатурно-малярное дело
Аудиторная учебная нагрузка обучающихся
при 5 – дневной учебной неделе

Внеурочная деятельность, в том числе
Коррекционно – развивающая область (коррекционные занятия)
Ритмика

1

1

1

1

Основы финансовой грамотности
Логопедические занятия

1

1

2

2

1
2

1
2

Психокоррекционные занятия

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1
40

1
40

Внеурочная деятельность по направлениям
«Разговоры о важном»
1
1
Коммуникативная деятельность
«Мой любимый край»
1
1
Художественно-эстетическая творческая деятельность
1
1
Творческая мастерская
Деятельность по развитию социальных навыков
1
1
Профессиональное самоопределение
39
40
Всего к финансированию


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».