СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА................................................................................................................ 4
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ .......................................................................................................................................... 5
2.ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ............................................ 15
3.ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ........ 16
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ..... 19
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ........................................................................................................................................ 20
6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ ............. 22
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной дисциплины «Основы микробиологии, санитарии и
гигиены» разработана на основе:
-федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (утверждённый приказом Минобразования и науки РФ от 17.05. 2012 г. № 413 с
изменениями и дополнениями 12.08.2022г.);
-примерной образовательной программы среднего профессионального образования
(далее – ПОП СПО);
-федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального
образования
(далее
–
ФГОС
СПО)35.01.27
Мастер
сельскохозяйственного производства;
-примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Основы
микробиологии, санитарии и гигиены» (для профессиональных образовательных
организаций);
-учебного плана по профессии 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства;
- методическими материалами по обязательной общеобразовательной дисциплине
Основы микробиологии, санитарии и гигиены
Программа общеобразовательной дисциплины «ОП 07 Основы микробиологии,
санитарии и гигиены» разработана в соответствии с Концепцией преподавания
общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ
среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего
образования, утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской
Федерации от 30.04.2021 № Р-98, на основании письма Департамента государственной
политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения
Министерства просвещения Российской Федерации от 30.08.2021 № 05-1136 «О направлении
методик преподавания».
Содержание рабочей программы по общеобразовательной дисциплине «ОП 07
Основы микробиологии, санитарии и гигиены» разработано с учётом:
синхронизации образовательных результатов ФГОС СОО (личностных, предметных,
метапредметных) и ФГОС СПО (ОК, ПК) с учетом профессионализации.
Содержание
программы
общеобразовательной
дисциплины
направлено
на достижение следующих целей и задач.
Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины – формирование научного мировоззрения о многообразии мира
микроорганизмов, их распространении, влиянии на здоровье человека, материалы,
сырье, промышленные изделия, формирование санитарной культуры у обучающихся.
Задачи дисциплины:
1. Ознакомление с терминологией и понятиями дисциплины.
2. Изучение принципов систематики, морфологии, физиологии и распространения
микроорганизмов в природе.
3. Ознакомление с влиянием факторов внешней среды на микроорганизмы.
4. Изучение экологии микроорганизмов: микрофлоры почвы, воды, воздуха, животного
организма.
5. Обучение приготовлению растворов дезинфицирующих и моющих средств.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место общеобразовательной дисциплине в структуре основной
образовательной программы:
Общеобразовательная дисциплина «Основы микробиологии, санитарии и
гигиены» является обязательной частью общеобразовательного цикла основной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии/специальности 35.01.27
Мастер сельскохозяйственного производства;
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:
Содержание общеобразовательной дисциплины «Основы микробиологии, санитарии и
гигиены» (базовый уровень) направлено на достижение личностных, метапредметных и
предметных (далее – Пр) результатов обучения, регламентированных ФГОС СОО и с учетом
федеральной основной рабочей программой по «Основы микробиологии, санитарии и
гигиены».
Личностные результаты освоения основной образовательной программы
обучающимися должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться
сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентации,
позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям
российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских
организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве,
спорте, технологиях и труде;
идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность
за его судьбу;
духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на
морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию
семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с
традициями народов России;
эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда и общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего
и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности;
физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения
к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому
и психическому здоровью;
трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать
осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей
жизни;
экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение
прогнозировать
неблагоприятные
экологические
последствия
предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего
осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия
между людьми и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и
обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем;
б) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания;
овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов;
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией,
ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу
ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры
и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать
их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;
разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и
нематериальных ресурсов;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в
профессиональную среду;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
в) работа с информацией:
владеть навыками получения информации из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации
различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических
норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной
безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
а) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых
средств;
б) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений
участников, обсуждать результаты совместной: работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по
разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
оценивать приобретенный опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований;
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние,
видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность
за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять
гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других,
учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты;
г) принятие себя и других людей:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
признавать свое право и право других людей на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07 ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ, САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы микробиологии, санитарии и гигиены» является частью
общепрофессионального цикла примерной образовательной программы в соответствии с
ФГОС СПО по профессии35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01;ОК 02;ОК
07; ОК 09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания:
Код и наименование
формируемых
компетенций
Планируемые результаты освоения дисциплины
Знания
мения
ОК 01. Выбирать
способы решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным
контекстам
актуальный
профессиональный
и
социальный
контекст, в котором приходится работать и жить;
основные источники информации и ресурсы для
решения задач и проблем в профессиональном и/или
социальном контексте;
алгоритмы выполнения работ в профессиональной и
смежных областях;
методы работы в профессиональной и смежных
сферах;
структуру плана для решения задач;
порядок
оценки
результатов
решения
задач
профессиональной деятельности
распознавать задачу и/или проблему в профессиональном
и/или социальном контексте;
анализировать задачу и/или проблему и выделять её
составные части;
определять этапы решения задачи;
выявлять
и
эффективно
искать
информацию,
необходимую для решения задачи и/или проблемы;
составлять план действия;
определять необходимые ресурсы;
владеть
актуальными
методами
работы
в
профессиональной и смежных сферах;
реализовывать составленный план;
оценивать результат и последствия своих действий
(самостоятельно или с помощью наставника)
ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
номенклатура
информационных
источников,
применяемых в профессиональной деятельности;
приемы структурирования информации;
формат оформления результатов поиска информации,
современные средства и устройства информатизации;
порядок их применения и программное обеспечение в
профессиональной деятельности в том числе с
использованием цифровых средств.
определять задачи для поиска информации;
определять необходимые источники информации;
планировать процесс поиска;
структурировать получаемую информацию;
выделять наиболее значимое в перечне информации;
оценивать практическую значимость результатов поиска;
оформлять результаты поиска, применять средства
информационных
технологий
для
решения
профессиональных задач;
использовать современное программное обеспечение;
использовать различные цифровые средства для решения
профессиональных задач.
ОК 07. Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях
ОК 09.Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках
ПК 1.2 Вносить
удобрения с
заданными
агротехническими
требованиями
правила экологической безопасности при ведении
профессиональной деятельности;
основные
ресурсы,
задействованные
в
профессиональной деятельности;
пути обеспечения ресурсосбережения;
принципы бережливого производства;
основные направления изменения климатических
условий региона.
правила построения простых и сложных предложений
на профессиональные темы;
основные общеупотребительные глаголы (бытовая и
профессиональная лексика);
лексический минимум, относящийся к описанию
предметов, средств и процессов профессиональной
деятельности;
особенности произношения;
правила
чтения
текстов
профессиональной
направленности
понимать
общий
смысл
четко
произнесенных
высказываний на известные темы (профессиональные и
бытовые),
понимать
тексты
на
базовые
профессиональные темы;
участвовать в диалогах на знакомые общие и
профессиональные темы;
строить простые высказывания о себе и о своей
профессиональной деятельности;
кратко обосновывать и объяснять свои действия (текущие
и планируемые);
писать простые связные сообщения на знакомые или
интересующие профессиональные темы
Знания
мения
Навыки
внесения
соблюдением
требований
удобрений
с виды минеральных и органических
агротехнических удобрений;
технологические
схемы,
агротехнические требования на
внесение
минеральных
и
органических удобрений;
соблюдать нормы экологической безопасности;
определять направления ресурсосбережения в рамках
профессиональной
деятельности
по
профессииосуществлять
работу
с
соблюдением
принципов бережливого производства;
организовывать профессиональную деятельность с
учетом знаний об изменении климатических условий
региона.
настраивать и регулировать агрегат для
внесения удобрений на заданный режим
работы с учетом агротехнических
требований;
устранять простейшие неисправности в
принцип действия, устройство, процессе работы машинно-тракторных
техническая и технологическая агрегатов
регулировка машин для внесения
минеральных
и
органических
удобрений;
контроль
и
оценка
качества
внесения удобрений;
правила и нормы охраны труда
ПК 1.3. Выполнять
механизированные
работы по посеву,
посадке и уходу за
сельскохозяйственны
ми культурами
выполнения механизированных
работ по посеву, посадке и уходу
за
сельскохозяйственными
культурами;
текущего
контроля
качества
посева,
посадки,
ухода
за
сельскохозяйственными
культурами.
ПК 1.7 Выполнять
механизированные
работы по разгрузке и
раздаче кормов
животным, уборке
навоза и отходов
выполнения механизированных
работ по разгрузке и раздаче
кормов, уборке навоза в
животноводческих помещениях и
на выгульных площадках
агротехнические
требования,
технологии, способы ухода за
посевами
и
посадками
сельскохозяйственных культур, в
т.ч. с использованием оборудования
для точного земледелия;
принцип действия, устройство,
техническая и технологическая
регулировка сельскохозяйственных
машин для выполнения посева и
посадки
сельскохозяйственных
культур;
контроль
и
оценка
качества
выполняемых
механизированных
работ по посеву, посадке и уходу за
сельскохозяйственными
культурами;
правила и нормы охраны труда
принцип действия, устройство,
техническая и технологическая
регулировка машин для разгрузки и
раздачи кормов;
технология выполнения работ по
разгрузке и раздаче кормов в
настраивать и регулировать машиннотракторный агрегаты по посеву, посадке
и уходу за сельскохозяйственными
культурами;
устранять простейшие неисправности в
процессе работы машинно-тракторных
агрегатов;
пользоваться надлежащими средствами
защиты.
комплектовать
машинно-тракторные
агрегаты для разгрузки и раздачи
кормов, для уборки навоза и отходов
животноводства;
настраивать и регулировать машиннотракторный агрегат для разгрузки и
животноводства.
животноводческих помещениях и раздачи кормов, для уборки навоза и
на выгульных площадках;
отходов животноводства;
правила и нормы охраны труда
устранять простейшие неисправности в
процессе работы машинно-тракторных
агрегатов;
пользоваться надлежащими средствами
защиты
2.1. ОБЪЕМ ЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
32
в т.ч. в форме практической подготовки
12
в т. ч.:
теоретическое обучение
20
лабораторные работы
12
Самостоятельная работа 1
-
Промежуточная аттестация
1
Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией в
соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов, необходимом для
выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим планом и содержанием
учебной дисциплины.
2.2. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся
Объем, акад. ч / в
том числе в
форме
практической
подготовки,
акад. ч
1
2
3
Раздел 1. Основы микробиологии
Тема 1.1. Понятия о
Содержание учебного материала
микроорганизмах
1Понятие о микроорганизмах.
2Морфология микробов.
3Физиология микробов
В том числе практических и лабораторных занятий
Тема 1.2. Физиология и
генетика микроорганизмов
22/8
6
4
2
Коды
компетенций и
личностных
результатов2,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ОК 01
ОК 02
ОК 07
ОК 09
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.7
Лабораторная работа1.Анализ основных форм бактерий,
грибов
2
Содержание учебного материала
4
1Химический состав микробов, питание ,рост, развитие.
2
2Генетика микроорганизмов
В том числе практических и лабораторных занятий
Лабораторная работа 2. Определение чувствительности
микроорганизмов.Формы воздействия патогенных
микроорганизмов на животных
2
2
ОК 01
ОК 02
ОК 07
ОК 09
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.7
6
ОК 01
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 1.3. Микроорганизмы
Содержание учебного материала
2
В соответствии с Приложением 3 ПОП.
поверхности растений и
прикорневой зоны
1Микрофлора зерна и ее изменения при разных условиях
хранения
2Фитопатогенные микроорганизмы.
В том числе практических и лабораторных занятий
Лабораторная работа 3. Анализ эпифитных
микроорганизмов зерна.
Тема 1.4. Микрофлора почвы
Содержание учебного материала
1Количественный и видовой состав микроорганизмов в
почве
2Возможности управления микробиологическими
процессами в почве.
В том числе практических и лабораторных занятий
Лабораторная работа 4.Микробиологический анализ
почвы.
Раздел 2. Основы санитарии гигиены
2
2
6
4
2
2
Содержание учебного материала
1.Санитарные требования к помещениям, содержанию
рабочих мест в цехах.
2.Санитарные требования к спецодежде работников.
2
2
Тема 2.2 Дезинфекция
Содержание учебного материала
4
1Дезинфицирующие и моющие средства, их назначение,
классификация
В том числе практических и лабораторных занятий
Лабораторная работа 5. Приготовление и использование
дезинфицирующих и моющих растворов.
Самостоятельная работа обучающихся
2
2
2
Содержание учебного материала
4
1Назначение дезинсекции, её методы
2
В том числе практических и лабораторных занятий
2
ОК 02
ОК 07
ОК 09
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.7
ОК 01
ОК 02
ОК 07
ОК 09
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.7
10/4
Тема 2.1. Санитарные
требования
Тема 2.3. Дезинсекция и
дератизация
4
ОК 01
ОК 02
ОК 07
ОК 09
ПК 1.2, ПК 1.3
ПК 1.7
ОК 01
ОК 02
ОК 07
ОК 09
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.7
ОК 01
ОК 02
ОК 07
ОК 09
Лабораторная работа 6.Приготовление и использование
дезинфицирующих растворов.Анализ правил проведения
дезинсекции и дератизации.
2
Промежуточная аттестация
Всего
32
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.7
4. СЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Лаборатория «Микробиологии, санитарии и гигиены», оснащенная в соответствии
с п. 6.1.2.3 Примерной образовательной программы по профессии.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Пилильшикова. Н.В. Физиология растений с основами микробиологии.- М.:
Миф, 2019.-268с.
2. Наумова Т. И. Основы микробиологии, физиологии питания, санитарии и
гигиены: учеб. пособие / Т. И. Наумова. - Ростов н/Д : Феникс, 2020. -284 с. : ил. (Среднее профессиональное образование).
3.2.2. Основные электронные издания
1.
Емцев, В. Т. Микробиология : учебник для среднего профессионального
образования / В. Т. Емцев, Е. Н. Мишустин. — 8-е изд., испр. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022. — 428 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-09738-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/491852 (дата обращения: 15.11.2022).
2.
Микробиология, санитария и гигиена : учебное пособие для спо / А. К.
Галиуллин, Р. Г. Госманов, В. Г. Гумеров [и др.]. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург :
Лань, 2022. — 152 с. — ISBN 978-5-507-44326-0. — Текст : электронный // Лань :
электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/223427 .
3.
Санитарная микробиология / Н. А. Ожередова, А. Ф. Дмитриев, В. Ю.
Морозов [и др.]. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 176 с. — ISBN 978-5-507-44747-3. —
Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/243326 .
4.
Фарниев, А. Т. Почвенная микробиология / А. Т. Фарниев, А. Х. Козырев, А.
А. Сабанова. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 142 с. — ISBN 978-5-507-44485-4. —
Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/260834 .
3.2.3. Дополнительные источники:
1. Основы микробиологии, производственной санитарии и гигиены.
–М.:
Академия,2008.-346с.
2. Мартинчик А.Н., Королев А.А., Несвижский Ю.В. Микробиология, физиология
питания, санитария: Учебник. -М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015.-324с.
5.
КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗ ЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения3
Критерии оценки
Методы оценки
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
основных групп
определение основных Текущий контроль в
форме устного и
микроорганизмов, их
групп микроорганизмов,
письменного опроса,
классификации;
их классификация;
значения микроорганизмов в
обоснование значения тестирования,
контрольной работы;
природе, в жизни человека и
микроорганизмов в
животных;
природе, в жизни человека выполнение
лабораторных работ.
и животных;
правил отбора, доставки и
Зачет
хранения биоматериала;
формулирование
правил отбора, доставки и
типов питательных сред и
хранения биоматериала;
правил работы с ними;
определение типов
методов стерилизации и
питательных сред;
дезинфекции;
формулирование
понятий патогенности и
правил работы с
вирулентности;
форм воздействия патогенных питательными средами;
изложение методов
микроорганизмов;
стерилизации и
санитарно-технологических
дезинфекции;
требований к помещениям,
определение понятий
оборудованию, инвентарю,
патогенности и
одежде, транспорту и др.;
вирулентности;
правил личной гигиены
определение формы
работников;
воздействия патогенных
норм гигиены труда;
микроорганизмов;
классификации моющих и
определение
дезинфицирующих средств,
правил их применения, условий санитарнотехнологических
и сроков хранения;
требований к
правил проведения
помещениям,
дезинфекции инвентаря и
оборудованию,
транспорта, дезинфекции,
инвентарю, одежде,
дезинсекции и дератизации
транспорту;
помещений;
изложение правил
личной гигиены
работников;
обоснование норм
гигиены труда;
изложение
классификации моющих и
дезинфицирующих
средств, правил их
применения;
формулирование
правил проведения
дезинфекции инвентаря и
3
В ходе оценивания могут быть учтены личностные результаты.
транспорта, дезинфекции,
дезинсекции и
дератизации помещений
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины
обеспечивать асептические
демонстрация умений Оценка выполнения
условия работы с
и навыков обеспечения лабораторных работ;
биоматериалами;
асептических
условий контрольной работы.
работы с биоматериалами; Зачет
проводить
микробиологические
демонстрация умений
исследования и давать оценку
и навыков проведения
полученным результатам;
микробиологических
исследований;
пользоваться
микроскопической оптической
демонстрация умений
техникой;
и
навыковработы
спомощью
соблюдать правила личной
микроскопической
гигиены и промышленной
оптической техники;
санитарии, применять
необходимые методы и средства демонстрация
защиты;
соблюдения
правил
личной
гигиены
и
готовить растворы
промышленной
дезинфицирующих и моющих
санитарии,
применения
средств различной
необходимых методов и
концентрации;
средств защиты;
дезинфицировать
демонстрация умений
оборудование, инвентарь,
и навыков приготовления
помещения, транспорт и др.
растворов
дезинфицирующих
и
моющих средств;
демонстрация умений
и
навыков
дезинфицирования
оборудования, инвентаря,
помещения.
Контроль и оценка результатов обучения осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения определяют, что обучающиеся должны знать, понимать и
демонстрировать по завершении изучения дисциплины.
Для формирования, контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины
используется система оценочных мероприятий, представляющая собой комплекс учебных
мероприятий, согласованных с результатами обучения и сформулированных с учетом
ФГОС СОО (предметные результаты по дисциплине) и ФГОС СПО.
6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧ Ю
ПРОГРАММ
№
п/п
№ пункта
Рабочей
программы
Дата
внесения
изменений
и
дополнений
До
внесения
изменений и
дополнений
После
изменений и
дополнений
1
2
Дата и № протокола
рассмотрения
цикловой комиссией
Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом