1
2
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
5. ЛИСТ
ИЗМЕНЕНИЙ
И
ДОПОЛНЕНИЙ,
ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
10
3
5
7
9
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Техническая механика с основами технических
измерений» является частью основной профессиональной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по профессии (профессиям) СПО 35.01.27 «Мастер сельскохозяйственного
производства», а также может быть использована в образовательных программах при
подготовке, переподготовке и повышении квалификации рабочих кадров
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: ОП. 00 Общепрофессиональный цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
уметь:
- читать кинематические схемы;
- подсчитывать передаточное число;
- пользоваться контрольно-измерительными приборами и инструментом;
знать:
- виды машин и механизмов, принцип действия, кинематические и динамические
характеристики;
- типы кинематических пар;
- характер соединения деталей и сборочных единиц;
- принцип взаимозаменяемости;
- основные сборочные единицы и детали;
- типы соединений деталей и машин;
- виды движений и преобразующие движения механизмы;
- виды передач; их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные
обозначения на схемах;
- передаточное отношение и число;
- требования к допускам и посадкам;
- принципы технических измерений;
- общие сведения о средствах измерения и их классификацию
1.4. Результатом освоения дисциплины является определенный
сформированности следующих общих и профессиональных компетенций:
Код
ОК 1.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4
ОК 5.
Наименование результата обучения
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам;
Использовать современные средства поиска, анализа и
интерпретации информации и информационные технологии для
выполнения задач профессиональной деятельности
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие, предпринимательскую деятельность в
профессиональной сфере, использовать знания по финансовой
грамотности в различных жизненных ситуациях
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке Российской Федерации с учетом
особенностей социального и культурного контекста
4
этап
ОК 6.
ОК 7.
ОК 8.
ОК 9.
ПК 2.1.
ПК 2.2.
ПК 2.3.
ПК 2.4.
ПК 2.5.
ПК 2.6.
ПК 2.7.
ПК 2.8.
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих
ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и
межрелигиозных
отношений,
применять
стандарты
антикоррупционного поведения
Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережению, применять знания об изменении климата,
принципы бережливого производства, эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях
Использовать средства физической культуры для сохранения и
укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и
поддержания необходимого уровня физической подготовленности
Пользоваться
профессиональной
документацией
на
государственном и иностранном языках
Выполнять основную обработку и предпосевную подготовку почвы
с заданными агротехническими требованиями.
Вносить удобрения с заданными агротехническими требованиями.
Выполнять механизированные работы по посеву, посадке и уходу за
сельскохозяйственными культурами.
Выполнять уборочные работы с заданными агротехническими
требованиями.
Выполнять
погрузочно-разгрузочные,
транспортные
и
стационарные работы на тракторах.
Выполнять мелиоративные работы.
Выполнять механизированные работы по разгрузке и раздаче
кормов животным, уборке навоза и отходов животноводства.
Выполнять техническое обслуживание при использовании и при
хранении тракторов, комбайнов, сельскохозяйственных машин и
оборудования, заправлять тракторы и самоходных
сельскохозяйственные машины
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:
- образовательной учебной нагрузки обучающегося: 34 часа, в том числе:
- теоретической подготовки обучающегося: 14 часов
- практической подготовки обучающегося: 14 часов;
- экзамен: 6 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество
часов
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
34
в том числе:
теоретические занятия
14
лабораторные занятия
6
практические занятия
8
Итоговая аттестация: экзамен
6
5
Наименование
разделов и тем
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Техническая механика с основами технических измерений»
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
1
2
Техническая механика с основами технических измерений
Раздел 1. Основы технических измерений.
Тема 1.1
Содержание
Универсальные
1 Основы технических измерений. Контрольно-измерительные
средства
инструменты
измерения и
Практические занятия
контроля
1 Измерение с помощью штангенинструмента
2 Измерение с помощью микрометрических инструментов
Тема 1.2.
Содержание
Основные
1 Линейные размеры, отклонения, допуски. Посадки.
сведения о
Практические занятия
размерах и
1 Расчет линейных отклонений и допусков
сопряжениях
2 Расчет допусков и посадок
Раздел 2. Техническая механика
Содержание
1 Основные сведения о машинах и ее деталях
2 Неразъемные и разъемные соединения деталей
Тема 2.1.
3 Шпоночные, шлицевые и штифтовые соединения
Детали и
4 Фрикционные, ременные и цепные передачи
механизмы машин 5 Зубчатые и червячные передачи
Лабораторные работы
1 Расчет передаточного числа в ременных и цепных передачах
2 Расчет передаточного числа в зубчатых и червячных передачах
3 Расчет подшипников на допускаемое давление. Расчет подшипников на
долговечность.
Экзамен
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3–
продуктивный
(планирование
и
самостоятельное
выполнение
деятельности,
решение
6
Объем
часов
Уровень
освоения
3
4
28
12
2
2
4
2
2
2
2
4
2
2
16
10
2
2
2
2
2
6
2
2
2
2,3
2
2
2
2
2
2
2,3
2
2
2
2
2
3
3
3
6
проблемных
задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета технической
механик; мастерских; лаборатории технических измерений.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по теме «Основы сопротивления материалов»;
- комплект учебно-наглядных пособий по теме «Детали и механизмы машин»
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- стенд для определения основных механических характеристик материалов;
- плоскопараллельные концевые меры длины;
- измерительные линейки;
- штангенциркули ШЦ-1; ШЦ-11; ШЦ-111;
- штангенглубиномер ШГ ГОСТ 162-80)
- штангенрейсмас (ГОСТ 164-80);
- угломеры (ГОСТ 5378-66);
- микрометры гладкие типа МК;
- нутромер (тип НМ);
- глубиномер микрометрический (ГОСТ 7470-78);
- нутромер микрометрический (ГОСТ 10-75);
- рычажно-механические приборы:
- миниметры;
- нутромер индикаторный НИ-10; НИ-18; НИ-50А;
- индикатор часового типа ИЧ, ИТ;
- приборы с рычажно-зубчатой передачей:
- измерительные головки СИС; СИМ;
- измерительные головки ИРБ, ИРТ;
- рычажные скобы (ГОСТ 11098-75);
- рычажные микрометры (ГОСТ 4381-80);
- приборы с пружинной передачей:
- измерительные пружинные головки (ГОСТ-6933-81);
- малогабаритные измерительные головки (микаторы, ГОСТ-14712-79);
- измерительные головки бокового действия (миникаторы).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1.Вереина Л.И. Техническая механика: учебное пособие для НПО/ Л.И. Вереина - М.:
Академия, 2016.
Дополнительные источники:
1. Ганевский Г.М., Гольдин И.И. «Допуски, посадки и технические измерения
машиностроении», Москва, Академия, 1998 г.
2. Вереина Л.И. «Техническая механика», Москва, Академия, 2006 г.
7
3. Зайцев С.А. и др. «Контрольно-измерительные приборы и инструменты»,
Москва, Академия, 2002 г.
Интернет ресурсы:
1. www.edu.ru – портал Российское образование.
2. www.ostemex.ru - основы технической механики
3. www.edu.ru – портал Российское образование.
4. www.сherch.ru ponyatie_o_technicheskoy_mechanike – техническая
Общие сведения о технической механике.
5. www.ostemex.ru - основы технической механики
6. www.edu.ru – портал Российское образование.
7. www.сherch.ru ponyatie_o_technicheskoy_mechanike
– техническая
Общие сведения о технической механике.
8
механика.
механика.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания ПК, ОК)
должен уметь:
читать кинематические схемы;
проводить
сборочно-разборочные
работы
в соответствии с характером соединений деталей и
сборочных единиц;
подсчитывать передаточное число;
пользоваться контрольно-измерительными приборами
и инструментом;
Должен знать:
виды машин и механизмов, принцип действия,
кинематические и динамические характеристики;
типы кинематических пар;
характер соединения деталей и сборочных единиц;
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
Лабораторные работы,
Практические работы.
Лабораторные работы.
Практические работы.
Контрольная работа, тестирование.
Контрольная работа, тестирование.
Практические работы, контрольная
работа.
принцип взаимозаменяемости;
Контрольная работа.
основные сборочные единицы и детали;
Практические работы, контрольная
работа.
типы соединений деталей и машин;
Лабораторные работы, практические
работы, контрольная работа.
виды передач; их устройство,
Лабораторные работы,
передаточное отношение и число;
Лабораторные работы, контрольная
работа.
требования к допускам и посадкам;
Контрольная работа.
принципы технических измерений;
Лабораторные
и
практические
общие сведения о средствах измерения и их работы.
классификацию
9
5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№
пункта
№
рабочей
п/п
програм
мы
1
2
Дата
внесения
изменени
йи
дополнен
ий
До внесения
изменений и
дополнений
После изменений и
дополнений
ОК 03.
Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное
и личностное
развитие,
предпринимательс
кую деятельность
в
профессиональной
сфере,
использовать
знания по
финансовой
грамотности в
различных
жизненных
ситуациях
ОК 07.
Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережени
ю, применять
знания об
изменении
климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях
10
ОК 03. Планировать
и реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательску
ю деятельность в
профессиональной
сфере, использовать
знания по правовой и
финансовой
грамотности в
различных
жизненных
ситуациях
ОК 07.
Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях мирного и
военного
времени
Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией
Дата и
№
протоко
ла
рассмот
рения
методич
еским
советом
педагог
ическим
советом
11