Содержание
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА
И
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4
4
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
8
5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В
РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
9
7
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП 03 «Материаловедение» является
обязательной частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии
с ФГОС по профессии СПО 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в образовательных
программах при подготовке, переподготовке и повышении квалификации рабочих кадров
профессий СПО автотранспортного профиля.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
ОП. 00 Общепрофессиональный цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины -требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
Результатом освоения программы является овладение обучающимися видом деятельности
«Материаловедение», в том числе общими (ОК) и профессиональными (ПК), компетенциями:
Код
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 07.
ОК 08.
ОК 09.
ПК 2.1.
ПК 3.1.
ПК 3.2.
ПК 3.3.
ПК 3.4.
Наименование результата обучения
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам
Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации и информационные технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности;
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной
сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в
различных жизненных ситуациях
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного
контекста
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных
ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и
межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного
поведения
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять
знания об изменении климата, принципы бережливого производства,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания
необходимого уровня физической подготовленности
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках.
Осуществлять техническое обслуживание автомобильных двигателей
Производить текущий ремонт автомобильных двигателей
Производить текущий ремонт узлов и элементов электрических и электронных
систем автомобилей
Производить текущий ремонт автомобильных трансмиссий
Производить текущий ремонт ходовой части и механизмов управления
автомобилей
Производить ремонт и окраску кузовов
ПК 3.5.
Код ПК,
Умения
ОК
ОК 01- ОК 09
ПК 2.1
ПК 3.1 - 3.5
- использовать
материалы в
профессиональной
деятельности; определять основные
свойства материалов по
маркам;
- выбирать материалы
на основе анализа их
свойств для
конкретного
применения.
Знания
- основные свойства, классификация,
характеристики применяемых в
профессиональной
деятельности материалов;
- физические и химические свойства
горючих и смазочных
материалов;
- области
применения мате- риалов;
- характеристики
лакокрасочных
покрытий автомобильных кузовов;
- требования к состоянию лакокрасочных
покрытий.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество
часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
33
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
30
в том числе:
- теоретические занятия
16
- лабораторные работы
4
- практические занятия
10
Консультации
1
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Материаловедение»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем
часов
1
2
3
Раздел 1
Металлы и сплавы
24
Содержание
1-2 Понятие о металлах и сплавах. Кристаллические решетки металлов.
Аллотропические превращения металлов
3-4 Типы связей. Кристаллизация металлов. Строение слитка. Основы теории
сплавов
Лабораторные работы:
5-6 Изучение микроструктуры металлов и сплавов
7-8 Определение твердости, пластичности, ударной вязкости металлов
Содержание
9-10 Технология термической обработки сталей: отжиг, нормализация, закалка,
отпуск, старение.
11-12 Классификация сталей. Углеродистые и легированные стали, их свойства.
Инструментальные стали. Маркировка сталей
13-14 Классификация, структура и свойства чугунов. Белые, серые, ковкие,
высокопрочные, легированные, антифрикционные чугуны
Практические занятия
15-16 Анализ диаграммы «железо - углерод»
17-18 Сравнение свойств стали до и после закалки
19-20 Определение состава легированных сталей и чугуна
Содержание
21-22 Сплавы на медной основе, сплавы на основе алюминия и титана, их
маркировка
Практические занятия
23-24 Изучение состава сплавов цветных металлов
Неметаллические материалы
4
Тема 1.1.
Строение и свойства металлов
Тема 1.2.
Железоуглеродистые сплавы
Тема 1.3.
Цветные металлы и сплавы
Раздел 2
Осваиваемые
ОК и ПК
4
ОК 01-ОК 09
ПК 2.1
ПК 3.1 - 3.5
2
2
4
2
2
6
2
2
2
6
2
2
2
2
2
2
2
6
ОК 01-ОК 09
ПК 2.1
ПК 3.1 - 3.5
Содержание
25-26 Состав и строение полимеров. Пластические массы. Резины. Клеящие
Тема 2.1.
Полимерные и горюче-смазочные
материалы. Лакокрасочные материалы
27-28 Классификация и применение ГСМ и специальных жидкостей
материалы
Практические занятия
29-30 Технологические свойства пластических масс. Определение качества
бензина
31 Консультации
32-33 Дифференцированный зачет
4
2
2
2
2
1
2
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
При реализации рабочей программы для формирования и развития общих и
профессиональных компетенций обучающихся в образовательном процессе предусмотрено
использование аудиторных и лабораторных форм проведения занятий в сочетании с
практическими занятиями.
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия лаборатории «Материаловедение».
Оборудование лаборатории «Материаловедение»:
- посадочные места по количеству обучающихся
- рабочее место преподавателя
- комплект учебно-наглядных пособий (плакаты, образцы металлов (стали, чугуна, цветных
металлов и сплавов);
- образцы неметаллических материалов.
- объемные модели металлической кристаллической решетки;
- стенд диаграммы железо-цементит;
- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
Технические средства обучения:
- компьютер, программное обеспечение, видеофильмы, телевизор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Адаскин А.М., Зуев В.М. «Материаловедение (металлообработка)», учебник. – М., Академия,
2018. – 240 с.
2. Заплатин В.Н. «Основы материаловедения (металлообработка)», учебное пособие,– М.,
Академия, 2018. – 256 с.
3. Соколова Е.Н. «Материаловедение (металлообработка)», рабочая тетрадь, ИЦ Академия, 2015.
4. Чумаченко Ю.Т. и др. «Материаловедение для автомехаников», учебное пособие,- Ростов н/Д.,
Феникс, 2019. – 480 с.
Дополнительные источники:
1. Овчинников В.В. Охрана труда: учебное пособие, – М.: Академия, 2018. – 64 с
2. Панов Ю.В. Установка и эксплуатация газобаллонного оборудования автомобилей: учебное
пособие. – М.: Академия, 2019. -160 с.
Интернет ресурсы:
http://lombardo.ru/1-kurs/materialovedenie/
http://www.rza.org.ua/search/r-86399.html
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Материаловедение»
осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, лабораторных и
практических работ.
Результаты обучения
Критерии оценки
- демонстрировать
знать:
- основные свойства,
знание основных свойств,
классификацию,
классификации,
характеристики применяемых
характеристик
в профессиональной
применяемых в
деятельности материалов;
профессиональной
- физические и химические
деятельности
свойства горючих и смазочных материалов;
материалов;
- физических и химических
- области
применения
свойств горючих и смазочных
материалов;
материалов;
- марки и модели автомобилей, - области
их технические характеристики применения
и особенности конструкции;
материалов;
- характеристики
лакокрасочных
покрытий
автомобильных кузовов;
- оборудование и материалы
для ремонта кузова;
- требования к состоянию
лакокрасочных покрытий.
уметь:
- использовать
Использование
эксплуатационные материалы
эксплуатационных
в профессиональной
материалов в соответствии
деятельности;
с поставленной
задачей,
- определять основные
и основными свойствами.
свойства материалов по
маркам;
- выбирать материалы на
основе анализа их свойств, для
конкретного применения
Формы и методы оценки
Тестирование
Оценка результатов
выполнения практической
работы
Экспертное наблюдение за
ходом выполнения
практической работы
5ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№
пункта
рабочей
№ програм
п/п
мы
Дата
внесения
изменени
йи
дополнен
ий
До внесения
изменений и
дополнений
После изменений
и дополнений
Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией
Дата и №
протокола
рассмотрени
я
методически
м советом
педагогичес
ким советом