ОП.04 Основы электротехники, 2024

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.
4-5

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

6-9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ

10

ПРОГРАММЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ
ОСВОЕНИЯ

11-12

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3

«Основы электротехники»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной
основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 35.01.27
Мастер сельскохозяйственного производства
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный
цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины «Основы электротехники» студент
должен освоить знания и умения, которые являются частью общих и
профессиональных компетенций:
Код
ПК 2.8

ОК 1.
ОК 2.
ОК 3.

ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.

ОК 7.

Наименование результата обучения
Выполнять техническое обслуживание при использовании и при
хранении тракторов, комбайнов, сельскохозяйственных машин
и оборудования, заправлять тракторы и самоходных
сельскохозяйственные
машины
горюче-смазочными
материалами.
Выбирать способы решения задач профессиональной
деятельности применительно к различным контекстам;
Использовать современные средства поиска, анализа и
интерпретации информации и информационные технологии для
выполнения задач профессиональной деятельности;
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие, предпринимательскую деятельность в
профессиональной сфере, использовать знания по финансовой
грамотности в различных жизненных ситуациях;
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и
команде;
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке Российской Федерации с учетом
особенностей социального и культурного контекста;
Проявлять
гражданско-патриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение
на
основе
традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с
учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных
отношений,
применять
стандарты
антикоррупционного
поведения;
Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережению, применять знания об изменении климата,
принципы бережливого производства, эффективно действовать
в чрезвычайных ситуациях;
4

ОК.8

ОК.9

Использовать средства физической культуры для сохранения и
укрепления
здоровья
в
процессе
профессиональной
деятельности и поддержания необходимого уровня физической
подготовленности;
Пользоваться
профессиональной
документацией
на
государственном и иностранном языках.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- читать принципиальные, электрические и монтажные схемы, связанные с
марками изучаемых тракторов и сельскохозяйственных машин;
- рассчитывать параметры электрических схем;
- собирать электрические схемы;
- пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;
- проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать
качество выполняемых работ;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- электротехническую терминологию;
- основные законы электротехники;
- типы электрических схем;
- правила графического изображения элементов электрических схем,
применяемых в тракторостроении и комбайностроении;
- методы расчета электрических цепей;
- основные элементы электрических сетей;
принципы
действия,
устройство,
основные
характеристики
электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры
управления и защиты, которые применяются на современных тракторах и
сельскохозяйственных машинах;
- схемы электроснабжения;
- основные правила эксплуатации электрооборудования современных
тракторов и сельскохозяйственных машин;
- способы экономии электроэнергии;
- основные электротехнические материалы;
- правила сращивания, спайки и изоляции проводов
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 34 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часа;

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
5

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия

6

Объем часов
34
34
20

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы электротехники»
Наименование разделов и тем
1
Тема 1. Электрическое
поле
1-2

3-4
Тема 2. Электрические
цепи постоянного тока.
5-6

7-8

9-10
11-12
Тема 3. Магнитное
поле и цепи
13-14

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся
2
Раздел 1. Основные понятия и законы электротехники
Содержание учебного материала

Объем
часов
3

Уровень
освоения
4

1.Физическая природа электричества. Понятие об электрическом поле.
Электрический ток. Понятие о потенциале. Разность потенциалов. Напряженность
электрического поля. Напряжение. Единицы измерения. Проводники, полупроводники
и диэлектрики в электрическом, поле. Электрическая емкость, единицы измерения.
Конденсаторы, их устройство и применение.
Практическая работа № 1 Изучение параллельного и последовательного соединения
конденсаторов
Содержание учебного материала

2

2

2

2

Законы Ома для цепей постоянного тока
Нелинейные и линейные электрические цепи. Законы Ома и Кирхгофа.
Мощность. Использование теплового действия тока в технике. Химическое действие
тока. Гальванические элементы и аккумуляторы. Соединение источников тока в
батареи.
Электрическая цепь
Электрическая цепь: понятие, условное изображение, элементы, условные
обозначения. Резисторы: способы соединения, схемы замещения.
Практическая работа № 2 Решение задач на законы параллельного и
последовательного соединения проводников
Практическая работа № 3 Чтение монтажных электрических схем тракторов
Содержание учебного материала

2

2

2

2

2

2

2

2

Законы магнитной цепи

2

2

7

Тема №4
Переменный ток

15-16

17-18
19-20
Тема 5 Электрические
измерительные
приборы и измерения
21-22

23-24
Тема 6.
Трансформаторы

25-26

Магнитная цепь: понятие, классификация, характеристики, единицы измерения, законы
магнитной цепи. Основные магнитные величины и свойства ферримагнитных
материалов. Методы расчета магнитных цепей при постоянной магнитодвижущей силе.
Содержание учебного материала
Законы переменного тока
Идеальные элементы цепи переменного тока. Мощность в цепях переменного тока.
Трехфазные электрические цепи. Соединение обмоток генератора и потребителя
звездой и треугольником. Активная, реактивная и полная мощность в трехфазной сети.
Практическая работа № 4 Измерение активного и реактивного сопротивления в цепях
переменного тока
Практическая работа № 5 Изучение работы трехфазной электрической цепи при
нагрузке однофазных приемников, соединенных «треугольником» и «звездой».
Содержание учебного материала
Электроизмерительные приборы
Понятия о системах электроизмерительных приборов. Необходимость измерения
электрических величин: напряжения, силы тока, сопротивления, мощности, энергии.
Методы измерения. Электроизмерительные приборы: амперметры, вольтметры,
логометры, ваттметры. Понятия о системах электроизмерительных приборов. Шкала
приборов. Погрешности при измерениях, классы точности прибора. Способы
расширения пределов измерения амперметров и вольтметров. Правила включение
приборов и снятие показаний. Понятие об измерение неэлектрических величин
электрическими методами.
Практическая работа № 6 Измерение характеристик электрического тока
мультиметром
Раздел 2. Электротехнические устройства
Содержание учебного материала
Трансформаторы
Типы, назначение, устройство и принцип действия трансформаторов. Мощность и
8

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

27-28
Тема 7. Электрические
машины

29-30
31-32
33-34

коэффициент полезного действия трансформаторов. Понятия о режимах работы
трансформаторов. Трехфазные трансформаторы. Автотрансформаторы. Область
применение трансформаторов
Практическая работа № 7 Устройство и принцип действия трансформаторы.
Коэффициент полезного действия трансформатора
Содержание учебного материала
Машины постоянного тока (МПТ). Устройство и принцип действия МПТ. Асинхронные
двигатели (АД). Устройство и принцип действия трёхфазного АД. Механические и
рабочие характеристики АД. Схемы включения асинхронных двигателей. Пуск и
регулирование скорости АД. Синхронные машины (СМ). Устройство и принцип
действия СМ. Работа СМ в режиме генератора и двигателя
Практическая работа № 8 Механические и рабочие характеристики асинхронного
двигателя
Практическая работа № 9 Характеристики синхронного двигателя
Практическая работа № 10 Способы соединения обмоток электродвигателя
Контрольная работа.

2

2

2

2

2
2

2
2

34

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного
кабинета электротехники; лаборатории электротехники.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- макеты электрических приборов;
- плакаты по изучаемым темам.
Технические средства обучения:
- компьютер
с
лицензионным
программным
обеспечением
и
мультимедиапроектор.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- макеты электрических приборов;
- набор комплектующих изделий для сборки электрических схем;
- контрольно0измерительные приборы;
- набор слесарного инструмента.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. Бутырин П.А Электротехника: Учебник. Серия: Начальное
профессиональное образование. - М.: Академия, 2018. – 272 с.
2. Ярочкина Г. В. Электротехника: рабочая тетрадь: учебное пособие для
начального
профессионального
образования.
Издательский
центр
«Академия», 2018.- 96 с.

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания)
Уметь:
читать принципиальные,
электрические и монтажные схемы,
связанные с марками изучаемых
тракторов и сельскохозяйственных
машин;
рассчитывать параметры
электрических схем;
собирать электрические схемы;
пользоваться
электроизмерительными приборами
и приспособлениями;
проводить сращивание, спайку и
изоляцию проводов и
контролировать качество
выполняемых работ;
Знать:
электротехническую
терминологию;
основные законы
электротехники;
типы электрических схем;
правила графического изображения
элементов электрических схем,
применяемых в тракторостроении и
комбайностроении;
методы расчета электрических
цепей;
основные элементы
электрических сетей;
принципы действия, устройство,
основные
характеристики
электроизмерительных приборов,
электрических машин, аппаратуры

Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
Выполнение контрольного задания

Практическое задание
Практическое задание
Практическое задание

Практическое задание

Тестирование, устный опрос
Контрольная работа, устный опрос
Контрольная работа
Контрольная работа,
лабораторные работы
Лабораторные работы
Лабораторные работы, устный опрос
Контрольная работа,
лабораторные работы,
практические занятия
11

управления и защиты, которые
применяются
на
современных
тракторах и сельскохозяйственных
машинах;
схемы электроснабжения;
основные правила эксплуатации
электрооборудования современных
тракторов и сельскохозяйственных
машин;
способы экономии
электроэнергии;
основные электротехнические
материалы;
правила сращивания, спайки и
изоляции проводов

Контрольная работа
Практические занятия
Контрольная работа, устный опрос
Тестирование
Практическое задание

12

5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ УЧЕБНУЮ ПРОГРАММУ
№ п/п

№ пункта
рабочей
программы

Дата
внесения
изменений
и
дополнений

До
внесения
изменений
и
дополнений

После
изменений и
дополнений

13

Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией

Дата и № протокола рассмотрения
методическим советом/
педагогическим советом

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».