ОП.05 Основы агрономии, 2024

2

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4-6

2. СТРУКТУРА
И
ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ

6-9

УЧЕБНОЙ

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

СОДЕРЖАНИЕ

3. УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы агрономии»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы по профессии 35.01.27
«Мастер сельскохозяйственного производства»
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной
профессиональной образовательной программы
Учебная
дисциплина
«Основы
агрономии»
относится
к
общепрофессиональному
циклу
основной
профессиональной
образовательной программы и направлена на обеспечение у студентов
знаний, умений,
навыков, необходимых
для
удовлетворения
потребностей рынка труда и с учетом запросов работодателей, особенностей
развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и
социальной сферы в рамках, установленных федеральным Государственным
образовательным стандартом.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам
освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины «Основы
агрономии» студент должен освоить знания и умения, которые являются
частью общих и профессиональных компетенций:
Код
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 2.3
ПК 2.4
ПК 2.5
ПК 2.6
ПК 2.7
ПК 2.8

Наименование результата обучения
Выполнять основную обработку и предпосевную подготовку
почвы с заданными агротехническими требованиями.
Вносить
удобрения
с
заданными
агротехническими
требованиями.
Выполнять механизированные работы по посеву, посадке и
уходу за сельскохозяйственными культурами.
Выполнять уборочные работы с заданными агротехническими
требованиями.
Выполнять
погрузочно-разгрузочные,
транспортные
и
стационарные работы на тракторах.
Выполнять мелиоративные работы.
Выполнять механизированные работы по разгрузке и раздаче
кормов животным, уборке навоза и отходов животноводства.
Выполнять техническое обслуживание при использовании и при
хранении тракторов, комбайнов, сельскохозяйственных машин
и оборудования, заправлять тракторы и самоходных
сельскохозяйственные
машины
горюче-смазочными
материалами.
4

ОК 1.

Выбирать способы решения задач профессиональной
деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 2.
Использовать современные средства поиска, анализа и
интерпретации информации и информационные технологии для
выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 3.
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие, предпринимательскую деятельность в
профессиональной сфере, использовать знания по финансовой
грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 4.
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и
команде;
ОК 5.
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке Российской Федерации с учетом
особенностей социального и культурного контекста;
ОК 6.
Проявлять
гражданско-патриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение
на
основе
традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с
учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных
отношений,
применять
стандарты
антикоррупционного
поведения;
ОК 7.
Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережению, применять знания об изменении климата,
принципы бережливого производства, эффективно действовать
в чрезвычайных ситуациях;
ОК.8
Использовать средства физической культуры для сохранения и
укрепления
здоровья
в
процессе
профессиональной
деятельности и поддержания необходимого уровня физической
подготовленности;
ОК.9
Пользоваться
профессиональной
документацией
на
государственном и иностранном языках.
В результате освоения дисциплины « Основы агрономии» студент
должен:
уметь:
определять особенности выращивания отдельных сельскохозяйственных
культур с учетом их биологических особенностей;
знать:
основные культурные растения;
их происхождение и одомашнивание;
возможности хозяйственного использования культурных растений;
5

традиционные и современные агротехнологии (системы обработки почвы;
зональные системы земледелия;
технологии возделывания основных сельскохозяйственных культур; приемы
и методы растениеводства);
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы
учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки 32 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
теоретические занятия
лабораторные работы
практические занятия

6

Количест
во часов
32
32
20
12

7

Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов) и тем

№
урока

1
Тема № 1
Растения и условия
их жизни
Тема №2
Почва, её свойства
и состав.
Тема №3
Сорные растения и
меры борьбы с
ними.

2

Тема №4
Системы обработки
почвы.
Тема №4
Удобрения, их
свойства и

Содержание учебного материала, лабораторные работы и
практические занятия, самостоятельная работа
обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем
часов

Уровень
освоения

4

5

1-2

3
Содержание
Строение растений. Размножение растений.

2

1-2

3-4

Почва. Основные свойства почвы.

2

1-2

2

1-2

4

2-3

2

1-2

2

1-2

11-12

Содержание.
Сорные растения. Меры борьбы с сорняками.
Практическая работа №1
Характеристика основных сорняков Урала. Меры борьбы с
ними.
Содержание
Основные приемы обработки почвы

13-14

Содержание
Классификация удобрений. Характеристика удобрений.

5-6
7-10

8

применение.
Тема №5
Семена и посев с/х
культур

15-16
17-20

Тема №6
Защита растений от
вредителей и
болезней.
Тема №7
Севообороты.

21-22
23-24

25-26

27-28
Тема №8
Основные
сельскохозяйственн
ые культуры.
Особенности
биологии и
агротехники.

29-30
31-32

Содержание
Способы посева. Норма высева. Глубина посева.
Практическая работа №2
Лабораторный способ проверки нормы высева семян.
Содержание
Методы защиты растений от вредителей и болезней.
Практическая работа №3
Характеристика основных вредителей культурных растений.
Методы защиты.
Содержание
Классификация севооборотов. Научные основы чередования
культур.
Практическая работа №4
Составление различных видов севооборотов.
Содержание
Особенности биологии и агротехники яровой пшеницы
Особенности биологии и агротехники кукурузы,
выращиваемой на силос.

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
9

2

1-2

4

2-3

2

1-2

2

2-3

2

1-2

2

1-2

2
2

1-2
1-2

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
агрономии.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Основы агрономии»;
- образцы типов почвы, удобрений, гербарий сорных растений,
коллекция семян сельскохозяйственных культур;
-комплект
учебно-методической
документации
по
«Основам
агрономии»;
Технические средства обучения: телевизор, мультимедийный проектор,
компьютер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Третьяков Н.Н., Ягодин Б.А., Туликов А.М. и др. Агрономия: учебное
пособие. – М.: Академия, 2010.
2. Третьяков Н.Н., Ягодин Б.А., Туликов А.М и др. Основы агрономии:
Учебник. – М.: Академия, 2010.
Дополнительные источники:
1. Лыков А.М., Коротков А.А., Баздырев Г.Н., Сафонов А.Ф.
Земледелие с почвоведением. – М.: Колос, 2000.
2. Коренев С.В., Федотов В.А., Попов А.Ф., Шевченко В.Е.
Растениеводство. – М.: КолосС, 2003.
3. Гатаулина
Г.Г.
Технология
производства
продукции
растениеводства. - М.: КолосС, 2005.
4. Гатаулина Г.Г., Объедков М.Г. Практикум по растениеводству. - М.:
Колос, 2000.

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных
работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных
заданий, составления презентаций, подготовки сообщений.
Результаты обучения
Формы и методы контроля и
(освоенные умения, усвоенные знания)
оценки результатов обучения
Умения:
 определять особенности выращивания  наблюдение и оценка выполнения
отдельных
сельскохозяйственных
работ на практических занятиях;
культур с учетом их биологических
особенностей.
Знания:
 основные культурные растения;
 устный (письменный) опрос;
 тестирование;
 их происхождение и одомашнивание;
 устный опрос;
 возможности
хозяйственного  устный (письменный) опрос,
использования культурных растений;
 тестирование
 традиционные
и
современные  устный (письменный) опрос;
агротехнологии (системы обработки  контрольная работа;
почвы;
зональные
системы  экспертная оценка составленных
земледелия; технологии возделывания
технологических карт
основных
сельскохозяйственных
возделывания основных
культур;
приемы
и
методы
сельскохозяйственных культур;
растениеводства).
 защита рефератов (презентаций).

12

5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ УЧЕБНУЮ ПРОГРАММУ
№ п/п

№ пункта
рабочей
программы

Дата
До
После
внесения
внесения
изменений
изменений изменений
и
и
и
дополнений
дополнений дополнений

13

Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией

Дата и № протокола
рассмотрения
методическим советом/
педагогическим советом

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».