2
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА................................................................................................................ 4
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ .............. 5
2. ОБЪЕМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ........... 21
3. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ» ........................................................................................................... 22
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ..... 29
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ........................................................................................................................................ 31
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной дисциплины «География» разработана на основе:
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (утверждённый приказом Минобразования и науки РФ от 17.05. 2012 г. № 413 с
изменениями и дополнениями 12.08.2022г.);
примерной основной образовательной программы среднего общего
образования (далее – ПООП СОО);
федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования (далее – ФГОС СПО)23.01.17 Мастер по ремонту и
обслуживанию автомобилей;
примерной
рабочей
программы
общеобразовательной
дисциплины
«География»(для профессиональных образовательных организаций);
учебного плана по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию
автомобилей;
Методическими материалами по обязательной общеобразовательной
дисциплине «География».
Программа общеобразовательной дисциплины «География» разработана в
соответствии с Концепцией преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом
профессиональной направленности программ среднего профессионального образования,
реализуемых на базе основного общего образования, утвержденной распоряжением
Министерства просвещения Российской Федерации от 30.04.2021 № Р-98, на основании
письма Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального
образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской
Федерации от 30.08.2021 № 05-1136 «О направлении методик преподавания».
Содержание рабочей программы по общеобразовательной дисциплине «География»
разработано с учётом синхронизации образовательных результатов ФГОС СОО
(личностных, предметных, метапредметных) и ФГОС СПО (ОК, ПК) с учетом
профессионализации.
Содержание
программы
общеобразовательной
дисциплины
направлено
на достижение следующих целей и задач:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и
динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на
всех территориальных уровнях;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы
для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических
процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими
особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих
стран;
воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к
окружающей природной среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных
географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
нахождение и применение географической информации, включая географические
карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернетресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов
международной жизни;
понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях
стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и
образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.
4
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место общеобразовательной дисциплине в структуре основной
образовательной программы:
Общеобразовательная дисциплина «География» является обязательной частью
общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС
по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:
Содержание общеобразовательной дисциплины «География» (базовый уровень)
направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных (далее – Пр)
результатов обучения, регламентированных ФГОС СОО и с учетом федеральной основной
рабочей программой по дисциплине «География».
Личностные результаты освоения основной образовательной программы
обучающимися должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться
сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентации,
позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям
российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских
организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве,
спорте, технологиях и труде;
идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность
за его судьбу;
духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на
морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию
семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с
традициями народов России;
эстетического воспитания:
5
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда и общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего
и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности;
физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения
к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому
и психическому здоровью;
трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать
осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей
жизни;
экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение
прогнозировать
неблагоприятные
экологические
последствия
предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего
осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия
между людьми и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и
обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
6
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем;
б) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания;
овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов;
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией,
ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу
ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры
и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать
их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;
разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и
нематериальных ресурсов;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в
профессиональную среду;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
в) работа с информацией:
владеть навыками получения информации из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации
различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических
норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной
безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
а) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
7
развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых
средств;
б) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений
участников, обсуждать результаты совместной: работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по
разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
оценивать приобретенный опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований;
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние,
видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность
за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять
гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других,
учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты;
г) принятие себя и других людей:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
8
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
признавать свое право и право других людей на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
9
Код и
наименование
формируемых
компетенций
ОК 01. Выбирать
способы
решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно
к
различным
контекстам
Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
Дисциплинарные (предметные)
В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности
мастерства, трудолюбие;
готовность
к
активной
деятельности
технологической и социальной направленности,
способность
инициировать,
планировать
и
самостоятельно выполнять такую деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной
деятельности,
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или
основания для сравнения, классификации и
обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры
и критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении
жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения
- понимать роль и место современной географической науки в
системе научных дисциплин, ее участии в решении
важнейших проблем человечества: приводить примеры
проявления глобальных проблем, в решении которых
принимает участие современная географическая наука, на
региональном уровне, в разных странах, в том числе в России;
определять роль географических наук в достижении целей
устойчивого развития;
- освоить и применить знания о размещении основных
географических объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции устойчивого
развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема
народонаселения); выбирать и использовать источники
географической информации для определения положения и
взаиморасположения объектов в пространстве; описывать
положение и взаиморасположение географических объектов в
пространстве;
сформировать
системы
комплексных
социально
ориентированных географических знаний о закономерностях
развития природы, размещения населения и хозяйства:
различать географические процессы и явления и распознавать
их проявления в повседневной жизни; использовать знания об
основных географических закономерностях для определения
и сравнения свойств изученных географических объектов,
явлений
и
процессов;
проводить
классификацию
географических
объектов,
процессов
и
явлений;
устанавливать
взаимосвязи
между
социальноэкономическими и геоэкологическими процессами и
явлениями; между природными условиями и размещением
ОК 02. Использовать
современные
средства
поиска,
анализа
и
интерпретации
информации,
и
информационные
технологии
для
выполнения
задач
профессиональной
деятельности
проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения, находить аргументы для доказательства
своих утверждений, задавать параметры и критерии
решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты,
критически
оценивать
их
достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
подходы и решения;
- способность их использования в познавательной и
социальной практике
В области ценности научного познания:
сформированность
мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, способствующего осознанию
своего места в поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской
культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую деятельность индивидуально и в
группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
11
населения, между природными условиями и природноресурсным капиталом и отраслевой структурой хозяйства
стран; формулировать и/или обосновывать выводы на основе
использования географических знаний;
- владеть географической терминологией и системой базовых
географических понятий, умение применять социальноэкономические понятия для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
сформировать
знания
об
основных
проблемах
взаимодействия природы и общества, о природных и
социально-экономических аспектах экологических проблем:
описывать географические аспекты проблем взаимодействия
природы и общества; приводить примеры взаимосвязи
глобальных проблем; приводить примеры возможных путей
решения глобальных проблем;
- освоить и применить знания о размещении основных
географических объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции устойчивого
развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема
народонаселения); выбирать и использовать источники
географической информации для определения положения и
взаиморасположения объектов в пространстве; описывать
положение и взаиморасположение географических объектов в
пространстве;
- сформировать умения проводить наблюдения за отдельными
географическими объектами, процессами и явлениями, их
изменениями в результате воздействия природных и
антропогенных факторов: определять цели и задачи проведения
наблюдений; выбирать форму фиксации результатов
наблюдения; формулировать обобщения и выводы по
результатам наблюдения;
ОК 03. Планировать
и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное
развитие,
предпринимательску
ю деятельность в
профессиональной
сфере, использовать
знания по правовой
и
финансовой
- владеть навыками получения информации из
источников
разных
типов,
самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и
форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с учетом
назначения информации и целевой аудитории,
выбирая оптимальную форму представления и
визуализации;
оценивать
достоверность,
легитимность
информации, ее соответствие правовым и моральноэтическим нормам;
- использовать средства информационных и
коммуникационных
технологий
в
решении
когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики,
техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации,
информационной
безопасности
личности;
В области духовно-нравственного воспитания:
- сформированность нравственного сознания,
этического поведения;
- способность оценивать ситуацию и принимать
осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение
устойчивого будущего;
- ответственное отношение к своим родителям и
(или) другим членам семьи, созданию семьи на
основе осознанного принятия ценностей семейной
жизни в соответствии с традициями народов России;
12
- сформировать умения находить и использовать различные
источники географической информации для получения новых
знаний о природных и социально-экономических процессах и
явлениях, выявления закономерностей и тенденций их
развития, прогнозирования: выбирать и использовать
источники географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
геоинформационные системы), адекватные решаемым задачам;
сопоставлять и анализировать географические карты различной
тематики и другие источники географической информации для
выявления
закономерностей
социально-экономических,
природных и экологических процессов и явлений; определять и
сравнивать по географическим картам разного содержания и
другим источникам географической информации качественные
и
количественные
показатели,
характеризующие
географические объекты, процессы и явления; определять и
находить в комплексе источников недостоверную и
противоречивую географическую информацию для решения
учебных
и
(или)
практико-ориентированных
задач;
самостоятельно находить, отбирать и применять различные
методы познания для решения практико-ориентированных
задач;
- владеть умениями географического анализа и интерпретации
информации из различных источников: находить, отбирать,
систематизировать информацию, необходимую для изучения
географических объектов и явлений, отдельных территорий
мира и России, их обеспеченности природными и
человеческими
ресурсами, хозяйственного потенциала,
экологических проблем; представлять в различных формах
(графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты) географическую
информацию; формулировать выводы и заключения на основе
анализа и интерпретации информации из различных
источников
географической
информации;
критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
грамотности
различных
жизненных
ситуациях
в Овладение
универсальными
регулятивными различных источников; использовать различные источники
действиями:
географической информации для решения учебных и (или)
а) самоорганизация:
практико-ориентированных задач;
- самостоятельно осуществлять познавательную
деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать
собственные
задачи
в
образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения
проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению
широкой эрудиции в разных областях знаний,
постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки
ситуации, выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно принимать
решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность:
внутренней мотивации, включающей стремление к
достижению
цели
и
успеху,
оптимизм,
инициативность, умение действовать, исходя из
своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать
эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении коммуникации, способность к
сочувствию и сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность
выстраивать отношения с другими людьми,
заботиться, проявлять интерес и разрешать
13
ОК 04.
Эффективно
взаимодействовать и
работать
в
коллективе
и
команде
ОК 05.
Осуществлять
устную
письменную
и
конфликты;
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и
самоопределению;
-овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной
и индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению:
составлять
план
действий,
распределять роли с учетом мнений участников
обсуждать результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
осуществлять
позитивное
стратегическое
поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным
Овладение
универсальными
регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на
ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции
другого человека;
В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику
быта, научного и технического творчества, спорта,
труда и общественных отношений;
14
- владеть географической терминологией и системой базовых
географических понятий, умение применять социальноэкономические понятия для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
- освоить и применить знания о размещении основных
географических объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции устойчивого
развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема
коммуникацию
на
государственном
языке
Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального
и
культурного
контекста
ОК 06.
- способность воспринимать различные виды
искусства, традиции и творчество своего и других
народов, ощущать эмоциональное воздействие
искусства;
- убежденность в значимости для личности и
общества отечественного и мирового искусства,
этнических культурных традиций и народного
творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах
искусства,
стремление
проявлять
качества
творческой личности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах
жизни;
- распознавать невербальные средства общения,
понимать значение социальных знаков, распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств;
- осознание обучающимися российской гражданской
идентичности;
- целенаправленное развитие внутренней позиции
личности
на
основе
духовно-нравственных
ценностей
народов
Российской
Федерации,
исторических и национально-культурных традиций,
формирование системы значимых ценностносмысловых
установок,
антикоррупционного
мировоззрения,
правосознания,
экологической
культуры, способности ставить цели и строить
жизненные планы;
В части гражданского воспитания:
15
народонаселения); выбирать и использовать источники
географической информации для определения положения и
взаиморасположения объектов в пространстве; описывать
положение и взаиморасположение географических объектов в
пространстве;
сформировать
систему
комплексных
социально
ориентированных географических знаний о закономерностях
развития природы, размещения населения и хозяйства:
различать географические процессы и явления и распознавать
их проявления в повседневной жизни; использовать знания об
основных географических закономерностях для определения и
сравнения свойств изученных географических объектов,
явлений
и
процессов;
проводить
классификацию
географических объектов, процессов и явлений; устанавливать
взаимосвязи
между
социально-экономическими
и
геоэкологическими процессами
и
явлениями;
между
природными условиями и размещением населения, между
природными условиями и природно-ресурсным капиталом и
отраслевой структурой хозяйства стран; формулировать и/или
обосновывать
выводы
на
основе
использования
географических знаний;
- понимать роль и место современной географической науки в
Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение на основе
традиционных
российских духовнонравственных
ценностей, в том
числе
с
учетом
гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений,
применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
- осознание своих конституционных прав и
обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических
и
демократических ценностей;
- готовность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по
социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам;
- готовность вести совместную деятельность в
интересах гражданского общества, участвовать в
самоуправлении
в
общеобразовательной
организации и детско-юношеских организациях;
- умение взаимодействовать с социальными
институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской
деятельности;
патриотического воспитания:
- сформированность российской гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, свой язык и
культуру,
прошлое
и
настоящее
многонационального народа России;
- ценностное отношение к государственным
символам, историческому и природному наследию,
памятникам,
традициям
народов
России,
достижениям России в науке, искусстве, спорте,
технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к служению и
защите Отечества, ответственность за его судьбу;
освоенные обучающимися межпредметные понятия
и универсальные учебные действия (регулятивные,
16
системе научных дисциплин, ее участии в решении важнейших
проблем человечества: приводить примеры проявления
глобальных проблем, в решении которых принимает участие
современная географическая наука, на региональном уровне, в
разных странах, в том числе в России; определять роль
географических наук в достижении целей устойчивого
развития;
- владеть умениями географического анализа и интерпретации
информации из различных источников: находить, отбирать,
систематизировать информацию, необходимую для изучения
географических объектов и явлений, отдельных территорий
мира и России, их обеспеченности природными и
человеческими
ресурсами, хозяйственного потенциала,
экологических проблем; представлять в различных формах
(графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты) географическую
информацию; формулировать выводы и заключения на основе
анализа и интерпретации информации из различных
источников
географической
информации;
критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников; использовать различные источники
географической информации для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
- сформировать умения применять географические знания для
объяснения разнообразных явлений и процессов: объяснять
изученные социально-экономические и геоэкологические
процессы и явления; объяснять географические особенности
стран с разным уровнем социально-экономического развития,
включая особенности проявления в них глобальных проблем
человечества; использовать географические знания о мировом
хозяйстве и населении мира, об особенностях взаимодействия
природы и общества для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
ОК
07.
Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать
в
чрезвычайных
ситуациях
познавательные, коммуникативные);
- способность их использования в познавательной и
социальной
практике,
готовность
к
самостоятельному планированию и осуществлению
учебной деятельности, организации учебного
сотрудничества с педагогическими работниками и
сверстниками,
к
участию
в
построении
индивидуальной образовательной траектории;
- овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности
В области экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры,
понимание
влияния
социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной
среды,
осознание
глобального
характера
экологических проблем;
- планирование и осуществление действий в
окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;
умение
прогнозировать
неблагоприятные
экологические
последствия
предпринимаемых
действий, предотвращать их;
- расширение опыта деятельности экологической
направленности;
- овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;
- наличие мотивации к обучению и личностному
развитию;
17
сформировать
систему
комплексных
социально
ориентированных географических знаний о закономерностях
развития природы, размещения населения и хозяйства:
различать географические процессы и явления и распознавать
их проявления в повседневной жизни; использовать знания об
основных географических закономерностях для определения и
сравнения свойств изученных географических объектов,
явлений
и
процессов;
проводить
классификацию
географических объектов, процессов и явлений; устанавливать
взаимосвязи
между
социально-экономическими
и
геоэкологическими процессами
и
явлениями;
между
природными условиями и размещением населения, между
природными условиями и природно-ресурсным капиталом и
отраслевой структурой хозяйства стран; формулировать и/или
обосновывать
выводы
на
основе
использования
географических знаний;
- владеть умениями географического анализа и интерпретации
информации из различных источников: находить, отбирать,
систематизировать информацию, необходимую для изучения
географических объектов и явлений, отдельных территорий
мира и России, их обеспеченности природными и
человеческими
ресурсами, хозяйственного потенциала,
экологических проблем; представлять в различных формах
(графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты) географическую
ОК 09.
Пользоваться
профессиональной
документацией
на
государственном и
иностранном языках
В области ценности научного познания:
сформированность
мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, способствующего осознанию
своего места в поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской
культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность
осуществлять
проектную
и
18
информацию; формулировать выводы и заключения на основе
анализа и интерпретации информации из различных
источников
географической
информации;
критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников; использовать различные источники
географической информации для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
- сформировать умения применять географические знания для
объяснения разнообразных явлений и процессов: объяснять
изученные социально-экономические и геоэкологические
процессы и явления; объяснять географические особенности
стран с разным уровнем социально-экономического развития,
включая особенности проявления в них глобальных проблем
человечества; использовать географические знания о мировом
хозяйстве и населении мира, об особенностях взаимодействия
природы и общества для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
- сформировать умения применять географические знания для
оценки разнообразных явлений и процессов: оценивать
географические факторы, определяющие сущность и динамику
важнейших социально-экономических и геоэкологических
процессов; оценивать изученные социально-экономические и
геоэкологические процессы и явления;
- освоить и применить знания о размещении основных
географических объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции устойчивого
развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема
народонаселения); выбирать и использовать источники
географической информации для определения положения и
взаиморасположения объектов в пространстве; описывать
положение и взаиморасположение географических объектов в
пространстве;
- владеть географической терминологией и системой базовых
географических понятий, умение применять социально-
исследовательскую деятельность индивидуально и в
группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
- способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
- овладение видами деятельности по получению
нового знания, его интерпретации, преобразованию
и применению в различных учебных ситуациях, в
том числе при создании учебных и социальных
проектов;
- формирование научного типа мышления, владение
научной терминологией, ключевыми понятиями и
методами;
-осуществлять целенаправленный поиск переноса
средств и способов действия в профессиональную
среду
19
экономические понятия для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
- владеть умениями географического анализа и интерпретации
информации из различных источников: находить, отбирать,
систематизировать информацию, необходимую для изучения
географических объектов и явлений, отдельных территорий
мира и России, их обеспеченности природными и
человеческими
ресурсами, хозяйственного потенциала,
экологических проблем; представлять в различных формах
(графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты) географическую
информацию; формулировать выводы и заключения на основе
анализа и интерпретации информации из различных
источников
географической
информации;
критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников; использовать различные источники
географической информации для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
- сформировать умения применять географические знания для
объяснения разнообразных явлений и процессов: объяснять
изученные социально-экономические и геоэкологические
процессы и явления; объяснять географические особенности
стран с разным уровнем социально-экономического развития,
включая особенности проявления в них глобальных проблем
человечества; использовать географические знания о мировом
хозяйстве и населении мира, об особенностях взаимодействия
природы и общества для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
Примерные темы
1. монологических выступлений (докладов)
1.Географические карты различной тематики и их практическое использование.
2. Типология стран по уровню социально-экономического развития.
3. Основные политические и военные союзы в современном мире
4. Природно-ресурсный потенциал (страна на выбор)
5. Демографическая политика (страна на выбор)
6. Миграции населения, их основные причины и направления.
7. Научно- технический прогресс и его современные особенности.
8. Отраслевая структура машиностроения РФ
9. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта
10. Уровень развития транспортной отрасли в Европе
11. Развитие и размещение предприятий транспортной отрасли в Азии
12. Развитие и размещение предприятий транспортной отрасли в Северной Америке
13. Развитие и размещение предприятий транспортной отрасли в России
14. Влияние предприятий транспортной отрасли на глобальные проблемы.
2. Перечень мероприятий
(в соответствие с календарем памятных и знаменательных дат)
Сентябрь, месяц экологии – акция «Бумага во благо»
21
2. ОБЪЕМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ
РАБОТЫ
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебного предмета
72
Основное содержание
56
в т. ч.:
теоретическое обучение
42
лабораторные/практические занятия
14
Профессионально ориентированное содержание
14
в т. ч.:
теоретическое обучение
лабораторные/практические занятия
14
индивидуальный проект (да/нет)**
нет
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
21
2
3. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ»
Наименование Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), Объём
Коды общих
разделов и
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
часов
компетенций
тем
(указанных в разделе
1.2) и личностных
метапредметных,
предметных
результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
1
2
3
4
Основное содержание
Введение
Введение. Источники географической информации. География как наука. Ее роль и
значение в системе наук. Источники географической информации и методы работы с
ними. Традиционные и новые методы географических исследований. Географические
ОК 01.
карты различной тематики и их практическое использование.
2
ОК 02.
«Сырые» источники информации и методы работы с ними (видеоблоги, тематические
группы в соцсетях, художественная литература, путеводители, карты – их критический
анализ).
Раздел 1. Общая характеристика мира
36
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
6
Современная Теоретическое обучение
политическая Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные
2
карта мира
особенности. Субъекты политической карты мира. Суверенные государства и
несамоуправляющиеся государственные образования.
Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы
ОК 02.
правления, типы государственного устройства и формы государственного режима
ОК 04.
Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и
ОК 09.
особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и
их типы.
Понятие о политической географии. Влияние международных отношений на
2
политическую карту мира. Региональные и локальные конфликты. Основные
политические и военные союзы в современном мире
22
Тема 1.2.
География
мировых
природных
ресурсов
Тема 1.3.
География
населения
мира
Практическое занятие
№ 1: «Ознакомление с политической картой мира». Географический диктант
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
1. Мировые природные ресурсы. Ресурсообеспеченность. Классификация видов
природных
ресурсов
(минеральные,
земельные,
водные,
биологические,
агроклиматические и т.д.). Размещение различных видов природных ресурсов на
территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания
природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал.
2. Рациональное использование ресурсов и охрана окружающей среды
Практическое занятие
№ 2: «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по
выбору)»
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
1. Современная демографическая ситуация.
Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны
мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Качество
жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни
населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости,
младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития
Современная структура населения
Половозрастная структура населения. Расовый, этнолингвистический и религиозный
состав населения мира. Социальная структура общества
2. Занятость населения. Размещение населения.
Экономически активное и самодеятельное население. Качество рабочей силы в
различных странах мира. Особенности размещения населения в регионах и странах
мира. Миграции населения, их основные причины и направления. Урбанизация.
Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира «Ложная»
урбанизация, субурбанизация, урбанизация. Города-миллионеры, «сверхгорода» и
мегалополисы.
Практическое занятие
№ 3: «Анализ особенностей населения в различных странах и регионах мира
23
2
6
2
2
2
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 07.
6
2
ОК 01.
ОК 02.
2
2
Тема 1.4.
Мировое
хозяйство
(особенности демографической ситуации, расселения, сравнительная оценка качества
жизни населения, сравнительная оценка культурных традиций народов и др.)»
Географический диктант
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Современные особенности развития мирового хозяйства. Мировая экономика,
исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда.
Международная специализация и кооперирование. Научно- технический прогресс и его
современные особенности. Современные особенности развития мирового хозяйства.
Социально-экономические модели стран. Интернационализация производства и
глобализация мировой экономики.
Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль
стран в мировой экономике.
*Профессионально-ориентированное содержание. Практическое занятие
№ 4. География основных отраслей мирового хозяйства
Топливно-энергетический комплекс мира. Электроэнергетика мира. Топливный баланс
мира. Рост производства различных видов топлива. Газовая, нефтяная, угольная
промышленность мира. Альтернативные источники энергии. Географические
особенности развития мировой электроэнергетики
Чёрная и цветная металлургия. Современное развитие чёрной металлургии мира.
Металлургические базы мира. Географические особенности развития цветной
металлургии мира. Факторы размещения предприятий цветной металлургии
№ 5. Машиностроение. Отраслевая структура машиностроения. Развитие отраслей
машиностроения в мире. Главные центры машиностроения
Транспортный комплекс
Транспортный комплекс и его современная структура. Грузо- и пассажирооборот
транспорта. Географические особенности развития различных видов мирового
транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты
№6. Химическая промышленность. Лесная (лесоперерабатывающая) и лёгкая
промышленность
Географические особенности развития химической, лесной и лёгкой промышленности
Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное
сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления.
24
18
2
2
14
2
2
2
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.
Агропромышленный
комплекс.
География
мирового
растениеводства
и
животноводства
№ 7. География отраслей непроизводственной сферы.
Основные направления международной торговли товарами и услугами. Факторы,
формирующие международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира.
Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных,
туристских, деловых и информационных услуг. Особенности современной торговли
услугами
№ 8: «Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира».
«Размещение профильной отрасли мирового хозяйства на карте мира»
№ 9: «Составление экономико-географической характеристики профильной
отрасли»
№ 10: «Определение и обозначение стран-экспортеров основных видов
продукции». Контрольная работа
Основное содержание
Раздел 2. Региональная характеристика мира
Тема 2.1.
Зарубежная
Европа
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
2
2
2
2
30
6
Теоретическое обучение
1.Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического
положения региона. История формирования его политической карты. Характеристика
природно-ресурсного потенциала. Особенности населения
Хозяйство стран Зарубежной Европы. Сельское хозяйство. Транспорт. Туризм.
Особенности отраслевого состава промышленности. Особенности развития сельского
хозяйства Зарубежной Европы. Уровень развития транспорта и туризма в Европе.
*Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в Европе
2.Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия
их формирования и развития. Особенности политической системы. Природноресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная
структура
Практическое занятие
№ 11: «Характеристика особенностей природы, населения и хозяйства
европейской страны»
Содержание учебного материала
25
2
2
2
6
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
Зарубежная
Азия
Тема 2.3.
Африка
Тема 2.4.
Америка
Теоретическое обучение
1.Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения
региона. История формирования его политической карты. «Горячие точки»
современной зарубежной Азии. Характерные черты природно-ресурсного потенциала,
населения и хозяйства регионов зарубежной Азии. *Развитие и размещение
предприятий профильной отрасли в Азии
2. Япония, Китай, Индия и страны Персидского залива как ведущие страны
Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической
системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их
территориальная структура
Практическое занятие
№ 12: «Сравнительная характеристика особенностей природы, населения и
хозяйства стран Юго-Западной и Юго-Восточной Азии»
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона.
История формирования его политической карты. Характерные черты природноресурсного потенциала и особенности населения Африки
Хозяйство стран Африки. Особенности хозяйства стран Африки. Особенности
развития субрегионов Африки. Экономическая отсталость материка и пути ее
преодоления. *Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в Африке
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
1.Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения
региона. История формирования его политической карты. Характерные черты
природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. *Развитие и размещение
предприятий профильной отрасли в Северной Америке
США. Природные ресурсы, население и хозяйство США. Условия их формирования и
развития. Особенности политической системы. Население США. Ведущие отрасли
хозяйства и экономические районы США
Канада. Природные ресурсы и хозяйство Канады. Условия их формирования и
развития. Особенности политической системы. Население Канады. Ведущие отрасли
хозяйства и экономические районы Канады
2.Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического
26
2
2
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
2
2
2
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
6
2
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 09.
2
положения региона. История формирования его политической карты. Население
Латинской Америки
Хозяйство стран Латинской Америки. Отрасли международной специализации.
Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки
Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их
формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный
потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.
*Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в Латинской Америке
Практическое занятие
№13: «Составление сравнительной экономико-географической характеристики
двух стран Северной и Латинской Америки»
Тема 2.5.
Содержание учебного материала
Австралия и
Теоретическое обучение
Океания
1.Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического
положения региона. История формирования его политической карты. Особенности
природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и
территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии. *Развитие и
размещение предприятий профильной отрасли в Австралии и Океании
Тема 2.6.
Содержание учебного материала
Россия в
Теоретическое обучение
современном 1. Россия на политической карте мира. Изменение географического,
мире
геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX — XXI веков.
Место России в мировом хозяйстве, ее участие в международной торговле товарами и
других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной
структуры хозяйства. География отраслей международной специализации РФ.
2.Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в России.
3. Оценка современного геополитического и геоэкономического положения
России. Определение роли России и ее отдельных регионов в международном
географическом разделении труда
Практические занятия
№14: «Определение отраслевой и территориальной структуры внешней торговли
России». Контрольная работа
Раздел 3. Глобальные проблемы человечества
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
27
2
2
2
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
8
2
2
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
2
2
2
ОК 01.
ОК 02.
Классификация
глобальных
проблем.
Глобальные
прогнозы,
гипотезы и
проекты
Теоретическое обучение
Глобальные проблемы человечества. Глобальные процессы.
Континентальные, региональные, зональные, локальные проявления глобальных
процессов. Понятие о глобальных проблемах современности — естественно-научных и
общественных. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и
экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения.
Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. *Влияние предприятий
профильной отрасли на глобальные проблемы.
Роль географии в решении глобальных проблем человечества
Всего
Дифференцированный зачет
итого
ОК 03.
ОК 04.
ОК 05.
ОК 07.
2
70 часов
2часа
72
28
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4.1Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебного предмета осуществляется в учебном кабинете
«Общеобразовательных дисциплин»
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением,
мультимедиа.
4.2 Информационное обеспечение обучения
Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной
дисциплины
Основные источники:
1. Максаковский В.П. География (базовый уровень). 10—11 классы. — М., «Просвещение»,
2019
Дополнительные источники:
1. Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География. Практикум: учебное пособие для студ.
учреждений сред. проф. образования. - 3-е изд. стер. — М., Издательский центр
«Академия», 2020.
2. География: журнал. — М.: Издательский дом «Первое сентября».
3. География в школе: научно-методический журнал. — М.: Издательство «Школьная
пресса».
4. География и экология в школе XXI века: научно-методический журнал. —М.:
Издательский дом «Школа-Пресс 1».
5. Ю.Н., Николина В.В. География (базовый уровень). 10 класс. —М., «Просвещение», 2022.
6. Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География (базовый уровень). — 11 класс. — М.,
«Просвещение», 2022.
7. Е.М., Алексеевский Н.И. География: в 2 ч. 10—11 классы. —М. «Русское слово», 2021.
8. А.П., Ким Э.В. География (базовый уровень). 10—11 классы. Учебник — М., ДРОФА,
корпорация «Российский учебник», 2019.
9. Новая географическая картина мира. Ч. 1: учебное пособие / под ред. В. А. Колосова, Д. В.
Зайца. — М.: Дрофа, 2020. — 319 с.
10. Новая географическая картина мира. Ч. 2: учебное пособие / под ред. В. А. Колосова, Д. В.
Зайца. — М.: Дрофа, 2020. — 287 с.
11. О.А. География. Контрольные задания: учебное пособие студ. учреждений сред.проф.
образования. – 2 изд., стер. — М., Издательский центр «Академия», 2018.
1.
2.
Интернет-ресурсы:
https://www.rgo.ru/ru - сайт Русского Географического общества
https://rosstat.gov.ru/ - Федеральная служба государственной статистики
29
3. www.school-collection.edu.ru - «Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов»
4. https://nationalatlas.ru/ - Национальный Атлас России
5. http://www.krugosvet.ru/countries.htm - Энциклопедия «Кругосвет». Справочник по странам
мира и регионам
6. http://unstats.un.org/unsd/ - Статистическая база данных ООН
7. http://priroda.ru/ - Национальный портал «Природа России»
8. http://www.ocean.ru/ - сайт Института океанологии им. П.П. Ширшова Российской академии
наук
9. http://www.geo.historic.ru/ - Страны мира: географический справочник
10. http://kontur-map.ru/ - Контурные карты по географии и истории
30
5.
КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая/профессион
альная
компетенция
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 07.
ОК 09.
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
Раздел/Тема
Тип оценочных мероприятий
Р 1, Темы 1.2, 1.3, 1.4
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 1.1.,1.2, 1.3, 1.4
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Тема 1.3; 1.4.
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 1.1., 1.4.
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 2.1, 2.2
Р 3, Темы 3.1
Р 1, Темы 1.2.
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 1.2.
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Тема 1.1.
Географический диктант
устный опрос
фронтальный письменный опрос,
доклады, оценка работы с
картами атласа мира, заполнение
контурных карт
контрольная работа
оценка практических заданий
31
6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№ № пункта
п/п рабочей
программы.
Дата
До внесения
внесения
изменений и
изменений дополнений
и
дополнений
После изменений Дата и №
и дополнений
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией
32
Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом