2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
стр.
4-6
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
6-8
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
9-10
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
11-12
3
ОСВОЕНИЯ
1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы материаловедения и технология слесарных работ»
1.1. Область применения примерной программы
Программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
профессии (профессиям) СПО 35.01.27 «Мастер сельскохозяйственного
производства», а также может быть использована в образовательных
программах при подготовке, переподготовке и повышении квалификации
рабочих кадров
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной
профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в
общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам
освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины «Основы материаловедения и
технология слесарных работ» студент должен освоить знания и умения,
которые являются частью общих и профессиональных компетенций:
Код
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 1.5
ПК 1.6
ПК 1.7
ПК 1.8
ОК 1.
ОК 2.
Наименование результата обучения
Выполнять основную обработку и предпосевную подготовку
почвы с заданными агротехническими требованиями.
Вносить
удобрения
с
заданными
агротехническими
требованиями.
Выполнять механизированные работы по посеву, посадке и
уходу за сельскохозяйственными культурами.
Выполнять уборочные работы с заданными агротехническими
требованиями.
Выполнять
погрузочно-разгрузочные,
транспортные
и
стационарные работы на тракторах.
Выполнять мелиоративные работы.
Выполнять механизированные работы по разгрузке и раздаче
кормов животным, уборке навоза и отходов животноводства.
Выполнять техническое обслуживание при использовании и при
хранении тракторов, комбайнов, сельскохозяйственных машин
и оборудования, заправлять тракторы и самоходных
сельскохозяйственные
машины
горюче-смазочными
материалами.
Выбирать способы решения задач профессиональной
деятельности применительно к различным контекстам;
Использовать современные средства поиска, анализа и
интерпретации информации и информационные технологии для
4
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
ОК.8
ОК.9
выполнения задач профессиональной деятельности;
Планировать
и
реализовывать
собственное
профессиональное
и
личностное
развитие,
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере,
использовать знания по правовой и финансовой грамотности в
различных жизненных ситуациях;
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и
команде;
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке Российской Федерации с учетом
особенностей социального и культурного контекста;
Проявлять
гражданско-патриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение
на
основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в
том числе с учетом гармонизации межнациональных и
межрелигиозных
отношений,
применять
стандарты
антикоррупционного поведения;
Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережению, применять знания об изменении климата,
принципы бережливого производства, эффективно действовать
в чрезвычайных ситуациях;
Использовать средства физической культуры для сохранения и
укрепления
здоровья
в
процессе
профессиональной
деятельности и поддержания необходимого уровня физической
подготовленности;
Пользоваться
профессиональной
документацией
на
государственном и иностранном языках.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
выполнять производственные работы с учетом характеристик металлов и
сплавов;
выполнять общеслесарные работы: разметку, рубку, правку, гибку, резку,
опиливание, шабрение металла, сверление, зенкование и развертывание
отверстий, клепку, пайку, лужение и склеивание, нарезание резьбы;
подбирать материалы и выполнять смазку деталей и узлов;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные виды конструкционных и сырьевых, металлических и
неметаллических материалов;
особенности строения металлов и сплавов;
основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии
их производства;
виды обработки металлов и сплавов;
виды слесарных работ;
правила выбора и применения инструментов;
5
последовательность слесарных операций;
приемы выполнения общеслесарных работ;
требования к качеству обработки деталей;
виды износа деталей и узлов;
свойства смазочных материалов
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 34 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет
6
Количест
во часов
34
32
16
2
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы материаловедения
и технология общеслесарных работ»
Наименование разделов и
№
Содержание учебного материала, лабораторные работы и
тем
урока
практические занятия, самостоятельная работа
обучающихся
1
2
Раздел 1.
Материаловедение
1-2 Характеристика металлов и сплавов
3-4 Термическая обработка стали и чугуна
5-6
Углеродистые и легированные стали
7-8 Цветные металлы и сплавы
Раздел 2. Слесарное дело
Тема 2.1
Общеслесарные работы
9-10 Разметка. Рубка металла.
11-12 Резка металла.
13-14 Опиливание металла.
15-16 Нарезание резьбы. Классификация резьб.
Практические занятия
17-18 Разметка плоских поверхностей
19-20 Рубка металла
21-22 Правка и гибка металла
23-24 Резка металла
25-26 Опиливание металла
Сверление, зенкование, зенкерование и развертывание
27-28
отверстий
29-30 Нарезание резьбы
7
Объем
часов
Уровень
освоения
3
8
4
2
2
2
2
2
2
2
2
8
2
2
2
2
16
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
3
3
3
3
3
2
3
2
3
31-32 Клепка
33-34 Дифференцированный зачет
Всего
8
2
2
34
3
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Основы материаловедения» и слесарной мастерской.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
- объемные модели металлической кристаллической решетки;
- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
- образцы неметаллических материалов.
Технические средства обучения:
- компьютер
с
лицензионным
программным
обеспечением
и
мультимедиапроектор.
Оборудование мастерской:
по количеству обучающихся:
- верстак слесарный с индивидуальным освещением и защитными экранами;
- параллельные поворотные тиски;
- комплект рабочих инструментов;
- измерительный и разметочный инструмент;
на мастерскую:
- сверлильные станки;
- стационарные роликовые гибочные станки;
- заточные станки;
- электроточила;
- рычажные и стуловые ножницы;
- вытяжная и приточная вентиляция.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка): Учеб.
пособие. – М: ОИЦ «Академия», 2008. – 288 с. – Серия: Начальное
профессиональное образование.
2. Макиенко Н.И. Практические работы по слесарному делу: Учеб.
пособие для проф. техн. училищ. – М.: 1982. – 208 с.
3. Покровский Б.С. Общий курс слесарного дела: Учеб. пособие. – М.:
ОИЦ «Академия», 2007 – 80 с.
4. Покровский Б.С. Основы слесарного дела. Рабочая тетрадь. – М.: ОИЦ
«Академия», 2008.
5. Покровский Б.С. Основы слесарного дела: Учебник для нач. проф.
образования. – М.: ОИЦ «Академия», 2007. – 272 с.
9
6. Рогов В.А., Позняк Г.Г. Современные машиностроительные материалы
и заготовки: Учеб. пособие. – ОИЦ «Академия», 2008. – 336 с.
Дополнительные источники:
1. Покровский Б.С., Скакун В.А. Слесарное дело: Альбом плакатов. – М.:
ОИЦ «Академия», 2005. – 30 шт.
2. Электронные ресурс «Слесарные работы». Форма доступа:
http://metalhandling.ru
10
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических
занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения
обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания)
1
Умения:
определять материалы и их свойства
выбирать режимы обработки с учетом
характеристик металлов и сплавов
соблюдать технологическую
последовательность при выполнении
общеслесарных работ: разметки, рубки,
правки, гибки, резки и опиливании
металла, сверлении, зенковании,
зенкеровании и развертывании
отверстий, нарезании резьбы, клепки,
пайки, лужении и склеивании,
шабрении
подбирать режимы и материалы для
смазки деталей и узлов
Знания:
основные виды металлических и
неметаллических материалов
основные сведения о назначении и
свойствах металлов и их сплавов
о технологической и производственной
культуре при выполнении
общеслесарных работ
особенности применения
общеслесарных работ в различных
отраслях производства и в быту
особенности строения металлов и
сплавов, технологию их производства
виды обработки металлов и сплавов
виды износа деталей и узлов
свойства смазочных материалов
основные виды слесарных работ
правила техники безопасности при
11
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
2
Выполнение практических заданий
Выполнение практических заданий
Выполнение практических заданий
Выполнение лабораторных работ
Тестирование
Тестирование
практические задания
практические задания
контрольная работа, тестирование
контрольная работа
контрольная работа
контрольная работа
практические задания
практические занятия, выполнение
слесарных работах
правила выбора и применения
инструментов
последовательность слесарных
операций
приемы выполнения общеслесарных
работ
требования к качеству обработки
деталей
индивидуальных проектных заданий
практические занятия, выполнение
индивидуальных проектных заданий
практические занятия, выполнение
индивидуальных проектных заданий
практические занятия
практические занятия, выполнение
индивидуальных проектных заданий
12
5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ
УЧЕБНУЮ ПРОГРАММУ
№
п/п
№ пункта
рабочей
программы
Дата
внесения
изменений
и
дополнений
До
внесения
изменений
и
дополнений
После
изменений и
дополнений
13
Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией
Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом